Каким святым молились против чумы
- Трансерфинг (4)
- Cоветы (121)
- SOS. (14)
- Бабочки (0)
- Бисер (11)
- Благодарности (31)
- Вера в Христа (38)
- Видео (60)
- Мультики (1)
- Вкусности (296)
- Выпечка (231)
- В микроволновке (2)
- Вышивка (55)
- Вязание крючком (704)
- вязаная игрушка (133)
- Вязание для малышей (17)
- Игрушки крючком (112)
- Ирландское кружево (3)
- Вязание спицами (427)
- Декупаж (1)
- Диеты (10)
- Для дневника (12)
- Для дома (19)
- Для любознательных (47)
- Для праздников (8)
- Для себя (4)
- Журналы (1)
- Заготовки в морозильную камеру (1)
- Здоровье (230)
- Для лица (1)
- Игра (0)
- Из джута (1)
- Изделия из бисера (0)
- ин.яз (8)
- Иога (1)
- Канзаши (1)
- Картины рукодельные (1)
- книга (3)
- Консервация (79)
- Косметика (0)
- Красота природы (21)
- кулинария (46)
- массаж (4)
- МК (47)
- мода (3)
- молитвы (84)
- музыка (18)
- Напитки (2)
- огород (36)
- Пасха (3)
- Плетение из газет (6)
- Поделки (19)
- К Новому году (2)
- полимерная глина (2)
- постные блюда (17)
- радио (3)
- разное (514)
- Ремонт (6)
- Рисунок (5)
- Рукоделие (2)
- Сад и огород (10)
- Для дачи (6)
- салаты (13)
- сказочки (1)
- Скрапбукинг (5)
- Сладости (75)
- Смешинки (1)
- соление (57)
- стихи (10)
- физкультминутки (53)
- художества (14)
- Цветы из ткани (21)
- Цветы из бумаги (2)
- шитьё (239)
- Юмор (4)
Мои работы СNatalimama
Молитвы к Божией Матери перед ее святыми иконами и молитвы святым во время эпидемий.
Молитвы к Божией Матери перед ее святыми иконами и молитвы святым во время эпидемий.
Икона Божией Матери " Боголюбская" .
Икона Божией Матери " Боголюбская " ( 18 июня / 1 июля) прославилась во время моровой язвы в 1771 году.
Икона Божией Матери " Умиление" ( 8 / 21 июля) .В 1337году в Новгороде открылось моровое поветрие . Народ обратился с молитвой о помощи и заступлении к Царице Небесной перед Ее чудотворной иконой , и поветрие прекратилось. Перед ее образом молятся при эпидемиях , о даровании покорности воли Божией , об исцелении душевных и телесных недугов .
Икона Божией Матери " Споручница грешных " ( 7/ 20 марта ; 29 мая / 11 июня) особенно прославилась во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
Икона Божией Матери " Грузинская" (22 августа / 4 сентября ) прославилась когда в 1654 году , когда в Москве свирепствовала моровая язва , икону перевезли в Москву . Народ горячо молился перед чудотворным образом Б ожией Матери , и эпидемия прекратилась.
Икона Божией Матери " Знамение " Новгородская (27 ноября / 10 декабря) . Перед ее образом молятся при эпидемиях смертоносных болезней , о спасении детей от гибели , о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани .
Икона Божией Матери " Иерусалимская " ( 12 октября / 25 октября ) . Перед ее образом молятся при эпидемии смертоносных болезней , при пожаре , об исцелении при параличе , потере зрения , а так же в скорби , печали и унынии.
Икона Пресвятой Богородицы " Призри на смирение " ( 16 сентября / 29 сентября) , Перед ее образом молятся при смертоносных эпидемиях , об исцелении при поражении глаз .
Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " ( 8/21 июля , 22 октября / 4 ноября ) спасла от чумы , молятся при болезнях глаз и слепоте ,просят защиты от нашествия врагов.
Икона Пресвятой Богородицы " Косинская "( Моденская) (20 июня / 3 июля ) Перед ее образом молятся молятся об избалениях при эпидемии холеры , от бездетности
Икона Пресвятой Богородицы " Страстная" ( 13 / 26 августа) . Перед ее образом молятся об избавлении при эпидемиях холеры , от слепоты , о спасении при стихийных бедствиях.
Молитва во время эпидемии.
Господи Боже наш! Услышь с высоты святаго Твоего Престола нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благость Твою грехами своими прогневавших и милосердие Твое удаливших, и не взыскивай с рабов Твоих, но отврати страшный гнев Твой, справедливо нас постигший, прекрати пагубное наказание, удали страшный меч Твой, невидимо и безвременно нас поражающий, и пощади несчастных и слабых рабов Твоих, и не обрекай на смерть души наши, в покаянии прибегающие с истомленным сердцем и со слезами к Тебе, Богу Милосердому, мольбам нашим внимающему и перемену подающему. Ибо Тебе (одному только) принадлежит милость и спасение, Боже наш, и Тебе славословие приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Свящнномученик Харлампий .
Священномученик Харалампий пред своей кончиною молился, чтобы в том месте, где будут находиться его мощи, не было бы моровой язвы и чумы.
Молитва священномученику Харлампию .
О священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийс-кая похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: “Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти”. Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: “Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идиже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком”. Ты же паки, угодниче Христов Харалампие много-страдальниче, глас Господен услышал еси, вещающий тебе: “буди по прошению твоему, преславный Мой воине”. И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.
Великомученница Варвара.
По чудесному заступлению великомученицы в 1710 году во время более десяти месяцев свирепствовавшей и страшно опустошавшей Киев и всю Малороссию чумы, - смертоносная язва не коснулась Златоверхого Свято-Михайловского монастыря , где почивали мощи святой Варвары, и ни один из иноков обители не умер от этой болезни, хотя ворота монастыря и были постоянно открыты для всех желающих молитвенного утешения. То же благодеяние и чудесное заступление было явлено святою великомученицею Варварой и в 1770 году, при вторично опустошившей Южную Россию чуме и несколько раз в наше время при холерных эпидемиях.
Неисчислимы чудеса от честных мощей святой великомученицы Варвары , бывшие как в Свято-Мнхайловском монастыре , так и в других местах многовековой опыт миллионов людей обращаться к ней как к предстательнице перед Богом свидетельствуют об особой благодати , данной святой великомученице Варваре спасать от неожиданной и напрасной смерти, от мора и других внезапных бедствий. Перед своей мученической кончиной святая Варвара испросила и получила от Бога эту особую благодать избавлять от внезапной болезни и печальной смерти всякого человека, который будет молитвенно призывать ее имя и вспоминать страдания , принятые ею ради Господа нашего Иисуса Христа, дивного в святых Своих .
Тропарь великомученице, глас 8-й.
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.
Кондак, глас 4-й.
В Троице благочестно певаемому последовавши Богу, страстотерпице, идольския притупила еси чтилища; посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, Едино Божество.
Молитва святой великомученице Варваре.
Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Предстояще пред святою твоею иконою, страдания твоя мученическая и в них Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяцем месте, во всяцей скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Об избавлении от эпидемии холеры и чумы.
Перед иконой Божией Матери "Знамение" Царскосельская ( 27 ноября/10 декабря).
Перед иконой Божией Матери "Боголюбская" (18 июня/1 июля).
Икона прославилась во время свирепствования моровой язвы (чумы) в 1771 году. От "Боголюбской" иконы совершались исцеления от этой болезни.
Перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" (7/20 марта; 29 мая/11 июня).
Икона названа так по надписи, сохранившейся на образе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну". Особенно она прославилась во время эпидемии холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, когда возле нее происходили чудесные исцеления смертельно больных людей.
Перед иконой Божией Матери "Феодотьевская" (2/15 июля).
Икона получила название по месту явления — близ села Феодотьева в окрестностях Рязани. Особенно икона прославилась в 1771 году во время свирепствовавшей моровой язвы. Феодотьевскую икону носили как по городу, так и по окрестным селениям. Если ее приносили в какой-либо дом, в который болезнь еще не была занесена, то в нем моровая язва не появлялась; если же дом уже был заражен моровой язвой, то она немедленно прекращалась.
Перед иконой Божией Матери "Смоленская-Новгородская" ("Холерная") (3/16 июля).
16 июля 1831 года в Новгородской Спасо-Преображенской церкви вдруг отвалился толстый слой штукатурки и в образовавшейся Нише обнаружилось изображение Смоленской иконы Божией Матери. В этом году в Новгороде свирепствовала холера, и народ во множестве стекался в этот храм для молитвы перед новоявленной иконой. Молитвы людей были услышаны: заступлением Богоматери холера прекратилась.
Одной из многочисленных жертв эпидемии, вернее, сопровождающей ее вакханалии, стал Свято-Троицкий монастырь Русской Зарубежной Церкви в Мехико. Прихожане боятся приходить в храм, прикладываться к иконам, целовать руку священнику. Закрылись принадлежащие обители кондитерская фабрика и кафе, приносившие основной доход. Братия еле сводит концы с концами. При этом в обитель постоянно обращаются за пропитанием и иной помощью люди, лишившиеся работы.
Свято-Троицкий монастырь существует только два года, но идея создать его возникла еще в начале 1980-х годов у правящего архиерея Мексики епископа Павла (де Насиансо) (Константинопольский Патриархат). Реализовать ее он поручил молодому монаху Нектарию. Краль Сократес Хаджипетропулос – таково мирское имя батюшки – родился в 1965 году, когда его родители направлялись из Стамбула в Мехико, чтобы навестить духовника – того самого епископа Павла. Дедушка и бабушка Краля по отцу были греками, родом из Сухуми (Абхазия). По материнской линии в его жилах течет иранская кровь. Будущий игумен провел детство и юность в Стамбуле, Нью-Йорке и Мехико. Везде посещал греческие приходы. В 1982 году владыка Павел посвятил 17-летнего Краля в монашество с именем Нектарий – в честь святителя Нектария Эгинского. В следующем году он постриг воспитанника в схиму. Вскоре иерарх погиб от пули экстремиста-католика. Работа по организации монастыря остановилась.
Игумен Нектарий |
По благословению священноначалия в январе 2007 года иеромонах Нектарий открыл в Мехико первый приход Русской Зарубежной Церкви – монастырь Святой Живоначальной Троицы. Сам настоятель предпочитает именовать его скитом. Обитель арендует в престижной центральной части столицы старинный дом, оформленный в русско-мексиканском стиле. Здесь храм, трапеза и кельи. Насельников пока трое. У них арабское, кипрское и мексикано-сербское происхождение. Один был крещен в Православие в детстве, другие приобщились к восточному христианству во взрослом возрасте благодаря родственникам. Иноки имеют университетские дипломы историка искусств, журналиста и бухгалтера, владеют несколькими языками, в разной степени говорят по-русски. Монастырь располагает подворьями в городе Толука (55 км от Мехико) и городе Котиха-де-ла-Пас в юго-западном штате Мичоакан.
Община живет по традиционному православному календарю. Совершается полный суточный круг богослужений: с 05:00 до 06:30 – полунощница и утреня, с 14:00 до 15:00 – девятый час и вечерня, с 18:00 до 18:45 – всенощное бдение. Литургия служится по вторникам, четвергам и воскресеньям (с 10:00). В субботу проходят утренние службы и всенощное бдение (с 18:00 до 20:30). Накануне церковных праздников совершается всенощное бдение, а утром – часы и литургия. Наибольшее число прихожан собирается в выходные дни. Службы проводятся на церковнославянском языке. Это, наверное, главное отличие Свято-Троицкого скита от многих приходов Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке, где богослужебным языком является испанский. В хоре поют профессиональные исполнители русского происхождения.
Монастырь ведет активную социальную деятельность: предоставляет медицинскую и психологическую помощь на русском языке жертвам алкоголя и наркотиков, женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, оказывает юридическую поддержку россиянкам в случае развода с мужьями-мексиканцами и спора о праве на воспитание ребенка, опекает безработных и малоимущих. Как видим, монахи трудятся, в первую очередь, для выходцев из России. На этом следует заострить внимание, ведь среди них нет ни одного русского, и с Россией они напрямую не связаны. Большое значение придается духовному просвещению. При монастыре создан учебный центр, в котором преподаются основы православного вероучения и история Православной Церкви.
Освящение яиц и куличей на Пасху |
Интересно, что его высокопреподобие задолго до подписания Акта о каноническом общении сблизился с Русской Православной Церковью. Он внес весомый вклад в строительство и обустройство храма Покрова Божией Матери в штате Непантла, что в 85 км от Мехико, канонически принадлежащего Московскому Патриархату (сейчас эта церковь не действует). В 1998 году участвовал в подготовке и проведении визита в Мексику главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Святейший Патриарх) Кирилла.
Сейчас обстановка в Мексике постепенно нормализуется. Сначала возобновили работу предприятия сферы производства, сервиса, учебные заведения, затем – точки общественного питания. Свято-Троицкий скит вновь открыл кондитерскую фабрику и кафе, однако введенные санитарные меры требуют дополнительных средств, которых у обители, понятное дело, нет. Сохраняется опасность, что православная свеча, возженная в Мексике, угаснет.
Tempora.club
Своими глазами Черной смерти он, конечно, не видел, но рассказов о ней он, наверняка, слышал множество — тем более что Авиньон был одним из самых пострадавших от неё городов. А рассказы были красочные — страх перед чумой (поддерживаемый регулярными вспышками мора то там, то здесь) продержался в сознании европейца до XVIII века.
Чума возвращалась и возвращалась до 1370-х годов. Человек, конечно, неисправим; и списывать всё на его грехи можно до бесконечности. Но вторая и третья волны эпидемии ударили в основном по детям, которые даже и нагрешить-то как следует не успевали — хотя дело в том, что те, кто эпидемию уже пережил, выработали определенный иммунитет. Святые заступники не смогли защитить от божьей кары. Безупречная средневековая логика дала сбой.
Средневековая логика действительно была безупречна. Вся Земля подчинена человеку и обязана служить ему. Человек подчинен Богу и обязан служить ему. Но всё взаимосвязано: и Земля служит человеку так же, как человек служит Богу. Так что, если человек служит Богу плохо, то… наступают совершенно логичные последствия. Так проповедовал рочестерский епископ Томас Бринтон во время чумы. Но у средневековой логики была одна проблема: неправильные посылки.
И человек начал искать правильные посылки. Нашел ли? Факт остается фактом: в Западной Европе последними вспышками чумы была эпидемия в Марселе в 1720-22 годах и чума в Мессине в 1743. Чуму — хоть и на ограниченной территории — удалось победить. Задолго до появления антибиотиков — то есть, не имея эффективного лекарства против неё. Как?
Средневековые врачи были уверены, что открыли способ исцелять от чумы. Нужно было всего лишь вскрывать бубоны. Логика, как обычно была безупречна: человек заболевает от яда, который с дурными испарениями попадает к нему в организм — следовательно, если яд из человека удалить, человек выздоровеет. Достаточно вскрыть бубон — и из него потечет мерзкий яд с отвратительным запахом (совсем как у дурных испарений). Некоторым действительно помогало — хотя, скорее всего, они бы выздоровели и без врачебного вмешательства.
Итак, причина — дурные, ядовитые испарения. Божий гнев как причину, впрочем, тоже оставили — в то время представить что-либо происходящее без божьего промысла было просто нереально. И, основываясь на новой посылке человек начал делать новые выводы о средствах борьбы с чумой.
Были выводы курьезные — как например многочисленные рекомендации вставлять губку, смоченную уксусом в рот и в ноздри — чтобы уксус обезвредил проникающие в тело с воздухом дурные испарения.
Были выводы неверные, но, тем не менее, улучшившие ситуацию — хоть и не повлиявшие на распространение чумы. Например, во многих городах власти начали строго контролировать мясников — запах тухлого мяса вполне естественно попал в число дурных испарений. Меры предпринимались разные — и помягче, и построже, более или менее эффективные… Где-то были выделены специальные места для забоя скота и выбрасывания отходов; где-то ограничились формальной угрозой штрафа за продажу несвежего мяса; а где-то продвинулись вплоть до того, что для забоя коровы нужно было получать специальное разрешение в ратуше, после чего забивать корову и продавать её мясо исключительно в присутствии уполномоченного чиновника.
Но были и принятые на основе неверной посылки меры, которые действительно поспособствовали борьбе с эпидемией. Например, запрет многолюдных и длительных похорон — такой запрет ограничивал контакт посторонних с родственниками и домочадцами умершего от чумы и, следовательно, значительно уменьшал количество возможностей для передачи заразы. Хотя дело-то было всего лишь в убеждении, что трупный запах — есть дурное испарение.
Но самые эффективные меры против чумы были приняты не благодаря врачам, а благодаря администраторам. Они исходили из простой логики: если болезнь передается от человека к другому человеку — надо просто не иметь дела с больными. Если болезнь передается от одежды или одела, которыми пользовался зачумленный — надо просто не пользоваться зараженным имуществом.
Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.
Европа XIV века: приход чумы
Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.
Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.
Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.
Климент VI
Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.
Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.
Холокост евреев
Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.
В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.
Флагеллантство
Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.
Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.
Юбилей Рождества Христова
В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.
Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.
Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.
А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).
Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.
В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.
Читайте также: