Деонтология врачебных назначений. Обеспечение свободы предписания

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.12.2024

Нарушение врачебной этики является частой причиной возникновения конфликтов. Последнее время этот вопрос все чаще поднимается на федеральном уровне. В 2012 году Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать Кодекс профессиональной этики врача, ориентируясь на французский аналог подобного документа.Главные вопросыданного проекта - внимание к пациентам и защита интересов врачей. Согласно Кодексу, положения документа являются “обязательными для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений”.

В октябре 2012 года была создана «Медицинская палата Ульяновской области». Члены Медицинской палаты могут вносить свои предложения по медицинским вопросам, участвовать в разработке законодательных проектов, осуществляя сотрудничество с Министерством здравоохранения Ульяновской области. Одна из главных функций организации - соблюдение Кодекса этики, разработанного в Ульяновской области, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 19.06.2012 № 550 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики медицинского работника Ульяновской области».

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили . ».

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все.

Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача».

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Деонтология врачебных назначений. Обеспечение свободы предписания

Рекомендуем: Здравоохранение: Здравоохранение Экономика психиатрии Органы чувств: Оценка органов чувств Болезни органов чувств Травмы органов чувств

Оказание помощи врачом. Полномочия врача перед пациентом

Врач должен выслушивать, осматривать, консультировать или лечить с одинаковой добросовестностью всех людей, каким бы ни было их происхождение, нравы, семейное положение, принадлежность или не-принадлежность к той или другой этнической группе, национальности или определенной религии, их состояние и уровень здоровья, их регистрация и чувства, которые он может испытывать по отношению к ним. Он должен оказывать им помощь при всех обстоятельствах. И не должен никогда отказываться от корректного и внимательного отношения к осматриваемому лицу.

В этой статье глубоко переплелись мораль, психология и деонтология. Новая редакция вновь восстанавливает, удачно развивая, редакцию 1979 г. и вновь подчеркивает гуманистическую концепцию любой медицины, в том числе и технической. Такова современная версия пастеровского высказывания: «Я тебя не спрашиваю ни о твоем племени, ни о твоей религии, ни о твоем происхождении. Расскажи мне только о своей боли».
Это остается безусловным правилом, даже в случае гражданского конфликта или войны.

полномочия врача перед пациентом

Статья, сверх того, имеет «экуменический оттенок»: не правда ли, образ действий «корректный и внимательный по отношению к осматриваемому лицу» является ничем иным, как заботой об уважении его достоинства, о признании его своеобразия и об уважении избранного им образа жизни? Исходя из своих философских или религиозных убеждений, врач не может навязывать свою веру и вытекающие из нее следствия своим пациентам. Последующие статьи уточняют образ действий врача в тех случаях, когда здоровье пациента подвергалось опасности из-за убеждений окружения.

Кодекс остерегается наделять врача властью принимать решения за пациента (за исключением крайне неотложных случаев или если пациент находится в бессознательном состоянии). Зато он возлагает на практикующего врача обязанность консультировать своего пациента терпимо: это равно справедливо как для обычных терапевтических осмотров, так и для так называемых дополнительных. Уважение к личности отражено в деонтологии в виде осуждения любого проявления врачебного диктата.

Текст не ограничивается формулировкой моральных теоретических принципов: он обсуждает вытекающие из них действия в их конкретных проявлениях. Кодекс является настоящим педагогическим наставлением, рассматривающим во всех деталях регламент, обязательный для врача, осматривающего пациента: выслушивание, осмотр, консультация, лечение,— то есть то, на что надеется пациент, и что является обязательными этапами становления удовлетворительных человеческих отношений между врачом и пациентом.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Главные обязанности врачей. Уважение врачей к личности

Врач, находясь на службе здоровья индивида и здравоохранения в целом, исполняет свою миссию с уважением к человеческой жизни, личности и ее достоинству.
Обязательное уважение к личности не прекращается и после смерти пациента.

Эта вступительная статья главы I появилась первый раз в Кодексе 1979 г. Ее регулировка в значительной степени является заслугой председателя национального Совета Ассоциации медиков Р. Вилле. Она является образцом обязательств, базирующихся на гуманистических ценностях, ибо уважение к человеческой жизни и ее достоинству, как и забота о здравоохранении вообще и о медицинском коллективе в частности, остаются одними из основных принципов нашего общества. Примером уважения к жизни может служить оказание медицинской помощи при воспроизведении потомства.

Традиционная деонтология долго противопоставляла интересы отдельного индивида и интересы сообщества, состоящего из не менее достойных личностей. Вьщающиеся авторитеты внушили нам, что врачебный закон должен отдать первенство индивиду, а политический закон — коллективу (интерес индивида приобретает в политике название частного интереса).

Медицина прежде всего имеет отношение к Человеку, одному человеку, но она также выполняет и социальную функцию. Утверждая, что врач состоит на службе здоровья индивида и здравоохранения, Кодекс деонтологии подчеркивает амбивалентность (но не двусмысленность!) миссии врача, который совмещает две этики: этику здравоохранения, по своей природе коллективную, и этику личности, по природе индивидуалистическую.

обязанности врачей

В настоящем Кодексе оба термина — индивид и здравоохранение — выдвинуты на один план: они приводятся без какого бы то ни было преимущества для одного из них. «Эти две обязанности нераздельны, даже если они представляются иногда антагонистическими. Надо пытаться их соединить и сделать этот союз плодотворным». Но вряд ли стоит отрицать, что реальная жизнь сегодня препятствует благородным порывам, и приоритет индивида не всегда определяет поступки, хоть именно служение ему дает врачу возможность защитить себя от бюрократа, администрации, коллектива, даже от кое-кого из своих близких. Именно забота о здравоохранении вообще оправдывает решения, вступающие в противоречие с предубеждениями.

Конечно, предпочтительнее убеждать, чем заставлять. Но нужно ли сегодня убеждать кого-то, что обязательная вакцинация была полезна человеческому сообществу?

Ведь они даже позволили полностью ликвидировать оспу. Но эти же прививки в ряде случаев способны повлечь и единичные тяжелые осложнения. Необходимо, чтобы уважение к личности и ее достоинству оставались постоянной заботой как врачей здравоохранения, так и их коллег, для которых интересы индивида безусловно приоритетны (позиция врача перед лицом излечимой болезни).

Прежде чем говорить о расхождении, даже несовместимости между индивидуальным врачебным интересом и таковым по отношению к коллективу, необходимо удостовериться:

- в отсутствии какой бы то ни было методической ошибки;
- в учете недооцененных доводов оппонентов;
- в правильной оценке элементов дилеммы.

В границах, обозначенных законом, врач свободен в своих предписаниях, наиболее соответствующих, по его мнению, в данном случае.
Он должен, не пренебрегая при этом своим долгом оказания моральной помощи, ограничить предписания и свои действия тем, что является необходимым для качества, безопасности и эффективности врачебного ухода.

Он должен принимать в расчет преимущества, недостатки и последствия различных исследований и возможных лечебных мероприятий.

Прибегать только к «наиболее соответствующим предписаниям» всегда было высшим деонтологическим (и моральным) императивом. Свобода предписания никогда не оправдывала непоследовательность, небрежность или аллогизм действий врача. Значение актуальных научных знаний для выбора наиболее соответствующих предписаний в каждом анализируемом случае свидетельствует о необходимости непрерывного медицинского обучения. Эти знания сегодня столь быстро развиваются, что очень часто не совпадают ни с твердо укоренившимися навыками, ни с данными, ранее считавшимися «установленными», ни с гипотезами, еще не доказанными твердо. Совпадают ли они, по крайней мере, с «противопоставляемыми медицинскими рекомендациями», предусмотренными в соглашении с кассами страхования на случай болезни, подписанным в 1993 г.? Эти рекомендации имеют ввиду определенное число исследований и лечебных мероприятий. Чтобы они обладали бесспорным моральным авторитетом, нужно, чтобы:

- такие рекомендации опирались на согласованные выводы, ясно изложенные и надлежащим образом научно подтвержденные;
- вместо того, чтобы быть единственной целью контроля экономического характера, они трактовали о том необходимом для качества, безопасности и эффективности врачебного ухода так же, как о преимуществах, недостатках и последствиях различных исследований; неразумные предписания, на уровне интуиции, далеки от идеала терапии;
- сверх того, была предусмотрена возможность их нарушения предписания, когда объективные условия частного случая подтверждают это вынужденное решение.

врачебные назначения

Существует и другой тип обеспечения свободы предписания, который извлечен из императивов здравоохранения. Официальные положения — настоящая статья уточняет это — уже учли это, например, для медикаментов, оставленных в резерве для клинического использования, или для медикаментов, изначально предназначенных для клинического использования.

Остается вопрос: можем ли мы, с этической или деонто логической точки зрения, связывать с врачебным решением стоимость предписания? Все зависит от того, что понимать под стоимостью предписания. Представляется справедливым включить в этот термин эффективность, успешность, преимущества, а равным образом и недостатки, побочные эффекты в течение более или менее продолжительного времени, непредвиденные последствия современных технических достижений; все это действительно должно быть принято в расчет при оценке стоимости врачебного ухода. Эта последняя тяготеет к финансовым подсчетам, в собственном смысле слова, но в какой пропорции? В этом состоит вся сложность и двусмысленность социальной проблемы, если прибегнуть к выражению, чересчур легко используемому. Но разве было бы благоразумно оправдывать исключительно терапевтический выбор либо безграничной индивидуальной свободой, либо заботой о равенстве, основанном на солидарности?
Абсолютный приоритет, предоставляемый одному из этих принципов, не удовлетворителен с точки зрения морали.

Все более и более ощутимая напряженность между спиралью стоимости и требованиями одинаковой доступности врачебного ухода уже является основанием острых конфликтов. Эти вопросы обретают остроту, когда лимит экономических ресурсов навязывается обществу, состоящему из личностей равного достатка и, тем более, когда медицинская революция, происходящая в течение последних десятилетий, открыла безграничные возможности и надежды. «Время трагических выборов» (если вновь вернуться к заголовку Жана-Поля Моатти, специалиста по экономике здоровья), наступило ли оно?

Медицинская деонтология: понятие и основные принципы

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность — главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача — оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Читайте также: