Философское направление общее для авторов бесы тошнота чума
Экзистенциализм и философская антропология
Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.
Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.
Укрепляется мнение, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни (немецкий религиозный философ М. Шелер). Или, как отмечал французский персоналист Э. Мунье, - существование человека – первая проблема философии. Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская антропология и наиболее яркое – экзистенциализм.
Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.
У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874-1948), Л.Н. Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) – во Франции; Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.
С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.
Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:
1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).
2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).
Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:
- Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
- Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.
- Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
- Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
- Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).
- Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
- Человек способен к преобразованию мира.
Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.
К. рассматривает человека как экзистенцию, акцентируя внимание на различных ее состояниях, например на состоянии:
- страха – трепетного состояния жгучего опасения перед неизвестным и таинственным;
Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу:
1) эстетическая стадия – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся хаотичностью, случайностью с соответствующей формой существования (эстетизмом) и человеком, поглощенным этой стадией (эстетикой);
Философия К, фиксирующая основные категории и диалектику человеческого существования, во многом явилась основой философского течения ХХ в. – экзистенциализма.
Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла.
2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;
Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.
Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.
Я полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а , значит, к философствованию. По Я, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость.
Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.
Сущность и существование: У вещей сущность предшествует существованию. Например: нож делают исходя из определенных представлений, для чего и каким он должен быть. У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных суждениях? Идея о том, что никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима.
Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.
Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.
Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.
Основные идеи экзистенциализма:
- в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
- внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
- пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
- человек свободен в своём выборе;
- у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
- отрицание науки.
Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.
Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.
- "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"
- "Какова цель моей жизни?"
- "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"
- "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"
Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:
- научить его распознавать своё истинное "Я". Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть "Я", которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть "Я", которым мы становимся, потому что работаем над собой;
- помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
- подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
- научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
- помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
- помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
- привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.
История экзистенциализма
Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.
Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.
Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.
Личность в экзистенциализме
Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему "Я" человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.
Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего "Я", они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.
Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.
Представители экзистенциализма
- Сёрен Кьеркегор;
- Фридрих Ницше;
- Зигмунд Фрейд;
- Эдмунд Гуссерль;
- Мартин Хайдеггер;
- Карл Ясперс;
- Освальд Шпенглер;
- Анри Бергсон;
- Георг Зиммель;
- Николай Александрович Бердяев;
- Лев Исаакович Шестов.
- Жан-Поль Сартр;
- Альберт Камю;
- Габриэль Марсель;
- Симона де Бовуар.
В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.
Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы", затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.
Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее "Я", которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.
По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее "Я" человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.
(От лат. nihil — "ничто") философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.
Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.
Гуссерль писал о "чистом сознании" человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к "идеальному бытию", которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.
Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.
Экзистенциализм и религия
Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).
При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.
Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.
Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.
Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.
В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — "позитивный" экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.
По мнению последователей "позитивного" экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.
Смотрите также значение Религия.
Трансценденция
Трансценденция (от лат. transcendere — "переступать") — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.
У экзистенциалистов есть много определений слова "трансценденция". По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.
По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.
В начале 40-х годов двадцатого столетия центр экзистенциалистского движения перемещается во Францию. Именно в этот период создают свои наиболее значительные произведения Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бовуар, А. Сент-Экзюпери.
Экзистенциализм - направление в философии и одна из течений модернизма, где источником художественного произведения стал сам художник, который выразил жизни личности, воссоздав художественную действительность, роскошных крыла смысл жизни вообщеі.
Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий – в Первую мировую войну, французский – во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т. п.
Также как и немецкий экзистенциализм французская “философия существования” в центр внимания помещает человека.
Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:
- Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
- Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.
- Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
- Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
- Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).
-Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
- Человек способен к преобразованию мира.
В центре внимания экзистенциалистов - внутренний мир свободной личности, которую окружали страх, одиночество, страдания и смерть, стали составляющими абсурдности бытия. В произведениях этого направления показано противостояние между бытием (Вселенной, природой, социумом) и существованием (человеком, его внутренней жизнью) Человек по Вселенной перебувала в состоянии непостижимости, а тот, в свою очередь, стал равнодушным к человеку. В основе экзистенциализма лежало утверждение абсурдности бытия.
Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.
Для французских экзистенциалистов характерна активная литературно-художественная деятельность. Свои идеи они излагают не только в философских трактатах, но и в многочисленных драматургических произведениях, новеллах, романах, мемуарах.
По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него (осмысления) положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.
Темы, которые поднимает автор, типичны для философии существования — человеческая судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности. Сартр подчёркивает значение свободы, трудности, которые она привносит в существование, и шансы, позволяющие их преодолеть. Протагонист романа пытается найти Истину, он хочет понять окружающий его мир. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни
Смысл названия: Сартр - использует описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество, страх, отчаяние, отвращение и других поистине трагических мироощущений личности. Поначалу они фиксируются под единым сартровским экзистенциальным символом. Это ТОШНОТА, причем тошнота скорее не в буквальном, а именно в экзистенциальном смысле. Рокантен, по примеру мальчишек, бросавших камешки в море, взял в руки гальку. "Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень. Камень был гладкий, с одной стороны сухой, с другой - влажный и грязный", - записал в дневнике Рокантен. Чувство отвращения потом прошло, но нечто подобное повторилось в другой ситуации. Пивная кружка на столе, сиденье в трамвае - все оборачивается к Рокантену какой-то непостижимо жуткой, отвратительной стороной. В кафе взгляд его падает на рубашку и подтяжки бармена. "Его голубая ситцевая рубаха радостным пятном выделяется на фоне шоколадной стены. Но от этого тоже тошнит. Или, вернее, ЭТО И ЕСТЬ ТОШНОТА. Тошнота не во мне: я чувствую ее там, на этой стене, на этих подтяжках, повсюду внутри меня. Она составляет одно целое с этим кафе, а я внутри. Итак, прежде всего от человека как бы отторгаются вещи - причем не только действительно отвратительные, но и вещи, которые принято считать красивыми, ладно сделанными человеком или возникшими вместе с самой природой, у многих вызывающей восхищение. Рокантен же видит плюшевую скамейку в трамвае - и
его охватывает очередной приступ тошноты. Это побуждает Рокантена вынести обвинительный акт миру вещей.
Тошнота — это слишком сильное обострение ощущений Антуана, сопровождающее внезапное осознание мира. На него вдруг наваливается окружение — образы разлагающихся, по его мнению, людей, тяжелеющий воздух, цвет стены — всё, что угодно.
По сюжету, герой романа обитает в вымышленном французском городе Бувиль. Имя города можно перевести как Грязь-город. Протагонист часто внимательно наблюдает за людьми, за толпой, но эти наблюдения можно сравнить с наблюдениями за животными — Антуан как будто бы даже не считает себя человеком, и уж точно не частью толпы.
Герой практически не общается с людьми и сильно страдает от этого, от невозможности высказаться хоть кому-нибудь. От этого его жизнь становится ещё сложнее и ещё запутаннее. Но при этом Антуан не ищет человеческого общества, наоборот, он намеренно избегает его, можно сказать, храня своё одиночество, упиваясь им. В этом можно увидеть один из парадоксов романа: герой страдает от одиночества, но он не хочет его нарушать. Иногда в жизни Рокантена наступают светлые периоды, иногда он даже чувствует себя счастливым. Но моменты эти редки, и их закономерность очень сложно понять — следовательно, счастья очень сложно достичь. Герой счастлив, когда жизнь наполняется смыслом — музыкой, приключением, Событием.
Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании.
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвящённые маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
Экспозиция произведения – мы узнаем, что главный герой, Антуан Рокатен, пишет работу, посвященную маркизу де ль Рольбону.
Завязка – 1932г. У него появляется странное чувство безумия, которое мешает ему работать.
Развязка – Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится на содержании, а Рокантен намерен насовсем переселиться в Париж. Возвращается в Бувиль за вещами; заходит в кафе, где проводил много времени и просит официантку поставить его любимую песню, и эта песня заставляет его подумать о её авторе, о певице, которая её исполняет. Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Финал романа открыт.
• он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не
изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;
• существование – мира и человека – не имеет причин, а значит и лишёно смысла;
Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она – сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.
1) непревзойденность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни;
А взгляды, как и произведение Камю, несут на себе отпечаток экзистенциализма. А. Камю как–бы убеждает, что мир ‒ это хаос, в нем не бытуют закономерности. Все происходит случайно. Человек одинок, не может понять смысла своей жизни. Единое, что дает возможность понять смысл собственного существования ‒ это некая критическая,
В силу разразившейся эпидемии в городе вводится карантин, вынужденная изоляция создает анклав (≈АТО) граждан, лишенных внешних связей.
Разорванность с миром переводит бытие человека в режим самоуправления, который можно сравнить с искусственной моделью одиночества.
Индивидуум предоставлен самому себе, угроза смерти устраняет прежде значимые социальные условности.
4) проблема нецелесообразности и абсурдности жизни;
Абсурдность убирает иллюзии, действуя вопреки установившейся традиции. Принимая подобный выход как возможность разрешения любой ситуации, человек выходит из–под контроля общества, его представления о мире и о себе становятся качественно иными, пребывают в другом логическом измерении.
5) проблема внутреннего выбора;
• отец Панлю от оправдания существования чумы как непостижимого босого промысла переходит к активной борьбе против зла. Отец Панлю просит бога спасти этого ребёнка, но ребёнок умирает. И тогда отец сомневается в справедливости и всесильности господа. Его вторая речь милосерднее и человечнее, он почти дошёл до ереси, характеризуя масштабы зла, принесённого чумой. Но вместе с тем не может отречься от своей веры. Автор отдаёт отца Панлю чуме, потому что он не достиг соглашения с самим собой в понимании единства любви к господу и к отдельному живому человеку. Он выбрал Бога и умер с распятием в руках, мужественно перенеся страдания.;
а не крепыши Тарру и Панлю.;
• Коттар, имморалист, выродившийся в мелкого жулика; именно Коттар становится сумасшедшим и душевнобольным после того, как недуг миновал, в конце романа;
• Жан Тарру, именно он является основателем санитарных дружин в городе с обострением всеобщего недуга
Важно, что герои Камю делают свой выбор сознательно. Идея нравственного выбора является стержнем каждого из персонажей романа. Писателя меньше интересуют факты биографии и особенности характера его героев. Главное внимание Альбера Камю сосредоточено на их экзистенциальном кредо.
ЧЕРТЫ ЭКЗИСТЕНЗИАЛИЗМА В РОМАНЕ:
1) Источником художественного произведения является сам художник, который отражает бытие личности;
2) Человеческое существование не может быть познано рациональными средствами, потому особенностями являются и большая роль интуиции, и прозрений, и внезапных озарений, ведь человек для писателей–экзистенциалистов не есть объектом для проведения обследований и изучений;
3) Литературное искусство не поддается теоретическому анализу, оттого чрезмерное и неординарное внимание экзистенциалисты уделяют эмоционально–экспрессивным средствам художественной выразительности;
4) Воссоздание отчуждения личности от общества и человечества в целом;
5) Изображение духовного кризиса, абсурдности и трагизма существования, как человека, так и человечества в целом.
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:
• соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
6) Изображение сущности человека вне влияния Бога.
Экспозиция произведения − хроника тяжкого года в Оране. Пройдя сквозь городские ворота вслед за очевидцем того, как однажды тут вдруг вылезли из подвалов тысячи крыс и вспыхнула эпидемия чумы, читатель попал в печальные кварталы, выжженные солнцем.
Завязка - спор доктора Рие с коллегами и чиновниками, которые не желали посмотреть правде в лицо и признать, что они имеют дело с чумой.
Развитие действия - создание санитарных дружин, попытки Рамбера бежать из Орана, достижения чумой своей высшей точки.
Кульминация - изобретение вакцины и спасения первых больных.
Развязка - снятие санитарных границ, приход к Орана первого поезда смерть жены врача, Рие у умирающего Тарру.
Финал романа открыт. Наверное, потому, что уничтожить чуму невозможно, поскольку при определенных условиях она снова вернется
Итак, фабульную основу романа составила рассказ об отчаянной борьбе жителей алжирского города Оран с эпидемией чумы, внезапно вторглась в размеренную и спокойную жизнь города, разрушила его привычный ритм и вселила в сердца еще недавно уверенных в себе оранцев ощущение полной незащищенности, неуверенности, одиночества и страха смерти . Композиция романа построена в форме четкого хроникального изложения событий, которые представлены в их последовательном временном течении, при этом также распределение частей произведения приведен в соответствие с природного распределения отрезков времени. А именно: все события, изложенные в романе, разворачивались в течение одного года. Пять частей, из которых состоял роман, почти точно распределены по временам года и
последовательно фиксировали все этапы нарастания, обострения и спада чумной эпидемии. Весной, в первой части романа, чума впервые обнаружила свои страшные знаки в городе. Лето, события которого охватили вторая и третья части романа, - это период непрерывного нарастания и катастрофического обострения масштабов эпидемии. Осенью - в четвертой части романа - показано, как постепенно эпидемия стабилизировалась, не сбавляя, но и не увеличивая количества своих ежедневных жертв. Наконец на конец декабря эпидемия полностью сошла на нет.
9) Целостность, единство, как–бы взаимное дополнение и сплоченность философско–литературных произведений писателей–экзистенциалистов.
10) Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.
При помощи образа чумы, Камю пытался передать атмосферу оккупированной немцами Франции.
Образом чумы я хочу передать атмосферу удушья, в которой мы находились, атмосферу угрозы и изгнания, в котором мы жили. В то же время я распространяю его значение на бытие в целом.
Проблема Человека как личности глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни
Проблема отчуждения человека
Проблема абсурдности жизни
Жизнь ≠ Чума ≠ Смерть
Перед каждым возникает проблема: бороться или сдаться?
Оранские обыватели выжидают, наполняются страхом, ждут смерти или чуда
Те, кто не разучился мыслить, делают выбор
Бернар Риэ – врач–гуманист, его выбор на пользу человека и жизни. Его идеал – любовь к людям в целом Жан Тарру – гуманист, противник смертной казни и беды в целом, выбирает борьбу за жизнь и становится жертвой чумы
Отец Панлю – не выдерживает противоречия между любовью к богу и любовью к живому человеку, выбирает для себя смерть Старый испанец (астматик) – воплощение идеи сбережения жизненной энергии, хочет жить, не заботясь ни о чём
Коттар – выбирает между любовью к самому себе, к деньгам и между возможностью быть с людьми в тяжёлых испытаниях; несёт в себе преступное начало, одобряет чуму как средство своей безопасности и нажив
Читайте также: