Проблема бытия в истории философии шпора по философии
Московский государственный университет технологий и управления
Контрольная работа
Студент (ка) 1 курса ЗФО 050701 п.ф.о
Основные понятия бытия. …… стр. 3
Формы бытия… стр.6
Философский смысл понятия бытия… стр.9
Материальное и идеальное… стр.11
Список литературы… стр.14
Основные понятия бытия.
Бытие-это самая общая философская категория (узловое понятие, в котором раскрывается суть). А онтология- философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества и человека -это базовый компонент философской системы.
Впервые термин бытие ввел античный философ Парменид. Он взял это слово из обычного греческого языка и наполнил новым содержанием. Бытие в философии Парменида рассматривается как истинное сущее. Оно самодостаточно, лишено чувственных качеств и постигать его можно только умом. В то же время бытие сравнивается с шаром, который не имеет пространственных границ. Бытие-это прежде всего мысль. Но это не индивидуальная мысль, а Космический Разум-Логос. Именно Логос открывает человеку непосредственно истину бытия. Содержание бытия открывается человеку путем приобщения его разума к космическому Разуму. Но само это абсолютное бытие независимо от человеческого сознания, объективно. Абсолютное бытие обеспечивает миру стабильность, надежность, необходимость.
Платон выделяет два рода бытия: истинное бытие (мир духовных сущностей, идей) и материальное, чувственное бытие (мир вещей). Мир идей-это подлинное, истинное, вечное, неизменное. А мир чувственных вещей- неподлинное бытие, так как этот мир преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается, погибает. Соединением бытия и небытия объясняется движение и развитие окружающего мира. Так же Платон пришел к мысли о существовании высшей формы-чистого бытия или Единого, которое стоит выше мира объективных идей.
В эпоху Возрождения получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, — отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства. В механистической картине мира XVII — XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как сущностное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.
Для И. Канта формы чувственности и рассудка, за которыми в конечном итоге стоит социальный опыт человека, достижения культуры, направляют познание человека. Ведущую роль занимает человеческий разум. Но этому разуму придается объективный характер. Его принципы и требования обязательны в равной степени для всех людей. Он рассматривается как необходимое условие единства Я и мира, позволяет понять разумность истории общества, важность социальных ценностей, необходимость самопожертвования человека во имя осуществления разумных общественных идеалов. Знание есть самораскрытие бытия, и познающий субъект не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания. Человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум, то есть посредник между миром и Абсолютом.
В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости. Бытие есть только то, что может быть определено научным, рациональным знанием и практикой.
Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:
2. Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
3. Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
4. Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. Природа объективна и первична еще и потому, что без нее невозможна жизнь человека.
· без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;
· здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;
· человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.
Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
Бытие духовного занимает особое место среди других форм бытия. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова – приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
Бытие социального-это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека.
Философский смысл категории бытия.
Как и любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и процессов. Она фиксирует, во-первых, факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и, во-вторых, в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире, т.е. бытие – это существование мира как беспредельной и непреходящей целостности. Но существование явлений мира бывает двух родов: как объективная реальность, существующая вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы), и субъективная реальность, существующая только в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи). Эти две реальности тесно связаны между собой, их единство, охватывающее все возможные состояния материального и духовного мира, и обозначается категорией бытия. Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.
Философский смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:
· она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;
· однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.
Для обоснования категории небытия как исходного пункта философствования приводится ряд доказательств:
· доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;
· доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;
· доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;
· доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;
Итак, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия.
Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение и покой, пространство и время.
Материальное и идеальное.
Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное).
Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1) мир вечных идей, который он считал основным; 2) мир смертных вещей. Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса: Что такое дух? Что такое идеальное бытие?
Каково соотношение идеального и материального? Что первично, а что вторично?
Демокрит один из первых дал ответы на эти вопросы. Он считал, что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они более легкие. Т.о. в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальное тождественно материальному. Идеальное вторично. Производно от материального.
Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным. Его признаки: идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие. Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. Все это возникает в силу двух факторов: 1) Существованию человека с его мозгом; 2) Существованию материального мира. Таким образом, идеальное — особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека. Таким образом, идеальное для человека не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат. Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия. Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику. Мир идеального прошел преобразование; душа человека тоже прошла длительный путь развития и приобрела сложную структуру.
Мир идеального, находящийся внутри нашего мозга иногда выходит наружу, опредмечивается. Мир материализуется двумя способами: 1) через наш язык, он часто делает тайное явным; 2) наши дела, наше поведение, действия. Материальные формы бытия: мышление и язык. Мышление – обобщающее, синтезирующее, опосредованное сознание. Итоговый процесс обработки оперирует уже возникшее на более низком уровне ощущения, восприятиями на этой основе вырабатывает свой продукт, всегда понятийное мышление. В мышлении наиболее ярко проявляется природа идеального, его уникальность.
Литература
2. Гуманитас. Том 1, книга 1. Философия. Логика. Учебно-практическое пособие. Под редакцией проф. О. К. Филатова. – М., Изд-во МГУТУ, 2007.
3.. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994
4… Философия. Вводный курс. Т.Г. Лешкевич — М.: Конкур, 1998
Учение о бытии
Тема данной лекции предполагает изучения проблем бытие в истории философии, а также предполагает исследования онтологического отношения человека к миру. Вам предстоит ознакомиться с монистическими и плюралистическими концепциями бытия, выяснить сущность бытия и материи. Изучения материала этой лекции поможет Вам в формировании целостного представления о едином сущем во всех его формах и проявлениях.
Необходимо обратить внимание на следующие вопросы и положения:
1. Проблема бытия в истории философии.
2. Что составляет сущность Бытия.
3. Понятие материального и идеального.
4. Категория материи и ее атрибуты.
5. Каковы свойства материи, движение, пространство и времени и как они связаны друг с другом.
6. Самоорганизация бытия.
7. Каковы законы синергетики.
Проблема бытия в истории философии
Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей.
Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда в философии уже Нового времени возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки в период Нового времени становится понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период формирования классической европейской науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. В ряде направлений современной философии делятся попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.
Вопреки сложившемуся еще в античной древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.
Таким образом, у Парменида бытие – это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожимо. Оно предстаёт как единое (цельное – сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность, которая выступает на первый план у Левкиппа и Демокрита .
Другие философы античности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика бытия у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня.
Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.
Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.
Б. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции бытия. В результате Бог сливается у него с природой, что в философии называется пантеизмом.
Это важная особенность концепций бытия в Новое время. Она состоит в том, что для этих концепций характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые.
Для И. Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека. В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого осознания – таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.
Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться.
У Гегеля абсолютное бытие есть мировой разум, выступающий субстанцией всего сущего. Абсолютное бытие универсума, по словам Гегеля, и есть сама история.
Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX – начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие.
С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Философия".
Filosofia_shpory.docx
22. Религиозное направление русской философии. Философия Всеединства Вл. Соловьева.
25. Проблема человека в философии XX века: психоанализ (З.Фрейд) и экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр,А.Камю).
Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии: человек в эпоху социального кризиса, существование человека и его сущность, бытие человека и бытие мира, человек как уникальное существо и власть усредняющего начала, бытие между жизнью и смертью. Психологическая эмоциональная "нагруженность" экзистенциального мышления. "Экзистенциалы": "страх", "забота", "свобода" и их мировоззренческий смысл. Выдающиеся представители философии экзистенциализма: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. М. Хайдеггер: жизнь и сочинения. Специфика "фундаментальной онтологии". Жизнь и сочинения Ж.-П. Сартра. Основные понятия и положения философии Сартра: "для-себя-бытие" и "бытие-для-другого"; онтология свободы; интенциональность активности, связанной со свободой; очевидность свободы в актах "неантизации"; свобода как выбор самого себя; экзистенциальный выбор; свобода - автономия выбора; свобода "для-себя" как "разрыв в бытии"; свободное бытие как бытие в ситуациях выбора; свобода и ответственность; экзистенциализм как гуманизм. Философия А. Камю: жизнь и сочинения; атеизм Камю и полное первоначальное одиночество человека в его философии; отношение к природе у Сартра и Камю; проблема абсурда и "философское самоубийство"; "Миф о Сизифе" как выражение позиции "героического пессимизма"; человек как "человек бунтующий" - бунт как способ бытия человека. Философская антропология М. Шелера. "Порыв", темное и слепое влечение как самое общее определение жизни у Шелера. Инстинкт и интеллект в понимании А. Бергсона и М. Шелера. Шелер об отличии человека от животного. Дух и порыв как два противоположных принципа, два атрибута бытия. Философия бессознательного З. Фрейда: жизнь и сочинения; психоанализ как научная теория; динамическая модель психики: "оно", "я" и "сверх-я"; принцип удовольствия и принцип реальности; соответствие онтогенеза и филогенеза; "эдипов комплекс"; либидо - как основополагающая психическая энергия; конфликт влечений с социальными нормами и ценностями культуры; Эрос и Танатос. Философия культуры З. Фрейда. "Аналитическая психология" К.Г. Юнга: жизнь и сочинения; "коллективное бессознательное" К.Г. Юнга; архетипы как формальные образцы поведения или символические схемы, на основе которых оформляются содержательные образы; архетипические образы как источники мифологии; концепция индивидуации и ее религиозная сущность. Проблема бытия и самоопределения человека в философии Э. Фромма.
26.Иррационалистическая философия XIX века
Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она восстает, бросает вызов клас-сической философской традиции, критикуя узость и односторонность рациона-лизма, его неспособность дать ответы на вопросы, которые ставит жизнь в про-цессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической фило-софии происходит радикальное изменение философской проблематики, пере-смотр проблемы смысла человеческого существования, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению.
При жизни идеи иррационалистических философов (А Шопенгауэра,. С.Кьеркегора, C. Ницше) не нашли отклика, были встречены враждебно, с нена-вистью; однако после их смерти они стали чрезвычайно актуальны, получили широкое распространение. Актуальность иррациональной философии опреде-ляется, прежде всего, развитием гуманистического воззрения на мир и роль че-ловека в современной цивилизации; осознанием кризиса европейской культуры; такими факторами, как (демократизация общественной жизни; существенное влияние науки на общество, не способное использовать свои достижения на благо человечества; динамичность и агрессивность в мире, поглощение и уничтожение традиционных культур. Актуальность идей иррациональной фи-лософии объясняется тем, что она обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора и творчества. Кроме того, иррациональная философия находит живой отклик в сердцах и умах людей в силу того, что отказалась от специфически- академиче-ского, категориального языка философии, вышла "из берегов философии на широкое поле культуры и ценностей". Категориальная система разнообразна, выходит за пределы чисто философского содержания, затрагивает этику, эсте-тику, этнографию, психологию, педагогику, литературу и искусство. Иррацио-нальная философия внесла существенный вклад в формирование новой фило-
софской картины мира и стиля мышления, обратив свое внимание на ограни-ченность классической философии, науки и практики. Она создала новый обра-зец философствования, дала импульс для развития культурологии, психологии, психоаналитики, сделала возможным возникновение нового литературного жанра под названием "Философская проза".
Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевро-пейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в про-странстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной филосо-фии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий "иррацио-нальное" и "иррационализм", неоднозначно используемые в философии.
1. Бытие вещей: а) природных; б) созданных человеком.
2. Бытие человека.
3. Бытие духовного: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное ( внеиндивидуальное) духовное.
4. Бытие социального.
С признанием материальности мира связано существование материализма как философского направления. Для сторонников этого направления материя всегда первична и независима от сознания, но и в их учениях это понятие не оставалось неизменным. Оно развивалось вместе с развитием философии, частнонаучного знания и общественно-исторической практики. Можно выделить следующие этапы в развитии взглядов на материю:
I. Античный этап. В этот период складывается представление о материи как субстрате (от лат. substratum – подкладка, носитель, основание), первооснове вещей и явлений (вода, воздух, огонь, атомы и т. д.).
II. Этап Нового времени. На данном этапе преобладает точка зрения, согласно которой материя – это не отдельно взятая вещь или их совокупность, а все то, что обладает массой, весом, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и другими свойствами. Материя полностью отождествляется с веществом.
III. Диалектико-материалистический этап. С позиций диалектико- материалистической философии материя – это понятие (категория) для обозначения Объективной реальности, которая (объективная реальность) копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, но существует объективно, независимо от них.
С точки зрения диалектико-материалистической философии нельзя отождествлять философское понимание материи с естественнонаучными представлениями о ее видах, структурных уровнях и свойствах, изучение которых является прерогативой естественных наук.
29.Категория движения, пространства и времени
философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в П.), с другой - процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования. П. и В. являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в П. и ритмики смены во В. всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия является необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознания последним самого себя. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. были переосмыслены как философской традицией Декарта, постулировавшего их "заполненность" и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений, так и физикой 20 в., сформировавшей представление о едином "П.-В.", задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующем В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В истории философии было принято различать "объективное" В., могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел (и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика), и В. "субъективное", связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер). (См. также Социальное время, Переоткрытие времени, Событийность, Эон.)
- 1
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 36
— Жан Франсуа Лиотар;
— Ричард Рорти и др.
Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна:
— объективная сущность — иллюзия;
— истина неоднозначна, множественна;
— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;
— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;
— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.
Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными:
— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);
— прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.
Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.
Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.
Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.
Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.
Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.
29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия.
Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.
Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);
— бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);
— бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части — универсально-всеобщие идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:
— духовный мир человека — единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.
30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира. Этот философ отождествлял бытие с простыми физическими неделимыми частицами — атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.
Бытие для Платона — это нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Философ противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесному созданию — идее.
Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
Аристотель предложил десять категорий бытия:
В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:
— проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос);
— в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи).
С наступлением христианской эры произошло соединение философии с интенсивным богопознанием.
В Средние века сформировалось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, которое состояло в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Либо о нем можно помыслить и возможно существование вне ума, что противоречит исходной посылке.
В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит обмирщение философии, а впоследствии явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим происходит объективизация понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.
Жаворонкова А.С.: Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты | 1 |
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ | 1 |
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ | 1 |
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ | 1 |
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ | 2 |
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ | 2 |
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК | 3 |
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА | 3 |
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА | 3 |
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ | 4 |
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС | 4 |
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | 5 |
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ | 5 |
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА | 5 |
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) | 6 |
15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ | 6 |
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ | 7 |
17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ | 7 |
18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 7 |
19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА | 8 |
20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. | 8 |
21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | 9 |
22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ | 9 |
23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 9 |
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. | 10 |
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. | 10 |
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. | 11 |
27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ | 11 |
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН | 11 |
29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ | 12 |
30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ | 12 |
31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА | 13 |
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА | 13 |
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ | 13 |
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ | 14 |
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА | 14 |
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ | 15 |
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ | 15 |
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ | 15 |
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА | 16 |
40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ | 16 |
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO | 17 |
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ | 17 |
43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. | 17 |
44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА | 18 |
45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ | 18 |
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ | 19 |
47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ | 19 |
48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ | 19 |
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ | 20 |
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ | 20 |
51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ | 21 |
52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА | 21 |
53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА | 21 |
54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ | 22 |
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 22 |
56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ | 23 |
57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА | 23 |
58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ | 23 |
59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ | 24 |
60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ | 24 |
61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ | 25 |
62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ | 25 |
63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ | 25 |
64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ | 26 |
65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ | 26 |
66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА | 26 |
67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ | 27 |
68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО | 27 |
69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ | 28 |
70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в. | 28 |
71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ | 28 |
72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА | 29 |
73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ | 29 |
74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ | 30 |
75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | 30 |
76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО | 30 |
77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ | 31 |
78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ | 31 |
79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ | 32 |
80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ | 32 |
81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ | 32 |
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ | 33 |
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ | 33 |
84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. | 34 |
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ | 34 |
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ | 34 |
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА | 35 |
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ | 35 |
89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ | 35 |
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ | 36 |
Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, - найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.
Читайте также: