Папа климент 6 и чума
Вальтер Шайдель. Великий уравнитель. АСТ, 2019. Пер. с нем. О. Перфильева
Примерно в конце 1320-х годов в пустыне Гоби зародилась чума, распространившаяся по большей части Старого Света. Возбудителем чумы является бактерия Yersinia pestis, или чумная палочка, обитающая в пищеварительном тракте блох. Самые распространенные переносчики — крысиные блохи, но переносить блох с чумной палочкой могут десятки различных видов грызунов. Эти блохи покидают свою естественную среду обитания, как правило, только когда популяция их хозяев уменьшается; в таких случаях инфекция распространяется и среди людей. Чума проявляется в трех формах, самая распространенная из которых — бубонная. Она известна прежде всего тем, что при заболевании заметно увеличиваются лимфатические узлы в паху, подмышках или на шее — распространенных местах укусов блох. Из-за внутреннего кровотечения опухоль разрастается и наполняется кровью, из-за интоксикации отмирают клетки и повреждается нервная система. Через несколько дней умирают от 50 до 60 % зараженных. Вторая, еще более опасная форма, легочная, передается непосредственно от человека к человеку воздушно-капельным путем. Смертность при ней достигает 100 %. Очень редко патоген передается насекомыми, что вызывает так называемую септическую чуму, которая протекает очень быстро и с неизбежным фатальным исходом.
Во второй четверти XIV века грызуны перенесли зараженных блох на восток в Китай, на юг в Индию и на запад через Ближний Восток в Средиземноморье и Европу. Путями переноса служили караванные маршруты Центральной Азии. В 1345 году эпидемия достигла Крымского полуострова, откуда ее в район Средиземноморья привезли итальянские торговые суда. Благодаря источникам того времени удается проследить ее до генуэзского поселения Каффа в Крыму: когда среди осаждавших крепость татар разразилась чума, их предводитель Джанибек якобы приказал перебрасывать с помощью катапульт через стены трупы умерших, чтобы заразились и генуэзцы. Но этого и не требовалось, и вряд ли такой способ заражения был эффективен, потому что бубонная чума распространяется с помощью паразитов, а для легочной чумы хозяева должны быть живы. Для распространения зараженных грызунов и блох было достаточно существовавших торговых путей.
В конце 1347 года чума охватила Константинополь, и наиболее подробным описанием ее симптомов мы обязаны оставившему трон императору Иоанну IV Кантакузину:
Никакое врачебное мастерство не помогало, да и болезнь не проходила одинаково у всех; некоторые, неспособные сопротивляться, умирали в тот же день, иные и через несколько часов. Тех же, кто сопротивлялся два или три дня, сначала охватывала жестокая лихорадка, и в таких случаях болезнь переходила в голову. У других зло нападало не на голову, но на легкие, и тотчас же начиналось воспаление, причинявшее очень острую боль в груди. Мокрота выделялась вперемешку с кровью, вместе с отвратительным запахом изнутри. Обожженные горло и язык чернели и наполнялись кровью. На плечах и предплечьях возникали гнойники, у некоторых на челюсти, а у немногих на других частях тела. Показывались черные волдыри. Некоторые покрывались черными пятнами по всему телу; у некоторых пятна были малочисленными, но очень заметными; у других — неясными и плотными. Большие гнойники появлялись на ногах или на руках, откуда, если их разрезать, вытекало большое количество дурно пахнущего гноя. Если люди заболевали, то уже не питали надежду на выздоровление, но, поддаваясь отчаянию, усугублявшему их состояние и обострявшему их болезнь, сразу же умирали.
После того как смертоносный груз прошел через Босфор и Дарданеллы, чума в 1348 году поразила арабские города Александрию, Каир и Тунис. На следующий год эпидемия охватила весь арабский мир; сообщалось о больших потерях, особенно в городских центрах.
Что касается западных регионов, то генуэзские корабли из Крыма завезли чуму на Сицилию осенью 1347 года. Через несколько месяцев она распространилась по большей части Южной Европы, опустошив такие города, как Пиза, Генуя, Сиена, Флоренция и Венеция, наряду со многими более мелкими. В январе 1348 года эпидемия достигла Марселя, после чего быстро прокатилась по югу Франции и по Испании. О том, как она распространилась дальше на север, известно меньше: она поразила Париж весной 1348 года, затем перешла во Фландрию и Нидерланды. Из Скандинавии, куда чума добралась в 1349 году, она переместилась в еще более отдаленные Исландию и Гренландию. Осенью 1348 года чума вошла в Англию через южные порты, а на следующий год обосновалась в Ирландии. Не обошла она стороной и Германию, хотя эта страна пострадала меньше других регионов Европы.
Очевидцы событий повествуют об отчаянии, страданиях и смерти, а также об общем смятении, хаосе и том, как люди пренебрегали похоронными обычаями. Особенно ярко описывали свои впечатления обитатели крупных городов. Аньоло ди Тура оставил потрясающий отчет о чуме в Сиене, тем более проникновенный, что автор повествует и о своих собственных горестях:
Смерти в Сиене начались в мае. Это было жестокое и ужасное событие, и я не знаю, с чего начать, чтобы поведать о чудовищности и безжалостности. Похоже, все были одурманены зрелищем боли. Невозможно человеческому языку найти выражения, чтобы поведать весь этот ужас. И в самом деле, того, кто не видел такие ужасы, можно назвать счастливым. Жертвы умирали почти мгновенно. У них появлялись опухоли в подмышках и в паху, и они падали с ног прямо во время разговора. Отцы бросали детей, жены — мужей, брат — брата; ибо казалось, что болезнь поражает на расстоянии взора и дыхания. И так они умирали. И никто не отваживался хоронить ни за деньги, ни по дружбе. Родственники бросали умерших в канавы, как могли, без священников, без богослужения. Не бил и похоронный колокол. Во многих местах в Сиене были вырыты огромные ямы, и туда бросали множество умерших. Люди умирали сотнями, днем и ночью, и всех бросали в эти рвы и засыпали землей. А когда эти рвы заполнялись, рыли новые. И я, Аньоло ди Тура. похоронил своих пятерых детей своими собственными руками. Умерло так много народа, что все верили, что настал конец света.
Массовые захоронения, о которых пишет Аньоло, упоминаются и в других повествованиях, придавая мрачный масштаб грандиозной картине смерти. Вот классическое описание чумы во Флоренции у Джованни Боккаччо:
Так как для великого множества мертвых тел. не хватало освященной земли, необходимой для совершения похоронного обряда. то на переполненных кладбищах при церквах рыли преогромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы, которые только успевали подносить к храмам. Клали их в ряд, словно тюки с товаром в корабельном трюме, потом посыпали землей, потом клали еще один ряд — и так до тех пор, пока яма не заполнялась доверху.
Эти повествования подтвердились с обнаружением массовых захоронений в различных частях Европы, иногда содержащих ДНК-свидетельства чумы.
Разорение сельской местности, в которой в Средние века проживало большинство населения, привлекало гораздо меньше внимания. Боккаччо специально требуется напоминать своим читателям о том, что в раскиданных там и сям усадьбах и в селах крестьяне с семьями, все эти бедняки, голяки, оставленные без лечения и ухода, днем и ночью умирали на дорогах, в поле и дома — умирали так, как умирают не люди, а животные .
К 1350 году чума в Средиземноморье подошла к концу, а на следующий год затихла и по всей Европе — но лишь временно. Приводить здесь оценки потерь, составленные средневековыми очевидцами, мало смысла, поскольку они пытались измерить неизмеримое и часто прибегали округлениям или стереотипным цифрам. Но даже при этом рассчитанный папой Климентом VI печальный итог в 23 840 000 жертв чумы не так уж далек от реальных масштабов катастрофы. По современным оценкам, потери составили от 25 до 45 % населения. Согласно последней реконструкции Паоло Маланимы, население Европы сократилось с 94 миллионов в 1300 году до 68 миллионов в 1400 году, то есть более чем на четверть. Особенно пострадали Англия и Уэльс, которые, предположительно, потеряли до половины населения (до чумы оно составляло около 6 миллионов и достигло прежнего уровня только к началу XVIII века), а также Италия, где погибла по меньшей мере треть населения.
Если оставить в стороне подробности, то в том, что Черная смерть оказала огромнейшее влияние на общество, сомневаться не приходится. Как писал Ибн Хальдун в одном из своих исторических сочинений, цивилизации как на Востоке, так и на Западе посетила разрушительная чума, разорившая целые государства и погубившая много народа. Изменился весь обитаемый мир.
Мир и в самом деле изменился. В годы, когда свирепствовала чума, и непосредственно после пандемии наблюдался упадок человеческой активности. В долгой перспективе болезнь и вызванные ею потрясения оставили свой след в отношении к жизни и в различных общественных институтах: авторитет церкви ослаб, бок о бок процветали гедонизм и аскетизм, люди больше занимались благотворительностью, как из страха, так и оставшись без наследников; чума повлияла даже на искусство, не говоря уже о том, что медики были вынуждены пересмотреть свои считавшиеся незыблемыми принципы.
Наиболее фундаментальные перемены произошли в сфере экономики, особенно на рынке труда. Черная смерть пришла в Европу в период массивного роста населения — в два, а то и в три раза за три столетия. Начиная с 1000 года н. э. технологические достижения, улучшенные сельскохозяйственные методы выращивания и сбора урожая, а также относительная политическая стабильность в своей совокупности выразились в расширении поселений, привели к увеличению производства и росту численности людей. Города увеличивались как в размерах, так и по количеству жителей. И все же к концу XIII века этот продолжительный расцвет подошел к своему концу. С окончанием средневекового климатического оптимума обилие голодных ртов подхлестнуло рост цен на продукты питания, одновременно с уменьшением производительности, и спрос начал превышать предложение. Расширение пахотных земель сократилось, а пастбища уменьшались, из-за чего сократилось поступление белка и во все более скудной диете преобладали зерновые. Демографическое давление уменьшило стоимость труда и, как следствие, реальные доходы. В лучшем случае уровень жизни замер на одной точке. В начале XIV века произошло очередное ухудшение, когда из-за нестабильных погодных условий неурожайные годы привели к катастрофическому голоду. И хотя численность населения снизилась в первую четверть столетия, последующие кризисы продолжались еще одно поколение, а различные болезни животных уменьшали численность скота.
Большая часть Европы, похоже, попала в своего рода модифицированную мальтузианскую ловушку, в которой внутренние проблемы, такие как неблагоприятная пропорция земля/труд из-за предыдущего демографического роста и внешние потрясения в виде климатических изменений, снижающих производство, ухудшали жизнь для трудящихся масс и благоприятствовали элитам, контролировавшим средства производства — прежде всего землю. Черная смерть привела к резкому сокращению населения с сохранением физической инфраструктуры. Благодаря увеличенной производительности производство сокращалось меньше, чем население, вследствие чего среднее производство и доход на душу населения росли. Независимо от того, действительно ли чума погубила больше людей трудоспособного возраста, чем молодых и старых, как иногда утверждается, земли по отношению к трудовым ресурсам стало больше. Земельная рента и процентные ставки упали как в абсолютном выражении, так и относительно заработной платы. Землевладельцы теоретически несли убытки, а работники могли надеяться на улучшение качества жизни. Но на практике очень многое зависело от институтов и структур власти, умерявших переговорный потенциал средневековых работников.
Наблюдатели в Западной Европе того времени быстро отметили рост требований и зарплат. Монах-кармелит брат Жанде Венетт писал в своей хронике примерно в 1360 году, что после эпидеми, несмотря на то, что все было в изобилии, цены на все удвоились: на домашнюю утварь и на еду, как и на товары торговцев, наемный труд, фермерских работников и слуг. Единственным исключением оставались недвижимость и дома, которых и до сих пор наблюдается переизбыток.
Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.
Европа XIV века: приход чумы
Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.
Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.
Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.
Климент VI
Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.
Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.
Холокост евреев
Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.
В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.
Флагеллантство
Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.
Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.
Юбилей Рождества Христова
В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.
Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.
Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.
А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).
Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.
В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.
Мы родом .
Кровавый навет во время чумы
В сентябре 1348 года тысячи живших в Европе евреев были сожжены после обвинений в заговоре и распространении страшных болезней
Весной 1347 года чума появилась на Крымском полуострове и стала распространяться по побережью Черного, а затем и Средиземного моря, поражая жителей Фракии, Македонии, Греции, Италии, Турции, Египта, Ливии, Иудеи и Сирии. В ноябре 1347 года болезнь добралась до Марселя, еще через несколько месяцев — до Авиньона, и стала распространяться вглубь Франции. К началу следующего года чумой была захвачена Испания.
Папа Климент VI, выкупивший Авиньон с намерением превратить его в культурную столицу, заперся во дворце и постоянно жег в помещениях огонь, чтобы выкурить инфекцию. Для определения причины болезни он повелел анатомировать трупы, а когда их стало так много, что никто не успевал их хоронить, папа освятил реку, и тела умерших стали сбрасывать прямо в нее.
Из европейских портов чума распространялась вглубь континента. К весне 1348 года она добралась до Флоренции. В Средиземном море было множество дрейфующих кораблей, на борту которых не осталось ни одного живого человека. Летом болезнь достигла атлантического побережья и с одним из торговых судов попала в Англию.
В начале сентября по пути в Кастилию от чумы скончалась дочь английского короля Эдуарда III Джоанна Плантагенет. Через десять дней в Париже умерла королева Франции Жанна Бургундская.
Одним из следствий страшного мора стало усиление религиозного фанатизма среди европейцев. Одни считали болезнь наказанием свыше и пытались вымолить у бога спасение с помощью публичного бичевания. Другие искали источник болезни во внешней среде и изобретали различные заговоры против христиан, в организации которых обвиняли евреев.
Тогда о чуме мало что знали и ошибочно принимали ее за новый вид проказы, пик распространения которой в Европе пришелся на XIII век. Стоило кому-то заразиться проказой, как он становился изгоем: больного лишали гражданства и собственности, а затем бросали в него горсть земли, после чего он считался фактически мертвым как перед людьми, так и перед церковью.
Слухи о сотрудничестве евреев и прокаженных начали распространяться в начале XIV века. Якобы король мавров был недоволен тем, что христиане постоянно одерживают над ним победу, и решил уничтожить их, сговорившись с евреями. Те, в свою очередь, с помощью дьявола убедили прокаженных заразить своей болезнью всех христиан, превратив их в отбросы общества. За оказание этой услуги евреи якобы обещали инфицированным щедрое вознаграждение.
Первый погром во время чумы случился в апреле 1348 года в еврейском квартале Тулона, где разгневанная толпа расправилась с четырьмя десятками иудеев прямо в их домах. Вскоре после этого волна насилия прокатилась по Барселоне и другим городам Каталонии.
Климент VI дважды выпускал буллы, пытаясь защитить еврейскую общину — в июле и в сентябре 1348 года. Он хотел объяснить своей пастве, что обвинение иудеев в распространении чумы идет от Сатаны, и просил духовенство встать на их защиту. Личный врач папы рассказал, что евреи умирали от чумы точно так же, как и остальные. В некоторых городах, где свирепствовала болезнь, евреи никогда не жили и даже не появлялись.
В сентябре слух об отравлении водоемов дошел до швейцарского Шьона. Проживавшие в городе евреи были арестованы, и один из них, врач Балавигнус, под пытками сознался, что он и еще несколько его товарищей отравили местные колодцы порошком из христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человечьего мяса и освященного хлеба. Эта новость быстро стала известна в Берне, откуда ее разнесли по всей Швейцарии и Германии. 21 сентября несколько евреев были сожжены в Цюрихе, остальные подверглись изгнанию.
В первых числах января 1349 года 600 евреев были арестованы и закованы в кандалы в Базеле. Их согнали в специально построенный деревянный сарай и сожгли. Несколько выживших детей насильно обратили в христианство. После этого евреям запретили жить в городе ближайшие 200 лет. 22 января пришел черед города Шпейра, где многие кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать крещения. Массовые погромы в еврейских кварталах также произошли в Аугсбурге, Фрейбурге, Зальцбурге, Мюнхене и других городах. Во владениях императора Священной Римской империи Карла IV имущество перебитых евреев было распродано.
Намеревавшийся поддержать иудеев бургомистр Страсбурга был отстранен от должности. В День всех влюбленных, 14 февраля 1349 года, в городе заживо сожгли 900 евреев. Легенда о заговоре достигла Аугсбурга, Вюрцбурга, Зальцбурга, Мюнхена и других населенных пунктов, в большинстве из которых происходили массовые избиения и сожжения евреев. В марте произошел погром еврейской общины в Эрфурте, в котором погибли, по разным оценкам, от нескольких сотен до трех тысяч человек. Многие их них сами поджигали свои дома и гибли в огне, не дожидаясь, когда их придут линчевать. В городах, где не было евреев, в отравлении колодцев обвиняли могильщиков.
6 июля 1348 года папа римский Климент VI издал первую из двух булл, в которой призвал христиан не обвинять евреев в эпидемии чумы, свирепствовавшей в то время в Европе.
Всемирная эпидемия чумы, скорее всего, была вызвана бактерией чумной палочки, которая начала распространяться из Центральной Азии. Черная смерть погубила около 2/3 населения континента.
История не знала подобной пандемии. Неудивительно, что в поисках объяснения такой беды люди пытались найти виноватого.
Апокалиптический характер чумы и вера христиан в то, что евреям суждено сыграть ключевую роль в Конце Дней, заставили людей поверить в причастность евреев к черной смерти.
Среди популярных теорий было убеждение, что евреи отравляли источники воды в городах, а сами избегали заражения благодаря проживанию в отдельных от христиан районах. К февралю 1348 года болезнь добралась и до Авиньона в Провансе, где с 1307 по 1378 год находилась папская резиденция.
Папа Климент VI (Пьер Роже де Бофор) родился во Франции в 1291 году и был избран папой римским за шесть лет до вспышки чумы, 7 мая 1342 года.
Когда эпидемия поразила христиан, Климент тоже искал этому объяснения. В Авиньоне люди умирали так быстро, что на кладбищах кончилось место, поэтому тела умерших сбрасывали в реку Рону. Климент отказался покинуть город и лично курировал уход за больными и умирающими, а также содействовал проведению похорон.
Он выступил против попытки возложить вину на евреев и в 1348 году издал две папские буллы (декларации), которые поражают своей рациональностью: первую 6 июля, а вторую 26 сентября.
Климент предупредил своих подданных, чтобы они не принимали никаких мер против евреев, и пригрозил отлучением всем, кто решится причинить вред евреям.
Однако призывы папы благоразумно относиться к евреям и аналогичные усилия, предпринятые другими монархами, имели весьма ограниченный успех. Ситуация варьировалась от города к городу и от региона к региону. К сожалению, в истории зафиксировано немало случаев, когда во время эпидемии чумы евреи становились жертвами невежественных людей, одержимых страхом и отчаянием.
Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…
Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…
Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…
Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…
Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…
Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…
Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…
"Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…
Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…
- Осталось времени 06 часов 09 минут
- Цена размещения 110 жетонов
- Социальный капитал6 157
- В друзьях у
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 100 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
Comments
Вы уж, простите нас, за то, что мы живём.
Спасаясь - пёхом, на телегах и на шлюпках
От смерти драпали, под бомбовым огнём
Чтобы, не сгинуть в крематорских душегубках.
Простите нас, за то, что вы, залив глаза
Не перебили, в многочисленных погромах
Нас унижая, грабя, точно - саранча.
Вы уж, простите, что позволили вам, промах.
Простите нас, за то, проклятое - IQ
Что, от природы, на большой порядок выше
Ещё, за то, что мы построили страну
Где, в самом деле, человек - живёт и дышит!
Простите нас, ленивых, что мы с горяча
Из каменистой и безжизненной пустыни
Среди арабов, бедуинов и песка
Цветущий сад отстроили, под небом синим.
И, за звезду Давида, что гвоздями вы
Порой, на ящиках почтовых, нам чертили
На самолётах и, на танках чертим мы.
За это, очень, просим вас, чтоб нас простили!
Простите нас, за то, что выиграли мы
Все войны, те, что нам соседи навязали
Оман, Каир, Дамаск. Ну, вобщем, там,
где вы Инструкторами, им - войну преподавали.
За то, что в каждом туалете есть у нас
Уж вы, простите, туалетная бумага.
За то, что Пусть с трудом Но, мы, качаем газ
Скорей всего, что нам до нефти - два, три шага.
За то, что к дереву и, к каждому кусту
По трубке пластиковой бегает водичка
И датчик влагу регулирует. Да ну.
Простите нам, что вам морочаем яички!
Простите мне, что я послание пишу
С такой виной мне, просто жить невыносимо
Из града стольного, которым я дышу
Из, неделимого во век - Иерусалима!
За чтоб прощения, ещё мне, попросить?
За вашу ложь Про кровь христианского младенца?
За кражу органов. Желаете купить?
Мне, кстати, хочется увидеть извращенца!
За столкновенье астероидов И, ну.
За наводнение и, за - землетрясение
За гибель, бедных динозавров, я прошу
За всё, буквально, в ожиданье искупленья.
За то, что Бог ваш, как и мы, простой - еврей
Что он, не в церкви проповедовал, а в Храме
Апостол каждый, безусловно - иудей.
Вы уж, простите, что они не мусульмане!.
За то, что несколько, уже, десятков лет
Мы вас со сцены, неустанно развлекали
За "ваши" песни, анекдоты Что, как свет Светили вам.
Ведь мы, для вас их, сочиняли.
А, по-большому счёту, если, господа
Вы, своей ненавистью, роете могилу
Так, лишь, себе. А мы, на ней Ну, как всегда
Исполним танец заводной - Хава Нагилу!
Католики договорились.
Из Ватикана объявили: Избранного народа больше нет.
Епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, требующую от Израиля "прекратить оккупацию палестинских земель и прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев".
"Священное писание не может служить основанием для возвращения евреев в Израиль, высылки палестинцев и оккупации палестинских земель. Права на "Обетованную землю" не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет", - говорится в заявлении.
Не всё-то нам, евреям, с неба манна,
Напрасно городили огород:
Известие пришло из Ватикана,
Что мы уже не избранный народ,
Что нечего носиться с нашей Торой,
Служившей дивным светочем досель,
Священною реликвией, в которой
Бог завещал нам Эрец-Исраэль.
A если говорить предельно просто,
Мы избраны - надолго и всерьёз -
Для клеветы, погромов, Холокоста,
Всё остальное отменил Христос.
Католики совместно с ихним Папой,
От громких склок оправивишись едва,
Пытаются, бедняги, тихой сапой
Отнять у нас законные права.
Пускай они, как молотом чугунным,
Размахивают именем Христа,
Мы скажем так - а макэ зэй ин пунэм!
Не сбудется их давняя мечта.
Нас не пронять ни митрой, ни сутаной,
У наc один ответ, и он таков:
Мы были на земле обетованной
И будем до скончания веков!
Своих былых деяний не расхлябав,
Увы, достопочтенный Ватикан,
Принявший, ясно, сторону арабов,
Устроил этот гнусный балаган.
Пусть ложь и не цепляется к подошвам,
Но вряд ли нас, евреев, изумит,
Что Папа с гитлерюгендовским прошлым
Не что иное, как антисемит.
Уверен я, что в нынешнем бедламе
Мы Эрец, Богом данный, сохраним!
А Папа пусть идёт к такой-то маме,
И все антисемиты - вместе с ним.
Случилось чудо из чудес: владелец папского престола
вдруг снял с евреев вечный грех - вину распятия Христова.
Прошло каких-то сто веков и, наконец-то, стало ясно,
что на евреях нет вины, и мы к распятью не причастны.
Ах, как должны мы ликовать и на понтифика молиться.
Но почему болит душа и нет охоты веселиться?
Коль вы признали "нет вины", то кто ответит за погромы,
за инквизиции костры, за крестоносцев, за тевтонов?
За то, что вы травили нас, стремясь возвыситься над нами ,
за то, что все свои грехи вы нашей кровью отмывали?
Да, расплатились мы сполна за вашу выдумку с Мессией.
Но искру Божьего огня из наших рук вы получили.
Вы шли к Единому Творцу по нами пройденной дороге,
но мы ступали по камням, а вы по нашему народу.
И память ваша коротка, ведь ненавидя иудеев,
вы постарались позабыть, что и Христос-то был евреем!
Не знаю кто его зачал - отец, сосед, святые духи,
но точно знаю: мать его была из нашей же мишпухи.
А ваши ксёндзы и попы, кляня жидов со всех амвонов,
не вспоминали, что была простой еврейкою Мадонна.
И коль Христос и вправду был ( в чём я, простите, сомневаюсь),
то значит, ненавидя нас, вы нам веками преклонялись.
И в этом схожи вы с орлом, что жить не мог без Прометея,
чем больше вы клевали нас, тем становились мы сильнее!
Вы изощрялись как могли, чтоб всех евреев сжить со света,
и не понятно было вам в чём нашей стойкости секреты.
А в том - что Божий мы народ, мы с ним повязаны заветом,
мы были избраны творцом, чтоб вас учить Добру и Свету.
И (впрочем, это не секрет) чтоб с Богом вам соединиться,
вас должен кто-нибудь крестить, а нам - достаточно родиться!
Читайте также: