Современная религиозная философия шпора
Общая характеристика и тенденции современной религиозной философии, особенности ее основных течений: неотомизма и персонализма. Предпосылки развития неомарксизма и посмтмарксизма, их отличительные признаки. Проблемы, изучаемые философией техники.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.01.2010 |
1. Современная религиозная философия
Почти все философские учения идеализма пропагандируют философскими средствами идеи сверхъестественного и зависимость от него судьбы человека. Почти все они утверждают религиозное мировоззрение, имеют религиозную идейную направленность. И тем не менее (это показал Л. Фейербах) имеется отличие философского идеализма от религии: на место религиозного надмирового бога он ставит человеческий разум и доказывает его божественность. Поэтому к религиозной философии следует отнести лишь те философские системы, которые непосредственно включены в теологию, обосновывают те или иные религиозные догматы и способствуют формированию и закреплению религиозных верований. К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т.е. философия Фомы Аквинского и др.
Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.
1.1 Неотомизм
Представители неотомизма Ж. Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский, В. Маркони и др. подчеркивают, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Следуя заветам своего учителя, они отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения - существование бога, бессмертия души и др. В то же время они подчеркивают ограниченность разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу философии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства философской методологии и достижения современной науки.
Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого бога и существующими в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его создатель.
Итак, мир не может быть изменен, ибо бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви - нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его творца. В этой формуле заключена квинтэссенция всего томизма, в том числе и неотомизма.
1.2 Персонализм
Основателями персонализма были американский философ Б.П. Боуэн (1847-1910) и русские религиозные философы И.А. Бердяев (1874-1948) и Л. Шестов (1866-1938). Идеи персонализма развили У.Е. Хокинг, Е.Ш. Брайтман, Е. Мунье, Ж. Лакруа и др.
Вся человеческая история рассматривается персоналистами как история саморазвивающегося персонального духа, стремящегося, по Флюэлингу, к достижению царства божьего. Смысл исторического развития - в стремлении освобождения личности от отягощающего его первородного греха, в неуклонном приближении личности в процессе ее творческой самореализации к царству божьему. Это царство изображается разными персоналистами по разному. Многие из них полагают, что в этом царстве всякое государственное регулирование будет заменено действием нравственных законов святости и любви людей друг к другу.
Таким образом, персонализм является не чем иным, как попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного общества, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные иррациональные силы. Однако он, как и неотомизм, способен предложить лишь иллюзорные формы решения как философских, так и социально-этических проблем.
2. Неомарксизм и постмарксизм. Философия техники
Конец ХХ в. ознаменовался распадом Советского Союза, реставрацией капитализма в странах - бывших союзных республиках и других государствах бывшего социалистического лагеря. Авторитет марксизма как идеологической доктрины коммунистического пути развития человечества подвергся серьезным испытаниям. Но он по-прежнему остается высоким. Огромная часть населения постсоциалистических стран, столкнувшись с невиданными трудностями, продолжает видеть в марксизме учение, указывающее пути решения социальных проблем большинства. Под влиянием этих факторов ряд марксистов и его критиков стремится критически оценить идеологию строительства социализма КПСС, которую отождествляют с ленинизмом, с точки зрения ее соответствия подлинному марксизму и сделать футурологические поправки, опираясь уже на аутентичный, по их мнению, марксизм.
Возрождает неомарксизм, который, пожалуй, следует назвать постмарксизмом. В наш техногенный век наблюдается все возрастающий интерес к философии техники. Она вместе с постмарксизмом настойчиво ищет решение злободневных проблем современности.
2.1 Неомарксизм и постмарксизм
В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.).
В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических странах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли советский командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма или нет.
В исследовании этой проблемы и сформировался постмарксизм.
2.2 Философия техники
Философия техники включает в себя громадный комплект разнородных проблем - отношение техники и человека, техники и природы, техники и быта, места техники в социокультурном мире, социологических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, техники и окружающей среды и др.
Эотехническая эпоха (1000 - середина XVIII в.) опирается на технологический комплекс дерева и воды. В палеотехническую эпоху (XVIII в. до промышленной революции и индустриализации) основой служит уголь и железо. И, наконец, неотехническая эпоха создана электричеством и сплавами, открывшими небывалые горизонты развития общества.
Анимистическая эпоха начинается вместе с возникновением человек и продолжается вплоть до античности. В этот период техника понимается как магия. Считалось, что в простейших орудиях, сооружениях простейших механизмах присутствуют духи (души), помогающие человеку. С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души (и людей и богов). Для этой цели служили различные действия, которые мы называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека - это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивание (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска) и т.п. Сложные технические действия людей служили одной цели - побудить, заставить души богов действовать в нужном для человека направлении. Когда архаичный человек подмечал эффект какого-либо своего действия (удар камня, действие рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял это тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, т.е. способами влияния на души, которые помогают человеку. Так что, когда говорят, что древние технологии возникли из нужды и наблюдения, то нужно делать поправку: нужда понималась анимистически, т.е. как возможность, предоставляемая душами, наблюдение, осмысленное анимистически, т.е. открытие действия, эффективного с точки зрения влияния на души.
В эпоху Возрождения под влиянием античной культуры и рутинного состояния производства продолжало сохраняться инструментальное отношение к технике. Но техническое творчество Леонардо да Винчи и др. уже подсказывало наступление инженерной эпохи в развитии техники.
Инженерная эпоха в развитии техники охватывает период развития человечества от Нового времени до первой половины ХХ в., начала современной научно-технической революции.
В Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку.
В Новое время в отличие от предыдущих эпох преобладающим фактором развития техники становится техническое творчество. Техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний.
В техническую эпоху техника неотделима от широкого понимания технологии. В широком современном понимании технология - это не просто производственный процесс, существующий наряду с организационной, ресурсной, технической и т.д. сторонами производственной деятельности, а сложнейшая техническая суперсистема (техносфера), которая определяется и уже достигнутый технологией и различными социокультурными факторами и процессами.
В оценке степени влияния техники на ход общественной жизни в философии техники сложились два главных направления: оптимистическое и пессимистическое. Оптимистическое направление, развиваемое Э. Каппом, К. Митчемом, Ж. Эллюен, Д. Бэллом и др., трактует технику как средство достижения целей человека и человечества, в том числе и в социальной жизни. Напротив, такие видные представители философии техники пессимистического направления как Н. Бердяев, М. Хейдегер, К. Ясперс, М. Мэмфорд и др., как правило, связывают с техникой кризис нашей культуры и цивилизации.
Техническая цивилизация к тому же разрушает гуманистические представления о человеке. Техника, побеждая время, вынуждает и людей к ускорению ритма собственной жизни. У человека не остается времени для того, чтобы задержаться в настоящем, пристально вглядеться в мгновенье и задуматься о том, куда он движется. Как следствие этого, человек теряет ориентацию в своем жизненном лице. Возрастает специализация человека, чрезвычайно суживаются те знания и навыки, каковыми должен овладеть человек, дабы профессионально интегрироваться в общество, членом которого он является. Все это ведет к объединению и разрушению человеческой личности.
И все же этот парадокс не мешает человеку справляться с задачами по устранению отказов. Устранение сбоев удается как раз по всем правилам преобразования целей. Подсистемы машин, не отвечающие поставленным целям, человек заменяет другими подсистемами. Устранение сбоев с помощью выбора новых частичных решений технической проблемы относится, таким образом, к способности ставить новые цели. А это значит, что возможность спасения человечества заключается не в избавлении от техники, не в отказе от технического развития. Человек может спастись лишь научившись распоряжаться техникой, управлять техносистемой и тем самым нейтрализовать ее разрушительное воздействие на природу и человеческий дух.
Общая характеристика современной религиозной философии, формы мировоззрения. Неотомизм – наиболее разработанная философская доктрина современной католической церкви. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена, суть его интуиции.
реферат [27,6 K], добавлен 01.03.2012
Сущность неомарксизма как нового философского течения, его отличительные признаки от "советского марксизма". Основополагающие идеи неомарксизма, его движущие силы и этапы развития в Европе 30-х годов. Структура и основные вопросы философии техники.
реферат [18,3 K], добавлен 06.02.2010
контрольная работа [29,8 K], добавлен 12.02.2009
Классификация современной религиозной философии: католическая (неотомизм, тейярдизм, персонализм и экзистенциализм) и протестантская (диалектическая теология). Тейярдизм как реформаторское течение в теологической философии, критикующее логмы католицизма.
презентация [1,1 M], добавлен 13.05.2015
Обзор философской доктрины католической церкви неотомизма, религиозного постижения современных естественнонаучных теорий. Анализ персонализма, направления в философии, которое признает личность первичной творческой реальностью, высшей духовной ценностью.
реферат [145,7 K], добавлен 14.03.2012
Общая характеристика и направления исследований мыслителей немецкой классической философии, их вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Особенности идей Канта, Гегеля, Фейербаха, Ницше. Отличительные черты современной философии антропологии.
контрольная работа [18,0 K], добавлен 14.04.2010
Основные положения, принципы и понятия постмодернизма. Главные направления современной религиозной философии. Понимание недопустимости и разрушительности мировых войн. Философское толкование основных положений религии. Равноправное многообразие мира.
контрольная работа [26,4 K], добавлен 04.12.2010
Характеристика современных течений в философии арабо-исламского Востока. Противоречия между традиционными религиозными воззрениями и новыми концепциями, связанными с научно-техническим прогрессом. Идеи экзистенциализма и персонализма в учениях Аль-Хаджа.
реферат [23,6 K], добавлен 14.05.2016
Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания "науки о науке" и их главные результаты. Причины "отпочкования" от философии различных научных направлений.
материалы конференции [27,9 K], добавлен 19.10.2009
Исторические предпосылки развития философской мысли в России в XIX-XX веках. Общая характеристика основных направлений: славянофильства и западничества, материализма и марксизма, религиозной философии и космизма. Анализ их общих и отличительных черт.
реферат [29,8 K], добавлен 26.04.2011
Цель лекции: познакомить студента с современными течениями западной философии - неотомизма и философской герменевтики.l
Современная философия вступила в постклассический период, начиная со второй половины 20в.. Этому этапу развития философии присуще определенные черты. Во-первых, в постклассический период не создаются целостные философские системы. Современная философия исходит из принципа плюрализма мнений и на данном этапе невозможно выделить доминирующую философскую концепцию, которая принималась большинством научного сообщества. Во времена средневековья такой философией была религиозная схоластика, в Эпоху Возрождения философия гуманизма, в Новое время конкурирующие направления рационализма и эмпиризма и т.д. На современном этапе развития философии такой доминирующей концепции нет. Также необходимо отметить следующую тенденцию современной философии, которая наиболее объективно отражает современное положение европейской философии. Это тенденция связана с отказом от попытки понимания мира и человека в нем при помощи философии, а также тенденция связанная с утверждением непознаваемости реального мира и обоснованием ограниченности человеческого знания и человеческой деятельности. Это проявляется в философских школах, развивающих идеи иррационализма.
К наиболее крупным философским течениям современной философии относят современное религиозное философское течение неотомизма, философию постпозитивизма, американского прагматизма, герменевтику. Рассмотрим философские идеи неотомизма и герменевтики. Строго говоря, данные течения не являются продуктом интеллектуальной деятельности 20в., но имеют свои истоки в средневековой эпохе. Неотомисты развивают философские идеи томизма, сформированного в преддверье эпохи Возрождения на основе учения Фомы Аквинского. Герменевтика являлась одним из главных способов познания религиозных текстов, а значит и источником истинного знания в средневековой схоластике.
Неотомизм складывается к началу 20в. и еще в 19в. был положен в основу идеологии современного католицизма. Главные принципы неотомизма были сформированы в конце 19в. в "Догматической конституции католической веры", принятой в 1870г на Первом Ватиканском Соборе. Представителями неотомизма 20в. являются Юзеф Мария Бохеньский, Этьен Жильсон (1884-1978), Жак Маритен (1882-1973).
Второй Ватиканский собор состоялся в середине 20в. и основные принципы неотомизма были сохранены. Неотомизм, будучи религиозной христианской философией обусловлен определенными чертами христианского учения, но старается придать современной религиозной философии новый облик. Достижения науки во многом нивелировали христианское учение, показав его противоречия и выявив несостоятельность отдельных положений. История развития европейской цивилизации последних пяти веков - это история секуляризации культуры. Эта историческая тенденция начинается с Эпохи Возрождения с постулирования принципов гуманизма и ценностей человеческих выше ценностей сакральных. В Эпоху Возрождения формулируется теория пантеизма и панпсихического материализма. Бог растворяется в природе тем самым, теряя свои личностные качества и персонофикацию, а вместе с тем образ всемогущего всесильного наблюдателя, вершащего человеческую судьбу. Таким образом, философская мысль движется от теоцентризма к деизму, а затем воинствующему атеизму и вульгарному материализму Нового Времени. Эта тенденция продолжается в антропологическом материализма Фейербаха, диалектическом материализме марксизма вплоть до современных времен. Однако, секуляризация знания (разграничение религиозного и светского знания) имела определенную историческую необходимость. Во - первых, за счет этого была достигнута интеллектуальная и политическая свобода личности. Во-вторых это позволило освободить развивающуюся науку от религиозных догматов и сделать научные институты автономными от церковных авторитетов. Постепенно развитие науки, пройдя этап обороны, перешло на этап экспансии. Тем не менее современная интеллектуальная элита начинает противостоять дальнейшему элиминированию религиозного начала из современного общества. Этому есть несколько причин:
- Онтологическая. Как невозможно онтологически доказать существования Бога (все эти доказательства, как мы помним, при формальном логическом анализе приходят к противоречию), так невозможно онтологически доказать отсутствие бытия Бога. А следовательно, религиозные истины невозможно опровергнуть до конца.
- Психологическая. Как было показано американским прагматистом У. Джеймсом, религия положительно влияет на внутреннее состояние человека, помогает ему обрести внутренний комфорт, гармонию и душевный подъем.
- Этическую. Религия содержит определенные этические догматы и предписания человеческому поведению, исполнение которых индивидуумами полезно для всего общества. Таких предписаний множество и присутствуют в каждом религиозном учении: не убей, не укради, не лги и т.д. Эти предписания носят этический характер и способствуют социальному порядку. Такие нормы могут быть результатом воспитания и высокой внутренней организации и духовной чистоты человека. Однако, эти догматы являются как бы социальным предохранителем для тех, кто будет выполнять эти этические нормы не из чувства внутренней обусловленности, но страха перед высшими силами.
Таким образом, элиминировать религию из жизни современного общества представляется невозможным не только по теологическим соображениям, но по этическим принципам.
Современная религиозная философия старается привлечь как можно больше сторонников на свою сторону, что приводит к ее изменению и модификации. Конечно, современная религиозная философия не так консервативна и не так сильно отягощена догматами схоластического учения, чем раньше. Это проявляется в следующем. Современная религиозная философия приобретает прагматичный характер и ориентирована на интересы людей, их нужды и потребности. Также в виду больших достижений науки современная религиозная философия корректируется с учетом научного знания. Так была признана теория расширяющейся Вселенной, поскольку с точки зрения современных теологов подтверждает идею креационизма. Также в 1990-е годы была собрана комиссия по деятельности инквизиции, которая оправдала Г.Галилея и Дж. Бруно, а католическая церковь признала, гелеоцентрическую систему. Похожие корректировки постоянно вносятся в современное религиозное учение. Однако не допускаются фундаментальные "поправки" религиозных положений, которые могут разрушить учение целиком. В связи с этим возникает в религиозно-философских кругах множество дискуссий относительно допустимых границ модернизации религии.
Онтология неотомизма. Онтологическая основа неотомизма зиждется на учении Фомы Аквинского. В неотомизме выделяются два мира - чистое бытие- Бог, и сотворенное конечное бытие - человек и природа. Превыше всего стоит чистое бытие, которое является причиной конечного бытия. Следовательно, неотомизм является системой объективного идеализма. Неотомизм признает теорию креационизма.
В теории познания неотомизм постулирует гармонию веры и разума. Природа была сотворена Богом, и все, что мы можем воспринять или познать также было заложено Богом. А следовательно, наука дополняет религию, и не должна противоречить ей. Методом познания в религиозном знании является божественное откровение, в науке -рациональное познания. Процесс познания включает три ступени:
- Чувственное
- логическое
- божественное откровение
Таким образом, научное познание стоит ниже религиозного, поскольку научное познание относится ко второй ступени логического знания. Божественное откровение предполагает непосредственную связь человека с Богом, Бог внушает человеку истину.
Социальная философия. Социальная философия разрабатывалась в трудах многих католических теологов, в том числе в трудах римских пап, в частности Льва ХIII в энциклике "Рерум новарум" и Иона Павла II в энциклике "Сотый год". Рассмотрим учение Павла II. Это учение исходит из принципа персонализма, который признает уникальность и ценность человеческой личности. История развития общества интерпретируется как развитие в человеке личности. Высшей целью развития общества является достижение согласия с собой и обществом. Однако в современном обществе наблюдаются противоположные процессы. Человек все больше отчуждается от самого себя и от общества, что обусловлено экономическими факторами, в частности отчуждения результатов труда от их создателя. Корень этого лежит, по мнению Павла II, еще в глубине веков, когда человеческая личность была отчуждена от божественного начала и стала подвержена греху. Так возобладали материальные интересы людей, которые отвели человека от бога и привели к современному социальному строю.
Павел II считает стремление к материальным ценностям большим недостатком современного общества, который все больше отдаляет человека от истинных духовных ценностей. Только преодолев стремление к материальным благам возможно, возможно человеку преодолеть отчуждение от самого себя. Материальные ценности не должны возобладать над духовными. Примером государственности, для которой не существует примата материального над духовным, Павел II считал африканскую цивилизацию, в которой преобладает крестьянский образ жизни.
Иоан Павел II проповедовал на гуманистические ценности, которые могли бы принять как религиозные люди, так и не верующие. Основообразующими этическими ценностями Павел II считал справедливость, добро, свободу , любовь, честность. Такие ценности несут наиболее обобщенный этический смысл и могут быть приняты как основополагающие установки человеческой морали.
Современная религиозная философия неизбежно вступает в противоречия с наукой. Основная трудность, которую преодолевает это учение, это найти такой баланс, при котором можно было признать достижения науки, но оставить нетронутыми фундаментальные утверждения, лежащие в ее основе. Одним из великих теологов и религиозных мыслителей католической церкви 20в был Пьер Тейяр.
Пьер Тейяр французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Тейяр внес большой вклад не только в теологию и религиозную философию, но также многие естественные науки - антропологию, палеонтологию.
Философские идеи.Тейяр хотел модернизировать неотомизм и подвести это учение к последним достижениям науки. Основным недостатком религиозной философии Тейяр считал статичность учения и метафизичность. Неотомизм исходил из креационизма, в соответствии с которым мир был однажды создан Богом и с тех пор остается неизменным как его создал бог. Тейяр полагал, что необходимо внести динамический аспект в это учение. Во-первых, на тот момент в науке уже была признана теория расширяющейся Вселенной, которая предполагает постоянное изменение и движение в мире. Более того теория Дарвина также указывала на то, что виды не остаются статичными, но постоянно эволюционируют и остаются наиболее приспособленные к окружающей среде. Но и окружающая среда также подвержена динамическим изменениям, уже в 18в. было известно, что земная кора подвижна и материки медленно дрейфуют. Следовательно, развитие, которое не принималось в христианской теологии, нужно было привнести в теорию неотомизма.
В связи с этим Тейяр вначале сформулировал три эволюционных этапа развития Земли:
- пред-жизнь, которая соответствовала процессам развития литосферы;
- жизнь, которая соответствовала процессам развития биосферы;
- человек, чье существование связано с развитием ноосферы.
Процесс эволюции происходит от становления первых литосферных образований через появление первых биологических организмов и переходит в последнюю стадию становления живого в ноосфере. При этом процессы становления идут по пути уменьшения физической энергии и накапливания духовной и ментальной энергии, которой характеризуется ноосфера . В период развития литосферы преобладает физическая энергия, на последней стадии эволюции - духовная энергия. Однако Тейяр утверждал, что даже первые литосферные образования обладали духовной энергией, которая в процессе эволюции высвобождалась и трансформировалась. Духовная энергия преобразуется в сознание. Однако ввиду того, что Тейяр связывал духовную энергию с сознанием, то таким образом признавал, что даже в простейших литосферных образованиях имеются зачатки сознания. В процессе эволюции сознание устремлялось к божественной цели своего существования. Следовательно, целеустремленное сознание Тейяр считал движущей силой эволюции. Процесс эволюции движется к определенной заданной величине, которую Тейяр назвал точкой Омега. В этой точке происходит слияние сущего с Христом. Тейяр дал только общие черты этого слияния, а не точное научное описание. Процесс эволюции объясняется у Тейяра действием божественного начала, в конце которого произойдет полное слияние человека с богом.
Философия Тейяра представляет собой хитросплетение религиозного христианского учения и научных идей.
4. Религиозная философия ХХ в. также характеризуется иррационализмом. Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии.
В западной религиозной философии ХХ в. выделяется несколько направлений.
1) Неотомизм (Этьен Жильсон, Жак Маритен). В конце ХIХ в. по решению Ватикана учение Ф.Аквинского (томизм) признается официальной доктриной католической церкви. Целью этого является необходимость поднять престиж Церкви в эпоху НТР. Основные идеи Ф Аквинского: о структуре мироздания, о соотношения веры и разума, о месте человека в мире – являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека.
Неотомизм принимает 5 доказательств существования Бога, приведенные Ф.Аквинским, но расходится с ним в понимании отношения Бога и человека. Человек обладает бессмертием души и свободой - это делает его сопричастным Богу и обусловливает его творческие возможности. В центре внимания неотомизма – вопросы культуры, человеческого творчества. Все возможности человека – его разум, нравственные устои, интуиция – реализуются в сфере творчества. Создавая культурные ценности, человек воплощает в них основы Божественного бытия – Истину, красоту, благо, и при этом совершенствуется сам.
2) Персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг.
В центре внимания – проблема личности, ее свободы.
Персонализм рассматривает человека в его постоянной связи с внешним миром. В реальном мире, в конкретных жизненных ситуациях происходит становление личности – персонализация. Главное качество личности – свобода, понимаемая как свобода выбора.
Личность проявляется во взаимодействии с внешним миром и в сосредоточении на своем внутреннем мире, причем эти 2 аспекта тесно взаимосвязаны. Основой этой взаимосвязи является творчество и человеческая коммуникация.
3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм) – философия П.Тейяра де Шардена и его последователей.
Мир (Универсум) в его понимании – живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. Причиной этого стремления является внутренняя духовная энергия, которая ведет к повышению уровня организации материи, к усложнению материального мира. Вершиной эволюции является человек.
В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):
1)преджизнь – этап геогенеза;
2)жизнь – этап биогенеза;
3)мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
Идеология
1.Идеология как социальный феномен, её сущность. Содержание идеологии. Социально-исторической системой представлений о мире стала идеология как система рационально- логического обоснования поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д. Идеология как явление во многом сходна с религией и с наукой. От науки она восприняла доказательность и логичность своих постулатов, но, в отличие от науки, идеология призвана давать оценку явлениям действительности (что хорошо, что.
Русский язык и культура речи
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению: простые (фонемы) и сложные (словосочетания, предложения). При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.
Самая простая единица языка – это фонема, неделимая и сама по себе.
законы диалектики
Основные законы диалектики.
1)Закон единства и борьбы противоположностей.
Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях.
Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где.
Читайте также: