Литература русского зарубежья шпоры
Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич.
Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев. В Париже живут: Бунин, Куприн, Ремизов, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов, Адамович, Газданов, Поплавский, Цветаева и др.
В целом мы можем выделить три основных функции русской литературной эмиграции: сохранить память о дореволюционной России и ее национальном самосознании, цивилизации и духовных ценностях; стремление влиять на общественную жизнь в Советской России, добиваясь политических перемен; осмысление трагического для человечества опыта социалистической революции в России.
ХРИСТИАН.МОТИВЫ У ЗАЙЦЕВА: Б. Зайцевым написаны "Преподобный Сергий Радонежский". "Алексей Божий человек" и "Сердце Авраамия", "хожения" "Афон" и "Валаам", множество статей и очерков о Патриархе Тихоне и отцах церкви, о Сергиевом Подворье и Парижском богословском институте, в учреждении которых он принимал участие, о церковной жизни русской эмиграции и роли русских святынь в духовной жизни писателей прошлого века. Наверное, никто из русских писателей так много и так конкретно не писал о роли церкви, о христианском мироощущении человека на протяжении ряда десятилетий: где-то с 17-18 годов до 1972 года - года смерти писателя.
Б. Зайцев ищет прикосновения к святости. Как художник, он для своих зарисовок находит на этом пути новые краски, новые нужны ему оттенки"11.
И это наиболее ярко отразилось в первом эмигрантском романе Б. Зайцева "ЗОЛОТОЙ УЗОР", начатом в 1922 году и появившемся в печати в 1925. Именно там в лице его главной героини писатель и покажет, как шло перерождение души русского человека. Писатель утверждает, что воля Божия выше разума человека, но человек только тогда прикоснется к ней, когда при всех условиях не будет уподобляться зверю, сможет в душе сопротивляться злу, выстраивая мир любви, и это даст силы выжить, перенести непереносимое, что будет показано на судьбах Наташи и Маркела.
Сюжет "Золотого узора" держится не на описании событий, а на раскрытии духовного роста героини, что имеет своей традицией житийную литературу. И если Маркел был религиозен всегда, то Наташа в начале повести этого сказать о себе не может: "Я же и не знаю, думала я тогда о религии или нет. Евангелие, Страсти господни и облик Христа всегда трогали, но могла ли я назвать себя христианкою? Не смею сказать." Понадобились достаточно длинный жизненный путь и страшные испытания, чтобы этот огонек разросся в сердце и осветил все вокруг. И когда душевная смута захлестнула героиню, и себялюбие, страсти оттолкнули ее от родного и близкого, только прикосновение к Высшему началу пробудило раскаяние, подтолкнуло к внутреннему очищению. Концерт в благополучной Италии, когда Наташа, нарядная, красивая, пела в церкви литургию, "тронул сердце", а вся служба "очень взволновала и возвысила ее". Но то же очищение души и высокое волнение героиня испытает и в имении отца на пасхальной службе в маленьком деревенском храме, когда отступят перед вечностью "война, ужасы и окопы", "наступления и пленные", "сутолока революции". А смерть Николая Петровича лишь подчеркнет ту хрупкую грань между сегодняшним и вечным и заставит взглянуть на себя со стороны, предъявить себе жесткий счет за все несовершенное и совершенное не так. Но только гибель сына откроет Наташе истинную цену жизни, позволит вы-стоять в мире зла. "Голодные и рваные ходили мы к обедне каждый день, потом к вечерне, и к всенощной в субботу - мы старались проводить побольше времени в церквах. Там иной мир! Плакали неудержимей и молились средь таких же, как и мы, измученных и обездоленных. Здесь мы дышали, тут был воздух, свет." И не случайно как символ этого обретенного света вводится Зайцевым в роман образ Креста. Крест должен стать символом, как считал Мар-кел, объединяющим "людей" и отделяющим их от "зверей". Именно так и воспримет его Кухов, этот прихвостень новых властей, когда увидит крестящуюся Наташу. Знак креста дурно подействовал на Кухова: "Мистики! Христиане! Погодите, доберемся до попов ваших. ". Тяжелый крест понесут, как на собственную Голгофу, по заснеженной занесенной тропе к найденной могиле сына Маркел и Наташа, и это будет очень важно для них, особенно для Наташи. "Крест мне показался даже легок. Было ощущение - пусть еще потяжелее, пусть я иду, сгибаюсь, падаю под ним, ведь так и надо, и пора, давно пора мне взять на плечи слишком беззаботные сей крест". Крест объединит и приведет в церковь поминать загубленного революцией ребенка всех "бедных и последних", знающих Наташу, и оттолкнет стоящих близко к власти, глубокая вера поможет спасти от смертной болезни Маркела. Именно эта глубокая вера поможет выжить в страшном мире Маркелу и Наташе.
У Кублановского дух поэзии почти всегда интимно связан с русским православием: Соловки от крови заржавели, И Фавор на Анзере погас. Что бы ветры белые ни пели, Страшен будет их рассказ. Но не то – в обители Кирилла: Серебрится каждая стена, Чудотворца зиждущая сила Тут не так осквернена.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов).
ПЕРВАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1918–1940)
Положение русской литературы в изгнании
Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич. Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина.
Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.
Старшее поколение писателей-эмигрантов.
Младшее поколение писателей в эмиграции
Центры рассеяния
Основные события жизни русской литературной эмиграции
Литературно-общественные издания русской эмиграции
Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции – неотъемлемая часть русской культуры 20 в., блистательная и трагическая страница в истории русской литературы.
ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1940-е – 1950-е годы)
Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку.
Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пределы родины оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940-е выпали тяжелые испытания. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы большевистского террора.
К философской, медитативной лирике обратились Иваск, Кленовский, Синкевич. Религиозные мотивы звучат в стихах Иваска. Принятие мира – в сборниках Синкевич Наступление дня, Цветение трав, Здесь я живу. Оптимизмом и гармоничной ясностью отмечена лирика Д.Кленовского (книги Палитра, След жизни, Навстречу небу, Прикосновение, Уходящие паруса, Певучая ноша, Теплый вечер, Последнее). Значителен вклад в эмигрантскую поэзию и Чиннова, Т.Фесенко, В.Завалишина, И.Буркина.
ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1960–1980-е годы)
В начале 1970-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: Аксенов, Ю.Алешковский, Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В.Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (Бродский, Коржавин, Аксенов, Довлатов, Алешковский и др.), во Францию (Синявский, Розанова, Некрасов, Лимонов, Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (Войнович, Горенштейн).
Два крупнейших писателя реалистического направления, работавшие в эмиграции – Солженицын и Владимов. Солженицын создает в изгнании роман-эпопею Красное колесо, в котором обращается к ключевым событиям русской истории 20 в. Владимов публикует роман Генерал и его армия, в котором также касается исторической темы: в центре романа события Великой Отечественной войны, отменившие идейное и классовое противостояние внутри советского общества. Судьбе крестьянского рода посвящает свой роман Семь дней творенья В.Максимов. В.Некрасов, получивший Сталинскую премию за роман В окопах Сталинграда, после выезда публикует Записки зеваки, Маленькую печальную повесть.
Творчество Аксенова, лишенного советского гражданства в 1980, отражает советскую действительность 1950–1970-х, эволюцию его поколения. Роман Ожог дает панораму послевоенной московской жизни, выводит на авансцену героев 1960-х – хирурга, писателя, саксофониста, скульптора и физика. В роли летописца поколения Аксенов выступает и в Московской саге.
Войнович за рубежом пробует себя в жанре антиутопии – в романе Москва 2042, в котором дана пародия на Солженицына и изображена агония советского общества.
Синявский публикует в эмиграции Прогулки с Пушкиным, В тени Гоголя.
К постмодернистской традиции относят свое творчество Соколов, Мамлеев, Лимонов. Романы Соколова Школа для дураков, Между собакой и волком, Палисандрия являются изощренными словесными структурами, в них отразилась постмодернистская установка на игру с читателем, смещение временных планов. Маргинальность текста – в прозе Мамлеева, в настоящий момент вернувшего себе российское гражданство. Наиболее известные произведения Мамлеева – Крылья ужаса, Утопи мою голову, Вечный дом, Голос из ничто. Лимонов имитирует соцреализм в повести У нас была прекрасная эпоха, отрицает истэблишмент в книгах Это я – Эдичка, Дневник неудачника, Подросток Савенко, Молодой негодяй.
Татьяна Скрябина
Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1984–1989
Глэд Джон. Беседы в изгнании. М., 1991
Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995
Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996
Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918–1996). М., 1998
Русский Париж. М., 1998
Современное русское зарубежье. М., 1998
Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919–1939. М., 2001
Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkoe_literaturnoe_zarubezhe_1920_-_1990-h_godov.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов
Первая волна эмиграции русских писателей. Эта волна вывела их за пределы России в результате революционных катаклизмов и гражданской войны. За границей оказались писатели и поэты, уже заявившие о себе и состоявшиеся еще в дореволюционной России: И.А.Бунин, В.В.Вересаев, Д.С.Мережковский, И. С. Шмелев, А. Аверченко, В. Ходасевич, М. Цветаева и другие.
Да и в целом религиозная, православная тема в литературе русского зарубежья становится ключевой. Прежде всего в духовных ценностях писатели-изгнанники видели путь спасения, сохранения и собственных душ, и России. «Боже, спаси | Свет на Руси, | Правду Твою | В нас вознеси,
Как видим, творчеству прозаиков созвучна и поэзия русского зарубежья первой волны эмиграции.
Тема отнятой, поруганной России, возрождение которой связано божьим промыслом, стала ключевой в Зарубежном творчестве З.Гиппиус: «Отдай мне ту, кого люблю, | Восстанови ее из праха!
Своим романом Г. Газданов обогатил традиции русской автобиографической прозы. В произведении отсутствуют описание детских мироощущений, исследование воздействия окружающей среды на ребенка. Газданов стремится разгадать тайну собственной души, этим обусловлена исповедальная форма романа и такие приемы психологизма, как внутренний монолог, сон и др.
Б. Ю. Поплавский (1903-1935). В центре внимания этого поэта также мир человеческой души, мир, пронизанный любовью, теплом и спасающий от одиночества в реальности, которая представляется адом
В 1929 году заключение в лагере было заменено ссылкой в Среднюю Азию на три года. В ссылке Б. Ширяев работал журналистом. Вернувшись в 1932 году в Москву, Ширяев вновь был арестован и сослан в Воронежскую область на три года, а в 1936 году – в Ставропольский край.
Зимой 1945 года для основания русского печатного органа Ширяева командировали в Северную Италию, где он оказался на некоторое время в лагере для перемещенных лиц. В Италии Б. Ширяев пишет прозу и литературоведческие статьи.
Д. И. Кленовский (Крачковский) (1893 – 1976). И. В. Елагин (Матвеев) (1918 – 1987). Эти поэты – представители разных поколений почти сразу стали в поэзии заметными. Д. Кленовский, в прошлом выпускник Петербургского университета, бежал из Советского Союза в 1942 году. Его стихотворения напоминают лучшие образцы поэзии Серебряного века.
После занятий в институте И. Елагин дежурил в родильном доме. Опасаясь, что эти дежурства будут расценены властями как сотрудничество с немцами, Елагин с женой в 1943 году перед наступлением Красной Армии покидают Киев и отправляются на Запад. Весть о разгроме фашистов семья И. Елагина встретила в лагере для перемещенных лиц. В 1950 году Елагин с женой и дочерью перебрался в Нью-Йорк.
Тематика поэзии И. Елагина разнообразна: поэт пишет о скитаниях, скорби, любви, чернобыльской трагедии и, конечно же, о творчестве, о войне, о жизни и смерти, о России.
Третья волна эмиграции. Эта волна связана с возникновением диссидентского движения в СССР в 1960-е годы.
По разным причинам и в разных обстоятельствах на протяжении 1960 – 1980-х годов родину покинули В. Аксенов, Ю. Алешковский, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, А. Галич, Ф. Горенштейн, С.Довлатов, Н.Коржавин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, В. Максимов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов, С. Соколов, А. Синявский, А.Солженицын и др.
Как любое другое, советское государство 1960 – 1980-х годов боролось с представителями и идеологической, и художественной оппозиции. Против них организовывались клеветнические кампании, писателям запрещали публиковаться, их увольняли с работы, помещали в психиатрические лечебницы, тюрьмы.
Вслед за И. Бродским в 1965 году были арестованы писатели Ю.Даниэль и А.Синявский за публикацию своих произведений на Западе. Писателей обвинили в антисоветской деятельности и осудили: Даниэля – на пять лет, а Синявского – на семь лет строгого режима.
Крупнейшими прозаиками русского зарубежья третьей волны эмиграции являются А.И.Солженицын и Г. Владимов.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016
Понятие литературы русского зарубежья
Под литературой русского зарубежья понимается часть русской литературы, которая создавалась после 1917 года и издавалась вне СССР и России.
В русской эмигрантской литературе различаются три периода - три волны .
Первая волна русской эмигрантской литературы охватывает период с начала 1918 года до начала Второй мировой войны. Первая волна имела массовый характер.
Вторая волна русской эмигрантской литературы возникла в конце Второй мировой войны.
После хрущевской оттепели началась третья волна литературной эмиграции, в ходе которой за границу уехали крупнейшие писатели России.
Первая волна русской литературной эмиграции имеет наибольшее культурное значение.
- Курсовая работа Поэзия русского зарубежья 400 руб.
- Реферат Поэзия русского зарубежья 230 руб.
- Контрольная работа Поэзия русского зарубежья 230 руб.
Поэзия русского зарубежья первой волны эмиграции
Поэтов, оказавшихся в эмиграции, объединяло острое переживание краха судьбы России и их личных судеб. Однако в творческом плане эмиграция оказывала благотворное влияние. Стихия творческой свободы, в которой оказались поэты, вдохновляла их на написание новых произведений. Поэтому, в отличие от того, что писала советская критика, русская поэзия в эмиграции не оскудела и не вымерла, – боль от разрыва с Родиной поэтами-эмигрантами была преобразована в творческую энергию, а трагизм судьбы стал источником вдохновения.
Одним из основных направлений движения поэтического процесса русского зарубежья было стремление к сохранению связи со своей национальной культурой. Именно эта ориентация на классическую традицию стала важным моментом в духовном самоутверждении литературных сил русского зарубежья. Кроме этого, за традиционализмом стояло и неприятие поэтами-эмигрантами тех событий, которые происходили в России. Это следование традициям и стремление сберечь художественные ценности 19 века стало фактором, объединявшим представителей различных течений – модернистов, реалистов, неоклассицистов. В частности, это относится к поэтам старшего поколения, которые стали известными в литературных кругах еще до революции. Эти поэты продолжили свою творческую деятельность и в эмиграции. Среди поэтов, относящихся к старшему поколению были: К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус и многие другие. Однако поэты старшего поколения в историю русской поэзии внесли не столь значительный вклад, как молодые – М. Цветаев, В. Иванов, В. Ходасевич, А. Штейгер и др.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Тема ностальгических воспоминаний о Родине стала главным мотивом поэзии старшего поколения русского зарубежья. Младшее поколение поэтов придерживалось другой позиции. Это поколение поэтов, которые поднялись в другой духовной среде, которые отказались от восстановления того, что безнадежно утрачено.
Младшее поколение писателей еще называют незамеченным поколением, так как они не успели создать себе прочную репутацию в литературных кругах в России.
К писателям незамеченного поколения относятся: Г. Газданов, В. Набоков, О. Мандельштам, М. Агеев, Б. Поплавский, М. Алданов, Н. Берберова, И. Кнорринг, А. Штейгер, Ю. Терапиано и многие другие.
Главным центрами расселения русской эмиграции стали София, Берлин, Париж, Прага, Харбин.
Вторая волна эмиграции
Вторая волна эмиграции, в отличие от первой, не имела столь массовый характер. Вторая волна эмиграции охватывает период 1940-1950 гг. Со второй волной из страны уезжают граждане, которые были угнаны немцами на работы в Германию. Большая часть эмигрантов обосновалась в Германии и в Америке.
Основной темой поэзии русского зарубежья этого периода является политическая тематика. Публиковались политические фельетоны в стихотворной форме, антитоталитарные стихи. Наиболее известным поэтом второй волны русской эмиграции считается Елагин, основными направлениями творчества которого являются гражданственность, урбанистическая фантастика, тема беженцев и лагерей, ужас перед технической цивилизацией.
Третья волна русской эмиграции
В начале 1970-х годов из СССР начинают выезжать представители интеллигенции, деятели науки и культуры. Основная часть эмигрантов была лишена гражданства СССР. Среди писателей, покинувших страну с этой волной эмиграции, были Аксенов, Бродский, В. Войнович, Ю. Алешковский, Г. Владимов, Ф. Горенштейн, А. Галич, С. Довлатов, И. Губерман и многие другие.
Основная часть поэтов и писателей третьей волны эмиграции переехалиа в США, где сформировала мощную русскую диаспору, а также в Германию и во Францию.
Основной чертой поэзии русского зарубежья в этот период является ее тяготение к постмодернизму, авангарду. В то же время третья волна русской эмиграции была разнородной.
Виднейшим поэтом третьей волны эмиграции является И. Бродский, который в 1987 году получил Нобелевскую премию.
Таким образом, можно выделить три главных функции поэзии русского зарубежья и в целом русской литературной эмиграции:
- сохранение памяти о национальном самосознании России, сохранение ее духовных ценностей и традиций
- стремление оказывать влияние на общественную жизнь в послереволюционной России с целью политических перемен
- осмысление трагичности социалистической революции в России для человечества.
Поэзия русского зарубежья внесла существенный вклад в русскую литературу.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Литература, 11 класс.
Занятие 13. Литература русского зарубежья
Интернет - урок 1. Общий обзор судеб русской литературы за рубежом после 1917 года
XX в. — время величайших перемен, достижений, трагедий и свершений в истории России и всего человечества. И, конечно же, события этого периода не могли не вызвать перемен в жизни всех россиян. В первой трети XX в. сотни тысяч граждан России добровольно или насильственно покинули свою страну. Среди причин массовой эмиграции можно назвать преобразования двух революций, бедствия Гражданской войны, разгул преступности.
Погрузка эмигрантов на пароход
В фокусе история
Задание с открытым ответом Причины эмиграции
Вспомните историческую обстановку в России первой трети XX в. Подумайте о том, какие причины вызвали массовую эмиграцию этого периода. Свой ответ аргументируйте.
Изображение 1 из 6
Опираясь на изученный материал, ответьте на вопросы.
Почему в изгнании русскими эмигрантами была создана мощнейшая культура?
Задание с открытым ответом Литература русского зарубежья
быт и нравы стран, в которых они живут
бедствия гражданской войны
прошлое России
высмеивание бюрократии
великая история Европы
осмысление произошедшей с Россией катастрофы
Сопоставляем и делаем выводы
Мировоззрение поэта–эмигранта и русского поэта XIX в.
Георгий Владимирович Иванов
Что общего в этих двух стихотворениях?
Как изображается природа в стихотворениях?
В чём полемичность итоговой мысли стихотворения Г. Иванова по отношению к лермонтовскому?
Лексика в поэтическом языке
Вы убежали из зверинца?
Вы — царь зверей. А я — овца
В печальном положеньи принца
Без королевского дворца.
В творчестве каждого писателя и поэта–эмигранта можно найти огромное количество произведений, посвящённых России, её прошлому и настоящему, выражающим отношение к революционным переменам, произошедшим на родине. Много таких произведений и у Георгия Иванова.
Родина в лирике Г. Иванова
Что общего между этими стихотворениями?
Какую Россию поэт считает своей родиной?
Каково отношение Иванова к историческим катаклизмам, потрясшим Россию, к своей эмиграции?
Задание с открытым ответом Мировоззрение представителей русского зарубежья
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: как в поэзии Г. Иванова раскрывается мировоззрение представителей русского зарубежья?
Стихотворение Г. Иванова
Поняв особенность взгляда на мир Георгия Иванова, вы сможете узнать его стихи. Укажите, какой отрывок из стихотворения принадлежит этому поэту.
1
Светись, светись, далёкая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несёт мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко.
2
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
3
Туманные проходят годы,
И вперемежку дышим мы
То затхлым воздухом свободы,
То вольным холодом тюрьмы.
И принимаем вперемежку —
С надменностью встречая их —
То восхищенье, то насмешку
От современников своих.
4
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Читаем и анализируем
Творчество М. Осоргина (1878—1942 гг.)
Даже когда писатели–эмигранты создают произведения о быте и жизни русских людей за границей, они поднимают вечные темы и обращаются к вневременным проблемам. Таковы, например, произведения Михаила Андреевича Осоргина.
Михаил Андреевич Осоргин
Жизнь и творчество М. Осоргина
Познакомьтесь с краткими сведениями о личности и творчестве этого писателя. Подумайте о том, почему его произведения долгое время были запрещены в Советском Союзе.
Место действия в рассказе
Незначительное место уделяется в рассказе описанию места действия — казино. Но, как всегда у Осоргина, в небольшом описании очень важна роль предметных деталей, настраивающих читателя на осознание образа героя. Прочитайте описание места действия . Ответьте на вопросы:
Почему автор не конкретизирует места действия (страна, город, казино и т. д.)?
Почему в описании нет образов людей?
На какие предметные детали обращает внимание читателя автор? Какова роль этих деталей (меч крупье, фишки, цвет и т. д.)?
Каким предстаёт мир казино в рассказе?
Задание с открытым ответом Имена
Портрет главного героя
Предваряет диалог персонажей рассказа портретная характеристика главного героя — игрока. Автор создаёт психологический портрет, характеризующий внутренний мир персонажа. Прочитайте описание героя . Ответьте на вопросы.
Почему разговор не об игре не складывается?
О чём говорит взгляд героя?
Какие психологические особенности игрока раскрываются с помощью описания его рук?
Как героя характеризует голос?
Что можно сказать о душевном состоянии игрока по его портрету?
Мировоззрение главного героя
Высказывания главного героя
О душевной красоте игроков
— Вы вот заметьте, что среди азартных, то есть настоящих, а не трусов и не ловкачей, нет злодеев и очень много (если не все) людей безбрежной щедрости и минутной (всегда минутной) высочайшей душевной красоты. Эти люди умеют и смеют дарить широким жестом, счастливить, любить всем сердцем. И вдруг — страшная низость, полное падение, боязнь потерять полугрошик, последнюю свою соломинку спасения. И вот он за минуту — богач, расточитель, благодетель, красивое сердце — отказывает тонущему не только в помощи, а в простом сочувствии. И глубоко страдает за его гибель и за свою мерзость. Извивается, изощряется, подставляет ногу, выкарабкивается по чужим трупам. А через минуту — снова бог, снова щедрый, великодушный, снова выше всех мелких сегодняшних политиков, тружеников в поте лица, благотворителей, отдающих процент, — а он игрок с жизнью, отдаёт всё зря, по воле своей и кусочка бристольского картона, не думая, не считая, ради красоты жеста. Потому что — хочу и могу. И не дорожу ничем, только бы заглянуть в бездну, только бы поиграть с нею, равный, а не как её раб.
О выигрыше, о жизни
Но ведь это не важно: проиграть, выиграть. То есть это тоже важно, но только на момент, до следующей карты. Пока есть что ставить. А затем возврат к обычной жизни, к быту, к жене, к детям, к улице, газетам, вообще к тому, что называется действительностью. Из садов райских — в болото.
Об игре с самим собой
Ну, ночью, или когда нет денег на игру. Тот не игрок, то есть ничего в игре не понимает, кто не играл сам с собой. Я играл ночами, до света. Метал на две руки, делал ставки, выигрывал и проигрывал колоссальные суммы, миллионы, без всякого удержа с реальнейшим переживанием счастья и неудач. Говорил вслух, небрежничал, иронизировал, колебался. И очень волновался, особенно при крупных проигрышах. Когда не было дома карт, играл по телефонной книге.
— Как это — по телефонной книге?
— А просто, открывал наудачу и слагал цифры парами. Но, конечно, это суррогат азарта, а не настоящий. Но всё же жизнь особая, более высокая, лучше сна и лучше ненужного бодрствования. И знаете, однажды я побил двадцать три карты подряд. Вы понимаете — двадцать три подряд! Это было изумительное переживание. Если бы я играл не сам против себя, я бы выиграл миллиард, был бы богачом. Я даже не мог бы уже проиграть этого, мне недостало бы противников. Двадцать три карты! Я не мог заснуть до утра, но дальше было уже не то, игра мелкая, с переменным счастьем.
Об игре случая
Нет, я человек психически здоровый. Но я не знаю ничего выше игры случая. Подумайте — какое превосходное ниспровержение законов логики, расчётов статистики. почему седьмая карта прошла, а восьмая бита? Маленькая, необъяснимая случайность — и вы бы были сегодня богаты.
Конечно, и поэзии есть пределы. У меня, — я уже говорил вам, — сейчас какая–то гиблая полоса. Дальше второй карты не бывает. Даже воображение не работает. И нет никакой веры. Вот это странно: почему иногда исчезает вера? Даёшь карту и наверное знаешь, что проиграешь. Пока не подходит момент, когда уже нет для ставки и когда наверное, ну вот непременно был бы успех. Встаёшь из–за стола и видишь, как твоими картами кто–нибудь бьёт, и бьёт, и бьёт твоим счастьем. Не хватало только одной последней ставки. Это изумительно. И это тянется иногда месяцами. Так вот и сейчас со мной.
1
Тот не игрок, то есть ничего в игре не понимает, кто не играл сам с собой. Я играл ночами, до света. Метал на две руки, делал ставки, выигрывал и проигрывал колоссальные суммы, миллионы, без всякого удержа с реальнейшим переживанием счастья и неудач.
2
Что же касается до меня, то я весь проигрался дотла и очень скоро. Я прямо сразу поставил на чётку двадцать фридрихсдоров и выиграл, поставил пять и опять выиграл и таким образом ещё раза два или три. Я думаю, у меня сошлось в руках около четырёхсот фридрихсдоров в какие–нибудь пять минут. Тут бы мне и отойти, но во мне родилось какое–то странное ощущение, какой–то вызов судьбе, какое–то желание дать ей щелчок, выставить ей язык. Я поставил самую большую позволенную ставку, в четыре тысячи гульденов, и проиграл.
3
Вы вот заметьте, что среди азартных, то есть настоящих, а не трусов и не ловкачей, нет злодеев и очень много (если не все) людей безбрежной щедрости и минутной (всегда минутной) высочайшей душевной красоты. Эти люди умеют и смеют дарить широким жестом, счастливить, любить всем сердцем.
4
Конечно, и поэзии есть пределы. У меня, — я уже говорил вам, — сейчас какая–то гиблая полоса. Дальше второй карты не бывает. Даже воображение не работает. И нет никакой веры. Вот это странно: почему иногда исчезает вера? Даёшь карту и наверное знаешь, что проиграешь. Пока не подходит момент, когда уже нет для ставки и когда наверное, ну вот непременно был бы успех.
6
А по моему мнению, рулетка только и создана для русских. в катехизис добродетелей и достоинств цивилизованного западного человека вошла исторически и чуть ли не в виде главного пункта способность приобретения капиталов. А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как–то зря и безобразно. Тем не менее нам, русским, деньги тоже нужны, — прибавил я, — следовательно, мы очень рады и очень падки на такие способы, как, например, рулетки, где можно разбогатеть вдруг, в два часа, не трудясь. Это нас очень прельщает; а так как мы и играем зря, без труда, то и проигрываемся!
Между жизнью и игрой
Почему именно эти примеры выбирают автор и герой?
Как игрока характеризуют данные истории?
Какие выводы об отношении игрока к окружающим людям и своей семье можно сделать, исходя из его рассказа?
Как герой влияет на жизнь окружающих его людей?
Счастлив ли игрок в жизни?
В практической плоскости
Задание с открытым ответом Социальная проблема
Характеристика главного героя
В рассказе два героя, которые ведут диалог. И хотя рассказчик говорит очень мало, его реплики тоже характеризуют главного героя. Перечитайте реплики рассказчика. Сделайте вывод о том, какова роль этого героя в произведении, как его отношение раскрывает образ игрока.
Задание с открытым ответом Образ игрока
Какие нравственные ценности теряются для увлечённого азартной игрой? Дайте аргументированный ответ на вопрос.
1
Никакого великолепия нет в этих дрянных залах, а золота не только нет грудами на столах, но и чуть–чуть–то едва ли бывает. Конечно, кой–когда, в продолжение сезона, появится вдруг какой–нибудь чудак, или англичанин, или азиат какой–нибудь, турок, как нынешним летом, и вдруг проиграет или выиграет очень много; остальные же все играют на мелкие гульдены, и средним числом на столе всегда лежит очень мало денег. К тому же теснила толпа.
2
На минуту задержались у большого стола баккара, где по зелёному сукну быстро передвигались кучки красных, голубых и перламутровых дощечек; игра шла миллионная. То, что отняла у меня восьмая карта, здесь выражалось одной красивой голубой дощечкой и в общем счёте роли не играло. Голубая дощечка равна была только годовому заработку среднего чиновника.
3
Во–первых, мне всё показалось так грязно — как–то нравственно скверно и грязно. Я отнюдь не говорю про эти жадные и беспокойные лица, которые десятками, даже сотнями, обступают игорные столы. Особенно некрасиво, на первый взгляд, во всей этой рулеточной сволочи было то уважение к занятию, та серьёзность и даже почтительность, с которыми все обступали столы.
4
Мне как–то раз случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочерёдно, по вечерам играли в карты. Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С*** очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен. Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, многих поклонников; каждый рассказывал разные необыкновенные случаи за или против.
Подводим итоги
Литература русского зарубежья не только сохранила лучшие традиции культуры России, но и оказала влияние на развитие мирового литературного процесса. Лучшим произведениям поэтов и писателей–эмигрантов, хотя и спустя долгие годы, суждено было возвращение на родину.
Размышляем о прочитанном
Основываясь на материалах урока, дайте аргументированные ответы на вопросы.
Какие темы поднимаются в литературе русского зарубежья?
Чем вам запомнились произведения писателей и поэтов русского зарубежья?
Какие произведения представителей русского зарубежья вам особенно понравились? Почему?
Задание с открытым ответом Актуальность литературы русского зарубежья
В чём актуальность изученных вами произведений представителей русского зарубежья?
Готовимся к ЕГЭ
Ответ на Ключевой вопрос Интернет-урока
В чём заключается своеобразие литературы русского зарубежья, каково её место в русской и мировой литературе?
Читайте также: