Кавалергарда шпоры что это такое
В России кавалергарды впервые появились 30 марта 1724 года в виде почётного конвоя императрицы Екатерины I, сформированного ко дню её коронования. Сам государь принял на себя звание их капитана; офицерами числились генералы и полковники, капралами — подполковники, а рядовые (60 чел.) выбраны были из самых рослых и представительных обер-офицеров. Этой конной роте Кавалергардов дана была особая нарядная форма, серебряные трубы и литавры. По окончании коронационных торжеств она была расформирована.
При императрице Елизавете Кавалергардии вовсе не было, но при коронации и других придворных торжествах чины лейб-кампании надевали петровскую кавалергардскую форму.
Император Павел I расформировал этот корпус и учредил новый, в 1797 г. упразднил его, а в 1799 году снова восстановил, причём ему было дано значение гвардии Павла I, как великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского. В нем полагалось 189 человек разных чинов из дворян, имевших знак мальтийского креста.
11 января 1800 года кавалергардский корпус переформирован в трёхэскадронный кавалергардский полк, который и вошёл в состав войск гвардии, на одинаковых правах с прочими гвардейскими полками и без сохранения привилегии комплектования только дворянами.
После реорганизации армии Александром I полк был переформирован в пять эскадронов. Штат полка от 1804 года включал в себя следущих строевых чинов: 1 шеф полка, 1 командир полка, 5 эскадронных командиров, 5 ротмистров, 5 штабс-ротмистров, 13 поручиков, 11 корнетов, 5 вахмистров, 10 эстандарт-юнкеров, 60 унтер-офицеров, 660 кавалергардов, 5 квартирмейстеров, 1 литаврщик, 1 штаб-трубач, 15 трубачей и др. — всего 991 человек. А каждый эскадрон делился на 4 взвода. Полк также имел собственный оркестр (25 музыкантов: 2 фагота, 4 валторны, 4 флейты, 2 медные трубы, 1 контрафагот, 1 тромбон, 2 серпиона, 1 треугольник, тарелки и бубен и др.).
В 1812 году полк под командованием полковника К. К. Левенвольда отличился под Бородино. Бригада генерал-майора И. Е. Шевича (Конный и Кавалергардский полки) вступила в сражение в критический момент, во время третьей атаки французов на батарею Раевского. Несмотря на гибель в самом начале боя полковника Левенвольда, кавалергарды атаковали кавалерию Груши и смяли ее. В бою полк потерял 14 офицеров и 93 нижних чина. Оставшиеся в живых офицеры были награждены: Н. Ф. Левашов — орденом Св. Георгия 4-й степени, М. С. Лунин, С. П. Ланской и К. В. Левашов — золотыми шпагами, все остальные — следующими по старшинству орденами, а 63 нижних чина — Знаками отличия военного ордена.
100-летний юбилей полка был пышно отпразднован 11 января 1899 года. Были изготовлены памятная медаль и специальный жетон. Началось составление четырёхтомного издания биографий кавалергардов, куда в итоге вошли биографии офицеров, служивших в полку в 1724—1908 гг. В этот день в Михайловском манеже состоялся парад полка с вручением нового знамени, после чего был дан завтрак для офицеров в Аничковом дворце.
Полковая форма
Обыкновенной же походной формой были у нас черные однобортные вицмундиры и фуражки, а вооружение — общее для всей кавалерии: шашки и винтовки.
Но этим, впрочем, дело не ограничивалось, так как для почетных караулов во дворце кавалергардам и конной гвардии была присвоена так называемая дворцовая парадная форма. Поверх мундира надевалась кираса из красного сукна, а на ноги — белые замшевые лосины, которые можно было натягивать только в мокром виде, и средневековые ботфорты.
Наконец, для офицеров этих первых двух кавалерийских полков существовала еще так называемая бальная форма, надевавшаяся два-три раза в год на дворцовые балы. Если к этому прибавить николаевскую шинель с пелериной и бобровым воротником, то можно понять, как дорог был гардероб гвардейского кавалерийского офицера. Большинство старалось перед выпуском дать заказы разным портным: так называемые первые номера мундиров — дорогим портным, а вторые и третьи — портным подешевле. Непосильные для офицеров затраты на обмундирование вызвали создание кооперативного гвардейского экономического общества с собственными мастерскими. Подобные же экономические общества появились впоследствии при всех крупных гарнизонах.
К расходам по обмундированию присоединялись затраты на приобретение верховых лошадей. В гвардейской кавалерии каждый офицер, выходя в полк, должен был представить двух собственных коней, соответствующих требованиям строевой службы: в армейской кавалерии офицер имел одну собственную лошадь, а другую — казенную.
Выставка – для всех, кто интересуется историей нашей армии, оружием, военной униформой.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Глядя на выставленные в витринах и изображенные на картинах и гравюрах мундиры, головные уборы и ботфорты, можно проследить, как менялась военная мода. Забудьте образ современного военного в мешковатом камуфляже и грубых ботинках.
В те времена когда Конная гвардия только зарождалась, вояки еще завивали букли и заплетали косички на париках. А в щеголеватой, нарядной и даже какой-то опереточной с современной точки зрения форме гвардейцев было много элементов, оставшихся от рыцарей. Например, кирасы (воинские доспехи, защищавшие туловище). В XVIII веке кирасы порой даже делали из цельного серебра. Эти доспехи сияли так, что их часто в шутку называли самоварами.
Форма была сколь эффектной, столь и неудобной. Чего стоили облегающие лосины из оленьей кожи или ботфорты, в которых было сложно маршировать, так как они не сгибались. Как бы ни ругали Павла Первого за его преобразования в армии, стоит напомнить, что именно при нем в военный обиход ввели шинель, которая просуществовала без особых изменений вплоть до 90-х годов прошлого века. Она была теплой и вполне удобной. У кавалерии шинель была самой длинной, на нее шло четыре метра сукна. Полы шинели служили попоной для лошади.
Хочешь быть красивым –
поступай в гусары
Известно, с каким трудом пробивался в полк Денис Давыдов, который всю жизнь страдал из-за невзрачной внешности и маленького роста.
Впрочем, средний рост мужчин в те времена был 1 м 60 см – 1 м 65 см.
Император Николай Первый, который отличался статным телосложением и высоким ростом, не раз сетовал, что, если в начале царствования стоял в первой роте Преображенского полка десятым, то позднее стал первым. Народ, по его мнению, мельчал.
Любопытно, что в гвардию отбирали не только по росту, но и по масти. Об этом рассказывается на выставке.
Так, в Кавалергардском полку служили высокие голубоглазые и сероглазые безбородые блондины. В лейб-гвардии Конном – высокие жгучие брюнеты с усиками. В Кирасирском его величества – высокие рыжие и длинноносые. В Кирасирском ее величества – высокие красивые брюнеты. В лейб-гвардии Драгунском – безбородые шатены. В Уланском его величества – усатые темные шатены и брюнеты. В Уланском ее величества – блондины и рыжие (без бровей). В лейб-гвардии Гусарском – хорошо сложенные шатены (в эскадроне его величества – русобородые).
Можно вспомнить историю, которая произошла с уже упомянутым Денисом Давыдовым. После Отечественной войны 1812 года его перевели в драгуны, назначив командиром конно-егерской бригады. Давыдов подчинился, но, узнав, что егерям не полагается носить усы, взбунтовался. И пожаловался самому императору, написав, что не в силах расстаться с усами. Царь вошел в его положение, и Давыдов был вновь отправлен в гусарский полк.
Выставка завершается портретами унтер-офицеров лейб-гвардии Конного полка, написанными в 1885 году. Чем заканчивалась их жизнь? Пенсии у них не было, но многие гвардейские унтер-офицеры за время службы успевали скопить достаточно денег, чтобы купить дачу в Царском Селе. Уйдя на покой, многие сдавали дачи внаем и безбедно жили.
Солдатам приходилось в старости сложнее. Некоторые заканчивали свою жизнь в богадельне. Но туда было совсем не просто попасть, мест было мало.
Серебряные литавры
и золотая шпага
На выставке есть мемориальные предметы из Суворовского музея. Например, прекрасные серебряные литавры – знаменитый трофей, отбитый русскими военными у шведов во время Полтавской битвы.
А вот наградная шпага, пожалованная великому князю Михаилу Павловичу в 1831 году за подавление польского восстания и разгром польской армии в битве при Остроленке, только называется золотой. Впоследствии великий князь подарил шпагу генералу В. К. Кноррингу, который также принимал участие в усмирении польского мятежа 1831 года и командовал гвардейской кавалерийской дивизией. Позже награда была передана в музей кавалергардов, а после революции 1917 года ее вывезли в Париж. В 1994 году известный русский военный историк исследователь формы одежды Русской императорской армии и сын последнего командира Кавалергардского полка В. В. Звегинцов подарил ее Музею А. В. Суворова.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
"Мы не стремимся быть первыми, но никого не допустим быть лучше нас" — гордый девиз кавалергардов — самых смелых и красивых мужчин эпохи. Их объединяла верность традициям, исключительная честность, природный аристократизм, самопожертвование и беззаветная любовь к Отечеству. Это о них сказано: "Высший шик кавалергарда — отсутствие всякого шика".
СЛАВНАЯ история кавалергардов в России началась 30 марта 1724 года, когда к коронации супруги Петра I императрицы Екатерины I, которая состоялась 7 мая того же года, в качестве почетной стражи был сформирован Кавалергардский корпус. Первая полурота кавалергардов открывала коронационное шествие из Кремлевского дворца в Успенский собор, вторая замыкала его. Во время самой коронации кавалергарды располагались на ступеньках трона. Сам Петр возложил на себя звание капитана кавалергардии, а офицерами корпуса назначил генералов и полковников других полков, в капралы — подполковников. Рядовыми же кавалергардами выступали шестьдесят самых рослых и представительных красавцев обер-офицеров. Однако после коронации корпус просуществовал недолго. В конце мая 1724 года он был расформирован, а офицеры распущены по своим полкам.
Корпуса кавалергардов как такового в России не существовало вплоть до воцарения на российском престоле Екатерины II (1762-1796). Тогда из числа лейб-кампанцев, которые были созданы дочерью Петра Великого Елизаветой Петровной и служили ей в качестве личной гвардии, был образован специальный Кавалергардский корпус. Кавалергарды охраняли императрицу и лиц императорской фамилии, несли караульную службу в императорских покоях в Москве, Петербурге, во всех загородных дворцах и резиденциях. Служба в кавалергардии считалась очень почетной, и поступить туда могли исключительно дворяне. Многие знатные родители стали записывать в корпус своих маленьких детей, чтобы обеспечить им в дальнейшем службу непосредственно при императорском дворе.
При императоре Павле I Кавалергардский корпус неоднократно расформировывался и создавался вновь, менял свое наименование. Так, в 1799 году он именовался особой гвардией Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, которым считался Павел. И лишь 11 января 1800 года был сформирован лейб-гвардии Кавалергардский полк, вошедший в состав русской армии на одинаковом положении с другими гвардейскими полками без сохранения привилегии набора из дворян. Шефом полка был назначен генерал Федор Петрович Уваров, выполнявший эту почетнейшую обязанность до самой своей смерти в 1824 году.
В 1804 году мундиры кавалергардов, дольше всех сохранявшие покрой павловского времени, приобретают характерные черты военной формы XIX века — белые двубортные колеты с высокими воротниками, белые лосиные панталоны, ботфорты, каску из толстой кожи с пышным волосяным плюмажем, надежно защищавшую от удара холодным оружием. А вот кирасы, которые были отменены в 1801 году, кавалергарды надели летом 1812 года. Боевой опыт показал поспешность принятого ранее решения…
Кавалергарды Александра I в 1805 году: рядовой и унтер-офицер
Боевое крещение, столь славное и столь трагическое, лейб-гвардии Кавалергардский полк, которым командовал генерал-майор Н. Депрерадович, принял на поле Аустерлица. Как известно, 20 ноября 1805 года союзные армии, рассчитывавшие обеспечить себе полную и безоговорочную победу над Наполеоном, потерпели сокрушительное поражение.
Уверенность союзников в победе была столь велика, что перед битвой полку приказали готовиться к царскому смотру! На бой кавалергарды вышли, словно на парад. Полк подошел в самый критический момент сражения, когда русская гвардейская пехота, оказавшаяся на направлении главного удара французов, уже не могла сдерживать яростные атаки неприятеля и начала отступление.
Кавалергарда век недолог. Три первых эскадрона кавалергардов атаковали французскую пехоту, дав возможность отойти разрозненным группам преображенцев. 4-й эскадрон Николая Репнина и взвод корнета Александра Альбрехта пришел на помощь Семеновскому полку. Воины-семеновцы были окружены конными егерями французской гвардии, пытавшимися отбить у них гвардейские знамена. Отчаянный удар эскадрона кавалергардов позволил семеновцам перебраться через Раустицкий ручей, за ними отошла и наша кавалерия. Однако французам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг отважного эскадрона. Все попытки прорвать кольцо извне не увенчались успехом. Около 15 минут продолжалась жестокая сеча, пока четыре эскадрона конных французских гренадер с криком: "Заставим плакать петербургских дам!" не обрушились на русских всадников… Все офицеры эскадрона кавалергардов были ранены и попали в плен. Тех, кто мог держаться на ногах, после сражения подвели к Наполеону. "Ваш полк честно выполнил свой долг! — сказал Бонапарт командиру эскадрона Репнину, а после добавил, указав на раненого 17-летнего корнета Сухтелена, стоявшего рядом с командиром: — Он очень молод, чтобы драться с нами". На что молодой офицер воскликнул: "Не нужно быть старым, чтобы быть храбрым!"
Несмотря на то, что в своем первом бою кавалергарды проявили необычайное мужество и незаурядную стойкость, последствия для полка были катастрофическими — в сражении погибли одна треть офицеров и 226 нижних чинов. Участие кавалергардов в остальных сражениях кампании не было отмечено значительными успехами, и в апреле 1806 года полк возвратился в Россию.
Безусловно, повседневная служба в придворном полку отличалась напряженностью. Постоянная муштра, бесконечные заботы о поддержании имущества в образцовом порядке, всевозможные смотры. Но и льгот у кавалергардов тоже было предостаточно. Так, нижние чины, "отличные по службе и поведению, имели право получать от Государя на свадьбу: фельдфебели — 100 рублей, унтер-офицеры — по 50 рублей, рядовые — по 25 рублей".
Спокойная жизнь кавалергардов, насыщенная учениями и парадами, продолжались вплоть до 17 марта 1812 года, когда гвардейские кирасиры выступили в поход на Вильно. С началом Отечественной войны лейб-гвардии Кавалергардский полк вошел в состав 1-й армии Барклая де Толли и отошел назад. Как и остальные элитные части, полк всячески оберегался командованием и не принимал участия в боевых действиях до Бородинского сражения. Под Бородино лейб-гвардии Кавалергардский полк и лейб-гвардии Конный полк вошли в состав 1-й кирасирской дивизии генерал-майора Н. Депрерадовича.
Кавалергарды в Бородинском сражении.
Картина художника Виктора Болтышева "Бородино. Кавалергарды в бою."
Картина художника Ю.А. Аверьянова "Раненый кавалергард"
После Бородинского сражения в кампании 1812-1814 годов полк принимал участие в битвах у Кульма, Фершампенуазе, Лейпцига, а закончил боевой путь, войдя в Париж. Успехи гвардейцев были отмечены жалованием Георгиевских штандартов с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года" и 15 Георгиевских труб с надписью: "Кавалергардского полка". В 1814 году лейб-гвардии Кавалергардский полк вернулся на родину.
Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 года полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры, несли службу при дворе, оживляли жизнь общества российской столицы.
Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 года. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен. В ту же ночь первый эскадрон кавалергардов грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.
Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 года у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон. Пришлось отходить. В рядах полка появилась нервозность, и задние взводы стали наскакивать вперед. Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: "Кавалергарды галопом не отходят!" Этих слов оказалось достаточно, чтобы люди успокоились. Спешившись, гвардейцы под плотным пулеметным и артиллерийским огнем снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков. Приходилось останавливаться, залегать, окапываться. Прорвать оборону немцев удалось только, когда на помощь подошли конногвардейцы и атаку поддержала гвардейская артиллерия. Ровно через неделю Кавалергардский полк штурмом взял знаменитый по кампании 1807 года город Фридлянд.
Рядовые кавалергарды в форме начала 20-го века
По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике. Вскоре будет трудно признать в окопах тех самых блестящих гвардейцев— всадников, личную стражу российского императора.
Артиллерия, пулеметы, химическое оружие оказались непосильным противником для конницы. Белые мундиры и золотые кирасы сменились формой цвета хаки, а обучение действиям в конном строю изменилось на окапывание, перебежки, переползания. Пехоты в действующей армии требовалось гораздо больше, чем кавалерии. В мае 1916 года формируется стрелковый дивизион, состоящий из четырех пеших эскадронов. Офицеры 1-го эскадрона пришли из Кавалергардского полка, поэтому его называют кавалергардским.
В июле 1916 года участвуют в Брусиловском прорыве в районе Ковеля. Все задачи кавалергарды выполняют с честью, но вскоре у деревни Кроватки их меняют пехотинцы Иркутского пехотного полка, и полк выходит в тыл. 5 марта 1917 года в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось — в стране начинается революция…
Революционные силы прекрасно понимали, что развал государственной машины нужно начинать с вооруженных сил. Воюющая армия разлагается на глазах, дисциплина в частях и подразделениях стремительно падает. С марта 1917 года Кавалергардский полк охраняет железнодорожные станции Шепетовка и Казатин, да вот только не от немцев и австрийцев, а от российских дезертиров. И хотя первые волны дезертиров были остановлены и на станциях наведен порядок, через некоторое время кавалергардам остается только быть свидетелями неслыханного позора русской армии. В полк зачастили всевозможные агитаторы разных мастей, призывая "низложить последний оплот царизма", сохранивший боеспособность, — Кавалергардский полк.
В дивизионах кавалергардов проходят митинги солдат, на которых те постановили выразить недоверие офицерскому составу и заменить его на более демократичный. Многие из офицеров начинают покидать полк, не став ждать большевистской смуты. К ноябрю в полку остается всего лишь четыре офицера, которые покинули расположение части 3 ноября. Владимир Звягинцев писал в своей книге "Кавалергарды в Великую и Гражданскую войну": "С отъездом последних офицеров, порвалась последняя связь с прошлым. Душа полка отлетела. Полк умер…"
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кавалергарды, век недолог,
и потому так сладок он.
Поет труба, откинут полог,
и где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос струнный,
но командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!
Течет шампанское рекою,
и взгляд туманится слегка,
и все как будто под рукою,
и все как будто на века.
Но как ни сладок мир подлунный -
лежит тревога на челе.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!
Напрасно мирные забавы
продлить пытаетесь, смеясь.
Не раздобыть надежной славы,
покуда кровь не пролилась.
Крест деревянный иль чугунный
назначен нам в грядущей мгле.
Не обещайте деве юной
- Tags: армия, история России, униформа
- 14 comments
- Speak
- Link
- Share
- Flag
- Цена размещения 500 жетонов
- Социальный капитал17 114
- Количество читателей
- Длительность 5 часов
- Минимальная ставка 500 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
- Reply
- Thread
- Link
- Reply
- Thread
- Link
- Reply
- Parent
- Thread
- Link
- Reply
- Parent
- Thread
- Link
- Reply
- Parent
- Thread
- Link
- Идут, - сказал Кудрин шепотом.
Они шли. Мостовая начала дрожать от близкого топота ног; уже зазвякало
разбитое стекло в фонаре против окна.
Тишенинов схватил Кудрина за руку в необычайном волнении: это революция
шла на Петербург старым известным путем, шла с окраин по окровавленным
булыжникам, через свои Триумфальные ворота, неудержимая и гневная!
- Идут! - повторил Тишенинов, задыхаясь.
Он не верил слуху: поступь тысяч приближалась. Когда успели собраться?
Почему вечером, почти ночью? Это была не демонстрация, это было восстание!!
Бронзовые латники беспомощно застыли меж колонн, огромные, тускло
поблескивающие, недвижные. Кони над аркой взвились на дыбы; казалось, они
храпят, напуганные приближением массы людей.
- Идут. иху мать! - коротко бросил Кудрин в предельной злобе.
Тишенинов быстро взглянул на него, не понимая, и снова нагнулся в окно так,
что карниз больно надавил на грудь.
В пролете арки в тусклом отблеске фонарей блистали латы. Кони вынесли
из полутьмы свои огромные черные головы. Мостовая зацокала.
Это были живые кони, и латы были надеты на живых людей. Медные каски,
приняв на себя орлов с распростертыми крыльями, увенчивали всадников. Все
это показалось фантастикой. Тишенинов посмотрел на пьедесталы между
колоннами: бронзовые воины стояли там на местах, а казалось - это именно
они, сойдя с гранитных цоколей и стащив с портала огромных коней, решили
сами пройти в Триумфальные ворота.
- Кавалергарды, в гроб и в веру, - сказал рядом Кудрин, - и на парад и
на усмирение первыми.
Тишенинову захотелось кричать. Кричать без слов, на одной высокой ноте
злобы и отчаяния, кричать так, чтобы захлопали двери низких деревянных домов
и чтобы многие тысячи людей выскочили на улицу: гвардия входила в восставший
Петербург! Тяжкие бронзовые кони, привыкшие давить мягкие тела, медные
истуканы на них, привычные к залпам по безоружной толпе. Гвардия входила в
Триумфальные ворота, заранее торжествуя победу.
Это был зловещий ночной парад. Офицеры ехали впереди эскадронов,
разделяя металлические их лавины белыми своими мундирами и английскими
кобылами. Кони в эскадронах, казалось, шли в ногу. Фонари пели тревожную
песню звенящими стеклами; это было единственной музыкой ночного парада.
Триумфальная арка выпускала из себя бесконечную ленту войск.
Прошли конно-гренадеры в меховых опушках касок с алыми жадными языками,
свисающими на затылки. Прошли особо ненавистные лейб-казаки на подобранных
конях, готовых к атаке. Прошли кирасиры; их длинные палаши серебряными
палками свисали вдоль ботфортов: разгоняя толпу, кирасиры обычно били
палашами, не вынимая их из ножен. Потом фонари зазвенели в лад: дзинь.
дзинь. дзинь. Тяжкая поступь Семеновского полка потрясла дома. (С) Л.Соболев
Выходная и бальная форма
В свободное от службы время гвардейский офицер пеших частей выходил в город в мундире, без шейного знака и поясного шарфа, в темно-зеленых панталонах, с полусаблей. Кавалерийские офицеры, которым в строю полагались мундиры с короткими фалдами, а гусарам вообще без фалд, надевали вне строя вицмундир с длинными фалдами, чакчиры с лампасами, либо простые рейтузы, саблю; у кирасир при всех формах без шарфа палаш заменялся шпагой. Выходным головным убором офицеров была треугольная шляпа, а после ее отмены — строевой головной убор, то есть в основном каска. Уланы и казаки того времени никогда не имели ни шляп, ни вицмундиров, а у драгун и конногренадер вицмундир в 1844 был отменен вместе со шляпой. Другой вариант выходной формы включал в себя все то же самое, но вместо мундира был сюртук. В пригородах, на дачах, в пути во время дальних поездок разрешалась самая простая форма — сюртук и фуражка, без оружия. В холодную погоду поверх всех этих форм надевалась шинель внакидку.
Обер-офицеры Л.-гв. Гусарского и Л.-гв. Гродненского гусарского полков в 1826–1833 гг. в вицмундирах
На самом деле Пушкин дает реальную картину, которая подтверждается многочисленными источниками того времени — приказами, воспоминаниями, рисунками с натуры, картинами. Специальные предметы бальной формы — кюлоты, чулки и башмаки — использовались только на самых больших, торжественных, официальных балах. Они проходили в императорских и великокняжеских дворцах, в здании Дворянского собрания, в посольствах ведущих европейских держав. Остальные балы, которые давали частные лица в своих дворцах, особняках, усадьбах и домах, назывались домашними, и там военные танцевали в сапогах и своих обычных панталонах, рейтузах или чакчирах, при этом все офицеры кавалерии, включая, разумеется, кавалергардов, звенели шпорами. Офицерам уланских и казачьих полков бальной формы вообще не полагалось, они всегда танцевали в своих строевых брюках и сапогах, даже когда все мужчины были в чулках.
Старый преображенец Колокольцев, участник многих балов в Зимнем дворце и в лучших петербургских домах, писал: «…во время больших балов во дворце, где обязательно было положительно находиться всем офицерам гвардии, и в бальных формах того времени (grand gala), так что без кареты попасть на парадный бал было мудрено, почему многие офицеры, не имея возможности иметь своих карет, нанимали двухместные и 4-местные извощичьи.
Бальная форма того времени, хотя нас стесняла, но, надо правду сказать, казалась чрезвычайно элегантною. Эта бальная форма была установлена для всех офицеров всех оружий, кроме уланских и казачьих полков, которые и на парадных балах сохраняли свою форму.
Император Николай I (в повседневном вицмундире Л.-гв. Конного полка. Худ. К.П. Брюллов. Нач. 1840-х гг.
Особенно разнообразным был гардероб офицеров гвардейских кирасир. Колет — белый мундир с короткими фалдами — носили только в строю. Для ношения вне строя каждый офицер имел два вицмундира с длинными фалдами. Один строгий, без шитья, темно-зеленый, повседневный, носили с рейтузами. Другой, с золотым или серебряным шитьем, назывался праздничным, или бальным. У кавалергардов и конногвардейцев он был красным, у кирасир его величества и наследника — белым. Для прогулок и визитов (в праздничные дни) к этому мундиру полагались лосины и ботфорты. Вечером его носили с чулками и башмаками на самых торжественных балах.
Несмотря на краткость обзора военной формы николаевской эпохи, на теме мундиров кавалергардов и вообще гвардейских кирасир хотелось бы остановиться более подробно, поскольку у людей, неравнодушных к военной истории, она всегда вызывает наибольший интерес и массу вопросов.
Таких мундиров в этих двух полках никогда не было. Эта повторяющаяся из фильма в фильм ошибка происходит из поверхностного представления о гвардейском кирасирском мундире и скоропалительных обобщений. Для выяснения их причин необходим экскурс в более ранние времена.
С 1802 по 1855 год вся русская армия носила мундиры фрачного покроя — спереди они доходили до пояса, а сзади имели фалды. Строевой мундир всех чинов всех кирасирских полков, так называемый колет, был белого цвета, с короткими фалдами, едва прикрывавшими ягодицы, в том числе и у офицеров — они носили колет только на службе и никогда бы не появились в нем в обществе, на балу, да и вообще нигде, кроме как в своем полку, эскадроне, карауле. Для выходной формы они, как уже сказано, имели целых два вицмундира с длинными фалдами.
Красный бальный вицмундир (без эполет) Кавалергардского полка, принадлежавший Николаю I
Повседневный темно-зеленый в данном случае нас не интересует, с ним все понятно. Праздничный, или бальный, вицмундир в большинстве кирасирских полков тоже был белым. Спереди он выглядел так же, как колет, имел такой же воротник и обшлага, а сзади отличался длинными фалдами, которые заканчивались чуть выше колена.
В Кавалергардском и Л.-гв. Конном полках колет, конечно, тоже был белым, с красным воротником и обшлагами, а вот бальный мундир этих двух полков всегда был красным, фалдные обкладки — белыми, воротник и обшлага у конногвардейцев синие, у кавалергардов сначала черные, а с 1813 года — светлосиние. Никаких белых вицмундиров с длинными фалдами в этих двух полках не было.
Таким образом, белый мундир с красным воротником, с серебряными или золотыми петлицами и длинными фалдами, который мы видим в кино, — это помесь кавалергардского или конногвардейского строевого колета с вицмундирами других кирасирских полков.
Есть и еще причина, которая могла упрочить заблуждение. В годы наполеоновских войн можно было видеть офицеров в похожих белых мундирах с красным воротником и длинными фалдами, но это были не кавалергарды и не конногвардейцы, а кавалерийские генерал-адъютанты и флигель-адъютанты, у которых были не петлицы, а шитье особого, принятого для Императорской свиты рисунка. Такой же, но более простой мундир тогда носили офицеры, состоящие по кавалерии, — их красный воротник и обшлага были без шитья. В 1815 году оба этих белых мундира были заменены темно-зелеными.
Остается добавить, что белые, с длинными фалдами, вицмундиры офицеров армейских кирасир были просто отменены в 1826 году. И оставались они при Николае I всего в трех полках, а после 1831 года — в двух: Л.-гв. Кирасирском Его Величества, который имел светло-синие воротники, и в Лейб-Кирасирском Наследника Цесаревича, у которого воротники были сначала светло-малиновые, а после 1834 года — тоже светло-синие. Строевые белые колеты с короткими фалдами во всех кирасирских полках, гвардейских и армейских, благополучно дожили до 1855 года, когда мундиры всей русской армии поменяли покрой.
Обер-офицеры Л.-гв. Конного полка в повседневном и бальном вицмундирах в 1814–1826 гг. 1848 г.
Наличие красных и белых бальных вицмундиров резко отличало гвардейскую дивизию от офицеров армейских кирасир, которые с 1826 года вне строя довольствовались только повседневными вицмундирами. За темно-зеленый, почти черный цвет сукна и строгий вид эти мундиры называли фраками.
Гусарским офицерам тоже полагался вицмундир. Правда, в провинции, в уездных городах и в помещичьих усадьбах армейские гусары могли вопреки правилам танцевать на балах в ментиках, которые усиливали их воинственный и романтический вид. Зато гвардейские гусары на виду у императора, великого князя и высшего генералитета должны были строго соблюдать выходную и бальную форму. Денис Давыдов еще в 1817 году иронично писал:
А теперь что вижу? — Страх!
И гусары в модном свете
В вицмундирах, в башмаках
Вальсируют на паркете![226]
Рядовой, обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Кирасирского Ея Величества полка в 1826–1829 гг.
М.Ю. Лермонтов. Худ. Ф.О. Будкин. 1834 г.
Офицеры Л.-гв. Гусарского полка (в парадной форме, в куртке и в венгерке). Рис. 1845–1852 гг.
Рядовые Кавалергардского полка в вицмундирах. Рис. 1846 г.
В 1845 году вицмундир у всех гусарских офицеров был заменен короткой курткой, а сюртук — длинной, до колена, венгеркой. Оба этих новых предмета были украшены на груди пятью шнурами и не имели эполет; чины обозначались такими же кольцами-гомбами, как на доломане и ментике. Гусарские генералы также получили куртки и венгерки, но для них вицмундиры и сюртуки были сохранены.
Нижним чинам гвардейских кирасирских и гусарских полков, в силу яркости и дороговизны их парадного обмундирования, тоже полагались вицмундиры, синие у гусар и темнозеленые у кирасир, в виде однобортных курток без фалд, а в Кавалергардском полку даже с длинными фалдами, как на офицерском вицмундире.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также: