Языковые средства выразительности шпора
В речи – и устной, и письменной – широко используются изобразительно-выразительные средства, чтобы наша речь была богатой, образной, понятной любому слушателю или читателю.
Следует различать лексические и синтаксические средства выразительности.
Лексические средства – это лексические группы слов и тропы. Синтаксические средства – это фигуры речи.
ТРОПЫ – слова и выражения, основанные на переносном значении слов.
- Метафора – перенос свойств с одного предмета (явления) на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно скрытое, нет сравнительных союзов.
Например: Под голубыми небесами / Великолепными коврами , / Блестя на солнце, снег лежит (А. С. Пушкин) (лежащий снег сравнивается с великолепным ковром). Улыбкой ясною природа / сквозь сон встречает утро года (А. С. Пушкин) (утро – пробуждение, начало, возрождение; утро года = весна). Какая грусть! Конец аллеи / Опять с утра исчез в пыли, / Опять серебряные змеи / Через сугробы поползли (А. А. Фет) (серебряные змеи = позёмка, вьюга).
- Сравнение – сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Используются союзы как, точно, словно, будто, сравнительная степень прилагательного или наречия.
Например: Луна, как бледное пятно , / сквозь тучи мрачные желтела (А. С. Пушкин). И мы , сплетясь как пара змей , / Обнявшись крепче двух друзе й… (М. Ю. Лермонтов).
- Олицетворение – наделение предметов, явлений природы, абстрактных понятий качествами, эмоциями, действиями человека.
Например: И звезда с звездою говорит (М. Ю. Лермонтов). Вечор, ты помнишь, / вьюга злилась , / На мутном небе / мгла носилась (А. С. Пушкин).
- Эпитет – образное художественное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?. Чаще всего выражено именем прилагательным или причастием.
Например: Сколько там было кудрявых берёз… (Н. А. Некрасов). Гремят раскаты молодые … (Ф. И. Тютчев). В ушах оглохших пароходов / Горели серьги якорей (В. В. Маяковский).
- Гипербола – художественное преувеличение размеров, силы, действия описываемого предмета, явления или человека, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие.
Например: Я тебе тысячу раз напоминал об этом! Устал до смерти (из речи). Рот величиною в арку главного штаба ; шаровары шириною с Чёрное море (Н. В. Гоголь.)
- Литота – художественное преуменьшение размеров, силы, действия описываемого предмета, явления или человека, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие.
Например: Я зашёл на минутку . Он находится буквально в двух шагах от дома (из речи). Мальчик-с-пальчик (из фольклора). Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ! (А. С. Грибоедов).
Например: Бумаги подождут – бумаги в значении документы, так как документы пишутся на бумаге, читаю Толстог о – имя автора в значении его произведения, голова прошла – название части тела в значении физического недомогания, Бразилия выиграла у Испании – название стран в значении спортивных команд (из речи).
Театр уж полон, ложи блещут, / Партер и кресла – всё кипит (А. С. Пушкин) – название места действия в значении людей, находящихся в этом месте. И снова переулком – сапоги , и птицы ошалелые летят…(Б. Окуджава) – название детали одежды в значении людей.
- Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.
- Перифраза – описательное выражение предмета или явления по какому-либо его свойству или признаку. Используется, чтобы избежать повторов в тексте.
- Ирония – скрытая насмешка, употребление слова или выражения в обратном буквальному смысле.
Например: Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода , поссорились между собой (Н. В. Гоголь) – о двух главных персонажах, недалёких, низких, бесчестных людях. А наше солнышко? Наш клад? / На лбу написано: Театр и Маскарад,/ Дом зеленью раскрашен в виде рощи, / Сам толст, его артисты тощи (А. С. Грибоедов) – об одном из персонажей светской Москвы.
- Аллегория – букв. иносказание, выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах, одно явление изображается и характеризуется через другое: богиня Фемида с весами в руке – аллегория правосудия; чаша и змея, обвившаяся вокруг неё, – аллегория врачевания, медицины. Аллегория часто используется в баснях, притчах.
Например: Перекуём мечи на орала – аллегорический призыв к миру.
Прекрасен царскосельский сад, / Где, льва сразив, почил орёл России мощной, / На лоне мира и отрад (А. С. Пушкин) – лев – аллегорический образ Швеции, проигравшей России войну..
Также к лексическим средствам относятся лексические группы слов :
- Синонимы – близкие по смыслу слова. Контекстные синонимы – приобретающие близость в значении в данном конкретном тексте.
Например: огромный, громадный, великий, грандиозный и др.; скоро, вскорости, на днях, не сегодня-завтра, в недалёком будущем.
- Антонимы – противоположные по смыслу слова. Контекстные антонимы – приобретающие противоположное значение в данном конкретном тексте.
Например: холодный – горячий, добрый – злой; свежий (хлеб) – чёрствый (бублик).
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Например: на краю света (=далеко), зуб на зуб не попадает (=замёрз), делать из мухи слона (=преувеличивать).
- Архаизмы – устаревшие слова, вместо которых в языке употребляются новые.
Например: околоток (=участок), ежели (=если), очи (=глаза).
- Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли понятия и явления, которые они обозначали. Часто используются в исторической литературе.
Например: алтын, вече, камзол, обер-прокурор.
- Диалектизмы – слова, распространённые в языке на определённой территории, чаще в сельской местности.
Например: баить (сев.) – гута(о)рить (южн.) = говорить; кочет (=петух), воркунок (=бубенчик), шибко (=сильно), кондовый (=крепкий).
К лексическим средствам можно отнести слова из разговорной лексики (просадить деньги, лайкнуть фотку), слэнговой (кореш, ботан, препод), научной (различные термины).
ФИГУРЫ РЕЧИ – синтаксические конструкции, придающие речи богатство, разнообразие и выразительность.
- Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто создаётся с помощью антонимов (в том числе контекстных).
Например: Белую работу / делает белый , / чёрную работу – / чёрный (В. В. Маяковский). Они сошлись. Вода и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин).
- Градация – расположение однородных членов по нарастанию смыслового или эмоционального значения (восходящая) или убыванию (нисходящая).
Например: Не жалею, не зову, не плачу … (С. Есенин). Никто не даст нам избавленья: / Ни бог, ни царь и ни герой (В. Граевский). Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные (Б. Пастернак).
- Анафора – повторение одних и тех же или сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (единоначатие).
Например: Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет! / В заколдованной области плача, / В тайне смеха - позорного нет! / Принимаю бессонные споры, / Утро в завесах темных окна, / Чтоб мои воспаленные взоры / Раздражала, пьянила весна! / Принимаю пустынные веси! / И колодцы земных городов! / Осветленный простор поднебесий / И томления рабьих трудов! (А. Блок).
- Эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих предложений.
Например: Когда подымет океан / Вокруг меня валы ревучи,/ Когда грозою грянут тучи, / Храни меня, мой талисман . / В уединенье чуждых стран, / На лоне скучного покоя, / В тревоге пламенного боя / Храни меня, мой талисман (А. С. Пушкин). Лес не тот! Куст не тот ! Дрозд не тот ! (М. Цветаева).
- Оксюморон – контрастное соединение слов, противоположных по смыслу.
Например: Мёртвые души (Н. В. Гоголь), Живой труп (Л. Н. Толстой) – названия произведений. Плохой хороший человек (А. П. Чехов) – автор об одном из своих героев. Счастливый неудачник (Ю. Трифонов) – автор о герое романа. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Ю. Лермонтов).
- Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения на несколько частей с помощью точек, восклицательных знаков.
Например: Когда избавит нас творец / От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов). Но горы близко. Снег на них. / Мы время проведём / У печки. В Имеретии. Зимою. / Как в Переделкине, как под Москвою (В. Инбер).
- Эллипсис – пропуск слов (чаще всего сказуемых-глаголов), придающий речи динамизм.
Например: Офицер – из пистолета, Тёркин – в мягкое штыком (А. Твардовский). Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки (А. Н. Толстой).
- Инверсия – необычный порядок слов в предложении.
Например: Швейцара мимо он стрелой / Взлетал по мраморным ступеням. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А. С. Пушкин).
- Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоционального воздействия, подчёркивания важнейшей мысли.
Например: О, весна без конца и без краю – / Без конца и без краю мечта! (А. Блок). Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели (Ю. Казаков).
- Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое строение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Например: Не ветер бушует над бором. / Не с гор побежали ручьи (Н. А. Некрасов). Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д. С. Лихачёв).
- Риторический вопрос – вопрос, заданный для того, чтобы привлечь внимание к какому-либо явлению, предмету, и не подразумевающий ответа.
Например: Какой русский не любит быстрой езды? (Н. В. Гоголь). Мечты, мечты, / Где ваша сладость? (А. С. Пушкин).
- Риторическое обращение – эмоциональное обращение к неодушевлённым объектам или к людям, непосредственно не участвующим в общении.
Например: Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А. П. Чехов). О Волга. колыбель моя! (Н. А. Некрасов).
- Вопросно-ответная форма текста – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы для усиления эмоционального воздействия.
- Однородные члены предложения – перечисление однотипных действий, предметов, признаков для увеличения объёма информации и усиления эмоционального воздействия.
Например: А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса (А. И. Солженицын). Конечно же, надо и знать , и любить , и беречь свою землю (В. Песков).
Ещё к языковым художественным средствам относится ЗВУКОПИСЬ – игра звуками для усиления выразительности. Чаще используется в поэзии.
Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.
Например: М е ло, м е ло по всей з е мл е , / Во вс е пр е д е лы. / Св е ча гор е ла на стол е , / Св е ча гор е ла (Б. Пастернак).
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
Например: Люблю гр озу в начале мая, / Когда весенний пе р вый гр ом, / Как бы р езвяся и и гр ая, / Гр охочет в небе голубом (Ф. И. Тютчев).
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 26. Языковые средства выразительности.
Задание № 26. Языковые средства выразительности.
Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.
Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.
Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.
Шаг 1 .
Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.
Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.
Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.
Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.
Примеры.
Фемида( женщина с весами) – правосудие.
Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.
Пример.
Пример.
Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.
Пример.
Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.
Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.
Пример.
Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).
Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:
1.между предметом и материалом
2.между содержимом и содержащим.
3.между действием и орудием действия.
4.между автором и его произведением.
5.Между местом и людьми, там находящимися.
Примеры.
1.Не то на серебре- на золоте едал ( А.Грибоедов).
2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.
3.Перо его дышит местью.
4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.
Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.
Пример.
Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.
Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).
Примеры:
Пуще всего береги копейку
Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Пример.
Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть .
Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.
Примеры.
Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..
Кругом трава так весело цвела.
…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом
Шаг 2.
Типы слов по смыслу
Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).
Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.
Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.
Синонимы данных слов вне текста:
Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.
Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.
Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).
Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.
Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.
Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).
Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).
Типы слов по сфере употребления
Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)
Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).
Термины – названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)
Жаргонизмы- это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;
Типы слов по происхождению
Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).
Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).
Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.
Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )
Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).
Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).
Типы слов по сферам употребления
Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)
Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом , публицистическом стиле( например: декларативный, исчислять, конъюктура)
Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении
( хвастунишка, читалка, задира.)
Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :
-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
- нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
- вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.
Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).
Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .
С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
- разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться
- книжные : яблоко раздора, звёздный час
Шаг 3.
Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.
Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Фигуры речи
Определения.
Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Пример.
Не напрасно дули ветры,
Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.
Пример.
Правда твоя – это наша правда, Родина!
Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
Живые и мёртвые.
Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.
Пример.
Пришёл, увидел, победил!
Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение .Обстоятельство имеет разное положение в предложении.
Жили-были дед да баба.
Пришёл я однажды в школу.
Швейцара мимо он стрелой
Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Примеры.
Сходное построение предложений в синтаксическом плане.
Пример.
Молодым везде у нас дорога,
От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.
Примеры.
Пишущий эти строки (я).
Туманный Альбион ( Англия.)
Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам.
Я сама… Но, впрочем, даром
Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.
Пример.
Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.
Пример.
Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.
Пример.
Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.
Пример.
Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.
Пример.
Шаг 4.
Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.
Определения
Примеры
Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.
Пример.
Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное
Пример.
Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.
Пример.
Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.
Пример.
Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т . Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.
Пример.
Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.
Примеры.
Милосердие - удивительное свойств души человека!
Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.
Пример.
Пользуйтесь подсказками.
Рассмотрим пример.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
5) просторечная лексика
6) ряды однородных членов
7) вопросно-ответная форма изложения
8) общественно-политическая лексика
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
ПОЯСНЕНИЕ.
А) Приём-7 ( вопрос-ответ).
(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
Б) Ответ-6, ряды однородных членов.
(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.
(13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.
В) Антонимы-3.
Ответ: 7638.
Алгоритм выполнения задания № 26.
Языковые средства выразительности.
- Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
- Чётко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
- Внимательно читайте задание. В нём часто уже бывает подсказка.
- Если надо найти ТРОПЫ, выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле.
- Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
- Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
- Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
- Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.
Таков алгоритм выполнения задания № 26.
В помощь при анализе стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические средства выразительности (тропы)
Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
Парус одинокий;весёлый ветер;болтушка сорока;жадно всматривается.
Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется
посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется
в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что
Как море бесшумное, волнуется все войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов
Летят алмазные фонтаны/
С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);
Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
Замена одного слова другим, смежным по значению.
Эй ты, шляпа! (человек в шляпе)
Читая Булгакова… (его книги)
Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот
Каждую копейку в дом несет (деньги);
И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия)
Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости
Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому
Такой ты умный! (=глупый)
Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
В сто сорок солнц закат пылал
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора
Лев = царь зверей
Нефть = черное золото
Утро года = весна
1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
2) Останкинская игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
Слова, имеющие противоположенные значения
Коварство и любовь;
Белей лишь блеск, чернее тень.
Устаревшее слово или оборот речи
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим Наперепутье мне явился.
Слово или оборот бытующие в определённой
местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм)
Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить
Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений
Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий
Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор
Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы
Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3.
Эта таблица поможет выполнить одно из экзаменационных заданий.
Средства выразительности речи.
может пригодиться для оформления кабинета, можно использовать как дидактический материал.
В таблице представлен материал о роли изобразительно - выразительных средств языка в тексте.
В таблице языковые средства выразительности распределы по блокам (лексические, синтаксические, тропы, приёмы, формы речи)Данная таблица поможет учащимся правильно выполнить 26 задание ЕГЭ по русскому .
Читайте также: