Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 21.12.2024
Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
В оздоровительных целях физические упражнения применялись в глубокой древности. Они применялись для укрепления здоровья мужчин, создания красивых пропорций тела.
Кроме того, у лиц физического труда, особенно с однообразными производственными процессами, гимнастика способствует отвлечению организма от однообразных движений, которые вызывают утомление организма.
Гигиеническая гимнастика проводится утром после сна. Основное назначение гимнастики тонизирующее: улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и повышения обмена веществ и подготовка к последующим физическим нагрузкам. Длительность ее составляет 20 мин, лучше если она проводится с музыкальным сопровождением.
Для артистов балета в процессе их профессиональной деятельности, особенно при исполнении дуэтного танца, современного танца, важное значение имеет сила и выносливость мышц спины и живота.
Выносливость мышц живота определяется по секундомеру в положении лежа на спине и поднятии одновременно обеих ног под углом 30°. Время, в течение которого учащийся или артист балета удерживает ноги в этом положении, определяет выносливость мышц живота. В среднем это время у хорошо тренированных лиц равно 3 мин и более. Исследования показали, что у учащихся хореографических училищ выносливость мышц живота снижена и равна 15—45 с, а у артистов балета— 1 мин. Это явно недостаточно.
Повреждения стопы у артистов балета
Артисты балета должны знать основные повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могут встретиться в их повседневной деятельности, а также знать тактику поведения при возникновении заболевания или травмы, при оказании первой доврачебной помощи. Большие осложнения могут возникнуть, когда артист балета занимается самолечением или своевременно не обращается к врачу при возникновении болезненности в том или другом отделе опорно-двигательного аппарата. Даже мелкие травмы и перегрузки, накапливаясь, могут вызвать патологические изменения тканей, которые в дальнейшем являются препятствием для полного излечения.
Разрывы и ущемления капсульно-связочного аппарата межфаланговых и плюснефаланговых суставов стопы являются специфической травмой, обусловленной особенностями их трудовой деятельности. Наибольшее количество этих травм наблюдается у мужчин-танцовщиков в связи с наличием у них мягкой обуви и значительных силовых приемов во время танцев.
Механизм этих травм — подворачивание пальца в подошвенную сторону при неудачном приземлении после прыжка, приземление на концевую фалангу пальца, а не на головки плюсневых костей, резкое тыльное переразгибание пальца во время приземления на колено, удар пальцем стопы о рейку сцены, декорации или партнера. Причинами травмы следует считать усталость, грубое приземление, несогласованность действий партнеров и неудовлетворительное состояние планшета сцены.
Диагностика этих повреждений не представляет трудности. Во время травмы возникает резкая боль, нарушение функции пальца, рефлекторная контрактура, появляется отек и часто гемартроз сустава. Гемартроз определяется в виде тестоватой припухлости на тыльной поверхности плюснефалангового сустава, так как на этом месте капсула сустава тонкая и не укреплена связками, а также на тыльной поверхности межфалаигового сустава и с подошвенной стороны. Осевая нагрузка на палец безболезненная в отличие от перелома фаланг или плюсневой кости, когда осевая нагрузка вызывает резкую боль. На рентгенограмме костной патологии не обнаруживается.
Первую помощь оказывают на месте путем орошения хлорэтилом или новокаиновой блокады для снятия болей. После этого сустав пальца фиксируют лейкопластырной лентой продольно с укреплением ее круговыми полосками. В первые сутки рекомендуется холод в виде пузыря со льдом. Со 2—3-го дня можно применять теплые ванны (температура 35°С), полуспиртовые компрессы. Затем применяются физиотерапевтические процедуры— УВЧ, парафино-озокеритовые аппликации, легкая лечебная гимнастика. Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков 8—10, у балерин—11—14 дней.
Самые распространенные травмы у танцоров
Занятие любой физической активностью сопряжено с риском травмы, а танец не является исключением. Новые танцоры должны вырабатывать свою силу и гибкость медленно и безопасно. Один из главных способов предотвратить травмы во время танца - это время, чтобы правильно разогреть основные мышцы тела. Однако, несмотря на все старания, травмы все же случаются.
Виды травм у танцоров
Приведем список самых распространенных травм у танцоров, их причины и советы по лечению и профилактике.
Мышечная судорога
Мышечная судорога - это непроизвольное сжатие мышцы, которая не расслабляется сама по себе. Мышечные судороги часто довольно болезненны, и, как правило, ощущаются в задней части ноги и в передней части бедра. Мышечные судороги часто продолжаются всего несколько секунд, но иногда могут длиться от нескольких минут до часа. Иногда судорога может повторяться несколько раз, пока мышца, наконец, не расслабляется. Мышечные судороги вызваны усталостью или дисбалансом жидкости, соли или калия из-за сильного потоотделения.
Лечение: лечение мышечной судороги обычно включает растяжение пораженной области. Мягкое массирование мышц поможет расслабиться. Также может помочь нанесение на место, где возникла судорога, специальной нагревательной повязки. При тяжелых мышечных судорогах врач может рекомендовать лекарства для расслабления мышц.
Профилактика: чтобы предотвратить мышечные судороги, обязательно нужно делать растяжку до и после танцев. Растяжка перед танцами, а также соответствующая разминка могут предотвратить мышечные спазмы, вызванные физической активностью. Важное значение имеет хорошая гидратация до, во время и после танца. Судороги мышц, которые возникают ночью во время отдыха, могут быть предотвращены с помощью адекватной программы растяжки.
Мышечное напряжение
Мышечное напряжение включает в себя повреждение мышцы или окружающих ее сухожилий, вызванное перенапряжением мышцы. Иногда мышечное напряжение называется «потянул мышцу». Травма обычно вызывает боль, слабость и, возможно, опухоль. Мышечное напряжение обычно вызывается внезапным сокращением мышц и низкой гибкостью. Наиболее чаще всего «тянут» мышцы на нижней части спины, шее, плечах и подколенных сухожилиях. Танцоры особенно склонны к мышечному напряжению в нижней части спины.
Лечение: незначительные деформации мышц можно лечить с помощью метода RICE: отдых, лед, сжатие и расслабление. Лечение может также включать принятие противовоспалительных препаратов и болеутоляющих средств для уменьшения боли и отека. Иногда необходима физическая терапия, чтобы помочь укрепить мышцы. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для устранения повреждений.
Профилактика: танцорам следует принимать дополнительные меры предосторожности, чтобы предотвратить мышечные напряжения. Очень важно постоянно растягиваться и разогреваться перед каждой танцевальной сессией. Кроме того, не стоит забывать о растяжке после танца или тренировки.
Расколотая голень
Расколотая голень или передний большеберцовый синдром - название, которое было дано состоянию, связанному с болевыми ощущениями, возникающими вдоль большеберцовой кости – крупной кости в передней части голени. Синдром расколотой голени часто встречается у танцоров из-за прыжков на твердых поверхностях, неправильной осанки и плохой гибкости. Все танцоры должны быть особенно осторожными и стараться правильно приземляться после каждого прыжка, чтобы избежать подобной травмы.
Лечение: лечение расколотой голени включает в себя сначала уменьшение боли и воспаления, а затем восстановление мышц до их первоначального состояния. Часто требуется полный отдых от активности, поскольку при подобной травме бывает даже затруднительно ходить. Для первоначального лечения нужно наносить на поврежденное место лед на несколько минут каждый час, постепенно уменьшая частоту до 3 или 4 раза в день. Противовоспалительные препараты также можно использовать для уменьшения воспаления.
Профилактика: если танцор склонен к развитию расколотой голени, ему обязательно нужно заниматься растяжкой мышц и ахиллова сухожилия регулярно до и после танцевальных сессий. Кроме того, никогда не нужно танцевать на бетонных или других твердых поверхностях.
Подошвенный фасцит
Подошвенный фасцит - это напряжение или раздражение связки, которая соединяет пяту с пальцами ног. Данное состояние вызывает хроническую боль и воспаление в ноге, особенно на пятке. Боль также может ощущаться в своде стопы. Подошвенный фасцит особенно распространен среди балерин, которые танцуют в пуантах.
Лечение: чтобы уменьшить боль и припухлость, можно попробовать наносить лед на пятку. Противовоспалительные препараты могут помочь при воспалении и отеке. Растяжение мышц ног и ступней несколько раз в день также может помочь с болью.
Профилактика: чтобы предотвратить подошвенный фасцит, стоит убедиться, что танцевальная обувь правильно подогнана по ноге и заменить ее по мере необходимости. Обязательно нужно сгибать колени в достаточной степени при приземлении после прыжков (не приземляться на пятки или всю ступню). Кроме того, нужно избегать неправильного отталкивания от пола при прыжке.
Стрессовый перелом
Стрессовый или усталостный перелом обычно вызывается чрезмерной повторяющейся нагрузкой или повторной травмой одной и той же кости. Он возникает, когда мышцы перегружаются и больше не могут поглощать усилие от повторного воздействия. Эти травмы вызывают боль и отек и обычно возникают в голени или стопе. У танцоров они обычно вызваны повторными прыжками и приземлениями.
Лечение: лучший способ лечения стрессового перелома - отдохнуть от танцев и ни в коем случае не продолжать танцевать, испытывая боль (поскольку перелом может стать больше и перерасти в хроническую травму).
Балет глазами травматолога или опасные танцы
Я уже много лет работаю спортивным врачом. И моя работа напрямую связана с различными травмами и профессиональными заболеваниями опорно-двигательной системы у спортсменов.
Да и вообще с различными спортивными патологиями.
За время работы на самых разных соревнованиях в качестве врача, мне довелось много чего увидеть.
Но в этой статье я решил рассказать, как это не странно, о балете.
Казалось бы, а какая связь?
Да, именно. Об этом лёгком, и воздушном искусстве танца, которое, как многим может показаться, исключает само понятие травматизма.
Ведь там так всё изящно. Балерины просто невесомые. Они порхают и парят.
А танцоры балета, являя собой верх эстетизма, никак не ассоциируются с проблемами со здоровьем.
Не слишком высокопарно?! Думаю, что нет.
Во всяком случае для тех, кто любит балет.
Хотя именно те, кто его любит, обычно знают, что за кулисами всё не так волшебно, как на сцене.
Вот про это закулисье я немного и поведаю. Покажу его глазами спортивного врача.
И хотя балет сложно (да и не нужно) назвать спортом, но вот проблемы, которые появляются у балерин, как раз такие же, как у профессиональных спортсменов.
Вы удивитесь, но профессиональный спорт и балет с точки зрения ортопеда-травматолога очень и очень похожи.
Эти виды деятельности так же мало связаны со здоровьем, как и вредные привычки.
Но что поделаешь. Люди, посвятившие себя целиком служению спорту высоких достижений или балету, для зрителя, ради себя, славы, ну и денег конечно, готовы идти на многое и многим жертвовать для достижения целей.
Мы не вправе их осуждать – каждый выбирает свой путь.
Скорее имеет смысл восхититься таким самопожертвованием, приносящим нам наслаждение уникальными зрелищами.
Вот только путь к мастерству тернист.
И уже с самого детства он ведёт к тому, чтобы в зрелом возрасте заиметь обязательные проблемы.
Танцоры балета – это очень работоспособные люди.
С самого детства они подвергают своё тело нагрузкам, лежащим на пределе возможностей обычного человека, и потому они становятся НЕОБЫЧНЫМИ.
У них специфическим образом изменяется скелет и вообще все структуры опорно-двигательной системы.
Высочайшие физические нагрузки непременно ведут к постепенному накоплению различных микротравм, изменений тканей, связок и суставов.
И если в детстве и молодости механизмы компенсации справляются, то в более старшем возрасте накопленные проблемы всё чаще дают о себе знать.
И в результате риск острой травмы (растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи и переломы) возрастает, несмотря на высокий уровень мастерства.
Возникает повышенный риск аутотравматизма даже от тех воздействий, которые раньше выдерживались без проблем.
Но это только казалось.
Проблемы возникали, просто с ними получалось быстрее и легче справляться.
Многие видели, как выглядят стопы красавиц-балерин.
Но это то, что видно. А есть много всего, что скрыто внутри, но имеет не меньший «износ».
Например, связки позвоночника. Которые наряду с повышенной эластичностью должны ещё испытывать сильные ударные плиометрические нагрузки при прыжках и приземлениях.
И в результате возможна травма.
Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя.
Но еще более актуальна в балете травма хроническая.
Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме.
Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.
Но я не стану рассказывать о хронических травмах и болезнях танцоров, коих у них множество.
Это «расколотая голень», подошвенные фасциты, тендовагиниты, тендиты, лигаментиты и лигаментозы, артрозы и артриты, нестабильность суставов, микротравмы.
Их нужно лечить на ранних стадиях, а ещё лучше – профилактировать.
Другое дело «острая травма».
Кстати сказать, она как раз чаще всего является следствием накопленных хронических проблем.
Такие травмы случаются и на репетициях.
Причём чаще всего именно там они и случаются. На выступлениях такие травмы происходят реже, в силу того, что выступления бывают реже репетиций.
Но… Если такие травмы случаются на выступлениях, то они, обычно, бывают более серьёзными.
Связано это с тем, что на выступлении танцоры и балерины выкладываются больше, чем на 100%, подвергая свои кости, связки и мышцы просто экстремальным нагрузкам.
Но и это ещё не всё. Опасности подстерегают балерин не только из-за физических нагрузок, но и из-за специфического образа жизни, который подразумевает соблюдение нужных физических кондиций.
И тут у всех по-разному.
Кому-то от природы повезло, а кто-то вынужден прилагать серьёзные усилия для того, чтобы быть в идеальной форме.
Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.
Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company.
Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг.
У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.
Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза).
У 27% прекратились месячные.
Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.
Сидя в зрительном зале, мы даже на секунду не задумываемся, что являемся свидетелями экстремального шоу, на котором артисты балета подвергаются не меньшему риску, чем, например, горнолыжник-фрирайдер.
А я вот задумался. Ну что поделаешь – профессиональная деформация.
А потому и организация выступлений должна предусматривать любые возможности оказания всего спектра первой и экстренной медицинской помощи, если, не дай бог, в ней случится нужда.
И тут не только травма может быть. Возможны коллапсы, сердечная недостаточность и пр.
Поэтому спектр медицинской помощи, которую могли бы оказать специалисты, должен быть широк.
В моей деятельности мне постоянно приходится организовывать работу медицинской службы и взаимодействия разных подразделений на крупных соревнованиях по ММА и другим видам контактных единоборств.
Я сейчас объясню, почему я так резко переключился, и вернусь обратно.
Так вот, на соревнованиях обычно работает врач у ринга, который принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего выступления атлета и обеспечивающего организацию правильной доставки травмированного до врачей, обслуживающих соревнования.
Соревнование обслуживает бригада врачей, готовых оказать первую медицинскую помощь и определить тактику работы со спортсменом, получившим травму.
Так же они обеспечивают и работу со зрителями и гостями мероприятия, если кому-то станет нехорошо.
Ну и экстренное звено – бригада скорой медицинской помощи, в задачи которой входит проведение экстренной неотложной помощи и эвакуация пострадавших в профильное лечебное учреждение.
От оперативности этого звена часто зависит очень многое.
Ну так вот, по аналогии со спортивными мероприятиями, подобная схема с некоторыми вариациями и отступлениями присутствует теперь и на балетных выступлениях.
Это связано с более высокими требованиями к организации медицинского обслуживания таких мероприятий.
А ведь так было не всегда.
Раньше самой обычной практикой было просто присутствие дежурного врача, который при всём желании не смог бы обеспечить весь спектр услуг, которые могли бы оказаться востребованными.
Теперь тренды меняются.
Так, например, «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) подписали договор о сотрудничестве в 244 театральном сезоне в сентябре прошлого года.
«Ингосстрах» получил высокий статус генерального спонсора Большого театра
В рамках сотрудничества стороны планируют, помимо осуществления основной деятельности, также реализовать ряд проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. Так, в планах «Ингосстраха» – организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ.
В рамках этого проекта сеть медицинских клиник «Будь здоров», принадлежащая компании «Ингосстрах», организовала дежурство машины скорой медицинской помощи около здания Большого театра во время показа балетных спектаклей.
Эта мера необходима для оперативного оказания квалифицированной медицинской помощи танцорам при получении травм во время спектаклей.
Проект реализуется в рамках сотрудничества между «Ингосстрахом» и Большим театром согласно договору, подписанному в сентябре 2019 года.
В дежурную бригаду входят врачи скорой помощи и врач ортопед-травматолог, у которых есть все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи: приборы для измерения артериального давления, электрокардиографы, дефибриллятор, портативные аппараты искусственной вентиляции легких и др.
Все мы любим балет за его красоту и получаем истинное наслаждение, глядя на отточенные движения балетных танцоров на сцене.
Но в то же время мы прекрасно понимаем, что за каждым фуэте, поражающим зрителя грациозностью и легкостью исполнения, стоит невероятно тяжелый, а подчас и травмоопасный труд.
Именно поэтому мы приняли решение о выделении бригады скорой помощи, которая в любой момент готова оказать первую медицинскую помощь артисту и при необходимости оперативно доставить его в больницу, – комментирует директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», Карен Асоян.
Машина скорой помощи дежурит у здания Большого театра в среднем пять раз в неделю, в дни, когда в театре проходит показ балетных постановок.
От себя замечу, что лично мне, как спортивному врачу, импонирует такой подход.
Знаю, что такая организация медицинского обеспечения наиболее оптимальна.
В настоящий момент это единственный случай внедрения передовой схемы медицинского обслуживания в российском балете.
Отрадно, что лучшие медицинские алгоритмы, прошедшие проверку в профессиональном спорте и доказавшие свою эффективность, находят своё применение и в искусстве.
Конечно за всем этим стоят конкретные люди и структуры.
Большой театр и Ингосстрах здесь пионеры. Респект!
© Михаил Шилов (malleus maximus)
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета
Вывих сухожилий малоберцовых мышц у людей обычных профессий встречается крайне редко. У артистов балета и спортсменов при большой физической нагрузке и нефизиологическом положении стопы во время этих нагрузок повреждается верхнее или нижнее фиброзное образование голеностопного сустава и сухожилия малоберцовых мыщц выходят из бороздки позади латеральной лодыжки, ложатся косо на переднюю и частично на боковую поверхность нижней трети малоберцовой кости.
Вывиху сухожилий, кроме того, способствуют анатомические особенности этой области: недостаточная глубина ретро- и субмалеолярного пространства, зависящая от различной степени уплощения задней поверхности дистального отдела малоберцовой кости, отсутствия медиального гребня малоберцовой кости, недостаточной прочности костно-фиброзпого канала, в котором расположены сухожилия малоберцовых мышц. Вывиху сухожилий способствует подворачивание стопы внутрь. Сразу же после травмы отмечаются боли позади и ниже латеральной лодыжки, отек этой области. Диагноз очень затруднен, особенно при незнании этой патологии. В связи с этим больные поступают в специализированное отделение в поздние сроки после травмы — через 5—10 мес.
Жалобы на неустойчивость в голеностопном суставе, боли по наружной поверхности сустава, появление опухолевидного образования на латеральной лодыжке при тыльном сгибании стопы говорит о смещении вывихнутого сухожилия. Движение в голеностопном суставе осуществляются в полном объеме, при разгибании стопы сухожилия малоберцовых мышц перемещаются кпереди и ложатся косо впереди латеральной лодыжки, а при сгибании стопы сухожилия возвращаются на место.
Лечение вывиха сухожилий малоберцовых мышц, который уже превращается в привычный вывих, только оперативное, заключающееся в создании костного ложа для этих сухожилий с целью предупреждения постоянного их смещения. Гипсовая повязка па 4—5 нед, после чего проводится весь комплекс восстановительного лечения, включая и реабилитацию профессиональной трудоспособности.
Реже встречается вывих сухожилий, расположенных позади медиальной лодыжки. Это сухожилие большебер-цовой мышцы, длинного сгибателя пальцев и длинного сгибателя большого пальца, поскольку они расположены рядом и удерживаются общим фиброзным образованием медиальной лодыжки. Лечение этого вывиха также оперативное.
Переломы лодыжек не являются специфичными для артистов балета и возникают при грубом выполнении таких движений, как приземление после прыжка и подворачивание стопы наружу и внутрь. Происходит резкое натяжение связок и отрывной перелом верхушки лодыжки, чаще медиальной. Появляются резкая боль, кровоизлияние на стопе, боковые движения стопы болезненные. Рентгенологическое исследование уточняет диагноз.
Лечение консервативное, направленное на создание покоя гипсовой повязкой на 3 нед, затем восстановительное лечение. При смещении лодыжки, отсутствии срастания перелома и наличии болей в этом месте проводится операция — удаление несросшегося фрагмента верхушки лодыжки. В ранние сроки при наличии смещения костного фрагмента проводится операция — фиксация костного фрагмента винтом или спицей.
Повреждения голени у артистов балета составляют 8,7%. Танцовщики получают травмы чаще (9,6%), чем балерины (8%). Наиболее часты повреждения мышц голени и пяточного сухожилия.
Повреждения мышц голени. Повреждения мягких тканей голени встречаются преимущественно у артистов балета старше 30 лет в виде частичных надрывов волокон икроножных мышц. Полного разрыва мышц голени у них не встречается.
Причинами разрыва волокон икроножных мышц могут быть резкие форсированные движения, превышающие пределы эластичности тканей, переутомление, выход на репетицию или спектакль без разминки, т. е. без разогревания ног, охлаждение, недавно перенесенный инфекционный процесс (ангина, ОРЗ и др.) и длительный перерыв в работе.
При утомлении и хронической микротравматизации тканей возникает спазм мышечных волокон, который ведет к спазму сосудов и нарушению кровообращения в мелких сосудах. В результате нарушается нормальная сократительная способность мышцы. На фоне этих изменений может возникнуть частичный или полный разрыв некоторых мышечных волокон, наиболее часто в месте перехода их в сухожилие.
Клинически частичный разрыв мышечных волокон икроножных мышц проявляется резкой болью в момент прыжка, ощущением удара твердым предметом, появлением хромоты. Постепенно на месте повреждения появляется припухлость и кровоподтек. Мышцы голени при этом плотные, болезненные, а в месте разрыва волокон отмечается тестоватость, резкая местная болезненность, тургор мышцы снижен, иногда в месте травмы можно определить западение в мышце.
Первая помощь при повреждении трехглавой мышцы голени заключается в орошении поврежденного места хлорэтилом и фиксации мягкой бинтовой повязкой или эластичным бинтом голеностопного и коленного сустава для ограничения подвижности мышцы. Больного следует госпитализировать в травматологическое отделение и провести лечение в стационарных условиях. Накладывается гипсовая лонгета или гипсовая повязка на 3 нед в положении подошвенного сгибания стопы. После снятия повязки назначают теплые ванны, массаж, лечебную гимнастику. Хороший терапевтический эффект оказывают новокаиновые блокады выше места разрыва для улучшения местного кровообращения и ускорения срастания волокон. После блокады накладывается компресс с мазью Вишневского.
После выписки из стационара постепенно восстанавливают балетную форму и трудоспособность. Восстановление балетной формы включает раннее назначение изометрического напряжения мышц голени еще в гипсовой повязке, движение большой батман, лежа в постели. Через 4 нед после снятия повязки разрешают посещение класса и занятия у станка без подъема на пальцы и полупальцы, через 7 нед можно делать маленькие прыжки. Большие прыжки — после полного укрепления мышц и отсутствии болевого синдрома. Трудоспособность при повреждении мышц голени нарушается на срок 2,5— 3 мес.
Повреждения сухожилий. Сухожилия в месте прикрепления к костям несут большую нагрузку при выполнении балетных движений. Чаще всего происходит отрыв сухожилия или его разрыв при дегенеративном изменении волокон в результате хронических микротравм и перегрузок.
У артистов балета наиболее часто происходит разрыв пяточного сухожилия, сухожилий малоберцовых или большеберцовых мышц. Повреждение приводит к резкому снижению натяжения мышцы и обменных процессов, а также к грубым функциональным сдвигам нервно-мышечного аппарата, выражающимся в снижении возбудимо'сти, тонуса и биоэлектрической активности.
Механизм повреждения пяточного сухожилия у артистов балета в основном непрямой — во время резкого толчка пли приземления, когда происходит внезапное резкое насильственное растяжение трехглавой мышцы голени и глубокое тыльное сгибание стопы. Как правило, разрывается не нормальное пяточное сухожилие, а уже дегенеративно измененное, уставшее сухожилие. Анализ большого количества клинических наблюдений по повреждениям пяточного сухожилия у артистов балета позволяет обнаружить множественные дегенеративные изменения, указывающие на предшествующие микротравмы его. Наблюдаются как частичные, так и полные повреждения пяточного сухожилия. При частичном повреждении клинически отмечается болезненность по внутренней или наружной поверхности пяточного сухожилия, в этом месте можно определить западение. Кровоизлияние определяется или с одной стороны, или его не бывает совсем. Походка больного не изменяется, он может встать на полупальцы, симптом Томпсона отрицательный.
Лечение частичного повреждения пяточного сухожилия консервативное, заключающееся в наложении гипсовой повязки типа «сапожок» до коленного сустава в положении максимального подошвенного сгибания стопы сроком на 3 нед. После снятия повязки начинается комплекс восстановительного лечения: массаж трехглавой мышцы голени, электростимуляция ее, лечебная гимнастика для разработки движений в голеностопном суставе и укреплении мышц голени, теплые ванны, обучение правильной походке. Полный разрыв пяточного сухожилия у артистов балета может наступать в средней его части, в месте перехода в мышечные волокна и редко отмечается отрыв его от пяточной кости.
В ранние сроки после травмы характерны боли в месте разрыва с последующим кровоизлиянием в подкожную клетчатку, которое распространяется на стопу, невозможность подошвенного сгибания стопы при подъеме на пальцы, положительный симптом Томпсона, когда отсутствует передача возбуждения с мышц голени на стопу при сжатии рукой икроножных мышц. Характерным для полного разрыва пяточного сухожилия в первый момент травмы является ощущение «удара» по задней поверхности голени. Появляется хромота, отвисание стопы из-за невозможности включить трехглавую мышцу в ходьбе, в месте разрыва определяется заиадение участка сухожилия. При отрыве сухожилия от пяточного бугра прощупывается высоко отошедшее пяточное сухожилие и отсутствие его у пяточного бугра.
Анатомически наблюдается сильное разволокнение сухожилия, пропитывание его кровью, часто кровоизлияние бывает небольшим из-за резкого нарушения кровообращения и дегенеративных изменений. Между концами разорванного сухожилия имеется диастаз, который увеличивается в поздние сроки в результате сокращения мышечных волокон.
Оперативное лечение полного разрыва пяточного сухожилия в ранние сроки дает хорошие результаты. Существует закрытый и открытый способы операции. Если после травмы прошло не более 10 дней, операцию проводят закрытым способом. При этом концы разорванного сухожилия сшиваются через кожу длинной иглой с лавсановой нитью. Нити накладываются на центральный и периферический конец отдельно, затем стягиваются до плотного соприкосновения и узлы погружаются под кожу, т. е. операция проводится без рассечения кожи. В более поздние сроки при наличии большого диастаза между отрезками и образовании регенерата (вновь образованная ткань на месте разошедшихся отрезков) между ними проводится операция открытым способом — рассечение кожи, сшивание концов разорванного сухожилия и пластика места разрыва местными тканями. Артистам балета никакого другого пластического материала не следует применять, ибо удлиняется срок срастания и лечения, что ведет к развитию явлений растренированности.
После операции накладывают глухую гипсовую повязку от пальцев до верхней трети бедра в положении подошвенного сгибания стопы и сгибания коленного сустава под углом 150°. Делают окно в области операционной раны для наблюдения за швами. Постельный режим 7—10 дней, затем разрешают ходьбу с помощью костылей без опоры на оперированную ногу. На 12-е сутки снимают швы и через окно в гипсовой повязке начинают электростимуляцию мышц бедра для предупреждения развития их атрофии. Через 3 нед высокую гипсовую повязку меняют на короткую типа «сапожок», стопу устанавливают под углом 100° но отношению к голени и накладывают каблук, чтобы после высыхания повязки можно было наступать. Разрешают ходьбу с палочкой. Еще через 3 нед снимают повязку и начинается восстановительный период. В этом периоде отмечается атрофия мышц голени, ограничение движений в голеностопном суставе. Назначают ношение обуви с каблуком, массаж мышц голени и стопы, теплые ванны, лечебную гимнастику на укрепление мышц голени и разработку движений в голеностопном суставе, движения в теплой воде. Этот этап длится от 2 до 5 нед.
Через 2,5—3 мес после операции проводится следующий этап восстановительного лечения, постепенно усложняется балетная тренировка. Тренировочный период начинается после полного восстановления движений в голеностопном суставе, тонуса и силы мышц голени. Через 5—6 мес после операции разрешают прыжки и полную профессиональную нагрузку.
Читайте также: