Общественное сознание философия шпоры
Общественное сознание - это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.
Специфика общественного сознания в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Относительная самостоятельность проявляется в следующем:
2)общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);
3) в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;
4)общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие.
При этом необходимо учитывать два обстоятельства:
а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей;
б) активное воздействие на общественное бытие может быть:
Структура общественного сознания:
Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:
Уровни общественного сознания:
-обыденное сознание- присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.( отлич особ:а) формируется стихийно;б) отсутствует систематизация общественных явлений; в) отсутствует достижение сущности;
г) базируется на повседневном житейском опыте.
-теоретическое сознание-глубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.(отл особенности:а) более высокий уровень общественного сознания;б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения
Формы отличаются друг от друга:
1)по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);
2)по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство - в форме художественных образов, моральное сознание - в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);
3)по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.
Формы общественного сознания: политическое; правовое;нравственное; эстетическое ;религиозное; научное;философское.
21: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Маркс пытаясь найти общие закономерности развития общества природы он обнаруживает некие законы, по которым общество живет:
1)общественное бытие определяет общественное сознание.2)способ производства определяет ту или иную структуру общества.3)производительные силы определяют систему экономических отношений.4)экономический базис предопределяет надстройку.
Эти законы характерны для всех формаций.
Есть законы, которые характерны для антагонистических формаций:
1)закон классовой борьбы.2) общество разделено на классы. Исходит из него и закон классовой борьбы, и классовая борьба исходит из различных интересов антагонистических классов.
Для Маркса материальное производство такая социальная анатомия, позволяющая вскрыть механизм работы организма.
Маркс исходит из принципа, что чел как существо биологическое стремится удовлетворить свои потребности, но т к чел существо социальное, у него есть еще социальные потребности. Все эти потребности (биол, соц.) носят неназываемый характер. Поэтому человек преобразует природу, создает новые инструменты, какие материальные блага для себя, для удовлетворения своих потребностей. Процесс создания материальных благ - это и есть процесс материального производства. Т.е. материальное производство - процесс трудовой деятельности чела, с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеч. потребностей.
Потребности носят личностный характер, они индивидуальны, но в человеч. обещстве люди имеют не ток потребности, но и интересы тех или иных соц. групп. (интерес не хобби, а как жизненной установки), и по ним люди делятся не на индивиды, а на соц. группы - на классы, с общими интересами.(это что относится откуда происходит мат. произв-во)
Маркс выделяет в структуре мат. произв. Основные компоненты: производственные отношения и производительные силы.
Производительные силы - это: 1) люди с их знаниями, умениями и навыками к труду;
2)средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство).
Производственные отношения - это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя:
а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности;
б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.)
в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ.
Т. о, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу:
производства;распределения;обмена;потребления материальных благ.
Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты (экономические ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества.
Роль мат произв. 1. обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.)
2. обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев).
3.обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов.
4. обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали).
Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны:а) производительные силы,б) производственные отношения.
22: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ.
Политика - (древнегреч. "искусство управления государством") Аристотель вкладывал в это слово - как некое форма общности людей, все граждане полиса должны управлять го-вом. Для Платона политика - искусство жить вместе.
П-обеспечивает целостность и сбалансированность общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий. Обеспечение интеграции общества.
Сумма отдельных людей - не общество. В обществе есть интегральная характеристика - общие традиции ,ценности, образ жизни и тогда даже по отдельности мы будем отражать общество. Макс вебер(немец) выделил главнейшую черту политики: политика - означает стремление к участью во власти, т.е. деятельность чела в политике - всегда стремление к власти, ибо власть - инструмент, позволяющий реализовать свои собственные идеи, и консолидировать на основе этих идей общество.
Субъекты политики: это социальные общности, имеющих общую цель, и стремятся ее реализовать применительно ко всему обществу. Их делят на 3 группы:
1)социальные общности: классы, группы, индивиды. Это некая соц. Группа(рабочие, интелегенция6 аристократия, крестьяне и тд)
2)носители полит. власти. Сюда относят: гос-во и органы его власти(исполнительная, законодательная, судебная), полит. Партии, общественно-полит. Течения.
3)функциональные полит. Субъекты: СМИ, лобби(группа людей, защищающих чьих-то интересы), оппозиция.
Так или иначе все субъекты политики борются за власть или влияют на нее.
Государство: Одним из первых, кто обратил на тему гос-во - Аристотель(человек- животное политическое, поэтому все живут в государстве и должны там жить.) по Аристотелю государство - естественное состояние людей. марксисты(Маркс, Энгельс..) : гос-во - в классическом понимании это аппарат подавления одного класса другим.
Энгельс говорит, что человечество как общность прошла в развитии 3 стадии:
1)дикость(становление первобытного общества, формирования рода, племени и пр.)
2)варварство - переход от дикости к цивилизации.3) цивилизация.
Все эти стадии отличаются способом производства, точнее степенью развития произв. сил. По Энгельсу толчком к формир. гос-ва послужило разделение труда и совершенствование орудий труда, когда совершенствовалось орудие труда выделилось собирательство, охота. По Марксу в это время идет явление: есть люди которые производят блага, а есть люди не работающие, ибо есть избыточное кол-во благ(вожди..) и это привело к расслоению общества, что привело к появлению класса угнетателей и класса угнетённых, а так же аппарата управления и охраны данной системы.
По Марксу гос-во существует ток в антагонистических формациях, а в коммунизме гос-ва моно сказать и не будет, нет антагонистов
формы государственного устроя:1)унитарное-исключает внутри него отдельные гос.образования-Франция, Италия ; 2)федеративное-включает отдельные гос.образования(РФ)
формы правления показывают, кому принадлежит верховная власть одному лицу-монархия, или коллегиальному органу-республика(парламентская или президентская)
Цели гос-ва: оно имеет свое назначение: публичная власть в интересах всего общества.
Государство структурирует направление своей деятельности: есть внутренняя политика, есть внешняя.
Функции гос-ва: 1) социально-экономическая(создание благоприятных соц-экон. условий для жизни общества.)2)гос-во регулирует соц-эк отношения, перераспределяет материальные блага интересах всего общества, а не тока в интересах отдельных групп
3)охранительная: обеспечивает правопорядок. Обеспечение6 достижение баланса справедливости, сбалансированности интересов разных соц. групп.4) управленческая. Управление. исполнение властных полномочий.5) культурно-воспитательная. Сохранение культурного достояния страны, приумножение, передача след. Поколениям.6)природо-охранительная. Это не только изъятие природных богатств, но и защита, сохранение и приумножение(биол. Ресурсов)7) социальная функция(важная оч): гос-во поддерживает соц. незащищённые слои населения. Пытается сбалансировать качество жизни состоятельных и не состоятельных людей. Короче достижение соц. справедливости(правда разные мнения о справедливости этой).
Внешние функции:
1)зашита гос-ва от нападений.
2)установление, поддержка, развитие внешних экономических связей, политических, культурных.
3) борьба за поддержание мира.
Во всем у человечества есть прогресс, кроме войн. В последние 20 лет куча войн на ближнем востоке, типа арабам надо подарить демократию. Борьба за мир все больше значит уже.
4)поддержание охраны окружающей среды в гуманитарном масштабе.
23: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Религиозно-философский взгляд: деят-ть чел в рамках той или иной религиозной системы. Духовная жизнь - реализация тех или иных религиозных доктрин по установлению единства чел и бога.
Диалектико-материалистический подход: более широкая трактовка дух деятельности - огромное кол-во форм дух деят-ти чел: философ, наука, искусство, религия.
Дух д-ть - вся д-ть по преобразованию чел на основе предш-го опыта, чтобы изменить его настоящее. Все они имеют свои цели и инструменты.
Философия - описание мира в его наиболее общих закономерностях.
Искусство - познание мира ч-з феномен прекрасного, красоты, гормонии. Искусство жертвует точностью ради глубины. (Наука наоборот)
Религия - форма дух д-ти чел, кот предполагает духовное начало чел-ка.
Марксизм: чел не может реализовать свой творческий потенциал, т.к. он находится в отчуждении. (он не может распоряжаться продуктами труда, отчуждение процесса труда, отчуждение людей друг от друга, чел не ожет реализовать свю сущность, свое призвание.)
В рамках социалистического общ-ва чел может реализовать свои таланты.
Шопенгауер: жизнь чел 19 века - путешествие его от скуки к страданию. Человек путешествует то туда - то сюда. Это лишь формы компенсации собственной бессмысленности. Кризис дух жизни человека. А вся техника лишь помогает ему двигаться от скуки к страданию. Требует признания недееспособности, болезненности бытия. А выздоровление чел - актуализация интуитивных и мистических способностей чел-ка.
Каждый чел уникален.
Надо прекратить постоянно желать, потому что они явл-мся причиной наших страданий - све желаний победить невозмможно.
НО чел может осознать другие истины, ценности, кот он будет понимать, по мере своего выздоровления (жизнь, здоровье, опыт и т.д.)
Роль духовной жизни в развитии чел и общ-ва:
дух жизнь - накопление, генерация новых индивидуальных усилий (ментальных эмоциональных). Это и есть внутренний итог их жизни.
Необходимо накопить свой внутренний опыт (интеллектуальный, эмоциональный).
Можно сказать про Королева.
Общ-во накапливает не только техногенный потенциал, не только достижения техники, но и достижения предшествующих эпох. Именно духовная д-ть позволяет нам быть сопричастными с культурой разных стран
Нельзя исключить дух жизнь, либо жить внутри себя. Опыт созерцания очень важен.
Духовная жизнь - сосредоточение культурного достояния всех эпох.
24.СУЩЕОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ
Мораль - одна из форм общественного сознания, основными элементами которой являются представления о добре, зле, долге, чести, достоинстве и др., принципы, нормы и правила поведения, принятые в обществе.
Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой - вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.
Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер, обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:
- императивность - представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
- нормативность - реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.
- оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.
происхождения морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором - к природе и в третьем - к обществу.
Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны.
Натуралистическое направление. В данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (возвращение обратно), с низведением высшего к низшему. Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя
устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.
Социологический поход. нравственные ценности
подменяются интересами общества в целом, а чаще и интересами различных
социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В социологических теориях морали нравственные ценности едва ли
не напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных
Исторические типы морали (мораль социально-исторически
• Первобытная мораль: непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство. Нормы поведения еще не обособились как самостоятельная форма сознания. Их соблюдение - результат естественно-родовой необходимости (это еще не мораль).
• Раннеклассовая мораль: набор добродетелей, формирующих совершенную личность; возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть); абстрагирование норм; противостояние реально практикуемым нравам. Мораль - высокие
идеалы и строгие императивы. Нравственность - житейские принципы со смягченными императивами. Обожествление норм морали.
• Средневековая мораль: центр тяжести моральной регуляции перенесен с внешних, принудительных норм на внутренние (совесть). Религиозность - христианская мораль. Представление о нравственной автономии и ответственности личности. Применение
отношения отцов и детей как основного ценностного шаблона.
• Буржуазная мораль: светская и всемирная - первая универсальная мораль. Яркий индивидуализм, эгоизм (самореализация непременно за чужой счет). Смысловой стержень - культ разума.
Развитие современной морали
Современная мораль во многом публична. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах.
Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера.Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами.
Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).
Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.
Основные уровни общественного сознания.
1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание тесно связано с общественной психологией – совокупностью чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества. Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.
2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий. Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.
Общественная психология формируется стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.
Общественное сознание отражает бытие в различных формах. Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.
Основные формы общественного сознания.
1)Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.
2)Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.
3)Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.
4)Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.
5)Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
6)Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.
7)Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.
8)Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.
Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:
1)по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;
2)по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство – в форме художественных образов;
3)по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль – воспитательную и регулятивную и т.д.
41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание
Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.
Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.
общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.
Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,
индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.
Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.
Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:
1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.
2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.
3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.
4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.
5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.
6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.
7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.
8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.
9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д.
Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.
Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:
1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.
Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.
2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.
Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка — мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т. д.
Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
ИНДИВИД — отдельный человек.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — нечто отдельное, своеобразно неповторимое.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т. д.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ — внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
Читайте также: