Сахих аль бухари хадис о чуме
СТАТЬИ
- Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
- Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
- Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.
Заразные болезни и эпидемии – что говорится об этом в Исламе?
Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.
В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.
Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.
Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.
Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.
В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.
Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.
Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:
3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни.
4) Допускается забивать больных животных.
5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.
6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.
1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.
[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.
[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.
[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.
[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г
[5] Имеется в виду сражение с врагом.
[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.
[7] То есть возвращаюсь в Медину.
[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.
[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.
О мусульмане, о рабы Аллаха! Всевышний Аллах создал нас с великой и мудрой целью: Он создал нас для того, чтобы мы служили и поклонялись Ему, выполняли то, что Он вменил нам в обязательной или рекомендательной форме, и отстранялись от того, что Он нам запретил строго или рекомендовал нам не приближаться к этому. Но, поскольку мы слабы, подчас забываем о цели, ради которой созданы, ускользает она из нашей памяти. Поэтому Аллах испытывает нас чем-то хорошим, а иногда – чем-то плохим. Для чего? Чтобы мы вернулись к Нему, чтобы мы снова встали на прямой путь (ас-сырат аль-мустаким), который ведет к Аллаху. Говорит Всевышний Аллах:
И Господь сообщил нам в Своем Писании, поклявшись, что непременно испытает нас несчастьями, но сказал, что только чем-то из этого, а не всем плохим и не всеми несчастьями. Сказал Аллах:
И тут же Аллах успокаивает и обещает награду тем, кто терпеливо переносит несчастья и надеется на награду от Аллаха:
Пророк ﷺ сообщил нам о том, сколько прегрешений сходит, сколько благих деяний (хасанатов) зарабатывается за проявление терпения при несчастьях. А если человек это знает, то что происходит с ним? Его сердце успокаивается, и в его душу входит умиротворение, а переживания либо вообще уходят, либо облегчаются для него. Более того, я скажу вам, что верующий человек даже может находить наслаждение в этих испытаниях, чувствуя в этом сладость. Почему? Потому что с приходом испытаний он становится ближе к своему Господу. Он взывает к Аллаху не так, как взывал раньше, а взывает к Нему с тайным обращением, он прибегает к Аллаху особо, кается и просит прощения не так, как обычно, а охватывается смирением, покорностью пред Аллахом.
Итак, эти невзгоды для очищения грехов и возрастания нашей награды. Но не только для этого. О рабы Аллаха, иногда таким образом Аллах испытывает нас и посылает нам какие-то несчастья: бедность, болезни, голод, страх – не иначе как в наказание для нас. Это наказание от Всевышнего, потому что мы ослушиваемся Его и иногда совершаем это открыто, делаем это дерзновенно. И Аллах говорит:
Эти грехи, эти мерзости и порицаемые поступки, эти отвратительные низкие деяния, эти преступления, эти срамные дела, беззаконие, нечестие, распутство, переход границ, посягательство без права – вы думаете, что всё это не влияет на людей? Это оказывает непосредственное влияние на людей и на их страны. И по причине всего этого нисходят разные наказания. Иногда это наказания, связанные с распространением страха, иногда это войны, иногда это касается экономики, когда происходит рост цен, недостаток продовольствия, вследствие чего наступает голод, безработица, иногда это наказания, связанные со здоровьем людей, распространением разных болезней, эпидемий. Иногда как наказание возникают в обществе раскол и конфликт, и общество делится на разные группы, партии, которые враждуют друг с другом. Всё это по причине наших грехов. И поэтому Аллах говорит:
Когда сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха) Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах, настигал какой-то недуг в теле, он говорил: «Я считаю, что это не иначе как за какой-то грех. А Аллах прощает больше , – и потом прочел слова Аллаха:
И страх, и ужас, и паника охватывают людей, но только не верующего человека. Если только это настоящий верующий! Его отношение к этим эпидемиям и пандемиям отличаются от отношения других людей. Так чем же отличается его поведение?
Я назову вам четыре вещи:
Если вы из верующих людей (ахлюль-иман), то не должны вас охватывать беспокойство, страх, тревога, растерянность, когда случаются такие эпидемии. Ни в коем случае вас не должно охватывать отчаяние. Посмотрите, как Аллах в Коране рассказывает про колдунов, которые разлучают мужа и жену:
И как только Аллах сообщает об этом, Он тут же успокаивает сердца Своих рабов, чтобы ушло из них волнение:
وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللّهِ
● В-четвертых.
О мусульмане, бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и запасайтесь ею, в особенности в такие дни, когда приходят какие-то испытания, болезни, эпидемии. Знайте, что самая великая причина для отведения и устранения от нас этих бед – это богобоязненность (такуа). А что именно входит в средства, относящиеся к богобоязненности? Их три:
Поэтому самое главное лекарство, самая главная защитная мера – это прибегать к Аллаху с покаянием. Как много ширка и как много грехов сегодня в исламской умме, сколько заблуждений и сколько следований страстям – это и женщины, не носящие хиджаб и выставляющие свою красоту, это и мужчины, не выплачивающие закят, занимающиеся ростовщичеством, прелюбодеянием и прочими грехами. Кайтесь, о рабы Аллаха!
2. Прибегание к Аллаху с мольбой .
Обращайтесь со смиренной просьбой к Нему, чтобы Он отвел от нас беды, болезни, а если уж это случилось, то чтобы Он снял это с нас. Поэтому Аллах, побуждая нас, говорит:
أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
3. Поминание Аллаха (зикр) и просьба к Аллаху посредством тех зикров и мольб (дуа), которым нас научил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Сколько передано прекрасных зикров, сколько дуа, которые произносятся, когда людей постигают печаль, горе, болезни. Посмотрите на несколько примеров.
/Ля иляха илля Анта, Субханака, инни кунту мина-ззалимин/.
لا إلهَ إِلاَّ اللهُ العَظِيمُ الحَليمُ ، لا إلهَ إِلاَّ اللهُ رَبُّ العَرْشِ العَظيمِ ، لاَ إلهَ إِلاَّ اللهُ رَبُّ السَّمَاواتِ، وَرَبُّ الأَرْضِ، وَرَبُّ العَرْشِ الكَرِيمِ
/Аллахумма, инни а`узу би-кя мин аль-барас, ва-ль-джунун, ва-ль-джузам ва сайи`и-ль-аскам/
/Бисми-Лляхи аллязи ля йадурру ма'а исмихи шайун филь арди уа ля фис-самаи уа хуа ас-Сами'уль 'Алиму/.
О рабы Аллаха, верующий человек, единобожник находится посередине между чрезмерностью и между упущением. Да, мы делаем из причин то, что от нас зависит, для профилактики и лечения, но если Аллах предопределил тебе, что ты заболеешь, то тогда ни в коем случае не впадай в отчаяние, не лишайся терпения и не ропщи на предопределение Аллаха. Пусть твое сердце заполнится довольством Аллахом. И как часто бывает, что какой-то здоровый человек утешает больного, жалея его, а потом случается так, что он вскоре сам умирает в аварии или от сердечного приступа, а тот, кого он жалел, продолжает жить долгие годы.
О верующие, не позволяйте шайтану использовать эту ситуацию, чтобы ввергнуть вас в отчаяние, ввести в ваши сердца уныние и печали. И пусть Аллах, Субхана уа Тааля, защитит нас от всего плохого.
/Аллахумма, инни а`узу би-кя мин аль-барас, ва-ль-джунун, ва-ль-джузам ва сайи`и-ль-аскам/
Эпидемия – из знамений Великого Аллаха
О люди, о мусульмане! Китай – это достаточно развитая страна с продвинутыми технологиями, промышленностью, развитой медициной. И народ этой страны оказался абсолютно слаб, беззащитен и бессилен перед этой эпидемией. Несмотря на весь свой прогресс, они оказались в растерянности, протягивая руки ко всеми миру с просьбой о помощи. А что это? Это всего лишь один из воинов Всевышнего Аллаха. Это только часть воинства Всевышнего Аллаха. Это настолько маленький воин, что его даже невозможно увидеть глазом. Это вирус!
Что такое كُرْسِ (Курси) – это только подножие аль-‘Арша, которое объемлет все небеса и земли. Более того, все эти семь небес и земель, как семь монет в огромном щите по сравнению с подножием Престола. А всё это по сравнению с самим Престолом подобно колечку в пустыне. И говорит Аллах:
О мусульмане, осознайте Величие вашего Создателя! Пусть возрастет в ваших сердцах возвеличивание Господа, и пусть это возвеличивание заставит вас прибегать к Аллаху, спешить с деяниями, которые угодны Ему. Пусть это заставит вас оставить всё, что запретил ваш Создатель. Сказал Аллах про пророков:
И говорит Аллах:
И в завершение, о мусульмане, вы должны призывать к этой религии, поскольку это наша обязанность. И такие моменты, когда распространяется среди людей страх, паника, нужно использовать для того, чтобы призывать людей к Аллаху, к поклонению Ему, разъясняя им Его величие, чтобы мусульман призывать к Таухиду, к возращению к Аллаху, чтобы предостерегать всех от ослушаний Аллаха и от последствий грехов. Вот это и есть подлинное проявление искренности к людям, это и есть подлинное милосердие.
Пусть Аллах сделает нас из тех, кто терпеливо переносит предопределенное нам, пусть Он отвратит от нас, от всех мусульман всё плохое. Пусть Аллах упасет нас от всяких смут, явных и тайных. Пусть Аллах бережет нас Своей защитой. Пусть даст нам благополучие и простит нас и наши семьи, и всех верующих, и живых, и мертвых, и мужчин, и женщин.
1] аль-Бухари 5641 и 5642 ; Муслим 2573.
2] аль-Бухари 5647 и 5667; Муслим 2571.
3] Ибн Маджах 4019; аль-Баззар 2/268; Абу Ну’айм 3/320 и аль-Хаким 4/540.
4] аль-Бухари 3474.
7] Муслим 2999.
8] аль-Бухари 5354.
10] аль-Бухари 5707.
12] Муслим 1501.
13] Муслим 1498.
14] аль-Бухари 6619.
16] аль-Бухари 6346; Муслим 2730.
Свят Аллах, как же сильно ослепляет страсть человека!
Меня поразило то, с какой легкостью этот неизвестный автор сказал про данный хадис, что он имеет проблему как со стороны иснада, так и со стороны матна (смысла). О Аллах, что же это за дерзость такая у этого человека?
Ну а кому следовать в вопросах религии и достоверности и понимании хадисов, упомянутым имамам, или же этому неизвестному исследователю, то решать вам!
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Так же, как не опираются на слова того, кто не знает доводов законоположений, точно также не опираются на того, кто не разбирается в знании о достоверности хадисов!” См. “Маджму’уль-фатауа” 18/51.
Что касается его попытки представить передатчика Хишама ибн ‘Аммара сомнительным, от кого приводит данный хадис имам аль-Бухари, мол якобы он правдивый и надежный, однако в старости стал путаться, ошибаться и т.п., из чего следует, что не так то мол просто отличить его хадисы, которые он передавал, когда был нормальным и передавал, когда стал путаться, то достаточно для опровержения этого слов самого имама аль-Бухари! Имам ат-Тирмизи передал, что слышал, как аль-Бухари сказал: “Любой передатчик, относительно которого я не знаю, где его достоверный хадис, а где слабый, я не передаю от него и не записываю его хадисы!” См. “аль-‘Иляль аль-кабир” 2/978.
Ну так что же еще после этого надо?! Если слова имама дунья в хадисах – аль-Бухари не довод в науки хадисоведения для этих людей, то наверное только смерть будет для них доводом!
Еще надо учитывать то, что есть большое сомнение относительно того, что Хишам в старости стал путаться! Ведь ‘Абдан и Абу Бакр аль-Исма’или передают, что он не путался и прекрасно отличал свои хадисы от тех, которыми его пытались запутать в качестве проверки. См. “ат-Та’диль уаль-джарх” 3/1173, “ас-Сияр” 11/427.
Более того, есть большой сюрприз, который думаю автору/авторам данной статьи не понравится, а это то, что данный хадис передается не только через передатчика Хишама ибн ‘Аммара.
Что касается Бишра ибн Бакра, то он надежный передатчик. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/352, “аль-Кашиф” 1/267.
Мудтариб– это хадис, который передается различными, но равными по силе путями. Т.е. хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой, независимо от использованных критериев предпочтения. См. “Мусталях аль-хадис” 117.
Одним словом, если существует достоверно установленный хадис, то ему не повредят то, что существуют различные слабые хадисы, которые по смыслу схоже и подобны ему.
По этому хафиз Ибн Хаджар однозначно сказал про этот хадис у аль-Бухари: “Этот хадис достоверный и у него нет никаких недостатков!” См. “ат-Тагъликъ” 5/22.
А Ибн ас-Салях сказал: “Не был прав Абу Мухаммад Ибн Хазм Захири, когда высказался, что такой хадис является перерванным, покушаясь тем самым на его достоверность, чтобы усилить свое скверное мнение относительно дозволенности музыки. Ведь он заявил, что нет ничего достоверного относительно запретности этого”. См. “Сыяна Сахих Муслим” 82.
Теперь ответьте, о мусульмане, что побуждает людей в вопросе хадисоведения обращаться к исследованиям не специалистов этой науке?! Разве можно себе представить, что такими людьми движет жажда познать истину?! Конечно же нет! Неужели разум мусульманина может предположить, что все эти великие имамы ошиблись в достоверности этого хадиса, а Ибн Хазм, Абу Тахир и аль-Гъазали, которые не были известны как большие специалисты в науке о хадисах, были правы?! Воистину, это глубокое заблуждение!
Истину говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Однако тот, в чьем сердце болезнь берет каждые слова, которые соответствуют его болезни”. См. “Къа’ида филь-фана” 53.
Кстати, самое удивительное в том, что опирающиеся на Ибн Хазма в слабости обсуждаемого хадиса и в вопросе дозволенности музыки и песен в Исламе, никогда не опираются на него в сильных его мнениях по иным вопросам, которые могут противоречить мнению их мазхаба или же их страстям.
Что касается Ибн Хазма, то…
Говорит Ибн Хаджар об Ибн Хазме: “Он имел хорошую память, однако его уверенность в ней подтолкнула его говорить о вопросах та’диля, джарха и именах передатчиков хадисов, по причине чего в отношении этого он впал в большие ошибки”. См. “Лисан аль-мизан” 4/198.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы
Известно, что самая последняя божественная книга - Священный Коран, последний Пророк - предводитель всех посланников досточтимый Мухаммад Мустафа.
Коран и Сунна нашего досточтимого Пророка являются двумя основными источниками Ислама - последней религии Всевышнего Аллаха. Если пренебречь одним из них, то останутся незавершенными и религия, и вера. Поэтому Всевышний Аллах повиновение нашему досточтимому Пророку приравнял повиновению Самому Себе и особо обратил на это внимание в Священном Коране. В аяте сказано: "Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху" (ан-Ниса 4/80). "Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в райские сады, где текут ручьи. Вечно они там пребудут. И это - великое спасение" (ан-Ниса 4/13).
Эта особая мера, которую Всевышний установил относительно повиновения нашему досточтимому Пророку, действительна и в отношении непокорности ему, Султану Пророков. Следовательно, Истинный Творец принимает неповиновение нашему досточтимому Пророку равным неповиновению Ему Самому и строго запрещает это. В священных аятах мы видим суровое предупреждение о наказании для тех, кто упорствует в непокорности Посланнику Аллаха: "А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет, и уготовано ему унизительное наказание" (ан-Ниса 4/14). "Пусть остерегаются те, которые преступают Его (Пророка) волю: как бы их не постигла беда или мучительное наказание" (ан-Нур 24/63).
Эти божественные откровения указывают на значимость для Аллаха второго после Корана основного источника нашей религии - благородных хадисов. Потому что суть повиновения нашему досточтимому Пророку - в следовании тому, что он говорил. Ведь, как источником Священного Корана является божественное вдохновение (вахй), так же сунна и хадисы, разъясняющие суть выраженных в Коране смыслов, имеют своим источником божественное откровение. Эта истина подтверждена в Коране: "И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное" (ан-Наджм 53/3-4).
С этой точки зрения, Коран и Сунна являются неразрывным целым. Кто крепко ухватиться за них, тот никогда не впадет в заблуждение и обретет вечное спасение. Да и сам досточтимый Пророк в своей знаменитой прощальной проповеди так указал на эту истину: "Я оставляю вам на хранение две вещи. Если крепко ухватитесь за них, никогда не собьетесь с пути. Одна - это книга Аллаха, другая - сунна Пророка" (Ибн Хишам, IV; Муватта, Кадар, 3).
По этой причине, сподвижники Пророка и праведные ученые - наследники посланников - придавали огромное значение сунне и хадисам, являющимся письменным ее изложением, и, сознавая их ценность, поспешили донести до нас. Начиная с нашего Пророка, мусульмане передавая сунну друг другу, оживляли и сохраняли ее. Это и есть самый действенный фактор, который позволил дойти сунне до наших дней. Некоторые ученые (мухаддисы), исследующие хадисы, даже приняли обязательным условием, чтобы человек, у которого можно было взять вызывающий доверие хадис, сам действовал в соответствии с ним.
Т.е. суть дела не в том, чтобы передать, а чтобы в совершенстве понимать хадисы и действовать в соответствии с ними. Ведь хадисы являются нашим самым ценным достоянием, так как, прежде всего, разъясняют нашу священную Книгу. Ведь хадисы - это слова, с которыми наш любимый Пророк через века обращается к нам, беседует с нами, которыми он направляет к самому лучшему и правильному для нас. Хадисы для человечества, тонущего в пучине современного невежества, - это исцеляющее дыхание того единственного счастливого времени, когда на земле жил наш Пророк.
Чтобы в нашу жизнь пришло исцеление, идущее от Пророка, его любовь, добро и милость, мы нуждаемся в том, чтобы во всех обстоятельствах крепко держаться за Коран и сунну нашего досточтимого Пророка. Поэтому нашей основной и естественной обязанностью, прежде всего, становится чтение и понимание хадисов.
Хадис 1 - Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся".
Хадис 2 - Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): "О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай. " А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.
Хадис 3 - Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: "Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это. ", Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами". Ибн ‘Аббас сказал: "И я пошевелю губами так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует". (Ибн ‘Аббас сказал): "И Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): "Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочитать его".
Ибн ‘Аббас сказал: "(Это значит:) собрать его для тебя в твоём сердце так, чтобы ты смог читать его". (Что же касается слов) Аллаха Всевышнего "А когда Мы прочитаем его, следуй его чтению", то Ибн ‘Аббас сказал: "(Это значит) слушай его внимательно". Аллах Всевышний сказал: "Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его". Ибн ‘Аббас сказал: ("Это значит) далее, надлежит Нам сделать так, чтобы ты читал его. И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выслушивал Джибрила, когда тот являлся к нему, а после того, как Джибрил уходил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (айаты Корана) так же, как читал их он".
Хадис 4 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость - (одно из) ответвлений веры".
Хадис 5 - Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мусульманин - это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром же является тот, кто прекратил (совершать) запрещённое Аллахом".
Хадис 6 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Один человек спросил у пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Какое проявление Ислама является наилучшим?" Он ответил: "(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь".
Хадис 7 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе".
Хадис 8 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей".
Хадис 9 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем
всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь".
Хадис 10 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия - ненависть (по отношению к ним)".
Содержание:
13. Книга пятницы. 113
14. Книга (о молитве, совершаемой под воздействием) страха. 119
15. Книга двух праздников. 121
16. Книга витра. 123
17. Книга моления о ниспослании дождя. 125
18. Книга затмения. 129
19. Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать. 131
20. Главы о сокращении молитвы. 132
21. Главы о совершении дополнительных ночных молитв. 135
22. Книга о молитве в мечети Мекки и (мечети) Медины. 140
23. Книга о действиях во время молитвы. 141
24. Книга (о совершении) земного поклона (в случае проявления) невнимательности. 143
25. Книга похорон. 144
26. Книга закята. 160
27. Главы о садаке разговения. 177
28. Книга хаджа. 177
29. Книга умры. 198
30. Книга о задержке. 202
31. Книга о наказании за охоту. 203
32. Книга о достоинствах Медины. 208
33. Книга поста. 211
34. Книга о дополнительной молитве во время рамадана. 222
35. Книга о достоинстве ночи предопределения. 223
36. Книга неотлучного пребывания в мечети. 224
37. Книга торговых сделок. 225
38. Книга предварительной оплаты. 240
39. Книга о преимущественном праве покупки. 241
40. Книга найма и аренды. 242
41. Книга о переводе долгов. 244
42. Книга ручательства. 245
43. Книга предоставления полномочий. 246
44. Книга об издольщине. 248
45. Книга о снабжении водой и питье. 252
46. Книга о займах, уплате долгов, наложении ареста на имущество и признании несостоятельности. 255
47. Книга о тяжбах. 257
48. Книга о находке. 258
49. Книга о захваченном несправедливо. 259
50. Книга о партнёрстве. 262
51. Книга залога. 264
52. Книга освобождения рабов. 264
53. Книга о достоинстве дарения и побуждении к этому. 267
54. Книга свидетельств. 272
55. Книга примирения. 276
56. Книга условий. 278
57. Книга завещаний. 283
58. Книга джихада. 286
59. Книга о пятой части (военной добычи) 311
60. Книга о подушной подати и примирении. 316
61. Книга начала творения. 320
62. Книга рассказов о пророках. 329
63. Книга о похвальных качествах. 342
64. Книга о достоинствах сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен всеми ими Аллах. 354
65. Книга о достоинствах ансаров. 361
66. Книга военных походов. 375
67. Книга толкования Корана. 408
68. Книга о достоинствах Корана. 435
69. Книга брака. 439
70. Книга развода. 450
71. Книга о расходовании средств. 453
72. Книга о еде. 454
73. Книга об 'акике. 458
74. Книга о закалываемых животных и охоте. 459
75. Книга о жертвенных животных. 462
76. Книга о напитках. 462
77. Книга о больных. 465
78. Книга медицины. 467
79. Книга об одежде. 472
80. Книга о благовоспитанности. 475
81. Книга об испрашивании разрешения. 483
82. Книга обращений к Аллаху с мольбами. 485
83. Книга смягчения (сердец) 495
84. Книга предопределения. 505
85. Книга клятв и обетов. 506
86. Книга искупления за невыполнение клятв. 508
87. Книга о долях наследства. 508
88. Книга заповедей. 509
89. Книга о (наказаниях для людей) из числа неверных и вероотступников, которые воюют (с Аллахом и Его посланником) 510
90. Книга о выкупах. 511
91. Книга о призыве к покаянию вероотступников и упорствующих и сражению с ними. 512
92. Книга толкования снов. 513
93. Книга испытаний. 515
94. Книга установлений. 518
95. Книга желаний. 520
96. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны. 520
97. Книга единобожия. 522
Имя и нисбы аль-Бухари
Имя имама - Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья - Абу ‘Абдуллах.
Рождение и детство
Удивительная память аль-Бухари.
Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари.
Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.
К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ий-ас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.
Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой "Сахих", ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой "Джами‘", ан-Наса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в "Сунан", Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.
Отзывы улемов об имаме аль-Бухари.
Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является "Аль-джами‘ ас-сахих". Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как "Аль-асма' ва-ль-куна", "Ат-тарих аль-кабир", "Ас-сунан фи-ль-фикх", "Хальк аф‘аль аль-‘ибад", "Аль-адаб аль-муфрад" и "Аль-кира'а хальфа-ль-имам". Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на "Аль-джами‘ ас-сахих" и то место, которое он занимает среди сводов хадисов пророка, да бла-гословит его Аллах и приветствует .
Что послужило причиной составления этого свода
Об этом труде поэт сказал так:
Если отнестись к "Сахиху" аль-Бухари по справедливости,
следует переписать его не иначе как золотыми буквами.
Отделяет он правильное руководство от заблуждений
и хранит юношу от погибели,
а его иснады, подобные звёздам небесным,
предшествуют матнам, похожим на кометы.
Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии посланника,
и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.
Служит она несомненной завесой от огня
и позволяет отличать благоволение от гнева,
является связующим звеном между нами и пророком
и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.
О знающий, относительно высокого места которого
среди улемов нет расхождений!
Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов
и, по свидетельству их, добился своей цели.
Ты отверг слабых передатчиков
и тех, кого обвиняли во лжи,
и привёл в изумление всех,
приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.
Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,
и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!
В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хар-танк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких, моля Аллаха забрать его Себе, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха пророк, да благословит его Аллах и приветствует .
Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разгове-ния после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.
Знакомство с "Сахихом" аль-Бухари
Количество хадисов "Сахиха".
Читайте также: