Миф и религия шпора
Шпаргалка шпора (шпаргалка) по религиоведению мгэи
4 Особенности религиозного мировоззрения. Мифология и религия.
Мифология и религия как исторические типы мировоззрения.Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган
Можно утверждать, что раскрытие основ и предпосылок религии не есть редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах и предпосылках – это вопрос о необходимости ее возникновения, функционирования и развития как аспекта сущности и существования человека, человечества, общества, о ее онтологичноспш. Основы и предпосылки находятся не вне мира, общества, человека, а внутри них, религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов.
Основы и предпосылки различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей– причинные, исторические, структурные и др.; 2) отличают факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) разграничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки. Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных, антропологических факторов находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятельности сознания и познания.
6 Сущностные характеристики религии.
Исторически существовали и существуют конкретные религии, "религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене культуры см. гл. IV).
В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внутренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обнаружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказывает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция недостижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы.
.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени
Тема 1.1 Миф и религия как первые формы существования философии (познания мира)
Основные понятия и термины по теме: миф, мифология, религия, анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, атеизм, деизм, пантеизм, монизм, буддизм, христианство, ислам.
План изучения темы:
- Философия как особая форма познания мира
- Определение основных понятий по теме (гносеология, эпистемология, архаические верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; миф и религия).
- Классификация религий
- Догматы мировых религий.
Краткое изложение теоретических вопросов
Ментальная схема (план изучения темы)
Инфографика по теме
Вопросы по теме для проверки знаний на паре
- Найдите в приведенном списке виды архаических верований. Запишите буквы, под которыми они указаны.
- а) Анимизм б) Буддизм в) Иудаизм г) Магияд) Типитака е) Фетишизм
3. Соотнесите между собой (ответ напишите, соединив букву и цифру, например А-3)
Тип мировоззрения Характеристика типа
А. Мифологическое 1. Требует логических доказательств
Б. Религиозное 2. Объясняет все явления в процессе повествования
В. Философское 3. Основывается на вере
ТЕСТ с ОДНИМ вариантом ответа:
Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями
б) Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения
в) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству
г) Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами
а) житейского б) мифологического
Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями
б) Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения
в) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству
г) Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами
Обыденные (житейские) знания основаны на
а) научном обобщении достоверных фактов
б) здравом смысле
в) эстетическом освоении действительности
г) экспериментальных данных
ТЕСТ с НЕСКОЛЬКИМИ вариантами ответов:
Выберете признаки, характерные для научного мировоззрения:
В стране Л. среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие ЕЩЕ указывают на то, что в данной стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение?
а) недостаточное внимание к достижениям науки
б) опора на житейский опыт
в) признание сверхъестественного начала
г) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
д) теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания
е) обоснование утверждений, апеллируя к разуму человек
Если бы Бога не было,
то его надо было бы придумать
(Вольтер).
1. Философия как особая форма познания мира.
Различают
— РАЦИональное мышление (логическое)
— ИРРАЦИОнальное мышление (алогичное)
Познание — это процесс приобретения новых знаний, а что такое знание?
Определение основных понятий по теме .
Миф — это первая форма ПОНИМАНИЯ человека сущности мироздания и определение своего места в окружающем его мире. Для того периода характерна синкретичность , что есть единение человека и природы. особенностями мифологического мировоззрения являются:
— включенность природы в жизнь человека;
— творческое начало (поэтичность предания);
— одушевление природных явлений;
-символизм и образность (а не анализ), жизнь воспринимается как факт;
— политеизм (многобожие)
Любой миф либо повествоал о явлениях природы , например, смена времен года поэтично показана в мифе о Деметре и Персефоне (греческая мифология) или в мифе о Осирисе и Сете.
Прочитаем конец мифа о Деметре и Персефоне :
Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.
Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем…
Мифы могли повествовать о человеческих качествах, например миф об Осирисе и Исиде считается первой историей о силе любви между мужчиной и женщиной, а Исида — прародительницей этого чувства.
А о чем этот миф?
Шли годы…Природа оставалась неизменной в своей сути, но по прежнему недосягаемой для человеческого понимания, а вот мир людей — усложнялся. Рост численности населения приводит к войнам, происходит социальное расслоение, появляются богаты и бедные, свободные и рабы. Все это породило новые вопросы и потребовало новых ответов, новых жизненных ориентиров. Появляется монотеизм — единобожие. Рассмотрим классификацию религий в хронологической последовательности (в порядке их появления).
Классификация религий.
- Архаические (древние религии)
а) анимизм — вера в духов
б) тотемизм — тотем — фигурка олицетворяющая Духа
в) фетишизм — фетиш — предмет, наделяемый сверхестественными свойствами
г) магия — колдовство
- Национально-государственные
например, национальная религия – иудаизм (евреи),
государственная религия – конфуцианство (Китай)
- Мировые
а) буддизм (Индия)
б) христианство (Палестина)
г) ислам (Саудовская Аравия)
Если мифологические Боги олицетворяли явления природы, то монотеистические Боги выражали меру справедливости, некий эталон (совершенство), к которому человек должен стремиться. В мифологии природа и человек — едины, а вот в религии человек уходит на второй план. Человек и Бог противопоставляются, как телесное и духовное, грех и святость.
Появляются формулировки нравственных идеалов ( догматы ), которые презентуются человеку как образ жизни и образ мысли.
2. Буддизм — Индия — Будда (Сиддхартха Гаутама) — Трипитака (Типитака)
3. Иудаизм — евреи — Моисей — Тора (Ветхий Завет)
4. Христианство — Палестина — Иисус Христос — Библия (Ветхий Завет и Новы Завет)
5. Ислам — Садовская Аравия — Муххамед — Коран
3. Догматы мировых религий.
- Шахада — соблюдение строжайшего единобожия
- Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы
- Закят — материальное пожертвование.
- Саум (тюрк.ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан.
- Хадж — совершение паломничества в Мекку.
Практические рекомендации:
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Вопросы для самоконтроля по теме:
Философия фармации и медицины
Основными разделами в ней являются: онтология медицины как науки и практики, гносеология медицинских наук, методология научномедицинского постижения заболеваний людей - этиологии, вопросы биоэтического регулирования современной научно-исследовательской деятельности. В многовековой истории медицины и фармации от доисторических времен и до наших дней прослеживается единая генеральная линия их развития - непрерывное поступательное движение к выработке общих взглядов на природу болезней человека, основывающихся на наблюдениях медиков за их клиническим течением, к более глубокому пониманию сущности здоровья. Со временем все отчетливее складывалась мысль о том, что все частности, характеризующие отдельное заболевание, не являются абсолютно специфическими только для этой болезни, и кроме этих частностей есть нечто общее между болезнями, объединяющее частности в типичное для всех болезней без исключения.
Предмет философии.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую
структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить
множество изучаемых ею частных вопросов:
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество и человек;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• диалектика и ее законы;
Формы предфилософского мировоззрения.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего
общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-
эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское
мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Мифология, религия, их общая характеристика.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего
общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-
эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры,
влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,
сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Костромской государственный университет им. Некрасова
Кафедра философии и политологии
«Истоки философии:
Бух. учет, анализ и аудит 1.1
Доцент кафедры философии и
политологии Свиридова Г.И.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии.
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.
Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.
Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат,1989. – с. 367
2. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.— М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. – с. 399
3. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - К.: 1993.
- Главная
- Новые рефераты
- Популярные
- Добавить реферат
- Поиск
- Контакты
Религия. Шпора
Религия – сложное соц. явление, возникло на заре чел. общ. Слово происходит от древнегреч. Religere – связь. Со временем формируется в сложную систему. Осн. Элементы: рел. учения, рел культ, рел организации, рел ценности. Чел в рел – сущ-во не только биол, но в первую очередь духовное. Зачатки рел сознания имели место во времена неолита. В те времена люди не выделяли себя из природы, но пыт объяснить мир. И приходили к выводу, что природа как и они сами живая. К тому же люди не могли объяснить нек явления природы и стали наделять их сверест силами. Формы: культы богини-матери, предков, животных; фетишизм, тотемизм, анимизм.
Культ богини матери. В разл регионах планеты арх находят женские фиг вырезанные из камня и кости. Общая черта: лицо, руки, ноги едва намеченны, но преувеличены органы деторожд и корм. Эти женщ обозн не только богиню – супругу хоз неба, они прав всеми природ процессами. Фигурки назв Венерами. Понимание единой мировой матери т к носила в себе тайну рождения. Культ Венеры преобл у народов где господст матриархат. Богиня мать считалась общей прародительницей, поэтому в первобыт челов живо чувст родства со всеми жив сущ-ва.
Когда первые португ мореплав в 15 в высадились на побережье Африки, они увидели что у мест племенн был обычай поклоняться разл предметам, кот предпис сверхест св-ва. Порт назвали эти пред фетишами (от порт fetiso амулет), потом эта форма рел получила назв фетишизм. Фетишем мог стать люб предм, пораж воображение чел. Позднее фетиши стали изгот из камня, кости, дерева, металла. Амулетом назыв предмет, кот приписываются маг св-ва. Особая группа св с культом предков. У енисейских кетов – дерев куклы (анэлы) с большими руками и головами, одетые в национ одежду, обычно старуха, призванную помогать семье.
Культ предков тесно связан с анимист представл. Духам предков оказ внимание, приносят жертвы. Формы проявл разнообразны, по разному совер погр обряд. У нек народовумершие деляться на 2 категории. Так у славян – на чистых (умерш ест смерт), и нечистых. 1ых почитали, 2ых боялись. Почитание родителей – родовой культ сохранился у русских, белоруссов, болгар, сербов и т д. Поверья связаны с тем, что если дух умиротв, то он будет помогать, а если нет нашлет болезнь и бедствия.
Культ животных тесно связ с тотем. Формы разнообразны:от поклонен жив до страха перед ними. Часто связан с предан об умирающ и воскреш звере, о браках людей с жив и детях, род от этих браков. Изображ жив на оружии, одежде, тату, украш.
Буддизм Слово обозначает религию, связ с основателем Буддой просветленным . Как религия возник в 6-5вв до н э в Северной Индии. Его появ связ с разложением родо-племенных отн и усилен классового гнета гос-ва. Каждое сущ-во, достигнув высшей святости может стать Буддой. Основателем был полумиф царевич Гаутама Бу один из будд вернулся на земл чтобы принести нов учение. Жизнь во всех ее прояв – беск цепь страданий, избавл может быть достигнуто прав людьми в сост нирваны. В 1 в н э Б раскололся на 2 напр: хинаяма и махаяма. Хинаяма проповед узкий круг спас, т е нирваны могут достичь только монахи. В махаяме нирваны достичь может любой. Важн идея – тождество между бытием и страданием. Дост нирваны связ со множ прерожд. Почитается 4 благород истины, пров Буддой:1)всякое сущ есть страдание 2)причина страд в самом чел 3)для того чтоб прекр страд необх осв от жажды жизни 4)указ на сущ благород срединного восьмеричного пути. Посл вкл в себя праведные: воззр, стремл, речь, повед, жизнь, учение, созерц, самопогружение. Он помогает вер изб от страд и дост нирваны. Учен о сансаре, изн и никем не сотв. Колесо С дает беск цепь смертей и перерожд. Б признает множ 2-ых миров, содерж эл ведич рел – веры в перес душ, уч о карме, не треб жертвопр и почит богов, треб воздерж от лжи, клеветы, грубости и сплетни, запрет на проф, наруш буд мораль – торг оруж, нарк, жив сущ и т д. К 1 в н э форм буддист канон, сост из 3х частей: проповеди Будды, тексты свящ писанийи тексты, посвящ философ и психолог проблем Б. Испов в южн, юго-вост, вост и центр Азии вплоть до Бурятии и Тулы. В 17 в на Тибете с его помощ устон теократ режим, во главе Лама. С 1741 г Б в его тибет-мон форме офиц призн одной из рел Рос империи.
Христианство(от греч christos – помазанник,, мессия). Возникло в 1 в н э в Палестине на осн иудейск философ. Больш роль сыграло напис Ветх Завета, сформ осн идеи иудохр-ва. Его перевод на греч лег в осн рел. Новый завет призн лишь христ, содер идею о богочел ИХ, спас ценой собств жизни чел от его грехов. Возн Х имеет соц и религ корни. Соц: нестабильность и конфл Римск религии, религ: синкрет разл верований и вост мифов об умерш и воскреш боге. Х – соед веры, культа, этики и соц орг. Осн идеи Х: греховн земн жизни, идеи спас, искупл грех перед богом, сострад и смирение; пропов всеоб любовь к люд как к братьям и их равенст перед богом. В Х чел созд по обр и подоб творца. Х ставило цель соед надежду на личн спас и бессмерт с надежд на всеобщ спас и бессм в царстве божьем. Смирен – фунд добродетель, с его пощ можно войти в врата царств небесн. Отл от язычества:1)вера в чудо и авторитет(вера в разум); 2)ориент на внутр мир чел(ориент на внеш мир); 3)греховн земной жиз(радость земн быт); 4) приоритет дух над тел(культ тел бытия); 5)смирение чел(его активн); 6)акмеизм(полгота жиз). Х обоснов роль церкви как соц инстит. Церк считал непогреш в вопрос веры. Нач ч 4 в церк период собирает высшее дух на вселеск сборы, на кот утв сист вероуч и форм каноны. В 325 был утв христ Символ Веры – свод догматов из 12 част:1-о боге как о творц мира, 1ой ипостаси св троицы; 2-о вере в сына бож, ИХ; 3-догмат боговоплащ, сог кот ИХ ост богом стал чел, род от Девы Марии; 4-догм искупления – страдание и смерть ИХ; 5-о воскреш ИХ; 6-о телес возн ИХ на небо; 7-грядущ пришед ИХ на землю; 8-о вере в духа свят.; 9-об отн к церкви; 10-о таинстве крещ; 11-о будущ всеобщ воскреш мертв; 12-о жизни вечн.
Х приз обряды таиснств, во вр кот на вер исход особ благодать. 7 таинств: крещ, миропомаз, причащ, покоян и исповеди, свящ-ва, брак и соборов. Х не имеет един напр. В 311 стан дозвол религ, к концу 4ого в господств. В 5-7 вв от римск церкви отд христиане вост, в 1054 правосл и катол церркви. В 16 в возн протестантизм, в 17 в в Росси происх раскол православ, от кот отд старообрядч.
Ислам. Как и христ явл монотеистич религ. Возник на Арав п-ове, основопол был пророк Мухаммед(570-632гг). Согл лег он рано лиш родит, воспит дедом, затем – дядей. Был паст. В 24г жен на богат вдове, но мат благоп не принесл дух удовлеьвор. В 40л, уед на горе в окр Мекки услыш призыв и решил пропов новое уч. Сн он обрат к предст племни курейш, кот хранили в Мекке каабы, но не нашел у них поним и был вынужд прес в Медину, где нашел много сторонников.Через 2 года возв в Мекку и предлаг убрать из Каабы всех идолов. М видел в единобожьи спас свое и всех арабов. Понятие И – единство веры, гос-правовых установл и опр форм культ. Частью этого понят явл дин – божеств установл, ведущ чел к спасению. Мус теол вкл в дин 3 осн эл: 5 столпов И(1-вера в един бога и пророч миссию М; 2-ежедн пятикрат молитва; 3-добров очистит милост; 4-пост раз в год; 5-паломнич хоть раз в жизни в Мекку(хадж)), веру и благ дела. Сущ обяз для мус формула – басмала, кот мус обязан произ начиная любое дело. В И выдел 4 осн предмета веры:1-в един бога; 2-в его посланн и писания(призн 5 посл-прор: Ной, Моисей, Авраам, Иисус и М);3-в ангелов(созд из света, бесполы, выполн поруч Аллаха, у кажд чел на плеч сидят 2 ангела, выше всех Джабраил, потомМикаил,пот Израил и Исрафил, пот джинны и шайтаны. Иблис – гл шайтан); 4-в воскр после смерти и судн день(предст о загр жизни разв:добр и зл дела будут учтены и взвеш Аллахом, дост будут отпр в рай, недост в ад, будет всеобщ воскресенье, но перед ним конец света). Свящ кникой для мус явл Коран. Текст Кор содерж 114 сур. Кор содерж религ и мифолог сюжеты, этнограф свед о жизни арабов. По об Кор уст Библии. В домах зажит мус К. содерж в отд комнате. При чтен К нельзя говорить, есть, пить, созд шум. В И нет церк как соц института, нет и духовенства, богосл может солверш любой член уммы, кот явл формой соц орг верующих. К придпис мус соверш 5 молитв: на заре, в полд, во2 пол дня, на закате и с наст ночи. Молитв предш омовение, лицо должно было обр к Мекке.Осв местом для мус явл Мечеть. В И сущ обряд обрез, соверш над мальч в возр 7-10 лет. Празд: особ знач празд жертвоприн Курбан-Байран (через 70 дн после оконч поста), офиц выходн – пятница.
Читайте также:
- Боль в мышцах озноб и температура и тошнота
- При переломе костный мозг
- Компьютерная томография костей лицевого скелета
- Нервно мышечное напряжение симптомы лечение
- Если болит сустав в холодной воде