Основные сферы жизни общества философия шпора
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
шпора по философии.docx
2. Духовные ценности;
3. Духовные потребности людей;
4. Духовное потребление;
5. Духовные отношения между людьми.
1) Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях.Духовная деятельность составляет основу духовной жизни общества
2) Духовные ценности – те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей.
3) Духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению
46.Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера – есть сфера взаимоотношений социальных групп (классы, социальные слои, национальные общности) по поводу социальных условий их жизни и деятельности: условий труда, быта, образования, здравоохранения, социального обеспечения, уровня и качества жизни людей.
Социальная сфера связана с удовлетворением особых социальных потребностей, направленных на воспроизводство и развитие жизненных сил человека.
Возможности удовлетворения этих потребностей – зависят от социального положения человека, его социальной группы и характера существующих общественных отношений.
Степень удовлетворения этих потребностей определяет:
1. Уровень жизни человека - обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей;
2. Качество жизни человека (семьи, социальной группы и т.д.) - обобщающие показатель достигнутого уровня эффективности функционирования социальной сферы.
На удовлетворение этих потребностей и должна быть в первую очередь направлена социальная политика государства.
47. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь. Деятельность – это способ существования человека. Это целенаправленное преобразование действительности в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности и изменяется сам. Деятельность человека отличается от действия животных целеполагания, т.е. постановка цели. В зависимости от потребности деятельность делится на: материальную или трудовую и духовную. Имеет целью создание необходимых материальных условий жизни человека, в результате труда удовлетворяются материальные потребности. Труд может быть индивидуальным и коллективным. Он может быть оруйдинным и умственным. Труд всегда созидателен он не может быть деструктивным(разрушительным), если он основан на воспроизведении уже существующего, то это репродуктивная деятельность, если он заключается в создании чего то качественного нового, то это творчество. Труд это главный вид человеческой деятельности. Еще один вид познания – это активное, целенаправленное отображение сознания человека, объективного мира, субъектом познания является только человек, средством познания – органы чувств и сознание. Результат – знания, они могут быть истинными и ложными, критериями истинности знаний является практика. Еще один вид общение – это межличностный или групповой процесс обмена результатами психической деятельности (информацией, мыслями, оценками, чувствами). Общение бывает прямое, опосредованное или косвенное. Общение бывает вербальное (речевое) и не вербальное. Разновидностью общения является коммуникативное, т.е. односторонняя передача информации от человека к человеку с помощью какой-либо знаковой системы. Игра (еще один вид) – это бесцельная и часто безрезультатная деятельность. Человек получает удовольствие от самого процесса игры. Игру можно не заканчивать и многократно возобновлять.
48.Общественные отношения как структура общества, их основные виды и характер взаимодействия. Общество социальная философия рассматривает как динамическую систему, состоящую из подсистем. Система – это единство элементов определенным образом связанных друг с другом. Способ соединения элементов системы называется структурой. Элементы системы общества: 1.Люди, объединенные в социальные группы, и связанные друг с другом общественными отношениями. В эти отношения они вступают в процессе совместной деятельности. 2. производительные силы. 3 политический строй. 4. общественное сознание. Структурой системы общество является совокупность всех общественных отношений: 1.производственных, 2.социальных, 3.политических, 4.идеологических. Систему общества можно представить как единство 4 подсистем или сфер общественной жизни. Экономика → социальна сфера → политика → духовная сфера. Все подсистемы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и могут развиваться разными темпами. Обычно опережающим развитием отличается экономическая сфера, но возможно развитие духовной сферы на базе старой экономической системы. В этом случае идеология оказывает стимулирующее влияние на экономику. Общество – это развивающаяся, т.е. динамичная система и причины развития всегда имеют внутренне происхождение. Вот почему нельзя из вне воздействовать на развитие общества если оно к этому не готово. Общество – это саморазвивающаяся система. В обществе действуют общие законы материального мира, потому что оно является часть этого мира, но в обществе действует человек, наделенный высокоразвитым сознанием, поэтому кроме объективных законов в обществе действует и субъективный фактор: теории, взгляды, убеждения, ценности, нормы, психологические качества людей, которые влияют на направление развития системы общества и на темпы этого развития. Человек действует в обществе в соответствии со своими интересами.
49. Политическая сфера жизни общества
Политическая сфера жизни общества - пространство политической деятельности различных социальных групп (классов, национальных общностей, политических партий, движений). Она связана с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования.
Политика - деятельность социальных групп, направленная на осуществление своих политических интересов, выражающихся:
а) в обладании политической властью или во влиянии на власть (главное),
б) а также в реализации своих политических прав и свобод.
Расширение политических прав и свобод создает более широкие возможности для реализации интересов различных социальных групп (политических, экономических, духовных и других).
Роль политической сферы жизни постоянно возрастает в связи:
а) с большими возможностями влияния политики на другие сферы жизни общества;
б) с развитием современных политических процессов, которые политизируют сознание граждан и повышают их политическую активность.
Политическая система общества – совокупность политических институтов общества:
- государство – главный институт (!)
- общественные движения и организации, имеющие отношения к
Государство – главный институт политической системы общества, обеспечивающий существование и развитие общества.
Главные черты (признаки) государства, отличающие его от других социальных институтов:
б) наличие специального аппарата власти
в) монопольное право издавать законы
Форма (государственного) правления – определяет субъект общества, который правит государством (т.е. источник власти).
Виды форм правления:
а) моархия (абсолютная, конституционная) – фактическая (или формальная) власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:
б) республика (президентская, парламентская) – источник власти – народ.
Политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти.
Виды политических режимов:
а) демократия – реальная власть принадлежит народу, который
регулирует жизнь общества
б) авторитаризм – власть сосредоточена в руках одного лица
в) тоталитаризм - политический режим, для которого характерно стремлению к полному (тотальному) контролю над всеми сторонами жизни общества и личности.
50. Экономическая сфера
- одна из важнейших сфер жизни общества.
Экономическая сфера – социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества, взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Значение данной сферы, по мнению многих (например, марксизм) является основополагающим для развития общества.
Экономическая сфера включает в себя:
- и потребление материальных благ.
Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.
Способ производства материальных благ – исторически определенный способ добывания материальных благ.
По мнению К.Маркса, он оказывает наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом, составляет основу и главное содержание экономической жизни общества.
Способ производства имеет две стороны:
1) производительные силы и 2) производственные отношения.
1) Производительные силы это:
а) Люди с их знаниями, умением, навыками к труду (работники);
б) Средства производства, состоящие из:
- предметы труда (орудия труда);
- средства труда (здания и сооружения, с помощью которых осуществляется производство, сырье, материалы, транспорт, коммуникации, технология производства).
2) Производственные отношения - отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Они включают в себя:
1. Отношения собственности на средства производства (главные).
Собственники являются хозяевами производства, определяют его, нанимают персонал и т.д.
2. Отношения обмена деятельностью между людьми различных профессий на базе сложившегося разделения труда.
3. Отношения распределения созданных в обществе материальных благ.
Полученные блага распределяются между участниками производства, исходя из собственности на средства производства, а также из условий оплаты труда. И в соответствии с этим потребляются.
По Марксу, производственные отношения соответствуют характеру и уровню развития производительных сил.
2. Основные сферы жизни общества
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.
Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.
Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.
Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.
Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.
В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.
1)Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).
Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:
-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
-закон классовой борьбы.
В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.
Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.
Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.
Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).
Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.
С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:
-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);
-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;
-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);
-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.
Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.
Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:
-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;
-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;
-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:
-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),
-политические (*государство, партии),
-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).
Основные виды социальных общностей:
-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);
-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);
-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;
-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);
-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).
Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).
Основные концепции социальной структуры:
1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления (монархия, республика);
-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Государство выполняет множество функций.
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.
Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.
Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.
Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.
Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.
Работа содержит ответы на 50 экзаменационных вопросов по "Философии".
Ответы к экзамену по философии.doc
1. Мир конечен (тезис) и бесконечен (антитезис).
2. Вещество бесконечно делимо и неделимо.
3. В мире царит свобода и нет свободы
4. Существует первопричина мира и не существует ее.
По мнению Канта, такие антиномии присущи только человеческому разуму.
Будучи уверенным в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы.
Гегель: Считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу Гегель называет абсолютной идеей или абсолютным духом. Она существует неизвестно где, до возникновения мира. При этом абсолютная идея обладает способностью развиваться. Движущей силой развития при этом Гегель называет стремление абсолютного духа познать себя. Путь развития абсолютной идеи представляет собой замкнутый круг, возвращающий абсолютную идею самой себе. Гегелевская философия состоит из 3-х частей: 1. Логика 2. Философия природы 3. Философия духа. Каждая из этих частей как бы раскрывает ступени развития духа.
Содержание 2 части по сути есть превращение абсолютной идеи в предметы и явления природы. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока абсолютная идея в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.
3 часть представляет собой идеалистическую философию общественной жизни. Абсолютная идея на этом этапе развития сбросила природную оболочку и воплотилась в обществе. Мировой дух теперь как бы взбирается по ступенькам лестницы общественного развития. По мнению Гегеля, воплощением самого духа является германское общество и Гегелевское учение. Таким образом, окончательно оформилось противоречие между методом и системой Гегеля. Принципы Гегеля носили диалектич характер, а выводы были материалистическими.
Феербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, философия должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объективные как сама природа. Сознание и мышление являются продуктами человеческого МОЗГА который есть высший продукт материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления - образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический (отбросил диалектику), непоследовательный.
Вопрос 28. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
Рассмотрение общества как системы означает
1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.
Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.
Структура- совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.
Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Сферы жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная.
Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
Вопрос 29. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.Личность в различных типах общества
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого. Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности нет. Однако значение индивидуальности начинает постепенно проявляться. К индивидуально-природным различиям начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные. Иными словами, вначале человек выступает просто как особый индивид, затем как социальный индивид и затем как личность. Каждой из этих форм бытия человека соответствует и определенный тип самосознания. Этот процесс автономизации индивида, осознания значимости, социальной и личной ценности индивидуальности и индивидуальных различий называется персонолизацией.
Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. На ранних стадиях индивид не воспринимает себя отдельно от своих социальных ролей. Анализ своих собственных индивидуальных особенностей нередко заменяется анализом группового поведения. Имя отличает своего носителя от всех остальных людей, особенно в собственном самосознании. Отождествление имени и именуемой индивидуальности - характерная черта архаического сознания. Судьба человека предполагалась немыслимой отдельно от судьбы его сородичей. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община.
В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям. В древних обществах жизненный путь человека от рождения до смерти в основном детально регламентирован. Этот способ регуляции взаимоотношения человека и общества прост и устойчив, но его негативной стороной является консерватизм и вариативная бедность поведения. С усложнением социальной жизни этот механизм становится тормозом общественного развития. С развитием человека в индивидуальность традиции дополняются и частично заменяются механизмом ценностного управления по типу: моральная норма и исполнение, предполагающие свободу выбора человеком способов следования этой норме. Таким образом, необходимая свобода человеку предоставляется в рамках границ, не предписывающих детальных действий. Так совершается переход к новому типу личности.
В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. А это в свою очередь предполагает рациональное самопознание, самоанализ, внутренний диалог с самим собой. Это сословно-иерархическое устройство жизни и всех социальных отношений порождало специфический тип мировоззрения и морали. Господствующее влияние при этом оказывала религия. Общество представлялось как целое, в котором каждый выполняет свои функции. Человеческая индивидуальность, таким образом, нашла для себя нового властелина и правителя. Зависимость человека от сословного мира и божественной воли обусловили ее ничтожно малую ценность. Она есть всего лишь продукт конструкции по заранее заданному образцу.
Для средневековой культуры человек - это прежде всего конгломерат сословных качеств и соответствующих поступков. Таким образом, внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.
Буржуазное общество на место личной зависимости людей ставит отношения экономической зависимости. Общественное разделение труда и товарное производство разрушают сословные рамки, которые ограничивали развитие личности. Социальные связи выступают по отношению к отдельным личностям и как внешняя необходимость, и как средство достижения поставленный целей. Это значительно повысило меру свободы индивида, возможность выбора жизненного пути. Более того, этот выбор становится даже необходимым. Политическая власть и общественное управление превращаются в силу, осуществляющую принуждение человека к отчуждающему труду. В сфере духовного потребления человек попадает во власть мнимых ценностей, которые также навязываются ему и превращают его в объект манипуляции. Поддержание человека в повиновении и послушании вызвало развитие бюрократии. Идеалом этой бюрократической системы был безликий человек в системе организации, а главным его достоинством считалась не личная инициатива и способность принимать самостоятельные решения, а умение подчиняться, выполнять приказы, ничем не выделяться из массы таких же безликих людей. Остающийся творческий труд предполагал развитие личности, наполнил его деятельность содержанием и привлекательностью. Переход к новым принципам деятельности, управления, организации производства и жизни осуществлялся в рамках требований, исходящих из материального экономического закона. Личная жизнь человека становится важным фактором экономического успеха предприятия. На смену закрытости, замкнутости личности приходит открытость и общительность. Не все так радужно в мире современного капитала, и сегодня мы можем встретить непреодоленные формы отчуждения личности от реализации собственной природы, но более предпочтительное положение человека в сравнении с современным социализмом очевидно. Это реальность, игнорировать которую сегодня никак нельзя. Опыт социалистического строительства убедительно показал, что для живого обычного человека важнее не идеологическая вывеска в государственном устройстве, а конкретное, исчислимое, предметное к нему отношение прежде всего.
Вопрос 30. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил (ПС) и производственных отношений.
Предметом социальной философии является общество, наиболее общие законы его развития. Чтобы вскрыть эти законы, нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни общества. Понятно, что общество не может существовать без производства материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они открыли закономерную зависимость системы всех общественных отношений от способа производства материальных благ. В процессе производства люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О производства позволяет проникнуть в суть исторического процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе.
Производство - это процесс взаимодействия общества и природы в результате которого люди добывают все необходимые средства существования. Совершенствуя производство, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства (СП) материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е. каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из которойразвиваются государственные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д) из которых они поэтому и должны быть объяснены.
предмет труда отношения по поводу форм собств-сти
средство труда отношения по поводу обмена рез-тами деят-ти
люди отношения по поводу распределения продукции
Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС)
Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.
Способ пр-ва - 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания мат благ для которого характерны исторически определенные отношения между людьми. Таким образом, СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей, их определенный образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность общественного труда.
Читайте также: