Фетишизм

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.12.2024

Фетиш, фетишизм — термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова «feitiço» (латинское factitius — волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода — реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега) в XV в. они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как к божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме fétiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс в книге «Du culte des dieux fétiches οu Parallèle de l’ancienne Religion de l’Egypte avec la religion de Nigritie»; но он неверно понял саму природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал «все, что человек выбирает объектом поклонения, напр. дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.», причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт) или все объекты первобытного культа (Бастиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно «учением о духах, воплощенных в вещественных предметах, или связанных с ними, или действующих через их посредство», и отделяя от него культ животных, растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде термин начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенно упразднить его, как путающий своей неопределенностью. Тем не менее, термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную стадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы) в их естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в том или ином смысле объект культа. Культ фетишей существует не у одних негров, но у последних он достиг наиболее разнообразного развития. Нет такого предмета, хотя бы самого ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не мог бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект не мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и не раздражать. «Фетиши встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери; они висят в виде амулетов на шее у каждого человека; они предохраняют от болезни или, наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним; приносят дождь, наполняют море рыбами, ловят и наказывают вора, придают храбрость, приводят в смятение неприятелей» и т. д. (Вайц). Рёмер встречал даже целые дома фетишей. В одном из них было собрано до 20000 самых различных объектов, как, напр., горшок с красной глиной, в которую воткнуто было петушье перо; деревянные колья, обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы и т. д. Среди этих вещей, развешанных по стенам и валявшихся на полу, находился крошечный стул, рядом — такой же матрац, на котором Ф. мог отдыхать или вкусить из бутылки с ромом, стоявшей подле. В этот священный музей, собранный усилиями многих поколений, старый хозяин-негр приходил посидеть и выпрашивать у своих покровителей разных милостей. Не все объекты этого музея имели одинаковое происхождение, не все пользовались одинаковым поклонением: некоторые имели значение настоящих божеств, другие — талисманов, но все они имели то общее, что представляли собой простые материальные объекты, одаренные, по представлению негра, чудодейственной силой и к нему благосклонные. Подобное поклонение материальным объектам встречается не у одних негров: его можно считать универсальным у народов самых различных ступеней развития. В виде переживаний мы находим его и в нашей собственной среде. Когти, рога, хвост, фаллос, шкура и другие части животного — объекты культа у самых различных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням и другим подобным объектам неодушевленной природы. В Центральной Австралии самые священные объекты культа — палки и камни, которым приносят жертвы крови. Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения, величая дедами. Бразильские племена втыкают палки в землю и приносят им жертвы. На Новых Гебридах поклонялись голышам, промытым водой. Даже у более цивилизованных народов, как древние перуанцы, индусы, греки, семиты, мы находим подобные же факты: вспомним священные камни Мекки, камни и другие Ф. ведического культа, камни древних, которым делали возлияния маслом, дорожные камни индусов, древние религиозные памятники греков, о которых Грот говорит, что они часто состояли из простого столба, доски, неотесанного камня или бревна — а между тем все окрестные жители поклонялись им и приносили дары. Паллада-Афина, которой афиняне воздвигали впоследствии такие художественные статуи, первоначально изображалась в виде простого необтесанного столба. В Европе поклонение камням сохранилось до сравнительно недавнего времени. Еще в 1851 г. жители о-ва Инниски (Ирландия) бережно заворачивали камни в кусок фланели и выставляли их на поклонение в известные дни. В Норвегии до конца XVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждый четверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетное место, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство. Другие объекты фетишизма поражают своей странностью. У североамериканских индейцев, напр., каждый человек с юных лет получает во сне указание свыше, какой объект должен ему служить на всю жизнь лекарством. Это могут быть самые разнообразные предметы — целое животное или часть его, кожа, когти, перо, раковина, растение, камень, ножик, трубка и т. п. Данный предмет становится для данного лица божеством-покровителем, которому приносятся жертвы и т. д. У более культурных народов распространено поклонение орудиям ремесла. Так, меч пользуется поклонением у раджпутов; в Бенгале плотники поклоняются топору, пиле, бураву, брадобреи — бритве, зеркалу, ножницам, писцы — своей чернильнице и перьям и т. д.; в земледельческом населении существует поклонение ситу. Поклонение плугу было известно древним германцам.

Генезис фетишизма очень сложен, но в общем он кроется в анимистическом воззрении на природу, по которому даже объекты неодушевленного мира одарены жизнью, разумом, волей и душой. Поэтому односторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетиш является вместилищем вселившегося в него извне духа-божества. Первичным типом фетиша должно считать тот, в котором усматривали самостоятельную, в нем самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него извне силу. Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит нечто живое. Поразительным примером такого отношения может служить речь орочского шамана, обращенная к первому попавшемуся булыжнику, поднятому им для гадания: «О ты, что живешь от начала времен, ты все знаешь, скажи, чем болен такой-то?» (Штернберг). Долговечность камня — совершенно достаточное основание для заключения о его всеведении. Для того, чтобы из материального объекта сотворить Ф., первобытный человек должен, однако, иметь основание думать, что данный объект отличается чем-нибудь особенным от других ему подобных. Если тот или другой объект имеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудь необыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождается каким-нибудь экстраординарным обстоятельством — удачей или, наоборот, несчастьем (пример — обоготворение случайно попавшего к кафрам якоря, вызванное тем, что король, отломав от него кусок, случайно вскоре после того умер), если, наконец, он выказал внимание к своему поклоннику (известен рассказ о негре, который при выходе из дома, споткнувшись о камень, воскликнул: «А! это ты!» и сделал его своим фетишем-покровителем), то во всех таких случаях первобытный человек решает, что данный объект — не ординарное существо, а могучее и, если за ним поухаживать, способное быть полезным. Высшей формой фетишизма является та, когда сила объекта заключается не в нем самом, а во вселяющемся в нем духе-божестве или же в силе, приобретенной через его посредство. Такова природа фетишизма у негров Западной Африки, культ которых недавно вновь критически обследован английским исследователем Эллисом. Основой этого культа, стоящего не ниже других политеистических культов, служат божества общие (бог дождя, неба и т. д.), местные (бог гор, рек, урочищ и т. д.) и злые (sassabonsum и др.). Божества двух последних категорий способны вселяться не только в жрецов, но и в отдельные объекты (кусок дерева, камня, горшок с землей и т. д.), если они добыты в местах обыкновенного пребывания этих божеств. От вселения местных божеств получаются фетиши-покровители отдельных общественных единиц, общин, корпораций, от вселения sassabonsum — Ф. отдельных лиц, главное назначение которых причинять зло врагам их обладателей. По своей природе эти Ф. ничем не отличаются от идолов, и только по чисто внешним признакам (отсутствие определенных изображений) их классифицируют особо, как Ф. Вселяться могут не только души божеств, но и души умерших людей и животных, объектом своего вселения чаще всего выбирающие свои собственные останки. Отсюда поклонение мумиям у египтян, обычай первобытных народов возить с собой кости и черепа своих предков, приносить им жертвоприношения и вообще оказывать почитание; отсюда обычай хранить череп врага, дабы обладать его душой, обычай поклонения таблице предков у китайцев, верящих, что в них вселяется одна из трех душ предка; отсюда, наконец, поклонение когтям, хвосту, рогам, черепам, коже, перьям священного животного — поклонение, играющее такую роль в фетишизме и в так называемой магии. Далее, вследствие поверья, что души предков вселяются в деревья, камни, песчинки, зерна, листья и т. п., образуется культ подобных предметов, опять-таки связанный с высшими представлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в дни жертвоприношений сажают за стол палки, срезанные от деревьев или кустов, посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своим предкам в образе палок и камней и т. д. Есть, далее, фетиши, которые не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишь вследствие близости их или отношения к тому или другому божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т. п. мест, в силу своего табу может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем. Наконец, есть фетиши, происхождение которых связано с той своеобразной логикой первобытного человека, которая создала симпатическую магию. Достаточно указать на такие примеры, как талисманы халдеян с именами богов, обычай египтян класть в могилу картины, изображающие покойника за любимыми его развлечениями, лечение настоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями, и т. п. Этот род фетишизма в своей основе опять-таки имеет анимистическую подкладку. К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол отличается от фетиша только тем, что он представляет собой материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется налицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем. Психология идолопоклонства — та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказывает помощь человеку. Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считали самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишь результатом неверного представления о фетише как о мертвом объекте, поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступени умственного развития. На самом деле фетишизм появляется лишь в период полного развития анимистического мировоззрения, гораздо позже возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как, напр., поклонение инструментам, орудиям и т. д., являются непосредственным результатом крайнего развития политеизма с его особыми божествами для каждого занятия, для каждого отдельного рода предметов. Ср. Waitz, «Anthropologie» (т. II); Э. Тайлор, «Primitive culture» (т. II, гл. XIV), Спенсер, «Основания социологии» (т. I); Fr. Schultze, «Der Fetichismus» (Лпц., 1871); Бастиан, «Der Fetish an der Küste Guineas» (Б., 1884); Baudin, «Fétichisme et feticheurs» (Лион, 1884); Eltis, «The Tschi-speaking Peoples», «The Ewe-Speaking Peoples» и «The Joruba-Speaking Peoples»; F. B. Jevons, «An introduction to the history of Religion» (Л., 1896).

ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы. Термин используется также в психопатологии в более ограниченном смысле (см. ниже). Это слово было впервые употреблено португальскими исследователями при описании практики почитания аборигенами западной Африки некоторых деревянных изображений. Фетишизм является традиционным для большинства населения таких стран как Замбия, Ботсвана, Кот-Д’Ивуар, Мозамбик и др.

Фетишем для африканца может послужить фактически любой осязаемый предмет. Сила фетиша не соотносима ни с размерами, ни с практической значимостью предмета. Фетишу приписывается обладание всеми человеческими чувствами. Он и любимый сотоварищ, на которого его владелец может полагаться, и он же может быть благодетелем по отношению к своему почитателю.


Фетишизм процветает не только в Африке – его можно найти повсюду, где живет человек. Почитание камней, например, распространено в столь отдаленных друг от друга местах как северная Азия (туранские племена) и Северная Америка (индейцы Дакоты). Он был чрезвычайно распространен в средневековой Англии. Лапки кроликов и вещицы, носимые «на счастье» современными американцами, показывают, что распространение фетишизма, даже в самом примитивном смысле, не ограничивается кругом первобытных народов.

Фетишизм одной группы людей не обязательно характерен для другой. Характер внешних проявлений веры в духов, пребывающих в предмете, может оставаться одним и тем же, но психологическая и социальная значимость фетиша может изменяться от общества к обществу или от культуры к культуре. Современного этнолога сходства в обычаях интересуют меньше, чем его предшественника 19 в., поскольку первый более склонен к выявлению психологических потребностей, удовлетворению которых служит конкретная практика в конкретной культуре.

В психопатологии термин фетишизм имеет более строгое употребление, поскольку под ним подразумевается факт получения индивидом полового возбуждения от некоторых неодушевленных предметов, в частности, от предметов одежды в отличие от «нормальных» стимуляторов секса. Так, например, у мужчины сексуальное возбуждение могут вызывать предметы нижнего белья женщины, а само ее тело может оставлять его равнодушным. Некоторые элементы верхней одежды не обязательного интимного свойства, например, такая деталь обычного костюма как туфля или пояс, могут возбуждать сильное сексуальное чувство.

Патологический фетишизм не следует смешивать с коллекционированием сувениров, произведений искусств и т.п., столь распространенным у всех народов как дописьменных, так и цивилизованных. Преданное отношение влюбленного к носовому платку его отсутствующей возлюбленной – пример не более чем метафорического вида фетишизма. И только когда он обращается к почитанию предметов в ущерб более производительному поведению (когда, например, сексуальное возбуждение вызывается только каким-либо видом несексуальных объектов) можно говорить о психосексуальном расстройстве.

Сколько времени существует человек – столько времени он и вкладывает свои эмоции в предметы. Но только в тех случаях, когда человек отделяет себя от реальности настолько, что позволяет внешним предметам управлять своей жизнью (как, например, в западно-африканских традиционных верованиях) – только в таких случаях фетишизм оказывается в разладе с цивилизацией.

Фетишизм как социально-психологическая проблема

Повышение значимости внешней атрибутики жизни, наделение предметов сверхзначимым сверхценным смыслом – это фетишизм в широком смысле. В науке, в зависимости от области применения фетиша рассматриваются несколько видов фетишизма: товарный, эротический (сексуальный), религиозный, суеверный, денежный.

Товарный фетишизм – персонификация избранных товаров и придание им сверхсмыслов (товары – основная форма социальных связей). Современное общество, по сути, является потребительским, сознание людей утилитарно и стремится к обладанию и потреблению. Для многих единственная цель и стимул в жизни – приобретение желанных вещей, которые повышают статус человека, увеличивают значимость, создают иллюзорную мощь. В условиях, когда социум оценивает по внешним атрибутам, значимость многих человеческих качеств теряет свою ценность. Это проблема общества, которая особенно затрагивает молодежь в период активного формирования психики и социализации. Замена социальных отношений товарными, восприятие себя через призму обладания значимыми вещами ведут к дегуманизации и самой личности человека. Тогда личность не значима сама по себе со всем человеческим, что ей свойственно, человек, не обладающий значительной суммой денег, телефоном, популярной марки, дорогим автомобилем может ощущать себя неполноценным.

Стремление повысить свою значимость за счет вещей отрицательно влияет на психику молодежи. Дегуманизация человеческих отношений может запутать во всех значимых жизненных приоритетах и, прежде всего, в таком случае пострадают объектные отношения и эмоциональная сфера. Аспекты, которые часто не осознаются и ведут к проблемам в отношениях, отражены в следующих вопросах: Чем руководствоваться при выборе спутника жизни, друзей? Как относиться к близким людям, которые не обладают материальными ценностями и имеют низкий уровень жизни? Что можно делать для достижения желаемого, а чего делать нельзя? Это нравственные и моральные дилеммы, но и еще проблемы, ведущие к серьезным психологическим трудностям.

Отношения, которые были построены через призму материального или потребительского отношения к партнеру характеризуются неопределенностью, холодностью чувств, когда человек не понимает, что чувствует он сам и, что чувствует его близкий человек: отношения используются, они удобны и выгодны, но не приносят удовлетворения и рано или поздно что-то в них начнет разрушаться. В социуме также не редко можно наблюдать отношение к человеку, как к существу без индивидуальности и чувств, например в организациях, где люди, как пешки или винтики, кто-то решает, что их можно поменять местами, уволить, заменить и, при этом любые методы хороши. Не учитывается личностная составляющая сотрудника, его влияние на коллектив, а также не имеет значение то, что он чувствует. Все решает только расчет: экономия денег, замена по возрастному и гендерному предпочтению и т.д. Конечно, в условиях больших учреждений и даже страны в целом невозможно учитывать индивидуальность и чувства каждого, невозможно посылать на войну солдат и плакать о каждом, психика человека, ответственного за такие распоряжения защищает его от тяжелых чувств. Однако в повседневном общении, в отношениях, дружбе по-прежнему главное гуманизм, даже, если это и звучит старомодно.

Дружеские отношения часто также стоятся по принципу соревновательности в области достижений, важен статус, деньги, материальные ценности, успехи детей и самое важное в них - у кого лучше и больше, а позиция не успешности крайне болезненна для самооценки. В таком случае также происходит дегуманизация, опредмечивание дружеских отношений, в них не главное удовольствие от общения, они нагружены соревновательностью, главная цель которой соответствовать или быть лучше, что, безусловно, отражение проблем с самооценкой. Скорее всего, такая неустойчивая самооценка родом из детства, когда родители любили и хвалили только за хорошие результаты, за пятерки, а реакция родителей на более низкие результаты откликалась у ребенка душевным опустошением и снижением своей значимости. Такой ребенок не был для своих родителей ценен и любим безусловно, а являлся дополнением к ним самим и должен был повышать за свой счет чувство их собственной значимости.

Похожий психологический механизм может привести к одной из достаточно распространенных особенностей современности – стремлению совершенствовать свою внешность и соответствовать признанным стандартам красоты. Стремление выглядеть хорошо вполне нормально, речь о том, когда желание обладать нужными формами и видом заставляет ложиться под нож, улучшая зачастую то, что не требует улучшения, когда тело становится ответственным за психологический комфорт и за поддержание отношений. Особенно плохо, когда это превращается в зависимость. Тело такого человека, чаще всего женщины, само по себе становится фетишем. Превращая свое тело в предмет, который можно изменять, «перекраивать» в угоду моде, для повышения самооценки или для поддержания отношений, женщина расщепляет свой внутренний мир, нарушается ощущение единения тела и психики, которое формировалось всю предшествующую жизнь, у нее изменяется восприятие реальности. Возникает расщепление на тело и психику, на новое и старое тело, тело становится предметом, который можно обновить, омолодить, создается иллюзия управления временем, может возникнуть потребность в постоянных изменениях, потому как совершенству нет предела. Оказаться заложником потребности в таких изменениях – серьезная проблема.

Еще одна проблема с похожими причинами – использование женщиной своего тела в целях заработка – проституция. Если тело товар, то это товарный фетишизм, но ведь труд человека – это не предмет, это результат его психической деятельности, даже тогда, когда он выполняет чисто механическую работу, например, перекладывает деталь с одного места на другое. Потому, как любая деятельность дееспособного человека регулируется корой головного мозга, нервной системой, психикой. Даже к монотонной, механической работе у человека есть свое отношение, он выполняет ее с какими-то чувствами, он выработал какой-то свой индивидуальный способ её выполнения и т.д. Используя свое тело для работы, которое изначально нацелено на продолжение рода, рождения ребенка, отцом которого может быть один мужчина, женщина превращает свое тело в инструмент для работы. В таком случае можно снова говорить о расщеплении личности на психику и тело, так как чтобы использовать тело для работы нужно «убрать» эмоции, свое отношение к клиенту, обезличивать клиентов, как людей со своими достоинствами и недостатками.

Мужчина - потребитель услуг проститутки в свою очередь дегуманизирует её, ему незачем учитывать её чувства, считаться с ними. Тогда становится возможна реализация любых желаний и действий и, он может не испытывать угрызений совести, не понесет наказания за грубое отношение к ней, и избавлен от чувства тревоги и других неприятных чувств, которых он боится в отношениях с женщинами. Расщепление и дегуманизация не способствует психическому здоровью людей и может быть причиной психических расстройств, зависимостей от психоактивных веществ и других психологических проблем.

Фетишизм в психоаналитическом понимании – защита от тревоги и страха кастрации, компромиссное решение психики, помогающее организовать сексуальную жизнь хотя бы при каких-то условиях. Хоть здесь он и в помощь, но все же - это симптом нездоровья.

Фетишизм – в широком смысле, который стал частью психологической реальности человека, это непростое явление, свидетельствующее о психологических проблемах, он вполне заслуживает определения «симптом» и даже скорее определения «болезнь» (личностная и социальная). Дегуманизация практически во всех сферах жизни, будучи не распознанной и в целом считающейся нормальной, ведет к обеднению психики, психологическим проблемам, к проблемам в отношениях, является защитой от чувств и отдаляет человека, как от лучшего понимания себя, так и от лучшего понимания тех, кто рядом.

ФЕТИШИЗМ

(фр. fetichisme, от fetiche — талисман, идол) — термин, используемый в различных областях знания (философия, религиоведение) и различных теоретических парадигмах.
1.) Ф. — религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение. Первоначально термин «Ф.» использовался для описания религий т.н. примитивных народов. В 18 в. Ш. де Брос в работе «О культе богов фетишей» описал Ф. как праформу религии всех народов (за исключением еврейского народа). Ф. характеризуется здесь непосредственным культом предметов, он предшествует более высокоразвитым формам культа. Концепция де Броса, представляющая историю религии как прогрессивное развитие человеческого духа и истории, оказывала сильное влияние на религиоведческие построения вплоть до 20 в. Характерна дискуссия О. Конта и Г. Спенсера о месте Ф. на лестнице прогресса. Для Конта Ф. расположен в самом начале, Спенсер считает его производной формой. Г.В.Ф. Гегель описывает Ф. как одну из форм непосредственной религии колдовства, возникающую из стремления «иметь нечто предметное, самостоятельное и могущественное». В этнографических исследованиях представлено несколько характеристик Ф. Дж.Ф. Мак-Леннан проводит различие между Ф. и тотемизмом, Дж. Леббок основывает Ф. на первобытной вере в возможность заставить божество выполнять те или иные желания, Э. Тейлор считает Ф. формой анимизма. В последние десятилетия научность понятия Ф. ставится под вопрос. Представление о Ф. как о примитивной стадии в прогрессивном развитии религиозных форм является результатом глубокого непонимания двух культур — африканской и европейской.
2.) Понятие Ф. используется К. Марксом в его известной теории товарного Ф. Маркс видит аналогию между Ф. как религиозным феноменом и Ф. как символически-общественным феноменом, характеризующим систему товарного производства. В мире религии «продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом». Аналогично в мире товаров продукты человеческих рук наделяются сверхъестественными свойствами. Этот процесс Маркс назовет Ф.
3.) З. Фрейд обсуждает проблему Ф. в нескольких работах. Он определяет феномен Ф. как ситуацию, в которой нормальный сексуальный объект замещается его эквивалентом. Этот эквивалент либо предстает как часть нормального сексуального объекта, либо состоит с ним в контакте. Эквивалент сексуального объекта представляет собой мало пригодные для сексуальных целей части тела (ноги, волосы) или неодушевленные предметы, находящиеся в ближайших отношениях с сексуальным объектом (детали одежды, белье). Для Фрейда подобная замена по праву может сравниваться с фетишами, в которых дикари видят воплощение своих богов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

1) религ. поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.— «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940 , с. 220—21). Для Гегеля Ф.— форма первоначальной, непосредств. религии — колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства — фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975 , с. 448).

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнять желание человека; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиш — вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.

2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Ф.— это отождествление обществ. и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч. деятельности, или природными особенностями индивида.

Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. — это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религ. мире «. продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом. » (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств. отношениями. Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство, призванное обеспечить достижение желаемого результата.

В совр. марксистской литературе подчёркивается методо-логич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории Ф., развитой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. л.), критике различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социальнопсихологич. процессов в бурж. обществе.

Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971 , с. 458—70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс К., Критика политич. экономии, там же, т. 46, ч. 1—2; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л., 1959 ; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, M., 1964.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(франц. fétiche, от португ. feitiço – амулет) – отождествление обществ. функций предмета с его естеств. свойствами, обусловленное процессом овеществления социальных отношений между людьми и персонификацией вещей. Различные формы Ф. определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с

2) физически-телесным субстратом предмета культуры, т.е. продукта человеческой деятельности, 3) естеств. особенностями индивида.

Вначале фетишами становились природные вещи, еще не ставшие предметом человеческой деятельности. Естеств. свойствам вещи или природным особенностям человека придавалось сверхъестеств. значение, и Ф. сопровождался сакрализацией предметов, отд. индивидов, имевшей целью определенное социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишем становится уже продукт человеческой деятельности, к-рый репрезентирует нек-рую социальную норму (напр., кресло становится троном, т.е. символом власти, и т.д.).

Маркс раскрыл механизм возникновения фетишей, исследовав генезис денежной формы стоимости. Выделение к.-л. предмета среди других, выполняющих одну и ту же функцию, и закрепление за ним этой функции приводят к тому, что он рассматривается как символ данной функции. Но символич. бытие этого предмета, к-рое и составляет его социально-функцион. бытие, становится сопричастным его реальному бытию, т.е. сливается с его естеств. свойствами. Это отождествление символа с предметным бытием, функции с самим предметом характерно для фетишистского сознания от его архаич. форм, когда, напр., слово, языковый символ, отождествлялось с самим предметом (магия слова), до современных его типов (см. Идеальное). Напр., до наст. времени существует такая форма Ф., когда могущество гос-ва персонифицируется в образе некоего авторитета, напр. государя, наделяемого сверхъестеств. свойствами всеведения, непогрешимости и т.п.

До Маркса Ф. рассматривался как одна из наиболее архаич. форм религии. Такое понимание Ф. было впервые выдвинуто Ш. де Бросом; Конт, Спенсер, Тайлор рассматривали Ф. как производную форму от анимизма. Гольбах связывал Ф. с невежеством (см. "Система природы", М., 1940, с. 220–21). Гегель анализирует Ф. в связи с переходом человека от непосредственно-вожделеющего к опосре- дованно-трудовому отношению к миру (см. Sämtliche Werke, Bd 15, Stuttg., 1928, S. 310). Различая знаковую, т.е. духовную (говоря словами Маркса, социальную) определенность вещи и ее натуралистически-предметное бытие, Гегель критикует с этой т. зр. Ф., не проводящий такого различения. В знаке чувственный материал, непосредств. предметность репрезентируют своим бытием нечто иное – духовное начало (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 265; т. 7, М.–Л., 1934, с. 83).

Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, для к-рой характерна непосредств. закабаленность предметом. Это – "религия чувственных вожделений" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98); свои представления, продиктованные бессильным вожделением, человек делает свойствами самой вещи (см. тамже, с. 410). В "Философско-экономических рукописях 1844 г." Маркс обращает внимание на историч. формы Ф. Так, "уже феодальное землевладение заключает в себе господство земли над людьми. ", но ". там ещё существует видимость более интимного отношения между владельцем и землёй, чем узы просто вещественного богатства.

Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул . его привилегии, его юрисдикцию, его политическое положение и т.д." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 554). Своей наиболее явной формы Ф. достигает при господстве денег, в к-рых стерлась всякая природная и обществ. определенность предмета. В "Выписках из экономистов 1844 г." Маркс фиксирует связь отчуждения и Ф. (см. "Вопр. филос", 1966, No 2, с. 115). В работе "Восемнадцатое брюмера. " Маркс анализирует мистич. веру в авторитет одной личности, когда представитель интересов разобщенных людей наделяется сверхъестеств. свойствами ". в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208). Окончат. форму марксова теория Ф. получает в его экономич. работах 60-х гг. Ф. предстает здесь как единство двух противоречивых процессов – овеществления производств. отношений и персонификации вещей. В товарно-капиталистич. обществе отношения между людьми опосредуются вещью, к-рая приобретает благодаря этому особое социальное значение. Происходит ". сращение вещественных отношений производства с их исторически-общественной определённостью. " ("Капитал", т. 3, 1955, с. 843). ". Таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественного свойства данных вещей, присущие им от природы" (там же, т. 1, 1955, с. 78). Человек оказывается здесь лишь персонификацией некоей социальной функции, исполнителем социальной роли, актером, обладающим нек-рой "экономической маской".

Ф. денег является дальнейшим развитием Ф. товара. В деньгах стоимость срастается с вещной, натуральной формой предмета, выступающего в функции денег (золотом и т.д.); стоимостно-обществ. отношение приобретает обособленное материальное существование (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1925, с. 63). Теперь товары в своей качественно-предметной определенности обмениваются на символический всеобщий продукт, нек-рый предметный знак – деньги, символич. бытие к-рых срастается с их естеств. формой. Своей высшей формы Ф. достигает в капитале, приносящем проценты. На примере определенной историч. формы Ф. – товарно-денежного Ф., Маркс показал, что социальная структура общества, основанного на частной собственности, углубляющемся разделении труда и обществ. дифференциации, неизбежно прибегает к фетишизации собств. механизмов и персонификации безличных социальных регуляторов.

Анализируя противоречия конкретного и абстрактного труда, Маркс разграничил две сферы – сферу культуры как творчески предметной, качественно-специализированной деятельности и сферу социального, где осуществляется обезличивание, уравнивание неоднородного и качественно различного. Ф. характеризуется отождествлением культурного и социального: предмет культуры получает социальное значение, т.к. становится посредником в обществ. отношениях между людьми, а затем и предметным воплощением функцион. механизмов социального бытия. Напр., каждый продукт культурно-историч. деятельности человечества при капитализме обретает стоимостные характеристики: ". стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 84).

Некритически фиксируя превращенные формы социального процесса (см. Форма превращенная), фетишистское сознание принимает эту видимость социальной действительности за ее сущность (см. Иррационализм, ФЭ, т. 2, 1962, с. 320–21; ср. также критику вульгарной политич. экономии – К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 830). Реальность рассматривается при этом исключительно как нечто данное, "вещное", а человек – как натуралистически-предметное существо.

Современное фетишистское сознание проникнуто утилитаризмом и по своей сути является потребительским, видя в обладании и потреблении вещи единств. цель и стимул человеческой жизни. В условиях разобщения социальных связей человек может обрести хотя бы иллюзорную мощь, только приобщившись к сверхъестеств. силам фетиша. В современном гос-монополистич. капитализме сама возможность быстрой смены вещей является показателем социального престижа личности, ее приобщенности к миру богатства и власти. См. Отчуждение.

Лит.: Франк С. Л., Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Богданов Α., Падение великого Φ., Μ., 1910; Лукач Г., Материализация и пролет. сознание, "Вестн. Соц. академии", 1923, кн. 4–6; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.–Л., 1929; Марк Ан., Критика Ф. в творчостi Маркса. X., 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия. М.–Л., 1959 (имеется библ.); Шеховцов А. В., Марксова теория товарного Ф., М., 1961; Токарев С. Α., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Ibarrоlа I., Aliénation, théorie de la valeur, travail et fétichisme, "Economie et politique", 1965, No131, p. 107–16; Althusser L, Balibar Ε., Εstab1et R., Lire le Capital, t. 2, P., 1965. См. также лит. к ст. Овеществление, Отчуждение.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ФЕТИШИЗМ (франц. fétichisme, fétichism — идол, талисман) — отождествление социальных функций предмета с его естественными свойствами. Различные формы фетишизма определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуральной вещью, 2) физически-телесным субстратом продукта культуры, 3) естественными особенностями индивида. Фетишизм рассматривался как одна из первых архаических форм религии, которая сакрализовала природные вещи, придала их естественным свойствам сверхъестественное значение. Такая трактовка фетишизма была выдвинута Ш. Де Бросом. Впоследствии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Тайлор рассматривали фетишизм как форму религии, производную от анимизма. И К. Маркс в ранних работах определял фетишизм как первичную форму религии, для которой характерна непосредственная закабаленность предметом, как религию чувственных вожделений (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 98). В более поздних работах он характеризует фетишизм гораздо шире — как социальный феномен, присущий всем обществам и репрезентирующий определенную социальную норму, титул, власть. Так, кресло становится в определенных обществах троном — символом власти. В “Восем

надцатом брюмера. ” Маркс обращает внимание на сакра1• лизацию авторитарного властителя, который наделяется сверхъестественными силами “в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет” (Там же, т. 8, с. 208). Культ авторитарного и харизматического лидера — одно из проявлений фетишизма. В экономических работах Маркса, и особенно в “Капитале”, фетишизм становится ведущей характеристикой буржуазного способа производства, соединяя в себе два альтернативных процесса — овеществление общественных отношений и персонификацию вещей. Развитие фетишизма (от фетишизма товара через фетишизм денег к фетишизму капитала) показывает, что буржуазный способ производства неразрывно связан с фетишизацией механизмов социальных отношений и персонификацией безличных социальных регуляторов. Тем самым Маркс анализирует не просто формы фетишистского сознания, а прежде всего объективный процесс фетишизации социальных формообразований, приводящий к отождествлению всякой реальности (в т. ч. и реальности культуры) с чем-то натуралистически данным, а субъекта деятельности и взаимодействия с натуралистически-природным индивидом. Фетишизм проявляется и в тех ценностных ориентациях, которым отдает предпочтение человек, в мотивации на престижное потребление, на приобщенность к миру богатства и власти. Критика Марксом фетишизма буржуазного общества и сознания составляет основу экономического анализа капитализма (что не было понято марксистами, за исключением А. Рубина). В философии 20 в. проблема фетишизма отодвинута на периферию социальной и социологической теорий, а в современном религиеведении фетишизм рассматривается не как одна из ранних форм религии, а как один из структурных компонентов любой мифологии и религии.

Лит.: БогдановА. Падение великого фетишизма. М., 1919; Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание.— “Вестник Социалистической Академии”, 1923, вып. 4—6; Рубин А. И. Очерки по теории стоимости Маркса. М.—Л., 1929; ШеховцовА. Марксова теория товарного фетишизма. М., 1961 ; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Brosses Ch. de. Du culte des dieux fétiches. Dijon, 1760.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Фетишизм, симптомы и лечение фетишизма

Фетишизм - половое влечение и получение сексуального удовлетворения от созерцания или манипуляций с неподходящим для этого предметом (называемым фетишем (fetish)). Это может быть часть человеческого тела (например, стопа или волосы), одежда (например, нижнее белье или туфли), а также какие-либо иные предметы (например, кожаные сумочки или простыни). Во всех этих случаях фетиш заменяет нормальный объект половой любви; иногда фетишизм может привести к невозможности установления половых отношений с другим человеком или возможности их установления лишь в случае, если фетиш присутствует либо в реальности, либо в фантазиях больного. Лечение фетишизма Лечение включает психотерапию или поведенческую терапию, наряду с применением терапии отвращения и принудительного достижения желаемого сексуального поведения.

Вопрос - ответ


Добрый вечер! Подскажите хотела сдать анализы на инфекции передающие половым путём, какая цена?

Сколько стоит УЗИ брюшной полости?

Задать вопрос


Программы центра


Лицензии центра

Терминал оплаты

В нашем медицинском центре Вы можете оплатить услуги с помощью пластиковой кредитной карты через терминал не используя наличность.

На заметку!

В медицинском центре «Семейный Доктор» ведет консультативные приемы новый специалист - Землянухин Святослав Павлович-сосудистый хирург, флеболог.

[ Читать полностью >> ]

УЗИ сердца с доплером

УЗИ сердца при помощи доплера является одной из разновидностей ультразвукового исследования, в основе которого лежит э
[ Читать полностью >> ]
[ Перейти ко всем статьям ]

Наши партнеры
















Подарочные сертификаты

Нет времени на выбор подарка? Боитесь, что подарок придется не по вкусу? Теперь есть простой способ избавить себя от подобных проблем – приобрести подарочный сертификат на получение медицинских услуг в медицинском центре "Семейный Доктор"!

Что такое подарочный сертификат?

Подарочный сертификат ООО «Семейный Доктор» дает право получить любые медицинские услуги, эквивалентные стоимости сертификата: диагностику, лечение, озонотерапию и все другие из огромного перечня возможностей центра.

Кому рекомендуется дарить подарочные сертификаты?

Подарочный сертификат – это универсальный подарок. Он подойдет и любимому человеку, и родителям, и шефу.

Как выглядит подарочный сертификат?

Подарочный сертификат изготовлен в виде подарочной открытки. Сертификаты ООО «Семейный Доктор» выпускаются номиналом 1000, 3000 и 5000 рублей.

Читайте также: