Проблема личности в гуманистической психологии шпора
Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология - направление современной психолгии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан "Журнал гуманистической психологии". В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.
Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Рождерс (1902-1987), Ролло Мей (р. 1909) и другие. Философские основы гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), то есть с учениями Мартина Хайдеггера (1889-1976), ЖанаПоль Сар/яра(1905-1980), КарлаЯсперса(1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других. По мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической точки зрения, предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. С этической же точки зрения, гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, "Я", развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.
Основные принципы гуманистической психологии
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
- ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
- отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
- каждый человек должен ощущать себя в настоящем, "здесь и теперь".
Взгляды отдельных представителей гуманистической психологии
Гордон Олпорт (1897- 1967) - американский психолог, профессор психологии в Гарварде. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивацион-ных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Личность, по Олпорту, - это целостная система, ядром которой является человеческое "Я". Особенности этой системы - стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам.
В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы:
- общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль);
- индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.).
В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся).
Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию.
Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность.
Абрахам Маслоу (1908-1970) - американский психолог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Один из основателей гуманистической психологии - "психологии третьей силы", по его выражению.
Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества. Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате "окультуривания" или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.
Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Маслоу описал человека как "желающее существо", потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.
В основании этой иерархической пирамиды - физиологические потребности (5); выше - потребности безопасности и защиты (4); еще выше - потребности принадлежности и любви (3); далее - потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1).
Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (то есть физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.
Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.). Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические - удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты - на 70 %, любви и принадлежности - на 50 %, самоуважения - 40 %, самоактуализации - 10%.
Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы - страх успеха).
Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития, или метапотребности).
Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др.
Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни.
Первый - это Д (дефицитарная) жизнь, или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества.
Второй - это Б (бытийная) жизнь, или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей.
Вершинными переживаниями Б-образа являются великий экстаз, благоговение, восторг.
Основные характеристики самоактуализирующейся личности, по Маслоу
- более адекватное восприятие реальности; - принятие себя, других и природы; - непосредственность, простота и естественность - центрированность на проблеме (то есть поглощенность деятельностью); - независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении; - автономия, то есть относительная независимость от культуры и окружения; - свежесть восприятия окружающих явлений; - вершинные или мистические переживания; - общественный интерес, проявляющийся, в том числе в стремлении помочь другим людям; - глубокие межличностные отношения; - демократический характер; - разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей; - философское чувство юмора; - креативность; - сопротивление окультуриванию (то есть определенной устойчивостью к давлению социальных норм). Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, - это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей.
4. Концепия К. Роджерса
Карл Роджерс - американский психолог, сотрудник Колумбийского, Чикагского и Висконского университетов, профессор, доктор, президент Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах.
К. Роджерс считал, что человек по природе - существо доброе, конструктивное, стремящееся жить в гармонии с собой и с другими. Все поведение человека вдохновляется объединяющим мотивом - тенденцией самоактуализации.
Решающую роль в поведении человека играют его субъективные переживания, внутренний мир. Задача психолога - понять его. Человек - это интегрированный, целостный организм.
Самость, или "Я-концепция", по Роджерсу, представляет собой гештальт, составленный из восприятий свойств "Я" и восприятий взаимоотношений "Я" с другими людьми и различными сторонами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями.
"Я-концепция" доступна осознанию, хотя в данный момент может не осознаваться.
"Я-концепция" отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя ("Я-реальное"), а также те, которыми человек хотел бы обладать ("Я-идеальное").
Факторы, влияющие на формирование "Я-концепции": - организмический оценочный процесс (то есть оценка всякого переживания с позиции того, способствует оно или препятствует врожденной тенденции актуализации). Этот процесс играет важную роль в младенчестве;
- потребность в позитивном внимании и ее удовлетворение;
- условия ценности (то есть обстоятельства, при которых удовлетворяется потребность во внимании).
Обусловленное позитивное внимание может принести ущерб становлению личности. Оно выражается формулой: "Если сделаешь это, то получишь то". Безусловное позитивное внимание (то есть без оговорок) способствует развитию личности. Безусловное позитивное внимание не исключает критики, смысл которой выражается формулой: "Мы очень любим тебя, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и потому лучше бы ты этого не делал". Безусловное позитивное внимание со стороны окружающих и внимание человека к себе самому - это условие самоактуализации.
Поведение человека, согласуется с его "Я-концеп-цией". Угроза "Я-концепции" возникает при несоответствии между ее содержанием и актуальным переживанием. Отсюда напряжение, чувство вины, тревога. Это противоречие не всегда осознается. При осознании может произойти перестройка "Я-концепции".
Когда нет угроз "Я-концепции", человек открыт для переживаний, при угрозе - возникает защита. Цель защиты - сохранить целостность "Я-структуры". Средства защиты - искажение восприятия переживания либо отрицание переживания.
Защита сохраняет самоуважение человека. При частых несоответствиях переживаний Я-концепции защита слабеет и уровень дискомфорта повышается. Это может привести к невротизации личности. При больших несоответствиях могут возникать серьезные психологические проблемы, у человека наблюдается иррациональное и саморазрушительное поведение.
Хорошая жизнь, по Роджерсу, не проявляется только в получении удовольствия и редукции напряжения, а подразумевает такое направление жизни человека, которое соответствует его истинной природе.
Полноценно функционирующий человек - это человек, максимально реализующий свои способности и таланты. Ему свойственны пять основных личностных характеристик: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни, то есть полноценный и насыщенный переживаниями, с открытой и гибкой структурой "Я"; 3) организмическое доверие, то есть ориентация при выборе поведения на свои внутренние ощущения, а не на давление социальных норм; 4) эмпирическая свобода, то есть способность жить в соответствии с собственной волей (отсюда - ответственность за свои поступки); 5) креативность, то есть творческий образ жизни.
Чтобы понять, как быстро человек умеет бегать, надо изучать спортсменов, а не паралитиков.
Гуманистическая психология сложилась как самостоятельное направление, противопоставившее себя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - бихевиоризму. В психоаналитическом направлении гуманисты критиковали отношение к человеку как к слабому, нуждающемуся в помощи существу. В бихевиористиче- ском подходе их не устраивало то, что человек рассматривается как предмет манипулирования. Гуманистическая психология опиралась на принципы свободы, развития, целостности, субъективности и духовности.
Согласно принципу свободы сущность личности состоит в ее способности делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность. Хотя человеческое бытие имеет ограничения, личность всегда обладает свободой. Даже умирающий человек свободен по-разному чувствовать и вести себя.
Принцип развития предполагает, что формой существования личности является процесс, постоянное самоизменение. Человеческая природа никогда не может быть определена полностью, она стремится к непрерывному развитию.
Принцип целостности, или холизма, - это исходное положение гуманистической психологии, согласно которому личность нельзя сводить к отдельным свойствам, процессам, состояниям, защитным механизмам. Целостность личности создает уникальный характер ее переживаний. Она представляет собой неразрывную связь осознаваемого и неосознаваемого, интеллектуального и эмоционального.
Принцип духовности означает, что психология должна исследовать в первую очередь высшие проявления личности, ее потенциал.
Опираясь на эти принципы, гуманистические психологи, такие как А. Маслоу, К. Роджерс, основную цель видели в изучении зрелой, психически здоровой и полноценно функционирующей личности. В понимании А. Маслоу личность представляет собой существо, стремящееся в максимальной степени реализовать свой потенциал. Этот процесс он называл самоактуализацией и видел в нехМ основной механизм развития личности.
Автономность - главный критерий психического здоровья, потому что только самодостаточная личность может быть спонтанной, демократичной, реалистичной, обладать чувством юмора, быть способной к глубоким переживаниям [25].
Еще одним условием самоактуализации А. Маслоу называл стремление человека как можно лучше делать то, что он хочет делать. По его меткому выражению, стать второстепенным врачом - это неподходящий путь к самоактуализации [25].
Способность к высшим переживаниям также является условием самоактуализации личности. Это означает отказ от ложных представлений о себе, избавление от иллюзий, понимание того, на что способен.
Под деритуализацией понимается игнорирование ценностей, декларируемых родителями, которым сами они не следуют. Вследствие этого эти ценности, от кого бы они ни исходили, вызывают отторжение у молодежи. Противоположным процессом является реритуализация, который означает возвращение утраченных ценностей. Например, увидеть за женщиной - Женщину. Можно согласиться с А. Маслоу, что, на первый взгляд, это банальные вещи, однако за этим стоит возможность вновь осознать смысл привычных понятий.
Таким образом, самоактуализация - это постепенный процесс незначительных, на первый взгляд, приобретений: научиться прислушиваться к внутреннему голосу, брать на себя ответственность, стать более честным, больше работать и др. Эти шаги, по Маслоу, определяют движение личности в направлении к самоактуализации.
Рассматривая проблему развития личности, К. Роджерс, как и А. Маслоу, считал, что тенденция к саморазвитию присуща человеку с рождения. Вместе с тем эта тенденция носит избирательный характер, она проявляется в тех условиях среды, которая в максимальной степени этому способствует. Роджерсом сформулирован основной закон личностного роста: если есть необходимые условия, то в личности актуализируется процесс позитивного саморазвития, изменения в направлении личностной зрелости. Им были выделены необходимые и достаточные условия развития личности.
Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях обладает разной степенью конгруэнтности в зависимости от того, что он испытывает: осознает ли он свой опыт или защищается от него. Чем больше в отношениях неконгруэнтности (несоответствия опыта и его осознания), тем в меньшей степени человек способен понимать себя и других. И наоборот, чем больше конгруэнтности в общении, тем адекватнее самопонимание личности, потому что оно, как считал К. Роджерс, является подлинным и наполняется смыслом.
Общение с людьми, которые не прячутся за масками и фасадами, К. Роджерс рассматривал важным условием развития личности.
Придавая помогающим отношениям большое значение, К. Роджерс предлагал ряд вопросов, чтобы проверить, насколько человек способен создавать эти отношения для развития личности другого - ребенка, родителя, друга, клиента.
- 1. Все ли я делаю для того, чтобы меня воспринимали как надежного, достойного доверия человека?
- 2. Всегда ли я веду себя так, чтобы другие видели, какой я есть на самом деле?
- 3. Достаточно ли я сильный человек, чтобы позволить себе быть непохожим на других?
- 4. Могу ли я принимать других людей такими, какими они являются на самом деле?
- 5. Всегда ли я веду себя так, чтобы другой человек не испытывал угрозы внешней оценки?
- 6. Воспринимаю ли я другого как личность, которая находится в процессе развития?
В соответствии с принципом развития К. Роджерс, рассматривая личность как процесс, выделил его основополагающие характеристики.
В целом гуманистическая психология трактовала личность как человека, находящегося в процессе постоянного самоизменения и саморазвития. Основным механизмом развития личности выступает тенденция к самоактуализации, присущая человеку от рождения.
Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу и другие.
Гуманистическая психология- направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.
Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:
а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;
б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
- ответственность человека за свои поступки (он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек)
- отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
Г/п природа человека рассматривается как изначально позитивная, человек по своей природе добр и во многом социум играет негативную роль в плане препятствования личного роста и самореализации.
Маслоу и Роджерс считали, что личному росту мешают:
1. защитные механизмы личности;
Маслоу создал теорию самоактуализирующейся личности, определяя ее как полное использование талантов, способностей, возможностей. Самоактуализирующиеся люди без единого исключения вовлечены в дело выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во не себя. Треугольник: биологическая, безопасность, любовь и принятие, уважение, познавательная, эстетическая и самоактуализация.
Роджерс в качестве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношения Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма – принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, которые Роджерс называет органическим оценочным процессом, т.к. источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма, то у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего чуждого природе человека фактора давления.
В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы:
- общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль);
- индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.).
В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся).
Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем.
Венцом синтеза этих систем и является личность. Основной областью применения Г/п является психотерапевтическая практика – недирективная психотерапия. Роджерс – человекоцентрированный подход:
1. сущность человека позитивна и она начинает обнаруживать и проявлять себя всякий раз, когда во взаимоотношениях с другими людьми существует атмосфера позитивного принятия, симпатии(Гл задача психотерапевта создать такую атмосферу)
2. принимать клиента таким каков он есть
3. не оценивать, но сопереживать, проявлять симпатию
4. общаться с клиентом открыто не скрывая за маской профессионала – эксперта. Если в П/а жизнь человека представляется как компромисс, а ее цель – уменьшить конфликт между индивидом и обществом, то Г/п – утверждает, что человек в его лучшем виде высоко оценивающий себя и живущий полной жизнью способен ценить людей, хорошо к ним относиться и даже находить в этом удовольствие.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. (21)
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. (21)
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как "сущий-в-мире", осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: "Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма". Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда "жизнь есть то, что мы из нее делаем". Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу. (21)
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет, человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – "Я есть мой выбор".
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Как свободное существо человек ответствен за осуществление как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает "мужества быть" – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности. (21)
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: "Целое – больше чем и отлично от суммы его частей", с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.
Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность. (21)
Читайте также: