Платон о государстве и праве шпора
Учение Платона о государстве и праве
Маленькие города-государства , неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.
Происхождение государства.
Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис) , подчинена единому закону, установленному Богом (единый бог — ум-демиург, мировая душа) (подлинное познание — приобщение к мировой душе, требует интеллектуальной и нравственной подготовки).
Общество возникает из потребностей , которые люди могут удовлетворять только совместно на основе разделения труда (полис — органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами).
Характеристика государства (определение государства).
Государство должно служить интересам всего общества , а не отдельной его части (не должны преобладать интересы какой-либо группы).
Общее благо не предполагает равенства (Платон — сторонник сословности и жесткой социальной иерархии).
Сопоставление человеческого организма и общества (в государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное — в защитное, вожделеющее — в деловое) (в обществе эти начала воплощены в разных людях, обладающих неравными природными способностями).
Каждое сословие должно заниматься своим делом (философы должны господствовать; воины, подчиняясь философам, должны служить защитой полису; вместе они управляют производителями).
Принадлежность к сословиям определяется происхождением (в порядке исключения возможны переводы из первого сословия во второе; из третьего — нельзя никуда).
Осуждение крайности бедности и богатства (подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу).
Формы государства (идеальное государство).
Ограничения не распространяются на третье сословие (но за свободу частной жизни и экономической деятельности они платят бесправием — не участвуют в делах управления).
Регламентируются все стороны жизни (социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, семья, воспитание, культура).
Правит сословие философов (два вида аристократии — царская власть (правит один) и аристократия (правят несколько); суждение философов выше закона).
Утрата нравственного совершенства — появление неправильных видов правления:
— сначала тимократия (правят честолюбцы, распространяется частная собственность, свободных людей обращают в рабов);
— затем олигархия (увеличение богатства частных лиц; установление имущественного ценза для занятия должностей; принцип власти — деньги; усиление раскола на бедных и богатых; народ подавляют армией);
— переворот и установление демократии (изменчивая и бурная политическая жизнь; плохое управление; недостатки (уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, воля случая, применение жребия при замещении должностей);
— воспользовавшись избытком свободы к власти приходит тиран (худшая форма правления, царят беззаконие, доносительство, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение.
1) по количеству правящих лиц;
2) достигают ли они цели (общее благо).
Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах — правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели):
1) монархия ↔ тирания;
2) аристократия ↔ олигархия;
3) демократия, основанная на законе ↔ демократия, основанная на произволе.
Среди законных форм демократия наихудшая (среди форм, основанных на беззаконии — наилучшая).
Устанавливаются пределы обогащения , исключается роскошь, запрещается владеть золотом и серебром, не допускается ростовщичество, контролируются семьи и браки, единомыслие.
Неграждане (рабы и иностранцы; рабы полностью бесправны).
Форма государства (смешение принципов монархии и демократии; во главе 37 правителей; в выборах участвуют те, кто носит оружие4 из числа правителей выделяется ночной совет (10 самых мудрых); выборный совет по 90 человек от каждой из 4 групп; народное собрание; все должностные лица избираются; кандидаты проходят предварительную проверку).
Карательные меры (смерть и изгнание — за преступления, нарушения закона, инакомыслие).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Платон различает правильные (установленные ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах группы, захватившей власть.
Предпочтение отдается конкретным решениям царя-философа перед законом (первые более совершенные, так как законы слишком общи, чтобы охватить все многообразие явлений).
Особенности теории.
Обобщая опыт предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание (идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации).
Негативные моменты (идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни).
Платон(427-347 гг до н.э.). родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали Сократ и Пифагор.
Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.
Политико-правовые взгляды Платона:
1.Лучшая форма правления - аристократия.
2.Худшая - тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
3.Стремление к сохранению полиса.
4.Отрицание завоевательных войн.
5.Верховенство интересов государства над интересами личности.
6.Отрицание частной собственности.
7.Оправдание рабства (люди не равны по природе).
Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге "Государство".
В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним".
В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
1. Совещательное - правители (философы).
2. Защитное - воины (стражи).
3. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.
Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное , чтобы было счастливо все государство в целом).
Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).
Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.
К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.
Основные отличия второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем:
1.Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.
2.Различия в системе органов государственного управления.
3.В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.
В остальных вопросах первое и второе государства сходны.
Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего "стражи законов".
На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Вопрос 5 Политико-правовые идеи Аристотеля
Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384-322 до н.э.) в книге ≪Политика и афинская полития≫. Одна из известнейших фраз Аристотеля, которая была сказана им после прочтения проектов идеального государства Платона: ≪Платон мне
друг - но истина дороже≫.Аристотель утверждал, что бытию человеческого
общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.
Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: ≪Частная собственность, и только она способна сплачивать народ≫. Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Средний
класс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство и правление.
должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.
Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:
1) всеобщую, установленную законом;
2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).
Вопрос 7 Августин
В I в. н. э. в Римской империи возникло христианство. Влияние новой религии усиливалось, и уже в IV в. н. э. римским императорам пришлось считаться с христианской церковью. Император Константин объявил новую религию полноправной, а в 324 г. – господствующей.
Согласно христианской доктрине власть церкви – это наивысшая власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего, а Иоанн Златоуст (345–407) говорил, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви.
Зло Августин видит в свободной воле людей, которая влечет людей от единства к множеству. Как таковое зло не существует, оно только лишь недостаток добра. Злу всегда предается только обладающий свободной волей человек.
Одной из проблем патристики того времени была проблема теодицеи (оправдания Бога), которая заключалась в ответе на вопрос, почему в мире, созданном Богом, возможно зло.
Вопрос 8 Фома Аквинский
ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПЛАТОНА, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВА.
Политико-правовая концепция Сократа.
Принципиальным критиком софистов был Сократ(469-399 гг. до н.э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам.
Политико-правовые взгляды Сократа можно свести к следующим положениям:
1. Сократ стремился к рациональному обоснованию природы государства и права. Там самым он заложил начало теоретического исследования в этой области.
2. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Он пытался обосновать разумную природу политических и правовых явлений:
а) Разумное начало
б) Естественное право
в) Позитивный закон
3. Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни.
5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека.
6. Истина (мораль) – это знание. Зло люди совершают по незнанию.
8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательству, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию.
9. Верховенство интересов государства по отношению к личности.
Придерживаясь аристократической точки зрения, Сократ неоднократно сталкивался с властями, которые пытались пресечь его довольно влиятельную оппозицию и достаточно популярную критику. В 399 году до н. э. видные государственные деятели выдвигают против Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега.
Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
Платон(427 - 347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу - Академию.
Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали:
1. Сократ. Так как Сократ считал, что истина рождается в споре. Он ничего не писал. Все произведения Платона написаны в форме диалога. Сократ выступает одним из героев в диалоге Платона. Устами Сократа Платон выражает свои мысли.
2. Пифагор (Пифагор считал, что истина выражается числом). Платон так же считал, что истина вычисляется (например, в идеальном государстве должно быть 5040 граждан).
Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.
Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах.
Основные положения политико-правовых взглядов Платона:
1. Лучшая форма правления – аристократия.
2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
3. Стремление к сохранению полиса.
4. Отрицание завоевательных войн.
5. Верховенство интересов государства над интересами личности.
6. Отрицание частной собственности.
7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).
В человеке существуют три начала:
3. Вожделеющее (биологическое).
Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
1. Совещательное – правители (философы)
2. Защитное – воины (стражи)
3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы)
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На этом основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно).
Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д.; в мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж).
Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого:
1. Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы, т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть - это обязанность.
В сословие правителей отбираются дети, наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам, и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.
2. Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стражей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).
3. Производители (торговцы и ремесленники) не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).
Исходя из вышеизложенного Платон выводит функции государства:
1. Социальная функция (удовлетворение потребностей).
2. Защитная функция.
3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности).
4. Духовная функция (развитие философии и науки).
Платон считал, что превыше всего - благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).
Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед.
Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит, в результате скопления значительного богатства у частных лиц, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении.
У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.
То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.
Таким образом, Платон выделяет пять форм правления:
1. Аристократия – наилучшая.
5. Тирания – наихудшая.
Особенностью учения Платона является отсутствие монархии как формы правления.
Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов.
Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стражей общности жен и детей. Детей воспитывает государство.
Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.
2. Различия в системе органов государственного управления.
3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.
В остальных вопросах первое и второе государства сходны. Сходство состоит в том, что:
1. Остается отрицательное отношение к частной собственности.
2. Во втором, как и в первом государстве не должно быть крайностей бедности и богатства.
3. Стремление к коллективизму и единомыслию.
4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов.
В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.
Быт второго государства как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм.
Хотя индивидуальная семья существует, однако весь процесс воспитания регламентирован законами и находится в руках многочисленных должностных лиц.
Женщины равноправны с мужчинами, хотя не входят в число высших правителей.
Значительная власть находится в руках выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц.
Все кандидаты на должности проходят докимасию – своеобразную проверку правомерности их претензий.
б) 37 правителей
д) Государственные и военные должностные лица
е) Народное собрание
Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии.
Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам:
1. Законы имеют божественное происхождение.
2. Законы должны быть вечными и неизменными.
3. Законы должны быть справедливыми.
4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни).
5. Не допускаются пробелы в законодательстве.
6. О чем закон молчит, то он запрещает.
Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых.
На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией.
Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Содержание и значение учения Платона о государстве, формах государства и праве. Воспитание общества и молодого поколения как главное условие существования Платоновского государства, его принципы и подходы, анализ и оценка существующих возрастных групп.
Рубрика | Государство и право |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.02.2016 |
Размер файла | 29,3 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Учение Платона о государстве и праве
В истории развития человечества, происходили радикальные изменения в сознании людей и общества по поводу государства, формы государства и права. В разное время, учеными и философами выдвигались различные идеи и мысли по поводу государства, формы государства и права. Предлагались различные теории происхождения государства, различные способы определения понятия государства и права.
Во времена становления и развития философской мысли, философскому осмыслению подвергся вопрос о государстве и праве. Данный вопрос рассматривали разные деятели: философ Аристотель, мыслитель Гуго Гроции, имам Абу Ганиф и т.д. Каждый из них имел своё четкое понимание тех или иных вопросов связанных с государством и правом. Были сформированы свои логически завершенные учения. В результате глубокого анализа и осмысления сформировались научные взгляды, в итоге чего возникли философские школы. Данные ученые преподавались последователям школы и таким образом учение о государстве и праве, великих философов, дошли сегодня до нас.
Одним из таких великих философов является Платон. Учение Платона о государстве и праве дошли до нас через последователей, учеников, философа. Учение Платона о государстве и праве, является логически завершенным трудом, на который ссылались ученые прошлого века и ссылаются современные ученые в процессе своей научно-мыслительной деятельности.
В данной работе, я буду рассматривать особенности происхождения Платоновского государства и права; особенности определения понятия государства и права; отличительные черты Платоновского государства; учение Платона о форме государственного устройства; взгляды Платона на воспитание общества; методы воспитания.
На основании вышесказанного, для разрешения поставленных задач, в данной работе ставятся следующие цели:
1. Рассмотреть Платоновские версия происхождение государства;
3. Изучить Платоновские формы государственного устройства;
5. На основании проделанной работы сделать заключение.
1. Учение Платона о государстве, формах государства и праве
Прежде, чем начать исследование учения Платона о государстве, хотел бы дать общее определение государства, формы государства и права.
Форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
По мнению Платона, государство - это своего рода средство, с помощью которого удовлетворяются потребности (интересы) всего общества. Государство не должно служить отдельным частям общества, не должны преобладать интересы какой-либо определенной части общества.
По утверждениям платоновской школы, общее благо не означает равенство. Данное учение допускает сословности и четкой социальной иерархии.
В государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное - в защитное, вожделеющее - в деловое, в обществе эти начала воплощены в разных людях, обладающих неравными природными способностями. Платон четко выделял в своём труде три сословии и проводил между ними грань.
И так, первое сословие - это философы, которые должны господствовать в государстве путем осуществления законодательной власти. Философы, по мнению Платона, издают совершенные и идеальные законы, которые обеспечивают в государстве стабильность, которые не допускают круговорота государственных форм
Второе сословие - это община воинов, которые должны защищать государство, обеспечивать порядок и исполнения законов философов. Проблема в том, что в результате развития государства-полиса возникают конфликтные ситуации с другими государствами, что порождает нужду в военной мощи.
Третье сословие - это производители, которые развивают экономические отношения в государстве. Они обеспечивают потребность в еде, в одеже, орудий труда и т.д. Данная категория людей, обеспечивает экономическую, производственную стабильность в государстве.
Третье сословие т.е. крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда; для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы.
Из-за того, что сословия, которые перечислены выше, полностью соответствуют трём сторонам души человека, то и добродетели, в соответствии с учением Платона, ставятся на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость - в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели
1. Обладать силой собственной реорганизации и средствами её защиты, которые достаточны для сдерживания и отражения врагов;
2. Осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.
По перечисленным критериям, согласно Платону, можно определить: совершенно государство или несовершенно оно?! В случае, если государство не отвечает перечисленным требованиями, то оно считается несовершенным.
1. вести нравственно-воспитательные беседы с определенными категориями людей, на определенном уровне и систематически;
2. необходимо ужесточить существующие наказания в государстве за совершенные преступления;
4. необходимо вести пропаганду основных принципов государства, благодаря которым люди будут чувствовать себя уверенно, жить в мире и достатке и т.д.
В соответствии с учением Платона, устройство идеального государства может быть только в одной форме. Любые отличия, которые мы можем допустить, заключаются лишь в количество правящих философов. Если философ один - это царство. Если их несколько - это аристократия. Такое различие в реальности не имеет существенного значения, так как если правят истинные философы, то несмотря на количество управленцев, править они будут одинаково.
2. Воспитание как главное условие существования Платоновского государства
Платон, в своих трудах, особо выделяет воспитание молодого поколения (а также воспитание старшего поколения), как одно из важнейших условий существования идеального, совершенного государства. По его утверждению, совершенное государства, для того, чтобы оно стало таким, в обязательном порядке должно заниматься воспитательными работами молодого поколения.
1. Первая группа - дети от рождения до трех лет.
2. Вторая - от трех лет 0до шести лет.
3. Третья - от шести лет до десяти лет.
4. Четвертая - от десяти лет до восемнадцати лет.
5. Пятая - от восемнадцати до тридцати лет.
6. Шестая - от тридцати лет до шестидесяти
По его словам, эффективное воспитание - это постоянное развитие данных природной силой наклонностей, задатков. По мнению мыслителя, те, у кого есть природой дар, становятся еще талантливее, совершеннее и полезнее благодаря правильному воспитанию.
Воспитание должно, по-видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Перечисленные качества, в соответствии с данной концепцией, должны воспитываться в детях, которым природой изначально дан военный талант, в детях, которые имеют наклонности воинов.
Мусическое воспитание (от греч. musike - общее образование, духовная культура, букв. - искусство муз), система умственного, эстетического, нравственного воспитания в Древней Греции, включавшая литературное и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии. Наибольшее развитие получило в системе афинского воспитания, где сочеталось с гимнастикой.
платон право воспитание общество
Платон, как выяснилось в отношениях с Аристотелем, является идеалистом, и, соответственно, вся его концепция основана на принципах идеализма. Воздействие на формирование философско-правовой мысли Платона, оказало ещё и учение самого Сократа - учителя Платона. Труды Платона были основаны на принципах Сократовского учения, поэтому там выражаются элементы концепции Сократа.
Исходя из исследованного материала, можно сделать следующие выводы:
Платон рассматривает государство как средство, с помощью которого удовлетворяются потребности всего общества.
В соответствии с данной концепцией, лучшая форма правления - аристократия. Платон утверждал, что группа философов будут править государством идеальным образом. Но в то же время он различал и эту форму правления. Платон писал, что если государством правит один философ - это царство. Если правят несколько философов - это аристократия. Также писал, что независимо от количества правящих - правление будет эффективным, если правителем будет истинный философ.
1. Обладать силой собственной реорганизации и средствами её защиты, которые достаточны для сдерживания и отражения врагов;
2. Осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.
Платон четко выделял в своём труде три сословии и проводил между ними грань. Первое сословие - это философы, которые должны править. Второе сословие - это воины, которые должны защищать государство. Третье сословие - это ремесленники, которые развивают экономические отношения как внутренние, так и международного характера.
1. Первая группа - дети от рождения до трех лет.
2. Вторая - от трех лет до шести лет.
3. Третья - от шести лет до десяти лет.
4. Четвертая - от десяти лет до восемнадцати лет.
5. Пятая - от восемнадцати до тридцати лет.
6. Шестая - от тридцати лет до шестидесяти.
Говоря о воспитании, Платон выделял 2 вида воспитания: мусическое воспитание - это воспитание для души; гимнастическое воспитание - это воспитание тела.
Список использованной литературы
1. Васильева П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - М., 1999.
2. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М., 1995.
3. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии. - М., 1994.
4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М., 1994.
5. Платон Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1990.
6. Платон Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1990
7. Пиголкина А.С. Теория государства и права. - М., 2003.
8. Рассел Б. История западной философии. - М., 1993.
9. Соколов В.В. Античная философия - М., 1958.
10. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. - М., 1994
Размещено на Allbest.ru
Исследование учений о государстве в их историческом аспекте. Общие тенденции политико-правовой мысли Древнего мира. Учения о государстве в эпоху Средневековья. Представления о государстве и праве эпохи Возрождения. Идея современного государства.
реферат [31,2 K], добавлен 16.02.2010
Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политико-правовая мораль в Древней Индии. Софисты Древней Греции. Учение Платона о государстве и праве. Античная политико-правовая мысль в трудах Аристотеля.
шпаргалка [266,1 K], добавлен 25.06.2007
Значение основных идей Иммануила Канта для современной науке. Формирование философский идей о государстве. Предшественники и современники И. Канта, взгляд зарубежных исследователей на его работы. Анализ трактата "Метафизические начала учения о праве".
реферат [61,7 K], добавлен 10.01.2017
Политические и правовые учения Древнего Египта, Древней Руси. Учение о государстве Полибия, о праве средневековых юристов в Западной Европе. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве. Формирование и развитие политико–правовых воззрений в исламе.
шпаргалка [137,2 K], добавлен 14.11.2010
Модель идеального государства Платона. Основания для платоновской классификации существующих государственных устройств. Особенности полисного устройства древнегреческого общества. Способность государства осуществлять разделение и соподчинение сословий.
реферат [23,5 K], добавлен 19.03.2013
Учение Цицерона о государстве. Формы государственного устройства. Возникновение государства. Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону. Его политические позиции. Характеристика государственного деятеля. Естественное право. Формулировка законов.
творческая работа [20,5 K], добавлен 15.06.2008
Основные причины возникновения государства, изложенные в произведениях Платона: разделение труда, обмен продуктами, рост численности населения государства. Четыре формы правления в идеальном государстве: тимократия, олигархия, демократия и тирания.
контрольная работа [27,1 K], добавлен 18.12.2011
Политико-правовая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Ознакомление с учением Платона о государстве и праве. Изучение трудов Аристотеля. Полибий о круговороте форм государства. Учение Цицерона о республике. Творческий наработок римских юристов.
курсовая работа [40,3 K], добавлен 22.07.2014
Творческое наследие Аристотеля. Сборник логических трактатов Аристотеля. Учение Аристотеля о праве и государстве. Правильные и неправильные формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Вопрос социальной справедливости.
реферат [58,2 K], добавлен 08.02.2013
Исторический подход Жана Бодена к исследованию государства. Идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности. Идея государственного суверенитета. Характеристика и признаки государства по Бодену.
реферат [21,6 K], добавлен 29.11.2009
Читайте также: