Типы и виды хора шпора
Основной целью хороведения является подготовка дирижеров к практической работе с хором. Содержание хороведения как учебного предмета составляют:
- Методические принципы организации хорового коллектива.
- Классификация певческих голосов.
- Методика работы дирижера над партитурой.
- Методика работы с хором.
Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело формы профессионального искусства. Таким образом, существуют два вида хоровой деятельности – профессиональный и любительский.
Хоровая деятельность профессионального коллектива осуществляется на постоянной основе (ежедневно), с привлечением специально обученных певцов. В деятельности профессиональных хоровых коллективов на особом месте стоят задачи музыкального просвещения и исполнительства. В конце XX века в России успешно функционировали многие профессиональные хоровые коллективы: Государственный академический хор имени А.В.Свешникова (рук. И.И. Раевский), Государственная академическая капелла России имени А.А.Юрлова (рук. С.Д. Гусев), Государственная академическая певческая капелла С.-Петербурга (рук. В.А. Чернушенко), Государственная академическая симфоническая капелла России (рук. В.К. Полянский) и др.
Любительские хоры состоят из певцов-непрофессионалов. Вся история хоровой культуры основана на деятельности таких самодеятельных хоров. Обычно качественный уровень этих хоров несколько ниже, чем хоров профессиональных.
В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления – академическое и народное. Существует несколько форм хорового исполнительства: камерный хор, ансамбль песни и пляски, хоровая студия, учебный хор, самодеятельный хор.
Тип хора определяется по составляющим группам певческих голосов. Певческие голоса делятся на три группы – женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным. Хор, объединяющий голоса разных групп, называется смешанным. Таким образом, в исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
В нотной записи хоровые партии объединяются общей скобкой – прямой акколадой. Акколада и количество строк в нотной системе определяют вид хора. Таким образом, под термином вид хора подразумевается характеристика коллектива или произведения по количеству самостоятельных хоровых партий. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трехголосные и более.
Иногда хор может быть разделен на две или три части, каждая из которых исполняет относительно самостоятельную партию. Такие хоры называются соответственно двойные и тройные (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д.С. Бортнянский). Чаще всего такие хоры встречаются в операх.
По количеству певцов, составляющих хор, различают малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав хора в значительной степени ориентирован репертуаром. При определенных условиях могут быть созданы массовые хоры в несколько сотен и даже тысяч человек. Как правило, такие огромные хоровые массивы образуются для разового выступления по случаю какого-либо праздника или события.
Певческие голоса различаются, прежде всего, по тембру звучания и высоте исполнения звуков. Условно они делятся на высокие, средние и низкие.
Каждый певческий голос делится на лирический, драматический, лирико-драматический (драматическое сопрано, лирический бас, лирико-драматический тенор и др.).
Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия. Хоровая партия представляет собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в своих общих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Минимальное количество певцов в хоровой партии – 3 человека. Это связано с применением цепного дыхания: когда один из певцов берет дыхание – поют двое (два певца об-разуют ансамбль, один выступает как солист).
Каждая хоровая партия имеет определенный диапазон или звуковой объем. Различают общий диапазон и рабочий диапазон. В рабочий диапазон, составляющий часть общего, входят звуки, наиболее удобные для голосов данной хоровой партии и поэтому наиболее употребительные.
Группа детских голосов (дисканты, альты)
Дискант нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон – до первой – соль(ля) второй октавы. Рабочий диапазон – фа первой – фа второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: соль(ля) малой – фа второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.
Группа женских голосов (сопрано, альты)
Сопрано нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: ля малой (до) первой – до третьей октавы. Рабочий диапазон: фа (соль) первой – фа (соль) второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: фа(соль) малой – фа(соль) второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.
Группа мужских голосов (тенора, басы)
Тенор нотируется в скрипичном ключе октавой выше фактического звучания в четырёхстрочной хоровой партитуре. Тенор нотируется в басовом ключе в соответствии с реальным звучанием в двухстрочной хоровой партитуре.
Общий диапазон тенора ля (си-бемоль) большой октавы – си первой октавы (до второй октавы). Рабочий диапазон: фа малой октавы – фа (соль) первой октавы.
Бас нотируется в басовом ключе.
Общий диапазон: ля (ля-бемоль) контроктавы – ми (фа) первой октавы. Рабочий диапазон: соль (ля) большой октавы – до (ре) первой октавы.
Тесситурой называется часть звукоряда общего диапазона хоровой партии, наиболее использованная в данном произведении или на отдельном его отрезке. При пении в рабочем диапазоне достижение ансамбля не является сложным. Пение в регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона, даётся более трудно. Ансамбль достигается легче, если все хоровые партии поставлены примерно в одинаковые тесситурные условия. Со стороны использования тесситурных условий ансамбль хора может иметь два вида.
- Ансамбль, при котором все хоровые голоса находятся в равных тесситурных условиях, называется естественным.
- Ансамбль, при котором хоровые голоса находятся в разных тесситурных условиях, называется искусственным.
Ансамбль хора – это понятие более объемное, нежели просто тембровое и динамическое равновесие в звучности отдельных голосов в партии и партий в хоре. Ансамбль хора является совокупностью частных ансамблей:
- ансамбль интонационный;
- ансамбль строя;
- ансамбль тембровый;
- ансамбль динамический;
- ансамбль метро-ритмический;
- ансамбль агогический;
- ансамбль дикционно-орфоэпический;
- ансамбль тесситурный;
- ансамбль фактур изложения.
С нарушением одного их частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.
В заключение необходимо отметить, что вся эта технологическая сторона ансамбля есть лишь его внешнее проявление, и без передачи художественной, внутренней стороны исполнение произведения будет просто формальным. В творческо-исполнительском процессе важно раскрыть внутреннюю сущность произведения, найти и передать заложенные в нём музыкально-звуковые образы. Исполнение произведения – это творческая интерпретация замысла композитора.
Строй хора – это чистота интонирования в пении. Строй хора делится на строй мелодический – горизонтальный, то есть строй хоровой партии, и строй гармонический – вертикальный, т.е. общехоровой.
При пении a cappella, которое является высшей формой хорового исполнительства, выработался ряд практических указаний на способы интонирования отдельных интервалов, а также звукорядов мажора и минора.
- Чистые интервалы интонируются устойчиво.
- Большие интервалы интонируются по способу одностороннего расширения.
- Малые интервалы интонируются по способу одностороннего сжатия.
- Увеличенные интервалы интонируются очень широко.
- Уменьшенные интервалы интонируются очень тесно.
Чистота интонирования в пении зависит еще от целого ряда причин, в ряду которых:
- Метроритмическая структура и степень ее сложности. Чем сложнее ритмическое движение, тем сложнее интонирование.
- Голосоведение. Чем плавнее голосоведение, тем легче интонировать.
- Темп. Спокойный темп удобнее, нежели быстрый.
- Гармоническая структура изложения. Чем проще гармонический язык, тем легче интонировать.
- Тесситурные условия.
На степень трудности хорового строя может влиять дикция, дыхание (короткое или длинное, быстрота перемены дыхания), вид хорового ансамбля (естественный или искусственный), даже выбор тональности.
Для пения в хоре нужен не только голос и слух. Певец должен владеть так называемой вокальной исполнительской техникой, то есть вокальной культурой. Под вокальной культурой следует понимать следующее: умение свободно распоряжаться своими голосовыми данными, умение прикрывать звук, иметь хорошую дикцию, а главное – быть музыкально грамотным, то есть уметь свободно и чисто петь интервалы, иметь развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля, обладать чувством ритма, уметь слышать музыку всего исполняемого произведения.
Диапазон профессионального голоса приблизительно равен двум октавам. Певец, хорошо владеющий своим голосом, поет ровно во всем диапазоне. Женский голос имеет три регистра: нижний (грудной), средний (медиум) и верхний (головной). Мужской голос имеет два регистра: грудной и головной (фальцет). При переходе из одного регистра в другой есть так называемые переходные ноты, особенно трудные для исполнения.
Важнейшее значение в пении имеет дыхание. Певческое дыхание регулируется сознанием поющего. Существуют различные типы дыхания: ключичное, грудное, брюшное и смешанное. Основными типами певческого дыхания является грудное и грудобрюшное. Основным требованием получения добротного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его.
Существенным элементом исполнительской техники певца является чистота интонации, которую регулирует и контролирует слух. Развитие и воспитание слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Слух бывает внешний и внутренний. Внешний слух – это способность различать и воспроизводить голосом слышимые тоны. Внутренний слух заключается в способности слышать всю музыкальную ткань данного произведения. Хорошо развитый внутренний слух обеспечивает беглость чтения нот. А это – показатель грамотности певца.
Может вызвать определенную трудность достижение метроритмического ансамбля в хоре. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. Иногда певцы хора недостаточно внимательно относятся к необходимости выдерживания единого темпа от начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescеndo c accelerando, diminuendo c rallentando.
При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. При пении гласных на длительных звуках нужно следить, чтобы форма построения рта не менялась на протяжении звучания и один гласный не переходил в какой-нибудь другой. Единообразие в произношении гласных у певцов хора – первое и важнейшее условие достижения звукового ансамбля.
Нужно обратить внимание на соотношение музыкальных и поэтических фраз. В хоровых произведениях встречаются случаи, когда поэтическая фраза может состоять из нескольких музыкальных, то есть разделена паузами, или две поэтические фразы соединены в одну музыкальную.
Хор, как певческий коллектив, имеет свою специфику организации труда певцов. Правильная организация учебно-воспитательного процесса обеспечивается рядом условий: соответствующим помещением, определенным расписанием занятий (дни, часы), правильным размещением певцов во время репетиций и концертов. Необходимо с первых занятий наладить посещаемость, определить порядок пользования нотным материалом и установить способы его хранения, следует оказывать помощь в овладении репертуаром новым членам коллектива, решить вопрос о внешнем виде и форме одежды певцов хора при проведении концертов.
При зачислении в коллектив каждый кандидат должен пройти прослушивание для того, чтобы определить качество голоса и, соответственно, принадлежность к той или иной хоровой партии.
Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка исполнителей определенных партий во время репетиций и концертов, привычная как для руководителя, так и для певцов. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, так как при этом достигается наиболее концентрированное звучание:
Справа от дирижера размещаются альты и басы, слева – сопрано и тенора. (Справа – низкие голоса, слева – высокие). Каждый последующий ряд певцов должен стоять выше впереди стоящего или в шахматном порядке. В противном случае певцы второго ряда будут петь в затылки впереди стоящих, что ухудшает звучание. У каждого певца должна быть своя папка с партиями. На каждое занятие певец хора обязан приносить все партии. Перед концертом дирижер заранее объявляет какие произведения и в каком порядке будут исполняться.
Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.
Различные варианты расположения хорового коллектива.
Терминология по теме:
Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).
Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.
Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.
Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.
Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.
Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.
Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
7. Строй в хоре.
Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.
Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.
Терминология по теме:
Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.
Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.
Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.
Ансамбль в хоре.
Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.
Терминология по теме:
Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.
Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.
Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.
Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.
Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.
Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.
Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).
Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.
Полифония– вид многоголосия, в котором голоса развиваются самостоятельно
Думаете, хоровой коллектив исполняет либо народные, либо церковные песни и состоит непременно из сотни певцов? Это – заблуждение! Типов и видов хоров - множество. Они отличаются по половозрастному составу, по количеству голосов, участников и по манере, стилю исполнения. За гармоничным и эмоциональным звучанием хорового коллектива стоят месяцы и годы усердной работы. Но фундамент успеха закладывается в начале, при формировании хора – это гармоничный состав, соответствующий правилам построения хора.
Половозрастной состав участников определяет типы хоров.
Младший хор состоит из учеников 1-3 класса. Репертуар подбирается несложный (народные песни, детские песни) для того, чтобы добиться унисонного звучания. В таком хоре дети учатся понимать жесты дирижера, вырабатывают реакцию на них. Младший хор звучит звонко и негромко, поскольку диапазон такого коллектива ограничен пределами первой и началом второй октавы.
В среднем хоре участвуют ученики 5-9 классов. Цель занятий среднего хора – добиться развитого двухголосия и научиться петь несложные трехголосные музыкальные произведения. Средний хор исполняет репертуар посложнее, чем младший, и поёт насыщеннее.
Ученики 8-11 классов составляют старший хор. Выделяют две разновидности: однородный и смешанный. В однородном участвуют девочки и мальчики (до мутации голоса), В смешанном хоре – девочки и мальчики (после мутации голоса). В смешанном хоре пока еще нет полноценных теноров и басов, но голоса мальчиков украшают произведение характерной окраской.
Хор плодотворно влияет на развитие музыкального слуха и чувство ритма, поэтому входит в обязательную программу в музыкальных школах. Хоровые коллективы образуются и среди детей, и среди взрослых певцов.
Из взрослых исполнителей формируют хора по половому признаку. В женском хоре поют первые и вторые сопрано, первые и вторые альты. Мужской хор – это тенора и басы, подразделяются на первые и вторые голоса. В смешанном хоре поют женщины (сопрано и альты) и мужчины (тенора и басы), иногда делая разделение на первые голоса и вторые.
По числу отдельных партий выделяют виды хоровых коллективов. Если звучит одна партия (как в младшем хоре), то это – одноголосный хор. Если в хоре звучат две, три, четыре или пять партий – такие коллективы называются двухголосными, трехголосными, четырехголосными, пятиголосными соответственно. В каждой партии поют не менее трех участников: хористам комфортно петь и исполнение получается непрерывным.
Хоровые коллективы различаются и по количеству участников. Наименьшее число участников хора - 12 человек. Такой хор называется вокально-хоровым ансамблем, в котором поёт от 12 до 20 человек. Если в хоре от 20 до 30-50 человек, то это камерный хор. У камерного хора исполнение детализированное, он легко меняет динамику и ритм. В среднем хоре задействовано от 40 до 60 певцов. Чаще встречаются среди женских, детских, и юношеских хоров самодеятельности. Если в хоре 60 участников и больше, то это большой хор. Не организовывают солирующие коллективы с количеством певцов, превышающим сто человек: при таком количестве людей сложно добиться ритмической гибкости, подвижности. По праздникам и на парады в сводный хор собирается от ста до тысячи человек, решая иные, чем у солирующего хора, задачи.
Помимо этого, различают хоровые коллективы и с точки зрения стиля исполнения: академические, эстрадно-джазовые, фольклорные. Они отличаются манерой пения и репертуаром.
Занятия в хоре полезны с точки зрения музыкального развития, а ещё заряжают энергией и позитивом! Приходите на занятия в хоре в музыкальную школу МузШок!
Ответ
Ответ:
Объяснение:
1. женские, мужские, детские, смешанные. смешанный хор
2. Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас.
- Комментарии
- Отметить нарушение
Ответ
Ответ:
1)Виды хоров: Хоры разделяются на однородные и смешанные (тип хора).
- К однородным относятся детские, женские и мужские хоры.
В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса - альты.
В однородном женском хоре к партии верхнего голоса относятся сопрано, к партии нижнего голоса - альты.
В однородном мужском хоре к партии верхнего голоса относятся тенора, к партии нижнего голоса - басы. Однородные хоры в клиросной практике присутствуют преимущественно в женских и мужских монастырях, в учебных заведениях - семинариях, духовных училищах, воскресных школах.
Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным. Каждая хоровая партия может разделяться на два (реже более) голоса. Такое разделение называется divisi (дивизи).
Самостоятельное (постоянное) разделение хоровой партии требует отдельного нотоносца. В зависимости от того, сколько голосов имеет партитура, хор может быть одноголосным, двух-, трех-, четырех- и многоголосным. Такое разделение называется - вид хора. Например: Мужской однородный хор может петь:
· в один голос, т.е. в унисон (например - Догматики знаменного распева);
· в два голоса, когда тенора и басы имеют самостоятельные партии;
· в три голоса: ТI, TII, Б;
· в четыре голоса: ТI, TII, БI, БII.
Инструмент человеческий это - голосовые связки, дыхательный аппарат, мускульная сила организма, психика и нервная система, которые служат средством для выработки и постоянного развития мастерства владения этим сложнейшим, иногда капризным инструментом, зависящим от многих причин морального, психологического, физического порядка и состояния нервной системы человека.
Этими и многими другими причинами определяются особенность, сложность и все трудности профессионально-технической организации работы с хором.
2)Виды певческих голосов. Тембр, или окраска, — важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам — обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны "надставной трубы").
При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов.
К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса.
Бас — самый низкий мужской голос с диапазоном от F ("фа" большой октавы) до f1 ("фа" первой октавы). Он подразделяется на два подвида — низкий, или центральный бас (basso profundo) и высокий, или певучий бас (basso contante).
- Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Пример: партия "Кончака" в опере А. П. Бородина "Князь Игорь" в исполнении М. Д. Михайлова.
- Basso contante более подвижен, у него звучные верхние ноты, яркий центральный участок диапазона. Примеры: партии Ивана Сусанина в опере "Жизнь за царя" М. И. Глинки, Гремина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин", Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского.
- Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А ("ля" большой октавы) до а1 ("ля" первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический.
Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких. Примеры: партии Жермона в "Травиате" Дж. Верди, Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберта в "Иоланте" П. И. Чайковского. Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от c ("до" малой октавы) до с-2 ("до" второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический.
Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Примеры: партии Альмавивы в опере "Севильский цирюльник" Дж. Россини, Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин", Дубровского в одноименной опере Э. Ф. Направника.
Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара. Однако вряд ли оправдано такое выделение: ведь хороший певец-тенор обычно не замыкается в рамках узкого диапазона и определенного характера партий, он способен петь весь теноровый репертуар.
Женские певческие голоса подразделяются на несколько видов: контральто, сопрано. ..
Контральто — самый низкий из женских голосов, его диапазон f ("фа" малой октавы) — f2 ("фа" второй октавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос. Примеры: партии Вани в опере "Иван Сусанин" М. И. Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Зибеля в "Фаусте" Ш. Гуною.
Сопрано — самый высокий женский голос с диапазоном с1 ("до" первой октавы) — с3 ("до" третьей октавы). Его основные подвиды: драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.
ГЛАВА 1. ТИПЫ ХОРА —ОДНОРОДНЫЕ и СМЕШАННЫЕ
И ВИДЫ ХОРА — ОДНОГОЛОСНЫЕ, ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- и МНОГОГОЛОСНЫЕ
О типах хора - какие бывают хоры
§ 1. ОДНОРОДНЫЙ И СМЕШАННЫЙ ХОР. ХОРОВАЯ ПАРТИЯ
Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения.
В хоре должно быть соблюдено количественное и качественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач.
Хоры разделяются на однородные и смешанные. К однородным относятся детские, женские и мужские хоры; к смешанным относятся хоры, в состав которых входят женские (или детские) и мужские голоса.
Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.
Каждый из однородных хоров имеет в своем составе две основные хоровые партии: партию верхних голосов и партию нижних голосов. В детском хоре партию верхних голосов составляют дисканты, партию нижних — альты. В женском хоре партию верхних голосов составляют сопрано, партию нижних — альты (меццо-сопрано, альт и контральто).
В мужском хоре партию верхних голосов образуют тенора, нижних — басы (баритоны, басы и октависты).
§ 2. РАЗДЕЛЕНИЕ —divisi-ХОРОВЫХ ПАРТИЙ
§ 3. СОСТАВ ОДНОРОДНЫХ ХОРОВ
Рассмотрим основные составы однородных хоров, не касаясь пока вопроса о количестве поющих в том или ином составе.
Трехголосный женский хор, в зависимости от того или иного разделения голосов, может иметь два различных состава:
а) Сопрано первые, сопрано вторые и альты.
б) Сопрано, альты первые и альты вторые.
Не разбирая всех возможных комбинаций, укажем два случая, в которых композитор прибегает к разделению женского хора на шесть и семь голосов:
ХОР ДЕВИЦ ЦАРСТВА ПОДВОДНОГО из оперы „САДКО " Н. Римский-Корсаков
ПОЕЗД ОВСЕНЯ И КОЛЯДЫ из оперы .„НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ" Н. Римский-Корсаков
§ 4. СМЕШАННЫЙ ХОР
А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.
В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов
Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.
1. (С 1 +С 2 )+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2 )+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2 )
1. (С 1 +С 2 ) + (А 1 +А 2 )+Т+Б
2. (С 1 +С 2 )+А+(Т 1 +Т 2 )+Б
3. (С 1 +С 2 )+А+Т+ (Б 1 +Б 2 )
4. С+(А 1 +А 2 )+(Т 1 +Т 2 )+Б
5. C+(A 1 +A 2 )+T+(Б 1 +Б 2 )
6. C+A+(T 1 +T 2 ) + (Б 1 +Б 2 )
1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2 )+(Т 1 +Т 2 )+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2 )+(Б 1 +Б 2 )
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2 )+(Б 1 +Б 2 )
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2 )+Т+(Б 1 +Б 2 )
(С 1 +С 2 )+(А 1 +А 2 )+(Т 1 +Т 2 )+(Б 1 +Б 2 )
Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.
В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.
Читайте также: