Эта встреча во время чумы
Каждый уикенд Александр Федута выбирает одно событие, о котором пишет две страницы текста — почему оно важно для него. И, возможно, не только для него. Читайте и сами решайте, повод это или нет. И — повод для чего.
Так отозвался поэт и философ Франческо Петрарка о самой большой потере в своей жизни.
Собственно говоря, мы ведь больше ничего и не знаем о его любви к Лауре де Нов. Молодой, 22-летний парень увидел, как прошла мимо него прекрасная девушка — и…
И — все. Больше ничего. А дальше было великое чувство, воспетое Петраркой в его бессмертных сонетах.
Когда, возжаждав отличиться много,
Я ваше имя робко назову —
Хвала божественная наяву
Возносится от первого же слога.
Но некий голос умеряет строго
Мою решимость, как по волшебству:
Вассалом стать земному божеству —
Не для тебя подобная дорога.
Так будь прославлен, несравненный лик,
Услышь, к тебе с хвалою восхищенной,
Как все кругом, стремлюсь я каждый миг,
Ведь Аполлон не менее велик,
Когда его листве вечнозеленой
Хвалу доставит дерзостный язык.
Некоторое время Франческо пытался встретить ее в Авиньоне и заговорить с ней. Но, похоже, так и не заговорил.
Мало того, мы знаем о ней лишь то, о чем написал влюбленный поэт. В приведенном нами сонете, где Петрарка зашифровывает ее имя через первый слог — Laura, — намекая на родство его с названием древа славы — лавра — laurus — или с металлом, олицетворяющим высшую ценность — l’aurea, — скрывается источник тревоги: а была ли на самом деле Лаура? Может быть, само имя ее было придумано как раз для того, чтобы расшифровывать его, играть с ним, делать намеки?
И что мы знаем об их чувстве? Только то, что Петрарка покинул Авиньон, где перед ним открывалась блестящая карьера при папском дворе (напомним: в те времена двор римского папы находился вовсе не в Риме, а именно в Авиньоне). Он предпочел стать каноником в Ломбе, но более не терзать свое сердце. И в конце концов лавровый венок он получил, хотя Лауру свою так и не обрел.
Потому что больше они не встречались. Если, конечно, вообще эта встреча была.
Но сама история великой платонической любви стала своего рода моделью для поведения поэтов грядущих эпох. Как путеводной звездой стала и форма сонета:
О вашей красоте в стихах молчу
И, чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу.
Но вижу — бремя мне не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно, вдохновенье,
И я его напрасно горячу.
Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?
Не раз перо я подносил к бумаге,
Но и рука, и разум мой сдавались
На первом слове. И опять сдались.
Без сонетов Петрарки были бы невозможны сонеты Шекспира и Ронсара, Мицкевича и Пушкина, множества других гениев, вступавших с великим итальянским гуманистом в соревнование. Появились венки сонетов и венки венков сонетов. И все это — благодаря женщине, о жизни и смерти которой мы не знаем почти ничего. Зато знаем, скольких людей она вдохновила. Вплоть до нашего земляка Адольфа Янушкевича, привезшего кипарисовую ветвь с ее могилы своему другу декабристу Александру Одоевскому.
Кстати, согласно одной из версий, Лаура де Нов умерла от чумы. Дай Бог здоровья всем нам. От чумы и в средневековой Италии, и в средневековой Франции люди спасались все тем же испытанным карантином — бегством и, скажем так, самоизоляцией. Так что шестого апреля, раз все равно все мы дома, достанем с книжной полки томик сонетов любого из великих влюбленных и выучим наизусть четырнадцать строк, которые понравятся вам больше всего. А потом прочтем эти стихи своим возлюбленным. Может быть (!), они сделают вид, будто поверили, что это наш сонет. Но даже тот факт, что мы просто выучили эти четырнадцать строк наизусть — ради них, — будет воспринят ими как жест любви, достойный Петрарки.
Как прошла карантинная Пасха
Примечательно, что одна из дочерей Охлобыстина недавно переболела коронавирусом. Попасть в храм можно было по спецпропускам, под усиленными кордонами полиции.
Сегодня ночью в центре Москвы прошла пасхальная служба – только для своих, избранных. Несмотря на то, что все столичные храмы по рекомендации мэрии были закрыты, как минимум один гостей принимал. pic.twitter.com/Cp1LRnH7kt
В это время патриарх Кирилл служил в пустом храме Христа Спасителя. Это стало определенным подвигом для него, ведь многие клирики из ближайшего окружения патриарха уже подхватили вирус. Накануне храм подвергли самой тщательной дезинфекции. Но никто из VIP-персон там не появился: патриарху сослужили лишь четыре священника и четыре диакона. Плюс охрана и несколько снимающих журналистов. Обычно на пасхальной службе вместе с патриархом участвуют его викарные епископы, но их судьба в это смутное время неясна.
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
У одного — епископа Звенигородского Питирима (Творогова), ректора Московской духовной академии, — официально подтвержден коронавирус, он самоизолировался с сестрой в Сергиевом Посаде и пишет в блоге, что заразился на службе. Первый викарий патриарха митрополит Дионисий (Порубай), который раньше подменял Кирилла на торжественных службах, самоизолировался в Новоспасском монастыре, где уже три подтвержденных случая коронавируса. Ходят слухи о заражении главы синодального Отдела по делам монастырей архиепископа Феогноста и викария по Западному округу Москвы епископа Фомы, который служил вплоть до Страстной пятницы в храме Христа Спасителя. Официально подтвержден коронавирус у настоятеля Елоховского кафедрального собора Москвы протоиерея Александра Агейкина и руководителя службы протокола патриарха протоиерея Андрея Бондаренко.
Всего вирус вывел из строя около 50 священников РПЦ в Москве, что превышает 4% от их общего количества.
будто полиция будет закрывать глаза на появление прихожан у храмов в пасхальную ночь.
Во многих клириков и мирян это прямо досрочно вселило пасхальную радость. Но за несколько часов до пасхальной службы (18 апреля, в 17.00) уже из мэрии Москвы поступил противоположный сигнал:
власти не допустят проникновения людей в храмы, служить разрешается только клирикам и певчим.
Читайте также
Елецкий епископ Максим (Липецкая область), кафедральный собор которого власти буквально опечатали, вспомнил, как иудеи опечатали гроб Христа, что не помешало Ему воскреснуть. Он почувствовал особо болезненное отношение властей к посещению людьми храмов на фоне работы местных пивных или магазинов, где собираются очереди. Проявив деликатный подход и готовность искать компромисс, властям легче было бы договориться о той же социальной дистанции или о строгой дезинфекции с церковным начальством, чем с хозяевами магазинов и ларьков.
Фото: РИА Новости
но Пасху Онуфрий служил в домовом храме резиденции в Феофании, которая одновременно исполняет функцию больницы.
14 апреля он получал большую партию гумпомощи от миллиардера и депутата Вадима Новинского, который на следующий день официально признал себя зараженным коронавирусом.
Читайте также
Спасибо, что прочли до конца
Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Танец как психотерапия
В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.
Соперничество под контролем церкви
Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.
Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.
Как танцевали в средние века
Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.
Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.
Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.
Наиболее модные танцы тех лет
Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!
На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.
Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.
Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву.
Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.
Как одевались танцоры
Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.
Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.
Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.
Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.
И в продолжение темы средневековья любопытная информация о том, какой косметикой пользовались женщины прошлого.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фото: РИА Новости / Владимир Трефилов
— Владимир Романович, как Церковь относится к новым мерам против распространения коронавируса — к продлению нерабочего периода до 30 апреля и требованию к гражданам самоизолироваться? Ведь теперь, получается, за поход в храм — штраф?
— Церковь относится с пониманием к мерам борьбы с коронавирусом, поскольку они существенно снижают риск заболевания для всех людей.
Что касается штрафных мер, то, насколько я понял из последовавших разъяснений, штрафовать будут тех, кто либо проходит лечение от коронавируса на дому, либо сидит на карантине, вернувшись из-за границы или вследствие контакта с заболевшим, либо входит в группу риска по возрасту или болезни. Всем этим категориям, конечно, не следует покидать дома.
— Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности.
— С какого числа Церковь введет новые меры и какие?
— Церковь в настоящий момент ввела достаточные меры, касающиеся безопасности в приходах. Также мы призываем к домашним молитвам, увеличиваем количество онлайн-трансляций служб из разных храмов.
Давайте соблюдать то, что введено, и нести ответственность за себя и окружающих.
— Не разорятся ли приходы и духовенство, если храмы останутся без прихожан на месяц, а возможно, и дольше?
— Несмотря на то что многие прихожане не имеют сейчас возможности посещать храмы, они не теряют связи со своим приходом. Продолжают поддерживать общение с настоятелем, сообща молятся о собратьях по вере, смотрят трансляции, организованные храмом, а также по возможности участвуют в делах помощи пожилым согласно призыву Святейшего. Таким образом, никакие ограничительные меры по определению не могут поставить под вопрос единство общины и жизнь прихода. Особенно для христиан, которые пережили времена, по сравнению с которыми коронавирус кажется легким неудобством.
Что касается поступления пожертвований, то, конечно, они сейчас сократятся: у людей сейчас меньше возможностей посещать храм, да и с работой не у всех все в порядке. Но Церковь всегда переживала со своим народом все, что выпадало на долю людей. Переживет и в этот раз.
— Продумывает ли Священноначалие какие-то действия для поддержки священнослужителей, особенно многодетных, а также малоимущих прихожан? Какой поддержки, в свою очередь, ждет от верующих?
— Церковь существует на пожертвования верующих. Мы надеемся, что прихожане храмов, где служат многодетные священники, не оставят их своим вниманием — на этой взаимопомощи зиждется и строится церковная жизнь.
Вместе с тем Священноначалие четко осознает все угрозы и прорабатывает меры, чтобы облегчить финансовое состояние приходов.
— Таинства не могут быть переведены в интернет. Именно поэтому мы говорим о том, что испытание, с которым мы сейчас столкнулись, очень серьезное. Об этом пронзительно сказал Святейший Патриарх в своей воскресной проповеди и в Послании к Церкви.
Церковь делает все возможное, чтобы те верующие, которые нуждаются в принятии таинств, имели возможность пригласить священнослужителя на дом, а он мог их посетить. В чрезвычайных обстоятельствах клирики всегда посещали прихожан на дому, и в этом смысле коронавирус ничего не изменил.
— Что делает штаб, специальная Рабочая группа Церкви, каков ее мандат, кто в нее входит? Как осуществляется взаимодействие со светскими властями, медиками и духовенством в регионах?
— Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции образована 23 марта 2020 года. Ее функционал четко определен в названии, то есть она в первую очередь обсуждает вопрос функционирования церковных учреждений в этот период, совершения богослужений и друге вопросы жизни Церкви, требующие корректировки в сложившейся ситуации. Решения Рабочей группы утверждаются Патриархом.
Члены нашей группы работают над созданием и реализацией мер, при которых священники могут исполнять пастырский долг в полном объеме по отношению ко всем верующим людям в сложных условиях распространения коронавируса. Для этого мы осуществляем взаимодействие со светскими властями и духовенством в регионах в диалоговом режиме.
Кроме того, с благословения Патриарха Рабочая группа уполномочена заявлять официальную общецерковную позицию по данному вопросу.
— Призовет ли Церковь не ходить на кладбища накануне Пасхи и в сам праздник? Ведь автобусы отменили, да и карантинные меры, по сути, не позволяют это сделать…
— Считаем, что время для определения того, как будет проходить празднование Пасхи, еще не наступило. До праздника более двух недель, ситуация все время меняется.
— Не грех ли вообще праздновать Пасху во время эпидемии? Как может сместиться акцент торжеств?
Единственное, что мы должны учесть при праздновании, — безопасность, чтобы не поставить под угрозу собратьев по вере и окружающих. Христиане праздновали Пасху даже во времена, когда их могли предать смерти каждый день. Найдем способ быть в этот день с Воскресшим Христом и сейчас.
— Сегодня многих людей волнуют вопросы: за что и зачем нам, всему человечеству такое наказание или испытание? Пандемия коронавируса — это Божественное провидение, или попущение, или ширма для темных дел тайного мирового правительства (есть и такие версии в интернете), или что это вообще такое?
— Как должен вести себя православный человек — что делать и чего не делать?
— Православный человек в любых обстоятельствах должен оставаться верующим во Христа, являть пример любви к ближним. Что бы ни происходило в мире, в нем всегда остается место для любви и поддержки.
Самое главное, что мы не должны делать, — не впадать в панику и страх — все это делает нас недостойными Царствия Небесного. Уныние лишает нас радости бытия, а быть со Христом может подобный Ему в любви и свободе человек. Такими мы способны быть только поддерживая друг друга в это нелегкое время.
Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин.
Почтенный председатель! я напомню
О человеке, очень нам знакомом,
О том, чьи шутки, повести смешные,
Ответы острые и замечанья,
Столь едкие в их важности забавной,
Застольную беседу оживляли
И разгоняли мрак, который ныне
Зараза, гостья наша, насылает
На самые блестящие умы.
Тому два дня наш общий хохот славил
Его рассказы; невозможно быть,
Чтоб мы в своем веселом пированье
Забыли Джаксона! Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая
Весельчака — но он ушел уже
В холодные подземные жилища…
Хотя красноречивейший язык
Не умолкал еще во прахе гроба;
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив.
Он выбыл первый
Из круга нашего. Пускай в молчаньe
Мы выпьем в честь его.
Твой голос, милая, выводит звуки
Родимых песен с диким совершенством;
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
Чтоб мы потом к веселью обратились
Безумнее, как тот, кто от земли
Был отлучен каким-нибудь виденьем.
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
Если ранняя могила
Суждена моей весне —
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, —
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.
И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!
Благодарим, задумчивая Мери,
Благодарим за жалобную песню!
В дни прежние чума такая ж, видно,
Холмы и долы ваши посетила,
И раздавались жалкие стенанья
По берегам потоков и ручьев,
Бегущих ныне весело и мирно
Сквозь дикий рай твоей земли родной;
И мрачный год, в который пало столько
Отважных, добрых и прекрасных жертв,
Едва оставил память о себе
В какой-нибудь простой пастушьей песне,
Унылой и приятной… Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!
О, если б никогда я не певала
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери;
Самой себе я, кажется, внимаю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…
Не в моде
Теперь такие песни! Но все ж есть
Еще простые души: рады таять
От женских слез и слепо верят им.
Она уверена, что взор слезливый
Ее неотразим — а если б то же
О смехе думала своем, то, верно,
Все б улыбалась. Вальсингам хвалил
Крикливых северных красавиц: вот
Она и расстоналась. Ненавижу
Волос шотландских этих желтизну.
Послушайте: я слышу стук колес!
Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею.
Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
Брось, Мери, ей воды в лицо. Ей лучше.
Сестра моей печали и позора,
Приляг на грудь мою.
Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый….
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь….
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?
Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны! Послушай,
Ты, Вальсингам: для пресеченья споров
И следствий женских обмороков спой
Нам песню, вольную, живую песню,
Не грустию шотландской вдохновенну,
А буйную, вакхическую песнь,
Рожденную за чашею кипящей.
Такой не знаю, но спою вам гимн
Я в честь чумы, — я написал его
Прошедшей ночью, как расстались мы.
Мне странная нашла охота к рифмам
Впервые в жизни! Слушайте ж меня:
Охриплый голос мой приличен песне.
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!
Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
Входит старый священник.
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.
Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!
Дома
У нас печальны — юность любит радость.
Ты ль это, Вальсингам? ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая, обнимал
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой,
Поющий бешеные песни, между
Мольбы святой и тяжких воздыханий?
Ступай за мной!
Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю —
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня, господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе, — поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, — признаю усилья
Меня спасти… старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!
Bravo, bravo! достойный председатель!
Вот проповедь тебе! пошел! пошел!
Матильды чистый дух тебя зовет!
Клянись же мне, с поднятой к небесам
Увядшей, бледною рукой — оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей ее бессмертных
Скрыть это зрелище! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих…
Где я? Святое чадо света! вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягнет уже…
Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!
Отец мой, ради бога,
Оставь меня!
Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.
Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.
Вот эти духоподъемные строки, активно распространяющиеся в Сети:
«Александр Сергеевич Пушкин , находясь на карантине по поводу холеры в Болдино , обращается к нам сегодняшним.
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.
На помощь разум призовём,
Сметём болезнь силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.
Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.
И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ
Однако друзья продолжали слать карантинные стихи. Замелькали они и в моей фейсбучной ленте. Зазвучали на радио, ТВ …
Тогда я решил отыскать настоящего автора. Благо, пару лет назад проводил подобное расследование по поводу стихотворений о вечных лакеях Европы с майдана, приписываемых Александру Сергеевичу.
Оказывается, наши поэты-современники публиковали их в Рунете под своими фамилиями. Но сетевой народ превратил в пушкинские.
А народ уверен – Пушкин написал про проповедь.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. В профиле ФБ вместо собственного фото у него красуется Джим Керри в зеленой маске из знаменитого фильма.
Но в мистификации Грим ни капельки не виноват. Обычно он пишет иронические стихи. Но 21 марта в Фейсбуке разместил оду.
Снабдив таким предисловием:
21 марта в 07:05 ·
Салам алейкум, честной народ!
Как говорится, коронавирус - коронавирусом, а Наурыз по распорядку.
Это единственный праздник, к которому я отношусь трепетно, ибо только он олицетворяет собой пробуждение от сна и наступление новой жизни.
От души поздравляю вас, люди доброй воли!
Навруз (Наурыз) - праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Считается самым древним на планете. Символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза ".
Обратите внимание: стихи появились в Сети 21 марта. И всего за несколько дней обрели сверхпопулярность, разлетелись по миру. Это тоже понятно. В условиях вселенской паники, падения мировой экономики, цены барреля, жутких ежедневных новостей о все новых и новых жертвах коронавируса, карантинов, самоизоляций, чудовищных фейков людям нужен хоть какой-то лучик света, кусочек счастья, надежда на будущее.
Все это и дает нам оптимистичное стихотворение Урри Грима. Он ведь сам в карантине, как и другие жители Алматы . Старается не падать духом. На днях выставил в ФБ фото, как собирается в магазин за хлебом, сопроводив ироничной подписью.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
23 марта. «Выхожу, одинокий и неприкаянный, в этот жестокий, коварный и опасный мир, кишащий вирусами, ментами и сексуально озабоченными женщинами.
ДОБРЫЙ ФЕЙК
Ну, а что же настоящий автор, скрывающийся под псевдонимом?
Урри откликнулся на чью-то мистификацию новыми стихами. На этот раз ироничными.
Какой такой, простите, Пушкин?
Что за пройдоха и нахал?
Не тот ли тип, что спирт из кружки
С какой-то нянею бухал?
Я зол, мне до смерти обидно,
Что нас так путает народ.
Как вам, товарищи, не стыдно?
Что за фантазии полёт?
Я потрясён сравненьем вздорным
И повторять уже устал,
Что дед мой вовсе не был чёрным
И звался он не Ганнибал.
Я помню каждое мгновенье
Отца казахские черты,
Своё в Актюбинске ученье
И переезд свой в Алматы.
Я житель этих территорий,
Душой и телом я казах
И у каких-то Лукоморий
Я не держал кота в цепях.
Вам подтвердят мои соседи
И побожится вся семья,
Что автор "Маленьких трагедий"
Или "Дубровского" не я.
Я с Гончаровой не встречался,
На танцах вместе с ней кружа,
И на дуэлях я не дрался
И не стрелял в меня бажа.
Да что там! Даже Ильичёва
Вам подтвердит, что я не лгал,
И про Бориса Годунова
Ни строчки в жизни не слагал.
Над "i" все точки я расставил
И хватит воду здесь толочь!
А то я, самых честных правил,
Могу не в шутку занемочь.
Читайте также: