Психолого-педагогические основы игровой деятельности шпоры
Игровая деятельность
Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. [7,709] Нормальное состояние человека, если только он спит, - активное деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми и так далее. Словом он проявляет свою активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и так далее).
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Без деятельности не возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность требует определённых умений и навыков, которые вырабатываются в процессе деятельности. [7,56]
Деятельность людей многообразна, но при этом её можно свести к трём основным видам: учебной, трудовой и игровой. Любой вид деятельности, в которой появляется что-то новое, приобретает творческий характер.
Как было сказано выше, игровая деятельность является основным видом деятельности детей. Рассмотрим её подробнее, так как именно в ходе игры учащиеся преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением и получают знания.
В ходе игровой деятельности у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
Большое влияние оказывает игровая деятельность на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействия и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Иными словами, взрослые должны сознавать, что игровая деятельность вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (дидактическая игра).
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечение учащихся в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий и реальный жизненный опыт учащихся.
6. Итак, ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры учащиеся часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При правильной организации игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения учащихся в коллективе.
Игра - это такой сложный социально-психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.
Уже в своих наипростейших формах, в том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная психическая реакция. И как таковая игра переходит границы чисто биологической или, по крайней мере, чисто физической деятельности. Игра - это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит. Назвать активное начало, которое придает игре ее сущность, духом - было бы слишком, назвать же его инстинктом - было бы пустым звуком. Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.
Психология и физиология занимаются тем, чтобы наблюдать, описывать и объяснять игры животных, а также детей и взрослых. Они пытаются установить характер и значение игры и указать место игры в жизненном процессе. То, что игра занимает там весьма важное место, что она выполняет необходимую, во всяком случае, полезную функцию, принимается повсеместно и без возражений как исходный пункт всех научных исследований и суждений [127, с. 42].
Многочисленные попытки определить биологическую функцию игры расходятся при этом весьма значительно. Одни полагали, что источник и основа игры могут быть сведены к высвобождению избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, следует врожденному инстинкту подражания. Или удовлетворяет потребность в разрядке. Или нуждается в упражнениях на пороге серьезной деятельности, которой потребует от него жизнь. Или же игра учит его уметь себя ограничивать [10, с. 135].
Другие опять-таки ищут это начало во врожденной потребности что-то мочь, чему-то служить причиной, в стремлении к главенству или к соперничеству. Некоторые видят в игре невинное избавление от опасных влечений, необходимое восполнение односторонне направленной деятельности или удовлетворение в некоей фикции желаний, невыполнимых в действительности, и тем самым - поддержание ощущения собственной индивидуальности.
Исследователь подчеркивает, что игра является для человека серьезным действием, но не полностью отражающим истинное положение вещей, игре в человеческом обществе свойственно некое упрощение ситуации и человеческих реакций на нее.
Таким образом, мы видим, что феномен игры необычайно важен для человека не только в детском возрасте, оба исследователя говорят о том, что игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Поэтому важным является рассмотрение игровых методик в период дошкольного детства, поскольку именно здесь игра существует в наиболее простой форме.
Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.
Традиционная игра выступает в качестве одного из древнейших образовательных институтов. В отсутствие других форм образования она служит средством и способом обеспечения полной сохранности и передачи от поколения к поколению всех жизненно необходимых навыков. Социальное пространство традиционной игры специфично в том отношении, что создавало совместность игрового бытия, вертикальную включенность в него взрослых, юношей, подростков, детей.
Такая форма приобретения жизненно необходимого игрового опыта соответствовала психологическим поведенческим установкам ребенка, способного лишь в родственном и значимом для него коллективе проявить в наибольшей степени свои лучшие качества.
Наличие в педагогическом арсенале и активное использование игровых технологий содействия коммуникативному развитию ребенка, не допускающих индивидуально-личностных разрушений, может быть достаточно надежным показателем подлинной гуманности деятельности образовательного учреждения и его сотрудников.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения [1, с. 16].
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Большинство исследователей (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Тихомирова, В.А. Трайнев, Д.Б. Эльконин. и др.) отметили, что возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы [93, 95, 103]:
· удовольствие от контактов с партнерами по игре;
· азарт ожидания непредвиденных ситуаций и их разрешений в ходе игры;
· удовольствие от демонстрации своих возможностей партнерам;
· необходимость принятия решений в сложных и часто неопределенных, а, порой, просто непредвиденных условиях и ситуациях;
· достаточно быстрое выяснение последствий принятых решений (ответов);
· удовольствие от успехов промежуточного и окончательного.
Важными выводами из анализа теории детской игры, выдвинутой отечественными исследователями, является выявление сущностных и функциональных характеристик игры, обоснование концепции игры как феномена, вида деятельности, и подтверждение ее (игры) права считаться серьезным и важным явлением общественной и индивидуальной жизни, а теорию игры – самостоятельной комплексно-интегративной областью знания.
Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
Вообще по сути своей, игра старше культуры. Она имеет естественно-физиологические истоки. В классификации видов человеческой деятельности игровая деятельность должна занять место гибридной природно-культурной деятельности, одновременно относящейся и к классу 1, и к классу 2.
Американские социологи объясняют игру как "факт индивидуальных поисков самовыражения". Стремясь достичь в игре полноты удовлетворения и общественного одобрения, человек выбирает игры на уровне своих возможностей. Поэтому в избранной игре человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в реальной жизни успех и признание приходят не всегда. Отсюда — компенсаторная функция игры: возможность сбалансировать притязания личности, вызвать самоудовлетворение и повысить самоуважение.
Сам Шекспир писал:
Весь мир — театр,
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Игрой интересовались математики, разработавшие теорию игр, предметом которой стали математические модели конфликтных ситуаций. Под конфликтом понимается всякое явление, в котором участвуют различные стороны (игроки), наделенные несовпадающими интересами. К конфликтам в этом понимании слова относятся многие экономические, социальные, правовые, военные ситуации, спортивные состязания, салонные игры (шахматы, шашки, домино, карточные игры). Стремление игроков скрывать свои действия друг от друга приводит к неопределенности. Теория игр позволяет принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.
Таким образом, игра занимает большое место в системе социально-культурной деятельности. В жизни человека феномен игры всегда имел огромное значение, от развития навыков общения до коррекции способов и методов человеческого взаимодействия. Исследования, проведенные психологами, социологами, педагогами, биологами и физиологами, а также другими специалистами и учеными, помогают изучению и более активному использованию игровых технологий и включению игры не только в общественные, но и в производственные отношения. Однако, наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе именно в детском возрасте.
Типология игр
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.
Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу [62, 127]. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Игра выступает в самых разнообразных проявления. Так, М. С. Каган выделяет [50, с. 78]:
- активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);
- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т. п.);
- развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т. п.);
- самостоятельная форма деятельности (суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр.).
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;
б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т. п.;
в) художественные, природы, настроение и пр.;
г) дидактические, формирующие навыки;
д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;
е) военные, прогнозирующие ход сражения [29, с. 56].
Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.
Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей. С глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство А. П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра - вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.
В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности [37].
Игра-диспут (с конкретной личностью или направлением в искусстве, собственной системой или эпохой) побуждает играющих к обдумыванию, сравнению, сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску решения проблемы, выработке собственного решения [64].
Игра-драматизация - очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого, можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.
Игры - аттракционы (набрасывание колец на конусы или булавы, головоломки, занимательные задачи и т. п.) помогают с пользой проводить в коллективе свободные минуты отдыха, при этом способствуют, выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и решительности действий.
Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т. п. Они несут эмоциональный заряд, а потому разряжают обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность [73].
Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм.
Существует классификация игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
1) Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2) Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
3) Игры с готовыми правилами, обычно их называют дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая
цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
4) Строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
5) Игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность [4].
Учитель, используя в своей работе все, пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, мы подошли к выводу, что исследуя природу многочисленных вариантов существования игры в человеческом сознании, культуре, как одной из первичных форм деятельности и важнейший элемент онтогенеза и филогенеза, закономерно соотнести, систематизировать и проанализировать сведения, интегрирующие и синтезирующие данные о классификациях и теориях игры и игровой деятельности, позволяющие подойти к пониманию сущности игры в качестве уникального социально-культурного феномена в его философском, психолого-педагогическом, этическом и культурологическом аспектах.
Надежда Кузьмина
Психолого-педагогические основы организации детских игр
Психолого - педагогические основы организации детских игр.
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память. Настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно – разного рода конструкторы, конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, снег, песок и др.).
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник).
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределения ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно – ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно – ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно – ролевых игр.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого – либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так,дидактические игры подразделяются:
по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.,
по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно – печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются
по степени подвижности (игры малой, средней, большей подвижности,
по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,- самостоятельные игры: игра – экспериментирование;самостоятельные сюжетные игры: сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого,который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие: дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.
досуговые игры: игры – забавы, игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные;
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого,так и детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Все игры – подвижные, дидактические, ролевые – используются воспитателем для формирования коллективизма, организованного поведения, как средство влияния на физическое, нравственное, умственное и эстетическое развитие детей.
1. Автесян. Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1998 №7
2. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. //Лениздат. 1992.
3. Венгер. Л. А. Домашняя школа. - М. ,1994.
4. Венгер. Л. А. Психология М. 1988.
5. Даль. В. Толковый словарь живого русского языка М., 1995.
6. Джери. Д. Большой толковый социологический словарь.
7. Леонтьев. А. Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т-1. М., Педагогика 1983.
8. Макаренко. А. С. Лекции о воспитании детей. // Соч. В 8 т. Т. 4 М., 1980.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1975.
10. Южаков С. Большая энциклопедия СПб, 1902.
Центр игровой поддержки ребенка в ДОУ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Группа: 1916а факультета организации и управления
Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность
Специализация: Педагогика социокультурной сферы
Содержание
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
1.1 Социально-психологическая характеристика игры
1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в д/с №142
2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с №142 по развитию коммуникативных навыков детей
2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, г. Рязани
Введение
Актуальность
В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.
В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.
Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например, “я доктор”. Ребенок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия.
Нужно поощрять самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех - четырехлетних детей создавать разнообразные игровые ситуации: “Мишка заболел”, “Поедем на дачу” и др. Просить ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать “скорую помощь” для заболевшей куклы.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Подчас игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре: “Доктор, вашим больным нужен покой, и им пора спать”, или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.
Предмет: – игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Объект: – игра – как социально-психологическое явление.
Цель: на основе теоретического анализа проблемы провести диагностическое исследование, на основе которого сделать вывод об успешности образовательной программы д/о № 142 в сфере развития коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи: 1) дать характеристику игры – как социально-психологического феномена;
2) проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
3) провести социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г.Рязани;
Степень разработанности:
Чем же определяется популярность и успешная коммуникации ребенка в группе дошкольников?
Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.
Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.
Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.
Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М. И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.
Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р. К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.
Если Р. К. Терещук показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир, выполненное под руководством Т. А. Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общительностью.
Навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Педагогические и образовательные издания постоянно в последнее время публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучающим.
Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев), как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Mud), признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.
Свое особое место в этом плане занимают традиционные игры, подвергнувшиеся психологическому анализу (С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева), педагогическому изучению (В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева). Традиционные игры своими корнями уходят в древнейшие слои социокультурной истории и являются общечеловеческим культурным достоянием. Они заключают в своем содержании и транслируют особенности жизни и быта. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в дошкольном возрасте.
Работы Д.Б. Эльконина (1978) и А.Н. Леонтьева (1972) содержат подробный анализ происхождения и развития сюжетно-ролевой игры, ее структуры, выделены основные компоненты и закономерности на протяжении дошкольного детства, показывают значение игры для формирования основных психологических новообразования дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин выделяет следующие структурные компоненты игры, роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.
Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым.
Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является
Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Только близкий взрослый может быть для ребенка носителем культуры и только он может передать ее ребенку. Несмотря на всеобщее признание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс общения не исследовался в рамках культурно-исторического подхода.
Несмотря на различные точки зрения наместо и значение игры в развитии ребенка между зарубежными психологами и российскими, главное на мой взгляд здесь то, что сегодня роль игры занимает по праву значительное место в жизни развивающейся личности. Если в периоды взрослой жизни люди считают возможным и полезным использовать механизм игры в своей деятельности, то тем более, игра важна в период развития ребенка, и особое значение игра приобретает в период дошкольного детства..
Методы исследования:
Метод анализа и синтеза;
Метод анализа процесса и продукта деятельности.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из Введения, Основной части, которая включает в себя две главы (одна теоретическая, другая практическая, где рассмотрены развитие навыков общения у детей и влияние игровой деятельности на них, а также конкретные игровые методы развития навыков общения детей дошкольного возраста в детском саду. Также работа включает в себя Заключение, где сформулированы выводы и библиографию.
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
Читайте также: