Культура и ее роль в обществе шпора
Культура. Первоначально понятие культура трактовалось как результат влияния человека на природу, подчинения им природной стихии для достижения определенных целей. Культура вбирает в себя творческие достижения народа за многие тысячелетия, духовные искания человека, отражает мудрость и нравственные черты народа. Дух человечества, его облик, воля, свобода, историческое сознание, философские системы, жизненные уроки, вера, язык, менталитет, мечты — все это связано с культурой.
Культура — способ организации жизни и деятельности человека, уровень исторического развития общества и человека, проявляющийся в создании материальных и духовных ценностей.
При рассмотрении культуры личности необходимо остановиться на нескольких важных категориях: культурное действие, культурная среда, культурные ценности, культурные учреждения и коллективы.
Достижения материальной и духовной культуры составляют культурные ценности. К ним относятся
техника и оборудование, предметы быта, знания и профессиональное мастерство человека, архивы, музеи, библиотеки, клубы и т.д. Из культурных ценностей наиболее важным является художественное искусство. Художественное искусство является своеобразным золотым фондом культуры, посредством которого проявляется величие человека. Оно заставляет человека стремиться к красоте, гармонии.
К культурным действиям относятся социальные меры, направленные на создание, распространение, потребление культурных благ. В процессе создания культурных благ человек повышает свой культурный уровень. Источником, движущей силой таких действий являются культурные потребности человека.
К культурным потребностям относятся: поиск сути и смысла жизни, стремление найти свое место в жизни, стремление к творчеству, гуманизму.
Сохранением и развитием культурных ценностей занимаются различные общества и организации культуры. Государство также постоянно и непосредственно занимается вопросами культурно-духовного развития общества.
Культурная среда — существующая на определенной территории социальная группа, создающая, распространяющая и использующая культурные ценности. Общий культурный уровень среды может варьировать в зависимости от возможности использования достижений мировой культуры и создания собственных культурных ценностей, материальной обеспеченности членов группы, а также языка, менталитета и социально-психологических особенностей. Например, городская культурная среда бывает прогрессивной, а сельская — консервативной. Культурная среда связана с культурными коммуникативными отношениями. Она состоит из организаций и коллективов, оснащенных вещественно-материальными ценностями, учреждений духовной деятельности.
Рассматривая культуру какого-либо народа, наше внимание сразу приковывается к системе обычаев этого народа. Обычаи — источник языка и культуры, форма существования культуры, передаваемая из поколения в поколение. Здесь культура представляет собой систему обычаев, реализующих эту преемственность. В прошлом, когда отсутствовала письменность, культура опиралась на суеверия и традиционные понятия. Обычаи и традиции, основанные на накопленном веками опыте, составляют культурное наследие общества. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Духовная культура. Понятие духовной культуры очень обширно. Поэтому его целесообразно рассматривать в плане политического, социального, психологического, научного и культурного аспектов. Духовная культура человека проявляется в общении его с другими людьми, это мера достоинства, нравственности, интеллигентности человека. Также элементами духовной культуры являются мир чувств человека, воспитанность, демократичность, умение строить общение и др.
Духовная культура представляет собой совокупность творческих способностей, эрудиции, ума и способа мышления, понимания произведений искусства, социально-психологической компетентности и морально-нравственных принципов индивида.
Понимание произведений художественной литературы и искусства, способность отличать красоту являются одними из основных критериев духовности человека. Художественная литература способствует формированию эстетического вкуса, духовного и нравственного облика человека. Человек, закрепляя в своем сознании и чувствах идеи красоты, борется с духовной нищетой и неграмотностью. Писатели, художники, деятели театра и кино создали немало произведений, в которых раскрываются духовный облик человека, противоречия развития общества и которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека.
К сожалению, сила положительного влияния произведений литературы и искусства не одинакова для всех людей. Кто-то самозабвенно погружается в литературу, а кто-то относится к ней равнодушно. Некоторые подолгу изучают картину, пытаясь понять замысел художника, а другие лишь пробегают ее взглядом. Одни, слушая музыку, пропускают ее через свои чувства, другие видят в ней лишь совокупность гармонично подобранных звуков.
К пониманию красоты каждый приходит своим путем. Для этого человеку необходимо потрудиться и приложить определенные усилия. Чтобы получать наслаждение в творчестве, человек должен быть информирован в области искусства, знать хотя бы самые значительные произведения литературы и искусства, совершенствовать свои способности восприятия и фантазию. Воспринимать произведение искусства — значит творить вместе с писателем, художником, композитором. Эстетическое воспитание не только обогащает духовный мир человека, но и наполняет его красотой. Углубляясь в мир красоты и проникаясь ее влиянием, человек очищается, проясняется его внутренний духовный мир.
Совокупность духовных культур отдельных личностей составляет духовную культуру общества. Чем богаче духовный мир людей, тем крепче, устойчивее общество.
Материальная культура. Материальная культура Ш достижения и материальные ценности, созданные человеком
К материальной культуре относятся блага, необходимые для удовлетворения естественных, биологических потребностей человека, — продукты, одежда, жилище, средства труда и т.д.
К материальной культуре относятся также исторические и культурные памятники. Наша республика обладает очень богатым наследием материальной культуры прошлого.
На сегодняшний день известно 18,5 тыс. исторических памятников. Из них 13,5 тыс. документированы, 3,1 тыс. взяты под государственную охрану, 205 памятников являются памятниками республиканского значения. Среди них мемориальный комплекс Коркыт-Ата, мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, комплекс Ш. Уалиханова, литературно-мемориальный комплекс Абая в Жидебае, комплекс "Черкасская оборона" и др.
Один из предметов культурно-исторического наследия — тайказан в Туркестане. На внешней стороне казана есть надпись на арабском языке, выполненная в три ряда. Там написано, что этот казан предназначается Кожа Ахмету. В записи есть такие слова: "Уважай человека, цени нравственность". Казан как образец искусства и культуры средневековья в 1935 г. был выставлен в Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Только через 54 года, в 1989 г., казан был возвращен на свое священное место. Тайказан существует уже около шести веков. Видно, что мастера, изготовившие его, обладали прочными знаниями и опытом в области астрономии, математики, физики, химии и технологии обработки металлов.
Основные функции культуры. В обществе культура выполняет несколько важных функций.
Культура формирует духовный мир человека. Эта функция культуры непосредственно связана с ее содержанием. Каждая личность является порождением общества, в котором она живет, а точнее культуры, созданной этим обществом.
Культура обеспечивает преемственность поколений. В обществе связь поколений осуществляется посредством освоения, восприятия и творческого развития культурного наследия.
Познавательная функция культуры проявляется через ее связь с образованием. Образованность, являясь важной составляющей культурности, все же отличается от нее. Неконтролируемые технические действия могут нанести вред культуре. Только обладающая высокой культурой цивилизация может локализовать негативные последствия развития техники. Посредством науки раскрываем тайны мироздания, через искусство проникаемся красотой, а моральное сознание позволяет нам отличить добро от зла.
Регулятивная функция культуры, заключается в том, что культура побуждает человека внешне (например, в одежде) соответствовать идеалу красоты, а духовно — нравственным нормам, принятым в данном обществе.
Коммуникативная функция культуры является одной из основных функций. Если произведение культуры, каким бы ценным оно ни было, не доходит до потребителя, то оно выпадает из культурного обращения. Дом пустует и разрушается, если в нем не живут люди; железная дорога без паровоза — бесполезное нагромождение дерева и металла; книга, которую никто не читает, — кипа пыльной бумаги. То есть, с этой точки зрения, основой культурного бытия является постоянная культурная связь между людьми.
Предметы, окружающие человека, лишь внешнее проявление культуры, а сущность ее заключается в духовности, в овеществлении результатов труда человека. Внутренняя сущность культуры определяется самосознанием и разумом людей, живущих в обществе, их духовными исканиями.
Внутренняя сила культуры —это излучаемый ею свет нравственности. Посредством культуры человек поднимается на невиданные вершины. По определению академика Алькея Маргулана: "Культура — разум, пот и упорный труд человека, и все это имеет глубоко общественный характер”. Культура—духовное богатство, и создается она не ради материальной выгоды.
1. Как вы понимаете роль культуры в обществе? 2. Какие из функций культуры, на ваш взгляд, наиболее важны? 3. В настоящее время в нашей стране люди мало заботятся о повышении своего культурного уровня. Вы с пониманием относитесь к такому явлению или считаете это недопустимым?
§8. Роль культуры в жизни общества
В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящийприроде. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей.
С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако зачастую их ценностьносит относительный характер. Так, например, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие, созданное для уничтожения всего живого и действительно ценного. Потому она не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование.
Подводя итог и суммируя разные подходы, можно дать следующее определение:Культура – это специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.
В своих творениях человек воплощает свои цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во все, что мы делаем. Определенный смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учеба, правила этикета, поведение человека и т.д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определенное значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это еще и предмет престижа. Для того, чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут увидеть внешний вид пирамид, ученые – изучить их физико-химический состав, размеры и т.д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно изучать всемирную историю, а также историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от латинского arte – искусственный, factus – сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своем физическом и духовном облике.
Структура и функции культуры. Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.
Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, приспособился к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди строили дома на легком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.
Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют человеку различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют его жизнь и отказываться от того, что ведет к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.
Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни. Выполнение этой функции опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.
Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.
Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всего назначения культуры. В реальной жизни они тесно переплетены.
Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершенствования и саморазвития личности.
Материальная и духовная культура.
К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.
Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры, и многое, многое другое, сотворенное руками человека, являются элементами материальной культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура.
Материальная и духовная культуры связаны между собой, и границу между ними провести бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не воплотятся в книге, скульптуре или картине, то они останутся лишь творческим замыслом. И к материальной, и к духовной культуре одновременно принадлежат некоторые виды творческой деятельности. Например, архитектура — это и искусство, и строительство. Искусство кино и фотографии стали возможны только на основе соответствующих технических открытий.
Некоторые выводы:
2. Сторонники антропологического подхода считают культурой все, созданное человеком, ценностного – только совокупность лучших творений человека.
3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатленный в знаках и символах.
4. В культуре выделяют материальную и духовную стороны, которые тесно взаимосвязаны.
Вопросы и задания:
2. Чем отличается культура от природы?
4. Какую роль играет культура в жизни общества?
5. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?
Э.Тайлор, описательное определение: культура – совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Культура – общее усовершенствование человеческого рода с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.
Э.Сепир, историческое определение: культура – продукт истории общества, комплекс способов деятельности, передача приобретенного опыта от поколения к поколению.
П.С.Гуревич: Культура – средство человеческой самореализации, самовыражения.
Ю.А.Жданов, социологическое определение: Культура – фактор организации общественной жизни, совокупность социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Наше определение не универсальное и не исчерпывающее, но в нем учтены важнейшие характеристики культуры:
Культура – это сущностная характеристика человека, то, что выделяет его из мира природы, которую он преобразует. В результате этого образуется искусственный мир, противостоящий миру природы. Существенной частью культуры являются идеи, ценности и символы. Культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.
Культура – исключительная особенность людей. Культура – то, чего не было в природе и что сделано непосредственно людьми, продукт их рукотворной, духовной и интеллектуальной работы. Культура – часть мира, к сотворению которой причастен человек.
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.
Культуру можно рассматривать как свод правил, организующих человеческое поведение.
Культура – это не застывшая и раз навсегда установленная, а весьма подвижная, постоянно меняющаяся величина. Вместе с тем культура – нечто вечное в пространстве и времени. В культуре все одновременно: и вчера, и сегодня, и завтра. Культура всюду и везде. Она вокруг нас и внутри нас. И сами мы выступаем носителями культуры. Она разнообразна как сама жизнь и безбрежна как океан. Культура не встроена в общество искусственно. Она не красивые обои, которыми ученые оклеили мир реальности. Культура непрерывно и регулярно воспроизводится человечеством.
К культуре относят все общепринятые утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. Однако вряд ли было бы правильным распространять её на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, что никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, войны, алкоголизм – все это искусственно создано человеком. Швейцарский ученый К.Г.Юнг (1875–1961) выдвинул понятие антикультура; близко к этому предложенное Ю.М.Лотманом понятие не-культура– культура с отрицательным знаком, нечто деструктивное, ведущее к деформации и деградации.
Таким образом, культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.
У человека и человечества есть врожденная потребность в культуре. Без культуры человек дегуманизируется, опускается на биологический уровень. Поэтому культурология является актуальной и востребованной наукой.
Значение и роль культуры для человека и общества.Заложенная античными мыслителями идея о человекообразующей роли культуры была обогащена и развита в другие эпохи – Возрождения, Просвещения, Новое и Новейшее время. Сегодня сущность культуры понимается как единство культуры, природы, общества и человека, как характеристика развития творческих сил и способностей личности в процессе общественно значимой деятельности.
Культура играет огромную роль в преобразовании общества и человека, в их постоянном движении по пути прогресса материального и духовного. Преобразование общества всегда связано с революцией в умах, с критикой устаревших форм и норм жизни, стремлением к более справедливым и гуманным отношениям между людьми. Чем выше уровень культурного творчества, тем динамичнее общество.
Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых – столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Современная цивилизация сможет противостоять самоистреблению в том случае, если основой развития общества станет духовный потенциал её культуры. Изучая развитие культуры от самых первых её проявлений до наших дней, можно моделировать и прогнозировать развитие общества.
Функции культуры. Культура многофункциональна. Она не существует вне человека. Именно он преобразует, изменяет мир, творит культуру. Поскольку культура неотделима от человека, то её функции так или иначе обращены к нему, поставлены ему на службу.
Функции культуры |
Гуманистическая (человекотворческая) |
Социализация и инкультурация | Трансляция социального опыта |
Познавательная (гносеологическая) Регулятивная (нормативная) Созидательная (креативная) Защитная Релаксационная Гедонистическая | Пайдевтическая Коммуникативная Информационная Знаково-символическая (семиотическая) Аксиологическая |
Человекотворческая, или гуманистическая, функция культуры является системообразующей, главной функцией. Она выражается в том, что культура творит человека, будучи продуктом человеческой деятельности. Она проявляется в единстве противоположных, но взаимосвязанных процессов: социализации и индивидуализации личности.
Тема : Культура и общество.
1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества.
2. Этноцентризм и культурный релятивизм.
3. Основные элементы культуры. Роль языка среди других элементов культуры. Значение идеологии как части культуры.
4. Культурный конфликт.
Литература
1. Добреньков В.И. , Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. – М.: Академ. Проект, 2009.
2. Добреньков В.И. , Кравченко Социология: в 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Кравченко Альберт Иванович история социологии. М.: Проспект. 2008.
4. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: учеб.пособие. – М.: Академ. Проект, 2006.
5. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 525 с.- Серия: баклавр. Углубленный курс.
Вопрос 1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества.
Современное научное определение культуры устранило аристократический оттенок этого понятия. Оно означает убеждения, ценности и выразительные средства (искусство, литература), которые являются общими для какой-либо группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры происходит с помощью обучения. Поведение людей в отличие от животных лишь отчасти обусловлено инстинктами. Людям свойственны рефлексы – автоматические ответы на стимулы (мы моргаем и отворачиваемся, если к нашим глазам устремляется какой-то предмет) - и побуждения – внутренние биологические потребности, например, голод и жажда. Для их удовлетворения люди должны совершить более сложные действия, чем животные: пойти в магазин, купить необходимые продукты, приготовить определенное блюдо, сервировать стол и только тогда принять пищу.
Если человеческое поведение лишь отчасти генетически запрограммировано, тогда культура – это то, что формирует поведение человека. И хотя поведение людей весьма пластично, целые группы могут научиться вести себя однотипно. Поведение, особенности которого усвоены всей группой, передающееся от поколения к поколению, называется культурой.
Культура усваивается с помощью социализации личности и регулирует поведение людей. Американский ученый К. Гиртц считает, без культуры люди были бы полностью дезориентированы. Поведение людей стало бы неуправляемым, оно сводилось бы к бессмысленным поступкам, у человека не смог бы сформироваться опыт. О том, насколько важна культура для существования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией – детей джунглей или так называемых Маугли. Они не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. Шведский ученый К.Линней назвал их Homo ferus – гномами. Отсюда понятие феральные люди, т.е. люди, не прошедшие социализацию.
Таким образом, важность и необходимость культуры для существования человеческого общества неоспорима. Но не следует преувеличивать ее возможностей.
1) человеческие возможности небеспредельны;
2) существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;
3) факторы окружающей среды ограничивают поведение человека, т.е., человек занимается тем, что позволяет окружающая среда – занимается орошаемым земледелием в жарком климате, рыбной ловлей на берегу моря и т.д.
4) поддержание устойчивого общественного порядка требует осуждения таких поступков, как убийство, воровство, насилие и т.д.
Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей, наиболее соответствующих условиям их существования (сравним образ жизни людей традиционного и современного обществ). Поэтому культуры прошлого и настоящего сильно различаются, как, впрочем, и культуры разных народов в одно и то же время.
Несмотря на различия между культурами, все народы имеют общие черты, объединяющие их культуры. Они называются культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся совместный труд, спорт, украшения тела, обычай дарить подарки, гостеприимство, похоронные ритуалы, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды и др. Однако для разных культур характерны разные виды спорта, украшений, языки, но главное - они в той или иной форме есть во всех культурах.
Культурные универсалии существуют потому, что их формируют базисные потребности, зависящие от биологических факторов: люди рождаются и умирают, младенцы беспомощны у всех народов, существует потребность в пище, тепле, сексе, повсюду существуют возрастные различия между людьми. Эта мысль совпадает с позицией К. Клакхона о сущности культуры как механизма удовлетворения базовых потребностей.
Дж. Кларк (1970) считает, что люди совершают определенные поступки не только с целью удовлетворения основных потребностей. Человек может устроить званый обед, чтобы похвалиться новой обстановкой своего дома, заслужить благосклонность начальника или по другим, более серьезным причинам. На удовлетворение так называемых базисных потребностей – биологических, психических или социальных - влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базовые потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры.
1. Социальная роль культуры.
2. Основные элементы культуры.
3. Единство и многообразие культуры.
Социальная роль культуры.
Усвоение культурных норм и ценностей людьми происходит в процессе их обучения. Если поведение животных генетически запрограммировано, а опыт, полученный ими в процессе обучения, не может закрепляться в исторической памяти и передаваться из поколения в поколение, то поведение человека лишь в незначительной степени зависит от генетического контроля.
б) Культура как механизм взаимодействия. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, обеспечивающий человеческое существование в определенной социальной среде. Она способствует сохранению единства и целостности общества, обеспечивает его прогрессивное развитие. Выступая как усвоенное поведение, являющееся в своих специфических чертах общим для всей группы людей, культура упорядочивает человеческую жизнь. В человеческом обществе культура в значительной степени выполняет ту же функцию, что и генетический код в жизни животных.
Таким образом, культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и направленное на сохранение и распространение ценностей, норм, идей, символов, обеспечивающих взаимопонимание и взаимодействие людей в различных социальных ситуациях.
Социализация чаще всего осуществляется в форме усвоения социальных ролей. Прекращение процесса социализации означает гибель культуры. Более подробно процесс социализации будет рассмотрен в следующих темах.
б) Социальный контроль. Выступая в качестве регулятора человеческого поведения и формируя социально-исторический тип личности, культура представляет собой своеобразный механизм социального контроля, включающий определенные правила, рецепты, инструкции и т.п. Без культуры люди оказались бы полностью дезориентированными, а поведение человека было бы практически неуправляемым.
Культура в жизни человека играет противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению и передаче последующим поколениям наиболее ценных и полезных образцов поведения. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и бесчеловечное поведение (кровная месть, униженное положение женщины и т. п.).
Основные элементы культуры
Понятия и представления об окружающем мире выступают как знания, сформулированные через знаково-символическую систему и наиболее точно зафиксированные в языке. Усвоение понятий дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего опыта. Представления о взаимоотношениях между понятиями как реального, так и сверхъестественного мира, являются необходимым элементом той или иной культуры.
б) Язык как система знаков и символов. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов – кивков, гримас недовольства, улыбок, – язык все же является основным средством передачи культуры. Язык не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени. Общий язык служит не только тому, чтобы люди понимали друг друга, но и способствует сплочению общества, формированию чувства группового единства. Между людьми, говорящими на одном языке, будь то литературный или официальный стиль, или какой-нибудь жаргон, почти автоматически возникает взаимопонимание и симпатия друг к другу.
В этом смысле ценность определяется как значимость предмета, явления, принципа для личности социальной группы, общества.
Люди не только усваивают и воспроизводят сложившиеся в культуре ценности, но и формируют новые, отражающие вновь появившиеся в процессе общественной практики образцы социального поведения.
б) Терминальные и инструментальные ценности. При исследовании жизненных ценностей социологи выделяют в их структуре терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие как: ценность свободы, справедливости, чести, межличностных отношений, человеческой жизни и аналогичные им.
Инструментальные ценности включают в себя, одобряемые в конкретном обществе или социальной общности, средства достижения целей. Они включают в себя как нравственные нормы поведения (совесть, честь, долг и т.п.), так и качества личности (инициативность, авторитетность, независимость и др.).
В отличие от терминальных ценностей инструментальные в большей мере вызывают не только разное понимание и поддержку, но и трактовку. Иногда они могут игнорироваться и даже противопоставляться друг другу.
Социальные ценности – это разделяемые обществом, социальной группой, общностью, личностью цели, пути и средства, обуславливающие прогрессивное развитие социума и раскрытие сущностных сил личности.
в) Классификация ценностей. В современной социологической литературе делаются попытки классифицировать ценности по разным основаниям. Авторы курса лекций по социологии А. А. Радугин и К. А. Радугин дают следующую классификацию ценностей субъекта:
· витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, материальное благосостояние, образование, квалификация, семья, родственники, малая родина);
· межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
· общественного признания (трудолюбие, социальное положение, успех);
· демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет);
· смыслосодержащие (представление о добре, зле, счастье, смысле жизни);
· ценности-фетишизмы (стремление к абсолюту, вера в Бога).
д) Базовые ценности. В социологии очень часто используется понятие базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей в их жизни. Именно базовые ценности с их конкретным предметным содержанием являются основой для типологизации сознания и поведения человека, а отношение к ним со стороны конкретной личности – мерилом её интеллектуального богатства.
К базовым ценностям, формирующим личность, обычно относят:
· потребность в самореализации личности, в развитии способностей , в духовном обогащении, творчестве;
· общение между людьми, при котором другой человек – не средство для достижения своих корыстных целей, а сама цель, основывающаяся на личном интересе;
· творчество и профессионализм;
· досуг как средство развития сущностных сил личности;
· здоровый образ жизни, обеспечивающий гармоничное развитие всех способностей и возможностей личности и т. п.
Большинство социологов отмечают, что базовые ценности формируются в процессе первичной социализации индивида к 18 – 20 годам и могут меняться лишь в кризисные периоды жизни человека и общества.
Социальные нормы – это исторически сложившиеся формы регулирования отношений и личного поведения людей в соответствии с ценностями культуры. Норма – такое предписание, в соответствии с которым, люди должны совершать определенные действия для достижения той или иной цели.
В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует требование поступать определенным образом. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписания обеспечиваются различными формами наказания и поощрения, начиная с общественных и кончая государственными.
б) Обряды. Социальные нормы и правила могут проявляться через специфические образцы поведения: обряды, обычаи, традиции, которые образуют ещё один элемент культуры.
Обряд – это совокупность стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающих определенные коллективные чувства. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
в) Обычаи. Под обычаем понимается воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и так далее. Обычай – неписаные правила поведения.
г) Традиции. Традиции являются элементами социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
а) Универсальность культуры. Несмотря на то, что каждое конкретное общество (цивилизация, государство, этнос и так далее) создает на протяжении веков гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни, мы вправе говорить о существовании общих понятий и представлений, ценностей и норм, регулирующих человеческую жизнь.
Среди культурных явлений, свойственных всем обществам обычно выделяют: образование, язык, символы, религия, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, гостеприимство, юмор, обычай делать подарки и т.п. Существование этих универсалий связано с удовлетворением наиболее важных биологических, психологических и социальных потребностей в пище, тепле, сексе, наличием людей разного возраста и опыта жизни, разделением полов, беспомощностью младенцев, а также с условиями жизни общими для всего человечества, независимо от уровня развития его отдельных частей и специфичности среды обитания.
Набор понятий и представлений, символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную группу от более широкого сообщества, называется субкультурой.
При определённых обстоятельствах субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В этом случае субкультура принимает вид контркультуры. Контркультура относится к образцам поведения тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и отвергают их и активно им противостоят (шайки бандитов, организации бритоголовых и т. п.).
Если с помощью субкультур индивид может различными путями воспринимать и реализовывать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от основных образцов культуры общества.
Выделяют несколько типов субкультур:
· социально-экономическая, обусловленная групповым и классовым статусом, порождающим различия в стиле жизни наряду со спецификой интересов;
· региональная, обусловленная различиями между отдельными регионами, связанными с экономическими и географическими условиями жизни;
· этнолингвистическая, связанная с языковыми и этническими особенностями;
· религиозная (конфессиональная), возникающая в том случае, если религия выступает в качестве всепроницающей субстанции;
Естественный вопрос, который возникает при анализе этноцентризма, заключается в следующем: это негативное или позитивное явление в жизни общества. На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны этноцентризм сплачивает общество, группу, оправдывает жертвенность во имя её благополучия, без него невозможно проявление патриотизма.
а) Элитарная культура. Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, называемой в силу этого элитой общества. Её потребители – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарное искусство оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера и балет.
б) Народная культура. Народная культура создается безымянными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений, как правило, неизвестны. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, например, изложение легенды, групповыми, например, исполнение танца или песни, массовыми, например, карнавальные шествия.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы
Читайте также: