Ислам чума нашего века
Чёрная смерть 'Амвас
Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.
В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.
С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.
Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.
Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.
К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.
Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.
В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:
كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ
Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.
Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.
Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).
Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.
Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.
С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).
В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…
Подготовил Хаджимурад Алиев
Нынешняя вспышка коронавируса пробудила воспоминания о предыдущих пандемиях, пишет Мустафа Абу Снейнех.
Чума, пандемия и мор были в центре внимания писателей, историков и поэтов, начиная от средневекового “Декамерона” Джованни Боккаччо и “Дневника чумного года” Даниэля Дефо и заканчивая недавней “Слепотой” Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго.
Особенно это касается Ближнего Востока и в Северной Африки, где существует многовековая традиция писать о болезнях и медицине.
Одна из самых известных работ – “Чума”, написанная франко-алжирским писателем Альбером Камю. Действие романа, опубликованного в 1947 г., происходит в алжирском городе Оран и основано на эпидемии холеры, охватившей город в 1849 г. (Камю предпочел поместить свой роман в современную эпоху).
В том же году Назик аль-Малайка написала рассказ о холере в Каире. Тысячу лет назад Ибн аль-Варди в своей оде выступил против чумы, но через два дня сам умер от этой болезни.
Однако связанные с эпидемией работы из этого региона не относятся лишь к жанру фикшн, а также включают гигиенические руководства, книги путешествий и хадисы.
Работы писателя 9-го века Ибн Аби ад-Дуньи, а также более поздние работы Ибн Хаджара аль-Аскалани давали указания о том, как бороться с болезнями.
В 1947 г. тема холеры преобладала в египетских СМИ / Источник: middleeasteye.net
1947 год: холера в Египте
“Холера”, написанная иракской поэтессой Назик аль-Малайкой (1923-2007), изображает смерть, горе и агонию, которые потрясли Египет в последние месяцы 1947 года.
Эта вспышка, которая сильно ударила по стране, считается одним из самых крупных случаев заболевания в Египте в 20 веке. От нее умерло 10 276 человек, а общее количество заболевших было 20 805 человек. В этот период Египет был отрезан от остального мира на фоне ограничений на поездки.
Хотя происхождение инфекции точно не было установлено, многие египтяне верили, что ее распространили английские солдаты, возвращавшиеся из Индии (в Египте в конце 1940-х гг. было большое количество британских гарнизонов).
Аль-Малайка вызывает в воображении яркие образы экипажей, перевозящих мертвые тела, и тишины, которая обрушилась на египетские улицы; она также использует разговорные фразы для обозначения болезни, такие как “аль-шота” и “аль-хейда”, которые переводятся как “скорая” и “быстрая”.
Ее стиль был высоко оценен критиками, будучи новаторским в использовании свободного стиха, а не традиционной арабской оды, имевшей 1500-летнюю историю.
Прислушайтесь к шагам прохожего,
В тишине рассвета.
Послушайте, посмотрите на траурные процессии,
Десять, двадцать, нет … бесчисленное множество.
Повсюду лежат оплаканные трупы
Без надгробной речи и минуты молчания.
Человечество протестует против преступлений смерти.
Холера – это месть смерти.
Даже могильщик не выдержал,
А кто будет восхвалять мертвых?
О Египет, мое сердце разрывается от разрушительных сил смерти.
На чуму возложили ответственность за обострение напряженности между Сфаксом и Венецией: здесь войска под командованием Анджело Эмо бомбардируют тунисский порт/ Источник: middleeasteye.net
1784 год: чума в Северной Африке
Популярное описание пандемий было сосредоточено на таких вспышках, как средневековая Черная смерть или вспышка гриппа в 1917-1920 годах, которая ошибочно обозначается как “испанский грипп” или “испанка”. Но были и локальные эпидемии.
Книга “Десять лет при дворе Триполи” была написана некоей “мисс Талли”, невесткой Ричарда Талли, британского консула в Триполи, в конце 18 века.
Портовый город в современной Ливии был поражен чумой в 1785 году. Талли пишет о том, как сжигание соломы использовалось в домах в качестве фумигации:
Друга впускают только в обитую циновками комнату, где он уединяется в дальнем конце комнаты на соломенном стуле. Теперь никаких дел не совершается, но между человеком, впущенным в дом, и тем, с кем он разговаривает, постоянно горит солома”.
Но такая же тяжелая ситуация сложилась и в Тунисе. 29 апреля 1785 года Талли писала:
За последние несколько недель несколько курьеров пересекли пустыню от Туниса до этого города, распространяя чуму на своем пути; и поэтому страна вокруг нас повсюду заражена”.
Чума достигла тунисского города Сфакс в 1784 году и должно быть убила приблизительно 15 000 человек, это в портовом городе с населением 30 000 человек, что вдвое больше, чем в Триполи.
Ранее Сфакс был поражен чумой в 1622 году и снова в 1688 году, но вспышка почти столетие спустя была еще более смертельной, уничтожив большую часть правящего класса, включая чиновников, политиков, юристов и поэтов.
Это началось, когда морские купцы прибыли после спасения от чумы в Александрии. Им было отказано во въезде в Сфакс, но некоторым морякам удалось нарушить приказ.
Карта мира XIV века работы Ибн аль-Варди / Источник: Библиотека Конгресса
1349 год: мор в Сирии
Ибн аль-Варди (1292-1349), сирийский историк, родился в Маарат ан-Нумане. Он писал о Черной смерти, которая пронеслась по всему миру в середине XIV века, от Азии до Ближнего Востока, а затем попала в Европу.
Аль-Варди жил в Алеппо, которого чума достигла в 1349 году, опустошив город за 15 лет и унося иногда около 1000 жизней каждый день. Его эссе, посвященное чуме, представляет собой исторический отчет о ее влиянии на Левант.
Чума началась в стране тьмы. Китай от этого не спасся. Чума поразила индийцев в Индии, Синде, Персии и Крыму. Чума уничтожила человечество в Каире. Это остановило все движение в Александрии.
Затем чума перекинулась на Верхний Египет. Чума напала на Газу, захватила Сидон и Бейрут. Затем она направила свои стрелы на Дамаск. Там чума сидела, как лев на троне, и раскачивалась с силой, ежедневно убивая тысячу или больше и уничтожая население.
О Боже, она действует по Твоему приказу. Сними это с нас. Это происходит там, где Ты хочешь; удержи чуму от нас”.
Аль-Варди также написал стихотворение о пандемии:
Меня не пугает Черная смерть как других –
Это всего лишь мученичество или победа.
Если я умру, то отдохну от противоборства,
А если я выживу, то мои глаза и уши заживут.
Он умер через два дня от Черной смерти, которая вызывала воспаление желез на шее, в подмышках и паху.
Мечеть Аль-Азхар в Каире: строительство началось вскоре после того, как в городе жил иракско-сирийский поэт Аль-Мутаннаби / Источник: middleeasteye.net
10 век: лихорадка в Египте
“Ночной гость”, ода иракско-сирийского поэта Аль-Мутаннаби (915-965) лихорадке, считается одним из шедевров классической арабской поэзии.
Ахмед бен аль-Хусейн аль-Кинди родился в Куфе (Ирак) и имел прозвище Аль-Мутаннаби, что переводится как “выдающий себя за пророка”. Он ревностно относился к поэзии и полагался в своем вдохновении на чувства и переживания, а не на простые абстракции.
В “Ночном госте” лихорадка изображается как застенчивый любовник, пробирающийся в постель Мутаннаби после наступления темноты. Читатель может интуитивно почувствовать и увидеть этого непрошеного гостя, поскольку в лихорадке жертва бредит и покрывается потом.
Мутаннаби был в состоянии стресса, когда писал поэму в Египте, только что поссорившись с лучшим другом Сайфом ад-Дауля, правителем Алеппо. Он был убит разбойниками в 965 г. во время путешествия из Ахваза в Иран. Его влияние в то время было так велико, что известие о его смерти разнеслось подобно грому по всему мусульманскому миру.
Аббасидский халиф Аль-Мамун (слева), правивший в первые годы жизни Ад-Дуньи, был убежденным сторонником учености (рукопись 12-13 века) / Источник: Национальная библиотека Мадрида
9 век: руководство из Ирака
Одним из первых ученых, написавших книгу о Черной смерти, был Ибн Аби ад-Дунья (823-894) из Ирака. Он известен тем, что был учителем аббасидских халифов.
В первые века истории ислама о чуме мало писали: до IX века ни один серьезный ученый не посвятил этой теме ни одной книги и не предложил мер, чтобы избежать заражения.
Ибн Аби ад-Дунья был первым, кто изменил эту ситуацию. То, что он имел доступ к самым могущественным правителям того времени, означало, что его слово имело вес.
В “Книгу эпидемий” он включил хадис о лихорадке:
В его “Книге болезней и искупления” приводятся примеры того, как люди, включая Пророка Мухаммада (САВ), лечились от болезней в первые дни Ислама.
Его книга “Подношение милостыни в благодати чумы” была одним из самых популярных произведений о Черной смерти, которая только что охватила Восточное полушарие.
Копия Корана, датируемая концом 7-го века / Источник: Музей исламского искусства в Катаре
639 год: хадисы в Палестине
Палестинская деревня Эммаус находится между Иерусалимом и Рамлей. В 639 году она была поражена чумой, которая распространилась по Леванту и унесла жизни многих сподвижников Пророка Мухаммада (САВ).
Около 25 000 человек погибло во время эпидемии чумы в Эммаусе, в том числе сподвижники Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Муад ибн Джабаль, Шурахбиль ибн Хасана. В результате мусульманские ученые начали писать о том, что такое чума, о шагах, которые должны предпринять жители, о правильном питании, о личной гигиене и о том, как переезжать из города в город.
Один из широко цитируемых хадисов Пророка Мухаммада (САВ) в книгах о чуме, советует:
Если вы услышите, что в какой-либо местности разразилась эпидемия, то не идите в эту местность. А если она разразится в том месте, где вы находитесь, то не покидайте ее”.
Еще один хадис гласил:
Не следует больного помещать со здоровым”.
Изоляция и пребывание дома: сейчас это так же актуально, как и 1400 лет назад.
Чёрная смерть 'Амвас
Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.
В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.
С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.
Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.
Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.
К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.
Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.
В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:
كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ
Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.
Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.
Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).
Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.
Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.
С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).
В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…
Подготовил Хаджимурад Алиев
Буквально вчера зашёл спор с одним человеком, который, надеюсь, покажется здесь, относительно ислама. Я считаю, что ислам - это религия ненависти и насилия. Всего в Коране 213 аятов, посвящённых убийству неверных, по сути вся 9 сура этому посвящена. Несколько примеров:
Коран - (9:5): "А когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, везде где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! И если они обратились (в Ислам) и выполняли молитву и делают очищение, то освободите их: ведь Аллах - проющий и милосердный!"
Коран - (8:65): "О пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ не понимающий."
Коран - (2:216): "Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. Но может быть, вы ненавидите что-то, а оно благо для вас."
Коран - (2:191): "И убивайте их везде, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн - хуже, чем убиение!"
Коран - (9:29): "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной - из тех, которым ниспослано писание, пока они не заплатят джизья своей рукой, будучи униженными."
Коран (48:20): "Аллах обещает вам обильную добычу, которую вы захватите (у неверующих), . "
Коран - (8:39): "И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху."
Коран - (8:12): "Я брошу страх в сердца неверующих; Бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!"
Коран - (8:15,16): "О те, которые уверовали! Когда вы встретите неверующих в движении, то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха."
Коран - (9:111): "Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им - рай! Они сражаются на пути Аллаха, убивают и бывают убиты, согласно обещанию от Него истинному в Торе, Евангелии и Коране. "
Коран - (9:73): "О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним. Их убежище - геенна"
Коран - (9:123): "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость."
В частности меня интересуют:
9:29. Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
9:31. Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!
Как следует из текста здесь есть прямой призыв к уничтожению христиан и иудеев. Резюмировать можно так:
Для "людей писания" при столковении с мусульманами был такой выбор: принять ислам, платить джизью (см. Зимми) и стать в полурабское отношение или погибнуть.
Для язычников выбор таков: погибнуть или принять ислам.
На что мой оппонент завявляет, что я, дескать, не понимаю смысл текста. И ислам-де не сводится только к Корану, но следует
учитывать большую комментаторскую традицию. Согласно ортодоксальному исламу (как мы потом выяснили у моего оппонента Коран с толкованием ханафитского мазхаба), здесь идёт речь о вероотступниках, т.е. о тех, кто отступил от своей религионой принадлежности, т.е. и об иудеях и христианах. Я же считаю, что иудеи и христиане, согласно исламу, и являются теми вероотступниками от завета, данного Аллахом. Т.е. им было всё дано вероно, но они якобы исказили учение Г-спода. Т.е. речь идёт о всех (!) иудеях и христианах, что можно понять из:
"9:31. Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!"
Все (почти) христиане признают Ииусуса Б-гом.
У меня несколько вопросов:
Насколько корректно противопоставлять резко ортодоксальное и фундаменталистскре прочтение?
Как из текста видно, что речь идёт не о всех евреях и христианах? Ну, действительно, как?
Почему ортодоксальное прочтение "более верное", чем фундаменталистское?
Нужно отметить, что мы сравниваем не историю мусульман, христиан или иудеев, а религиозные доктрины, основываясь на священных текстах.
Процитирую своего оппонента (сохраняю в первозданном виде орфографию и пунктуацию):
"Вообщем ислам в раной мере религия мира и террора, как и христианство религия мира и террора".
На это я просил хотя бы одну цитату из НЗ, призывающую к убийству "неверных".
". рациональный ответ заключается в традиционном (ортодоксальном) понимании".
"Ну вот в чем разница между фундаменталистом и ортодоксом? А в том что фундаменталист (как и эти секточки) не очень верит традиции, а зато своим глазам. А ортодокс больше доверяет традиции нежели своему пониманию".
Вопрос к религиоведам, философам религии, историкам: правда ли у фундаменталисткого прочтения отсутствует сколько-нибудь долгая история? А исмаилиты?
В общем, у моего опоннента такая позиция: Я прав, так как мои оппоненты ангажированы. У каждого закона есть ещё комментарии, которые не менее важны.
Ещё он считает: "если я вот возьму и на основе одного источника того же корана буду судить об арабском обществе 6 века, то у меня получиться чушь".
Хм. хотя я не раз указывал на то, что рассматриваю не мусульман или христиан, а ислам и христианство. Верующий может соотвествовать, а может не соответствовать своему Священому Писанию. И толкование то или иное, конечно же, детерминировано соответствующей исторической конъюнктурой. Не думаю, что в России будет продаваться Коран, где комментарий к 9 суре был бы таким: "Верь глазам своим. Тут написано то, что ты читаешь, а лапшу на уши мы тебе вешать не собираемся".
Мне говорят, что "если бы твое понимание было бы правильным, то историческая практика была бы не такой". Не знаю. Я не склонен рассматривать это как сильный аргумент. А это вообще аргумент?
""То, что ты приводишь цитаты о "мире", говорит лишь о том, что ислам внутренне не когерентен, а не то, что цитаты о войне отменяются." - Нет, это говорит о том что ислам не религия войны и насилия, как кое-кто пытался мне доказать. И надо смотреть на весь текст, а не на отдельные надерганные цитаты. Война с точки зрения религиозного человека может быть оправдана, когда посягают на веру, это не значит что я считаю это хорошим явлением, но это нормально, такие же утверждения можно найти практически в любой религии, хотя возможны и исключенияя. А цитаты о войне например вот эта: О пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ не понимающий. - если ты посмотришь на соседние цитаты то ты увидишь что это всего лишь молитва за то что Бог в
Почему арабам в VII веке так легко удалось завоевать почти все азиатские и африканские владения Византии, варварские королевства Европы, разбить персов? Dсе эти земли были опустошены чумой, пришедшей из Эфиопии. Блохи, переносчики чумы, особенно активно размножаются при 15-20 градусах, а потому жаркие пустыни Аравии были барьером для болезни. В конце VI века чума унесла на этих землях 30-40% населения, а в городах – 70-80%. Например, в Константинополе осталось только 50 тыс. жителей (после 300-400 тыс.). Арабы входили в опустошённые города небольшими отрядами – так, север Египта покорили всего 4 тыс. арабских воинов. Арабы, а вовсе не Византия, на длительное время продолжением Рима.
Первая эпидемия чумы в Римской империи – начало IV века
К примеру, по Моррису, причина упадка Римской империи вовсе не в набегах варваров, не в сепаратизме и плохом управлении солдатских императоров. Это всё было следствие, а не причина. Моррис же называет две главные причины. Первая – череда эпидемий, возникших после начала плотного торгового обмена Рима и Китая. Из Азии были завезены вирусы, к которым у европейцев не было иммунитета. Чтобы понять масштаб эпидемий: между 310 и 322 годами в РИ вымерло от 50 до 70% городов из-за кори, оспы и других болезней. РИ просто обезлюдела к середине IV века. Моррис приводит пример:
Изменение климата в Римской империи и Византии
Вторая причина ослабления Римской империи: с 200 года до 500 года н.э. средняя температура в пределах РИ (возможно, вообще в Северном полушарии) упала на 2-2,5 градуса и одновременно на 30-40% упало число осадков (из-за уменьшения испарения). Это очень сильно ударило по сельскому хозяйству, особенно в Средиземноморье. В частности – в главной житнице Рима в это время – в Тунисе. Да-да, вовсе не в Египте, так как к III веку Египет переориентировал поставки пшеницы с Рима в Константинополь и вообще на Восток Средиземноморья. А Тунис в начале III века привозил только в Рим и другие города Италии до 500-600 тыс. тонн пшеницы в год. В начале IV века этот экспорт упал в три раза.
Ледниковый период принёс регулярные дожди на Аравийский полуостров и снижение летней жары. Климат там стал похож примерно на современный южно-балканский (север Греции, Македония, Албания). Значительная часть аравийской пустыни покрылась травой. Такое изменение климата интенсифицировало животноводство на полуострове, благоприятные условия привели к взрывному росту рождаемости. Пророк Мухаммед жил как раз в это время (571-632 годы), и его место жительства было совсем не похоже климатически и биологически на современную Аравию.
Вторая эпидемия чумы – VI век
Мы хорошо знаем про эпидемию чумы в середине XIV века, но про ту, что была на восемь веков раньше – гораздо меньше. Но чума VI века унесла только на территориях бывшей Римской империи (Западной и Восточной) до 25 млн. человек, это до 40% численности населения.
Византия опустела. Во время пика болезни в Константинополе погибало по 5000 человек в сутки. А вот внутренние области Аравии практически не пострадали, население там продолжало расти, тем более что византийцы, стремясь воссоздать единый Рим, разгромили находившееся на территории современного Йемена государство, жители которого исповедали иудаизм, облегчив тем самым усилия арабов.
А как это отразилось на арабах? Иэн Моррис пишет:
«В 541 году появились известия о новой болезни в Египте. Людей лихорадило, и у них распухали пах и подмышки. В течение дня возникшие опухоли чернели, и больные впадали в кому и бредили. Через день-два большинство жертв умирало в мучениях. Это была бубонная чума. Годом позже эта болезнь достигла Константинополя.
Жители Константинополя говорили, что чума пришла из Эфиопии, и большинство историков с этим согласны. Её бациллы, вероятно, развивались задолго до 541 года в районе Великих Африканских озёр и стали эндемичными обитателями блох, живших на черных крысах в высокогорьях Эфиопии. За эти годы торговцы Красного моря, должно быть, перевезли множество эфиопских крыс в Египет. Однако поскольку блохи - носители чумы становятся по-настоящему активными только при температурах от 15 до 20 градусов, то жара в Египте создавала — по-видимому, вплоть до конца 530-х годов — эпидемиологический барьер.
То, что случилось затем, является предметом споров. Годичные кольца на деревьях указывают на несколько лет необычного холода, а византийские и англосаксонские наблюдатели небес зафиксировали огромную комету. Некоторые историки полагают, что ее хвост создал пылевую завесу, которая вызвала снижение температур, что позволило чуме выйти на простор. Другие же ученые по-прежнему считают, что пылевые завесы и вулканы не имеют никакого отношения к делу.
В отличие от буддизма, конфуцианства или христианства ислам возник на окраине переживавших коллапс империй и достигал зрелости в обстановке постоянных боевых действий. Ислам не был религией насилия (Коран куда менее кровав, нежели еврейская Библия), но мусульмане не могли остаться в стороне от военных действий.
Мухаммед отправил письма Хосрову и Ираклию, в которых всё это объяснялось, но ответов на них так и не получил. Не важно. Арабы продолжали перемещаться в Палестину и Месопотамию. Они приходили не армиями, а военными отрядами, численность которых редко превышала 5 тысяч воинов и никогда не была более 15 тысяч. Однако те немногие вооружённые силы, что оказывали им сопротивление, редко бывали намного бОльшими. Обе империи (Византийская и Персидская) в 630-х годах были банкротами, распадались на части и были не в состоянии достойно встретить эту непонятную новую угрозу.
Большинство людей в Юго-Западной Азии не слишком заботило, заменят арабские вожди византийских и персидских чиновников или нет. На протяжении веков обе империи подвергали гонениям многих своих христианских подданных из-за доктринальных тонкостей. К 630-м годам так много людей гибло из-за теологических вопросов в христианстве, что множество христиан в Сирии и Египте приветствовали мусульман. Лучше иметь их, для которых теологические споры внутри христианства не имели смысла, нежели единоверцев, готовых развязать священный террор.
На протяжении столетия арабы поглотили самые богатые части западного центра. В 674 году их армии стояли лагерем под стенами Константинополя. Через сорок лет они уже стояли на берегах Инда в Пакистане и направились в Испанию, а в 732 году их военные отряды достигли Пуатье в Центральной Франции.
У Блога Толкователя есть Телеграм-канал
Также советуем читать наш телеграм-канал
Ещё в блоге Толкователя о падении Римской империи:
Знаменитый бельгийский историк Анри Пиренн считал, что эпоха Меровингов (V-VII века) была органическим продолжением античности. Он считал, что в V веке Западная Европа никакой катастрофы не переживала. Монетная система, выдающаяся торговая роль на Средиземном море Марселя, оживлённое мореплавание к берегам Сирии, Африки, Испании и к Константинополю, многочисленные колонии иудеев и сирийцев в городах франкского государства - всё это остается таким же, каким было при последних западных императорах. Окончание античности Пиренн видит не там, где его обычно указывают другие историки: лишь арабское нашествие потрясло европейскую экономику, унаследованную от античности, разорвало привычные связи и ввергло Западную Европу в состояние натурального хозяйства.
Великий немецкий социал-демократ Карл Каутский в 1908 году написал книгу "Происхождение христианства". В ней он с точки зрения ревизионистского марксизма и политэкономии проследил множество особенностей развития (или деградации) мира того времени, которые привели и к появлению христианства, и к завоеванию им вскоре статуса главной религии Римской империи и её окрестностей. Например, в их числе Каутский называет снижение рентабельности рабовладения, экономическое преимущество Востока империи над Западом, нежелание люмпен-пролетариата работать, трусость и отсутствие уверенности в себе, самоунижение перед властями предержащими, равнодушие и пресыщение жизнью и погоня за чудесами; лицемерие и лживость.
Читайте также: