Сухомлинский педагогические идеи шпора
В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.
Биография
В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец будущего педагога активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.
В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.
В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.
1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.
Гуманизм
Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.
Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В гуманистическом подходе к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.
Коллектив как важное звено в педагогическом процессе
Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.
Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.
Основа - народный опыт
Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.
Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.
Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.
Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.
Не учить, а развивать
Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.
Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.
В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.
Воспитание красотой
Это основа педагогической теории Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.
Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.
Родительский университет
Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.
Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.
Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.
Труд в педагогике
Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.
Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.
Основные работы
За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:
- "Сто советов учителю".
- "Сердце отдаю детям".
- "Как воспитать настоящего человека".
- "Родительская педагогика".
- "Письма к сыну".
- "Рождение гражданина".
В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.
Не только педагог, но и писатель
Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.
Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.
Имя Василия Сухомлинского знают все. Этот талантливый педагог всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании.
Принципы воспитания Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня.
Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.
Педагог настаивал на том, что детей надо учить общаться, объяснять, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. И этому должны учить родители своим примером с самого рождения.
Также Василий Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт непослушный ребёнок, то родителям стоит, в первую очередь, взглянуть на себя и понять, где они допустили ошибки.
Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Каждому ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, личный пример его родителей или значимых для него людей.
Педагог рассказывает о большой семье сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. Спустя много лет, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.
Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей и делать с ними уроки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Для правильного воспитания родителям достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, как относиться к близким, как поступать в тех или иных ситуациях.
Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача взрослых не ругать, а заметить и развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.
Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Сухомлинский был категорически против строгих наказаний. Если возникает желание наказать ребёнка, то это уже указывает на ошибки в воспитании.
С самого раннего детства родителям стоит учить ребёнка наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.
Сухомлинский рекомендовал делать уроки всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ребёнок делал домашнее задание один, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.
Родители не должны делать домашние задания за ребёнка, но необходимо проверять его.
Василий Сухомлинский советовал делать именно те уроки, которые задали сегодня, даже если завтра нет урока по этому предмету. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.
Мысли Василия Сухомлинского просты и в то же время очень ценны. Тот факт, что они до сих пор не потеряли своей актуальности, говорит о многом. Давайте прислушаемся к советам этого мудрого учителя и будем воспитывать успешных и счастливых детей.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности феномен Сухомлинского.
Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения -- идее добра.
Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Изменилась не только школа -- изменились учителя. Не секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.[15]
Но, вероятно, и это пройдет и во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими системами. Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты. И вот тогда опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, наверняка будет востребован. Ибо воспитание как таковое никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали те, кто учит детей с младенчества и до их выхода в самостоятельную жизнь.[11]
В этих словах весь Сухомлинский -- гуманист и педагог.
Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского:
¦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
¦ Дети с угнетенными чувствами -- это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
¦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.
¦ Годы детства -- это прежде всего воспитание сердца.
¦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.
¦ Семья -- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
¦ Если люди говорят плохое о твоих детях -- это значит, они говорят плохое о тебе.
¦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
¦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.
¦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным -- это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
¦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
¦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.[1]
Имея доступ в сказочный дворец, имя которому -- Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.[4]
Путь к профессии: У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи.[3] Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.[8]
Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.[13]
В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы -- создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, -- это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.[2]
Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма -- к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.
Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.[14]
В.А. Сухомлинский был выдающимся педагогом своего времени.
Первоочередным звеном его системы воспитания был ребенок с его активность, интересами и индивидуальными творческими способностями. В.А. Сухомлинский отмечал, что главная задача трудового коллектива состоит в создании благоприятных условий для личности. Также он отмечал, что воспитание состоит в развитии всего самого хорошего в ребенке как личности. В основе учебы, по мнению В.А. Сухомлинского, должны стоять уважение и любовь. Важно, чтобы ребенок получил в школе действительно нужные для него знания.
Все произведения В.А. Сухомлинского наполнены жизненным опытом. Благодаря им дети взрослеют и впитывают новые мысли, которыми в будущем они могут основывать в обыденной жизни. Простые жизненные истины, описанные В.А. Сухомлинским в своих произведениях помогают ребенку находить ответы. Благодаря его трудам ребенок оканчивающий младшую ступень школы уже имеет определенный жизненный опыт, который служит ему напутствием для дальнейшей жизни.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Родился Василий Александрович Внешне биография В.А.Сухомлинского мало, чем отличается от биографий многих его сверстников и современников.28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Сначала Сухомлинский подался, было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районо.Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
1. Нравственное воспитание детей
В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. “В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка”. Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с “помощью” учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал “детское незнание”. Месяц, полгода, год у ребенка “может что-то не получаться, но придет время - научиться”. Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники “не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности”. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть не - значительный на первый, на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков. Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок “ломается”, становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. “Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности”. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства. “Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем. переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”. И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть “абстрактного” коллектива без личностей. Василий Александрович писал: “Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы. Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников. - воспитывайте детей без наказаний”.
2. Павлышевская школа радости
3. Психологические взгляды Сухомлинского
В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В.А. Сухомлинский предстает, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику. При этом ссылаются на регулярно функционировавший в Павлышской школе психологический семинар, на котором директор и учителя выступали с докладами и рефератами по психологической тематике. В.А. Сухомлинский глубоко знал педагогическую психологию, был осведомлен о многих современных ее достижениях, часто цитировал известных психологов.
Не будучи профессиональным психологом, В.А. Сухомлинский в психологических разделах своих трудов„-- а они были рассчитаны на рядового учителя -- пользовался таким материалом, который хорошо известен широкому кругу, и, следовательно, не представлял нового слова в психологии, однако наряду с этим В.А. Сухомлинский предстает здесь и как незаурядный практический психолог, по-новому, творчески осмысливший и осветивший, на основе многолетних включенных наблюдений детской и педагогической психологии.
Ни один психолог не писал научных трудов о детях с такой горячей, страстной любовью к ним, с таким беспокойным и неукротимым стремлением проникнуть в их внутренний мир, уловить тончайшие особенности их душевной жизни с тем, чтобы защитить, оградить их от грубых, прямолинейных воздействий некоторых горе- воспитателей. Дети, напоминает нам В.А. Сухомлинский, живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени.
Выдающимся вкладом В.А. Сухомлинского в психологию старшего школьного возраста следует считать его тезис о психологической культуре как важнейшем элементе образования. Он полагал необходимым ввести преподавание практической психологии в учебный план средней школы В. А. Сухомлинский не только обосновал необходимость психологического просвещения школьников; он в этой области выступил в качестве непосредственного просветителя молодежи.
4. Педагогическое наследие А.В. Сухомлинского
Актуальность педагогического опыта Сухомлинского, в поддержке и развитие интереса детей к деятельности взрослых, стремление вызвать желание в собственной, доступной по возрасту деятельности подражать привлекательному взрослому. И в качестве отдаленной задачи -- способствовать зарождению морально ценного идеала личности. Важно, чтобы таким идеалом для ребенка становился взрослый человек, умеющий творчески и увлеченно трудиться и для себя, и для других людей.
Примечательно, что ребенок дошкольного возраста, еще не осознавая этого, видит во взрослом перспективу своего развития, ищет свой идеал. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с особенностями интеллектуально-нравственного развития подрастающего поколения. Ознакомление ребенка с творческой, изобретательской деятельностью помогает раскрыть такие качества личности, как целеустремленность и оптимизм в достижении целей, инициативность и понимание значимости результатов своей деятельности для себя и для других; развивает чувство уверенности в том, что я могу стать такой же творческой личностью, чувство собственного достоинства в решении поставленных задач; укрепляет веру в свои силы, веру в значимость самого творческого человека. Отсюда у ребенка старшего дошкольного возраста формируется адекватная самооценка как показатель нравственного развития.
Педагоги многих стран связывают с гуманистической педагогикой В.А.Сухомлинского, краеугольным камнем которой является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку.
Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профмастерства учителя, проблемы умственного, нравств., трудового, эстетич. и физич. воспитания). Он создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологич. подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
В 50-е гг. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским с.-х. труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетич. направленность форм и методов производств, деятельности.
В начале 60-х гг. центральной для Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования "мыслящих личностей" (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности.
В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Большое внимание Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельного, раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели "уроки мышления" среди природы. Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления ("Сердце отдаю детям", 1969г.)
Читайте также: