Психоанализ и неофрейдизм шпора
- Студенческие новости
- Новости ЕГЭ
- О шпаргалках и экзаменах
- О профессиях
- Обучение за рубежом
- Видеокалейдоскоп
Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
Правила поступления во французский вуз
Обучение филологии заграницей
Выбор страны для овладения высшим образованием
Испанские общежития для студентов
72. Учения психоанализа и неофрейдизма
Основатель Теории психоанализа – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).
На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.
По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией - предсознательным.
Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, присущая человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики, - топографическая и динамическая.
При динамической схеме психика представлена Совокупностью трех слоев:
Главные факторы, руководящие психикой человека, - удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. З. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного.
В 1920 г. - 1-я психоаналитическая система: в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - либидо.
После критики - 2-я психологическая схема: энергией бессознательного управляют Эрос - инстинкт жизни, и Танатос - инстинкт смерти.
Поведение человека объясняется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области (сублимация).
З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.
З. Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема - конфликт человека и общества.
По З. Фрейду, человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.
З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей культуры. Предложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда З. возникло философское течение Неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.
Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека - схожих с животными. В существовании человека имеются основные противоречия - патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.
Цель - помочь человеку решить эти проблемы; главный способ - культивирование всеобщей любви.
Смысл жизни состоит в активном проявлении личности во всех сферах.
Психоанализ – философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный 3. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Истоком психоанализа является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-антропологический статус. Рождение психоанализа оказалось поворотным пунктом в судьбе психологии. Оно сказалось и на философии, поскольку сложилось новое философское направление. Отныне психологи могли не только описывать разрозненные механизмы психики, по и изучать внутренний мир человека в целом.
Психоанализу присущ динамический взгляд на все стороны умственной жизни, сознания и бессознательного. 3. Фрейд опирался на богатую философскую и психологическую традицию. Гипотеза о неисчерпаемости психики складывалась у многих мыслителей. Ключевое слово для психоанализа "вытеснение" использовал А. Шопенгауэр.
В основании психоанализа лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных "комплексов", прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений), на поведение, мысли и поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание.
Фрейд весьма существенно обогатил философию, введя понятие структуры психики. Психика, по Фрейду, есть единство трех систем, которые находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психики называется "Оно". Это резервуар психической энергии, "кипящий котел" влечений, которые стремятся немедленно реализоваться.
Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Любой мыслитель XVIII в. был бы чрезвычайно удивлен, если бы узнал, что личность формируется не в результате сознательного выбора. Человек оказывается упрямым или пунктуальным вовсе не потому, что эти качества кажутся ему уместными и привлекательными. Фрейд показал, что человек несет в своей психике черты детского психосексуального развития. Этим и определяется во многом разнообразие человеческих характеров.
Неофрейдизм – обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к концу 1930-х гг. Из фрейдизма выделились два направления – психология личности (индивидуальная психология) А. Адлера и цюрихская школа, в которой наиболее крупным психологом был Карл Густав Юнг (1875–1961). Фрейд полагал, что Юнг внес в психоанализ множество новшеств, среди которых экспериментальное исследование психоаналитических понятий, введение понятия "комплекс", применение в анализе мифологического и антропологического материала, утверждение учебного анализа как важной части подготовки новых психоаналитиков, использование психоаналитической теории и терапии для понимания и лечения психозов.
Аналитическая психология, сохраняя связи с психоанализом, вместе с тем во многом разошлась с фрейдизмом. Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд. Общий подход к психике со стороны Фрейда был, как полагал Юнг, механически и автоматически причинным. Однако Юнг был убежден в том, что человеческие существа живут не только по законам, которые основаны на физических и механических причинах.
Юнг критиковал Фрейда за то, что тот слишком резко разграничивал "галлюцинацию" и "реальность". Юнг интерпретировал психическую реальность как нечто переживаемое самим индивидом. В этом контексте бессознательное оценивается не в качестве врага, а скорее как нечто потенциально полезное и созидательное. Сновидения, например, но интерпретации Юнга, перестают быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Специфически Юнг трактовал и символы. Несогласие с Фрейдом у Юнга касалось также вопроса о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности. Можно говорить также и о принципиально разном толковании происхождения совести и морали. Не совпадали точки зрения у Фрейда и Юнга в отношении Эдипова комплекса. Юнг уделял большое внимание первичным отношениям между младенцем и матерью.
Основателями неофрейдизма стали К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием американских социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать огромное значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преображения. Так, оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, "социологизируют" психологию.
Немалое воздействие на неофрейдизм оказала американская школа культурантропологии. Первые попытки объяснить сходство и различия культур предполагали психическое единство человека. Культурантропологи изучали реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни. Человеческая психология оценивалась как пластичная и способная к бесконечной изменчивости.
Сегодня психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на самые различные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия распространена во всем мире. Она существует во множестве вариантов – "психологическая философская антропологии" (Л. Бинсвангер), "экзистенциальный психоанализ" (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией Гегеля (П. Рикёр) или с феноменологическим учением Э. Гуссерля (Л. Раухала), психоаналитическая герменевтика (А. Лоренц, Ю. Хабермас), "структурный психоанализ" (К. Леви-Строс, Ж. Лакан).
Огромное значение имеет психоанализ для наук о человеке, в том числе для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Она проникает также в такие узкоспециализированные предметные области, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастающее влияние психоанализа наблюдается в теориях и практике современного искусства: литературе, театре, живописи, кино. Не менее существенным оказывается воздействие психоанализа на множество философских и социологических школ, политологию и культурологию.
Содержание:
Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний.
Фрейдизм
Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.
Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.
В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.
Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:
- Оно (Es)
- Я (Ich)
- Сверх-Я (Uber-Ich)
Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.
Сверх-Я - высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.
В удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нём проявляется его Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение Оно, и направить его в русло социально одобряемого поведения. Для этого Я обращается за помощью к Сверх-Я.
Отношения Я и Сверх - Я происходят с помощью сублимации – неизбежного компромисса между бессознательными влечениями индивида и действительностью, со свойственными ей общественными нормами и правилами поведения и действия.
Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.
Основные положения учения К.Юнга
Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.
Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.
В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и конструктивные ценности.
С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.
Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в "смысловые ниши" надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.
Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.
Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.
Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу
Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:
Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его.
Неофрейдисты
Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).
Понятие "сверхкомпенсации" А.Адлера
А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план". Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.
Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.
Теория К.Хорни
В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.
Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, базальная тревога у ребенка в детстве в последующем приводит к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенку свойственно прибегать к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (невротических тенденций). Каждой тенденции характерны три ориентации:
- ориентации на людей
- ориентации от людей
- ориентации против людей
Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:
- уступчивый
- обособленный
- агрессивный
Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.
Гуманистическая психология Э.Фромма
Классический психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ сложился в конце Х1Х - начале ХХ вв. как общая теория и метод лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом (1856-1939).
Отправляясь от принципа психоанализа, З. Фрейд создал учение о строении психики и структурную теорию личности, а затем и социальную философию. Значение работ Фрейда вышло далеко за пределы психотерапии и приобрело философское содержание.
Возникло широкое философское течение психоанализа, интерес к которому не ослабевает по настоящее время.
В психоанализе принято различать классический психоанализ, или учение Фрейда, и неофрейдизм.
Классический психоанализ
Учение Фрейда проделало необычный путь от одной из специфических теорий психотерапии до общей концепции личности и социальных явлений. Это превращение стало возможным лишь потому, что в нем с самого начала заключалась особая концепция психического.
Психология до Фрейда занималась в основном изучением сознания здорового человека. Фрейд, исследуя причины и характер неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии.
Он пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой сложный конгломерат не только сознательного, но и бессознательного и подсознательного.
В его основе лежат, прежде всего, сексуальные инстинкты, или либидо (энергия сексуальных влечений), обуславливающие большинство психических действий человека.
Поэтому при постановке диагноза и определении способов лечения нужно за явным смыслом или видимой бессмысленностью проявлений бессознательного установить их истинную, т.е. сексуальную подоплеку.
Для этого, по Фрейду, должны использоваться метод ассоциаций, метод толкования сновидений, описок и т.д. Они в совокупности с предложенной Фрейдом концепцией личности и составляют суть психоанализа.
Нужно сказать, что психоанализ творил чудеса в психиатрии, а сам Фрейд был, как говорится, психиатром всех времен и народов. Более того, психоанализ давал каждому человеку достаточно эффективные средства самопсихотерапии.
Все это способствовало широкому распространению и росту популярности психоанализа. Превращение психоанализа в особую социальную философию началось с обращения Фрейда к анализу массового сознания. Все явления культуры и социальной жизни он стал сводить к формам проявления первичных жизненных влечений и прежде всего к формам проявления стадий инстинкта.
Такой подход к проблемам социальной жизни давал большой простор для философско-мифологических построений. Фрейд уже не стремится опереться на клинические и иные данные. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по его мнению, содержатся не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые заложены в человеке.
Итогом явилось подавление инстинктов, их сублимация и рождение религий (убитый отец воскресает в образе зверя-тотема, на который переносятся чувства к реальному отцу). Так, учение о сексуальных влечениях преобразуется в концепцию двух сил Эроса (инстинкт жизни) и Тантоса (инстинкт смерти).
Неофрейдизм
Распространения психоанализа в Европе началось с 1908 г., когда возникла Международная психоаналитическая ассоциация. Фашисты, придя к власти, подвергли врачей-психоаналитиков жестоким гонениям. Большинство из них эмигрировало в США, часть в Англию и другие страны.
Началось быстрое развитие фрейдизма. И в США сформировался неофрейдизм. Он во многом пересмотрел взгляды Фрейда. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-е годы экспериментальная психология разработала эффективные методы проверки концепции психоанализа, и в нем были выявлены ряд неточностей и недоработок.
Основателями неофрейдизма были К. Хорни (1885-1952), Г.С. Салливан (1892-1949), А. Адлер (1870-1937), В. Рейх (1897-1937), Э. Фромм (1900-…).
Сохранив главную мысль Фрейда о бессознательном как важнейшем элементе психики, они отказались видеть во всех явлениях человеческой жизни только сексуальную подоплеку.
Социологизированный психоанализ начинается с работ Адлера. Он выдвинул концепцию личности, согласно которой личность является продуктом собственного творчества. В основе поведения человека, по Адлеру, лежит не биологическое бессознательное, как считал Фрейд, а бессознательное стремление к власти, стремление к превосходству.
Именно этот вывод послужил поводом провозгласить Рейха отцом сексуальной революции ХХ в. К чести Рейха нужно сказать, что он под сексуальной революцией понимал сексуальное воспитание молодежи.
Но бунтующая молодежь восприняла его призывы к сексуальной революции в буквальном смысле этого слова. И это со всей очевидностью обнаружилось во время студенческих выступлений 1968г.
Как реакция на страх появляются различного рода защитные механизмы: преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, подавление страха и его замена симптомами, наркотизация страха прямая (с помощью, например, алкоголя, наркотиков) или переносная в виде бурной внешней деятельности, наконец, бегство от ситуаций, вызывающих страх.
Эти средства порождают, по Хорни, четыре великих невроза нашего времени: невроз привязанности – поиска любви и одобрения любой ценой; невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, нервоизоляцию или бегство от общества.
Фромм продолжает поиски связующих звеньев между социальными и психическими структурами. Бессознательное, по Фромму, складывается из того, что раньше было сознательным, но было вытеснено под влиянием страха перед социальными санкциями в бессознательное из-за несовместимости с данными общественными нормами. Бессознательное составляет характер человека. Тем самым, бессознательное, по Фромму, совпадает с формами отчуждения личности.
Идеи Зигмунда Фрейда, высказанные им в начале прошлого столетия, всколыхнули мировое психологическое сообщество. Понятия бессознательного, сознательного, психоанализ стали новым явлением в психиатрической науке. Много блестящих научных умов того времени привлекли теории Фрейда. С этого момента метод психоанализа начинает широко изучаться, и внедрятся в психиатрическую практику.
Основные теории З. Фрейда
Еще в конце 19 столетия Фрейд выдвинул теорию влияния сексуальной энергии на расстройства психики. Либидо – центральное понятие психоанализа, означает сексуальную энергию, которая направляется на все то, что можно назвать любовью. Половое влечение, отношения с родителями и детьми на основе любви и привязанности, самовлюбленность, патриотическая любовь к Родине и народу – все это проявление либидо. По мнению Фрейда, либидо участвует в формировании личности человека, а неправильное ее направление приводит к психическим расстройствам и неврозам.
Открытие бессознательного. Как утверждал сам ученый, понятие бессознательного было известно еще древним философам. Но заслуга Фрейда заключается в разработке научного метода психоанализа, позволяющего проникнуть в глубокие неосознанные пласты психики для обнаружения проблем патологии личности. Другими словами, психоанализ помогает понять причины, приведшие к заболеваниям.
Распространение идей
Идеи Фрейда захватили многих образованных людей: врачей-психиатров, психологов, философов-мыслителей, начинают появляться ученики и последователи. Методы психоанализа применяются не только в психиатрии, но и в диагностике психологических проблем.
Открываются институты и научные общества, собираются конференции по изучению и внедрению психоанализа. Однако чем больше и пристальнее изучался вопрос, тем очевиднее проявлялась несостоятельность отдельных моментов теории. По мнению некоторых его последователей, считать, что все проблемы личности возникают из-за фрустрированных желаний либидо – это однобоко и недальновидно.
З. Фрейд ревностно защищает положения теории, не желая прислушиваться к мнению учеников, базирующееся на опытных данных. Вскоре в сообществе ученых, изучающих психоанализ, наметился раскол, приведший к разрыву отношений и зарождению неофрейдизма (от греч. neos — новый + фрейдизм).
Определение неофрейдизма
Неофрейдизм – это новая психологическая школа, ориентированная на рассмотрение личности человека через призму социокультурных факторов.
Основателями данного направления в психологии стали Г. Салливан, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм. Они обратили внимание на то, что не все проблемы с психикой можно объяснить стремлением либидо. Не устраивал и тот факт, что Фрейд основывал свою теорию, изучая отклонения психики у пациентов психиатрических клиник, не принимая во внимание такое явление, как здоровое развитие индивидуума. Однако фундаментом рассмотрения личности остается психоанализ Фрейда. Неофрейдизм переносит акцент на выявление причин личностных отклонений в сферу конфликта между человеком и обществом.
Философская основа
Природа бессознательного намного глубже и шире, его нельзя запихнуть в прокрустово ложе биологического сексуального инстинкта. Поведение человека складывается из многих составляющих и имеет символическую природу - это основное различие между классическим психоанализом и неофрейдизмом.
Общество имеет большое влияние на развитие личности. Человек изначально рождается свободным и имеет независимую природу желаний. Постепенно происходит внедрение в сознание человека общественных ценностей. Философия неофрейдизма наделяет общество враждебной природой. Предъявляя личности свои ожидания и нормы, социум заковывает индивидуум в свои рамки, не позволяя ему самореализоваться. Через исцеление личности должно происходить и исцеление общества.
Теории неофрейдизма
Общество предъявляет человеку много различных требований. Способность личности вписаться в рамки социума, соответствовать его ожиданиям будет говорить о степени адаптивности индивидуума.
Характер формируется с детства на основе культурных, исторических, религиозных и т. д. факторов. Столкновение интересов общества с желаниями личности, их не совпадения, могут привести к внутриличностному конфликту. Страхи, живущие в подсознании, непринятие своих отрицательных качеств, заниженная самооценка приводят к повышенной тревожности и возникновению психологических проблем.
Что такое неофрейдизм, в общем смысле понятно, но каждый последователь данного направления привнес свое понимание. Например, К. Хорни, не отрицая идею бессознательного, пришла к выводу, что причины психологических проблем личности будут отличаться в зависимости от национальных, исторических и культурных составляющих. А. Адлер акцентировал внимание на бессознательном стремлении человека к власти. К. Юнг сосредоточился на изучении коллективного бессознательного и архетипов.
Индивидуальная теория личности А. Адлера
Адлер пошел по своему пути. Его неофрейдизм – это рассмотрение расстройств личности с точки зрения бессознательного стремления человека к превосходству над другими.
Индивидуальная теория личности концентрировала внимание на том, что человек творит себя сам, но его свобода ограничена ложными целями, навязанными обществом еще с детства. Проблема невозможности реализации личности в полном объеме заключается в чувстве неполноценности, которое она испытывает в сравнении себя с более успешными людьми и идеалами общества. В результате, человек, чтобы преодолеть это чувство, стремится реализовать фиктивные цели, которые сам себе и установил для достижения превосходства над другими. Власть больше всех отвечает на данный запрос личности. Поэтому человек подсознательно стремится к власти и совершенству, чтобы компенсировать когда-то нереализованные желания в почете и уважении.
Многие идеи, высказанные им в теории, носили автобиографический характер. Например, желание личности быть принятым в общество себе подобных, возможность реализовать свой потенциал, тем самым быть полезным для окружающих, было вложено в идею социального интереса, где подчеркивалась важность общих ценностей и сопереживания друг к другу. В детстве Адлер был слабым ребенком, и он испытывал огромную благодарность детям, которые принимали его в совместные игры. В общении с друзьями он получал ту долю внимания и уважения, которого был лишен в семье.
Теории К. Юнга
Психиатрия того времени специализировалась в основном на описании симптомов психических отклонений и назначении лечения, которое сводилось к купированию сильных проявлений. Юнг один из первых врачей, которого перестало удовлетворять простое описание состояния пациента. Он хотел знать причину, ту отправную точку, которая послужила толчком для развития заболевания. Первое, что он сделал, стал разговаривать с больными, выясняя обстоятельства жизни, которые предшествовали их появлению в клинике. Благодаря этой простой процедуре, Юнг выяснял, что, несмотря на схожесть симптомов, у некоторых пациентов не шизофрения, как диагностировалось ранее, а психическое расстройство из-за пережитой психотравмы. Соответственно лечение было совсем иным.
На основе бесед с пациентами Юнг разработал метод диагностики, который был назван ассоциативным тестом. Ценность данного теста в том, что он позволяет проникнуть в глубины подсознания для выяснения причин психических проблем.
Неофрейдизм Юнга выражался в отказе от главенствующей роли сексуальной энергии и выдвижении на первый план социокультурных факторов. Юнг считал, что человек рождается с набором определенных качеств, наклонностей и предпочтений. Окружение, социум не формируют личность, а дают возможность реализоваться уже заложенной индивидуальности.
Юнг идет дальше и разрабатывает теорию коллективного бессознательного, с которым индивидуальное бессознательное имеет тесную связь, и где черпает знания и идеи. Таким образом, неофрейдизм – это расширение понимания бессознательного, которое включает в себя как индивидуальное, где хранятся вытесненные желания, подавленные страхи, неосознанные негативные качества, так и общее, имеющее не только память о прошлом, но и видение настоящего и будущего.
Коллективное бессознательное включает опыт человечества на протяжении всего существования, и оно едино для всех. К такому выводу Юнга привели результаты изучения сказок, мифов, преданий и т. д. разных народов мира. Сняв национальный колорит, он обнаружил поразительное сходство историй и героев. Эти герои явились первообразами многих поколений людей – Юнг назвал их архетипами.
Архетипы, находясь в коллективном бессознательном, влияют на неосознанный выбор модели поведения в разных ситуациях.
Идеи К. Хорни
Карен Хорни - первая женщина в Германии, которой позволили изучать медицину. Имея много внутренних проблем, склонность к депрессии, она увлекается идеями психоанализа. Но, по мере изучения и практики, приходит разочарование и свое понимание природы психологических проблем, что спровоцировало ее исключение из общества психоаналитиков.
Основав Ассоциацию содействия развитию психоанализа, К. Хорни становится вдохновителем течения неофрейдизма.
Неофрейдизм Хорни заключался в видении того, что в каждой стране социальные отношения между людьми отличаются, и соответственно причины неврозов также имеют различную природу. Этот факт был обнаружен после ее переезда из Германии в Америку.
Центром любого невроза является внутренний конфликт. Фрейд считал, что это борьба между вытесненными инстинктивными желаниями и давлением со стороны социума. Карен Хорни не отрицала данного тезиса, но считала его недостаточным для возникновения психических расстройств. Причина внутреннего конфликта, по ее мнению, заключался в тревожности. Чтобы снизить уровень тревоги, включаются защитные механизмы психики, такие как избегание неудач, отрицание и т. д. Защитные механизмы помогают человеку справляться с травмирующими ситуациями, но при этом возникает постоянное чувство неудовлетворенности.
Неофрейдизм Э. Фромма
В отличие от своих коллег, Эрих Фромм не имел медицинского образования. В университете он изучал философию, социологию и психологию. Это наложило определенный отпечаток. В своих работах Фромм рассматривает развитие личности больше с позиций философии и социологии. Здесь его взгляды совпадают с идеями неофрейдизма. Фромм считает, что объяснить все многообразие поведения человека только лишь биологическими инстинктами невозможно.
Человека можно понять через его отношение к миру, к себе, к другим. Становление личности происходит во взаимодействии внутренних побуждений и социальными нормами. Эрих Фромм, как и другие представители неофрейдизма, считал, что психоанализ должен включать в себя:
- Не только понимание биологической природы личности, но и оперировать такими понятиями, как свобода, вера, справедливость, истина и т. д.
- Наряду с методом самонаблюдения, предоставлять возможность человеку выговорится, исповедоваться. Проговаривание болезненных ситуаций позволяют по-другому взглянуть на них, тем самым, снизив их психотравмирующее действие.
- Применять методы психоанализа для оценки исторических и культурных событий.
Заключение
Кратко неофрейдизм можно охарактеризовать, как стремление выяснить причину психических расстройств, изучив влияние общества на человека и природу их взаимоотношений, так как причина многих психических отклонений лежит вне самой личности. Современное общество, с его чисто материальными ценностями, зачастую приводит человека к одиночеству и отчужденности.
Неофрейдизм – это попытка ответить на вопрос, как должен жить человек, чтобы гармонично влиться в общество, не подавляя свою природу.
Читайте также: