Основные сферы общественной жизни их взаимосвязь шпора
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
- определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
- социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
- сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
- социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
- экономическую (производительные силы, производственные отношения)
- политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
- духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).
На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения.
Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
- производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
- производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Элементы политической сферы можно представить таким образом:
- политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
- политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
- политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
- политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
- религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
- мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
- искусство — художественное освоение мира;
- наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
- право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
- образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.
Работа содержит ответы на 50 экзаменационных вопросов по "Философии".
Ответы к экзамену по философии.doc
1. Мир конечен (тезис) и бесконечен (антитезис).
2. Вещество бесконечно делимо и неделимо.
3. В мире царит свобода и нет свободы
4. Существует первопричина мира и не существует ее.
По мнению Канта, такие антиномии присущи только человеческому разуму.
Будучи уверенным в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы.
Гегель: Считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу Гегель называет абсолютной идеей или абсолютным духом. Она существует неизвестно где, до возникновения мира. При этом абсолютная идея обладает способностью развиваться. Движущей силой развития при этом Гегель называет стремление абсолютного духа познать себя. Путь развития абсолютной идеи представляет собой замкнутый круг, возвращающий абсолютную идею самой себе. Гегелевская философия состоит из 3-х частей: 1. Логика 2. Философия природы 3. Философия духа. Каждая из этих частей как бы раскрывает ступени развития духа.
Содержание 2 части по сути есть превращение абсолютной идеи в предметы и явления природы. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока абсолютная идея в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.
3 часть представляет собой идеалистическую философию общественной жизни. Абсолютная идея на этом этапе развития сбросила природную оболочку и воплотилась в обществе. Мировой дух теперь как бы взбирается по ступенькам лестницы общественного развития. По мнению Гегеля, воплощением самого духа является германское общество и Гегелевское учение. Таким образом, окончательно оформилось противоречие между методом и системой Гегеля. Принципы Гегеля носили диалектич характер, а выводы были материалистическими.
Феербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, философия должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объективные как сама природа. Сознание и мышление являются продуктами человеческого МОЗГА который есть высший продукт материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления - образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический (отбросил диалектику), непоследовательный.
Вопрос 28. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
Рассмотрение общества как системы означает
1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.
Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.
Структура- совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.
Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Сферы жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная.
Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
Вопрос 29. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.Личность в различных типах общества
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого. Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности нет. Однако значение индивидуальности начинает постепенно проявляться. К индивидуально-природным различиям начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные. Иными словами, вначале человек выступает просто как особый индивид, затем как социальный индивид и затем как личность. Каждой из этих форм бытия человека соответствует и определенный тип самосознания. Этот процесс автономизации индивида, осознания значимости, социальной и личной ценности индивидуальности и индивидуальных различий называется персонолизацией.
Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. На ранних стадиях индивид не воспринимает себя отдельно от своих социальных ролей. Анализ своих собственных индивидуальных особенностей нередко заменяется анализом группового поведения. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей, особенно в собственном самосознании. Отождествление имени и именуемой индивидуальности - характерная черта архаического сознания. Судьба человека предполагалась немыслимой отдельно от судьбы его сородичей. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община.
В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям. В древних обществах жизненный путь человека от рождения до смерти в основном детально регламентирован. Этот способ регуляции взаимоотношения человека и общества прост и устойчив, но его негативной стороной является консерватизм и вариативная бедность поведения. С усложнением социальной жизни этот механизм становится тормозом общественного развития. С развитием человека в индивидуальность традиции дополняются и частично заменяются механизмом ценностного управления по типу: моральная норма и исполнение, предполагающие свободу выбора человеком способов следования этой норме. Таким образом, необходимая свобода человеку предоставляется в рамках границ, не предписывающих детальных действий. Так совершается переход к новому типу личности.
В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. А это в свою очередь предполагает рациональное самопознание, самоанализ, внутренний диалог с самим собой. Это сословно-иерархическое устройство жизни и всех социальных отношений порождало специфический тип мировоззрения и морали. Господствующее влияние при этом оказывала религия. Общество представлялось как целое, в котором каждый выполняет свои функции. Человеческая индивидуальность, таким образом, нашла для себя нового властелина и правителя. Зависимость человека от сословного мира и божественной воли обусловили ее ничтожно малую ценность. Она есть всего лишь продукт конструкции по заранее заданному образцу.
Для средневековой культуры человек - это прежде всего конгломерат сословных качеств и соответствующих поступков. Таким образом, внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.
Буржуазное общество на место личной зависимости людей ставит отношения экономической зависимости. Общественное разделение труда и товарное производство разрушают сословные рамки, которые ограничивали развитие личности. Социальные связи выступают по отношению к отдельным личностям и как внешняя необходимость, и как средство достижения поставленный целей. Это значительно повысило меру свободы индивида, возможность выбора жизненного пути. Более того, этот выбор становится даже необходимым. Политическая власть и общественное управление превращаются в силу, осуществляющую принуждение человека к отчуждающему труду. В сфере духовного потребления человек попадает во власть мнимых ценностей, которые также навязываются ему и превращают его в объект манипуляции. Поддержание человека в повиновении и послушании вызвало развитие бюрократии. Идеалом этой бюрократической системы был безликий человек в системе организации, а главным его достоинством считалась не личная инициатива и способность принимать самостоятельные решения, а умение подчиняться, выполнять приказы, ничем не выделяться из массы таких же безликих людей. Остающийся творческий труд предполагал развитие личности, наполнил его деятельность содержанием и привлекательностью. Переход к новым принципам деятельности, управления, организации производства и жизни осуществлялся в рамках требований, исходящих из материального экономического закона. Личная жизнь человека становится важным фактором экономического успеха предприятия. На смену закрытости, замкнутости личности приходит открытость и общительность. Не все так радужно в мире современного капитала, и сегодня мы можем встретить непреодоленные формы отчуждения личности от реализации собственной природы, но более предпочтительное положение человека в сравнении с современным социализмом очевидно. Это реальность, игнорировать которую сегодня никак нельзя. Опыт социалистического строительства убедительно показал, что для живого обычного человека важнее не идеологическая вывеска в государственном устройстве, а конкретное, исчислимое, предметное к нему отношение прежде всего.
Вопрос 30. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил (ПС) и производственных отношений.
Предметом социальной философии является общество, наиболее общие законы его развития. Чтобы вскрыть эти законы, нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни общества. Понятно, что общество не может существовать без производства материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они открыли закономерную зависимость системы всех общественных отношений от способа производства материальных благ. В процессе производства люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О производства позволяет проникнуть в суть исторического процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе.
Производство - это процесс взаимодействия общества и природы в результате которого люди добывают все необходимые средства существования. Совершенствуя производство, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства (СП) материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е. каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из которойразвиваются государственные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д) из которых они поэтому и должны быть объяснены.
предмет труда отношения по поводу форм собств-сти
средство труда отношения по поводу обмена рез-тами деят-ти
люди отношения по поводу распределения продукции
Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС)
Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.
Способ пр-ва - 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания мат благ для которого характерны исторически определенные отношения между людьми. Таким образом, СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей, их определенный образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность общественного труда.
Образ жизни человека, свобода выбора человеческой деятельности. Исторические типы обществ, элементы их духовной культуры, образование, религия и мораль. Социальное взаимодействие, роли, статусы и социальные санкции. Трудности и проблемы развития семьи.
- посмотреть текст работы "Основные сферы общества и их взаимосвязь"
- скачать работу "Основные сферы общества и их взаимосвязь" (шпаргалка)
Многообразие общественных явлений социальной жизни, ее экономическая, политическая, духовная и социальная подсистемы. Социальные группы и общности, межличностные отношения в них. Свобода совести и религия как форма культуры в современном обществе.
контрольная работа, добавлен 14.06.2017
Рассмотрение общества как системы специально организованной человеческой жизнедеятельности и социальных институтов как его составляющих. Раскрытие сущности и взаимосвязи социальной, экономической, политической и духовной сферы в структуре общества.
курсовая работа, добавлен 31.03.2014
Эстетические параметры развития культуры. Религия как социальное явление, как структурный компонент гражданского общества в его социальных проявлениях на разных уровнях. Уровни социологического изучения религиозности, ее взаимосвязь с обществом.
реферат, добавлен 01.07.2010
Определение понятия "культура". Структурные элементы культуры, характеристика её основных разновидностей. Культурные ценности и социальные нормы. Взаимодействие культуры и общества. Понятие духовной и материальной культуры, их основные элементы и формы.
контрольная работа, добавлен 25.07.2015
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы жизни общества. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Сущность деятельности человека. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Структура нравственных ценностей. Цивилизация России.
курс лекций, добавлен 13.08.2013
Религия как социальный институт и система смыслов, ее функции, уровни, практики. Типология религий и организаций этого направления. Образование: институт и деятельность. Особенности науки: признаки, социальная и культурная критика, актуальные проблемы.
лекция, добавлен 25.01.2011
Специфика культуры как духовного компонента человеческой деятельности, особенности ее формирования в ходе эволюции. Инициализация культуры как социальной категории. Основные элементы духовной культуры, ее функции и значение в системе социальных отношений.
реферат, добавлен 30.10.2012
Проблемы развития духовной культуры в современной России. Развитие идеи прогрессивного развития человечества. Этапы и направления развития общества и обществознания. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Социальные нормы.
шпаргалка, добавлен 18.05.2015
Объект и предмет социологии, ее специфика как науки. Социальная структура общества. Социальные институты, статусы и роли. Основные теоретические подходы в изучении культуры общества. Процесс социализации человека. Виды социологического исследования.
учебное пособие, добавлен 12.01.2012
Понятие и сущность социальной структуры. Система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Социальные статусы, обозначения характеристики индивидуума. Социальное положение человека в рамках группы, общества и семьи.
реферат, добавлен 09.08.2011
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.
Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2020 год
Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2020 год
Системное строение общества:
элементы и подсистемы
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Каталог материалов
Презентации
Лекции
- - Общество как форма жизнедеятельности людей
- - Общество как система
- - Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Видеоматериалы
Проверь себя! Образцы заданий
- - Задание на установление соответствия
- - Задание на выбор верных позиций из списка
Презентации
Лекции
1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество в узком смысле:
2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
Общественные отношения— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:
1. Наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
2. Постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
3. Наличие своих субъективных законов исторического развития;
4. Непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
5. Способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения;
7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (лат. socialis — общественный) отношениях, что, в свою очередь, ведет к кризису в политической сфере.
Видеоматериалы
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Онлайн-школа с 5 по 11 класс
специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Онлайн-школа с 5 по 11 класс
специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Проверь себя! Образцы заданий
Ответ
Ответ
Поиск на Историк.RU
Читайте также: