Специфика познавательного отношения человека к миру шпора
Кафедра философии и социологии
для студентов всех специальностей
всех форм обучения
Утверждено на заседании кафедры философии и социологии. Протокол № 1 от 29 августа 2008 г. | Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам. Протокол № 2 от 15 октября 2008 г. |
Морозов А.С.
В учебно-методических указаниях раскрываются основные вопросы теории познания – одного из важнейших разделов философии. Содержание пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 1995), рабочей программе по курсу "Философия", а также составлена с учетом торгово-экономического профиля Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО "РГТЭУ".
РАЗДЕЛ "ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ"
ТЕМА:ПОЗНАНИЕ
КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Вопросы:
Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
Проблема субъекта и объекта познания.
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.
5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.
Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.
Роль практики в процессе познания.
В концеXX века человечество оказалось перед проблемой разработки и выбора новых стратегий человеческого существования. В этих условиях постижение мира - его познание и осознание - приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития.
Отношение человека к миру сопряжено с познанием и преобразованием последнего в целях удовлетворения потребностей человеческого сообщества. Человек, чтобы успешно интегрироваться в окружающую его реальность (свою среду обитания), необходимо должен разобраться в окружающем мире, получить знания о нем. Знание реально воспроизводит объективные закономерности и связи внешнего мира, являясь результатом процесса познания.
Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.
Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:
- знание - информация об объективном мире природы и общества,
- знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,
- знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное.
Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения человека к миру.
Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.
Значительную роль, особенно на начальном этапе становления человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.
Важнейший вид познавательной деятельности - научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.
Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфи-ку философии как уникальной формы познания, цель которой - выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.
2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.
Изучают познание различные науки, но теория познания (или гносеология) развивается в философии и возникает на самом раннем этапе формирования философских знаний. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных (внешних) знаний - представлений, мнений о мире, к знанию сущностному, глубинному. В гносеологии рассматриваются пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Гносеология - учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Объективный предмет гносеологии - познавательная реальность в полном ее объеме. Гносеология является фундаментальной наукой, использующей традиционный доказательный инструментарий наук и предлагающей объемное описание и объяснение фактических познавательных процедур и приемов (взятых в объективном, а не психологическом или психофизиологическом планах).
Зарождение гносеологической проблематики в истории философии связывается с развитием античной философской мысли. Здесь осмысливаются проблемы соотношения знания и мнения, истины и заблуждения (знание понимается в единстве с его предметом), диалектики как метода познания, исследуется мышление само по себе, а так же разрабатываются методологические требования к познающему разуму (софисты, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).
В эпоху Возрождения в связи с гуманимзацией знания происходит переход от созерцательности к активности познающего разума. Формируется интерес к человеку как носителю творческих и, следовательно, познавательных способностей.
Диалектико-материалистическая гносеология (марксизм) понимает познание как особую форму духовного производства, как процесс отражения действительности. Важнейший принцип диалектико-материалистической гносеологии - единство диалектики, логики, теории познания, развитый на основе материалистического понимания действительности.
Впрочем, удельный вес гносеологических исследований XX века, ориентированных на науку (сциентистские направления - позитивизм и неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и т.д.), все же значительно больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру (антисциентистские течения - экзистенциализм, герменевтика, феноменология и др.)
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, реальность возможности получения достоверных знаний о мире.
Основой гносеологического оптимизма можно считать следующие положения:
- действительность понимается как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания;
- познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, на практике реализуются результаты познания.
Представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности, и отрицают саму возможность получения истинностного знания. Переход от содержания знания к объективной реальности невозможен; судить о реальности, запечатленной в знании, через него и из него нельзя. Впрочем, в философии последовательный агностицизм практически не реализуется, т.к. чтобы прийти к пониманию невозможности познания, необходимо предварительно развернуть познавательные акты .
Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Основные разновидности познания объективной реальности – это: 1) знание как информация об объективном мире природы и общества; 2) знание о внутреннем духовно-психическом мире человека; 3) знание о целях, задачах, программах преобразования природного и социально-культурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, философское и научное познание.
Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Его специфика состоит в том, что содержание связано с информацией, прежде всего, о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя и с элементами логики. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, личный опыт, закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а также интуитивные убеждения и предчувствия.
Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа.
Мифологическое познание играло значительную роль на начальном этапе становления человечества. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые представления о природе и человеке. Особенности мифа – метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в её гармонии и циклическом развитии.
Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного и мира человеческого. Религия, как и мифология, содержит в себе многие знания человечества, но не воспроизводит их систематически или теоретически. Важнейшей для неё является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному. Религиозное познание базируется на вере, сосредотачивает знание в культе.
Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука в процессах и явлениях изучает общее и необходимое, но так как общее существует только в единичном и через единичное, то случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связанность выражаемой в нём истины, а также системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях.
Философское познание своим основным компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.
Развитие познания определяется, в конечном итоге, потребностями общества в целом. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создаёт фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире.
СУРС (14.03)
Теория познания
Специфика познавательного отношения человека к миру
Дело гносеологии — построение общей теории познания. Она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности, и ищет общее в них.
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, об ее свойствах, отношениях, законах.
Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Разновидности знания:
а) знание как информация об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Поэтому становление и развитие познания необходимо рассматривать в связи с основными этапами антропосоциогенеза, важнейшими стадиями развития общества и культуры.
Классификация форм познания:
а) духовно-практическая форма познавательной деятельности появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека, эта форма познавательной деятельности реализуется в обыденном познании или здравом смысле;
б) духовно-теоретическая форма познавательной деятельности вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образованиях культуры.
Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют:
Мифологическое познание представляет собой фантастически-художественное постижение реальности.
Религиозное познание основано на вере в сверхъестественное, божественное начало мира.
Содержанием художественно-образного познания является эстетическое отношение человека к миру.
Философское познаниестремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. Философия отличается доказательностью, логической обоснованностью и аргументированностью.
Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинностного результата. Наука раскрывает внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Она постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления.
Вненаучное знание включает различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки.
К вненаучному относят знание, не соответствующее стандартным нормам научности: алхимия, магия, астрология, парапсихология, теология, натурфилософия.
В формах вненаучного знания содержатся ценные эвристические идеи, порой не укладывающиеся в существующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого.
Познавательная деятельность человека связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д.
Суть познавательного отношения человека к мирузаключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании. Этот вопрос получил название проблемы истины в познании.
Две важнейшие идеи, оказавшие воздействие на последующее развитие философских учений о познании:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в философии Платона (в его концепции познания как припоминания, анамнесиса);
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, разработанная Аристотелем.
Одним из центральных вопросов классической гносеологии является проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от решения этого вопроса в классической философии выделяется:
· гносеологический оптимизм (гностицизм);
Представители гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б.Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и другие), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению.
Впоследствии была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания (Энесидем, Секст Эмпирик).
В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма.
Круг проблем гносеологии включает в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и другие.
Специфика интерпретации проблем познания в гносеологии состоит в том, что они рассматриваются в контексте субъект-объектного отношения.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методологической дисциплины, изучающей феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.
Содержание
1 Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 4
1.1 Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира. 4
1.2 Классическая и постклассическая теория познания. Проблема субъекта и объекта познания. 8
1.3 Структура и основные характеристики познавательного процесса. 11
1.4 Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 17
2 Наука, ее когнитивный и социокультурный статус. 21
2.1 Понятие науки, ее специфика, исторические типы и функции. 21
2.2 Структура и динамика научного познания. 23
2.3 Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования. 26
2.4 Наука в системе социальных ценностей. 30
3 Список литературы. 31
Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания
Еще в глубокой древности люди задумывались над тем, как человек познает мир, что можно знать, что нет, каковы познавательные возможности человека, что такое истина и насколько истинное знание соответствует реальности. Все эти и многие другие вопросы осмысливаются философами в разделе философии, называемом гносеология (теория познания).
Познание — одно из отношений человека к миру, специфический вид духовной деятельности. Оно состоит в том, что человек пытается понять и объяснить мир таким, каков он есть на самом деле. Познание неразрывно связано с практической деятельностью. Воздействуя на природу и преобразуя ее в соответствии со своими целями, человек вырабатывает знания о ее свойствах и закономерностях, которые проверяются экспериментально и обосновываются теоретически.
Способом существования познания, как и сознания, являются знания человека, но в случае сознания акцент делается на наличное, уже достигнутое знание, а в случае познания - на процесс и механизм достижения и развития знаний.
Будучи воспроизведением действительности в виде знаний, познание стремится к адекватным, соответствующим действительности знаниям о мире. И в какой-то мере этой адекватности достигает. Если мы видим кошку или ощущаем вкус яблока, то зрительный и вкусовой образы, возникающие в мозгу, соответствуют отражаемым объектам. Другое дело, что полной адекватности образа и предмета достигнуть невозможно. Образ предмета и сам предмет отличаются по содержанию и по форме степенью их адекватности от уровня развития практики и науки, а также познавательных возможностей и способностей человека.
Итак, будучи адекватным отражением действительности, познание имеет относительный и обобщенный характер. Оно не представляет зеркального отражения. Познание — специфическая форма человеческой активности, вид духовной деятельности, суть которой в целенаправленном воспроизведении действительности в сознании человека, в поступательном движении к все более полному и глубокому знанию о мире.
Значительное место в познании занимает также художественное, мифологическое, религиозное знание [1, с. 442—448].
В качестве вывода по вопросу можно представить следующую схему.
художественное |
философское |
научное |
практическое |
религиозное |
мифологическое |
обыденное |
Среди концепций, решающих проблему познаваемости мира, можно выделить скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
Скептицизм исходит из невозможности однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира и выражает сомнение в соответствии знаний реальности.
Предшественниками скептиков были античные софисты: один из них, Протагор выдвинул три аргумента.
1 Все в мире изменяется, в том числе и человек, познающий мир.
2 Все в мире относительно, ибо существует не само по себе, а лишь в отношении к другому.
3 Все изменяется таким образом, что переходит в свою противоположность.
Идеи софистов были восприняты античными скептиками, для которых характерно не отрицание возможности познания, а лишь сомнение в его достоверности. Поскольку всякому суждению может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему, надо воздерживаться от решительных и окончательных высказываний. К скептицизму принадлежал Д. Юм, считавший, что наши знания происходят из опыта, и ничего кроме ощущений мы знать не можем; он выражает сомнение относительно реальности как объекта научного познания.
Природы внутреннюю суть
Познать бессилен род людской.
Он счастлив, если видит путь
К знакомству с внешней скорлупой.
Гносеологический оптимизм как учение о принципиальной возможности познания мира лежит в основании многих философских учений, как идеалистических, так и материалистических. Аристотель, Р. Декарт, Ф. Бекон, Т. Гоббс, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев и др. признавали объективную реальность в качестве источника знаний о мире, исходили из того, что процесс познания есть адекватное воспроизведение действительности в языковой или иной знаковой форме.
Современная гносеология основана на достижениях науки, техники и практической деятельности. Тот факт, что, опираясь на определенные знания, человек достигает желаемых результатов, осуществляет поставленные цели, свидетельствует о том, что знания соответствуют действительности, и мир познается в своих объективных свойствах и отношениях. Об адекватности знаний действительности можно судить по результатам научного эксперимента, успехам технического прогресса и т. д. Другое дело, что эта адекватность относительна и познавательно-значимая информация преобразуется в сознании в соответствии с возможностями и особенностями познающего субъекта.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.
В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его сущностные черты (основные свойства); 3) как оно возникло (генезис сознания); 4) каковы структура и субстрат сознания.
Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, определения его места и роли в мире. В истории философии сложились несколько вариантов ответа.
1. Субстанциализм(объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Индивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления. Истоки этого подхода уходят в античность (Платон, Аристотель), он господствует в классической философии Средневековья, Возрождения и Нового времени. Для древней философии характерен также метемпсихоз – учение о переселении душ. В современных эзотерических концепциях носителем сознания считается гипотетическое информационное поле космоса, а наши органы чувств и мозг – лишь антенны и приемник информации. В холотропной модели С. Грофа поле сознания бесконечно в пространстве и времени, включает весь опыт Вселенной, а мозг служит только его посредником.
2. Натуралистический функционализм. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и вульгарным материализмом XIX в., сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя в ощущениях. Функция эта действует автоматически и проявляется в химических реакциях мозга. Содержание сознания определяется составом пищи, например неграмотность и рабская приниженность народов колоний объясняется однообразной пищей и голодом.
3. Социокультурный функционализмберет начало в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания. Как целостнаяконцепция представлен в диалектико-материалистической философии. В ней была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания с практически-предметной деятельностью людей. В этой концепции сознание считается способностью высокоорганизованной материи – мозга общественно развитого человека – отражать объективный мир в индивидуальных субъективных образах и в коллективных формах общественного сознания.
5. Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.
Каждая из этих концепций делает акцент на определенных сущностных чертах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных структур (мозга как его материального носителя, чувственного опыта как генетически первичного уровня отражения действительности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого отражения). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обратил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании призвано синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.
Каковы сущностные черты сознания?Каждая эпоха имела свои представления об этом. Философы античности связь между миром и душой пытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект (причем как пассивное его восприятие). Другая же сторона – активная работа сознания, умение человека сосредоточить свое внимание на внутреннем мире - не была установлена. В культуре христианства произошло важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. В эпоху Нового времени на решение проблемы сознания оказало влияние мировоззрение антропоцентризма. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и предопределяет. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. В истории философии такое учение было названо идеализмом. Его историческая заслуга – обоснование внутренней активности сознания, но акцент делался на рассмотрении его познавательных возможностей (И. Кант, И. Фихте).
Социокультурный функционализм к сущностным чертам сознания относит:
1) общественно-исторический характер его формирования (пример Маугли – у младенца, выросшего среди животных, сознание не возникает);
2) его интенциональность, т.е. направленность на объект;
3) внутренняя активность, опережающий характер отражения (информационного взаимодействия), способность к творчеству и фантазии;
Читайте также: