Все с кавказа чума
Но главный вопрос состоит лишь в том, какие внутренние (на данный момент незаметные) процессы проходят в мире. И с какими потерями из вирусного ажиотажа выйдут все игроки геополитики. А так как история – это политика, опрокинутая в прошлое, то следует зафиксировать некоторые события, связанные с эпидемиями, уже имевшие место. Тяжело найти более пёстрое по населению место, нежели Кавказ, а также более политически разомкнутый регион.
В настоящее время на территории Северного Кавказа находятся пять относительно активных очагов чумы: Центрально-Кавказский высокогорный, Терско-Сунженский, Дагестанский равнинно-предгорный, Прикаспийский песчаный и Восточно-Кавказский высокогорный. Все эти очаги различны по активности и болезнетворности инфекции.
Примечателен тот факт, что вспышки эпидемий были одновременно и результатом активизации боевых действий, и причиной начала этих самых боевых действий. Так, генерал-лейтенант и директор Военно-топографического депо Иван Фёдорович Бларамберг считал, что несколько последовательных чумных вспышек на Северном Кавказе в 1736-1737 годах являются прямым следствием Русско-турецкой войны 1735-1739 годов, когда турки активно сотрудничали с некоторыми народами Кавказа. Именно поэтому периодически возникали вполне обоснованные подозрения, что турки намеренно заносили болезнь на территории близкие к Российской империи, ведь эпидемия легко могла перекинуться на казачьи станицы.
Ещё одним допингом для чумной эпидемии стала Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Тогда эпидемия охватила не только Кавказ и Молдавию, но добралась и до Москвы, где вспыхнул настоящий чумной бунт.
А вот крупная эпидемия, пронёсшаяся над Кавказом в 1790 году, сама стала допингом для активизации военных действий. Копившиеся долгие годы противоречия между тфокотлями (крестьяне-земледельцы, одна из самых бесправных и бедных каст черкесского общества) абадзехов и шапсугов и их собственной аристократией после пронёсшейся чумы только усилились. Крестьяне, испытавшие на себе удар эпидемии, не смогли более терпеть тяготы поборов знати.
В итоге черкесскую аристократию с территории абадзехов и шапсугов тфокотли изгнали, лишив земель и имущества. В это же время бжедуги (бжедухи), соседи абадзехов и шапсугов, остались верны старинным обычаям и своим князьям, сохранив феодальный строй. Более того, бжедугская аристократия гостеприимно отнеслась к эмиграции на свои земли шапсугской и абадзехской знати. Назревала новая война, апогеем которой стала Бзиюкская битва.
Порой эпидемии в союзе с войной полностью стирали с исторической и культурной сцены некогда жизнеспособные субэтносы, занимающие плодородные почвы. Так, окончательно ослабли и были полностью ассимилированы соседними народами хегайки и даже жанеевцы, которые в период своего расцвета могли выставить до 10 тысяч воинов, включая кавалерию.
Во-вторых, даже во время активных боевых действий чума сковывала передвижение русских войск. К примеру, генерал Алексей Александрович Вельяминов, ведя долгие кровопролитные походы для прокладки дорог империи, был порой вынужден из-за чумы отказаться от традиционной покупки провианта у местного населения и фуражировок вблизи зачумлённых аулов. Это тормозило войска и уносило множество солдатских и офицерских жизней. А если инфекция проникала в ряды войск, то обременённые распухшим лазаретом отряды и вовсе переходили к обороне или были вынуждены отступить.
Так что, если чума и была чьей-то союзницей на Кавказской войне, то только самой смерти.
Всё это приводило к страшным последствиям. Лекарей, которые сами быстро становились жертвой инфекций, не хватало, а функции фельдшеров ложились на всех, кто мог стоять на ногах. Здоровые же бойцы вынуждены были брать на себя все обязанности больных, поэтому они порой просто не успевали соблюдать гигиенические требования и вскоре, естественно, пополняли компанию в лазарете.
Что же сделал профессиональный военный без медицинских навыков почти две сотни лет назад? Для начала он разбил отдельно от всего остального гарнизона лазарет, который немедленно взяли под строгую охрану караула со всех направлений. Воспрещалось потребление каких-либо сырых овощей или фруктов. В лазарете поддерживалась идеальная чистота. Если у больного ослабевал пульс и падала температура, то его немедля клали в горячую ванну, а после этого растирали суконными полотенцами и водкой с уксусом. При этом общаться с больными могла только особая команда, чью одежду сразу же отправляли в кипяток.
Больным каждые пять минут давали настойку из половины чайной ложки соды, столовой ложки лимонного сока или уксуса и кипячёной воды. Здоровому же гарнизону утром перед выходом на работу полагалось горячее питание, вне зависимости от желания едока, и порция водки, настоянной на различных лекарственных травах. Особняком был издан особый приказ для всех офицеров по полку Тихона Тихоновича, который гласил:
Одним из жутких и загадочных мест России является поселение Даргавс. Оно находится посреди гор Кавказа. Этот загадочный городок на самом деле является кладбищем, состоящим только лишь из склепов и усыпальниц. Неудивительно, что про это место ходит много легенд. По некоторым данным, люди прошлого боялись этого места, ведь они считали, что кто пойдёт туда — живым больше не вернётся.
Строение усыпальниц Даргавса
Самый крупный некрополь Кавказа находится на зелёном холме, усыпанном множеством крошечных зданий. Они и являются как раз-таки склепами. Всего в Даргавсе около 97 склепов. За этими зданиями находится наполовину разрушенная сторожевая башня. По легендам, она предназначается для охраны упокоившихся душ.
Сами же усыпальницы были круглой формы с острой крышей. Они имели около 2-4 этажей, а те, что поменьше только лишь плоские стены, порой совсем без крыш. Внутри массивных склепов находится большой свод в виде креста, что поддерживает крышу. Это четырёхугольники с крышами, состоящими из ступеней. Такая форма необходима для того, чтобы вода стекала наружу и не заливала усыпальницы.
Стены усыпальниц практически все построены из камней и хорошо заштукатурены глиной или извёсткой. В каждом здании этого города есть маленькое отверстие, скорее всего, проход. Много лет спустя такие проходы даже запирались на замок. Эти отверстия настолько маленькие, что обычному человеку не под силу вылезть через них.
Организация похорон в склепах
Жители этого города хоронили членов своей семьи обязательно одетыми и с вещами. У каждого семейства был свой склеп. Чем он был выше и больше, вероятнее, тем больше людей было там захоронено. Где-то даже есть камеры. Конечно, есть и обычные простые склепы. Они предназначались для людей, оставшихся без семьи, или чужих людей.
Тела внутри усыпальниц обычно захоронялись не в гробах, а в коробах из дерева, напоминающих лодку (или они просто были найдены рядом). Но откуда там взяться лодкам, если поблизости нет водоёмов? По верованиям, считалось, что душа должна перейти реку, чтобы благополучно уйти на небеса.
Также является странным существование колодцев. Люди кидали монеты в него, и если был слышен удар монеты о дно, то это значило, что душа мёртвого уже на небесах.
Фото: Андрей Василисков
1 По одной из легенд, когда-то в их население прибыла девушка необычной красоты. Никто не знал откуда она явилась. Весь мужской пол забыл о своих возлюбленных и начал борьбу друг с другом за сердце этой красавицы. В поединках гибли люди. Тогда эту девушку отвели на совет. Но и у всех мужчин совета, загорелись глаза при виде этой девушки. Женщинам этого поселения надоела эта ситуация, и они решили сами её прогнать и объявить всем, что она ведьма. Но мужское население не хотело расставаться с незнакомкой, не хотело, чтобы она досталась другим мужчинам, поэтому они решили её убить. Она должна была достаться только Богу. Сразу после её смерти в поселение грянула эпидемия чумы. Но земля отвергала их наружу. Так и появились склепы.
2 Другая легенда гласит, что любой человек, побывавший там, не будет больше жить. Поэтому местные жители избегают его, а всех любопытствующих нарекают пропащими людьми, жизнь которых будет недолгой. И тут стоит вспомнить об эпидемии чумы в 18 веке. Население сократилось из-за неё с 20 до 16 тысяч человек. И для того, чтобы больные не заражали никого, они уходили добровольно всей семьёй в эти склепы и больше не возвращались. Запасы еды и воды быстро заканчивались, и в скором времени люди умирали одновременно от голода и страха заразиться холерой. Их тела оставались в их хижинах.
Туристическая деятельность в Даргавсе
В советское время этот город считался туристическим. Сюда часто прибывали люди с разных частей света. Там даже стоял киоск с билетами под управлением местной бабушки. В Даргавсе множество историко-архитектурных памятников всех времён, и для государства, и для археологов — это место имеет важное значение в изучении прошлого осетинского народа. Благодаря археологам, современное поколение может представить, как жили люди много столетий назад.
Как вспоминает археолог Владимир Кузнецов:
Несмотря на интересную историю, популярность и многообразие памятников, на сегодняшний день этот город полностью безлюден. Туристы стали редкими гостями, это связано не со страшными байками, а с труднодоступностью этого места. Но всё же про это место не забывают и сегодня. Оно также осталось в памяти людей. И есть много желающих побывать там, несмотря на все странности и жуткости того места.
1. Каждая из усыпальниц вмещает в себя до 100 останков. За все время существования некрополя, здесь было похоронено чуть меньше 10000 человек.
2. К городу ведет лишь одна дорога, над которой почти всегда клубится туман, что еще больше усиливает ощущение страха и таинственности.
4. Сегодня Даргавс находится под охраной ЮНЕСКО.
(Продолжение. Начало см. здесь)
БОЛЕЗНИ
Ее одним аргументом противников признания геноцида индейцев является факт, о котором начисто и очень удобно забывают сторонники этой теории. Дело в том, что, обвиняя США и европейских колонистов в гибели миллионов индейцев, эти люди абсолютно не принимают во внимание то, что по крайней мере половина погибших коренных обитателей североамериканского континента умерла совсем не от пуль европейцев или сабельных ударов американской конницы, а скончалась вследствии эпидемий, от голода, лишений и т.д. Естественно, эпидемии, лишения и голод встречались в Америке и до её открытия Колумбом, но белые переселенцы принесли с собой ряд болезней, которых раньше индейские народы не знали, не имели к ним иммунитета и не знали способов лечения. Тиф, чума и т.д. — индейцы умирали от них поодиночке, десятками, сотнями, целыми поселками и племенами.
Почему же, спрашивают противники версии геноцида, в смерти индейцев от болезней обвиняют белых колонистов? Как можно приравнивать к жестокому убийству смерть человека от эпидемии? Ведь европейцы не целенаправленно занесли страшные болезни в Америку и, за исключением всего одного известного случая, не заражали ими индейцев специально. Ведь не обвиняем же мы сейчас жителей Африки в том, что на их континенте зародился СПИД? И не обвиняем индусов в том, что, по одной из версий о происхождении проказы, индусы заразили ею солдат армии Александра Филипповича Македонского, а те уже принесли этот страшный недуг в Европу. Если где-то от умирает человек, мы же не обвиняем в убийстве его соседа!
Но на чуму, как Вы понимаете, обвинение в Европарламент подать нельзя, поэтому теперь умерших от нее кабардинцев современные этнопатриоты, не раздумывая, записывают как убитых русскими.
Другой распространенной в то время болезнью была малярия. Сейчас уже мало кто знает, что многие районы, которые сейчас мы воспринимаем как благодатные и чей климат считаем полезным, еще меньше века назад были опасными для здоровья и считались, без малейшего преувеличения, гиблыми. В то время на Кавказе в находилось немало водоемов, которые мы сейчас называем анафилогенными — т.е. те, где водятся малярийные комары. Таких водоемов и болот было немало, например, в районе современных Сочи и Сухума. Известно, что по причине малярии абхазы и убыхи не любили селиться непосредственно в низменности — у моря и предпочитали уходить чуть выше. Немало таких болот было и в районе еще одной современной здравницы — Пятигорья и т.д. Многие из них осушили лишь в 1920-1930-х, но кое-где они сохранялись еще и в 1950-х годах, то есть, на памяти еще живущего поколения. По воспоминаниям жителей Сочи, в 1920-е годы диагноз малярия ставился каждому второму, обратившемуся к врачу. Малярия была очень распространенной болезнью. Она просто бушевала на Кавказе, особенно там, где была вода, известны случаи, когда черкесы просто бросали свои поселения и уходили туда, где малярийных комаров не было.
Нередки были в горах и случаи голода. Только в первой половине 19-го века возникает несколько случаев сильного голода — в 1829, 1840 и 1845-46, 1859 года. Как правило, все они происходят из-за неурожая и поражают в основном черкесские народности, жившие в горах и по естественным причинам имевшие ограниченное количество пахотной земли — абадзехов, махошевцев и егерухаевцев. Наверное, можно говорить о том, что в какой-то степени эти неурожаи были вызваны отрывом народа на боевые действия и военными тяготами, но ограничиваться только этой причиной абсолютно неправильно. Так, например, очень сильный голод 1859 года был вызван нашествием саранчи, уничтожившей посевы.
Немало адыгов умерли и во время трагической депортации 1864 года от голода и лишений. (Более подробно об этом мы поговорим позже). Описание страданий людей, стремившихся оставить Родину и переселиться в Турцию вряд ли могут оставить кого-то равнодушным. В книге “Кавказские горцы” Я. Абрамов так описывает процесс изгнания черкесов: “Страдания, которые приходилось выносить в это время горцам, нет возможности описать. Один рассказывает о трупе матери, грудь которого сосет ребенок; другой — о матери же, носящей на руках двух замерзших детей и никак не хотевшей расстаться с ними, третий — о целой груде человеческих тел, прижавшихся друг к другу в надежде сохранить внутреннюю теплоту и в этом положении застывших”, [10]
В этой книге описывается, как черкесы собирались приморских городах — Анапе, Туапсе, Новороссийске, в мелких бухтах, еще не занятых царскими войсками. Здесь они могли ожидать прихода судна и наступления своей очереди в течении нескольких месяцев под открытым небом, зачастую без средств к существованию. От голода и болезней люди мерли буквально тысячами, зимой к этим напастям прибавлялся еще и холод. Очевидцы говорят, что весь черноморский берег Кавказа был усыпан трупами и умирающими, среди которых лежали живые, ожидающие отправки в Турцию люди. Но и в Турции их беды продолжились и еще увеличились.
Без сомнения, депортацию, переселение адыгов нужно считать одной из величайших трагедий адыгского народа, закономерным результатом Кавказской войны и всех ошибок, сделанных людьми, находившихся по обеим сторонам этой войны.
Можно ли считать гибель многих тысяч адыгов из-за болезней и лишений, имевшихся в ходе длительного военного периода и в значительной степени явившуюся результатом военных действий и военного поражения черкесов, доказательством геноцида, развязанного против них Россией с целью уничтожить всех горцев под корень? Давайте спросим себя — были эти болезни принесены на Кавказ русскими? Заражали ли они адыгов специально? Создавали ли они преднамеренно безвыходную, безвариантную ситуацию, при которой адыги неминуемо и осознанно для российского командования, должны были бы все погибнуть? А может быть болезни и лишения случались избирательно и касались только адыгов?
Российские войска и переселенцы находились в аналогичном с черкесами положении. Болезни косили их точно также. По отношению к ним тоже считается, что только 10% солдат и офицеров, погибших в Кавказской войне, были убиты в ходе военных операций. Остальные же погибли от болезней, лишений, отсутствия медицинской помощи. Цинга, тиф и малярия буквально косили ряды русской армии. Некомплект в невоюющих частях мог достигать 80%.Особенно трагично дело обстояло на морском побережье — там, где стояли русские крепости — там, где черкесы и абхазы не селились из-за широкого распространения малярии. Например, в укреплении Св. Духа, стоявшем на месте нынешнего города Адлера, весь гарнизон, состоявший из 922 человек, вымер в течение 5 лет. В 1845 г . на всей Черноморской линии было убито 18, а умерло от болезней 2427 человек. В начале 1840-х годов во всех крепостях береговой линии вместо минимально требующихся 25980 человек, налицо было только 2776.
Вот такая ситуация. Вот так и было. Правомерно ли теперь в смерти многих тысяч адыгов, павших за столетний период от болезней и лишений, обвинять русских, которые и сами были же в такой ситуации? Можно ли в смерти кабардинца Аслана, умершего от чумы, винить русского поселенца Ивана, который сам скончался от малярии? Почему за тифозные пятна Нафисет Россия должна признать себя виновной, а про такие же пятна Натальи нам нужно забыть и не вспоминать никогда? Получается полный абсурд — аул, вымирающий от чумы и малярии мы должны причислить к геноциду, не имевшему аналогов в истории, а казачью станицу, стоящую рядом и в такой же степени страдающую от этих болезней, не замечать полностью или, более того, назначить виновной, заклеймить с высоких трибун и примерно наказать?! Говоря реалиями нашего времени, если человек умирает от сердечной недостаточности, то как его соседа по лестничной площадке можно судить за его убийство?
Противники же такой точки зрения отвечают им, что ситуация была абсолютно обратна. Да, колонистам была нужна земля, но они не ставили целью уничтожение индейцев. Практически всегда, когда аборигены шли на компромисс с англичанами и французами, их никто не убивал, индейцам предоставляли для проживания новую территорию, денежную и иную компенсацию, причем, как единоразовую, так и регулярную, причем, продолжающуюся и в наши дни.
Как же с этим обстояло дело на Кавказе?
Здесь необходимо отметить, что в рассмотрении этого пункта нам встретятся некоторые трудности. Как его доказывать или опровергать? Как доказать, что русским была нужна Черкесия, но не черкесы? Найти договоры Александра II с Сатаной, где было бы четко написано, за что конкретно он продает ему душу? Тут нам на помощь опять придет сравнение. Мы знаем что делали немцы с евреями для того, чтобы их полностью уничтожить, знаем какие шаги предпринимали турки, чтобы получить армянские земли без самих армян. Что же делали русские? Давайте посмотрим.
Так было. Было ли? А вот на Кавказе во время “страшного геноцида” адыгов было именно так.
Изначально, со времен Моздока и переселения запорожских казаков торговля была крайне важным элементом взаимоотношений между русскими и адыгами. Российские власти её всегда поощряли и стимулировали. Вместе с тем, в условиях военного положения, они стремились упорядочить торговые отношения, поставить их под свой контроль и сделать инструментом своей политики на Кавказе. В их глазах торговля должна была послужить средством сближения с мирными горцами и обогащения их путем взаимовыгодных отношений с богатой и могущественной Россией и, в то же время, торговля, а вернее её отсутствие — блокада — была призвана стать средством влияния на немирные аулы и народности и их ослабления.
С другой стороны, необходимо отметить, что русские войска и поселенцы, еще не прочно обосновавшиеся в регионе, не менее черкесов нуждались в продуктах сельскохозяйственного и ремесленного труда. Основными товарами, которые они приобретали у черкесов на меновых дворах были зерно, рогатый скот и прекрасные адыгские лошади, мед и воск, одежда, конская сбруя, дрова и т. д. О размерах этой торговли можно судить по следующим данным. На Редутском дворе только в апреле 1823 года адыги выменяли на соль 6888 пудов хлеба. В 1824г. по заданию Крымского губернатора русские предприниматели закупили у натухаевцев и шапсугов столько хлеба, сколько требовалось для прокормления голодающего населения Феодосийского уезда. В 1841 г . натухаевцы привезли в Анапу леса на 5138 арбах и купили 1500 пудов ( 24 тонны ) соли. Общий оборот меновых дворов в 1835 году составил более 193 800 рублей, в том числе 117 450 рублей горских товаров. В 1839 году только через Екатеринодарский карантин горцы ввезли в меновые дворы товаров на 175 тысяч рублей, а через них было пропущено русских товаров в пределы Закубанья почти на 101 тысячу рублей.
Проходила торговля и на сезонных ярмарках, которые периодически проводились в Екатеринодаре и других местах Закубанья. В 1837 году, например, на всех ярмарках Екатеринодара было продано товаров на 1 миллион 335 тысяч рублей, львиная часть которых приходилась на долю адыгов. Данный оборот в то время был присущ ярмаркам в средне-крупных российских городах, так, допустим, оборот не очень крупной, но тем не менее известной Гжатской ярмарки в 20е-30-е годы XIXв. доходил до 500 тысяч рублей.
В основном, конечно, в школах учились дети дворян. После их окончания они имели право поступить в высшее военное училище, по окончании курса которого выпускались офицерами и шли служить в армию. Определенное количество адыгов поступает в лучшие гражданские ВУЗы страны. Так, адыг Шумаф Татлок в 1859 г . окончил Московский университет, стал кандидатом права и был оставлен на работе в Москве. Этот же университет заканчивает и известный общественный деятель Кабарды Л. М. Кодзоков, а другие адыгские просветители, такие как Кази Атажукин, Адиль-Гирей Кешев, Султан Крым-Гирей Инатов учатся в Петербургском университете.
Сразу несколько человек практически одновременно начинают составлять адыгский алфавит. У черкесов еще до конца Кавказской войны появляются свои писатели, врачи, учителя, историки, филологи, математики — они просвещают народ, дают ему собственную — адыгскую — грамоту, лечат его, пишут его историю, смягчают тот огромный социо-культурный удар, который обрушился на Черкесию. Но у всех у них есть одна огромная и неискупаемая вина — все они, так или иначе, выходят из лона русского образования и почти все из них служат в русской армии, что дает право современным адыгским патриотам назвать их предателями собственного народа.
Для полноты чувств предлагаю взглянуть на пример насильственной ассимиляции и сравнить его с тем, что происходит в Кавказских республиках. Понимаю, что немцы и евреи вам уже несколько надоели и еще успеют надоесть, а посему…
Грузия! В Грузии уже с начала прошлого века принят курс на создание единой грузинской нации. В нее ни под каким соусом не попадают мингрелы. Если картвелы, так или иначе, являются выходцами из Иверского царства и говорят на языках картвельской языковой группы, то история мингрелов протекала в Колхидском царстве и говорят они на языке, являющемся частью чанской языковой группы, абсолютно отличной от картвельской. Между мингрельским и грузинским языками нет ничего общего, в то же время между самими мингрелами и грузинами есть огромная разница в культуре, менталитете, даже во внешних чертах!
В 1920-х годах за попытку создания Мингрельской АССР в составе Грузии, грузины пересажали всех национальных лидеров и почти всю национальную интеллигенцию. С того времени и сейчас там нет национальных школ, театра, телевидения, радио, институтов, не идет изучение и преподавание мингрельского языка, на мингрельском не выходят газеты, книги и т.д. Этого языка нет. Как только кто-то что-нибудь заявляет о национальной идентичности мингрелов его тут же сажают, сначала преследуют, а потом, если не успокаивается — то сажают. Национальной интеллигенции не существует! Вот это ассимиляция. Можно привести и другие примеры. Допустим, Турцию. В соответствии с конституцией Турции, на государственном уровне разрешается использовать только один язык — турецкий. Это правило настолько строго, что, например, в марте этого года турецкое телевидение прекратило шедшую в прямом эфире трансляцию выступления лидера курдской Партии Общественной демократии Турции Ахмета Турка после того, как он заговорил на курдском языке. То есть, как только в эфире зазвучал нетурецкий язык редакторы включили заставку!
Похожа ситуация в Грузии и в Турции на то, что происходит в адыгских республиках? Заставка на экране после произнесения нескольких фраз на курдском похожа на Адыгейское республиканское телевидение? Конечно же, нет. Вот поэтому геноцид армян в Турции признается, а геноцид адыгов — нет.
АДЫГИ НА СТОРОНЕ РОССИИ
Еще одна причина, по которой большинство американцев отказываются признать геноцид индейцев, заключается в том, что далеко не все те миллионы индейцев были убиты в ходе освоения белыми североамериканского континента погибли от рук европейцев. Огромная часть индейцев, умерших насильственной смертью погибла от рук. самих индейцев!
Все это дает серьезное моральное право противникам теории геноцида спросить — если одни индейцы убивают других, то как в этом можно обвинить белых? Если одно племя идет служить белым исключительно для того, чтобы расправиться и уничтожить другое, что подпадает под определение геноцида, то как этот геноцид можно записать на счет белых? Как можно разделить каких аборигенов убили европейские колонисты, а каких свои же родственники-одноплеменники? И если обвинять в геноциде переселенцев, то не справедливо ли будет применить то же принцип в отношении самих индейцев?
Как же с этим обстояло дело на Северном Кавказе? Справедливо ли уравнивать в этом вопро
Еще лет десять назад мы могли быть спокойны — по крайней мере, одной угрозой стало меньше. Страшнейшая болезнь, которая в прежние века косила наших предков целыми городами, была загнана в угол. Нас охраняла от беспощадной болезни лучшая в мире противочумная система. Однако сейчас линия обороны прорвана. "Свободная Ичкерия" — где находится один из опаснейших очагов — может "подарить" России новые эпидемии "моровой язвы". Коварный микроб может дремать десятилетиями, а потом вдруг просыпаться. И почему это происходит — специалисты пока не знают. ПУТЬ "ЧЕРНОЙ СМЕРТИ" Мятежная Чечня угрожает нам эпидемией Вспомним историю: чума не щадила никого, умирали семьями, поселениями, городами. В последний раз всемирное нашествие чумы — так называемая пандемия — было отмечено на рубеже XIX и ХХ веков. "Стартовав" в Гонконге, чума на торговых кораблях расползлась по портовым городам Америки, Европы, Азии. Однако на сей раз ей уже не дали разгуляться. К тому времени француз Йерсен через окуляр своего микроскопа уже разглядел чумных микробов — "маленькие толстые палочки с закругленными концами", а чуть позже наш соотечественник, русский врач Хавкин создал вакцину для борьбы против них. ". Нагруженные инструментами, ведрами, канистрами с дезраствором, мы медленно брели по раскаленной почве к пораженному заразой аулу. Наша одежда состояла из комбинезона, двух халатов, надетых друг на друга, белой косынки, медицинской шапочки, толстого ватно-марлевого респиратора, очков-консервов, похожих на мотоциклетные, резиновых сапог, клеенчатого фартука и двух пар резиновых перчаток. Солнце палило нещадно, и пот струями стекал вниз, скапливаясь в резиновых сапогах. Откинув полог юрты, мы заглянули внутрь. Перед глазами предстала страшная картина. Трупы мужчин и женщин в беспорядке лежали на кошмах и земляном полу. Чума обезобразила их лица, а кожа казалась черной. Запах тления проникал даже через толстый слой респиратора. Мы вытащили трупы наружу и произвели вскрытие. Обработали раствором лизола юрту и одежду. и засыпали трупы хлорной известью. Утром следующего дня половина персонала нашей экспедиции была занята неприятным, но необходимым делом сжигания трупов. В условиях безлесной пустыни это мероприятие оказалось далеко не простым. Одни грузовые машины воинской части откуда-то издалека привозили дрова, другие — собранный в округе саксаул. Огромные костры горели целый день и целую ночь. " (Из воспоминаний врача Л.Мельникова о кызыл-арватской чуме 1949 г.) Прошли десятилетия. Название этой болезни чаще встретишь в качестве этакой абстрактной страшилки: "коричневая чума" фашизма, СПИД — "чума ХХ века". А об опаснейшей инфекции, которую наши предки называли "черной смертью", "моровой язвой" и даже "наказанием господним", мы стали попросту забывать. Не рановато ли? Один из российских специалистов отметил недавно любопытную закономерность: на стыке двух веков в мире всегда происходит рост заболеваний чумой. Это подтверждает и статистика последних лет. Еще в 70—80-е гг. на земном шаре ежегодно выявлялось 800—1500 случаев чумы, 10 лет назад их насчитали 1700. А в 1995 г. чумой заболел 2861 человек, в 1996 г. эта цифра "зашкалила" уже за 3000, в том числе 98 больных в Китае, 279 — во Вьетнаме. В Индии за считанные дни от "моровой язвы" погибло 56 жителей! Даже процветающим Соединенным Штатам не удается избежать подобной напасти. На территории нынешней России последний случай заболевания человека чумой был зафиксирован в Калмыкии 20 лет назад. Что не могло не успокоить "государственные умы", которые пришли к вроде бы логичному выводу: совсем ни к чему обременять бюджет расходами на содержание чумологов. — К 1996 году реальное финансирование наших станций значительно сократилось, — рассказывает зам. главного врача московского Противочумного центра Людмила Калошина. — Однако сейчас заботами Минздрава ситуацию чуть-чуть выправили. Выделяемых средств хватает хотя бы на самые первоочередные цели. Специалисты-чумологи проследили путь, которым приходит к нам "черная смерть". Первой жертвой чумных микробов всегда становятся грызуны, обитающие в норах, — суслики, тарбаганы, сурки. Разносчиками инфекции являются блохи, отведавшие крови больных зверьков. От них способны подцепить заразу домашние животные. Одним из звеньев этой страшной цепочки может оказаться человек, от которого почти неминуемо заразятся окружающие. После распада Союза часть "чумоопасных" территорий оказалась за рубежом — в Казахстане, Азербайджане, в Среднеазиатских республиках. "Братья по СНГ" приезжают к нам без особых проблем и хлопот, в том числе и без строгой карантинной проверки. Проблемы возникли с прежними нашими азиатскими союзниками по социалистическому лагерю, особенно с китайцами. Их многочисленные "челноки", заполонившие Дальний Восток, доставляют немало хлопот сотрудникам Приморской противочумной станции во Владивостоке: вместе с товаром они экспортируют и блох — потенциальных переносчиков чумы. Хватает забот и со своими собственными, российскими "гнездовьями чумы". Особенно с теми, что находятся на Северном Кавказе. — Чума на Кавказе? Существует ли реально такая угроза? — Так называемый Терско-Сунженский природный очаг, находящийся на территории Чечни, в свое время подвергался специальной профилактической обработке, — рассказывает опытнейший ветеран-чумолог Моисей Леви. — Однако, зная коварство чумного микроба, мы проводили там в прежние годы регулярные проверки. Из-за военных действий такая работа остановлена. В последний раз чумологи посещали мятежную Ичкерию в 1996-м, работали тогда под неусыпной охраной военных. А с тех пор вот уже несколько лет природный очаг чумы в Чечне оставлен фактически на произвол судьбы, и, конечно же, он представляет большую опасность. Как выяснилось из разговоров со специалистами, собственных квалифицированных чумологов у чеченцев нет, и самостоятельно контролировать ситуацию они просто не в состоянии. Между прочим, когда в Чечне работала последняя бригада чумологов, им удалось выделить в одной из взятых проб возбудителя чумной инфекции. Но эпидемиологический контроль был установлен только на административных границах Чечни. — А не могут ли воинственные чеченцы спровоцировать "наступление" чумы на российские регионы? — Идея использовать чумную инфекцию в качестве бактериологического оружия массового поражения существует уже давно, — невесело усмехнулся Леви. — В Советском Союзе всеми вопросами, связанными с проблемами "военных микробов", занимались засекреченные лаборатории, входившие в состав Управления микробиологической промышленности при Минздраве. Некоторые из "перебежчиков", ушедших оттуда в нашу, "гражданскую" противочумную систему, достаточно прозрачно намекали в приватных беседах, что в СССР занимались разработкой бактериологического оружия с использованием чумных микробов. Однако было ли в итоге создано такое оружие — достоверных сведений нет. По поводу же чеченцев. Им еще нужно ухитриться выделить возбудителя чумы или раздобыть его лабораторные штаммы. Для этого требуются опытные специалисты, а то ведь недолго и самим "моровой язвой" заразиться! Если даже допустить, что боевики сумеют, к примеру, захватить одну из противочумных станций на юге России, — поживиться чумными микробами им не удастся, так как, по правилам безопасности, контейнеры с выделенными возбудителями особо опасных инфекций там не хранят. Но опасность вспышки чумы есть. В последние годы и вероятность заноса чумы из-за границы возросла многократно. Сейчас в России работают десятки аэропортов, где приземляются чартерные рейсы. Каждый из таких воздушных вокзалов должен иметь собственный санитарно-карантинный пункт. Однако наладить их четкую работу непросто. Между тем печальный опыт западных стран дает богатую пищу для размышлений: даже дотошные сотрудники французской карантинной службы прозевали не так давно своего соотечественника, подцепившего чумную заразу в Индии и завезшего такой "подарочек" на территорию Франции! 444 Ученые уже давно выявили существование так называемых природных очагов чумы. На этих территориях, где обитают колонии грызунов, время от времени возникают эпизоотии — массовые чумные заболевания среди животных, представляющие опасность для человека. На просторах СССР было выявлено 43 таких очага. Для борьбы с "черной смертью" в стране была создана мощная противочумная система — 6 специализированных институтов, 52 противочумные станции, многочисленные мобильные отряды. К концу 1991 г. штат сотрудников достигал 10 тысяч человек. Деятельность специалистов, занимающихся проблемами чумы, была в "совке" законспирирована не хуже атомных проектов. Противочумная служба находилась под неусыпным контролем "органов", сотрудники которых в любой вспышке инфекционного заболевания склонны были подозревать вражескую диверсию. Ну а во Всемирную организацию здравоохранения из социалистической России бодро сообщали, что в нашем замечательном государстве чума окончательно побеждена. 444 Рассекреченные ныне документы позволяют узнать истинные статистические данные. В 1920—1929 гг. в стране заболели чумой 2485 человек, 2049 из них умерло. В следующем десятилетии — 580 больных и 493 летальных исхода. Картина выглядит куда благополучнее, если обратиться к более поздним временам: 1960—1969 гг. — 65 заболели и 22 умерло; 1970—1979 гг. — 14 (8); 1980—1989 гг. — 10 (1). Прилипчивая болезнь распространялась порой из-за весьма экзотических причин. К примеру, в некоторых районах Закавказья еще в 30—40-е гг. существовало среди местных жителей поверье: чтобы защититься от такой напасти, аборигены, как вспоминает Л.Зильбер, выкапывали чумные трупы, вскрывали их, вырезали кусочки внутренних органов и давали съесть всем родным и близким. Не обошла чума и столицу первого в мире социалистического государства. Зам. директора Саратовского ПЧИ А.Берлин в декабре 1939 г. перед командировкой в Москву участвовал в лабораторных опытах и не уберегся от инфекции. Вскоре по приезде в Первопрестольную (где ученый поселился в гостинице "Метрополь") у него обнаружились признаки легочной формы чумы, и через несколько дней гость из Саратова скончался. Паника "в верхах" поднялась страшная: чума буквально в двух шагах от Кремля! В городе был немедленно развернут чумной госпиталь, куда начали свозить всех, кто имел хотя бы мимолетный контакт с покойным. Выявлением таких потенциальных переносчиков "моровой язвы" занимались органы НКВД в строжайшей секретности. И хотя кроме самого Берлина в Москве умерли, заразившись от него, еще два человека, распространения эпидемии удалось избежать, причем на Запад не просочилось даже намека на появление "черной смерти" в "красной" столице. 444 Советский Союз был единственной страной, где существовал постоянный контроль за всеми природными очагами чумы. Более того, у нас пытались искоренить даже саму причину появления "моровой язвы": вплоть до 1990 г. каждое лето специальные бригады травили химией блох и грызунов, среди которых могли оказаться больные чумой зверьки. Подобные "зачистки" стоили миллионы рублей, в отчетах бригад фигурировали десятки тысяч уничтоженных сурков, песчанок, тарбаганов. Однако коварный чумной микроб никак не позволяет людям отпраздновать окончательную победу над собой. 30 лет "молчал" Волго-Уральский степной очаг чумы, но вдруг здесь вновь появилась среди животных страшная болезнь. В 1979 г. чумных сусликов обнаружили в северо-западном Прикаспии, в очаге, считавшемся давным-давно ликвидированным. 56 лет не было чумы на Ставрополье, а не так давно там вновь выявили возбудителя этой инфекции. Где скрываются десятилетиями микробы-убийцы? Почему они внезапно "просыпаются"? Ответа чумологи пока дать не могут. Высказываются даже гипотезы о космических причинах, провоцирующих возникновение очередной вспышки этой болезни. "Черная смерть" не собирается сдавать своих позиций. Вот и нынешним летом пришла тревожная информация: в очередной раз "моровая язва" наведалась в Казахстан. В этой республике выявлено уже несколько случаев чумы у людей — в Актюбинской области, в Гурьеве (а это совсем недалеко от нашей госграницы!). Россию от распространения страшной инфекции оберегают уцелевшие здесь "осколки" прежней армии специалистов-чумологов. . Пока российская противочумная система держит удар. Что будет дальше? Автор благодарит составителей альманаха "Занимательные очерки о деятельности и деятелях противочумной системы России и Советского Союза" за помощь в подготовке данной публикации.
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18173 от 27 августа 1999
- Самое интересное
- Комментарии
Опрос
Цифровые сервисы в условиях режима самоизоляции – как нельзя кстати
Читайте также: