Предпосылки возникновения государства шпора
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
- 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
- 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
- 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
- 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
- 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
- 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
- 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
- 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
- 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
- 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
- 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
- 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
Отличия государства от общественной власти родового строя:
1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;
2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
№ 6 Причины и формы возникновения государства
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
№ 9 Основные теории происхождения государств
1) теологическая – теория Божественного происхождения гос-ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Аквинский, Эйве;
2) патриархальная – теория происхождения гос-ва в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций;
3) договорная, согласно которой гос-во – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Спиноза, Гоббс, Локк;
4) психологическая, сторонники которой связывают возникновение гос-ва с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Фрейд, Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Дюринг, Каутский;
6) материалистическая, согласно которой образование гос-ва является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов;
7) патримониальная. Гос-во произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Спенсер, Вормс;
9) ирригационная. Гос-во возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – Виттфогель.
№ 10 Сущность государства: различные подходы
сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности государства.
классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.
общечеловеческий (или общесоциальный) подход , в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.
№ 11 разделение власти
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики.
№ 12 понятие и признаки государства
Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.
- Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.
-Наличие руководства (аппарат управления): президент (парламент или др.) правительство, парламент, суд .
-Управление и планирование: нормирование жизни общества ( система права ), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.
- Собственность (ресурсы): территория , население, государственная казна, границы и т. д.
-Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка , вооружённые силы , периферийные административные организации.
-Наличие государственного языка (языков).
- Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо ).
№ 13 типология государства
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
№ 14 формационный подход
формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;
2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);
2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;
в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;
г) логический – метод, основанный на использовании:
– анализа – разделения объекта на части;
– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;
– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;
3) частнонаучные (специальные) методы,
направленные на изучение особенностей предмета познания:
а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;
б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;
в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;
г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:
– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;
– моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.
3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.
Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.
Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:
1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;
2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;
3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;
4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.
4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая – функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;
2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;
6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;
7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;
8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;
9) практически—организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;
10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
11) теоретико—познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;
12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.
5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
По современным научным представлениям планета Земля образовалась около 4,7 млрд. лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газово-пылевого вещества. Около 3-3,5 млрд. лет назад в результате закономерности эволюции материи на Земле возникла жизнь, началось развитие биосферы. Человек (homo habilis – человек умный) возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса около 2 млн. лет назад. Человек современного вида (homo sapiens – человек разумный) появился не позднее 40 тыс. лет назад, а по некоторым данным еще раньше. Первые государства на нашей планете стали возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло в конце 1У – начале Ш тыс. до н.э., в Китае – во II тыс. до н.э., на территории нынешней России – чуть более 1 тыс. лет назад. В ряде стран Африки и Латинской Америки государства возникли в прошлом и в начале нынешнего века.
Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права.
В науке этот период называется первобытным обществом – первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. В это время в обществе существовала определенная власть и определенные нормы (правила поведения). Такая власть называлась общественной, т.к. осуществлялась самим родом или от его имени, была основана на авторитете вождей, старейшим, носила характер почетной моральной обязанности и опиралась на принуждении, применяемое всем родом к отдельным его членам.
Правила поведения (обычаи, табу) – сложившиеся постепенно, передавались от поколения в поколение и вошли в привычку, в силу их многократного использования. Они регулировали труд, быт членов рода, их семейные отношения и исполнялись добровольно. Лишь изредка возникала необходимость в применении принуждения.
Вопрос о возникновении государства и права в течение многих столетий был предметом жарких дискуссий. Не перестал он быть таковым и сегодня. Это связано с тем, что наука получает все новые и новые свидетельства жизни наших далеких предков, все дальше и дальше она (наука) проникает вглубь веков.
И сегодня, например, наряду с такими очагами цивилизации, как Месопотамия (Шумер), Египет, мы с полным правом называем Месоамерику (цивилизации майя, ацтеков, инков) [7, c. 625].
Существуют различные теории и гипотезы возникновения государства и права.
Анализируя имеющиеся публикации, мнения известных исследователей по данному вопросу, можно сделать вывод, что эти изменения можно считать предпосылками возникновения государства и права.
Сразу следует оговорить два момента:
1. Возникновение государства и права не разовый акт, а результат закономерного исторического развития. Государство и право – продукт внутренней эволюции общества.
2. Речь идет о первичном возникновении государства и права в его классических (типичных) формах.
Все предпосылки (причины) возникновения государства и права можно свести в 3 группы:
К экономическим предпосылкам относятся:
1. Крупные общественные разделения труда, таковыми являются:
а) отделение земледелия от скотоводства.
Глобальные значения для развития земледелия и скотоводства получила вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширения ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия. Скотоводство позволило иметь не только постоянный, изобильный и достаточно надежный источник питания, но и давало и дополнительные блага: молоко, шерсть и т.д.
б) Возникновение и развитие ремесла. Специализация общественно необходимого труда сопровождалось совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства.
в) Обособление торговли от производства. Занятие земледелием, скотоводством и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял отрасль общественно-полезной деятельности, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.
Индивидуализация труда приводит к резкому росту производительности труда, что в свою очередь способствует получению избыточного продукта частной собственности.
Пример: Урожайность зерновых в 1 тыс. до н.э. в Египте составляла столько же, сколько в современной Франции [3, c. 25].
К социальным предпосылкам относятся:
1. Запрещение инцеста (кровосмешения), т.е. браков внутри рода.
2. Возникновение и становление вследствие такого запрета моногамной семьи (моногамия – греческого monos - один + gamеs – брак, т.е. единобрачие), т.е. семьи, которая является господствующей формой и сегодня у большинства народов (исключение – некоторые народы, исповедующие ислам).
3. Возникновение групп и слоев общества, различных по своему имущественному, политическому и социальному положению.
Пример: Согласно реформе афинского царя Солона все население было разделено на четыре разряда в соответствии с имущественным положением.
В 1 разряд включались те, кто получал со своей земли 500 медимов – их называли пятисотниками.
Во 2 разряд входили всадники – 300 медимов:
3 разряд – (зевчиты) – 200 медимов
4 разряд (феты) – менее 200 медимов.
Лишь самые богатые (пятисотники) могли занимать высшие должности в государстве (архонты, казначеи), менее значимые должности занимали представители второго и третьего разряда, а феты имели право лишь участвовать в голосовании, но не избираться [8, c. 76].
Пример: Во П в. до н.э. из 70 млн. населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн., что составляло менее 3% [8, c. 77].
К политическим предпосылкам относятся:
1. Неспособность общинной власти управлять новыми разнообразными отношениями и процессами, т.е. кризис власти.
В первобытном обществе индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов с которыми общинная власть уже не могла справиться.
2. Борьба между различными слоями и группами (сословиями), в том числе и за власть.
3. Необходимость защиты своих земель, других интересов от внешних врагов, ведение захватнических войн.
Война в те времена была обычным явлением и служила основным способом разрешения споров. И. конечно, нельзя сбрасывать со счетов психологический фактор, т.е. стремление одних господствовать над другими.
Этот комплекс причин, плюс предпосылки, вызываемые особенностями развития конкретного народа, и привели, в конечном счете, к возникновению государства и права.
1. Появление таких властных структур, интересы которых не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества).
Иными словами, принципиальная особенность такой публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управителей (чиновников), из которых комплектуются органы управления и принуждения.
Пример: В Афинском государстве в период его расцвета в У в. до н.э. государственный аппарат состоял из 6000 судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражей верфей, 500 членов совета и т.д. – всего около 20000 человек. Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35000 [8, c. 72].
Разделение населения по территориальному принципу.
Это означает, что в отличие от рода (племени), где люди были связаны кровным родством, а не принадлежностью к определенной территории, государство, определяет и охраняет ее границы.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Государственные налоги – это учрежденные особой публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в определенные сроки. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.
4. Издание правовых норм.
Это один из главных признаков, отличающих государство от догосударственных форм общественной власти. Без права государство существовать не может. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.
Кроме общих закономерностей возникновения государства, имели место конкретные формы, характерные для того или иного народа. Исследователи выделяют такие формы происхождения государства, как афинская, римская, древнегерманская, древневосточная (азиатская) и другие.
Таким образом, возникновение государства и права было следствием действия закона возрастающего разнообразия людей, которые реализуют свои потребности. Возрастающее многообразие потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека, какими было первобытное стадо, род, племя и т.д., приходили более совершенные и сложные. Ими стало государство и право.
Читайте также: