Чем юрта отличается от чума
Очередное сравнение и поиск истины. Натолкнулся на спор о том, что же лучше юрта или чум. Приводилось множество плюсов и минусов обоих типов жилища. Как я не устаю говорить, правы все, по своему. Дело в том, что у каждого типа жилища есть свои плюсы и минусы. А так же эти два типа жилища появились в разных местах и призваны решать несколько разные задачи. Если бы то или иное жилище имело бы неоспоримые качества во всём, то один из их видов исчез. Либо постепенно выродился бы в другой тип жилища. Начну с наиболее подходящей для коммерческого туризма жилья это юрта.
Wikipedia
Для примера посмотрим на киргизскую юрту. Что же первоначально бросается в глаза и привлекает внимание городского жителя?
- Вертикальные стены,
- надёжность конструкции,
- прочная дверь,
- возможность нарядного раскраса,
- большая площадь жизненного пространства.
Для городского туриста жить в юрте значительно приятнее чем в чуме из-за определённой степени психологического восприятия окружающего мира. А, что же видит тот же выживальщик или группа кочевников при взгляде на юрту?
- Высокая скорость монтажа/демонтажа,
- малый вес (больше чем у чума),
- средняя ремонтопригодность,
- необходимость слесарных работ,
- средняя материалозатратность,
- демаскирующая форма.
В общем, юрта хороша с точки зрения использования её в туризме, где необходмо быстро развернуть много жилых помещений с повышенными услугами комфортабельности. Основная зона применения юрт была в степи у кочевников. Собственно по этой причине, при изготовлении юрты можно было уделить много времени на различные слесарные работы по изготовлению обрешетки стен (кереге/канат) выступающие скелетом удерживающим войлок на стенах и крышу. Степное использование позволяет отказаться от изготовления пола и юрта ставится прямо на землю, но из-за формы юрты и использования жестких стенок необходимо выбирать ровную горизонтальную площадку.
В таком случае какие плюсы у чумов и типпи?
Wikipedia
Для городского жителя находиться в чуме или типпи не уютно. За-то там себя уютно чувствуют туристы любящие палаточный отдых. Очень лёгкое жилище не требовательное к месту установки. Наклонные стенки не позволяют рационально использовать жилое пространство.
Для выживальщика или кочевников есть плюсы и минусы.
- Высокая скорость монтажа/демонтажа,
- малый вес,
- высокая ремонтопригодность,
- не требовательность к месту установки,
- малая материалозатратность.
Начнём с мижерного веса чума, он изначально создавался с мыслью, что его придётся постоянно перевозить с минимальными затратами. Из-за использования шкур животных и пирамидальная форма добавляет скрытность на местности. Ремонтопригодность просто идеальная. Стойки это слеги которые можно заготовить в лесу, так же слегу можно отремонтировать по месту. Нет необходимости точно подгонять какие-то элементы. Всё собирается на глаз.
Индейские типпи отличаются тем, что они не рассчитаны на использование при низких температурах. По этому они изготавливаются из тонкой и легкой материи, так же эта материя может быть очень красочкая. И этим часто пользуются разные туристические конторы. Дело в том, что себестоимость изготовления типпи будет на порядок ниже чем изготовление юрты. Тканевые чумы и типпи используются для быстрого монтажа жилых площадок для неприхотливых отдыхающих.
Соответственно, разные типы жилищ применяются для разных задачь. Перед тем как рассуждать о пригодности к жизни той или иной конструкции необходимо для начала определиться с тем в каких условиях и для каких целей необходимо его использовать.
Комментарии
Включите JavaScript для комментирования.
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы упростить вашу навигацию по сайту, предлагать только интересную информацию и упростить заполнение форм. Я предполагаю, что, если вы продолжаете использовать мой сайт, то вы согласны с использованием мной файлов cookies. Вы в любое время можете удалить и/или запретить их использование изменив настройки своего интернет-браузера.
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Чум – жилище северных оленеводов
Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
Яранга – национальное жилище народов Чукотки
Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.
Иглу – эскимосское жилище из снега и льда
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.
Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.
Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Жилище – это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах - хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.
Древние традиционные жилища народов мира
Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.
Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.
Жилища народов севера
Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.
Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.
Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.
Их летом накрывают мешковиной, зимой – шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.
В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.
Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.
Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.
Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.
Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой.
Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин.
Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.
Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.
Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.
Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.
Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.
В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.
Жилища кочевых народов
Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.
Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.
Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам.
В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками.
Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа
У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название.
Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.
Это шатер бедуинов (арабские кочевники). Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.
Жилища народов нашей страны
Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:
Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.
Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.
Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.
Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг.
Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.
Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.
Жилища народов Украины
Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.
Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.
В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались "колыба". Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.
Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.
Жилища народов Кавказа
Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.
Жилища народов Европы
Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.
Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.
Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.
Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.
Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.
Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.
Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.
Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.
Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.
Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.
Жилища индейцев
Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.
Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие – для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям - места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его.
Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.
Жилище апачей и других племен, проживающих на юго–западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.
Жилища народов Африки
Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.
Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.
Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами.
Жилища народов Азии
Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии – минка, в Корее – ханок.
Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.
Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.
Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.
Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.
Рис. 1. Таблица классификации жилищ
Рис. 2, 3. Крепление верхних концов несущих жердей (эвенки)
Рис. 4. Крепление верхних концов несущих жердей (тофалары) (сборы автора, фото И.В. Кайкова, 1989)
Рис. 5. Жерди для просушки одежды
Рис. 6. Крой кожаной покрышки чума (эвенки)
Рис. 7. Берестяные покрышки (эвенки)
Рис. 8. Зимняя фиксация покрышки чума внешним рядом жердей (эвенки)
Рис. 9. Вход в чум (отворот мягкой покрышки, эвенки)
Рис. 10. Вход в чум (жесткая рама с поворачивающейся дверью, эвенки)
Рис. 11. Остов бурятской юрты
Рис. 12. Остов жилища эвенов
Человечество занимается строительством с глубокой древности. Среди известных строений первое место, вероятно, принадлежит жилищу. Данное предположение основано на той главной цели, которую люди преследовали во все времена, – защитить свое тело от холода и влаги. Второе место занимают разнообразные хозяйственные постройки, принцип установки которых практически не отличается от выработанных приемов при создании жилищ.
Наиболее яркое представление о приемах строительства различных сооружений дает сибирский этнографический материал рубежа XIX–XX веков. Информация по различным традиционным сооружениям имеется в научной литературе, посвященной истории этносов. Наш экскурс построен на тофаларских [Мельникова, 1994], эвенкийских [Василевич, 1969], эвенкских [Кочешков, Самар, Туголоуков, 1997] и бурятских [Попов, 1961] материалах.
На степных (тундровых) просторах, при дефиците дерева, родилось жилище, которое по форме относят к круглым сооружениям с прямыми стенками, круглым основанием и усеченно-конической крышей, – юрта. Толщина жердей, из которых собирают остов юрт, составляет 4–5 см. Очаг также занимает центральное место. В отличие от чумов, пространство, через которое выходит дым костра (дымник), на ночь закрывается кошмой или деревянной крышкой. Таким жилищем пользовались буряты. Подобное жилище у эвенов не имеет специального устройства для перекрытия дымника.
Общим для всех названных конструкций является сборно-разборный характер и ременный крепеж деталей. Рассмотрим подробнее каждую конструкцию.
Для сооружения остова чума необходимо от 30 (летний) до 60 (зимний) жердей 5–6-метровой длины. Каждая жердь тщательно ошкуривается, то есть снимается кора, ветки, срезаются все сучки, и заглаживается. Снятие коры необходимо для долгого служения остова (под корой процесс гниения древесины ускоряется). Обрезание сучков (особенно сухих мелких) обеспечивает гладкую поверхность, необходимою для сохранения целостности набрасываемого на остов покрытия (покрышки) – из ровдуги (дымленой кожи) зимой и берестяной летом. Комлевая (прикорневая) часть каждой жерди слегка приостряется. В каждом остове имеются 2–3 несущие жерди, являющиеся его основой.
Зафиксировано несколько вариантов постановки остова чума – каждый этнос обладал своим способом. Тофалары, тувинцы и якуты ставят чум следующим образом. Одна жердь (центральная) загодя выбирается с развилкой (желательно неширокой) на тонком конце. Такую развилку создает крупная ветка, которую в процессе ошкуривания не удаляют, а тщательно обрабатывают, срезая все лишнее вокруг. Вторая (и третья) жердь более длинная относительно остальных. Тонкими концами они вкладываются в развилку центральной вершины, при этом комлевые концы раздвигаются до нужного диаметра. Так создается основа замка для закрепления тонких концов остальных жердей. Диаметры оснований чумов составляют 3–4 метра, в зависимости от сезона года. Остальные жерди укладываются по кругу (рис. 4), причем в начале с обязательным вводом верхнего тонкого конца в основу замка, затем с толчком приостренного комлевого – в землю. В собранном остове центральная жердь (с развилкой) занимает несколько иное положение относительно других: она располагается внутри круглого основания. В случае отсутствия жерди с естественной развилкой в комлевой части одной из жердей вырезают сквозной прямоугольный паз.
Эвенки, эвены, а также якуты используют ряд других способов. Так, вместо развилки на комлевом конце прожигают отверстие, в которое вдергивают ровдужный ремешок, его концы связывают (рис. 2). В образовавшуюся петлю вставляют тонкий конец второй (третьей) несущей жерди. Другим распространенным способом является уплощение комлевого конца жерди (языковидная форма). Затем по одной (продольной) линии прожигаются несколько отверстий (1–3). Острый тонкий конец второй несущей жерди вставляется в одно из них, при этом он имеет несколько (2–3) диаметров, ступенчато увеличивающихся по направлению к комлю (рис. 3). Третий способ самый простой. Тонкие концы 3–4-х жердей связывают ремешком, комлевые раздвигают до нужного диаметра. В образовавшийся замок укладывают остальные жерди.
Над костром (параллельно основанию) располагается жердь (таган), на которую подвешиваются костровые (таганные) крюки необходимые для размещения котлов. Жердь (таган) крепится при помощи двух колец из ивовых (черемуховых, березовых) прутьев следующим образом. Тонкий длинный прут скручивается в несколько оборотов вокруг четырех соединенных пальцев руки (начало с толстого конца). Тонкий конец прута закручивается поперек основных витков, фиксируя их, превращая в единое овальной формы кольцо. В начале петля набрасывается на одну из жердей остова через ее комлевый конец и поднимается по ней на необходимый уровень. Затем в нее вводится конец таганной жерди. Вторая петля набрасывается на другую жердь остова, расположенную диаметрально противоположно относительно первой, в которую вводится другой конец таганной жерди. Закрепленная таким образом параллельно земле жердь придает дополнительную жесткость остову. В качестве заменителя растительного материала для изготовления петли используется ровдужный ремешок. Над таганной жердью (или под углом к ней на одном уровне) располагается дополнительно вторая (рис. 5), для просушки одежды, обуви, других вещей. Способ крепления подобен вышеописанному.
Как уже сказано, в зимний период остов закрывался покрышкой, сшитой из кожи, предварительно, для приобретения водоупорных свойств, продымленной. Для одной покрышки необходимо было забить 6–7 оленей. Ее крой представляет трапецию. К углам пришиваются ремешки, при помощи которых она крепится к жердям остова (рис. 6). В случае отсутствия шкур остов покрывали широкими пластинами лиственничной коры. В летний период чумы закрывали берестяными полотнищами (6 и более штук). Одно полотнище прямоугольной формы шьется сухожильными нитками из кусков бересты, предварительно вываренной в щелочной воде (с добавлением золы). На жерди остова они укладываются ярусно, первоначально нижние, затем верхние. Такой прием не позволяет попадать дождевой воде внутрь помещения. Поверх любой покрышки укладывается второй ряд жердей, которые фиксируют ее (рис. 7). В зимний период внешний ряд укладывается плотнее из большего числа жердей (рис. 8).
В чуме нет окон. Свет проникает через дымник – пространство в верхней части сооружения, не закрытое покрышкой. Дымник многофункционален. Помимо его основного предназначения – выводить дым и пропускать дневной свет, он также выполняет роль солнечных часов, работающих, естественно, исключительно в солнечные дни. По двигающемуся лучу солнца и освещающему в разные периоды дня конкретные жерди остова люди условно определяли время суток.
Вход в жилище-чум имеет несколько вариантов. Наиболее простой представлен отворачивающимся углом мягкой покрышки (рис. 9). Другим вариантом является деревянная рама трапециевидной формы, которая вставляется между жердями остова (рис. 10). К ее продольной стороне крепится дверь – такая же рама, но меньших размеров, обтянутая шкурой, либо просто шкура. Дверная рама закрепляется при помощи двух шипов, верхнего и нижнего. Шипы помещаются в углубления, вырезанные на поперечных планках внешней рамы.
В таежной полосе, где дерева всегда в достатке, коренное население не разбирало остовы чумов. Отдельной горкой на стоянке складывались верхние жерди, фиксирующие покрышку. В любой момент прибывшая на место стоянки семья могла, накинув покрышку, быстро обустроиться. Такие остовы до сих пор стоят на бескрайних просторах горной тайги Восточного Саяна и Средне-Сибирского плоскогорья. А в степных и тундровых условиях жилища при перекочевках разбирались и перевозились на новое место. Если позволяли условия и рядом имелись необходимые деревья, семья выбирала из всего комплекта только несущие жерди (вместе с таганной).
Покрышкой для бурятской юрты служат кошмы, выполненные из сбитой овечьей шерсти. Существуют определенные правила в последовательности покрытия остова, заключающиеся в том, чтобы края кошм накладывались друг на друга. Сначала закрывают подветренную сторону, затем наветренную. Кошмы удерживаются на вертикальных решетчатых стенках при помощи волосяных конских веревок, которыми в два-три горизонтальных ряда опоясывают жилище с внешней стороны. В последнюю очередь укладываются кошмы на перекрытие свода, с соблюдением того же правила. При этом их края должны свисать на стенки. Кошмы крепятся волосяными веревками, которые прижимают их к перекрытию. Одна из веревок фиксирует свисающие на стенки их края. В завершении поверх дымника набрасывается отдельная кошма, которая ремешком или веревкой соединена с шестом, находящимся внутри помещения. При его помощи хозяйка открывает (закрывает) дымник. Очаг, в отличие от описанного в чуме, не имеет таганной жерди, посуда ставится на три камня-валуна, между которыми разводится костер.
Очень похожее сооружение имеют эвены. Оно сочетает в себе две описанные конструкции – чума и юрты. Несущими являются две пары жердей, каждая из которых сцеплена в развилку, либо посредством сквозного отверстия в одной из них. Эти пары ставятся крестообразно, так, что прикомлевые их части на поверхности почвы фиксируют углы условного квадрата. К двум жердям прикрепляется одна горизонтальная, являющаяся таганом. Так же как и при установке несущих жердей чума, таганная жердь играет роль дополнительной сцепки. Затем по кругу устанавливается стенка в виде очень редкой решетки, образованной из коротких жердей. Их комлевые концы имеют сквозные отверстия, через которые продернут ремень. В последнюю очередь закрепляются жерди свода, которые тонким концом заводятся в замок, созданный верхними концами несущих жердей, а утолщенным концом фиксируются при помощи короткой палочки, соединяющей перекрещенные вершины жердей, образующих боковую решетку (рис. 12).
Покрышками на остов являются оленьи шкуры (в зимний период) или дымленая кожа (ровдуга). Для их создания необходимо забить 10–12 оленей. На морском побережье в качестве покрытия пользуются рыбьей кожей. Пропитанная жиром, она более светлая и не пропускает влагу.
С проникновением в Сибирь русского населения появился иной материал, который с удовольствием стали использовать вместо традиционных покрышек. Прежде всего, следует назвать брезент. Как и ровдуга он не пропускает влагу, такой же тяжелый, как и шкуры. Однако при наличии брезента отпадала необходимость (на какое-то время) забивать оленей. Вторая половина XX столетия познакомила этносы с еще одним видом материала, но не обладающим прочностью, – полиэтиленом. В тайге Восточного Саяна мы неоднократно видели остовы чумов, покрытые прозрачной пленкой. Действительно, всем хороша пленка. В таком жилище светло, тепло, сухо, но срок ее годности очень короток, не хватает даже на один месяц.
Внутреннее устройство каркасного жилища
Работая в разные сезоны года на территории Тофаларии, мне довелось убедиться на собственном опыте, что человечество придумало действительно уникальную конструкцию, хрупкую на вид, но очень удобную в действии. Она закрывает от ветра, дождя и снега. В ней можно высушить абсолютно мокрую одежду и даже пуховые спальники. Здесь вдоль наклонных стен равномерно распределяется тепло костра и уютно шуршат, потрескивая, угольки. Отсюда не хочется выходить в непогоду. А в ясную ночь между жердями дымника в чум заглядывают звезды. И если в течение долгой зимней ночи поддерживать огонь, то температура внутри жилища не будет опускаться ниже +10° С.
Традиционное жилище (и каркасное в том числе) в культуре этносов являло собой не только островок спасения, который согревал. Оно аккумулировало представления об окружающем мире и было его уменьшенной копией, другими словами – моделью.
Таким образом, по вертикали жилище отражало трехчастную Модель Мира. Располагаясь зачастую входом на юг (или восток), оно условно внутри делилось на две части – восточную и западную (северную и южную). Это значит, что при его установке задействовалась горизонтальная четырехчастная система Модели Мира, соответствующая сторонам света. Каждое из направлений семантически соответствовало определенному понятию:
– восток: утро, весна, молодость, начало;
– юг: день, лето, зрелость, тепло;
– запад: вечер, осень, старость, конец;
– север: ночь, зима, смерть, холодно.
Таким образом, становится понятным долговременность существования каркасного жилища, ибо в его основе лежит не только функциональное действие (удобство, комфортность в использовании), но и духовная сторона, связанная с определением места человека в окружающем его пространстве.
Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Л. : Наука, 1969.
Кочешков Н.В., Самар А.П., Туголоуков В.А. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб : Наука, 1997.
Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск : Наука, 1988.
Мельникова Л.В. Тофы: историко-этнографический очерк. – Иркутск, 1994.
Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – С. 131–226.
текст, фото Лариса Мельникова
журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 159-163
Читайте также: