Общество как предмет социальной философии шпора
Социальная философия изучает законы развития общества, обобщает знания всех наук об обществе и человеке, формирует картину общества и цивилизации, их мировоззрение, улучшает законы и категории, формирует идеалы, нормы и ценности для совершенствования человека, общества, цивилизации и социальных наук для их развития.
Этапы развития социальной философии совпадают с этапами развития философии вообще, но в полной мере социальная философия оформилась как наука только к середине/концу ХIX в. Конечно социальная философия началась и развивалась с философией вообще.
В Древности преобладает идеализм в понимании общества, управляемого небом, богом, дао…(это не мешало людям заниматься мирскими делами и достигать в этом совершенства). Линию идеализма продолжали Гегель, Фома Аквинский.
Гегель: общество и государство являются вершиной (зрелой формой) саморазвития абсолютного разума, и в нём государство как организованное сообщество является гарантией истины, справедливости, счастья. Гегель говорит о гражданском обществе и правовом государстве.
Идеализм в XIX в. исчерпал свой ресурс, не объяснив сущности развития буржуазного, промышленного общества. Но еще ранее в истории возник натурализм, наиболее развит — у Монтескье: природа (климат, местность) определяет развитие общества. Монтескье – родоначальник природно-географического детерминизма.
Но, тем не менее, объяснение общества и его законов богом (идеи) либо природой ограничены, не полны – неистинны в их отдельности, т.к. не учитывается труд, деятельность человека в обществе и для общества. Исторический материализм Маркса вслед за Гегелем являет собой системное учение об обществе, но на основах материализма и диалектики. У него есть свои недостатки – усиливается абсолютизация учения Маркса (особенно в СССР), но это учение признается во всем мире и потому еще, что его центром является деятельность человека, его труд, как способ существования общества. Поэтому задача социальной философии – творческий синтез идеализма, натурализма и исторического материализма в будущем учении об обществе, учитывающем все факторы его развития: природа, бог, труд, информация…
Деятельность – человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном, должном и разумном преобразовании общества, природы и человека. Несомненно, что человеческий труд – ядро человеческой деятельности, его развитие, совершенствование привело к возникновению таких его форм:
· политическая деятельность, связанная с управление государством людьми;
Эти виды деятельности функционируют и взаимодействуют в обществе системно, они подвижны, но в процессе их развития формируются связи, отношения, взаимодействия между людьми, они устойчивы, консервативны, почти неизменны.
В онтологическом плане материально-производственная деятельность первична;
В функциональном плане первична духовная деятельность;
Выделение материального и идеологического – суть абстракции, необходимой для определения первичной причины и её следствия.
Материальное в обществе – то, что складывается в нем предварительно, не проходя через человеческое сознание, оно не обязательно вещественно. Т.е. происходит при отчуждении результатов материальной деятельности (человек строит дом своими руками, продает — дом чужой теперь, т.е. произошло отчуждение).
Идеологическое отчуждение происходит предварительно через сознание.
Категории материального и идеологического дополняется категориями общественного бытия и общественного сознания (дух).
Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Общественное бытие определяет общественное сознание, но во время кризиса общественное бытие более общественного сознания мобилизирует людей, помогая преодолеть неприятности и выйти из кризиса.
Эти 3 пары категорий и др. дали возможность и превратили социологию в науку, выясняющую первичное и следствие из него, их взаимодействие, его характер, направленность и содержание.
Развитие общества, его истории, формирует его объективные условия во всех сферах жизни. Т.е. всё то, что сделано трудом предшествующих поколений людей и вчерашнего дня, сегодня превратилось в независимое от людей, предопределяющее их деятельность, логику развития, их сознание, его историческую преемственность.
Объективные условия истории проявляют, так или иначе выражают, требуют развертывания своей внутренней исторической логики развития во всех сферах общества в форме субъективной человеческой деятельности и усилий современных нам и живущих с нами людей. Это и есть субъективный фактор истории, её развития на её объективной основе.
Итоги: объективное – это субъективное вчерашнего дня, т.е. оно вопиет о том, как должно развиваться. Субъекты развивают объективное.
Тема 7. Философское понимание жизни общества
5. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.
6. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.
7. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.
8. Структура общества и социальная мобильность.
1.Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).
Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.
- общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр. российское общество, общество ветеранов и т.д.)
- общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада).
- общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).
Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:
- социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.
- социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.
- социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.
- социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.
Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, его особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.
В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:
- натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).
- идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).
3.Важную роль для пониманияединого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биосфера – это особый этап геологической истории Земли, совокупность всех живых организмов в их отношении между собою и не-живой природой. Биосфера выступает единым живым организмом, получающим энергию от Солнца и активно обратно влияющим на Космос. Эволюция биосферы с появлением человека утратила свое естественное направление. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже и космоса приводит к изменениям подчас необратимого характера. Важным показателем необратимой эволюции биосферы в настоящее время В. И. Вернадский считал переход биосферы в стадию ноосферы.
Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. Человеческая деятельность не может осуществляться в отрыве от иных биосферных процессов. В стадии ноосферы требуется переосмысление человеческой деятельности в рамках единого целого биосферы. Это повлечет существенные изменения в области интеллектуальной, научно-технической и духовной жизни общества. Масштабы и последствия подобных изменений трудно предвидеть в настоящее время.
В. И. Вернадский исходил из определенных предпосылок, подводящих к стадии ноосферы. Согласно его учению о ноосфере, в ее основе лежат следующие факторы: 1) распределение человека – единственного биологического вида, обладающего разумом, – по всей планете, победа этого вида в конкуренции с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомной, солнечной, термоядерной и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом широкие массы населения; 5) взрыв научного творчества вXX столетии, в своих последствиях также имеющий геологический масштаб.
Сложность структуры ноосферы определяется двумя особенностями. Во-первых, ноосфера вобрала в себя все предшествующие ей идеальные явления. Во-вторых, ноосфера как, впрочем, и человечество лишена пока подлинного единства – она противоречива, отражая все противоречия, присущие обществу. И все же ноосфера – это новая стадия в истории планеты, вступив в которую, люди уже не смогут без соответствующих поправок пользоваться для сравнения ее историческим прошлым. В своем движении к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.
4.Философский анализ общества был бы не полным без упоминания о порядке его структурации, т.е. принципов выделения социальных групп и выявления социальной иерархии. Принято выделять макросоциальные и микросоциальные общности людей.
Микросоциальная группа – представляет собой малочисленную по составу группу члены, которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Микросоциальная группа включает в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности. В микросоциальные группы входят семья, трудовой и учебный коллектив, объединения людей на основе интереса.
Макросоциальная группа – это большая общность людей, объединенных по этническому, национально-государственному или социально-экономическому признаку. Принято выделять такие макросоциальные группы как этнос, нация, народность, класс. Классом принято обозначать группу людей, объединенных механизмом объективных производственно-экономических интересов. Народность можно определить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Народность и нация вытекают из более крупной общности людей, называемой этносом. Этнос – это устойчивая общность людей, объединенных территорией расселения, сходим расовым составом и повседневной культурой.
Важнейшей чертой стратифицированного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, формы получения дохода, местожительство. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. Детально классифицированы и профессионализированы пути, следуя которым, люди могут улучшить свое положение. Один из примеров подобного подхода дает концепция “эскалаторов” или “лифтов”, следуя которой можно подняться на верхнюю ступень общественной жизни. Как правило, перечисляют шесть “лифтов” или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужится до генерала; 4) через служение богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) наконец, удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.
1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш.шк., 1997.
2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.
3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.
4. Барулин В.С. Социальная философия в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.
5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992.
7. Гобозов И.А. Социальная философия. М.: Мысль, 2000.
8. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Гардарики, 2003.
9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Слово, 1994.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое социальная философия?
3. Какова структура философского знания?
4. В чем состоит главное отличие натуралистического подхода от материалистического?
5. Перечислите основные формы воздействия общества на природу.
7. В чем заключаются основные различия макро и микросоциальных групп?
| | следующая лекция ==> | |
Лекция 2. Философия научного познания | | | Лекция 2. Основные проблемы философии истории |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:
1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.
48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.
Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.
В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.
1)Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).
Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:
-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
-закон классовой борьбы.
В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.
Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.
Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.
Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).
Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.
С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:
-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);
-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;
-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);
-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.
Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.
Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:
-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;
-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;
-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:
-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),
-политические (*государство, партии),
-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).
Основные виды социальных общностей:
-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);
-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);
-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;
-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);
-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).
Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).
Основные концепции социальной структуры:
1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления (монархия, республика);
-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Государство выполняет множество функций.
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.
Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.
Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.
Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.
Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.
Читайте также: