Кто такие правители номов
Кафедра истории государства и права
Контролируемая самостоятельная работа
1. В какой период произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта?
a) в период Древнего царства
b) в период Раннего царства
c) в период Позднего царства
d) в царский период
2. Какие события положили начало Новому царству в Древнем Египте?
a) завоевание Египта персами
b) возвышение правителей Саиса
c) вторжение эфиопов
d) изгнание гиксосов
a) обозначение простолюдина в Древнем Египте
b) рабы в Древнем Египте
c) юноши-новобранцы в Древнем Египте
d) воинское сословие в Древнем Египте
4. Как назывался слой мелких собственников в Древнем Египте?
5. Кто такие немху?
a) воинское сословие в Египте в период Нового царства
b) слой мелких собственников в Древнем Египте
c) правители номов в Древнем Египте
d) рабы в Древнем Египте
6. Как назывался правитель Египта в период Древнего царства?
7. Кто отвечал за комплектование, снаряжение и обучение войск в Древнем Египте?
b) главный казначей
8. Кто отвечал за оросительные системы в Древнем Египте?
b) главный казначей
c) начальник работ
9. Кто возглавлял систему высших судебных учреждений в Древнем Египте?
10. Какой титул носили номархи в Древнем Египте?
11. Укажите основные источники права Древнего Египта:
a) дхармашастры и артхашастры
b) обычай и законодательство царей
c) обычай и артхашастры
d) заимствования из древних шумерийских кодексов
12. Кто являлся крупным землевладельцем в Древнем Египте?
a) храмы и царские вельможи
b) неджесы и немху
c) храмы и немху
d) мерет и царские вельможи
13. Охарактеризуйте институт развода в Древнем Египте:
a) развод для женщин был запрещен
b) развод был свободным для обеих сторон
c) развод был запрещен
d) для развода требовалось судебное решение
14. Кто являлся наследником по закону в Древнем Египте?
b) старший в роду
c) дети обоего пола
d) только сыновья умершего
15. К какому виду преступлений относилось в Древнем Египте убийство кошки или совы?
a) к государственным
b) к религиозным
c) к имущественным
d) против нравственности
16. К какому виду преступлений следует отнести прелюбодеяние по древнеегипетскому праву?
a) к религиозным
b) протии семейных устоев
c) против личности
d) против чести и достоинства
17. Какое деяние следует отнести к преступлениям против личности?
18. Определите цель наказания по древнеегипетскому праву:
a) перевоспитание преступника
b) изоляция преступника
19. В чем состояло главное отличие наказаний за государственные преступления по древнеегипетскому праву?
a) преступник приговаривался к казни через повешение
b) ответственность несли все члены семьи преступника
c) данный вид преступления карался изгнанием из государства
d) применялась децимация
20. Укажите один из способов доказывания в суде Древнего Египта:
a) судебный поединок
c) признание обвиняемого
d) показания свидетелей
1. Что предопределило раннюю централизацию древнеегипетского государства?
Раннюю централизацию древнеегипетского государства предопределял сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.
2. Назовите основную хозяйственную и общественную ячейку в Древнем Египте на ранних этапах его развития
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений.
3. Назовите три основных класса египетского общества.
Три основные классы египетского общества: Родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне.
4. В каком веке формируется господствующий социальный слой?
Господствующий социальный слой формируется в 4 тысячелетии до н.э., когда особенно усиливаются процессы социального расслоения древнеегипетского общества.
5. Из кого он формируется?
Господствующий социальный слой формируется из родоплеменной номовой аристократии, жрецов и зажиточных общинников-крестьян.
7. Структура государственного аппарата
Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т.е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.
Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Вместе с тем компетенции визиря еще более усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.
Во главе военного ведомства стоял начальник – представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.
Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.
В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.
Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами.
Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири – главные помощники царей – начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.
Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами.
8. Перечислите функции фараона
Фараон возглавлял в Древнем Египте рано сложившийся разветвленный, централизованный административный аппарат. Он назначал всех высших чиновников, даровал им земли, титулы. Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией. Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.
9. Перечислите функции джати
Джати – первый помощник фараона. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль над всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний. Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время. Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., “заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил” — хранитель государственных амбаров и складов, “начальник работ”, отвечавший за крупное строительство и пр.
Глава 6. Древний Египет
Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно, – дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.
Заселение долины Нила шло в основном за счет все той же ближневосточной волны (точнее, волн) спустившихся с предгорий неолитических земледельцев, которые осваивали и Двуречье, а древнейшие археологические культуры Египта (Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны с Убайдом. Однако по сравнению с тем же Убайдом эти культуры более отсталы и примитивны: зерновое земледелие (ячмень, пшеница-полба), кремневые орудия, грубоватая керамика, первые изделия из привозной синайской меди. Видимо, связи через Синай и влияние более развитой и, во всяком случае, энергично распространявшей свои достижения цивилизации Двуречья оказали определенное воздействие на ускорение темпов развития культуры нильской долины, о чем убедительно свидетельствует ряд важных нововведений, в частности пиктографическая письменность. IV тысячелетие до н. э. было периодом активного развития древнейшего Египта. Ирригационные сооружения, без которых земледелие в долине Нила невозможно; глинобитные строения; металлургия меди; имущественное неравенство, фиксируемое раскопками; овладение практикой строительства из сырцового кирпича – все это и многое другое достаточно наглядно свидетельствует о материальном фундаменте, соответствующем уровню ранних надобщинных объединений, первичных протогосударств.
Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали именовать греческим термином “ном”. Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве “связующего единства”, тяготело несколько десятков поселений. Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических администраторов, правителей нома. Как можно полагать (в отличие от Двуречья, источники, которые касались бы этого периода развития, отсутствуют), жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них. Предание, зафиксированное египетским жрецом Манефоном (на рубеже IV–III вв. до н. э. он написал историю Египта, впоследствии утраченную), говорит о том, что около двух десятков номов Верхнего Египта, по течению реки вплоть до Дельты, и примерно такое же количество номов Нижнего Египта в дельте Нила на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. были объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.
Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны первой и второй династий, начиная с легендарного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожествленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.
Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н. э.)
Структура раннеегипетского общества
Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н. з.)
Изменения в социально-экономической структуре
Новое царство (XVI-XI вв. до и. э.) и расцвет Древнего Египта
Реформы Эхнатона
Древний Египет при Рамсесе I
Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей
Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н. э.)
Первый длительный период стабильной и эффективной центральной власти в Египте приходится на годы правления третьей – шестой династий, это период так называемого Древнего царства (по периодизации Манефона). Именно в это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим с ежегодным щедрым удобрением почвы илом. Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис.
Фараоны, начиная с правителей третьей династии, были уже не просто обожествленными царями – они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана практика их захоронений. Будучи “сыном Солнца”, фараон не мог уходить на тот свет незамеченным. Его уход должен был быть великим событием для людей и богов. Именно эти соображения и легли в основу строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до наших дней являются величественными символами древнего Египта – гения мастеров, труда строителей, всевластия и божественного статуса правителей. Пирамиды фараонов третьей и четвертой династий Джосера (Джесера), Снофру (Снефру), Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и ряда других поражают своими размерами: крупнейшая из них, пирамида Хеопса, имеет километр в периметре у основания и достигает в высоту 147 м. Строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историком Геродотом преданиям, около 100 тыс. человек на протяжении 20 лет.
Строительство для себя загробного убежища – пирамиды, позже скального погребения и т. п. – рассматривалось едва ли не в качестве главного дела почти каждым из вступавших на трон фараонов. Соответственно вельможи и жрецы рангом пониже, начиная с родственников правителя, заботились о сооружении гробниц и для себя. Хотя эти гробницы были не в пример скромнее усыпальниц фараонов, тем более пирамид, для науки они ценны тем, что именно в них внутренние помещения обычно щедро покрывались барельефными изображениями, рисунками, изображающими сцены из жизни, хозяйственные заботы домашних слуг, труд земледельцев и ремесленников. Смысл изображений, равно как и сопровождавших их надписей, сводился чаще всего к подчеркиванию заслуг покойного, его добродетелей.
Строительство пирамид и богатых гробниц отнимало много сил и требовало немалых средств, но оно одновременно содействовало ускорению темпов экономического развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывавших трудовую повинность египтян. Целые поселения подчас отписывались указами правителя для обслуживания и охраны важных гробниц. Стоит заметить, что рабы в этой сфере практически не использовались. Вообще рабов-иноплеменников в период Древнего царства было немного, несмотря на то что фараоны вели достаточно активную внешнюю политику, совершая время от времени походы на северо-восток (в Синай), на запад (в Ливию) и на юг (в Нубию). Военная добыча и торговые экспедиции обеспечивали Египет немалым притоком золота, серебра, благовонных смол, слоновой кости, полудрагоценных камней, строительного леса и т. п.
Начиная с пятой династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль – видимо, централизованная администрация стала ослабевать и уже не могла с легкостью мобилизовывать десятки тысяч людей и тратить огромные средства на дорогостоящие престижные сооружения. Пирамиды фараонов пятой и шестой династий были невелики и строились плохо, зато гробницы вельмож стали блистать богатством, что косвенно свидетельствует об укреплении позиций местной знати.
Уже в начале периода Древнего царства в Египте сложилась развитая и всеохватывающая система администрации, которая по сути дела заполонила собой все сферы жизни. Хотя строгого разделения функций она еще не знала, четко выделяются три ее уровня; центральный, региональный и местный. На местном уровне представителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне функции власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (номархи), сановные вельможи и чиновники средних рангов. Они собирали ренту-налог, отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т. п. В их же функции входила организация общественных работ на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. Наконец, высший уровень власти – центральный – являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при пятой и шестой династиях – какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т. п.), государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной администрации.
Что касается специализированных управлений, подчинявшихся чати, то каждое из них возглавлялось важным сановником, нередко носившим пышный должностной титул. Так, глава “дома оружия” был руководителем военного ведомства, отвечавшим за вооружение и снабжение армии, строительство крепостей и кораблей. Начальник “шести великих домов” возглавлял судебное ведомство и отвечал за судопроизводство по всей стране, вплоть до местного уровня. “Заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил” был управителем царско-храмовых хозяйств, хранителем государственных амбаров и складов. “Хранитель печати” отвечал за организацию заморских экспедиций, “начальник работ” – за крупное строительство, ведущееся в порядке трудовой повинности населения. Каждое из ведомств имело свой штат и подразделения, возглавлявшиеся помощниками главы ведомства: так, руководителю царско-храмовых хозяйств подчинялись, среди прочих, “начальник царских угодий”, “заведующий царскими виноградниками”.
Неясно, в какой мере упомянутые должности высшего и среднего уровня были наследственным достоянием данной знатной фамилии – при всем том, что наследственная преемственность и практика назначения знати на высшие должности была обычной нормой. Известно, в частности, что в период расцвета власти центра должностные лица на уровне управителей подразделений, в частности номархи, перемещались с места на место сравнительно легко и часто. Особо стоит сказать о тщательности управления, в системе которого видное место занимали готовившиеся в специальных школах писцы-канцеляристы, т. е. грамотные чиновники. Их усилиями велась исчерпывающая отчетная документация, включая составлявшийся раз в два года кадастр всех земель страны, а также переписи населения, имущества и доходов.
Египет стал вторым по времени после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий.
Основные этапы государственной истории
Период Древнего царства (XXVII –XXII вв. до н. э.) был для Египта временем формирования государственной организации на основе крупных перемен в общественном укладе. Ранняя монархия (в силу каких-то особенностей развития древнего общества) полностью подчинила себе общины, все оказалось растворено в едином государственно-храмовом хозяйстве с принудительным трудом всего населения страны; рабства в это время в Египте еще практически не было. Отношения собственности были мало развиты, но владения государственной знати отличались своей обособленностью. Управление государственным и вельможными хозяйствами и стало основой для обособления особой государственной администрации на центральном и областном уровне. Это была эпоха строительства знаменитых пирамид, великих правителей и сглаживания различий между древними частями страны (к этой эпохе относится и правление самого долгоцарствующего в истории монарха – в XXII в. до н. э. Пиопи II якобы пробыл на троне 94 года). Рост значения областных владык привел Египет к распаду единого государства при сохранении номинальных правителей VI – XI династий – это был т. н. 1-й переходный период (XXII – XXI вв. до н. э.).
Правители XVIII династии освободили и укрепили Египет, это стало началом Нового царства (XVI – XI вв. до н. э.) – самой знаменитой поры в истории страны. Египет превращается в мировую державу тогдашнего Востока, фараоны (именно тогда появляется это звание) ведут многочисленные успешные завоевательные войны. В ходе административных реформ возникает новое областное деление – на 42 нома – во главе с наместниками, назначаемыми из центра. Войны и важная роль военного сословия преобразовали и социальный уклад: появляется служилый слой – немху, которые занимают как бы промежуточное место между знатью и основной массой населения, трудившегося в государственных или храмовых хозяйствах. Рабство по-прежнему играло вторичную роль.
В конце правления XX династии власть фараонов слабеет, она переходит к верховным жрецам главных святилищ Египта. Это было началом Позднего царства (XI в. – 343 г. до н. э.). После нескольких завоеваний – ливийцев, персов и, наконец, Александра Македонского – Египет, сохранив внутреннюю государственную организацию, попадает в состав Македонской империи, а затем и новых держав, пришедших на смену средиземноморской греческой монархии (см. Государство и право эллинистического мира).
Система государственной администрации
Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации были царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны.
Дворцовая подчиненная администрация была мало специализированной. Выделялись главный раздатчик хлебов, виночерпий, интенданты, верховный маг, хранитель печати; одной из важных должностей было звание начальник книжной палаты и архива царя, контролировавший все государственные акты. Но должности эти были скорее почетными званиями и обязанностями, доверяемыми вельможам.
Египет административно делился на области – номы, номы – на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов.
Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели все делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давала, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности.
Военная организация
Еще одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой древности рядом с ним была должность высшего воинского начальника, ответственного за комплектование, снаряжение, обучение войск.
Постоянное войско появилось уже в период Раннего царства, хотя вооружено было только медными топориками и щитами. При фараонах XII династии (XIX –XVIII вв. до н. э.) обособилась своего рода гвардия, охранявшая царя и столицу; появилась и должность градоначальника столицы. Армия делилась на две части: пешее войско и колесничное (конницы не было, хотя верховую езду египтяне освоили около 1500 г. до н. э.). Половина армии постоянно размешалась на юге страны, половина – на севере. Тактической единицей был отряд в 50-200 воинов со своим стягом; каждые 5 воинов подчинялись своему старшему. Оружие было государственным и выдавалось только для похода (в пехоте были стрелки из лука и копейщики). На особом положении были колесничные войска. Корпус колесничих был своего рода военно-дипломатической академией, его было необходимо пройти, чтобы получить высокие должности в армии. В XII в. до н. э. появился профессиональный флот.
Древний Египет дал истории права, пожалуй, первый пример специального военного законодательства, приписываемого фараону Сесострису. Поступившие в военную службу становились сословием воинов, они были обязаны жить сообща, постоянно упражняться во владении оружием и воинском мастерстве. Воины не имели права заниматься другими делами, не должны были отлучаться из мест расположения. Неподчинение начальникам, умышленное дезертирство считались тяжкими уголовными преступлениями.
Суд и законы
Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества. Судебная деятельность тесно связывалась не с администрацией (хотя высшим судьей был главный управитель), а с традициями жреческой власти.
Административный строй Древнеегипетского государства отличался большей и самостоятельной ролью храмовой администрации, замкнутой на области-номы; именно она главным образом выполняла (через писцов) хозяйственно-распределительные и финансовые функции. Общегосударственные задачи центральной власти концентрировались на управлении дворцом и на развитии усиленной военной организации.
Древний Египет | |
Визирь (джати) | – верховный сановник, ближайший помощник фараона по управлению страной (сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, административной, высшей судебной и военной власти) |
Деспотия | – форма государства в странах Древнего Востока |
Жречество | – общественная группа, занимавшаяся отправлением религиозных культов (жертвоприношением, молитвами и т. д.) |
Ном | – административный округ, имеющий политический и религиозный центр, герб и другие атрибуты |
Номарх | – правитель нома – царский наместник (возглавлял административный, судебный аппарат, войско нома и ведал другими вопросами) |
Обычное право | – совокупность обычаев, санкционированных государством в качестве общеобязательных правил поведения |
Фараон | – титул древнеегипетских царей |
Древний Вавилон | |
Авилум | – высшие слои рабовладельцев древневавилонского общества |
Деликт | – правонарушение (преступление, проступок) |
Законы Хаммурапи | – сборник законов Древнего Вавилона, названный именем царя Вавилона |
Имущество илку | – участок земли и другое имущество, предоставляемое воинам за выполнение служебных обязанностей |
Мушкенум | – рабовладельцы из числа жителей покоренных Хаммурапи областей. По правовому положению стояли ниже авилум |
Ордалии | – “Божий суд” или испытание подозреваемого в совершении преступления водой, железом (одно из судебных доказательств в государствах Древнего Востока) |
Саргон | – царь Аккадско-шумерской державы. Объединив в ХХ веке до н.э. северную и южную части Двуречья, Саргон принял титул “Царя Шумера и Аккада” (“Царя четырех стран света”) |
Талион | – принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в причинении виновному такого же вреда, какой им был причинен потерпевшему (“око за око, зуб за зуб”) |
Такмар | – чиновник финансового ведомства |
Древняя Индия | |
Арии | – племена, захватившие в середине II тысячелетия до н. э. Индостан и образовавшие первые государства |
Варны | – замкнутые социальные группы общества, в основе деления на которые лежала принадлежность к ариям или неариям, род занятий и имущественное положение |
Веды | – сборник гимнов магических заклинаний и ритуальных формул на древнеиндийском (вединском) языке конца II – начала I тыс. до н. э. |
Дхармашастры | – сборники религиозно-ритуальных и правовых брахматических компиляций |
Законы Ману | – сборник правовых норм, религиозных и моральных предписаний, составленный одной из брахманских школ |
Паришад | – совещательный орган при царе для решения важных вопросов внутренней и внешней политики |
Раджа | – титул индийского царя |
Эпитимия | – религиозное наказание в виде поста, длительных молитв и т. п., налагавшиеся исповедующим священником |
Древний Китай | |
Ван | – титул царя Китая |
Ли | – этические нормы, игравшие главенствующую роль в шаньско-иньском и раннечжоуском Китае при регулировании общественных отношений |
Фа | – правовые нормы конфуцианства. Нормам “фа” отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами “ли” |
Шан Ян | – философ и государственный деятель, осуществивший ряд реформенных преобразований, способствующих складыванию единой Циньской империи |
Тренировочные задания | Ответ/решение |
1. Назовите социальную структуру Древнего Египта и Древней Индии. | |
2. Назовите государственный строй Древнего Вавилона и Древнего Китая. | |
3. Назовите основные черты древневосточной деспотии. | |
4. Назовите основные источники права Древнего Египта, Древнего Вавилона и Древней Индии. | |
5. Назовите особенности развития права в Древнем Китае. |
ТЕСТЫ
1.Что такое “защитительные”, или иммунитетные, грамоты?
А) грамоты, которые освобождали светскую аристократию от тягот и повинностей в пользу государства;
Б) грамоты, которые предоставляли рабам свободу;
В) грамоты, которые освобождали крестьян от государственных налогов.
Г) грамоты, которые освобождали ремесленников от уплаты налогов местным правителям.
2. Кто такой визирь?
А) главный казначей Египта;
Б) “начальник работ”, который наблюдал за оросительной системой;
В) верховный сановник, ближайший помощник фараона по управлению страной;
Г) сановник, который комплектовал армию и снабжал ее оружием.
3. Кто такой авилум?
А) рабовладелец древневавилонского общества;
Б) отпущенный на волю раб;
В) свободный крестьянин-общинник;
Г) чиновник финансового ведомства.
4. Кто такой илку?
А) профессиональный воин, который за службу в армии наделялся землей;
Б) сановник, ведавший судебными и административными функциями;
В) глава общинного совета;
Г) чиновник, контролировавший деятельность местной администрации.
5. Кто такие арии?
А) племена, захватившие в середине II тыс. до н. э. Индостан и образовавшие первые государства в Индии;
Б) воины Александра Македонского, завоевавшие в IV в. до н. э. Индию;
В) свободные общинники;
Г) государственные чиновники.
6. Что являлось основной отраслью деятельности в Древнем Китае?
Читайте также: