Чума в сергиевом посаде
В повременной печати недавно были указываемы местности нашего обширного Отечества, которые, по замечаниям опыта, бывали обыкновенно свободны от заболевания холерою в прошедшие холерные времена, и это обстоятельство объясняется естественными условиями таких местностей. Христианская религия, взирающая на жизнь человека с высоты небесной, со стороны спасительных целей человеческой жизни, не отвергает подобных объяснений.
Даже окружающий Лавру посад Сергиев по молитвам угодника Божия, преподобного Сергия, лишь изредка и весьма слабо поражаем был эпидемическими болезнями вообще и в частности холерою по сравнению с другими и при том нередко очень близкими к нему местностями Московской и смежной Владимирской губернии.
Как известно, Троицкая Сергиева Лавра хранит в себе всероссийскую святыню – нетленные мощи своего основателя, преподобного Сергия, пятьсот лет тому назад блаженно почившего, – и молитвами сего великого Угодника Божия хранима.
Святитель Филарет (Дроздов). Бумага, ч/б. ЦАК МДА
В 1830–1831 годах в России вообще и в частности в Московской губернии сильно свирепствовала новая губительная болезнь – холера. Святитель Филарет на праздник преподобного Сергия, 25 сентября (8 октября), назначил в Москве особое торжественное моление с крестным ходом соборным и по приходам.
По ходатайству угодника Божия, преподобного Сергия, холера, уже значительно усилившаяся в Москве к этому времени, по свидетельству современников, в этот день как бы утратила силу своего губительного действия. Если же так сильны были молитвы преподобного Сергия, к охранению Москвы от действия губительной болезни, то не тем ли более они должны быть сильны к охранению той обители, которую он основал и в которой самые святые мощи его почивают? Да! молитвы угодника Божия подлинно были столь сильны, что на всё холерное время 1830–1831 годов сохранили обитель его совершенно, а Сергиев Посад почти совершенно от губительного действия холеры.
А между тем о. наместник не ограничился по Лавре исполнением предписания ее настоятеля. Он предложил в день памяти преподобного Сергия после литургии вокруг монастыря сделать крестный ход с пением положенного в Требнике молебного канона и чтением молитвы с коленопреклонением с предохранением от опасности губительной болезни.
В 1847–1848 годах холера, было забытая в промежуток времени, протекшего с 1830–1831 годов, снова появилась в нашем Отечестве.
В связи с этим сентября 12-го 1847 года митрополит Филарет писал официально распоряжение по епархии, которое послано было и в Сергиеву Лавру. И в Лавре с Посадом Сергиевым так же, как в Москве и других местах Московской области, усердно молились Богу согласно предписанию настоятеля Лавры. Мало этого, в октябре того же 1847 года здесь предпринят был по усердию братии Лавры и жителей Посада крестный ход и не вокруг только обители преподобного Сергия, а и вокруг всего Посада с молебнами и остановками для коленопреклоненных молений на площади пред Лаврою и на известных местах в Посаде и окружности его.
Крестные ходы в Лавре с Посадом и в Вифании совершены были с горячим усердием и теплою молитвою к Богу об избавлении от опасности губительной болезни, почему как в 1830 году, так и теперь Господь по предстательству Царицы Небесной, обещавшей быть неотступною от места, освященного молитвенными подвигами великого угодника Божия преподобного Сергия и по заступничеству самого преподобного Сергия, сохранил Сергиеву Лавру и Вифанский монастырь совершенно, а Посад Сергиев почти совершенно от губительного действия заразительной болезни – холеры.
Профессор МДА Иван Николаевич Корсунский
Но в 1848 году холера в Москве и Московской губернии была еще сильна, несмотря на то, что в феврале 1848 года уже принесено было благодарственное Богу молебствие об избавлении от губительной болезни. Уже в июне того же 1848 года понадобились новые и более прежнего усиленные моления об избавлении от той же болезни, очевидно, гнездившейся в Москве и Московской области, хотя и скрываемой.
Но борьба с холерой в Лавре и Посаде скоро опять понадобилась. В августе 1854 года в Учрежденный Собор Лавры от митрополита Филарета прислано было данное Московской духовной консистории 9 августа предписание принимать в Лаврскую холерную больницу заболевших. И опять по милости Божией и по молитвам преподобного Сергия смертность от холеры, совершенно не бывшая в самой Лавре, в Сергиевом Посаде была весьма незначительна.
В октябре того же 1854 года Москва сочла себя совершенно освободившеюся от холеры. Подлинно, молитва от сердца, особенно общественная молитва и особенно подкрепляемая предстательством небесных святых ходатаев, много может пред милосердым Богом. Для Сергиевой же Лавры с окружающим ее Посадом сила такой молитвы еще более всегда увеличиваема была, как мы и замечали, предстательством Божией Матери и преподобного Сергия, еще более удерживавших руку Ангела смерти от посещения губительною болезнью избранного ими и освященного их посещением места. Так было дотоле; так и было и в последующие времена нашествия губительной болезни.
Холера слегка касалась Москвы и Московской области в 1860 и в 1866 годах. Но Сергиевой Лавры и Сергиева Посада Ангел смерти не коснулся.
В 1871 году холера снова появилась в Московской губернии и в окрестностях Сергиевой Лавры. Как в прежние холерные годы, так и теперь, Лавра преподобного Сергия пришла на помощь окрестному населению в его борьбе с холерою, взяв на себя значительную долю издержек по устройству временной холерной больницы в одном из домов на Московской улице (где ныне мужское городское училище) и снабжение больницы лекарствами из Лаврской аптеки, а между тем употребив и духовное предохранительное средство для той же цели, совершив торжественное на площади пред Лаврою молебствие об избавлении от губительной болезни. В результате в Сергиевой Лавре никто не умер от нее, а в Сергиевом Посаде лишь немногие, при том опять больше из пришлых, нежели из местных обывателей.
Нечего, кажется, и добавлять, что и ныне, когда та же губительная болезнь – холера – снова посетила наше Отечество и когда она близка также к Лавре с Сергиевым Посадом, обитатели Лавры и Посада могут питать твердую и несомненную надежду, что при их собственной крепкой вере и усердной молитве при соответствующем духу этой веры и молитвы настроении своем духовном молитвами угодника Божия преподобного Сергия и предстательством Богоматери посещение Божие губительною болезнью или не коснется, или мало коснется их святого и освященного места. Да не оскудевают лишь в нас вера и усердие к молитве!
Как прошла карантинная Пасха
Примечательно, что одна из дочерей Охлобыстина недавно переболела коронавирусом. Попасть в храм можно было по спецпропускам, под усиленными кордонами полиции.
Сегодня ночью в центре Москвы прошла пасхальная служба – только для своих, избранных. Несмотря на то, что все столичные храмы по рекомендации мэрии были закрыты, как минимум один гостей принимал. pic.twitter.com/Cp1LRnH7kt
В это время патриарх Кирилл служил в пустом храме Христа Спасителя. Это стало определенным подвигом для него, ведь многие клирики из ближайшего окружения патриарха уже подхватили вирус. Накануне храм подвергли самой тщательной дезинфекции. Но никто из VIP-персон там не появился: патриарху сослужили лишь четыре священника и четыре диакона. Плюс охрана и несколько снимающих журналистов. Обычно на пасхальной службе вместе с патриархом участвуют его викарные епископы, но их судьба в это смутное время неясна.
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
У одного — епископа Звенигородского Питирима (Творогова), ректора Московской духовной академии, — официально подтвержден коронавирус, он самоизолировался с сестрой в Сергиевом Посаде и пишет в блоге, что заразился на службе. Первый викарий патриарха митрополит Дионисий (Порубай), который раньше подменял Кирилла на торжественных службах, самоизолировался в Новоспасском монастыре, где уже три подтвержденных случая коронавируса. Ходят слухи о заражении главы синодального Отдела по делам монастырей архиепископа Феогноста и викария по Западному округу Москвы епископа Фомы, который служил вплоть до Страстной пятницы в храме Христа Спасителя. Официально подтвержден коронавирус у настоятеля Елоховского кафедрального собора Москвы протоиерея Александра Агейкина и руководителя службы протокола патриарха протоиерея Андрея Бондаренко.
Всего вирус вывел из строя около 50 священников РПЦ в Москве, что превышает 4% от их общего количества.
будто полиция будет закрывать глаза на появление прихожан у храмов в пасхальную ночь.
Во многих клириков и мирян это прямо досрочно вселило пасхальную радость. Но за несколько часов до пасхальной службы (18 апреля, в 17.00) уже из мэрии Москвы поступил противоположный сигнал:
власти не допустят проникновения людей в храмы, служить разрешается только клирикам и певчим.
Читайте также
Елецкий епископ Максим (Липецкая область), кафедральный собор которого власти буквально опечатали, вспомнил, как иудеи опечатали гроб Христа, что не помешало Ему воскреснуть. Он почувствовал особо болезненное отношение властей к посещению людьми храмов на фоне работы местных пивных или магазинов, где собираются очереди. Проявив деликатный подход и готовность искать компромисс, властям легче было бы договориться о той же социальной дистанции или о строгой дезинфекции с церковным начальством, чем с хозяевами магазинов и ларьков.
Фото: РИА Новости
но Пасху Онуфрий служил в домовом храме резиденции в Феофании, которая одновременно исполняет функцию больницы.
14 апреля он получал большую партию гумпомощи от миллиардера и депутата Вадима Новинского, который на следующий день официально признал себя зараженным коронавирусом.
Читайте также
Почему это важно
В статье преподавателя кафедры церковной истории МДА и клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Ильи Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.
В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководства совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.
Допетровская Русь
Чума в Москве 1770-1772 гг.
Чума в Тифлисе 1811 г.
В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.
Чума в Одессе 1812 г.
В следующим году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе в то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье – француз на службе Российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан, для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви[26].
Холера 1830-1833 гг.
О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям Московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.
Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам[27].
В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий[28]. Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных[29].
Чума в Одессе 1837 г.
Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:
- Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
- Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
- Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
- Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
- На время отменялся колокольный звон[43].
Чума в Ахалцихе 1838 г.
Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.
Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.
Статья преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии иерея Илии Письменюка, рассказывающая об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.
[1] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.
[3] Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.
[4] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.
[7] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.
[9] Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.
[10] Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.
[11] Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в до-Петровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.
[12] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.
[13] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.
[14] Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.
[15] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.
[16] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.
[17] Там же. С. 12-13.
[19] Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770—1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.
[20] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.
[22] Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770–1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.
[23] Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.
[24] Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.
[26] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.
[27] Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.
[28] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.
[29] Попов А.В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.
[30] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.
[31] Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу, архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.
[32] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.
[33] Там же. С. 460.
[34] Там же. С. 460-461.
[35] Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.
[36] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.
[37] Там же. С. 534-535.
[38] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.
[39] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.
[40] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.
[42] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23
[43] Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.
[44] Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.
[45] Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.
[46] Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.
[47] Попов А.В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сегодня заразившийся COVID-19 врач обратилась ко мне, после чего ответила на несколько вопросов:
— Добрый день, Андрей. Вам пишет врач педиатр с Пересвета. Я обращаюсь к Вам, как к адекватному человеку, который может адекватно освещать обстановку вокруг. Мне очень неприятно, что моя болезнь стала предметом всеобщего достояния, но что произошло? Врач, заразился от своих пациентов на приеме. За границей я не была, как все граждане находилась на самоизоляции, да я одна пока из немногих, у которых обнаружили вирус, но есть в стационаре и другие люди, которые лежат с таким же диагнозом. С пациентами, во время болезни я не контактировала. В чем сенсация происходящего? В том, что медики, выполняя свою работу, сталкиваются лицом к лицу с ней. Да, я заболела выполняя свой профессиональный долг. Необходимость обращения к Вам, обусловлена тем, что домыслы и сплетни, рождающиеся вокруг этой ситуации, препятствуют моему выздоровлению и скоро приведут к нервному срыву.
Я ответил, что никакой сенсации в том, что она заболела, нет, а людей, которые обращались ко мне, беспокоило отсутствие дезинфекции и карантина в больнице, куда они водят своих детей. По их словам, главврач её не проводил и ничего не объявлял, пока ему не указали на это сверху. Поинтересовался самочувствием и спросил, чем ей помочь.
— Только тем, чтобы население адекватно воспринимало сложившуюся ситуацию. Мы все в одной лодке. А то, по публикациям, создается мнение, что врач педиатр с Пересвета заразил весь округ. И вместо сочувствия на медиков выливается ушат грязи.
— Инкубационный период заболевания 14 дней, это мог быть любой пациент, приходивший на прием (часто пациенты скрывают факт нахождения за границей), а дети болеют в легкой форме и чаще всего являются переносчиком вируса, поэтому часто заболевание протекает под маской ОРВИ и поэтому установить достоверный контакт не предоставляется возможным.
Далее я выяснил, что положительный тест на коронавирус у 34-летнего врача-педиатра пришел в понедельник. До этого, около недели, у неё была повышенная температура и она находилсь с ней дома.
На вопрос о самочувствии она мне ответила, что сейчас чувствует себя замечательно и находится в стационаре Пересвета.
Похожая история случилась и с врачом из госпиталя на Ферме, которая работала и в частной клинике Сергиева Посада, а также с фельдшером скорой и, по непроверенной информации, с начмедом медицинского учреждения на Вакцине.
По заявлению главы городского округа Сергиев Посад Михаила Токарева, которое он сделал 10 апреля, на территории округа выявлено 33 заболевших коронавирусом. За последние сутки в России зафиксировано 2 186 новых случаев коронавируса. Всего заболели 15 770 человек в 82 регионах. Выздоровело за сутки 246 человек, всего – 1291.
Умерло за сутки 24, всего – 130.
Зачем писать, что люди подлые, что врача заразили. Вы что, в курсе, что они делали это специально? Такое впечатление, что у большинства людей от этого вируса произошла полная расфокусировка. Пишут полнейший абсурд. Соберитесь, еще много придется воспринять и пережить.
- "Мособлеирц" нарушает закон? 10.09.2014г. 126326
- Сколько стоит дом построить? Расчет 05.05.2016г. 105493
- Выбить дурь из головы 24.10.2011г. 97181
- Первые версии исчезновения "мамки" Лилии 02.02.2014г. 92594
- Страшное ДТП в Сергиевом Посаде с 3 погибшими 12.08.2014г. 85021
- Школа ЖКХ: Судебный приказ 19.10.2016г. 5490
- Новый рекорд: 2 640 человек за 24 часа 13.03.2012г. 2799
- Перевернулись грузовик и легковушка 29.09.2018г. 1950
- Взрыв дома в Загорских Далях. Два этажа снесло 11.11.2013г. 1942
- Потратили 5 лямов и назвали скейтпарком 03.10.2018г. 1866
Расписание фирменных поездов РЖД
Москва — С.-Петербург | Из Москвы | Из С.-Петербурга |
---|---|---|
Красная стрела | 23:55 | 23:55 |
Москва — Казань | Из Москвы | Из Казани |
Двухэтажный | 23:08 | 17:10 |
Москва — Адлер | Из Москвы | Из Адлера |
Двухэтажный | 10:10 | 18:17 |
С.-Петербург — Москва | Из С.-Петербурга | Из Москвы |
Двухэтажный | 22:50 | 22:50 |
Москва — Таллин | Из Москвы | Из Таллина |
Балтийский Экспресс | 23:10 | 15:35 |
Москва — Калининград | Из Москвы | Из Калининграда |
Янтарь | 17:20 | 13:47 |
Томск — Москва | Из Томска | Из Москвы |
Томич | 7:19 | 22:50 |
Москва — Екатеринбург | Из Москвы | Из Екатеринбурга |
Малахит | 13:35 | 2:19 |
Москва — Красноярск | Из Москвы | Из Красноярска |
Енисей | 13:18 | 14:54 |
Ижевск — Москва | Из Ижевска | Из Москвы |
Италмас | 16:40 | 17:38 |
Оренбург — Москва | Из Оренбурга | Из Москвы |
Оренбуржье | 09:23 | 17:16 |
Москва — Хельсинки | Из Москвы | Из Хельсинки |
Лев Толстой | 19:53 | 18:22 |
С.-Петербург — Хельсинки | Из С.-Петербурга | Из Хельсинки |
Аллегро | 06:40 | 06:12 |
Москва — Ростов-на-Дону | Из Москвы | Из Ростова-на-Дону |
Тихий Дон | 18:38 | 14:15 |
Москва — Н. Новгород | Из Москвы | Из Н. Новгорода |
Стриж | 06:35 | 06:45 |
Москва — Самара | Из Москвы | Из Самары |
Жигули | 20:08 | 18:40 |
Москва — Киров | Из Москвы | Из Кирова |
Вятка | 20:05 | 20:30 |
Москва — Владивосток | Из Москвы | Из Владивостока |
Россия | 13:20 | 04:02 |
С.-Петербург — Адлер | Из С.-Петербурга | Из Адлера |
Северная Пальмира | 20:00 | 15:41 |
Москва — Мурманск | Из Москвы | Из Мурманска |
Арктика | 00:41 | 19:20 |
Москва — С.-Петербург | Из Москвы | Из С.-Петербурга |
Невский экспресс | 13:50 | 13:20 |
Москва — С.-Петербург | Из Москвы | Из С.-Петербурга |
Гранд Экспресс | 23:40 | 23:42 |
Мегаполис | 00:28 | 22:29 |
Билеты на поезд по выгодным ценам на 24 апреля 2020
- Из Москвы
- Из Санкт-Петербурга
- Из Новосибирска
Направление | В одну сторону | Туда и обратно |
---|---|---|
Санкт-Петербург |