Как назывались правители номов в древнем шумере
Лугальзаггиси
Лугальзаггиси (правильнее Лугальзагеси), сначала правитель (энси) города Умма, затем царь города Урука и всего Шумера (24 в. до н. э.). Нанёс поражение Урукагине (правильнее Уруинимгине), царю Лагаша. Позже потерпел поражение от Саргона I, царя Аккада, и был взят им в плен.
Тиглатпаласар
Тиглатпаласар (ассир. Тукультиапал-Эшарра). В Ассирии. Наиболее значительны: Т. I (умер около 1076 до н. э.), царь около 1114 — около 1076 до н. э. Совершил несколько победоносных походов в Наири (область Урмийского и Ванского озёр), Малую Азию, Сирию, Финикию, с переменным успехом вёл войны с Вавилонией. Оттеснил за р. Евфрат надвигавшиеся на Ассирию кочевые племена арамеев. Т. III (умер 727 до н. э.), царь в 745—727 до н. э. Провёл реформы, способствовавшие стабилизации внутриполитические положения: разукрупнение наместничеств и подчинение наместников центральной власти, создание постоянного, находившегося на царском обеспечении войска на основе рекрутского набора и др. Возобновил завоевательную политику Ассирии. На З. в 743—740 разгромил Арпадскую коалицию сирийских, финикийских и малоазийских правителей, которая поддерживалась Урарту, в 734—732 выиграл войну с коалицией, объединявшей Дамасское и Израильское царства, Тир, филистимские города, аравийские княжества и Эдом. В 737 закрепился в Западной Мидии. Совершил два похода (в 738 и 735) на С., в Урарту, дважды (в начале и конце царствования) в Вавилонию, где пытались захватить власть халдейские вожди, и в 729 на основе личной унии Т. Ill стал царём Вавилона под именем Пулу. На большинстве завоёванных территорий были созданы ассирийские провинции, часть земель превращена в зависимые от Ассирии государства. При Т. Ill практиковалось переселение народов из одних завоёванных областей в другие или в Ассирию.
С. С. Соловьева.
Салманасар
Салманасар в Ассирии:
С. I, царь (по традиционной датировке, около 1280 — 1260 до н. э.). Продолжал борьбу с государством Митанни, начатую его отцом Ададнирари I. Разгромил митаннийские войска и вспомогательные хеттские и арамейские отряды, фактически уничтожив Митанни. Продвижение войск С. I к Кархемишу, представлявшее угрозу хеттам и Египту, ускорило заключение мира между хеттским царём Хаттусили III и египетским фараоном Рамсесом II, а также возобновление хеттско-вавилонского союза. На севере С. I нанёс поражение союзу урартских племён.
С. III, царь (859—825 или 824 до н. э.). Сын и преемник Ашшурнасирпала II (Ашшурнацирапала). Подчинил царство Бит-Адини (на Среднем Евфрате) и обложил данью ряд государств Северной Сирии. Попытка С. III овладеть Дамасским царством окончилась неудачей. С. III получал дань с финикийских торговых городов и Израильского царства. Совершал хищнические походы на восток от хребта Загрос
(в том числе в Мидию), а также против Урарту.
С. V, царь (727—722 до н. э.). Сын и преемник Тиглатпаласара III. Одновременно был царём Вавилонии (под именем Улулай). Проводил военные операции против Тира и Израильского царства. Отменил иммунитеты храмовых городов (Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона), обложил их налогами и ввёл повинности. Был свергнут в 722 во время осады Самарии.
Ашшурнасирпал II
Ашшурнасирпал II, царь Ассирии [883 — 859 до н. э.]. Покорил Сев. Месопотамию, Сев. Сирию и Финикию. Известны барельефы из дворца А. II в Кальху (современный Нимруд); часть их хранится в Государственном Эрмитаже (Ленинград).
Ашшурбанипал
Ашшурбанапал, царь Ассирии [669 — около 633 до н. э.], сын Асархаддона. Вёл военную и дипломатическую борьбу за сохранение ассирийского государства. В первые годы царствования совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (около 655 Египет окончательно отпал от Ассирии). На З. покорил Тир и Арвад. На В. и С. успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На Ю. столкнулся с антиассирийской коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во главе с правившим в Вавилонии его братом Шамашшумукином, который около 653 поднял восстание против А. Овладев Вавилонией (648), А. затем поодиночке разбил её союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639) и совершил поход против аравийских племён. По его приказу были собраны десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических и научных текстов. Библиотека А. открыта раскопками 1849—54 на месте Ниневии (холм Куюнджик).
Лит.: Streck М., Asurbanipal und die letzten assyrischen Konige, Lpz., 1916.
Р. А. Грибов.
Асархаддон
Асархаддон (ассир. Ашшурахиддин), царь Ассирии [680 — 669 до н. э.]. Вступил на престол в результате гражданской войны. Опирался на торгово-жреческую партию. Восстановил разрушенный его отцом Синахерибом г. Вавилон, вернул ряду городов привилегии, ввёл налоги в пользу храмов. А. вёл войны в Аравии (676), в Финикии и Египте (675—671). Завоевав г. Мемфис, принял египтские царские титулы. В 673—672 совершил поход в Шубрию (на границе с Урарту). В те же годы в результате восстания мидянина Каштарити, поддержанного скифами, от Ассирии отложилась Мидия.
Когда в столице государства Шумера и Аккада древнем городе Уре на престол взошёл лугаль Ибби-Суэн из Третьей династии, возрождённая и возвеличенная деяниями его предков новошумерская империя переживала тяжёлые времена. Однако никто не мог представить себе, сколь трагическим будет конец не только правящего дома, но и всей шумерской государственности.
Ещё отец нового царя был вынужден прибегать к услугам наёмников из аморейских кочевых племён. Когда родные сирийские степи амореев превратились в выжженные солнцем пустыни, разрозненные племена и кланы постарались уйти в цветущее Междуречье. Амореи хотели пасти свой скот и жить как раньше, вовсе не собираясь переходить под власть шумерских чиновников и гнуть спины на земледельческих и строительных работах. Проблема состояла в том, что кочевое хозяйствование вновь превращало орошаемые земли в иссушенные полупустыни. Со временем амореи продвигались всё дальше, разрушая оросительную и дренажную систему — основу жизни Междуречья.
Отец и дядя Ибби-Суэна, воюя в горах на востоке и на равнинах Элама, были также вынуждены защищать Великий плодородный полумесяц от аморейского нашествия. Если Амар-Суэн с трудом, но контролировал все земли от Нижнего моря до Верхнего моря (от Персидского залива до Средиземного моря), то Шу-Суэн потерял власть над полями от города Мари вплоть до современного Ливана. В среднем течении Евфрата была спешно возведена 220-километровая стена для защиты от аморейских племён, а наёмное войско из самих амореев проводило рейды против своих сородичей. Аморейские наёмники стали важным компонентом шумеро-аккадской армии, и письменные источники сообщают о том, что они заняли множество высоких постов при дворе молодого царя.
На протяжении всей своей предыдущей истории Шумер воевал лишь с врагами, которые управлялись из единого центра — можно было сокрушить его и одержать победу. Стратегия войны с враждебными государствами была отработана веками, а её реализации подчинялись экономика, логистика и военная машина Шумера. У амореев же не было единого центра — существовал не только десяток племён, но и кланы внутри каждого из них. У этой гидры было слишком много голов, чтобы шумерский меч мог срубить их разом, а погоня за отдельными кочевыми кланами часто не оправдывала усилий.
Амореи двигались во всех возможных направлениях сразу. Многие из них не стали испытывать судьбу, штурмуя шумерскую защитную стену или пытаясь обойти её через безводные пустыни на западе. Они поступили по-другому: перекочевали с запада на восток Верхней Месопотамии, перешли реку Тигр, затем реку Дияла и оказались на востоке от незащищённых полей. Амореи окружали шумерские и аккадские города и посёлки, большинство из которых утратило свои защитные стены за долгие годы безопасности. Далее события развивались по одинаковому сценарию. Местные чиновники слали в столицу отчаянные послания с просьбой о помощи, но не получали её. После этого городским властям, отрезанным от центра, оставалось либо сражаться с превосходящими силами кочевников, либо договариваться.
При Ибби-Суэне многие важные государственные должности заняли амореи, а старая придворная группировка была отстранена от распределения материальных ценностей. В то же время сохранялся конфликт между священнослужителями и царской властью, которая поставила под свой прямой контроль все храмовые земли — это подрывало единство шумеро-аккадской правящей элиты.
Централизованное царское и храмовое хозяйство стремилось обеспечить максимальную зависимость как работников, так и чиновников, а потому оплачивало работу и службу продовольственными пайками. По-видимому, со времён царя Шульги простые люди негативно оценивали справедливость раздачи пайков. Возможно, что в условиях изменения течения Тигра и Евфрата производительность царского хозяйства снизилась, не исключён и традиционный фактор чиновничьего злоупотребления. Кроме того, среди царских работников было немало пленников, угнанных из покорённых государств. Все эти факторы вели к тому, что царские работники и служащие не были заинтересованы в сохранении текущего положения дел.
Земли, оставшиеся под управлением сельских общин, были скуднее, чем те, что под теми или иными предлогами перешли в пользу двора и храмов. При этом общинникам приходилось нести царские повинности и умирать в войнах, которые ничего им не давали.
Новошумерское государство восстало из пепла, сражаясь с иноземными захватчиками. До тех пор, пока память о разорении родных земель гутиями была жива, простые люди ценили усилия царей Третьей династии по защите Междуречья, но ко времени Ибби-Суэна им стало просто не с чем сравнивать. Людям стало казаться, что существующий мир не стоит усилий по его сохранению, особенно если он даёт блага жизни лишь немногочисленной прослойке из жрецов, царских служащих и иноземных наёмников.
Третий год правления Ибби-Суэна стал началом конца — от империи отделился важный город Эшнунна, где со времён Шу-Суэна продолжал править наместник по имени Итуриа. Много лет прослужив царям, Итуриа стал править без оглядки на центральную власть. Как и во всех прочих случаях, нам неизвестно, смог он отбиться от амореев собственными силами или пошёл на какую-либо сделку с ними. Почему же Ибби-Суэн не взял Эшнунну под контроль? Дело в том, что царь и его войско в это время подавляли восстание страны Симуррум (для этого правителю пришлось собрать ополчение со всей страны и увести с собой наёмников). Документы говорят о том, что Ибби-Суэн усмирил мятеж, но, победив в Симурруме, он потерял Эшнунну и не имел сил, чтобы двинуться в новый поход. Вскоре после этого правитель горного эламского царства Симашки начал поход против находившихся под властью шумеров равнинных земель Элама. Горцам удалось выбить шумерские войска из крупных городов Аван, Сузы и Адамдун.
На пятом году правления Ибби-Суэна его потрёпанное войско сражалось против эламитов и союзных им амореев на землях древнего шумерского нома Лагаш. Судя по исчезновению в лагашских документах царских датировок, эта война была проиграна, и Лагаш вышел из-под власти Ибби-Суэна.
Чтобы получить передышку и обезопасить хотя бы одно из возможных направлений вторжения, в конце пятого года правления шумерский царь выдаёт свою сестру по имени Тукин-хатитуй-мигриша за правителя возрождённого города-государства Запшали.
Впрочем, дипломатические меры уже не могли остановить начавшийся процесс распада царства. На шестом году правления Ибби-Суэна теряется связь с городом Умма. Ситуация выходит из-под контроля наместника, но царь не может направить в Умму своих воинов из-за нехватки провизии, а государственные склады в городе разграблены местными жителями.
С потерей Эшнунны, Элама, Лагаша и Уммы на центральные склады Ура перестают поступать продукты для столичной знати и войска. В окрестностях столицы и всё ещё находящегося под царской властью священного города Ниппур нельзя собрать урожай, достаточный для обеспечения проживающих там людей. Власти направляют последние ресурсы на то, чтобы спешно укрепить защитные стены Ура и Ниппура. На девятом году правления Ибби-Суэна амореи уже хозяйничают в окрестностях города Ларса, что в 40 км от столицы гибнущего царства.
Судя по архивным записям, в 2022 году до н. э. жители Ура и его окрестностей стали испытывать острую нехватку продовольствия. Причитавшаяся столице доля урожая не была доставлена из половины шумерских и аккадских номов, составлявших экономическое и культурное ядро государства Третьей династии. Запасы провизии стремительно истощались, а цены на зерно росли. Чтобы исправить ситуацию, Ибби-Суэн отправил придворного чиновника по имени Ишби-Эрра в западные области царства, ещё не пострадавшие от вторжения амореев. Сельские общины западных земель имели запасы зерна, и Ишби-Эрра получил задание закупить его и доставить в Ур.
Царский посланник успешно выполнил поручение своего повелителя, закупив примерно 10 млн литров ячменя по цене, намного меньшей, чем в Уре — 1 сикль (8,3 г) серебра за 1 гур (около 250 л). Всё зерно и оставшееся серебро было доставлено в городок Исин, находившийся неподалёку от Ниппура. После этого Ишби-Эрра пишет царю дошедшее до нас письмо следующего содержания:
«Ибби-Суэну, моему царю, говорю; так говорит твой слуга Ишби-Эрра:
Ты снарядил меня в поход в Исин и Казаллу, чтобы купить зерно. Зерно достигло в цене 1 гур за каждый (сикль). На покупку зерна было истрачено 20 талантов серебром.
Но теперь, услышав весть о том, что враждебные марту (амореи) вторглись в твою страну, я привез в Исин 72 000 гур зерна – всё полностью. Теперь марту – все до единого – вторглись в сердцевину страны (Шумер) (и) захватили великие крепости одну за другой. Из-за марту я не в состоянии перевезти это зерно; они гораздо сильнее меня (и) я к этому не подготовлен.
Поставь меня во главе тех мест, где должны будут причалить корабли, (и) всё зерно будет погружено в хорошей сохранности. Если у тебя возникнет потребность в зерне, я доставлю тебе зерно.
Из текста письма следует, что Ибби-Суэн продолжал свою войну с Эламом, а потому не мог возглавить экспедицию за зерном. Известно, что Ур так и не дождался кораблей с ячменём, зато на седьмом году правления Ибби-Суэна города Исин и Ниппур признали своим царём Ишби-Эрру. Ибби-Суэн не мог покарать изменника сам, поэтому приказал наместникам областей Казаллу и Гиркаль выступить в поход и захватить Исин. В ответ те попросили послать им на помощь царских солдат, получили подкрепления, но не спешили сражаться с Ишби-Эррой. Разгневанный Ибби-Суэн писал наместнику Казаллу по имени Пузур-Нимуда:
Однако Пузур-Нимуда считал, что даже получив подкрепления, наместники не в силах совладать с могуществом, которое царь сам дал в руки изменника:
Пока коварный и предприимчивый Ишби-Эрра строил своё царство на обломках империи, Ибби-Суэн всё ещё правил в Уре и на побережье Персидского залива. Трудно даже оценить усилия, которые приложил законный владыка, чтобы собрать силы для контрудара в затяжной войне с эламитами. В 2022 году до н. э. шумерское войско вновь захватило Сузы, Аван и Адамдун — захваченное зерно рекой потекло в Ур. Победоносный Ибби-Суэн преследовал эламского царя, взял его в плен и привез в Ур. В 2018 году до н. э. шумерам пришлось опять воевать в Эламе — на этот раз был захвачен город Хухнури. Несмотря на военные победы, Ибби-Суэну не удалось утвердиться в Эламе — он попросту не имел сил, чтобы оставить там свои гарнизоны.
«…город в руины обратили: народ плачет. … В его стенах дыр наделали: народ рыдает!
В праздничных вратах, в тех, где ранее ходили люди, разбросаны трупы. На широких улицах, где проходили празднования, лежат убитые. На площадях, где отмечали праздники, сложены горы мёртвых. Кровь льётся на землю, как медь и олово в плавильную печь, трупы как жир овечий, разлагаются на солнце…
Люди Ура, порубленные топорами, шлемы с голов растеряли; как газель, сражённая охотой, лежат, уткнувшись губами в пыль. Его люди, раненые копьями, лежат неперевязанные. Его люди, побитые молотами, лежат с непокрытой головой. Где не так давно их жёны рожали детей, лежат (мертвые) в собственной крови…
Поверженный Ибби-Суэн был захвачен эламитами и уведён ими в свою страну, где, вероятнее всего, его казнили. Согласно различным источникам, последний шумерский царь правил от 23 до 25 лет.
Эламиты не смогли установить свою власть на Междуречьем — через шесть лет их гарнизон был выбит из Ура наёмниками Ишби-Эрры. Тот претендовал на восстановление империи Шумера и Аккада, но основанное им царство стало всего лишь одним из государств нового периода в истории Месопотамии — так называемого периода амореев.
С падением Ура и гибелью последнего шумерского царя политическая и этническая карта Месопотамии коренным образом изменилась. Время господства шумеров и аккадцев прошло навсегда, а вскоре и они сами растворились среди новых переселенцев. После амореев многие народы приходили на эти земли, и каждому из них после периода смут приходилось восстанавливать оросительную систему и налаживать земледелие — в этом были незаменимы знания, накопленные шумерами за тысячелетия. На берегах рек снова вырастали города, возникали и гибли империи — великая культура пережила своих создателей и стала основой для развития следующих цивилизаций.
Согласно шумерской мифологии, решающую роль в становлении их цивилизации сыграло некое существо, полурыба-получеловек по имени Оаннес. Вот что говорит о его роли в самый ранний период истории шумеров жрец храма бога Мардука, вавилонский историк Белрушу (по-гречески Берос), живший на рубеже IV-III BB. до н. э.: Вначале они (шумеры) жили в большой нужде и не имели над собой никакой власти, словно дикие звери. Но появилось существо, обладавшее человеческим умом, которое они называли Оаннес.
Исходя из сказанного им, можно предположить, что Оаннес - образ собирательный: видимо, он и подобные ему разумные существа прибыли к шумерам откуда-то извне на некоем неизвестном объекте, который оставался в море и на котором, в частности, находилась пригодная для них пища. Сравнение с рыбой наводит на мысль, что Оаннес был одет в рыбообразный защитный комбинезон, изготовленный из материала, не известного местным жителям. Ряд исследователей, изучающих историю возникновения шумерской цивилизации, считают, что Оаннес и его собратья - существа реальные и являлись жителями Атлантиды, либо инопланетянами.
Предположение о существовании в далеком прошлом цивилизации шумеров впервые высказали не историки и не археологи, а. лингвисты. При расшифровке ассирийских и вавилонских клинописных текстов, состоящих из идеограмматических, слоговых и буквенных языковых символов они столкнулись с текстами на неизвестном языке и знаками-идеограммами, восходившими к некоей гораздо более древней, первоначально иероглифической письменности. Так появились первые косвенные, но вполне научные доказательства существования на рубеже V-IV тыс. до н. э. в Нижней Месопатамии шумерского народа.
Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным. Они изучали письмо, чтение, математику, историю, составление карт, лингвистику, медицину и учились проводить операции. Однако вопрос о существовании шумеров оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Тепло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мсье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами.
Среди множества найденных предметов была и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, доселе найденного в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к II или даже III тыс. до н. э., то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско-вавилонской культуры.
Наиболее интересными и информативными произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжавшихся раскопок, оказались шумерские печати, самые ранние образцы которых датируются примерно 3000 г. до н. 3. Это каменные цилиндрики высотой от одного до шести сантиметров, нередко с отверстиями: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.
По мнению французского ученого Мориса Шатлена, одна из находок - круглая ассирийская табличка, копия с древнешумерской, хранящаяся в Британском музее, - представляет собой не что иное, как. руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы! Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны момент и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включения тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку. Все сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов. Планисфера (звездная карта шумеров). Ассирийская табличка с руководством по космическим полетам. Также табличка указывает на то, что народ Древней Месопотамии разработал невероятно сложную форму тригонометрии – математическую систему, описывающую углы, с помощью которой пытают уже многие поколения школьников.
Известно, что и египетская, и шумерская цивилизации возникли внезапно и для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых различных сферах человеческой деятельности, в частности в области астрономии. Изучив содержание текстов на шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках, Захария Ситчин пришел к заключению, что в странах Древнего мира должно было существовать несколько мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук. И такие места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.
В шумерском сказании о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урук в период 2700-2600 гг. до н. э., упоминается древний город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана и известный, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает ста и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор. Для нас, но не для авторов упомянутого эпического повествования. Они точно знали, что в древнем городе жили боги:
Шумеры
Шумеры (шум. Черноголовые) — принятое в научной литературе обозначение древнего населения Южной Месопотамии, говорившего на шумерском языке; с шумерами обычно связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата — одной из первых цивилизаций в истории человечества. Происхождение этой группы населения и родственные связи шумерского языка являются частью крупной исторической проблемы, известной в научной литературе как "шумерская проблема".
История
Происхождение шумеров неизвестно. Сохранившиеся изображения показывают, что их внешность резко отличалась от внешности представителей других племен на Ближнем Востоке, да и во всем мире. Известно, что шумеры были несемитским народом, основавшим около 3500 г. до н. э. множество городов-государств. Самым старым и наиболее значимым был город Урук, в котором правил легендарный Гильгамеш.
Около 2800 г. до н. э. в период расцвета население Урука составляло 4000 человек, к городу тяготело 146 окрестных поселений. Другими городами-государствами были Киш, Ур, Эшнунна, Умма, Хафадж, Лагаш, Ниппур и некоторые другие, основанные в период с 3500 по 2500 гг. до н. э. Эти города постоянно враждовали друг с другом, пока не были объединены под властью Ура примерно в 2500 г. до н. э.
Шумер, в силу своей раздробленности и отсутствия единой власти, не вел никаких захватнических войн. Все боевые столкновения сводились к "гражданским" войнам между собственными городами. Так, например, в XXIV веке до н. э. правитель Лагаша Энметена разгромил войско города Уммы. Позднее потерпевший поражение город восстановил свое влияние и, объединившись с Уруком, захватил Лагаш и распространил собственную власть на значительной территории Шумера. Не исключено также, что кроме подобных войн лугали совершали набеги за добычей на племена аккадцев, кутиев и государство Элам.
В XXIV веке до н. э. в Ки-Ури возникло Аккадское царство, правители и язык которого был семитским. Аккадцы (так с этого времени принято называть восточных семитов) смогли установить контроль над городами-государствами Шумера (во многом благодаря наличию большого количества лучников). Подавление восстаний и террор аккадских царей приводит к спаду культуры в Шумере. В XXII веке до н. э. земли Шумера и Аккада были объединены под властью III династии Ура, цари которой всячески покровительствовали шумерской культуре. Несмотря на видимое "шумерское возрождение", в это время отмечается пик семитизации населения Ки-Энги: аккадский стремительно вытесняет шумерский из разговорной речи.
После крушения державы III династии Ура, земли Шумера и Аккада попадают под власть амореев. Впоследствии эта территория была подчинена вавилонскими царями. Во II тыс. до н. э. в результате смешения шумеров с аккадцами и некоторыми другими этническими группами сформировалась народность вавилонян.
Организация
Шумерская армия составлялась из городских отрядов, причем служба в армии была наследственным правом. Например, Лагаш ок. 2400 г. до н. э. должен был выставлять 20 колесниц и 1000 пеших воинов.
Информация о военной организации шумеров отрывочна и не всегда верна. Вот как описывается войско Шумера в книге "История древнего мира. Ранняя древность":
Армия шумеров состояла из копьеносцев, колесничых и лучников. Последние были наиболее малочисленными и, вероятно, набирались в качестве наемников из соседних племен.
Тактика и вооружение
Атака шумерского войска середины III тысячелетия.
Шумеры были первыми, кто применил бронзовое оружие. Они также на несколько веков раньше египтян открыли колесо. Об шумерских способах ведения войны нам известно из двух главных источников: урского штандарта и стелы ястребов, оба датируются ок. 2500 г. до н. э. На этих археологических находках можно увидеть, как шумеры согласованно используют фалангу и боевые колесницы.
Шумерские колесницы имели четыре колеса и были тяжелыми. В них запрягали по четыре онагра — диких осла — поэтому колесницы были не очень быстры: современные эксперименты показывают, что шумерские колесницы вряд ли могли развить скорость более 25 км/ч. При этом они отличались неповоротливостью, которая им особенно была и не нужна. Шумеры с помощью колесниц старались смять боевые порядки противника, а воины на колесницах вооружались дротиками и копьями. Дротик можно было метать, либо колоть им прямо с повозки. Кроме дротиков, колесничие использовали оружие ближнего боя, так что в случае необходимости воин мог оставить колесницу и пешим вести рукопашный бой. Сохранилось изображение шумерского колесничего, наносящего удар "от головы" длинным копьем, причем левой рукой. Это говорит о том, что на колесницах (и не только) воины применяли длинные копья. Обычным явлением у Шумер было использование обеих рук в ближнем бою. Есть изображения, где бойцы держат копье в правой, а топор — в левой руке, и наоборот.
Пешие воины носили большие щиты и бронзовые шлемы. Некоторые также надевали проклепанные тяжелые капюшоны. Воины строились фалангой и, прикрывшись щитами, надвигались на противника. Копья держали горизонтально, действуя ими вперед-назад.
Шумерские художники изображали фалангу стилизованно, но можно предположить, что фаланга состояла из шести шеренг по 11 человек в каждой — десять простых воинов и десятник. С помощью простого поворота направо или налево фаланга могла перестроиться в колонну из 11 шеренг по 6 человек в шеренге.
Армия шумеров отличалась высоким уровнем дисциплины и выучки, но отсутствие лучников, поддерживающих тяжелых воинов и колесницы, серьезно ослабляло боевые качества шумерской армии. Отказ от луков в Шумере был обусловлен отсутствием достаточно гибких и упругих сортов дерева.
По сохранившимся изображениям на печатях, а также на "Стелле охоты" в городе Уруке можно смело сказать, что в Шумере все-таки издревле использовали лук, как на охоте, так и на войне. Другое дело, что отряды лучников и пращников были немногочисленными и широкого распространения в Шумере не получили. В великолепном издании "Армии Ближнего Востока с 3000 по 539 г. до н. э." авторы Стиллмен и Таллис дают изображение шумерского лучника. Все их данные для реконструкции его облика основываются на археологических находках и на изображениях тех времен. Что же касается материала, из которого изготавливались луки шумеров, то им отлично мог служить бамбуковидный тростник, в изобилии произраставший на территории Месопотамии. Кроме того, не так сложно было ввезти в страну необходимые материалы: торговля была уже достаточно развита в те века.
Шумерский воин, 2600 г. до н. э.
Итак, мы выяснили, что города Шумера все же имели стрелков, но как такие отряды образовывались? Вряд ли можно считать, что отряды лучников и пращников на случай войны набирали из свободных землевладельцев Шумера в качестве ополчения по той причине, что отличных воинов-стрелков подготовить намного сложнее, чем "фалангистов". Для этого необходимы регулярные каждодневные многочасовые тренировки из года в год, на протяжении нескольких лет. Крестьяне просто не могли позволить себе проходить обучение в ущерб сельскохозяйственным работам. Поэтому логично предположить, что стрелки состояли на постоянной службе улугалей, специально нанимались и обучались ими. Лучники и пращники являлись составной и, вероятно, главной частью таких отрядов. Помимо стрелкового оружия, они были вооружены топорами, булавами, кинжалами или "секачами" на случай рукопашного боя (ведь ход сражения непредсказуем, и нет никакой гарантии, что в случае утраты лука, колчана или полного расхода стрел, не придется столкнуться с противником лицом к лицу, следовательно, ручное оружие давало воину дополнительный шанс выжить).
Можно предположить, что в войсках городов Шумера значительный процент стрелков составляли наемники из племен аккадцев и кутиев: эти кочевые племена с детства привыкали к стрелковому оружию на охоте и в междоусобных стычках, а нанять такого воина было значительно дешевле, чем подготовить собственного. Такая практика повсеместно была распространена в Древнем Египте, где стрелки набирались из племен Сирии, Ливии и Нубии.
Однако войско шумеров все равно имело значительно меньшее количество лучников, чем войско Аккада, и в результате шумеры быстро потерпели поражение от аккадийцев.
Помимо лучников и колесничих, в армии шумеров существовали копьеносцы. Они делились на воинов-"фалангистов", умевших биться как в строю, так и индивидуально (составлявших, скорее всего, первые ряды фаланги) и метателей дротиков. Вообще, дротик был серьезным оружием в умелых руках. Проблема заключалась лишь в том, что воин, использующий его, должен был подойти к противнику на достаточно близкое расстояние, а это могло произойти только при отсутствии у того лучников и пращников (или при нейтрализации их действий). Иначе действия аконтистов (т. е. метателей дротиков) сводились на нет. Поэтому в легкой пехоте именно аконтисты первыми стали использовать щит и "мягкие" доспехи, изготовленные из войлока или кожи. Но даже в этом случае их должны были прикрывать отряды стрелков, дабы метатели дротиков смогли приблизиться к врагу на необходимое расстояние относительно без потерь. Кроме того, аконтисты могли эффективно использоваться только против построений типа фаланги, малоподвижной, лишенной маневренности. Целью стрелков и аконтистов в бою являлись уязвимые места: ноги, руки, лица. При этом вовсе не обязательно было поражать врага насмерть одним ударом (хотя такое весьма ценилось), достаточно было ранения, исключающего его дальнейшее участие в сражении. Такая тактика обусловливалась тем, что фаланга спереди и, возможно, с флангов прикрывалась сплошным рядом больших прямоугольных щитов, так что цель выбрать было довольно сложно.
Кроме городских властей, военные отряды в Шумере могли содержать также храмы. Воины-профессионалы практически все свое время проводили в тренировках: стрельбе и метании, или в обучении рукопашному бою. И хотя численность дружин была невелика, содержание их было довольно накладно. Они должны были "окупать" себя войной (т. е. захваченной добычей), поскольку налоги с крестьян не покрывали все нужды воинов, а главное — нужды знати и жрецов, их содержащих. Помимо военных, дружины выполняли, вероятно, и полицейские функции, а также привлекались к сбору налогов с крестьян. В отношении "тяжелой пехоты" можно сказать, что подавляющая ее часть набиралась из ополченцев. Они составляли задние шеренги фаланги, которым очень редко доводилось принимать непосредственное участие в рукопашной схватке. Уже в древности военные мужи поняли:
Именно так и зародился первый строй — фаланга. Недостаток времени не давал возможности лугалям в полной мере обучить ополченцев искусству рукопашного боя, и они нашли единственно верный и гениальный выход, объединив усилия отдельных бойцов-"дилетантов" и прикрыв их спереди "профессионалами". Разумеется, строевая подготовка воинов в те времена была примитивной. Колонна могла двигаться только вперед. Какие-либо маневры и повороты исключались. На "Стелле Коршунов" сохранилось изображение такой фаланги.
Первую шеренгу воинов составляли щитоносцы. Щиты их, скорее всего, были сделаны из сбитых досок, обтянутых кожей, с прикрепленными к ним девятью бронзовыми бляхами — по три в ряд. Они были довольно большого размера (1,70 - 1,75 м в высоту) и, следовательно, очень тяжелыми; поэтому, чтобы как-то ими манипулировать, приходилось держать щиты обеими руками. За щитоносцами следовали 6 шеренг копейщиков. Они не имели щитов, но были защищены, кроме шлемов, "мягкими" доспехами или войлочными накидками. Копья воины держал и двумя руками на уровне пояса. Для ближнего боя были предусмотрены топоры, булавы и кинжалы. (Во всяком случае, у первых трех шеренг: щитоносцев и первой — второй шеренг копьеносцев — обязательно).
Если на поле брани встречались две такие фаланги, то бой, вероятно, происходил следующим образом: Из всего строя непосредственно наносить удары противнику могли только вторая и третья шеренги. Воины четвертого ряда уже не могли быть задействованы, потому что их копья не достигали поражаемой линии. До нас не дошли изображения, где шумерские пехотинцы наносят удары копьем от головы. Возможно, вторая шеренга действовала, нанося уколы копьем на поясном уровне, стараясь попасть в незащищенные места противников. Третьему же ряду приходилось манипулировать копьем чуть повыше - на уровне груди, или от головы, чтобы не мешать впереди стоящим бойцам. Удары наносились только колющие, так как в плотном строю невозможно действовать иначе. Кололи копьями, выставляя их в промежутки между щитами первого ряда. Механика человеческих движения с тех далеких времен и до сих пор остается неизменной. Следовательно, несмотря на отсутствие соответствующих изображений, можно предположить, что фалангисты третьей шеренги били копьем, держа его на уровне головы, через плечи воинов второго ряда и поверх края щитов первого ряда, стараясь достать голову, шею или плечи врага.
То, что третья шеренга наносила удары именно от головы, обусловлено тем, что впереди стоящие воины не давали возможности хорошо разглядеть противника бойцам третьего ряда. Им были видны лишь голова и плечи врага, по которым удавалось бить прицельно. Задачей щитоносцев было принимать на себя удары нападающих, прикрывая своим щитом не только себя, но и 23 следующих ряда копейщиков. Они же выполняли роль живого тарана при напоре задних шеренг. В этом случае, чтобы прорвать строй врага, щитоносцы должны были наносить толчковые удары вперед всей плоскостью щита. На случай его поломки или утери щитоносцы имели также общеупотребляемое оружие.
Не обязательно фалангисты первых трех шеренг строя наносили удары копьями именно так, как сказано в тексте. Основная мысль заключается в том, что для удобства использования копья в тесноте, его положение в руке и наносимый удар могли подразделяться на три уровня: от бедра, от пояса и от головы. При таком распределении пятка копья впереди стоящего воина не задевает при ударе руки и оружие последующих; и не мешает им, в свою очередь, действовать. Варианты же уровней использования копья в рядах могли варьироваться в зависимости от удобства действий бойца и от типа вооружения противника.
Копьеносцы последних четырех рядов выполняли роль движущей силы. Из их числа производилась замена убитых и раненых воинов, стоявших в передних шеренгах. Естественно, наибольшее влияние на исход боя оказывали именно первые две-три шеренги. Вероятнее всего, такие схватки оказывались скоротечными и потери в них не были слишком велики, потому что, потерпев неудачу, воины проигравшей стороны обычно обращались в бегство, бросая копья и щиты, догнать их тяжеловесной фаланге победителей не представлялось возможным. Попытавшись преследовать врага, они непременно расстроили бы собственные ряды и тогда, в свою очередь, сами подверглись бы атаке стрелков и аконтистов противника, что стало бы верной гибелью для фалангистов. Слабой стороной шумерского построения были фланги и тыл. Поэтому их приходилось прикрывать колесницами, стрелками из лука и метателями дротиков.
Такая тактика просуществовала несколько веков, пока шумеры не столкнулись с массовым применением лука и пращи племенами Аккада. Те предпочитали не вступать во фронтальный бой, а издали засыпали камнями и стрелами неповоротливые шумерские фаланги и колесницы. Используя тактику ведения навесной стрельбы, когда стрелы и камни по крутой дуге, минуя ряд щитоносцев, поражали задние шеренги, аккадцы одерживали победу за победой. Такого обстрела фалангисты долго не выдерживали и обращались в бегство. Аккадские воины, действовавшие в рассыпном строю, имели возможность их преследовать, поражая в спину. Шумерские стрелки, в силу своей малочисленности, не могли дать достойного отпора аккадцам, намного превосходившим их количеством. Только изменив тактику, шумеры смогли, наконец, противостоять аккадцам. Новые военные методы были освоены ими достаточно быстро, что доказывают несколько неудач, которые Саргон Древний потерпел в долгой войне в Лугальзагеси. В конце концов, окончательную победу в этой войне все же одержал Саргон. Он, в результате, подчинил своей власти практически всю территорию Шумера.
Важно отметить, что в середине III тысячелетия до н. э., вскоре после изобретения металлических доспехов (плащей с медными пластинами), шумерские боевые топоры заметно изменились: их лезвия стали уже и длиннее, чтобы прорубать чешуйчатый доспех. Такие топоры, их иногда называют "вороньими клювами", являлись самым эффективным оружием в ближнем бою, когда строй фаланги разрушался и действовать копьями становилось невозможно.
Также считается, что честь изобретения боевых мечей тоже принадлежит шумерам. Первые образцы этого оружия выкованы не позже середины III тысячелетия до н. э. Древнейшие мечи имели довольно странную изогнутую форму, свидетельствующую о том, что предком их скорее всего был крестьянский серп. Такие серповидные мечи вначале, по-видимому, были лишь на вооружении у знати и использовались преимущественно для казни пленников.
Одежда
Иконки шумеров из игры Civilization 5.
До наших дней дошли лишь два полностью сохранившихся изображения воинов древнего Шумера; они находятся на стелле Эанатума (так называемая "Стелла Коршунов") в городе Нгирсу и на "Боевом штандарте из города Ура".
В шумерскую эпоху обычной одеждой воина был шерстяной набедренник и медный или бронзовый шлем-шишак. Крест-накрест через плечи могли носить кожаную перевязь, скреплённую большой медной бляхой. На так называемом "Штандарте из Ура", датируемом серединой III тысячелетия до нашей эры, изображены воины в длинных — ниже колен — плащах (вероятно, войлочных или кожаных), с вшитыми круглыми металлическими пластинами. Такие плащи, видимо, играли роль панцирей, защищая тело от ударов вражеского оружия.
Читайте также: