Критическая философия и канта шпоры по философии
2.1 Кант о бытии ипознании
4. Список литературы
Одним из величайших умовчеловечества, основателем немецкой классической философии является ИммануилКант (1724-1804) – самый выдающийся, без всякого сомнения.
Безусловно, не только вфилософии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательныммыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы изгигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальныхнаучных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных попорядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождениячеловеческих рас.
Философские воззренияКанта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-хгодов ΧVІІІ в. его интересовали главным образом естественно-научныевопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е.общефизиологические, проблемы бытия, познания, человека, нравственности,государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.
2.1 Кант о бытии ипознании
Необходимые условияпознания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть инепереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический приемпознания, Кант считал, что нужно исследовать приемы самого разума, расчленитьобщую человеческую способность познания и исследовать то, как далеко могутпростираться его границы.
Кант выделяет 4 группыкатегорий: количества, качества, отношения и модальности. Каждая группавключает по три категории: 1) единтсво, множество, целокупность; 2) реальность,отрицание, ограничение; 3) субстанция – акциденция, причина – действие,взаимодействие; 4) возможность – невозможность, существование –несуществование. Необходимость – случайность. Третья категория в каждой группе– синтез первых двух. Именно категории, по Канту, подводят многообразноечувственности под единство апперцепции. Если бы явления не подчинялисьосновоположениям, возникающим из категорий. Они вообще не могли бы осознаватьсянами. Таким образом, если пространство и время составляют условия возможностиявлений как таковых, то категории заключают в себе условия возможностивоспринимаемых явлений – иные же явления, писал Кант, суть ничто для нас, а таккак сами по себе они не имеют реальности, то невоспринимаемые явленияоказываются лишенной содержания абстракцией.
Основоположения чистогорассудка могут поэтому рассматриваться как априорные законы природы, которыечеловеческий рассудок вносит в мир явлений, чтобы затем вновь, уже сознательно,вычитывать их из природы. Познание невозможно без взаимодействия рассудка и чувств.Без рассудка чувственные созерцания слепы, а рассудочные понятия, лишенныечувственного наполнения, пусты. [3]
Человек не удовлетворяетсямиром чувственного опыта и хочет проникнуть к сверхчувствительным основаммироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога.
Кант решает антиномиючистого разума, отсылая к выводам транцендентальной эстетики: посколькуприродный мир всего лишь явление, а не вещь сама по себе, то он не имеетсамостоятельной реальности. Поэтому бессмысленно говорить, к примеру, о том,что он бесконечен, равно как и искать его жестко определенные границы. Та жеситуация с делимостью материи.[3]
Таким образом, кантовскаяэтика далек от формализма, в котором ее иногда упрекали. Не является Кант исторонником аскетической морали. Он напротив, подтверждает право человека наудовлетворение своих чувственных склонностей, т.е. на счастье. Но человекдолжен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении.Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое должно было бы выступатьнаградой за добродетель. Однако в нашем мире непосредственная связь междудобродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допускать существованиеБога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим.
И. Кант осуществилсвоеобразный переворот в философии и заложил основы понимания философии какособого рода науки. Пытаясь обосновать свою теорию познания, он выступил скритикой предшествующих эмпирических теорий.
Не мало времени уделялКант и пониманию процесса познания. Мы можем понять только то, что создали –эта формула лежит в основе теории познания Канта.
Без малого два века нетКанта среди живущих на Земле, но число сторонников его философской системы всеувеличивается. Секрет философии канта в системности и научной утонченности.Кант рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем им отдалдолжное.
В заключении следуетподчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящегочеловечества многие философские направления, школы и учения так или иначевосходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке,продолжают свою плодотворную жизнь.
1. Алексеев П.А., А.В. Панин. Философия: Учебник. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.
3.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2000. 816с.
Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).
философия шпоры.doc
19.Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху возрождения.
Гуманизм – воззрение, осн на самоценности чел-ка как личности, его праве на свободу, счастье и благополучее. Гуманизм как широкое общ движение склад в эпоху возрожд. Спор шел принципиальные – о новом мировоззренческом, нарвств и полит идеале. Критики и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное оторвонное от жизни умствование. ПО мере перехода к гор образу жизни и разв образа жизни выделяется особая знач чел, его творческая активность. Возр философы по прежнему в центр мироздания ставили бога, но придавали больше значения чел. Теперь из интересует не столь системность фил постр, сколько чел. Вместе с тем фил возр стремились максимально использовать преимущества как античного так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, восхищение чел телом. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности. Осн принцип возр философии – антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических, неоплатонических построений
20. Эмпиризм Ф. Бекон. (1561 – 1626)
Фил нового времени. Явл предст материалистич эмпиризма – источник чувств опыта – сущ внешний мир. Говорил о значимости прав метода. Но признавал ошибки в познании. Одна из причин – поклонение идолам: идол рода(заблуждение присущее всему чел роду), идолы пещеры(суеверия), идолы рынка,идол театра.Основатель эмпирического метода, он считал накопление фактов, материалов – самым главным. Он основатель индуктивного метода – от частного к общему. Знание – сила. Конечная цель учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познание. Свою методолгоию Бекон понимал как опр сочетание эмпиризма и рационолизма, уподобляя ее образу действия пчелы, переробатывающей собранный нектар, в отл от муравья( плоский эмпиризм) или паука(оторванная от опыта схоластика). Бекон различал опыты плодоносные и опыты светоносные, практ польза заметна не сразу, но которые дают болший рез-тат.
26.Специфика современной философии. Основные течения и направления.
Различают аналитическую и континентальную философию .
Некоторые являются противниками такого разделения современной философии по географическому признаку.
Аналити́ческая филосо́фия ( англосаксонская философия , англо-американская философия ) — направление в философской мысли XX века , развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.
Общими для аналитической философии являются следующие моменты:
- лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений;
- семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения;
- аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.
Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге , Джордж Мур , Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн . Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась в неопозитивизме Венского кружка и в немецкой критике языка.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии . Такое название было использовано, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе , в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире.
Общепринято, что континентальная философия включает феноменологию , экзистенциализм , герменевтику , структурализм , постструктурализм и постмодернизм , деконструкции , французский феминизм , критическую теорию в смысле Франкфуртской школы , психоанализ , работы Фридриха Ницше и Сёрена Керкегора , большинство ветвей марксизма и марксистской философии (хотя следует отметить, что существует аналитический марксизм, который приписывает себя к аналитической традиции).
Рене Декарт(1596- 1650)
Материю отожествлял с протяжением( или пространством ), движение сводил к применению тел.
Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой.
Существование Бога рассматривает как источник объективной значимости человеческого мышления.
Основной принцип философии – все подвергнуть сомнению.
Декарт считал, что все что получает человек благодаря органам чувств – очень сомнительно;
Это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот , что объективно, потому что величина и количество более достоверны.
Является основателем рационализма нового времени, так как самое главное для него разум.
Кант определял философию как науку. которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейших вопроса:
Основной целью для Канта в его философских исследованиях являлось определение механизмов, инструментов человеческого познания, а также определение возможностей познания. Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, является чувственное созерцание (осязание, обоняние и т.п.). Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств, а с другой стороны, априорными формами чувственного созерцания. Априорными, т.е. не взятыми из опыта формами чувственного созерцания, по Канту, являются Пространство и Время.
Способность воспринимать Пространство и Время, по мнению мыслителя, не приобретается из опыта человека, а даны с рождения, т.е. до всякого жизненного опыта – априорно. Сознание только пользуется уже имеющимися априорными формами созерцания для того, чтобы по этим априорным признакам упорядочивать наше восприятие чувствами окружающей действительности и группировать их одно после одного, благодаря априорности времени, или одно рядом с другим, благодаря априорности пространства. Именно благодаря априорно присущим нам формам чувственного созерцания у нас есть возможность чувственного познания. Пространство и Время же являются продуктом активности сознания.
Несмотря на логичность рассуждения Канта о взаимодействии чувств и рассудка, остается непонятным, каким образом рассудок получает знания о сущности предметов и явлений из чувственного созерцания. Философ полагает, что это оказывается возможным благодаря врожденным особенностям рассудка. Эти врожденные особенности он назвал априорными формами рассудка, которые считал категориями чистого рассудка – всеобщими и необходимыми категориями научного мышления. Таких категорий двенадцать. Кант делит их на четыре группы:
Каждая группа содержит в себе по три категории: категории количества: единичные, общие и особенные (частные); категории качества: наличие, отсутствие и ограничение, или, как их называет Кант, утвердительные, отрицательные, бесконечные; категории отношения: субстанции/акциденции, причины/следствия, взаимодействия; и категории модальности: возможность/невозможность, существование/несуществование, необходимость или случайность.
1. психологические идеи чистого разума (о душе человека, её смертности и бессмертии);
2. космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе, его бесконечности, начале и конце);
3. теологические идеи чистого разума (идеи о Боге, его существовании и сущности).
Совокупность всех этих идей Кант называет антиномиями чистого разума. С помощью рассудка человек может доказать, в равной степени, как существование души, так и её отсутствие, привести доказательства существования Бога и опровергнуть эти доказательства. Кант приводит следующие антиномии:
2) Каждая сложная субстанция и состоит и не состоит из простых частей. Существует два рода причинности: один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует только одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис).
3) Существует и не существует абсолютно необходимое существо.
Кант полагал целесообразным и полезным воспринимать часть идей чистого разума не рассудком, а верой. Вера в Бога совершенно несостоятельна с точки зрения науки, знаний, но в некоторых аспектах эта вера может оказаться полезной в практической жизни человека и общества. То же можно сказать и о душе, и о смысле человеческой жизни.
Философия Канта заложила общие принципы не только немецкой классической философии, но и в целом всей современной философии. Однако его философия, при всей своей многогранности, - это только шаг по направлению к овладению объективными законами природы человеческого познания и мира в целом. Следующим шагом человечества в этом направлении стала философская система Г.В.Ф. Гегеля.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
10. Критическая философия Канта.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления.
Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование “практического разума”.
Немецкая философия конца ХVIII- первой трети ХIХ веков представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли.В ней нашли отражение основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя в Западной Европе, а также конкретно-исторические особенности Германии того времени.
Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.).
Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов:
В творчестве Канта принято выделять 2 периода:
1) докритический (до 70-х гг.),
2) критический (после 70-х гг.).
В первый период Кант занимался философскими вопросами естествознания, в центре его внимания идея о развитии в природе. Он развивает гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из туманности, идею о множественности миров, о происхождении человеческих рас и др.
Теория познания у Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится с объективным миром вне нас?
Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум.
На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Но рассудок имеет дело не с самим предметом, а с мыслью о нем - следовательно, рассудок также дает субъективное знание.
Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).
Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума (мир ограничен во времени и пространстве – мир бесконечен, Бог существует – Бога нет и т.д.). Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.
3. Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Весь существующий мир представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
Развитие, по Гегелю, подчиняется определенным законам.
1)Раскрывает причину развития (закон единства и борьбы противоположностей). Все существующее представляет собой единство противоположных моментов. В результате взаимодействия противоположностей предмет движется, развивается, и это в итоге приводит к изменению свойств и структуры предмета. Т. обр., развитие представляет собой процесс становления, развития и разрешения противоречий.
2)Раскрывает механизм развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений). Все в мире наделено количественными и качественными характеристиками, синтез которых составляет меру. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, т.е. происходит качественный скачок. (Гегель иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды).
3)Отвечает на вопрос о направленности развития (закон отрицания отрицания). Согласно этому закону, старое не исчезает бесследно, не уничтожается (т.е. не отрицается), а служит материалом для возникновения нового.
4. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.).Основным предметом философского анализа Фейербах считал проблему человека и рассматривал ее с материалистических позиций. Поэтому его философию принято характеризовать как антропологический материализм.Фейербах рассматривает человека как природное живое существо. Философ подчеркивал тесное единство человека и окружающей его природы. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве, в природе все находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого. Жизнь – это высшее проявление природы, а человек – продукт природы, вершина ее эволюции. Посредством человека природа познает саму себя. Особую роль в процессе познания, по Фейербаху, играют органы чувств.
Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религии он пытается объяснить с позиций антропологического материализма. По мнению Фейербаха, религиозная вера порождается не только страхом перед стихийными силами природы, но, в первую очередь, эмоциональным миром человека, его страданиями и надеждами. Место рождения религии, считал Фейербах, в сердце человека. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в совершенное и бессмертное существо потому, что сам хочет быть совершенным и бессмертным.
Таким образом, религия необходима людям. Она имеет глубокие психологические корни и так же неистребима, как человеческие эмоции. Взамен традиционной вере в Бога Фейербах пытался разработать новую религию – религию любви, которая призвана выполнять роль общечеловеческой морали. Если любовь человека к человеку станет религиозным чувством, считал Фейербах, то люди добьются на земле того, что религия обещает на небе. Истинная религия – это религия человеческого братства и любви.
Таким образом, в творчестве Фейербаха наиболее разработаны следующие проблемы: 1) человек как природное существо; 2) психологические корни религии; 3) любовь как высший этический принцип.
Иммануил Кант родился в 1724 г. в семье ремесленника в Кенигсберге. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а впоследствии и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же умер (1804).
Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кёнигсбергском университете кроме философских дисциплин Кант преподавал ряд естественных наук.
Однако, излагая учение о естественном происхождении и развитии Солнечной системы, Кант делает ряд уступок религии и господствовавшей в школах того времени телеологии, т. е. учению о целевом плане природы. Так, признавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагает, что этот процесс все же имел начало. Механические законы обнаруживаются в материи, но не вытекают из нее, и причина мира, по Канту, не материя, а бог. Таким образом, божественная первопричина сохраняется, хотя и в ослабленном виде: акт божественного творения отделяется от процесса естественного развития, а самый процесс этот провозглашается независящим от вмешательства бога.
Априорные синтетические суждения в математике возможны, потому что в основе всех положений математики лежат, по Канту, априорные формы нашей чувственности — пространство и время. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума со свойственной ему априорностью форм чувственного созерцания. Для ума, организованного иначе, чем наш, истины математики не были бы непреложными.
Учение Канта об априорных формах рассудка. Категории. Априорные синтетические суждения в теоретическом естествознании возможны, согласно Канту, благодаря категориям — понятиям рассудка, независимым от доставляемого опытом материала. Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично, как и его учение о формах чувственности. У Канта категории не формы бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия эти не отражение содержания, найденного в чувственном опыте, а только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Будучи такими понятиями, категории априорны. Они не развиваются; от одних категорий к другим у Канта почти нет перехода.
В основе всех суждений естественных наук, по Канту, лежат общие и необходимые законы. Как бы ни отличались между собой предметы естественных наук, научное знание о них возможно только при условии, если рассудок мыслит предметы и явления природы как подчиненные трем законам: 1) закону сохранения субстанции; 2) закону причинности и 3) закону взаимодействия субстанций. Будучи всеобщими и необходимыми, законы эти, однако, принадлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для рассудка они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Наше сознание само строит предмет — не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться, — форму всеобщего и необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы — с формами ума. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вкладывает в нее до опыта и независимо от опыта — посредством собственных форм.
По мнению Канта, возможна только наука о психических явлениях, всегда обусловленных, но не философская наука о душе как о безусловном единстве этих явлений. И точно так же возможны только естественные науки о тех или иных явлениях, происходящих в мире и всегда обусловленных, но не философская наука о том, что такое мир как безусловное целое. И наконец, также принципиально невозможна философская наука о боге как о безусловной причине всего существующего или всех явлений.
Хотя Кант ограничил знание в пользу веры, он одновременно стремился ослабить зависимость этики от веры. В противовес учениям протестантских и католических богословов Кант утверждает, что не нравственность основывается на религии, а, наоборот, религия — на нравственности.
Вторую область предметов, к которым прилагается рефлектирующая способность суждения, образуют, согласно Канту, организмы природы. Как явления чувственно воспринимаемого мира и как предметы рассудочного познания они должны быть подводимы только под понятие механической закономерности природы. Но как предметы разума они должны быть подводимы под понятие целесообразности. Оба этих способа рассмотрения существуют не только раздельно, для познания необходимо их единство. Однако человеческий рассудок не усматривает этого единства.
Учение это соответствовало тому уровню развития естествознания, когда целесообразное строение организмов было уже выяснено, но когда науке недоставало еще предпосылок для научного объяснения тех законов развития органического мира, которые, действуя в течение огромных периодов времени, могли породить в организмах наблюдаемое в настоящее время целесообразное строение.
Социально-политические и исторические взгляды Канта. Социально-политические и исторические взгляды Канта складывались под влиянием идей французского и английского Просвещения, в особенности под влиянием Руссо. Вслед за Руссо Кант развил идею о верховной власти народа (о народном суверенитете). Однако, будучи теоретиком немецкого бюргерства, Кант здесь непоследователен. Так, он утверждает, что суверенитет народа на деле неосуществим и что воля народа должна оставаться в полном подчинении существующей власти. Демократическому идеалу народовластия, выдвинутому Руссо, Кант противопоставил идеал Гоббса — принцип неограниченных полномочий существующей верховной власти. Он считал недопустимым не только осуществление народом революции, но даже всякое рассуждение граждан о способе происхождения верховной власти. Все это по его мнению, угрожает государству опасностью разрушения.
Идеальное состояние общества, по Канту, — мир между отдельными лицами и между государствами. Но этот мир — чрезвычайно далекая цель, теряющаяся в неразличимом будущем. Реальность исторической жизни не состояние мира, а борьба, непрекращающиеся антагонизмы между людьми. Не занимаясь много вопросами философии истории. Кант все же пришел к мысли, что противоречивость исторического процесса — необходимое условие совершенствования человеческого рода. Сущность противоречивости исторического процесса в том, что люди одновременно и склонны вступать в общество, и склонны в силу свойственного им недоброжелательства оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадением. Согласно Канту, без этого антагонизма и без связанных с ним страданий и бедствий не был бы возможен никакой прогресс, никакое развитие.
Критика философии Канта слева была подробно развита в XIX в. в материалистическом учении Фейербаха, Чернышевского и др. Критика кантианства справа развернулась еще при жизни Канта — в последнем десятилетии XVIII в. Крупнейшим представителем этой критики был Фихте.
Читайте также: