Чум в новом поселке
Ксения Явтысая встречает нас у чумов Центра арктического туризма на седьмом километре Лая-Вожской дороги. Внутри национального жилища ненцев уже горит огонь. Летом обогревать чум не нужно, но над очагом висит чайник, а главное — вблизи пламени нет комаров, которые особенно активны в тундре в середине лета. Поэтому огонь здесь нужен всегда.
Артистка, санитарка, бухгалтер.
"Родилась я в 1947 году, в Малоземельской тундре, где испокон веку жили мои предки. Родители у меня были, естественно, оленеводы, — рассказывает Ксения Филипповна. — Жила я в чуме с рождения, потом нас переселили в поселок Нельмин-Нос. Первое время домов не было, тоже жили в чуме, а потом стали строить жилье. Но было так: стоит дом, а рядом чум. Ведь мы, особенно родители наши, привыкли в нем жить, не умели жить в доме. Потом нам дали всем команду: "Хорош, надо учиться жить культурно", — и сказали сносить чумы".
В 1953 году Ксения Филипповна пошла в школу-интернат, отучилась 11 лет. Затем работала — там, где была нужна: специалистом в Доме культуры, санитаркой в медпункте, кассиром в сельсовете, бухгалтером в колхозе. Потом вместе с мужем уехала в Нарьян-Мар, вышла на пенсию.
"Мы с мужем ходили в театральную группу при этнокультурном центре — у нас был национальный театр. И муж как-то говорит: давай поставим свой чум. Мы тогда жили в Нарьян-Маре. Поставили чум на озере, километров десять от города", — вспоминает она.
Сначала семейный чум был вроде дачи. Но потом там стали появляться гости.
"Люди, проезжая, стали интересоваться: ведь обычно оленеводы на лето уходят к морю и здесь, в лесотундре, их не бывает. А тут чум стоит, люди видят, подходят. Мы зазываем, варим бульончик, ставим чайничек, усаживаем их за стол и начинаем рассказывать про ненцев, про их традиции, обычаи, как они живут", — говорит Явтысая.
В это же время свои чумы поставили еще несколько энтузиастов, интересующихся традиционной ненецкой культурой. Как вспоминает Ксения Филипповна, тогда никакой конкуренции между владельцами гостевых чумов не было, даже когда в гости все чаще стали заглядывать туристы и командировочные и их прием стал приносить небольшой доход. В какой-то момент у Явтысая было пять чумов, но потом один пришлось отдать родственникам-оленеводам, затем скончался супруг Ксении Филипповны, и ее наладившееся было дело постепенно заглохло.
Центр арктического туризма
Когда недалеко от столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мара был построен Центр арктического туризма, Ксения Филипповна решила вернуться к полюбившемуся ремеслу — знакомить гостей тундры с обычаями ее коренных жителей. Так она стала культурологом-аниматором: водит туристов, рассказывает, как устроен чум, чем отличаются мужские нарты от женских, как ненцы принимают гостей.
"Чум начинается с выбора места: оно должно быть ровное, там кладут латы, то есть доски, важно, чтобы они не "ходили", не "плясали", — раскрывает часть секретов Явтысая. — Дальше выбирается место для очага. Раньше очаг был открытый, просто огонь. После этого ставят три шеста, причем нужно, чтобы они были абсолютно одинаковой длины, потому что если один будет хоть немного короче, в сильный ветер чум будет качаться и может даже упасть. Дальше укладывают остальные шесты, поднимают поднючье (материал из оленьей шкуры, на который кладется нюк — покрытие чума — прим. ТАСС)".
Вообще чум на удивление более вместителен и просторен, чем может показаться снаружи. Внутри хватает места для двух столов, стульев, очага, нескольких спальных мест.
За год ненцы собирают и разбирают свои жилища десятки раз, кочуя с места на место. Для них в отличие от крестьян-земледельцев домом является не участок, а вся тундра. Именно поэтому сам чум должен быстро собираться и разбираться.
"Зимой установка чума занимает около часа — хочется в тепло, холод подгоняет. Летом — еще меньше, потому, что, когда кочуют к морю, берут минимум вещей, да еще и комары… Чум разбирается и укладывается на сани, у чума может быть пять-шесть саней с одной стороны и столько же с другой. Все, что есть в чуме, складывается в эти сани, у каждых саней есть свое предназначение", — поясняет Явтысая.
Даже места для сна в чуме строго распределены — у входа спят самые старшие, а дети дальше от входа. В качестве простыней используют оленьи шкуры. Те, что с более коротким мехом, кладут днем, их легче чистить, а теплые шкуры с длинным мехом играют роль ночных простыней.
Ненецкое гостеприимство
Рассказы о жизни ненцев Ксении Филипповне нигде искать не надо: она хорошо помнит собственное детство.
Но привлекает она гостей не только этим: Явтысая организует поездки туристов непосредственно в тундру, к настоящим оленеводам. Хотя сначала сами ненцы в тундре с сомнением отнеслись к этой идее.
"Потому что им казалось, что туристы их будут отрывать от дел. Мне говорили: надо рассказывать о ненцах приезжим, ну так и рассказывайте сами. Потом отношение стало меняться: меня спрашивают, а почему не едут туристы, где же туристы. Это говорит о том, что есть интерес, что они поняли, где выгода", — рассказывает Явтысая.
Весь мир — в тундру
Сегодня в тундре бывают туристы не только из России, но и из Норвегии, Германии, Швеции, США, Мексики, Чехии — и это далеко не полный перечень. Так же широк и список профессий: Ксении Филипповне приходилось быть проводником в тундре для орнитологов и этнографов, журналистов и простых отдыхающих.
"Ненцы — народ гостеприимный. У чума стенки тонкие, все слышно. И если хозяйка слышит, что кто-то приехал, даже если она только убрала стол, она сразу накрывает его снова. Угощают обычно супом, дают жаркое, рыбу отварную. Летом добавляются ягоды. А вот грибы ненцы не очень любят, потому что это деликатес, в поисках которого разбредаются олени. Оленеводу надо собирать стадо обратно, поэтому мы грибы не очень любим", — рассказывает Явтысая.
У центра имеется три оленя, так что у гостей есть возможность прокатиться на оленьей упряжке и понять, что для ненца олень — не только еда, транспорт, жилище, но еще и друг. Ксения Филипповна говорит, что сможет узнать этих троих даже в большом стаде. Это же сможет и каждый оленевод. А олени знают путь к дому.
"Двоюродный брат моего мужа как-то попал в переплет — метель, пурга, ничего не видно. Говорит, что собирался в кропачьем чуме спать. Это когда зарываешься в снег, упряжка с тобой рядом, сани боком ставятся, тебя заносит снегом. Потом почувствовал, что олени-то идут и идут, и положился на них, вожжу ослабил, и они вывели к чуму", — вспоминает она.
Сегодня Ксения Филипповна работает над новыми проектами — разрабатывает с коллегами новые программы для праздников.
"Солнце нового года — 7 января. С каждым годом это мероприятие получает интерес, к нам стали приезжать, в журнале отзывов есть надпись на английском языке. В январе после полярной ночи в пасмурный день мы разводим большой костер, встаем вокруг него, и этот круг олицетворяет солнце. А по кругу передаем маленький огонек — свечу. Это символизирует, что мы все должны жить в дружбе и согласии", — говорит она.
Константин Крылов
Поездка в северный город Нарьян-Мар превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре. Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь. С нами для безопасности ехал ещё один.
Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацей иллюзий. Итак я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.
Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.
Никто из членов бригады никогда не был дальше Нарьян-Мара. Телевизора в чуме нет, хотя есть электрический генератор и можно соорудить антенну и поймать сигнал. Слушают радиоприёмник, от него получают все новости.
В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход "Буран" с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках.
Хотя для обучения детей оленеводов функционирует система интернатов при школах, обычно детей долго не учат, 4 класса и обратно в тундру. Дима, член бригады юных лет, окончил 7 классов и больше не учится. Хотя конечно некоторые юные ненцы заканчивают среднюю школу и продолжают учиться дальше.
09
Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом — минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью :-)
10
Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.
13
Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось - хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле.
17
Хлеба-соли по неопытности у меня не оказалось и она вернулась к своему ягелю.
18
Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям.
Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов.
27
Максим кормит собак.
29
Перекур.
31
Хоть ещё и очень холодно, но календарная весна уже началась :-)
32
Петрович делает запас дров в чуме.
Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.
33
- За печкой не ходи.
- Почему?
- Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
- Теперь знаю.
Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течении часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается "тихий час", видимо для того, чтобы поспать в тепле.
На перекус - порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.
36
Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал.
37
В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут.
40
Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди. Мне повезло, я приехал на стойбище за день до откочёвывания на новое место. Переезд состоится завтра. И напишу о нём я тоже завтра. Оставайтесь на связи.
Первая в России компания по производству всех видов этнического настоящего жилья: Юрты, Чумы, Аилы, Типи, Рубленые Дома
Chum Yurtalux trademark +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.
Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, минимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.
Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.
Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Энергоэффективность и отопление чума
Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.
Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.
Chum from Yurtalux +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Ветроустойчивость и выбор места
Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.
В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.
Production of tent poles +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Structure of the chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Устройство чума
Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.
Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.
Mobile home of reindeer herders +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com
Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.
Кочевники с Apple Pay, болоньевые штаны, северное сияние и водка в падиках. Наша героиня честно рассказывает, чем сегодня живет Новый Уренгой.
Есть города и регионы, в которые отважится поехать только смельчак. Мы пообщались с девушкой, выросшей в Новом Уренгое. Здесь световой день длится 5 часов, а люди, вопреки стереотипам, не купаются в золоте. Хочешь посетить русский север как турист или переехать ради заработка? Подумай несколько раз перед тем, как принять решение.
Двадцатидвухлетняя Анастасия прожила 17 лет в Новом Уренгое, а потом навсегда покинула город газовиков. Здесь уже 40 лет добывают полезные ископаемые, но до сих пор ничего не сделали для 116 тысяч местных жителей. Героиня, как и многие ее ровесники, не стала терпеть арктические условия и застой и уехала на юг. Тем не менее она хорошо помнит, как течет жизнь в Нуре — так сокращенно называют город северяне.
— В Новом Уренгое все крутится только вокруг денег, которые город получает с добычи газа. Но, на самом деле, на качестве жизни горожан это никак не отражается. Зарплаты в среднем как по Москве, но цены нередко выше. Многие в центральной России думают, что мы богачи, но это не так. Вообще, существует очень много стереотипов по поводу русского севера. Когда я выбиралась за пределы Нура, то часто слышала глупые вопросы. Например, одна моя знакомая из Новомосковска думала, что мы в школу добирались на оленях, а за учебу нам платили. Это был не троллинг, люди часто верят в подобные сказки. Конечно же это неправда.
Хочу развенчать некоторые стигмы: во-первых, мы живем не в чумах (жилище кочевых народов севера), во-вторых, Новый Уренгой — это не Сибирь, как многие думают. В России если север, то в сознании сразу всплывает Сибирь. Мы относимся к Арктической зоне, Новый Уренгой расположен чуть южнее Полярного круга. Севернее — еще несколько поселков и мелких городов, а за ними — льдины и медвежата. Мы нередко из своих окон видели северное сияние.
В чернушных российских фильмах показывают жизнь на севере через донышко бутылки водки, но Анастасия не считает, что в Новом Уренгое погода делает людей алкоголиками. Ты можешь не беспокоиться, что здесь тебя обворуют ради чекушки водки. Однако погода вносит другие коррективы — технические, и это никогда не отражается в кинематографе.
— Погода не особо влияет на наш быт — мы привыкли, что в морозилке теплее, чем на улице. Конечно, когда приходили жесткие морозы, то начальство делало небольшие поблажки. Запредельно низкая температура? Значит, будете работать на час меньше. В такие моменты людей по домам развозил специальный автобус. Ветер 25 метров в секунду? То же самое.
Но кайф от непогоды всегда ловили школьники. У нас существуют актировки — это дни, когда отменяли занятия в лютые минуса. На местных каналах об актировках предупреждали в бегущей строке, и каждое утро я скрещивала пальцы, включая телевизор: хоть бы -41°. Но если -40°, то незадача — это температура для младших классов. А я надеваю миллион свитеров и топаю в школу. В такие дни не обойтись без болоньевых штанов и трех пар варежек.
Портрет стереотипного северянина в любой стране одинаков: суровый мужчина с бородой, в глазах которого часто — тоска и отчаяние. Женщина — заложница положения, стареющая духом уже в 25 лет. Эти люди видели перспективы только по ТВ. Но наша героиня не совсем согласна с этим суждением и передает свое видение картины.
— Мне кажется, что на севере люди более добрые, хотя периодически здесь твое настроение очень сильно скачет. Особенно зимой, когда световой день длится 4-5 часов: рассвет в 11 часов утра, закат — в 15. Конечно, это влияет и на твой образ жизни, и на сон. Летом, в сезон белых ночей, не многим лучше. Периодами ты не можешь адекватно ощущать окружающую действительность, но душевную доброту не теряешь.
Кстати, приезжие тоже не стремятся покидать город, даже если мало получают. Люди как-то притираются, все-таки на севере есть своя особая атмосфера и романтика.
Еще север ассоциируется с кочевыми народами, но чувствуют ли местные их присутствие или это очередной стереотип? Зачастую представление об этих людях сильно искажено, Анастасия дает более точную картину их существования.
— Я не чувствую присутствия кочевых народов. Есть праздник — день оленевода, когда ханты и другие приезжают в город, показывают свои богатства: оленей, собак, быт. Только во время таких мероприятий я видела коренных жителей севера. Но моя мама вахтует за пределами Нового Уренгоя, в поселке Ямбург, и часто сталкивается с хантами, так как она работает в местной поликлинике в регистратуре. С болезнями и травмами кочевники обращаются к поселковым врачам, и с них не берут денег. При этом ханты, селькупы и остальные часто торгуют в таких населенных пунктах кожей, рыбой, мясом, изделиями из шерсти и так далее. Люди покупают, у кочевников деньги есть. Но тратят они их на своих детей, которые учатся в университетах или живут не по традициям.
Ханты не затворники, они много знают о современном мире, у многих есть смартфоны. Моя мама как-то покупала у них товары, и кочевница предложила расплатиться с помощью Apple Pay.
Если кто-то едет отдыхать в восточную часть России, то он устремляется к Байкалу и другим красотам. Но что увидит турист, отправившийся в Арктическую зону?
— С туризмом у нас все сложно. В основном к нам приезжают только ради сотрудничества и бизнеса — нередко едут даже из-за рубежа. Приезжим нечего смотреть в самом городе, кроме вечного огня (электрического), рядом с которым разъезжают скейтеры. Но за пределами Нового Уренгоя настоящая сказка — тундра, с ее неповторимой природой и животными. Она действительно кажется бесконечной, а максимальная высота деревьев не больше твоего роста. Туда нужно уходить, валяться в снегу и получать дикий кайф. Осенью здесь особенно хорошо — все расцветает тысячами красок: желтый, оранжевый, красный, хаки. Гуляешь, наслаждаешься и дышишь чистейшим воздухом. И это при том, что мы газодобывающая столица.
Кстати, есть условия для экстремалов — такие туристы иногда приезжают к нам. Для них тут и тюбинги, и снегоходы. Вообще, весь город зимой превращается в огромную площадку для экстрима: все дорожки заливаются водой, их превращают в катки.
Интересно было бы приехать, чтобы понять: мы не купаемся в золоте. Интересно было бы узнать, как живут люди в чумах. Тем, кто копит жизненный опыт, Новый Уренгой обязателен к посещению. Стоит ехать ради строганины, ради оленины, ради природы, в конце концов, голубику покушать — ты такого нигде не увидишь.
Как ты понимаешь, здесь совсем непросто, и для того, чтобы выжить, нужно приезжать во всеоружии. Наша героиня поделилась некоторыми секретами выживания с технической точки зрения.
— Уезжай обратно (смеется). Просто ты должен быть готов к северу — и не только морально. Надевай самую теплую куртку, которую только сможешь найти. Обязательно перчатки, причем не одни, и болоньевые штаны. Если не хочешь замерзнуть во льдах, то лучше укрываться по глаза. Волосы могут покрыться инеем, превратиться в сосульки. В этой ситуации ты примешь человеческий вид только в тепле, но вся голова у тебя станет мокрой. Кстати, девочкам советую не краситься — вся косметика непременно потечет.
Приехать развлекаться сюда не лучшая идея, но чем же занимается молодежь, живущая здесь?
— Ноль развлечений. У нас нет никакой инфраструктуры для молодежи, поэтому многие начинают выпивать. Конечно же, все хотят видеться и гулять, но возможности нормально собраться нет. Выход в этих условиях самый простой: либо спортивные секции, либо ТЦ, либо падик. Приходишь на фудкорт, садишься, смотришь на красивых мальчиков или девочек, а потом ищешь их ВК. Или идешь с друзьями в падик, закупившись алкоголем и сигаретами. Люди открывают, так как подъездные тусовщики действуют по простой схеме: самая сладкоголосая из компании звонит в домофон и просит открыть. Иногда даже оправдания не приходится выдумывать. А потом этот ангелок наравне с пацанами жрет водку.
Высшая планка в сфере развлечений — вписки. Снимают квартиру на двоих, потом зазывают всех знакомых и разносят жилье в щепки. Всем важно быть в крутой компании, город маленький, все друг друга знают и стараются закентиться.
Может сложиться впечатление, что в такой атмосфере город утопает в преступности. Чем еще заниматься молодежи, у которой нет шансов на нормальный отдых? Со скуки у многих может поехать крыша. Героиня приоткрыла занавес и поведала о криминальной обстановке.
— Проблемы с преступностью есть. В Новом Уренгое много приезжих ребят из солнечных республик, они постоянно с кем-то разбираются: где-то не так посигналили — и все, начинаются разборки. А еще из-за отсутствия позитива многие подростки прыгают с крыш, вешаются, режут вены. Это касается не только детей, но и взрослых мужчин — очень много такого дерьма. Условия для разгула криминала есть. Со мной лично произошла неприятная история, когда я была еще школьницей: захожу в собственный подъезд, и из подвала на меня выходит какой-то мужик. Он прижал меня к стенке, я закричала, что заставило его разжать руки. Я выбежала на улицу, но, как назло, не смогла набрать родителям — закончились деньги на счету. В итоге я набралась смелости, зашла — а его нет. Может быть, это был сосед, который вернулся в квартиру, может, ублюдок просто спрятался на последнем этаже. Не знаю.
У мамы тоже был неприятный случай. В 6 вечера возвращалась домой на такси, вдруг водитель начал петлять дворами и завез ее непонятно куда. Мужик заблокировал все двери, она не растерялась и начала звонить отцу, мол, встреть меня. Таксист помялся слегка, разблокировал машину, а мама вышла, сунув ему деньги. И это еще ерунда.
Не помню, в каком году в городе пропала девочка. Ее долго искали, организовывали поисковые отряды, но это не помогло. Через несколько недель ее нашли в каком-то люке, жуткая расчлененка была. Педофилов, судя по всему, достаточно. Но уровень преступности, наверное, больше в Южке (южная часть — старый город). Тут живут люди победнее, на Таежной улице дома деревянные либо бараки. И это в условиях севера. Несколько лет назад многие из них погорели во время лесных пожаров.
Совершенно особенное время в Новом Уренгое — это короткое и холодное северное лето. В этот момент жителям открываются двери из города, который практически весь год окружен ветрами и снегом.
— Есть только лето, чтобы куда-то уехать. У нас огромное расстояние между городами, а деревень в привычном понимании нет. Детей не отправляют к бабушкам на выходные, поэтому приходится ждать последнего звонка и надеяться, что родители увезут к морю. Ты сидишь месяцами дома, и иногда накрывает страх: а вдруг мы и летом никуда не поедем. Мне всегда было жалко одноклассников, которые не смогли воспользоваться каникулами. Все завидуют ребятам, которые уезжают. Из-за отдаленности складывается ощущение, что ты живешь на необитаемом острове. Какое-то неописуемое одиночество периодически накатывает все-таки.
Наша героиня развенчала многие стереотипы о жизни на севере и дала понять: к таким условиям нужно быть готовым. На вопрос о желании вернуться она ответила компромиссно.
— Я бы не хотела вернуться. Может, только для того, чтобы узнать, как живут оставшиеся знакомые. Приятно было бы вспомнить детство, погулять в тундре и подышать чистым воздухом, но жить здесь трудно.
Читайте также: