Охотники на ведьм чума
Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.
5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.
Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.
Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Лайф выяснил подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.
Предыстория
Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.
Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.
Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.
Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.
Колдовская паника
Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.
Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.
Написанная Шпренгером и Крамером книга "Молот ведьм" стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).
Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.
Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: "Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей".
Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.
Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.
Кто считался ведьмой
Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.
Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в "Молоте ведьм", позднее к ним добавилось ещё несколько:
— женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;
— повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;
— "падшие женщины". В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;
— знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.
В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.
На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.
Суть колдовских процессов
Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она "вспоминала" своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.
Позднее эти обвинения стали активно применяться и для сведения политических счётов. В 70-е годы XVII века всю Францию всколыхнуло дело о ядах. Началось всё с того, что некая маркиза де Бренвилье простодушно сообщила своему любовнику, что отравила своих родственников ради большого наследства.
Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.
В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.
В "Молоте ведьм" целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.
Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.
В целом обвинение в колдовстве было самым простым способом сведения счётов с недругами. Человеку было достаточно заявить, что он видел кого-то летающим на метле или кочерге или слышал, как тот приносил обеты дьяволу, после чего в дело вступало следствие, которое очень активно применяло пытки, в результате чего ведьмы и колдуны рано или поздно сознавались.
Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.
Светские суды против церковных
Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.
Охота на ведьм в России
Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.
Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.
Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.
При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.
При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.
В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.
Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.
Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.
С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.
Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.
Вот уже 235 лет европейские колдуны и колдуньи спят спокойно, не опасаясь костра инквизиции. Ведь в 1775 году в Германии прошла последняя казнь, в основном завершившая мрачный период, известный как охота на ведьм. А ведь долгое время наказания за магию не существовало, пока 700 лет назад Церковный собор не наложил строжайший запрет на любую ворожбу.
В незапамятные времена в поисках ответов на вопросы об окружающем мире наши предки одушевили и обожествили необъяснимые явления природы. Мир угрожал человеку, а потому и летописи повествовали о грозных богах и коварных демонах, злонамеренных ведьмах и колдунах, вступивших в сговор с дьяволом и наводящих болезни на людей и порчу - на скот. В средние века страх общества перед колдовством проявился особенно сильно. И отражением этого страха в Европе стал мрачный период, известный как охота на ведьм.
Стоит отметить, что долго время наказания за то или иное проявление магии не существовало. Вплоть до конца XIII столетия колдовство связывалось в сознании людей с народным фольклором и языческими предрассудками, но потом, в первом десятилетии XIV века, в "колдовской вопрос" вмешалась церковь, и в Европе начала разворачиваться кампания, направленная на преследование ведьм.
Церковный собор, собравшийся в 1310 году в германском Трире, наложил строжайший запрет на любые заклинания, гадание, ворожбу и другие подобные действа. Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. С усилением папской власти росло и ее влияние на общественные институты, и со временем появились законы, вменявшие в обязанность уже светским властям карать ведьм.
В 1257 году Папа Александр IV разрешил преследование за колдовство, но только в тех случаях, когда оно проистекало из ереси, аналогичное разрешение в 1333 году дал и Папа Иоанн XXII. Однако в 1484 году печально известная папская булла Иннокентия VIII "Summis desiderantes" позволила церкви карать колдунов и ведьм смертной казнью.
С этого момента святая инквизиция сосредоточила свое основное внимание не на чистоте христианской веры и соблюдении отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм. Спустя три года главные инквизиторы Иннокентия VIII - Шпренгер и Инститорис опубликовали первое издание своей жуткой, но знаменитой книги "Молот ведьм" ("Malleus Maleficarum"). Там впервые были подробно описаны методы охоты на подозреваемых в колдовстве, приемы пыток, процесс суда над ведьмами и, наконец, их казнь.
В последующие 200 лет этот трактат выдержал 29 изданий и использовался в качестве настольной книги на судебных допросах. В XVI -начале XVII века появилось особенно много изданий подобного рода - "Демономания" Жана Бодена, "Демонология" короля Якова I Стюарта, "Демонолатрия" Николя Реми. Эти сочинения рисовали образ кошмарной Вселенной, где свирепствуют и предаются разгулу дьявольские силы. Именно из трактатов средневековых демонологов в души читающей публики постепенно проник образ главной дьявольской служанки - ведьмы.
Очень быстро инквизиция охватила своей бурной деятельностью всю Европу и рьяно взялась искоренять колдунов и колдуний - их пытали, топили или сжигать живьем на кострах. В Германии для облегчения опознания ведьм были даже составлены списки признаков, присущих "служанкам дьявола". Среди них, помимо прочего, значились затуманенный взор, рыжие волосы, несоблюдение церковных праздников и избегание мужчин.
Одной из стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, была Франция. С начала же XVI века суды над обвиняемыми в колдовстве стали здесь массовыми, а на период 1580-1620 годов пришлась настоящая "эпидемия" колдовской истерии. Лишь в середине XVII века парламент Парижа начал отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века!
Активно боролась с еретиками и испанская инквизиция, но от охоты на ведьм население Испании пострадало меньше других государств Европы. Первая же казнь за колдовство в этой стране произошла в 1498 году, а последнее наказание - две сотни ударов розгой и шестилетнее изгнание - датировано 1820 годом.
В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а признанных виновными казнили через повешение. Примечательно, что уже после 1682 года ведьм в Англии истреблять перестали. Последнее официальное обвинение в колдовстве на берегах Туманного Альбиона датировано 1712 годом.
Самое же большое число людей было казнено в Германии. Особенной жестокостью отличились жители Кёльна, где каждый третий оказался либо колдуном, либо ведьмой - и был осужден на казнь. Расправы были поставлены на поток, а на службе у инквизиции всегда находилось два десятка палачей, многие из которых своими деяниями вошли в историю. Так, в Лотарингии в течение 15 лет инквизитор Николя Реми лично сжег 900 ведьм, а другой "ревнитель веры" - Фульде Бальтазар Фосса казнил 700 человек. За короткое время в немецком Бамберге были убиты 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, подозреваемые в сговоре с "нечистым".
В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день осенью 1589 года сгорели на кострах 133 "ведьмы". А городской совет германского Роттенбурга, по сведениям из хроник, "чувствовал усталость" от бесконечных процессов и сетовал на то, что "скоро в городе не останется ни одной живой женщины".
В письме к графу Вернеру фон Сальму священник из Альфтера описывал ведовские преследования в Бонне начала XVII века так: "Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены. Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа - девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием. Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать".
Второе место после Германии по жестокости судов над колдунами занимала Шотландия. Начавшись здесь довольно поздно - в конце XVI века, особенно интенсивной охота на ведьм стала со времени правления короля Якова VI Стюарта.
В целом масштабы развернувшейся охоты на ведьм были настолько велики, что всего лишь за 150 лет в Испании, Италии и Германии было сожжено более 30 тысяч женщин! Последнее исполнение смертного приговора в отношении "ведьмы" на немецкой территории датировано 1775 годом. Массовая же отмена процессов против ведьм произошла лишь в XVIII веке.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Современный мир скрывает множество секретов, но самым удивительным из них является то, что ведьмы до сих пор живут среди нас. Это злобные сверхъестественные существа, чья цель наслать на мир смертоносную чуму. Армии охотников на ведьм сражались с ними на протяжении многих веков.
В наши дни остался всего лишь один охотник на ведьм, Колдер, которому однажды удалось убить всемогущую королеву ведьм. Но Колдер еще не знает, что королева воскресла и жаждет отомстить своему убийце
Отзывы и рецензии зрителей |
- Добавить рецензию.
- Все:68
- Положительные:17
- Отрицательные: 24
- Процент:44.9%
- Нейтральные:27
Накорми меня магической пыльцой бессмысленности
Привлёк немногословный трейлер, который был настолько размыто представлен, но этим он и завлёк: своей размытостью красок, размытостью определённости. Ну, чего уж греха таить, привлекла и рыжая одичалая бестия.
Если вы любитель Фрэнка Мартина, Джеймса Бонда или того же Джеймса Борна [только бы не запутаться в количестве Джеймсов], то главный герой будет ассоциироваться именно с такими персонажами. Он предсказуем, как комочек снега под солнцем, если комочек обязательно растает под солнечными лучами, то герой данной и вышеупомянутых кинокартин обязательно будет неуязвим и по-кошачьему живуч.
Из актёрской работы мне больше всего понравился Элайджа Вуд. А вот самым слабеньким показался Вин Дизель, какой-то относительно каменный у него взгляд на протяжении всего фильма. И в трогательные моменты я не заметила особых изменений, чтобы можно было поверить боли главного героя.
У фильма удержать смогли лишь спецэффекты, которых, как я уже упоминала выше, была тут тьма, но не было самой тьмы, если вы понимаете о чём я. Посмотреть один раз и удивиться тому, до чего дошли современные технологии.
Последний охотник до ведьм
Единственное, что мне, пожалуй, понравилось нестандартный облик некоторых героев фильма. Вин Дизель с мечом и бородой это прикольно. Главная героиня не типичная писаная красотка. Злодейский колдун выглядит как олдовый байкер. Но, при этом, Кейн все равно интеллигентный старикан, а Элайджа бледный вьюнош с испуганным взором.
В общем, если вы хотите крутых драк их в фильме не будет. Если вы хотите крутой зрелищной спецэффектной магии, скорее всего, вы тоже разочаруетесь. Мрачной атмосферы борьбы с могущественным сверъестесственным врагом? Ее совсем немного.
Стоит ли смотреть этот фильм? Стоит ли верить его высокому рейтингу? По-моему, не стоит ответ на оба вопроса.
Пандемия коронавируса за считаные недели изменила мир. Человечество оказалось не готовым к такому удару, в том числе и психологически: случай в Новых Санжарах показал, что даже в XXI веке страх перед заболеванием может мгновенно настроить одних людей против других.
Вместе с тем так было и раньше. В прошлом люди далеко не всегда могли понять причину заболеваний и часто объясняли большое количество смертей сверхъестественным — в частности, происками ведьм и упырей, считая таковыми кого-то из своих соседей. Страх порождал массовую истерию, которая могла привести к гонениям или даже убийствам.
Ведьм веками обвиняли в неурожаях, бедах и болезнях — уже в древнерусских летописях упоминается массовое сожжение ведьм. Например, в 1024 году в суздальской земле волхвы убивали старух, считая их виновными в неурожае, а во время моровой язвы (чумы) в Пскове в 1411 году было сожжено 12 женщин.
В Западной и Центральной Европе во времена охоты на ведьм с конца XV до начала XVIII века казнили больше 40 тысяч человек. На украинских землях обвинения в колдовстве не были столь масштабными — в том числе потому, что православная церковь считала веру в волшебство по большей части суевериями и не преследовала ведьм за связь с дьяволом, как это делала инквизиция.
К людям, обвиненным в ведовстве, не применяли пытки, и виновность должна была быть доказана словами свидетелей — поэтому больше половины дел затягивались или вовсе прекращались из-за отсутствия доказательств. Историк К. Дыса насчитала только 13 смертных приговоров на 223 обвинения в колдовстве, предъявленных на украинских землях Речи Посполитой в XVII—XVIII веках.
Еще в 1411 году во время чумы в Пскове было сожжено 12 женщин.
Если в обычное время люди, считавшие себя жертвой колдовства, обращались с жалобой в суд, то во время эпидемии с подозреваемыми могли расправиться без суда и следствия. За крайне редким исключением, почти все случаи самосуда происходили именно во время эпидемий.
Среди погибших были не только жены простых казаков и крестьян, но и мать бунчукового товарища Михаила Быховца и баба панов Тетранских и Ошовского, то есть даже высокий социальный статус мог не спасти от расправы. Об этом деле мы знаем лишь потому, что Быховец начал многолетнее расследование: те виновники гибели женщин, кто не умер своей смертью, были казнены, понесли телесное наказание или много лет провели в тюрьме.
Подозревая, что он упырь, который вызвал эпидемию, жители жестоко избили его и оставили в поле полумертвого. Но как только Матковский добрался домой, они пришли снова — с ружьями, пиками, косами и цепами. Захватив его дом, они поволокли шляхтича в свое село, где избивали, требуя сознаться в содеянном. Несмотря на уверения в невиновности, Матковского решили сжечь согласно ритуалу истребления упыря; решение поддержали местные шляхтичи и священник. Один из жителей обвязал голову жертвы полоской кожи, заложив в уши камешки, и сильно затянул. Другой замазал навозом рот Матковского, а местный дьяк завязал ему глаза тряпкой, намоченной в дегте. После этого устроили костер из сорока возов дров и двадцати возов соломы.
Самосуды во время чумы поражают либо жестокостью, либо большим числом жертв.
Жертвой расправы мог стать любой, кто как-то выделялся среди жителей. В 1770 году во время чумы в местечке Ярмолинцах сожгли в просмоленной бочке иностранца, который занимался врачеванием. А 120-летняя Проська Каплунка из местечка Красилова во время чумы стала жертвой из-за своих преклонных лет: существовало верование, что это возможно только благодаря магии. И хотя после пяти дней в тюрьме женщина была отдана на поруки родственникам и те даже успели вывезти ее из городка, из-за оговора какого-то знахаря ее опять схватили. Несчастную закопали в яму по самые плечи, набросали хвороста и подожгли, а потом заставили родственника женщины привалить место сожжения жерновым камнем.
Иногда судьбу человека могли решить злая воля местной власти и авторитет знахаря. Так случилось в 1745 году в селе Обуховке во время падежа лошадей. Местный войт и его зять, понесшие большие убытки, привели в село знахаря, который подтвердил их подозрения: якобы виновна была местная жительница Вивда Москаленчиха. Хотя сотник заявил, что это суеверие, и отказался рассматривать дело о колдовстве, подстрекаемые войтом крестьяне сожгли женщину в просмоленной бочке.
Отчасти именно из-за того, что в самосуде могли участвовать местные власти, сложно говорить о точном количестве таких убийств. Судебное разбирательство против линчевателей тормозилось, и порой никаких документов или упоминаний не оставалось.
Неслучайно приведенные нами примеры относятся к XVIII веку: именно на него приходятся почти все редкие упоминания о самосудах. В XVIII веке государственная власть начинает бороться с такими случаями, жестоко наказывая участников расправ. Кроме того, все большая часть элиты считает веру в колдовство суеверием, и даже появляются законы, запрещающие вести судебные дела о колдовстве. И самосуды, и дела о преследовании ведьм постепенно исчезают — а о редких исключениях остаются относительно подробные записи.
Увы, случаи преследования ведьм в XVIII веке особенно хорошо показывают, как опасен страх: люди отчетливо понимали, что могут понести наказание, но массовая истерия превращала вчерашних соседей в убийц.
Читайте также:
- Энтерококки и стрептококки в кале у ребенка
- Эритромицин при коклюше инструкция по применению
- Что такое другая уточненная септицемия
- Сколько лет чуме из стальной бабочки
- Таваник от хеликобактер пилори