Современная научная картина мира шпора по философии
студентам и школьникам
- Ветеринария
- Военные дисциплины
- Дизайн
- Приборостроение
- Гидравлика и пневматика
- Лёгкая промышленность
- Транспорт
- Туризм
- Химия
- Психология
- Маркетинг и PR
- Философия
- Сельское хозяйство
- Педагогика
- Медицина
- Математические дисциплины
- Машиностроение и материалообработка
- Электротехника и энергетика
Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1 - Научная картина мира и её исторические формы. Естественнонаучная картина природы
Научная картина мира и её исторические формы. Естественнонаучная картина природы
Научная картина мира – это множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира – это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры): в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.
2.Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунк-том считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
• Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
• Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
•Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
•Доминантой классического естествознания становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
•В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
3.Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Фундаментальные основы новой картины мира:
•общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени) привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)
•квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках: в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.
Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они являются ключевыми этапами в развитии естествознания. Это не означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были периодами застоя. В это время тоже совершались важнейшие открытия, создаются новые теории и методы, именно в ходе эволюционного развития накапливается материал, делающий неизбежной революцию. Кроме того, между двумя периодами развития науки, разделенными научной революцией, как правило, нет неустранимых противоречий, новая научная теория не отвергает полностью предшествующую, а включает ее в себя в качестве частного случая, то есть устанавливает для нее ограниченную область применения. Уже сейчас, когда с момента возникновения новой парадигмы не прошло и ста лет, многие ученые высказывают предположения о близости новых глобальных революционных изменений в научной картине мира.
Научная картина мира может оказать существенное влияние на формирование онтологических компонентов мировоззрения. Разумеется, это относится только к особым типам культуры и цивилизационного развития. В традиционных цивилизациях наука не оказывала значительного влияния на доминирующие мировоззренческие структуры. Такое влияние свойственно только нетрадиционным обществам, вступившим на путь техногенного развития.
Научная картина мира всегда опирается на определенные философские принципы, но сами по себе они еще не дают научной картины мира, не заменяют ее. Эта картина формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших научных достижений; философские же принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты.
Итак, методологический анализ истории науки в период перехода от классического к современному естествознанию, проделанный выдающимися естествоиспытателями XX века, выявил ряд важных характеристик картины мира как особой формы знания, объединяющей разнообразие важнейших фактов и наиболее значительных теоретических результатов науки. Во-первых, было зафиксировано, что картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки, система которых вводит целостный образ мира в его основных аспектах (объекты и процессы, характер взаимодействия, пространственно-временные структуры).
Во-вторых, важной характеристикой картины мира является ее онтологический статус. Составляющие ее идеализации (понятия) отождествляются с действительностью. Основанием для этого является содержащийся в них момент истинного знания. Вместе с тем, такое отождествление имеет свои границы, которые обнаруживаются тогда, когда наука открывает объекты и процессы, не укладывающиеся в рамки неявно содержащихся в картине мира идеализированных допущений. В этом случае наука создает новую картину мира, учитывающую особенности новых типов объектов и взаимодействий.
В-третьих, в методологических обобщениях классиков науки был поставлен важный вопрос о соотношении дисциплинарных онтологий, таких как физическая картина мира, с общенаучной картиной мира, вырабатываемой в результате междисциплинарного синтеза знаний.
Вопросы и ответы
16. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ.
Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Основа научной картины мира – эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические, систематизирующие и мировоззренческие. Научные картин мира: 1) Аристотелевская (VI-IV века до н.э.) возникновение самой науки, отделение науки от других форм познания и освоения мира. 2) Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки (университеты). 3) современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Каждая представляет часть одного более ложного.
17. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: МОДЕЛИ РОСТА.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Гегель сказал, что “истина есть процесс”, а не “готовый результат”. Развитие знания – сложный диалектический процесс (Диалектика – искусство спорить, вести рассуждение – метод познания мира, путем столкновение тезиса и антитезиса), имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от незнания к знанию. Активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в. – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки стали строить различные модели этого развития. Они считали, что существует аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных. Поппер считает, что рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок. Поппер формулирует три основных требования к росту знания. 1) новая теория должна исходить из простой. 2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений 3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Модель историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это “нормальная наука”, где безраздельно господствует парадигма, и “научная революция” – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду “нормальной науки”. Кун полагает. что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-предписаниями? Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки.
18. Формирование первичных теоретических моделей и законов.
19. Становление развитой научной теории
20. Проблемные ситуации в науке.
Проблема, в самом общем смысле, понимается как знание о незнании. Проблема отличается от задачи своей неопределённостью. Проблема — это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является возникновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущения сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых рационально осмысленных форм организации теоретического знания.
21. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
При изучении развития научного знания обращают внимание на то, что каждый новый результат в науке возникает на основе предшествующих знаний. Иногда эта связь между новым и старым знанием оказывается простым продолжением старого знания. Традиции в науке – знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Иногда возникают переломные периоды развития науки, когда возникают радикально новые взгляды на понятия и теории. Под влиянием растущей критики происходит отрицание научных традиций вообще. Происходит новаторство, научная революция. Все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций – научные открытия, фундаментальные, идеи. Однако сами ученые неизменно подчеркивают, что наука не может развиваться без связи с теми знаниями, которые наработаны до них, без тех понятий, концепций и методов, которыми пользовались их предшественники.
22. Научные революции как перестройка оснований науки.
Иногда возникают переломные периоды развития науки, когда возникают радикально новые взгляды на понятия и теории. Под влиянием растущей критики происходит отрицание научных традиций вообще. Происходит новаторство, научная революция. Все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций – научные открытия, фундаментальные, идеи. Однако сами ученые неизменно подчеркивают, что наука не может развиваться без связи с теми знаниями, которые наработаны до них, без тех понятий, концепций и методов, которыми пользовались их предшественники. Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться, во-первых, результатом научного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины. Например, в ходе своего развития наука сталкивается с новыми типами объектов, которые не вписываются в существующую картину мира. Это ведет к пересмотру оснований науки. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции. Примерами таких революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX – начала XX в. – возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, электроники, генной инженерии и т.п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает готовые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.
23. Глобальные революции и смена типов научной рациональности
Обычно началом революции в науке служит фундаментальная проблемная ситуация, которая выражается в несоответствии прежних теорий и методов вновь открытым существенным фактам, их неспособности объяснить эти факты. Прежние понятия, теории и методы оказываются в противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований. В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности. Рационализм (разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. В конце 19 – начале 20-го века в науке происходят крупные изменения, получившие название научной революции. Они связаны в первую очередь с возникновением квантовой физики, теории относительности, математической логики. Произошедшие в связи с этим изменения в научной рациональности оказались столь кардинальными, что стали говорить о возникновении нового – неклассического – типа научной рациональности, идущего на смену классической рациональности.
24. ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий – видоизменение ДНК. Создание микропроцессоров, которые используются для создания станков с программным управлением, автоматических систем управления. Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает ЭВМ. Нанотехнологии.
25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Принцип глобального эволюционизма. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития. Например Дарвин, предложил механизм его осуществления впервые приложив принцип эволюционизма к одной из областей действительности, заложив таким образом основы теоретической биологии. Научная картина мира это – множество теорий описывающих мир, система представлений об устройстве мироздания. Фундаментальные основы новой картины мира: 1) теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности и т.д.). Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.
26. Этические проблемы науки XXI века.
Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по таким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследования. Тем не менее, сами ученые склоняются к мысли, что когда отрицательные последствия таких исследований несомненны, то моратории являются неизбежными.
27. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Наука как социальный институт стала формироваться в XVII— XVIII вв. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: создаются научные общества, учреждаются академии. Возникновение новых научных дисциплин. Этот процесс привел к дисциплинарному построению научного знания. Каждая научная дисциплина стала разрабатывать свои приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX—XX в.в. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации, широкого использования компьютеров. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе. Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-е годы XX века, за короткое время полностью преобразила всю науку. Если раньше наука шла вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность).
28. Эволюция способов трансляции научных знаний
Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания. Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством хранения, передачи информации. До возникновения письменности трансляция знаний осуществлялась при помощи устной речи. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний, выступая как форма фиксации выражаемого в языке содержания. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, делать его надвременным. Она является важной характеристикой состояния общества. На ранних этапах общественного развития функция письма закреплялась за особыми социальными категориями людей (жрецы, писцы). Появление письма свидетельствовало о переходе от варварства к цивилизации. Революционную роль имело массовое образование и развитие технических возможностей тиражирования книг. В современный период информационные технологии оказывают влияние на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Теперь они, а не книги, обеспечивают хранение и трансляцию информации. К преимуществам относится огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Происходит повышение уровня развития и образованности людей. Появляются все более совершенные версии компьютеров, прикладных программ (Гарант). Возникла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет.
29. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ “культуры”. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
30. Наука и власть Проблемы государственного регулирования науки.
Обсуждая вопрос взаимосвязи науки и власти, ученые отмечают, что власть либо курирует науку, либо диктует властные приоритеты. Существуют такие позиции, как национальная наука, престиж государства, крепкая оборона. С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и улучшения благосостояния народа. Тем не менее, жесткий диктат власти неприемлем. Для развития науки важен некоторый либерализм, определенный люфт свободы от властных указаний. Следует отметить особую форму организации научного труда по закрытому принципу. С целью максимальной отдачи и намерением изолировать группы перспективных ученых-разработчиков от внешнего мира строятся ученые городки. Эта тенденция была свойственна Советскому Союзу, сейчас по такому принципу работает ряд японских компаний. Взаимосвязь науки и власти можно проследить по линии привлечения ученых к принятию государственных решений. В ряде европейских государств и в США ученые привлекаются к управлению государством. В нашей стране дело обстоит иначе, власть обеспечивает ученым крайне скромное содержание, а ученые получают возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране. Неприемлемо для науки вмешательство власти в процесс научного поиска (нанотехнологии). Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.
Глобальный эволюционизм - направление философской мысли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в едином эволюционном процессе; человек в таких построениях выступает обычно в качестве венца эволюции.
Как цельное направление Глобальный эволюционизм сложилась к началу 1990-х годов, когда концепции эволюционной космологии получили широкое признание и была замечена отчетливая преемственность в развитии космоса, Земли, жизни и общества. Столь же отчетливо обозначился комплекс теоретических проблем, связанных с необходимостью как-то согласовать представления классического естествознания (где основным законом необратимости остается второе начало термодинамики) и массивом эмпирических данных, свидетельствующих о том, что за время порядка 15 млрд. лет Вселенная последовательно изменялась от простого к сложному, от равновесия к неравновесию, т.е. от более вероятных к менее вероятным состояниям.
Принцип глобального эволюционизма. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития.
Дарвин, предложил механизм его осуществления, впервые приложив принцип эволюционизма к одной из областей действительности, заложив, таким образом, основы теоретической биологии. Г. Спенсер, попытался применить идей Дарвина в области социологии, он доказал принципиальную возможность применения эволюционной концепции, к иным областям мира не составляющими предмет биологии. Но в целом классическое естество знание оставалось на затронуто идеями эволюционизма, эволюционирующие системы рассматривались как случайное отклонение, результат, локальных возмущений. Первыми попытались распространить применение принципа эволюционизма за пределы, биологических и социальных наук физики. Они выдвинули гипотезу расширения Вселенной, данные астрономии вынуждали признать несостоятельность предположения о ее стационарности. Вселенная явно развивается, начиная с гипотетического Большего взрыва давшего энергию для ее развития. Эта концепция была предложена в 40-е и окончательно утвердилась в 70-е гг. Таким образом, эволюционные представления проникли в космологию, концепция Большего взрыва оказала влияние на представления о последовательности появления веществ во Вселенной.
Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. К числу функций научной картины мира относятся систематизирующая, объяснительная, информативная и эвристическая. Систематизирующая функция научной картины мира определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Объяснительная функция научной картины мира определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. Информативная функция картины мира сводится к тому, что последняя описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины.
Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.
Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три:
1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания.
2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон.
3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Читайте также: