Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.11.2024

Я уже много лет работаю спортивным врачом. И моя работа напрямую связана с различными травмами и профессиональными заболеваниями опорно-двигательной системы у спортсменов.
Да и вообще с различными спортивными патологиями.
За время работы на самых разных соревнованиях в качестве врача, мне довелось много чего увидеть.

Но в этой статье я решил рассказать, как это не странно, о балете.
Казалось бы, а какая связь?

Да, именно. Об этом лёгком, и воздушном искусстве танца, которое, как многим может показаться, исключает само понятие травматизма.
Ведь там так всё изящно. Балерины просто невесомые. Они порхают и парят.
А танцоры балета, являя собой верх эстетизма, никак не ассоциируются с проблемами со здоровьем.

Не слишком высокопарно?! Думаю, что нет.
Во всяком случае для тех, кто любит балет.
Хотя именно те, кто его любит, обычно знают, что за кулисами всё не так волшебно, как на сцене.

Вот про это закулисье я немного и поведаю. Покажу его глазами спортивного врача.
И хотя балет сложно (да и не нужно) назвать спортом, но вот проблемы, которые появляются у балерин, как раз такие же, как у профессиональных спортсменов.

Вы удивитесь, но профессиональный спорт и балет с точки зрения ортопеда-травматолога очень и очень похожи.

Эти виды деятельности так же мало связаны со здоровьем, как и вредные привычки.
Но что поделаешь. Люди, посвятившие себя целиком служению спорту высоких достижений или балету, для зрителя, ради себя, славы, ну и денег конечно, готовы идти на многое и многим жертвовать для достижения целей.

Мы не вправе их осуждать – каждый выбирает свой путь.
Скорее имеет смысл восхититься таким самопожертвованием, приносящим нам наслаждение уникальными зрелищами.

Вот только путь к мастерству тернист.
И уже с самого детства он ведёт к тому, чтобы в зрелом возрасте заиметь обязательные проблемы.

Танцоры балета – это очень работоспособные люди.
С самого детства они подвергают своё тело нагрузкам, лежащим на пределе возможностей обычного человека, и потому они становятся НЕОБЫЧНЫМИ.
У них специфическим образом изменяется скелет и вообще все структуры опорно-двигательной системы.

Высочайшие физические нагрузки непременно ведут к постепенному накоплению различных микротравм, изменений тканей, связок и суставов.
И если в детстве и молодости механизмы компенсации справляются, то в более старшем возрасте накопленные проблемы всё чаще дают о себе знать.

И в результате риск острой травмы (растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи и переломы) возрастает, несмотря на высокий уровень мастерства.
Возникает повышенный риск аутотравматизма даже от тех воздействий, которые раньше выдерживались без проблем.
Но это только казалось.
Проблемы возникали, просто с ними получалось быстрее и легче справляться.

Многие видели, как выглядят стопы красавиц-балерин.

Но это то, что видно. А есть много всего, что скрыто внутри, но имеет не меньший «износ».

Например, связки позвоночника. Которые наряду с повышенной эластичностью должны ещё испытывать сильные ударные плиометрические нагрузки при прыжках и приземлениях.

И в результате возможна травма.

Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя.
Но еще более актуальна в балете травма хроническая.

Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме.
Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.

Но я не стану рассказывать о хронических травмах и болезнях танцоров, коих у них множество.
Это «расколотая голень», подошвенные фасциты, тендовагиниты, тендиты, лигаментиты и лигаментозы, артрозы и артриты, нестабильность суставов, микротравмы.
Их нужно лечить на ранних стадиях, а ещё лучше – профилактировать.

Другое дело «острая травма».
Кстати сказать, она как раз чаще всего является следствием накопленных хронических проблем.
Такие травмы случаются и на репетициях.
Причём чаще всего именно там они и случаются. На выступлениях такие травмы происходят реже, в силу того, что выступления бывают реже репетиций.
Но… Если такие травмы случаются на выступлениях, то они, обычно, бывают более серьёзными.
Связано это с тем, что на выступлении танцоры и балерины выкладываются больше, чем на 100%, подвергая свои кости, связки и мышцы просто экстремальным нагрузкам.

Но и это ещё не всё. Опасности подстерегают балерин не только из-за физических нагрузок, но и из-за специфического образа жизни, который подразумевает соблюдение нужных физических кондиций.
И тут у всех по-разному.
Кому-то от природы повезло, а кто-то вынужден прилагать серьёзные усилия для того, чтобы быть в идеальной форме.


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company.

Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг.

У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза).
У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.

Сидя в зрительном зале, мы даже на секунду не задумываемся, что являемся свидетелями экстремального шоу, на котором артисты балета подвергаются не меньшему риску, чем, например, горнолыжник-фрирайдер.

А я вот задумался. Ну что поделаешь – профессиональная деформация.

А потому и организация выступлений должна предусматривать любые возможности оказания всего спектра первой и экстренной медицинской помощи, если, не дай бог, в ней случится нужда.

И тут не только травма может быть. Возможны коллапсы, сердечная недостаточность и пр.

Поэтому спектр медицинской помощи, которую могли бы оказать специалисты, должен быть широк.

В моей деятельности мне постоянно приходится организовывать работу медицинской службы и взаимодействия разных подразделений на крупных соревнованиях по ММА и другим видам контактных единоборств.
Я сейчас объясню, почему я так резко переключился, и вернусь обратно.

Так вот, на соревнованиях обычно работает врач у ринга, который принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего выступления атлета и обеспечивающего организацию правильной доставки травмированного до врачей, обслуживающих соревнования.

Соревнование обслуживает бригада врачей, готовых оказать первую медицинскую помощь и определить тактику работы со спортсменом, получившим травму.
Так же они обеспечивают и работу со зрителями и гостями мероприятия, если кому-то станет нехорошо.

Ну и экстренное звено – бригада скорой медицинской помощи, в задачи которой входит проведение экстренной неотложной помощи и эвакуация пострадавших в профильное лечебное учреждение.
От оперативности этого звена часто зависит очень многое.

Ну так вот, по аналогии со спортивными мероприятиями, подобная схема с некоторыми вариациями и отступлениями присутствует теперь и на балетных выступлениях.
Это связано с более высокими требованиями к организации медицинского обслуживания таких мероприятий.

А ведь так было не всегда.
Раньше самой обычной практикой было просто присутствие дежурного врача, который при всём желании не смог бы обеспечить весь спектр услуг, которые могли бы оказаться востребованными.

Теперь тренды меняются.
Так, например, «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) подписали договор о сотрудничестве в 244 театральном сезоне в сентябре прошлого года.

«Ингосстрах» получил высокий статус генерального спонсора Большого театра

В рамках сотрудничества стороны планируют, помимо осуществления основной деятельности, также реализовать ряд проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. Так, в планах «Ингосстраха» – организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ.

В рамках этого проекта сеть медицинских клиник «Будь здоров», принадлежащая компании «Ингосстрах», организовала дежурство машины скорой медицинской помощи около здания Большого театра во время показа балетных спектаклей.
Эта мера необходима для оперативного оказания квалифицированной медицинской помощи танцорам при получении травм во время спектаклей.
Проект реализуется в рамках сотрудничества между «Ингосстрахом» и Большим театром согласно договору, подписанному в сентябре 2019 года.

В дежурную бригаду входят врачи скорой помощи и врач ортопед-травматолог, у которых есть все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи: приборы для измерения артериального давления, электрокардиографы, дефибриллятор, портативные аппараты искусственной вентиляции легких и др.

Все мы любим балет за его красоту и получаем истинное наслаждение, глядя на отточенные движения балетных танцоров на сцене.
Но в то же время мы прекрасно понимаем, что за каждым фуэте, поражающим зрителя грациозностью и легкостью исполнения, стоит невероятно тяжелый, а подчас и травмоопасный труд.
Именно поэтому мы приняли решение о выделении бригады скорой помощи, которая в любой момент готова оказать первую медицинскую помощь артисту и при необходимости оперативно доставить его в больницу, – комментирует директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», Карен Асоян.

Машина скорой помощи дежурит у здания Большого театра в среднем пять раз в неделю, в дни, когда в театре проходит показ балетных постановок.

От себя замечу, что лично мне, как спортивному врачу, импонирует такой подход.
Знаю, что такая организация медицинского обеспечения наиболее оптимальна.

В настоящий момент это единственный случай внедрения передовой схемы медицинского обслуживания в российском балете.

Отрадно, что лучшие медицинские алгоритмы, прошедшие проверку в профессиональном спорте и доказавшие свою эффективность, находят своё применение и в искусстве.
Конечно за всем этим стоят конкретные люди и структуры.
Большой театр и Ингосстрах здесь пионеры. Респект!

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА

Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета

Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа - как произведение искусства

Изучение основ анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, анатомо-профессиональных особенностей его у артистов балета, а также знание причин травм и заболеваний оиорно-двигательного аппарата имеет большое значение не только для профессиональной подготовки будущих танцовщиков, но и для ежедневного контроля за состоянием своего организма в соответствии с профессиональной нагрузкой.

Все движения экзерсиса оцениваются педагогами с точки зрения их полезности для балета. Но различные возможности каждого человека требуют индивидуального развития мышц и связок. А для этого надо знать анатомию и физиологию организма. Ф. В. Лопухов в своей книге «Хореографические откровенности» одну из глав посвятил связкам и мышцам. Он сам ходил в анатомический театр, где знакомился с анатомией, чтобы познать совершенную структуру тканей, способных выдерживать огромную нагрузку физкультуры и хореографии.

Н. И. Тарасов пишет, что в хореографических училищах изучается анатомия человека, не связанная с учебными приемами искусства танца, что нужно преподавать не общий, а специально разработанный курс анатомии и назвать его «Анатомические основы хореографии».

Но кроме анатомических данных артисту балета нужны знания и по гигиене, питанию, чередованию физических нагрузок и отдыха. Эти вопросы являются основными в деле профилактики профессиональных травм, заболеваний и перегрузок опорно-двигательного аппарата.

Стопа. G. Hohmann писал: «Человеческая стопа — это произведение искусства природы». Это изречение говорит о красоте и сложности строения стопы. Скелет стопы человека до настоящего времени еще не достиг того уровня стабильности, которым отличается скелет кисти человека. Кроме того, скелет стопы формируется и изменяется в зависимости от профессии, физической нагрузки и характера выполняемой работы.

строение стопы

Стопа — это сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат. Она состоит из 7 костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость ее к нагрузкам.

Кости стопы посредством таранной кости, наружных связок (передней и задней таранно-малоберцовой и пяточно-малоберцовой) и внутренней группы связок — дельтовидной (передняя и задняя большеберцово-таранная, большеберцово-ладьевидная, большеберцово-пяточная) соединяются с костями голени. Подтараиный сустав укреплен следующими тремя связками — межкостной таранно-пяточной, латеральной и медиальной таранно-пяточной.

Таранно-пяточно-ладьевидный сустав соединен двумя связками — таранно-ладьевидиой тыльной и пяточно-ладьевидной подошвенной. Пяточно-кубовидный сустав укреплен длинной подошвенной связкой и пяточно-кубовидной подошвенной связкой.
Поперечный сустав предплюсны (шопаров сустав) состоит из двух суставов и укреплен раздвоенной связкой, состоящей из двух пучков — пяточно-кубовидной и пяточно-ладьевидной связки.

Клиноладьевидный сустав относится к малоподвижным сложным соединениям и укреплен связками: тремя тыльными межклиновидными — клиноладьевидной, кубовидно-ладьевидной и клинокубовидной; четырьмя подошвенными — кубовидно-ладьевидной, клинокубовидной, клиноладьевидной и межклиновидными; тремя межкостными связками.

В предплюсне-плюсневом суставе (сустав лисфранка) кости предплюсны соединяются с плюсневыми с помощью связок — предплюсне-плюсневых тыльных и подошвенных, тыльных, подошвенных и межкостных плюсневых, трех межкостных плюсне-предплюсневых связок — латеральной, средней и медиальной.
Плюснефаланговые суставы укреплены капсулой, с подошвенной стороны — подошвенными связками, с боков— коллатеральными; тыльная часть капсулы тонкая.

Межфаланговые суставы укреплены капсулой, а с боков нодкреплсны коллатеральными связками.
Стопа в функциональном отношении — это единая костно-суставная система, предохраняющий тело от толчков и сотрясений, которые неизбежны при выполнении танцевальных движений. Стопа выполняет статическую (опорную) и динамическую (локомоторную) функции.

Эта часть опорно-двигательного аппарата расположена между коленным и голеностопным суставами. Она образована большеберцовой и малоберцовой костями, соединенными мощной межкостной перепонкой голени. У артистов балета голень несет большую нагрузку при исполнении прыжков и приземлений.

Мышцы голени у артистов балета развиты сильно, ибо к ним предъявляются большие требования во время исполнения как классических, так и народных танцев. На голени расположены 3 мышцы-разгибатели и 8 мышц-сгибателей: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые мышцы, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев стопы и трехглавая мышца. Икроножная мышца с двумя головками (латеральной и медиальной) и камбаловидная мышца составляют трехглавую мышцу голени. Все три головки, соединяясь вместе в дистальном отделе, переходят в пяточное (ахиллово) сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. Трехглавая мышца у артистов балета развита хорошо, так как выполняет большую нагрузку при прыжках, вставании па пальцы и полупальцы. С годами мышца приобретает силу, эластичность, развивается рабочая гипертрофия ее волокон и увеличивается ее окружность.

Исследования показали, что окружность голени толчковой ноги на 1 —1,5 см больше работающей. Миотонометрия (определение тонуса мышц) показывает, что упругость мышц голени толчковой ноги больше, чем работающей, и упругость медиальной головки икроножной мышцы больше, чем латеральной. Это связано с тем, что при вставании на пальцы и полупальцы опора падает на I, II, III пальцы и, следовательно, медиальная головка напрягается в большей степени, нежели латеральная. Знание этого необходимо при постановке диагноза повреждения икроножной мышцы. Повреждается, как правило, чаще медиальная головка. Форма мышц голени у артистов балета бывает различная: плоская («камбаловидная») и овальная («грушевидная», или как ее еще называют «пузырчатая»).

У артистов балета компактное вещество большеберцовой кости достигает толщины 2 см, и резко сужена костномозговая полость. Это является приспособительной реакцией (рабочей гипертрофией) в ответ на профессиональную нагрузку. Но если эта нагрузка переходит границы физиологических возможностей и становится чрезмерной в результате ежедневных прыжковых партий, нерегулярности нагрузок, порою чрезмерных, то кости голени не выдерживают этой нагрузки и начинается болезненный процесс в виде периостоза, появления зон патологической перестройки с болезненными проявлениями. Этот патологический процесс развивается по передней поверхности большсберцовой кости в связи с развитием профессиональной приспособительной рекурвации коленного сустава и голени, так что ось наибольшей нагрузки проходит через переднюю часть большеберцовой кости.

Коленный сустав — один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным (периферическим) отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным (центральным) отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника. Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7—8°.

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка — медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.
В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости, что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Подобные явления гипертрофии костной ткани наблюдаются и у спортсменов. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра.

Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом. Исследования показывают, что окружность бедра увеличивается в течение сценической деятельности артистов балета. При снижении или прекращении творческой деятельности эта гипертрофия уменьшается, ибо в функциональной деятельности она становится менее необходимой. У артистов балета, исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости.

мышцы голени у артистов

Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц. С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена — четырехглавой мышцей бедра. Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава.

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра. Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику, а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника.

Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2—3 см, толщина до 0,5 см. Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел, в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация.
В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра, покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу.

Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка.
С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена, пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени.

Мышцы, окружающие коленный сустав, особенно четырехглавая, имеют большое значение в его устойчивости. При атрофии и снижении их тонуса отмечается симптом «выдвижного ящика» и неустойчивости колена, несмотря на целость крестообразных связок.

«Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собранными», — по выражению выдающегося педагога А. Я. Вагановой, при «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава. Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета.

Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты. Синовиальные сумки — это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом. Завороты — это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.).

Капсула коленного сустава состоит из двух слоев — наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов. Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием. Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы

У артистов балета принимает активное участие в танцевальных движениях бедро благодаря большому количеству сильных мышц.
Бедро состоит из бедренной кости, окруженной большим количеством мышц. Бедренная кость у артистов балета отличается массивностью в связи с большой профессиональной нагрузкой, которую она испытывает. Компактное вещество ее утолщено до 1,5—2 см, значительно сужена костномозговая полость. На рентгенограмме бедренной кости хорошо выражены костные бугорки и выступы — места прикрепления сухожилий мышц. Это рабочая гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки.

Дистальиый отдел бедренной кости расширен, мыщелки ее увеличены как по ширине, так и по высоте. Это тоже проявление приспособительной реакции костной ткани артистов балета на профессиональную нагрузку. Значительно увеличены размеры большого и малого вертела, к которым прикрепляется большое количество мышц бедра и таза.

Бедренную кость окружают мышцы с различными функциональными нагрузками. Мышцы окружены плотной широкой фасцией бедра. От нее к бедренной кости идут три межмышечные перегородки, образуя для мышц фасциальные футляры. В переднем подфасциальном пространстве находится четырехглавая мышца, состоящая из 4 мышц: прямой и широких медиальной, латеральной и промежуточной. Общее сухожилие всех четырех мышц идет к надколеннику, включает его как сесамовидную кость и прикрепляется к бугристости большеберцовой кости. Передняя группа мышц бедра производит разгибание голени и сгибание бедра в тазобедренном суставе.

танцор балета

Приводящие мышцы бедра, за исключением портняжной, находятся во внутреннем фасциальном пространстве. Поверхностно лежат гребенчатая, длинная приводящая и тонкая мышцы; глубже лежат короткая приводящая, короткая и большая приводящие мышцы. Все приводящие мышцы бедра начинаются от лобковой и седалищной кости и прикрепляются к шероховатой линии задней поверхности бедренной кости.

Задняя группа мышц включает три мышцы — полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую. Они производят сгибание голени. Начинаются они от седалищного бугра; по направлению к подколенной области все мышцы расходятся и прикрепляются к большеберцовой и малоберцовой костям: сухожилие двуглавой мышцы идет латерально (снаружи), а сухожилия полуперепончатой и полусухожильной — медиально (внутри). Между мышцами задней группы проходит седалищный нерв, который в подколенной области делится на большеберцовый и малоберцовый нервы.

Мышцы бедра при их напряжении обеспечивают вертикальную устойчивость тела и создают у артистов балета апломб, особенно при стоянии на одной ноге в позе арабеск. Мышцы артистов балета должны быть эластичными, легко растяжимыми, быстро реагировать на изменение позы или движения во время танца. Это достигается ежедневными экзерсисом в классе, тренировками на репетициях. Неразогретые мышцы неэластичны и при нагрузке у артистов балета могут легко повреждаться.

Особенно часто это наблюдается у артистов балета старше 30 лет, когда от постоянных чрезмерных нагрузок снижается эластичность мышц, возникает так называемая «крипатура» в виде уплотнения мышц. Этот термин широко распространен среди спортсменов и артистов балета. В подобных случаях хорошее лечебное действие оказывает финская баня сауна — снимается крипатура, мышцы становятся мягкими, эластичными. После длительного вынужденного бездействия (болезнь, роды, отпуск) окружность бедра у артистов балета уменьшается на 1—3 см-за счет мышечной атрофии. Измерение окружности бедра входит в комплекс обследования артистов балета при диспансерном наблюдении за ними и контроле за восстановлением балетной формы.

Коленный сустав в жизни артиста балета. Грубые ошибки, приводящие к травме

Ноги врозь и коленями вперёд — характерные признаки, по которым можно отличить артистов балета от обычных людей на улице. Да, помимо чрезмерно стройного телосложения, артиста балета отличают и ярко выраженные коленные суставы, которые на первый взгляд кажутся большими на фоне тонкой линии ноги при сгибании, более того, кажется, что колени во время ходьбы опережают корпус.

Коленный сустав является самым большим и самым сложным в человеческом теле и становится причиной беспокойства не только для артистов балета, но и представителей многих других профессий. Но для танцовщика колено определяет всю профессиональную жизнь, поскольку во время прыжков, танца на пуантах и выполнения многих других упражнениях колени принимают на себя вес всего тела. Очень часто именно травма колена вынуждает артистов балета делать длительные перерывы в деятельности, соглашаться на сложные операции или даже завершать карьеру.

В балете, как и в гимнастике, очень ценится "икс" в ногах: сильный прогиб колена в обратную сторону. Это создает особую линию ноги.

Самая важная составная часть коленного сустава — крестообразная связка . Различают две крестообразные связки: переднюю и заднюю .
Передняя фиксирует сустав от движения голени вперед, задняя — от движения назад. Разрыв и растяжение крестообразной связки колена ведет к снижению фиксации сустава, которая необходима артисту балета для безопасной работы.

Когда балерина встает на пуанты, вес ее тела распределяется равномерно в том числе благодаря вытянутому колену. Четырехглавая мышца бедра и крестообразные связки предотвращают колено от прогиба. Но возможно это только при здоровой крестообразной связке, которая сдерживает сустав в нормальном положении. В противном случае контроль за суставом ослабевает, и это неизбежно ведет к травме.

Если нарушается целостность этой связки, теряется контроль над функцией сустава: можно согнуть колено в обратную сторону больше, чем позволяет строение, и коленные флексоры уже не справляются со своей задачей.

Ежедневная нагрузка приводит танцовщиков к повреждениям коленного сустава. Возможности медицинской помощи здесь ограничены. Если диагностировано растяжение — нужен длительный покой , а если разрыв — операция . И то, и другое приводит к потере танцовщиком формы на длительный срок и в особо тяжелых случаях ведет к завершению карьеры.
Разрыв передней крестообразной связки может быть ликвидирован хирургическим путем, но это накладывает ограничения на полное вытягивание колена. Это почти несовместимо с балетом, потому что для танцовщика крайне важно, чтобы оба колена вытягивались одинаково, иначе будет невозможно сохранять устойчивость на одной ноге в позировках.

Очень частая ошибка, приводящая к сильным болям в коленях — завал на большие пальцы по время исполнения demi plie и приземление «коленями вперед» во время средних и больших прыжков.

И demi plie по всем позициям, и приземление после прыжков должно осуществляться за счет выворотности тазобедренного сустава так, чтобы колени и стопы находились в одной плоскости, а не с помощью "подворота" нижней части ноги — колена и стопы в удобную позицию, компенсирующую недостаточную выворотность бедра. Это грубая ошибка, из-за которой одни связки колена бездействуют, а другие перенапрягаются. Если ничего не поменять в ежедневных занятиях и не развивать верхнюю выворотность и поперечный шпагат, есть риск получения травмы. Именно поэтому выворотность — главное требование к будущему артиста балета : развернутый тазобедренный сустав помогает предотвратить многочисленные травмы, в том числе и повреждения коленного сустава.

Читайте также: