Общество как развивающаяся система шпоры
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
- по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
- В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
- Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
- Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
- Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
- Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
- Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:
- Это высший класс профессионалов-администраторов.
- Технические специалисты среднего уровеня
- Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
- Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
- Квалифицированные рабочие
- Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.
В чем видятся источники развития общества? Представители разных мировоззренческих систем называют разные источники. Среди них – мир природы, взаимодействие общества с окружающей природной действительностью, которая является источником практически всех средств для существования человека. Также источником развития общества являются продукты человеческой деятельности и, прежде всего, труда. Развитие общества тесным образом связано с уровнем существующей техники, технологии, средств труда. Источник развития общества усматривается и в духовной сфер, в мире человеческой субъективности, в мире идей, в морально-религиозном, духовном совершенствовании общества.
Таким образом, под обществом можно понимать определенным образом организованную систему взаимоотношений людей друг с другом и природой, которая исторически сложилась и развивается в результате совместной деятельности и взаимоотношений людей, обусловлена потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируется обычаями, нормами, ценностями.
В вопрос о понимании сущности социальных связей и отношений исторически сложилась два подхода: материалистический и идеалистический. Согласно материалистическим представлениям, в обществе главная роль отводится материальным, экономическим, производственным отношениям, а идеологические, духовные, политические, правовые и другие отношения вторичны и определяются первыми. Совокупность этих отношений определяет сущность данной общественно-экономической формации и специфику ее социальных связей и отношений. В соответствии с идеалистическими представлениями, в основе социальных связей и отношений лежит некое духовное начало как объединяющий системообразующий принцип, который может выступать в виде идеи единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае главенствующая роль в общественном организме принадлежит идеологии, в частности, государственной.
Следует отметить и то обстоятельство, что во многих философских взглядах на общество, в общественно-политических концепциях, в том числе и в современных, признается, как значение материальных, экономических отношений, так и духовных, идеологических, способствующих объединению общества в единое целое. То есть современный социальный анализ предполагает спектр всевозможных связей, включающих как идеи, так людей с их деятельностью и предмет материального мира.
Говоря об обществе, можно отметить, что это многостороннее образование, представляющее собой сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Оно проходит последовательные стадии качественных превращений и общие закономерности этой системы определяют характер элементов, входящих в эту систему, направляют их развитие. Отсюда, всякий элемент этой системы может быть правильно понят лишь в связи с целым.
Современное общество может быть охарактеризовано как целостное и устойчивое образование, функционирующее на основе внутренних механизмов воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Целостность общества обеспечивается общественным производством или многообразным процессом, включающим в себя: воспроизводство самих людей, материальное производство, т.е. создание материальных условий жизни; духовное производство, т.е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее координацию деятельности и целостность общества. Каждый из названных аспектов общественного производства жизни предполагает систему специфических общественных отношений или форм взаимодействия, взаимосвязи. Среди них могут быть названы: семейно-бытовые, производственные, социальные, духовные, идеологические, политические, которые в развитом обществе складываются в его специфические подсистемы, выполняющие необходимые для всего социального организма функции. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе.
Важнейшими элементами производства являются работники, их труд и материально-технические средства производства, т.е. производительные силы общества.
В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми, среди которых главные:
1) производственно-технологические, связанные с характером и уровнем развития техники и производственных технологий;
2) организационно-экономические, связанные с вопросами организации и управления производством;
3) социально-экономические, включающие в себя отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства.
Вся система экономических отношений регулируется социальными нормами, а также нормами права и зависит от характера собственности на средства общественного производства. Собственность определяет кто обладает экономической властью, кто распределяет доходы от хозяйственной деятельности и намечает перспективу развития производства. Формы собственности связаны со степенью реального обобществления производства и, в целом, развития общества.
Духовная подсистема включает в себя совокупность форм духовной деятельности людей, связанных с удовлетворением их духовных потребностей, важнейшие из которых – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребность в общении.
По мере развития общества в нем возникали различные отрасли духовного производства, направленные на удовлетворение многообразных духовных потребностей. Это и научные институты, занимающиеся познанием природы, общества, человека. Это и средства массовой информации, направленные на удовлетворение потребностей в обмене информацией. Это воспитание и образование человека, в том числе нравственное, эстетическое, религиозное, осуществляемое высшими учебными заведениями, детскими дошкольными учреждениями, школами, в учебных религиозных учреждениях, с помощью искусства, а также в кругу семьи, друзей, с помощью органов правопорядка и средств массовой информации.
Духовная система общества связана с формированием мировоззрения, сознания человека и общества, поэтому ее значение переоценить невозможно.
Социальная подсистема представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.
Существование социальной подсистемы связано с социальным расслоением и неравенством людей, возникшими с разделением труда и специализацией в общественном производстве на определенном историческом этапе развития человеческого общества. Процесс разделения труда и возникновение института собственности способствовали формированию относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции и занимающих определенное положение в обществе. Они в своей основе, при влиянии факторов, связанных с территорией, языком, верованиями и т.д., сформировали социальную структуру общества, в которой могут быть выделены:
· демографическая структура отражает соотношение людей по полу, возрасту, их рождаемость, смертность, миграции и т.д.);
Политическая подсистема представляет собой совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения. Возникновение этой подсистемы общества связано с усложнением социальной структуры общества и возникшей необходимостью согласования действий и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп.
Политическая система общества имеет сложное строение. Ее центральным элементом является государство – социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, социальных групп и объединений.
Государство может иметь различные формы правления и формы государственного устройства. Функционирование государства, как правило, осуществляется на основе конституции или основного закона государства, закрепляющего основы политического, социально-экономического строя, права и обязанности граждан, механизм образования, принципы функционирования основных государственных органов, основы избирательной системы и т.д. В правовом государстве конституция также ограничивает власть или сферу деятельности государства закреплением всего, кроме того, что разрешено законом. Также важнейшими признаками правового государства являются – верховенство закона и всеобщность права, которые в равной мере распространяются на всех граждан, в том числе и на органы государства, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Общество – это совокупность людей и их взаимоотношений. Элементы общества постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как единая система. Система - это совокупность элементов, которые образуют целостность. Структура – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами. Элементы и части общества – это социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общ-во элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.
Субъект –носитель активности, направленной на другое явление, объект, более пассивное в данном случае.
Социальная система – вся совокупность соц-х субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Основной элемент социальной системы – человек. Он обладает свободой выбора форм и способов своей деятельности, что придает развитию общества неопределенность.
Социальная система – это не только совокупность отдельных видов деятельности, но и совокупность отдельных социальных групп и их организаций или структура связывающих эти группы и организации отношений.
Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, обладающую не только свойствами, присущими ее отдельным частям, но и такими, которых нет у этих отдельных частей. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Самодостаточная соц-я система – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.
Процесс – это единая серия изменений в социальных системах.
Функционирование общества – это происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью.
Изменение – это начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.
Развитие – это частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общ-х структур и отношений между ними.
Прогресс – одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации.
Регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.
Философы – детерминисты (Гегель, Маркс) признают прогрессивную направленность развития общества от низших форм к низшим. Напротив, индетермисты или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер) отрицают направленность и закономерность развития общества. Они соц-е развитие связывают с ролью бессознательных начал в чел-й психике.
Социальные движения выражаются в коллективных совместных действиях людей, совершающихся более-менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений. Исходный пункт соц-х движений- неудовлетворенность, социальное беспокойство. Различаются реформаторские и революционные движения. Реформаторские движения – мирная форма, охватывают ограниченные круги и власти их не преследуют. Революционные охватывают широкие массы и власти их преследуют. Ниспровержение существующего соц-го строя путем силы.
Проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто её движет (делает).
Движущие силы – этоэто те слои населения, посредствам которых осуществляется воля субъекта. Реальные историч. изменения обеспечиваются движ. силами, кот., в свою очередь, ведомы субъектом истории.
Движущие силы развития общества – существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. К ним относятся:соц. противоречия, производительные силы, продолжительные действия больших масс людей, прогрессивная деят-ть соц. субъектов, побудительные силы деят-ти (потребности, интересы и т д.
Счит, что движ силы – люди, котор не озознают свою роль. Субъект – осознает.
Субъект истории –тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности.
А) отдельная личность (идеалистическое понимание) великую личность (или личностей) – вождей, правителей, героев, лидеров т.к. именно их деяния и принятые решения меняют ход. Получило шир. распространение среди мыслителей фр. Просвещения XVIII века.
Б) народные массы (материалистическое понимание) т.к. именно народ гл. производительной силой, создающей все матер. блага, необходимые для сущ. общества.
Г) толпа, масса, охлократия Феномен толпы (массы), особенностями которой являются восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д.
Факторы развития общества – это причины, которые вызывают изменение в обществе. В структурно-функц. Аспекте Движ силы делятся на: общественные факторы: мат-экономические, социальные, политические, духовные; и на природные факторы: демограф., геграфические.
А) природные (географические) (Монтескье, Вернадский, Гумилев (ритмы этногенеза)) Геоклиматический фактор. Речь идет о влиянии на характер и темпы развития не только человечества, но и региональных сообществ (локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.
Б) демографические Увеличение рождаемости способствует быстрому развитию общества толко при условии одноврем. развития производства, образования, медицины. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам и т.д.
Эти составляющие демографического фактора неравноценны. Большая численность населения страны не определяет наличие у нее статуса великой державы.
В) духовные (Гегель, Конт, Сорокин) межнациональное взаимодействие культуры. Политика изоляционизма приводит к упадку.
Г) экономические (Маркс, Ростоу). Прогресс техники, науки изменяют все области общ-й жизни. Паровая машина в 18 веке привела промышленной рев-ции и индустриальному обществу.
Технико-технологический фактор. Влияние этого фактора на развитие общества проявляется в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления.
Источник соц. развития
Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т.е. о тех глубинных причинах, которые определяют качественное изменение общества и его переход к новому состоянию
Соотношения эволюции и революции в развитии общества. их противопоставляют, связывая эволюцию с постепенными количественными изменениями, которые не ведут к качественному изменению всей системы, а революцию – с коренной перестройкой всей социальной системы в целом.
Модели источника исторического развития:
Классовая борьба (марксизм) Теории социального противоречия. Источник развития – единство и борьба противоположностей.
Высшая форма соц. противоречий, противоречия между производ. силами – это классовая борьба. Вражда классовых интересов ведет к соц. революции и смене формаций.
роль социальных противоречий в развитии общества. Этот . в марксизме, трактует истор. процесс как последовательную смену общ.-эк. формаций, кот. осущ. посредством соц. революции.
Конфликт (Дарендорф, Козер) ) конфликт ведет к развитию общества. Теории конфликта
Конфликт – осознанное противостояние сторон. 3. социальный конфликт не как определяющий момент общественного развития, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Согласно Р. Парку в социодинамике можно выделить четыре вида социальных взаимодействий, которые связаны временной последовательностью: соревнование (1), способно перерастать в социальный конфликт (2), который благодаря ассимиляции (3), разрешается и сменяется приспособлением (4). Тем самым, у Р. Парка социальный конфликт – частный случай социального взаимодействия, а целью общественного развития является гражданский мир.
Вопрос 41. Философское понятие практики. Виды практики
Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании - это взаимодействие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:
1. Трудовая деятельность человека.
2. Социальная практика человечества (социальный опыт).
Структура практики:
· Объект — то, на что направлено действие.
· Субъект — тот, кто совершает действие.
· Цель — то, ради чего совершается действие.
· Результат — то, что получается по окончании действия.
· Средство — то, с помощью чего осуществляется действие.
Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса познания, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического результата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.
1) Учение о практике дало возможность представить философское решение вопроса о происхождении сознания. Вся производственная деятельность человечества даёт объяснение всего исторического процесса - основная идея материалистического понимания истории.
2) В учении о практике заложена ключевая идея теории и практики педагогики человечества - возможность сформировать как полноценное существо человека только совокупностью деятельности и обучения.
3) Только учение о практике даёт возможность понять социальное назначение самой философии. Философия даёт ориентиры практической регуляции всей жизнедеятельности человеческого общества. Мировоззренческая мудрость - и итог, и предпосылка мудрости в решении практических жизненных вопросов.
Вопрос 42. Природа как объект философского познания.
Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.
· вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе;
· о путях ее познания;
· о месте и роли человека в мире, в природе.
В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.
Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.
Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная тория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч. Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественнонаучного материализма. В конце XIX в. физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантововолновой дуализм.
В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли:
· теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы;
· теория нестационарной Вселенной;
Глобальный эволюционизм позволяет:
· выстроить новую картину мира:
· рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю;
· установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;
· рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.
Согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания.
Современная физика представляет собой диалектическое единство системы теоретических моделей природы и методов ее экспериментального исследования.
Современная картина природы показывает реальную возможность рассмотрения всего многообразия процессов в метагалактике в аспекте самоорганизации.
Вопрос 43. Общество как исторически развивающаяся система.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей. Специфика социальных закономерностей, состоит в том, что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но, с другой стороны - через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов классической философской традицией фиксируется в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития.
Объективные факторы - независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления. Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.), технико-технологические. Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии.
Субъективные факторы исторического процесса представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленная на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве социальных субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации и др.), политические институты (государство, партии), элиты (экономическая, политическая, художественная и пр.), массы, толпа, человечество в целом.
Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивости в их реализации выражается в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. В традиции философского течения волюнтаризма (лат. voluntas - воля) воля человека как надиндивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (лат. fatum – судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории.
История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существует несколько подходов к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущей к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является социальный регресс – процесс упрощения, деградации общества.
Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов – общественно-экономических формаций.
Выделяют пять формаций:
Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. В качестве основных К. Маркс выделил три формации, экономический базис которых опирается на общинную, частную и общественную собственность. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер его противоречий. По К. Марксу, коммунизм как общество социальной справедливости и равенства является целью исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой самостоятельного направления в социально-философском познании – формационного подхода к истории.
Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы) и дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Современная глобализация подтверждает наличие такого аспекта исторического развития. Однако в концепции К. Маркса история безальтернативна, имеет провиденциалистский характер; экономически детерминирована, а поэтому упрощена и схематизирована.
Основными формами социальной динамики являются эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.
Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом в XX в. в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 224 ;
Читайте также: