Как в древности лечили инфекции
Древний Египет
Самой большой проблемой лечения венерических заболеваний в прошлом было отсутствие понимания того, с чем связана проблема. Далеко не каждый знал, как передается хворь и немногие доктора могли отличить симптомы ЗППП от других недугов.
Тем не менее многие древние цивилизации обладали достаточным уровнем медицинских знаний, чтобы правильно диагностировать болезни и хорошо понимали их природу. На одном из наиболее известных письменных памятников Древнего Египта, папирусе Эберса, можно увидеть лекарей, проводящих некие манипуляции с больным в области паха.
Этот способ борьбы с венерическими болезнями был у египтян не единственным. Они активно проводили обряды с заклинаниями, чтобы изгнать из немощных злых духов, а также применяли всевозможные мистические снадобья: мази и притирки из трав и минералов, смешанные с толченым коровьим рогом и чесноком.
Древняя Греция
Историки медицины считают, что древние горки были неплохо осведомлены о природе распространения венерических инфекций. Поэтому до нас дошли сведения о способах предохранения от таких болезней. Перед сексуальным актом жители Эллады тщательно мылись, после чего натирали промежность различными маслами.
Но если болезни избежать не удалось, что в общем то не удивительно при таком способе защиты, то лечение практиковалось простое и радикальное. Известный лекарь Соран Эфесский прописывал своим пациентам, больным гонореей, свинцовые гири.
Их нужно было носить на себе для общего укрепления организма. Известный греческий врач был уверен, что гонорея вызывается общей слабостью организма и физические нагрузки снимут ее как рукой. До нас не дошла статистика, касающаяся излечения таким методом и тем более сведения о том, чем объяснял Соран отсутствие эффекта.
Гораздо меньше повезло тем, кто умудрился подхватить герпес. Это заболевание излечивали очень оригинальным методом — выжиганием раскаленным железом. После обработки пораженных мест таким способом пациент считался излеченным. До следующего раза.
Эпоха ртути
В Средние века популярным средством от многих недугов была ртуть. Но особенно часто ее использовали для лечения венерических заболеваний. Один из основателей современной медицины швейцарский медик и алхимик Парацельс настоятельно рекомендовал ртутные мази для наружного применения.
Чаще всего ртутную мазь втирали в ноги, что значительно укорачивало жизнь пациенту и, в общем, приводило к снижению количества больных ЗППП. Еще одним сторонником ртутного лечения был итальянский врач Джованни де Виго, который лечил ртутью практически все, считая ее едва ли не панацеей.
Ртутный период в европейской медицине длилась почти четыре столетия и сказать точно, сколько жизней унесло такое лечение, не возьмется никто. В XVI столетии, в эпоху Великих открытий, богатые пациенты известных лекарей смогли позволить себе еще одно лекарство, получаемое из дальних стран — смолу гаваякового дерева (Lignum vitae), которую привозили с далекой Ямайки. Информации о том, насколько это средство было действенным, увы, у нас нет.
Еще несколько способов лечения из Средневековой Европы
Самое передовое лечение предлагал в XIII столетии итальянский врач Рожериус Салернский, полный тезка известного дворянина. Всю свою жизнь ученый трудился над созданием пособия по хирургии и написал один из самых подробных в то время справочников.
Большинство методов лечения от Рожериуса выглядели пугающими, в основном из-за отсутствия в Средние века анестезии и антибиотиков. Так, врач предлагал больным сифилисом лечение пиявками, которые должны высосать из тела всю зараженную кровь, или обильное кровопускание.
Франция XVIII века: Новое время — новые методики
В конце XVII — начале XVIII столетия во Франции придумали простую и стройную систему лечения венерических недугов. Она состояла из трех этапов. Сначала пациента публично пороли на городской площади. После этого больного направляли в больницу, где его обследовали и, если болезнь была не слишком запущена, приступали к лечению.
Пациенту делали кровопускание, промывание желудка, а затем прописывали водные процедуры. Несчастного купали в холодной воде две недели и затем, на прощание, делали еще одно промывание желудка. После этого в дело шла старая добрая ртуть — больного натирали мазью с этим металлом.
После всех этих издевательств считалось, что медицинская наука сделала все возможное для исцеления и пациента выставляли за двери клиники, независимо от результата терапии.
Англия XIX столетия: больница или тюрьма
Также активно заражались моряки и солдаты в борделях портовых городов, куда устремлялись, едва покинув борт корабля. Проституция была невероятно популярным занятием, а предохраняться могли себе позволить только самые образованные и обеспеченные жители королевства.
Эпидемия сифилиса привела к тому, что в 1860-х годах жрицы любви начали считаться криминальными элементами и с проституцией, на которую ранее смотрели сквозь пальцы, начали активно бороться. Британские полицейские имели право остановить на улице женщину, заподозренную в занятии проституцией и потребовать ее раздеться.
Если на теле находили какие-нибудь признаки нехорошей болезни, женщину тут же отправляли на принудительное лечение в одну из больниц закрытого типа. Тех же, кто сопротивлялся принудительному осмотру, отправляли в тюрьму сроком на один год.
При этом условия в королевских тюрьмах конца XIX столетия не слишком отличались от средневековых — сидельцы жестоко голодали, страдали от холода и инфекционных болезней. Сложно сказать, насколько такой метод был эффективен в борьбе с распространением ЗППП, но, вполне вероятно, что шанс выжить за решеткой был несколько выше, чем после лечения ртутными мазями и ваннами с солями свинца.
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Люди болели во все времена. Наши предки обладали знаниями, которые в определенных аспектах превосходили современную медицину или были наравне с ней. Но некоторые методы лечения были, мягко говоря, странными.
Уже в древности люди научились ставить зубные пломбы и изготавливать протезы. В Северной Италии группа археологов нашла при раскопках зуб человека с вылеченным кариесом. Возраст находки — около 14 тыс. лет.
Любопытно, что в древности во время родов женщина принимала не горизонтальную позу, как принято сегодня, а приседала или рожала стоя.
В Древней Индии умели перевернуть плод, если ребенок находился в неправильном положении, а в африканских племенах иногда знахари были способны сделать кесарево примитивными инструментами.
В Средние века акушерство развивалось плохо из-за влияния церкви. Древние знания были забыты. Часто женщины и дети гибли во время родов.
Наши предки со временем достигли успехов в хирургии, но что заменяло им современный наркоз? Тысячи лет назад в древней Месопотамии этим целям служил алкоголь или опиум.
В Египте для этого готовили экстракт из фруктов мандрагоры. В Индии и Китае в качестве анестезии при операции использовали ладан, каннабис и аконитум. Неизвестно, было ли эффективным такое обезболивание.
Во времена Гиппократа (460–370 год до н. э.) считалось, что эпилепсия вызвана божественной волей. Древний целитель был убежден, что эта болезнь возникает из-за ветра, холода и солнца. В Средние века считалось, что больные этим недугом одержимы демонами, и лечили несчастных молитвами и святой водой.
Лекари Античности и Средневековья лечили диабет физическими упражнениями и лекарственными травами, но это было малоэффективно, и пациенты умирали.
В Античности были задокументированы кожные заболевания вроде псориаза. Но их считали неизлечимыми. Поэтому в Средние века больным этим недугом вешали колокольчик, чтобы другие знали, что они приближаются.
На протяжении многих столетий кровопусканием лечили все болезни. Такой метод лечения был популярен в Индии и арабских странах, а первые письменные упоминания относятся к Древней Греции и Египту.
Самый интересный вопрос относительно лечения венерических заболеваний в прошлом заключается в том, ассоциировали ли люди древности конкретные болезни с сексом. Не говоря уже о том, что симптомы многих ЗППП схожи с другими болезнями, поэтому порой весьма непросто отличить одну хворь от другой.
Точно сказать невозможно, но некоторые документальные свидетельства все же подтверждают: уже тогда люди были в курсе, что незащищенный (а другого и быть не могло) секс может дорого стоить. Например, на папирусе Эберса — своего рода медицинской энциклопедии древних египтян — изображены лекари, которые пытаются помочь пациентам справиться с болями в области паха.
Соран Эфесский, древнегреческий врач, работавший в Риме, считал, что причиной венерических болезней является общая слабость организма, который нуждается в оздоровлении и упражнениях. Он рекомендовал заразившимся гонореей носить на себе свинцовые гири, чтобы они помогли телу окрепнуть и справиться с болезнью.
А вот другое лечение герпеса, который был известен грекам со времен основания самой Греции (даже слово — и то греческое). Но, наверное, никто, кроме греков, не предложил такой варварский и жуткий метод лечения вируса. Выжигать каленым железом. В прямом смысле этого слова.
Ртуть применяли повсеместно — считалось, что с ее помощью можно вылечить сифилис. Первое средство для лечения сифилиса — соединения ртути и ртутные мази — предложил знаменитый Парацельс. Ртутную мазь втирали в ноги. Лечение при помощи ртути, рекомендованное итальянским врачом Джованни де Виго, применялось в Европе около 400 лет.
Очень долго ею лечили сифилис — всех, начиная от простых солдат и до верхушки общества. Наряду со ртутью, в XVI веке европейцы стали использовать так называемое lignum vitae, гаваяковое дерево, которое привозили в Европу с Ямайки. Несмотря на крепкую веру людей в его чудодейственные свойства, никаких подтверждений того, что это на самом деле работало, нет.
Рожериус Салернский (не путать с Рожером Салернским, итальянским дворянином) заслужил свое место в истории медицины. В XIII веке он написал одно из подробнейших по тем временам руководств по хирургии. Стандарты, описанные там, кажутся нашим современникам пугающими — в первую очередь из-за отсутствия обезболивания. Но по тем временам его решения были, можно сказать, инновационными.
Во Франции в конце XVII — начале XVIII веков была уже отработанная система излечения от сифилиса. Она состояла из трех этапов. Первым делом недужного пороли — публично, на городской площади. После этого его направляли в госпиталь, и, если болезнь была не слишком запущена, врачи брались за дело. Они делали кровопускание, затем промывание желудка, а потом — двухчасовые ванны в течение двух недель. И снова промывание желудка.
Третий этап состоял в ртутных притираниях. После этого пациента объявляли здоровым и выдворяли из госпиталя.
Венерические заболевания стали огромной проблемой для Англии XIX века — сильнее всего они били по армии и флоту. Ведь, вернувшись на родину, солдаты и моряки первым делом отправлялись за продажной любовью. В 1860-х годах правительство законодательно криминализировало работниц борделей. Если полицейские подозревали некую женщину, они могли заставить ее раздеться и осмотреть на предмет следов ЗППП.
Если служители закона находили признаки болезни, женщина отправлялась в специальные заведения для лечения. Если же она отказывалась, ее помещали в тюрьму — сроком до года, без возможности выйти или заработать на жизнь.
Мы не осознаем, какие мы везунчики — мы можем не только вылечить многие заболевания, но и легко предотвратить их.
Доисторическая медицина – это медицина того периода, когда человек еще не научился читать и писать, передавая свои знания следующим поколениям.
Антропологи буквально по крупицам воссоздают историю медицины наших предков, собирая древние артефакты.
Иногда ученые исходят из наблюдений, сделанных в некоторых изолированных популяциях людей, которые еще остались в Африке и Океании.
Практика сравнения эффекта лекарства с плацебо тогда вообще не существовала. А это значит, что люди не могли точно определить, действительно работает лечение или больному в этот раз просто повезло.
Наши предки ко всему приходили методом проб и ошибок, отбирая в процессе те методы, которые казались им наиболее эффективными. Но они не принимали во внимание многие факторы, на которые обращают внимание современные ученые – образ жизни больного, семейную историю, эффект плацебо и др.
Никто не может точно сказать, что знали доисторические люди об устройстве и работе человеческого тела. Мы можем опираться только на ограниченные свидетельства. Раскопки древних захоронений показывают нам, что люди знали достаточно о строении скелета. Найдены захоронения, в которых кости были очищены от плоти, отбелены и сложены в отдельные кучки, в соответствии с частями тела.
Есть также археологические доказательства каннибализма в некоторых доисторических обществах. Поэтому люди должны были издавна знать расположение внутренних органов себе подобных. Конечно, они почти ничего не знали об их функциях и верили, что тело наделяют жизнью духи.
Аборигены Австралии, как описывали их колонисты, умели заклеивать свои раны и заключать сломанные конечности в засыхающую грязь, чтобы они срастались правильно. Медицинские историки западных стран уверены, что эти навыки существуют еще с доисторических времен. Тем не менее, в могилах у многих древних народов можно найти скелеты с неправильно сросшимися костями – это говорит о том, что не все владели такими навыками.
В древние времена не было концепции общественного здоровья
Общественное здоровье (public health), то есть здоровье популяции в целом, предусматривает профилактику распространения болезней, надлежащую гигиену, рациональное питание, снабжение людей водой для поддержания чистоты.
Историки уверены, что у доисторических людей не было концепции общественного здоровья. Они очень часто перемещались с места на место в поисках пищи и не имели возможности создать соответствующую инфраструктуру.
В этот период истории люди были наиболее беззащитными перед болезнями. Но из-за совершенно другого образа жизни и небольшой ее продолжительности (20-30 лет) они страдали другими заболеваниями.
Вот некоторые болезни, которые были очень распространены среди доисторических людей:
• Остеоартрит. Людям приходилось часто поднимать и перетаскивать большие и тяжелые предметы, поэтому проблемы с хрящевой тканью были не редкостью.
• Микропереломы позвонков, спондилолиз, растяжение связок позвоночника. Наши предки передвигали огромные камни (такие как камни латтэ), которые дорого обходились их спине.
• Рахит. Антропологи находят немало свидетельств того, что рахит был очень распространен в большинстве доисторических популяций. Это обусловлено нехваткой витамина D в рационе.
Продолжительность жизни древних людей была очень скромной, и в разные периоды составляла от 20-25 до 40 лет. Причем археологи отмечают, что от 30% до 60% людей не доживали даже до половой зрелости. Они были беззащитными перед силой природы – холодными зимами, потопами, хищниками. Мужчины жили несколько дольше женщин. Возможно, это благодаря тому, что они были охотниками, имели приоритетный доступ к мясу и реже страдали от недоедания.
Чем лечились наши предки?
Антропологи говорят, что древние люди умели пользоваться некоторыми лечебными травами. К сожалению, никто точно не знает, насколько широким был их арсенал на то время.
Дошедшие до нас археологические памятники на территории Ирака показывают, что более 60 000 лет назад люди широко использовали мальву и тысячелистник.
Были и другие целебные травы:
• Розмарин. Использовался доисторическими людьми в нескольких регионах мира. Причем в разных местах ему приписывалось так много разных медицинских свойств, что перечислить их все будет затруднительно.
• Трутовик березовый (Piptoporus betulinus). Этот гриб, характерный для Европейских Альп, мог использоваться в качестве слабительного средства. Остатки гриба были случайно найдены в желудке мумифицированного доисторического европейца. Эксперты говорят, что при приеме внутрь трутовик вызывает диарею.
• Тысячелистник (Achillea millefolium). Считается хорошим вяжущим, стимулирующим, потогонным средством. Применялся древними людьми для остановки кровотечений, лечения ран и порезов. Не зря у нас его называют солдатская трава или порез-трава.
• Мальва. Это растение могло использоваться для приготовления настоев для очищения кишечника.
Женщины должны были собирать и изучать свойства лечебных трав, и в их обязанности входило лечение болезней и поддержание здоровья членов семьи. Поскольку люди в то время не писали, ценные знания о пользе и вреде трав передавались из поколения в поколение на словах.
Геофагия и трепанация черепа – методы лечения древних людей, которые могут привести в ужас современного человека. Тем не менее, они широко использовались.
Геофагия – это поедание земли, глины или мела. Животные и люди делали это на протяжении миллионов лет. В современных индустриальных обществах геофагия считается нарушением пищевого поведения.
Трепанация – это высверливание отверстия в черепе человека. Есть свидетельства, что как минимум со времен неолита люди сверлили дырки (причем иногда по 3-4!) в черепах соплеменников, чтобы освободить их от злых духов или вылечить болезнь.
Есть также доказательства того, что трепанацию использовали для лечения… переломов черепа.
Врач или шаман?
Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов - этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма.
Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.
Волхвы были знатоками "зелий, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв, "врачь, "лечець, "зелейник, "чародей. По древнерусскому представлению, волшебство - это высокое искусство, мастерство ("влъшебная хытрость), а волхв - есть "премудр, человек с большим опытом и знаниями.
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты "мудрых, "хитроков, "филозофов.
Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX - начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда - не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.
Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и "свитошные (прачечные).
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены "резальники (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по "Изборникам Святослава" (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом - М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: "Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное". В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, "Лицевой летописный свод", охватывающий период от "сотво¬рения мира" до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся "древяница" или "тояги". Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В "Своде" была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного крепления на костыль.
Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в "Повести временных лет (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя - может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.
Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).
Запечатленные в летописях своеобразные "истории болезни руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в "лето 69491441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в "лето 6970страдавшего "сухотной болезнью", был применен общепринятый тогда метод лечения - прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.
Одно из немногих известных имен - легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и "много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.
Это руководство - один из древнейших русских лечебников "Мази ("Алимма): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи "Алимма. В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны "наружные болезни" и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название "Алимма". Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было "врачебное сословие" Древней Руси?
В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.
Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты "терапевтического профиля - камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании - ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил отпорчи (предки современных психоневрологов) и др.
О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
Были в числе мирских врачей и лечцы "хирургического профиля - резалники: среди них различались костоправы ("травматологи), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, "лекари польской породы, ученики общелекарские и др.
Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.
Фармакология на Руси
Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: "Лук от семи недуг". Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при "прилипчивы" (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много "врачебных" молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
Териак - ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее - вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.
Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.
В произведении "Вертоград" (1534г.) можно найти более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Так, лекари использовали мышьяк для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Для лечения кожных болезней применяли также киноварь и ртуть. С помощью этих средств избавлялись от таких паразитов, как вши и блохи.
На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения. Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.
Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в "Изборнике Святослава". Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата - оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.
В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.
Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался "камень безоар", который находили в кишечнике многих животных. Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.
Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки - панты пятнистых оленей. На Руси пантовые "оттирки назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка, "зелие милое, "дар небес и так далее.
Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.
Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.
В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В "Киево-Печерском патерике (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.
Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.
Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.
В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый "авторитет имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.
Хирургия Руси
В рукописных лечебниках раны различались "стреляные, "сеченые и "колотые, причем особое внимание обращалось не на "свежие раны, а на часто встречавшиеся осложнения - "старые, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, "губы дождевки, или "древесный мох, собранный преимущественно "с дерев благовонных: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания. Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны ("фистилы) подвергали спринцеванию. В большом ходу были "леваши - пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.
Так называемая "массовая хирургическая помощь в средневековой России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей ("оттирания), о которых в летописях упоминалось "попутно, мимоходом, - эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы "сшивание ран - значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили "на лавке лекарской (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов - об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии - так и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и "братств хирургов - только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом.
Чем не болели наши предки?
А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как - неизвестно.
Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно - душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.
Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и "квартано" (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.
Читайте также: