Шоу во время чумы
Случай, произошедший с народным артистом РСФСР, кавалером множества орденов Львом Лещенко насколько печален, настолько и красноречив. Вернувшись с гастролей по США и Канаде, известный певец, не подумав о карантине, побывал на дне рождения сестры Игоря Крутого и выступил на телешоу у Малахова. А после этого слёг в больницу в Коммунарке с пневмонией, получив положительный тест на COVID-19. Сейчас Льву Валерьяновичу лучше, он переведён из реанимации в обычную палату. Но все, кто с ним общался в эти дни, вынуждены сдавать тесты и уходить на карантин
А пообщаться певец успел со многими. Через два дня после прилёта Лещенко, который, по свидетельствам некоторых собеседников, скептически отзывался о "раздутой шумихе с коронавирусом", отправился на крутую вечеринку, которую устроил по случаю дня рождения сестры композитор Игорь Крутой. Банкетный зал на 100 персон в одном из самых дорогих ресторанов Москвы, живые цветы, "ювелирный" торт за полмиллиона рублей, роскошный плов с бараниной, танцы под фейерверки. Настоящий пир во время. гм, коронавируса, скажем так.
Ну и, конечно, тесный, любезный друг другу круг общения нашей шоубиз-тусовки, богемки, элитки. Парад модных платьев и "брюликов", объятья и поцелуи - все ведь свои! "Вообще по-русски это называется запой", - сказал, не стесняясь, на камеру народный артист РФ Игорь Крутой. А чего стесняться? Пускай телевизионщики снимают, как гуляет бомонд. Это у вас, мол, там кризис и пандемия, Великий пост или как там ещё. А у нас на Олимпе — широкие семейные праздники в тесном кругу с объятиями, поцелуями и танцами.
Ролики с этого банкета, разлетевшись по Сети, запечатлели целый букет наших "звёзд": Николая Баскова, Игоря Николаева, Олега Газманова, Александра Розенбаума, Валерия Леонтьева, Алсу, Александра Серова и Александра Ревву, Леру Кудрявцеву, Александра Буйнова, Ани Лорак и других. Отметился там и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вместе со своей женой Татьяной Навкой. Многие из них "ручкались" и плясали вместе с Лещенко. А ещё, как припоминают сегодня, при встрече Лев Валерьянович расцеловал генерала Бориса Громова, и теперь его жена Фаина сильно беспокоится.
Всем, кто общался с Львом Валерьяновичем нужно как следует провериться. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Позже Лев Валерьянович (уже неважно себя чувствуя) счёл возможным принять участие в передаче Андрея Малахова "Привет, Андрей!", посвящённой памяти Валентины Толкуновой. За одним столом с певцом сидели 77-летние Ангелина Вовк и Екатерина Шаврина, 74-летние Лариса Рубальская и Геннадий Хазанов, 82-летняя вдова Михаила Танича Лидия Козлова, Аркадий Укупник.
Накануне же, на праздновании 60-летия отряда космонавтов, Лев Лещенко успел пообщаться с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным.
И всё было бы как обычно, как все привыкли, если бы не грянул микрогром: 25 марта Лещенко срочно госпитализировали в медцентр в Коммунарке и поместили в реанимацию с отёком лёгких. Тест на COVID-19 подтвердился и у певца, и у его жены, вопреки горячим заверениям его друга Владимира Винокура, что, мол, "всё это враньё".
И тут в известных кругах возникла лёгкая паника. Одним из первых дисциплинированно проверился на коронавирус Дмитрий Рогозин. И, получив отрицательный результат анализа, пошёл со спокойной душой дальше развивать нашу космонавтику. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков "отбоярился" тем, что, мол, не общался с артистом на вечеринке, рук не пожимал и вообще прошло уже две недели, а чувствуют они с супругой себя хорошо. Как сообщает "РИА Новости", народный артист РСФСР Геннадий Хазанов, сидевший за одним столом с Лещенко на съёмках у Малахова, от сдачи анализов отказался.
Пресс-секретарь Олега Газманова сообщил , что уточнит, будет ли певец делать тест на коронавирус. А Игорь Николаев на днях сдал анализ на COVID-19. Результаты пока неизвестны. Ранее, как сообщали СМИ, он обратился в больницу в Коммунарке с недомоганием. Лариса Рубальская сразу же сдала тест на коронавирус, который оказался отрицательным. Сейчас поэтесса ушла на карантин. В добровольное заточение отправился и Аркадий Укупник, сообщив РИА ФАН , что анализы пока не сдавал. Подумав, карантин решил взять и Геннадий Хазанов. Игорь Крутой и 68-летняя Ирина Аллегрова упорно хранят молчание и отказываются рассказывать корреспондентам о своём самочувствии и планах по проверке на вирус. Многие из попсовой тусовки теперь в панике перезваниваются друг с другом, выясняя самочувствие и заодно припоминая, к кому Лев Лещенко стоял близко и с кем говорил.
Особый вопрос возникает насчёт шоу Андрея Малахова. Ведь по нынешним правилам телевидения каждый гость телепередачи должен был быть проверен не только на температуру, но и на пребывание в заграничной поездке. Поэтому сам факт появления в студии человека, пусть даже очень знаменитого и заслуженного, но только что вернувшегося из страны, где свирепствует эпидемия, и без всякого карантина и анализов приступившего к общению с другими, тем более пожилыми людьми, требует разбирательства.
Фото: Anatoly Lomohov/Globallookpress
Безусловно сочувствуя и желая выздоровления народному певцу Льву Лещенко, его супруге и всем, кого он мог заразить, следует всё же сделать некие выводы. Общий урок происшествия можно назвать "многовекторным". С одной стороны, он ясно доказывает, что коронавирус - не выдумка, не предмет для стёба. Пандемия не терпит наплевательства, отношения свысока: мол, кого-кого, а уж нас-то, "избранных", это не коснётся. Ещё как коснётся! Ну а с другой - заставляет ещё раз задуматься о качестве нашей "элитки", о её пирах, попсовых песенках, пустых шоу во время чумы. И если это кому-то ещё не ясно, то он сможет однажды ясно узреть на стене, как вавилонский царь Валтасар, надпись: "Мене, мене, текел, упарсин".
Уже забыты все негативные коннотации с переписыванием Конституции, с обвалом рубля, все думают только о правильных или неправильных шагах правительства по спасению от заразы и в целом считают их правильными.
Кстати, и я так думаю, я себя от народа не отделяю. Ни ты, ни я не можем знать, сколько бы людей умерло, если б режим бездействовал.
— Чем занимаешься на карантине?
— Тут важно не чем, а как. Мой совет всем — делать все очень медленно, это помогает. Я стал чистить зубы десять минут! Утром мы выходим в центральную комнату и час делаем зарядку. Третьего апреля запустили челендж: отжались от пола по три раза, сняли это на камеру и запостили в соцсети с призывом каждый день увеличивать количество отжиманий на единичку. Таким образом, к 30 апреля, когда, может быть, закончится наше заточение, вся страна сможет отжиматься 30 раз. Согласись, это неплохо.
Технология такая: я вставляю себе в ухо микронаушник, в который идет метроном. Играю, пою, потом отсылаю эту запись ребятам и пишу, в каком темпе работает метроном.
— Какие планы у тебя отменились из-за короноавируса?
Читайте также
— Твоя благотворительная деятельность тоже, естественно, заморожена?
— А вот тут нет. Как ни странно она стала только активней. Каждый день я принимаю участие в онлайн-концертах и трансляциях для фондов, с которыми работаю.
У благотворителей просто аховая ситуация, у них на руках остались умирающие, страдающие от психического недуга, от одиночества, от брошенности люди, а количество пожертвований сократилось почти до нуля.
Ну и надо понимать, что люди, как правило, жертвуют излишки, а сейчас многим просто жить не на что. Поток иссяк не столько потому, что отменились концерты, а потому что людям сейчас нечего жертвовать. Им еще как минимум месяц сидеть без работы, они эти деньги на своих детей будут тратить, а не отдавать чужим. И это можно понять, никто в этой ситуации никого не осуждает. Поэтому я пою и пляшу как заведенный, у меня такого количества концертов, как сейчас, не было никогда.
Читайте также
— Музыканты вообще сейчас очень активны в сети. Активность удвоилась, утроилась. Раньше такого не было даже близко.
— Да, мои более молодые и продвинутые коллеги работали с соцсетями, а я на это забивал, потому что мне 53 года, мы 36 лет играем, ну какие нахер онлайны, и так все хорошо. А сейчас все зашевелились, как будто скипидар плеснули на задницу. Когда шоу-бизнес очнется после карантина, ему это явно пойдет на пользу.
Алексей Кортнев. Фото из личного архива
— И еще про шоу-бизнес. Обычно артисты выпускают новые песни и альбомы, чтобы рекламировать концерт или тур. Но туров-то нет. Так что это благотворительность в чистом виде.
— Да, мы сейчас выпускаем песни, просто чтобы поддержать тонус у себя и у слушателей. Мы не взыскуем монетизации. Я понимаю прекрасно, что мне никто не заплатит за то, что я буду делать в течение ближайшего месяца, но, тем не менее, мы собираемся раз в три дня выкладывать новые песни. Потому что мне это нужно, это заложено в природе артиста. Хочется доказывать, что мы живы, что мы вернемся, что мы по-прежнему в форме.
— Ты веришь, что в карантине люди напишут гениальные песни, романы, стихи?
фото: Сергей Варшавчик
Елка из бокалов, священник-рокер-пианист, жители больного города празднуют тризну на фоне бреющегося похоронных дел мастера. Все это умещается в изгибающемся инфузорией-туфелькой зальчике. Еще одна экспериментальная постановка ждет зрителей Российского молодежного академического театра.
Если в названии театра есть слово "академический", это не означает, что в нем реализуются только классические, монументальные постановки. Академический — почетное звание, которое в СССР давалось крупнейшим и старейшим театрам. Поэтому на площадках Российского молодежного театра (получившего звание академического в 1987-м году) можно обнаружить самые неожиданные режиссерские задумки и их реализацию. И место им находится в самых разных пространствах театра, вплоть до уличного.
В феврале на Маленькой сцене РАМТа, устроенной под самой крышей, появился спектакль "Гробовщик. Пир во время чумы". Постановка режиссера Павла Артемьева продолжает театральный цикл "Повести Белкина", приуроченный к 220-летию Александра Сергеевича Пушкина.
И вот уже из дверей спальни выходит заспанный гробовщик Адриан Прохоров и, собираясь по делам, начинает рассказывать свою историю. Справа от него тем временем разворачивается маленькая трагедия горожан, решивших не ждать дома смерти от поглотившей город чумы, а накрыть стол прямо на улице.
События в обоих плоскостях уплотняются, ускоряются, сжимаются. Возглавляемые председателем, горожане то ли пируют под тоскливые песни, то ли устраивают оргию — чего и кого стесняться, если всех ждет известный финал.
"Гробовщик. Пир во время чумы" — самая неожиданная постановка из всего цикла. Строго говоря, ее нельзя отнести к "Повестям Белкина", поскольку "Пир во время чумы" входит в "Маленькие трагедии" — специально созданный Пушкиным цикл пьес для чтения (а не для сценического воплощения).
При этом из "Гробовщика" исчезли все сюжетные линии, кроме единственной — превращенных в монолог жалоб Прохорова на непростую профессию, и убраны все действующие лица за исключением самого похоронных дел мастера. Четыре страницы текста (впрочем, таков объем любой из "Повестей Белкина") и в своей полной форме больше подходили для этюда, чем для полноценной театральной постановки. Теперь же, кажется, от него ничего не осталось.
Однако от самозабвенной игры Андрея Бажина, будто вросшего в нутро своего героя, нет ощущения пустоты и искусственности. А благодаря обрамлению его несуразной биографии персонажами "Пира во время чумы" весь спектакль заполняется теми смыслом и содержанием, которые ускользали при прочтении этих произведений по отдельности.
Оказавшись на нескольких метрах Маленькой сцены, но не взаимодействуя, не пересекаясь, они создают общее пространство мысли и рассуждений.
Так уж устроен человек, что на ожидаемом, но всегда нежданном для себя поле смерти он начинает вести себя без всякого притворства, лукавства. И, когда остаются только земля и небо, он уже не думает, как на его поступки будут реагировать остальные. К сожалению, без притворства — не означает, что он становится идеальным. Скорее наоборот, позволяет себе вольность быть собой.
"Гробовщик. Пир во время чумы" — странный и порой отталкивающий своей интерпретацией эксперимент. Отталкивающий и манящий одновременно. Вероятно, одно из объяснений этому кроется в том, что и сам Пушкин не чурался экспериментов. Не стоит забывать, что его самостоятельное произведение "Пир во время чумы" — перевод одного лишь фрагмента пьесы шотландского поэта Джона Вильсона "Чумной город".
Постановка Павла Артемьева тоже своего рода перевод Пушкина на язык театра. И, стоит признать, перевод не худший, заслуживающий внимания и даже по своему полезный: впервые после школы зрителю (мне) захотелось достать обе книги и перечитать их.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Танец как психотерапия
В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.
Соперничество под контролем церкви
Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.
Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.
Как танцевали в средние века
Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.
Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.
Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.
Наиболее модные танцы тех лет
Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!
На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.
Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.
Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву.
Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.
Как одевались танцоры
Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.
Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.
Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.
Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.
И в продолжение темы средневековья любопытная информация о том, какой косметикой пользовались женщины прошлого.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пир во время чумы
В России кризис элиты сильнее всех кризисов экономики и вирусной пандемии. Едва отойдёшь от президента – тут же начинается отвратительное барство и алчное стремление к роскоши. Ещё понятно, когда вся столичная гнилая богема собирается в разгар эпидемии на пир во время чумы - вечеринку по поводу дня рождения сестры Игоря Крутого, где все или только приехали из-за границы, или контачили с теми, кто оттуда приехал.
Когда там кривляются наши шуты и прячутся от видеокамер люди, почти каждый день лично встречающиеся с президентом, это ещё как-то привычно. Мы уже поняли, что в стране есть жадная до роскоши прослойка, не только сколотившая капиталы на госслужбе, но и стремящаяся не пропускать никакие статусные тусовки себе подобных.
Самое неприятное открытие – это известие о том, что семья бывшего премьер-министра, во время кризиса, эпидемии и нарастающих западных санкций замещающего президента в Совете безопасности, всё это время не вылезает из путешествий по Европе, пользуясь частными чартерными рейсами. Как такое сочетается с должностью главы семьи?
В стране рушится бизнес, люди в шоке, они теряют работу, плоды трудов всей жизни, врачи, министры, президент, военные, полиция – все с ног сбиваются, организовывая всё необходимое для выживания людей – а узкая группа самых влиятельных элитариев, как американские наблюдатели, смотрит за этим с высоты птичьего полёта и готовится к очередному заграничному вояжу. Или проходит карантин после очередного возвращения, окружив себя лучшими врачами и комфортным бытом.
Их невозможно перевоспитать или переубедить, этих выходцев из времён позднего социализма. Бесполезно взывать к их совести или хотя бы к рассудку. Хватательный рефлекс у них выше инстинкта самосохранения. Дорваться до богатства – мечта всей их жизни, вся цель и вся её ценность. Они для того пробивались на социальный верх, чтобы жить именно так. Их можно только поменять на другое поколение, но придётся ждать ещё какое-то время, пока оно подрастёт. Этих, сколько ни ротируй, будет то же самое.
Голос Мордора: "ПИР В ПАМЯТЬ ГОЛОДОМОРА"
История, которую придумывает этот персонаж и его соратники, не только лжива. Она абсолютна абсурдна, сплетена из мифов и выдумок, полна извращённых фактов. Одно из главных мест в этой истории занимает так называемый Голодомор. Вятрович и подобные ему трактуют это трагическое не только для СССР, но и для многих европейских стран событие, как исключительно украинское и преподносят его, как спланированный и изощренный геноцид украинского народа, устроенный советской властью. Разоблачить эту ложь не очень сложно, в принципе и сами вятровичи от души преуспели в этом деле, иллюстрируя свои россказни о голодоморе, фотография погибших от голода в Галиции, которая в то время была под властью Польши и к которой советская власть не имела никакого отношения. И таких вот ляпов – тысячи. Потому что придумщики, люди ума не особо высокого, хоть и врут от души, но при этом даже не стараются придать своему вранью хоть какое-то правдоподобие.
Уберите от экрана налогоплательщиков!
В Барвихе отгремел роскошный юбилей жены сенатора от Тульской области Дмитрия Савельева. Член Совета Федераций по бюджету и финансовым рынкам в очередной раз оказался верен себе и не поскупился на траты: топовые звезды шоубиза, лучший московский ресторатор, олигархическое event-агенство, — неотъемлемая часть вечеринок Савельева.
Пир во время чумы/Лена Миро.
Не стану рассказывать вам, как мы с вами живём. Детям, вон, на лечение собираем. Средняя стоимость спасения -- ну, что-то около миллиона.
Соберём СМС-ками миллион? Спасём одного ребёнка. И дальше -- следующего. Так и живём, у государства ведь денег нет -- оборону нужно укреплять, боевые машины против рептилоидов строить.
Бал дебютанток Tatler или пир во время чумы
Что сейчас занимает умы рядовых россиян? Пенсионная реформа, падение уровня жизни и тревожные ожидания очередного кризиса. Я оптимист, но даже меня шокирует глубина расслоения общества. Наши селебрити ушли в окончательный отрыв от реальности и наглядным при ером тому служит очередной бал дебютанток Tatler, прошедший 22 октября в Колонном Зале Дома Союзов.
Именно в этом зале выставляли для прощания гробы с телами партийных деятелей, ну а сейчас здесь сливки общества представляют своих дочерей.
Давайте посмотрим и оценим юных наследниц именитых фамилий. И может быть, даже приценимся. А вдруг?
– Как государственные СМИ России освещают проблему коронавирусной инфекции?
– Вообще, если рассматривать тенденции пропаганды в развитии, весь февраль российская пропаганда пыталась извлечь максимальную выгоду для себя, спекулируя на кризисе пандемии. В первую очередь, федеральные СМИ активно занимались дискредитацией Запада в сравнении с Россией. Активно распространялись заявления о том, как Россия вовремя предприняла превентивные меры, и именно поэтому показатели числа инфицированных в ней так низки в сравнении с Европой и США. Российский "политолог" Евгений Сатановский и вовсе заявил, что "в условиях кризиса и паники из-за коронавируса так называемые западные демократические державы проявили полное бессилие и нежелание оказывать взаимопомощь. При этом они готовы тратить силы на то, чтобы "заклевать" страны, справляющиеся с трудностями на порядок лучше них самих, например, Россию".
Следующий нарратив, сохранившийся и сегодня – это создание образа России как практически единственной страны, помогающей другим в борьбе с инфекцией, тогда как США и Евросоюз буквально "едят друг друга", перехватывая предназначенную другим помощь и добивая слабейших. Естественным следствием этой повестки становятся попытки настоять на снятии санкций с Москвы в условиях, когда "необходимо противостоять общей угрозе". Однако затем, в условиях, когда рост числа заболевших в самой России стал неуклонно расти, российским СМИ пришлось признать если не весь масштаб эпидемии, то как минимум ее серьезность. В противном случае российские власти попросту не смогли бы найти объяснения тому, что людям необходимо соблюдать жёсткий карантин (в России используется термин "самоизоляция" – ред.).
No media source currently available
Тем не менее, даже на этом фоне спекулятивно-пропагандистские тенденции в освещении проблемы сохраняются. К примеру, в России активно распространяются конспирологические теории происхождения коронавируса, выдвигаемые ведомственными российскими СМИ. В частности, журнал МИД России "Международная жизнь" и издание Министерства обороны "Звезда" называли вирус "биологическим оружием", разработанным, соответственно, в британских или американских лабораториях. Для ультраправой аудитории распространяются еще более радикальные теории о том, что "Мировое правительство" спровоцировало пандемию, чтобы уничтожить "лишнее" население, обосновать геноцид, ослабить государство и управлять редуцированным человечеством" (вспомним знаменитого профессора Катасонова). При этом похоже, что население в целом верит в эти теории.
Региональные корреспонденты "МБХ медиа", пообщавшись о причинах пандемии с простыми людьми, отмечают, что большинство собеседников поведали им "про заговор Запада, бесполезность масок, махинации ради повышения цен, пользу имбиря и божью кару".
Еще одним способом использования пандемии стал новый виток травли либеральной оппозиции как "вредителей", пытающихся "поймать хайп на горе и смертях людей". Речь идет не только об "Альянсе врачей" Навального, но и о любых людях, пытающихся критиковать действия властей. Квинтэссенция этой позиции проявилась в заявлении профессора философского факультета Высшей школы экономики Олега Матвейчева, который публично призвал "вернуть 37-й год", то есть массовые репрессии в отношении "либералов".
"Нужен 37 год. Вот именно эта сволота потом заражает других. Именно из-за этой либеральной сволоты умирают наши близкие. Они не просто опасны как 5 колонна в информационной войне. Они прямо нас убивают. И поэтому должны быть уничтожены хирургическим путем… Вся подписота Навального. Все участники митингов и иные подписчики оппозиционных пабликов", – писал Матвейчев.
Понятно, что федеральные СМИ не позволяют себе такой риторики, однако тренд на то, что "оппозиция виновата в смертях людей", в том, что карантин придется соблюдать дольше обычного или в том, что "паразитирует на трагедии", сохраняется). Помимо оппозиции, виноваты в изложении российских СМИ могут быть только "несознательные граждане", не соблюдающие карантин, но никак не власти. Доля правды в этом есть, поскольку соблюдать карантин в условиях массовой эпидемии действительно нужно. Однако о том, что российские власти не оказывают должной экономической поддержки населению, что тестов и защитных средств катастрофически не хватает, а имеющиеся тесты не точны, СМИ предпочитают умалчивать".
– Вы считаете, в СМИ недостаточно информации о том, что происходит в России?
– Информации, безусловно, недостаточно, притом проблема даже не в том, что российские власти "скрывают" истинное число зараженных, а в том, что они фактически не знают его. При этом любая информация о том, что на практике во множестве городов не хватает ни тестов, ни палат для госпитализации, а врачи просто отказываются госпитализировать даже тяжелых больных, грозит попасть под действие "закона о фейках". Очень хорошо эту ситуацию описала Лора Суслова на "МБХ медиа", рассказав, как испугалась опубликовать текст о небольшом городке, жители которого просто остались без медицинской помощи. И такие ситуации повсеместно. Описывать реальную картину эпидемии в условиях современной России становится все опаснее.
– Есть ли признаки того, что государственные СМИ в условиях пандемии проводят информационную политику с тем, чтобы мобилизовать население вокруг Владимира Путина? Билборды с мольбой к богу сохранить президента уже появились в городах России.
– Признаки этого есть, другое дело, что делать это все труднее. Пресс-конференции Владимира Путина по проблеме коронавируса выглядят откровенно беспомощно, и по факту он переложил ответственность на региональные власти и губернаторов. Многие шутят, что только в условиях эпидемии в России появился подлинный федерализм.
– Сильно ли отличается ракурс освещения проблемы коронавируса и акценты в российских государственных и оппозиционных СМИ?
– Акценты в госСМИ я уже подробно перечислила выше. Что касается оппозиционных, то да, они, вопреки страху репрессий, все же пытаются вскрыть проблемы неподготовленности российских властей и больниц к эпидемии, а также отсутствие экономической поддержки населению.
– Некоторое время назад в государственных СМИ очень много говорили об Украине. Сумел ли "коронавирус" сместить эту тему на второй план?
– Мне кажется, да. По крайней мере, если Украина сейчас и появляется в российских СМИ, то в основном в контексте того, что "катастрофически не может справиться с пандемией" или не оправится после пандемии. Но вообще коронавирус во многом взял на себя ту функцию, которую ранее выполняла Украина: игра на страхе перед угрозой, тема, в которой можно показать превосходство России перед Западом, источник конспирологических теорий (о происхождении коронавируса) и попытка поднять рейтинг Путина как "того единственного, кто может защитить нас от этой угрозы"). В этом контексте потребность и актуальность темы Украины для российской пропаганды явно снизилась.
– Прослеживается ли в российских СМИ оправдывающий власти тон за возникающие экономические проблемы в стране?
– Конечно. Более того, и ранее существовавшие экономические проблемы теперь можно будет представить только как последствия коронавируса, по принципу "война все спишет".
– В некоторых государственных СМИ пандемию связывают с поправками в конституцию России. Делается намек на то, что поправки в конституцию России могли бы стать эффективным заслоном в борьбе с распространением коронавируса. Напомним, ряд экспертов считает, что множество поправок, предложенных президентом России, направлены на еще большую централизацию власти. Вы замечали попытки связать коронавирусный кризис с поправками в конституцию?
– Отдельные сюжеты на эту тему, безусловно, встречаются. Но чаще делается намек более общего характера: якобы экономический кризис на Западе стал настолько серьезен, что "коварному Вашингтону" нужно было как-то объяснить его в глазах населения, и именно поэтому он "запустил" коронавирус. Тогда как в России, в их версии, разумеется, ситуация с экономикой была намного лучше, и только пандемия стала причиной кризиса. Так что основная причина новых вызовов в их трактовке – это Запад и "либералы". Что же касается поправок к Конституции, в этом дискурсе они становятся всего лишь еще одним "шагом России на пути к обретению суверенитета", которому помешала пандемия.
Коронавирус SARS-CoV-2, ранее известный как 2019-nCoV, обнаружили в Китае в конце 2019 года.
Он вызывает заболевания COVID-19. В некоторых случаях течение болезни легкое, в других – с симптомами простуды и гриппа, в том числе с высокой температурой и кашлем. Это может перерасти в пневмонию, которая может быть смертельной. Большинство больных выздоравливает; умирают преимущественно люди с ослабленной иммунной системой, в частности пожилые.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения признала вспышку заболевания, вызываемого новым коронавирусом, пандемией.
Читайте также: