Таз танцоров. Тазобедренный сустав артистов балета
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 21.12.2024
Нередко можно услышать обвинения в адрес классической хореографии в том, что это очень неестественное положение тела: выворотность, гибкость, подъем. Все это противоречит удобству тела.
Особенно выворотность. Среди прохожих всегда можно узнать артиста балета: ноги врозь и колени вперед.
Вот что писала о выворотности А. Я. Ваганова: "Выворотность - анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом "en dehors" - наружу. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим "en dehors" располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ноги".
Поэтому основной критерий приема в профессиональную балетную школу - выворотность верхняя (тазобедренный сустав) и нижняя (колени и стопы) .
Выворотность - способность танцовщика в танце развернуть бедра, голени и стопы в положении, при котором правильно поставлен корпус, а бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Развернутые бедра придают корпусу устойчивость, и поэтому движения тела выглядят свободными, непринужденными и естественными.
Если же бедра завернуты, то нога смотрит чуть вперед, а не в сторону, корпус заваливается то в одну, то в другую сторону в попытках компенсировать отсутствие выворотности. Но все это выглядит весьма печально. Тем и строг классический танец: малейшее отклонение от требований очень заметно.
Наряду с выворотностью важнейшие условия для классического танца - мягкость и эластичность связок . Это влияет на высоту поднятия ноги.
Таким образом, при приеме в балетную школу гибкость - важный критерий, поэтому детям, пришедшим в балет из гимнастики, в этом смысле проще.
Также стоит отметить, что выворотность влияет на прыгучесть ( элевацию и баллон ). Как именно? Прыжок состоит из нескольких этапов: приготовление, отталкивание, полёт.
В момент приготовления танцовщик должен исполнить выворотное, глубокое и эластичное плие . Развернутые бедра в этот момент защищают колени от травмы. Выворотное плие позволяет легко и свободно выталкивать и принимать тяжесть тела без вреда для здоровья.
Классический танец - основа основ. Он имеет широкий спектр выразительных средств, и он продолжает обогащаться новыми элементами и передаваться из рук в руки, из ног в ноги. Год от года методика в ведущих балетных школах совершенствуется, а требования растут.
Если посмотреть выступления балерин начала XX века, можно заметить, насколько шагнул вперед классический танец в плане эстетики и физических возможностей за последние 100 лет. Теперь выворотность стала важнейшим фактором успешности танцовщика. В ней заключается способность будущего артиста соответствовать требованиям, которые растут год от года, тем самым являя на сцене совершенство.
К сожалению, подвижность тазобедренного сустава доступна не каждому от природы. Об этом мы говорили в статье "Все ли могут сесть на поперечный шпагат" . Поэтому такое пристальное внимание уделяется выворотности во время приема детей в балетную школу.
Для развития выворотности существует ряд упражнений. Они направлены на развитие эластичности связок, растяжки, гибкости суставов. Разработан целый комплекс балетной гимнастики на полу, в которую входят упражнения на все группы мышц ног, а также на корректирование излишнего прогиба в пояснице (лордоза), влияющего на сохранение квадрата бедер и плеч.
Таз танцоров. Тазобедренный сустав артистов балета
Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа - как произведение искусства
Изучение основ анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, анатомо-профессиональных особенностей его у артистов балета, а также знание причин травм и заболеваний оиорно-двигательного аппарата имеет большое значение не только для профессиональной подготовки будущих танцовщиков, но и для ежедневного контроля за состоянием своего организма в соответствии с профессиональной нагрузкой.
Все движения экзерсиса оцениваются педагогами с точки зрения их полезности для балета. Но различные возможности каждого человека требуют индивидуального развития мышц и связок. А для этого надо знать анатомию и физиологию организма. Ф. В. Лопухов в своей книге «Хореографические откровенности» одну из глав посвятил связкам и мышцам. Он сам ходил в анатомический театр, где знакомился с анатомией, чтобы познать совершенную структуру тканей, способных выдерживать огромную нагрузку физкультуры и хореографии.
Н. И. Тарасов пишет, что в хореографических училищах изучается анатомия человека, не связанная с учебными приемами искусства танца, что нужно преподавать не общий, а специально разработанный курс анатомии и назвать его «Анатомические основы хореографии».
Но кроме анатомических данных артисту балета нужны знания и по гигиене, питанию, чередованию физических нагрузок и отдыха. Эти вопросы являются основными в деле профилактики профессиональных травм, заболеваний и перегрузок опорно-двигательного аппарата.
Стопа. G. Hohmann писал: «Человеческая стопа — это произведение искусства природы». Это изречение говорит о красоте и сложности строения стопы. Скелет стопы человека до настоящего времени еще не достиг того уровня стабильности, которым отличается скелет кисти человека. Кроме того, скелет стопы формируется и изменяется в зависимости от профессии, физической нагрузки и характера выполняемой работы.
Стопа — это сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат. Она состоит из 7 костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость ее к нагрузкам.
Кости стопы посредством таранной кости, наружных связок (передней и задней таранно-малоберцовой и пяточно-малоберцовой) и внутренней группы связок — дельтовидной (передняя и задняя большеберцово-таранная, большеберцово-ладьевидная, большеберцово-пяточная) соединяются с костями голени. Подтараиный сустав укреплен следующими тремя связками — межкостной таранно-пяточной, латеральной и медиальной таранно-пяточной.
Таранно-пяточно-ладьевидный сустав соединен двумя связками — таранно-ладьевидиой тыльной и пяточно-ладьевидной подошвенной. Пяточно-кубовидный сустав укреплен длинной подошвенной связкой и пяточно-кубовидной подошвенной связкой.
Поперечный сустав предплюсны (шопаров сустав) состоит из двух суставов и укреплен раздвоенной связкой, состоящей из двух пучков — пяточно-кубовидной и пяточно-ладьевидной связки.
Клиноладьевидный сустав относится к малоподвижным сложным соединениям и укреплен связками: тремя тыльными межклиновидными — клиноладьевидной, кубовидно-ладьевидной и клинокубовидной; четырьмя подошвенными — кубовидно-ладьевидной, клинокубовидной, клиноладьевидной и межклиновидными; тремя межкостными связками.
В предплюсне-плюсневом суставе (сустав лисфранка) кости предплюсны соединяются с плюсневыми с помощью связок — предплюсне-плюсневых тыльных и подошвенных, тыльных, подошвенных и межкостных плюсневых, трех межкостных плюсне-предплюсневых связок — латеральной, средней и медиальной.
Плюснефаланговые суставы укреплены капсулой, с подошвенной стороны — подошвенными связками, с боков— коллатеральными; тыльная часть капсулы тонкая.
Межфаланговые суставы укреплены капсулой, а с боков нодкреплсны коллатеральными связками.
Стопа в функциональном отношении — это единая костно-суставная система, предохраняющий тело от толчков и сотрясений, которые неизбежны при выполнении танцевальных движений. Стопа выполняет статическую (опорную) и динамическую (локомоторную) функции.
Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы
У артистов балета принимает активное участие в танцевальных движениях бедро благодаря большому количеству сильных мышц.
Бедро состоит из бедренной кости, окруженной большим количеством мышц. Бедренная кость у артистов балета отличается массивностью в связи с большой профессиональной нагрузкой, которую она испытывает. Компактное вещество ее утолщено до 1,5—2 см, значительно сужена костномозговая полость. На рентгенограмме бедренной кости хорошо выражены костные бугорки и выступы — места прикрепления сухожилий мышц. Это рабочая гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки.
Дистальиый отдел бедренной кости расширен, мыщелки ее увеличены как по ширине, так и по высоте. Это тоже проявление приспособительной реакции костной ткани артистов балета на профессиональную нагрузку. Значительно увеличены размеры большого и малого вертела, к которым прикрепляется большое количество мышц бедра и таза.
Бедренную кость окружают мышцы с различными функциональными нагрузками. Мышцы окружены плотной широкой фасцией бедра. От нее к бедренной кости идут три межмышечные перегородки, образуя для мышц фасциальные футляры. В переднем подфасциальном пространстве находится четырехглавая мышца, состоящая из 4 мышц: прямой и широких медиальной, латеральной и промежуточной. Общее сухожилие всех четырех мышц идет к надколеннику, включает его как сесамовидную кость и прикрепляется к бугристости большеберцовой кости. Передняя группа мышц бедра производит разгибание голени и сгибание бедра в тазобедренном суставе.
Приводящие мышцы бедра, за исключением портняжной, находятся во внутреннем фасциальном пространстве. Поверхностно лежат гребенчатая, длинная приводящая и тонкая мышцы; глубже лежат короткая приводящая, короткая и большая приводящие мышцы. Все приводящие мышцы бедра начинаются от лобковой и седалищной кости и прикрепляются к шероховатой линии задней поверхности бедренной кости.
Задняя группа мышц включает три мышцы — полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую. Они производят сгибание голени. Начинаются они от седалищного бугра; по направлению к подколенной области все мышцы расходятся и прикрепляются к большеберцовой и малоберцовой костям: сухожилие двуглавой мышцы идет латерально (снаружи), а сухожилия полуперепончатой и полусухожильной — медиально (внутри). Между мышцами задней группы проходит седалищный нерв, который в подколенной области делится на большеберцовый и малоберцовый нервы.
Мышцы бедра при их напряжении обеспечивают вертикальную устойчивость тела и создают у артистов балета апломб, особенно при стоянии на одной ноге в позе арабеск. Мышцы артистов балета должны быть эластичными, легко растяжимыми, быстро реагировать на изменение позы или движения во время танца. Это достигается ежедневными экзерсисом в классе, тренировками на репетициях. Неразогретые мышцы неэластичны и при нагрузке у артистов балета могут легко повреждаться.
Особенно часто это наблюдается у артистов балета старше 30 лет, когда от постоянных чрезмерных нагрузок снижается эластичность мышц, возникает так называемая «крипатура» в виде уплотнения мышц. Этот термин широко распространен среди спортсменов и артистов балета. В подобных случаях хорошее лечебное действие оказывает финская баня сауна — снимается крипатура, мышцы становятся мягкими, эластичными. После длительного вынужденного бездействия (болезнь, роды, отпуск) окружность бедра у артистов балета уменьшается на 1—3 см-за счет мышечной атрофии. Измерение окружности бедра входит в комплекс обследования артистов балета при диспансерном наблюдении за ними и контроле за восстановлением балетной формы.
Для правильной постановки корпуса артиста балета и создания красивой позы большую роль педагоги придают положению таза.
Таз состоит из парных костей — подвздошных, седалищных и лобковых. Они соединены между собой сочленениями, а лобковые кости соединены между собой неподвижным хрящевым соединением, называемым лобковым симфизом. Посредством крестцово-подвздошного сустава таз связан с позвоночным столбом. В связи с большим разнообразием поз и движений и большой подвижности в крестцово-подвздошном суставе у артистов балета могут возникать патологические изменения в'симфизе.
Таз покрыт большим количеством мышц, важнейшими из которых являются большая, средняя и малая ягодичные мышцы. Под большой ягодичной мышцей у седалищного бугра и у большого вертела имеются синовиальные сумки — вертельная и седалищная. Под большой ягодичной мышцей располагаются средняя ягодичная, грушевидная, внутренняя запирательная, близнецовые, квадратная и малая ягодичная мышцы. Все они производят отведение и наружную ротацию бедра. У артистов балета эти мышцы хорошо развиты, так как создают выворотность ноги, необходимую в хореографии.
От положения таза у артистов балета зависят и изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза кпереди ведет к увеличению поясничного лордоза, наклон кзади делает спину плоской, ведет к исчезновению поясничного лордоза. Первое положение вызывает быстрое утомление мышц спины и приводит к возникновению патологических изменений.
Посредством тазобедренного сустава таз связан с нижними конечностями. Тазобедренный сустав имеет большое значение в выполнении различных поз и балетных движений.
Выворотность ног больше зависит от положения готовки бедра в тазобедренном суставе и выворотности в коленных суставах.
Тазобедренный сустав является разновидностью шаровидного сустава, он образован вертлужной впадиной таза и головкой бедренной кости. Головка глубоко входит во впадину и в результате большой площади соприкосновения суставных поверхностей движения в нем несколько ограничены. Сустав окружают мощные связки; внутри сустава имеется также мощная связка, называемая связкой головки бедренной кости. Другая крупная связка — подвздошно-бедрениая — идет от подвздошной кости и прикрепляется по межвертельной линии бедренной кости; она прикрывает сустав спереди. Толщина ее 1 см и она выдерживает груз массой 350 кг. Функция связки — ограничивать угол наклона таза, а также пронацию и супинацию бедра.
Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск, когда бедро отводится до 90° и значительно выше. В этом случае большой вертел упирается в верхнюю часть вертлужной впадины и ограничивает дальнейшее поднимание бедра. Для предотвращения этого и развития большей амплитуды движений в хореографии необходима выворотность ног. Во время отведения бедра хорошая выворотность способствует отведению большего вертела от края вертлужной впадины. Выворотность как основное условие успешного исполнения классического танца вырабатывается упорным трудом будущего танцовщика с юных лет.
Тазобедренный сустав у артистов балета отличается многообразием движений. Амплитуда движений в нем значительно больше, чем у людей других профессий.
"Выворотность танцора с анатомической точки зрения"
Авторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна
Должность: пдо
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Выворотность танцора с анатомической точки зрения"
Раздел: дополнительное образование
Выворотность танцора с анатомической
ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д.
Классический танец - это основа всех танцев. Ведь именно в классическом
танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы
классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он
непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах,
а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из
необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно
ее развивать с детства.
Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике
танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в
повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и
уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно
снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами.
Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком,
начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно
развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные
ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора.
Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава,
силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и
возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12
годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец
выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности
частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на
«привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без
специальной подготовки такое положение суставов может быть просто
опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность
просто обязательна, это единственный способ избежать травм.
Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей
всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность
– это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер,
коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка.
Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что-
то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не
посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность.
Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет
смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и
наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте
выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы
ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,-
внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей
выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом
времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму.
К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой
безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим
эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических:
выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном
соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы
в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает
спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии:
при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости
находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом,
устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей
амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава.
Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу
нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав
монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В
норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают
за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают
Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего
развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)-
один из способов преодоления анатомических ограничений движения
человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость
развивает максимальную подвижность в анатомически естественных
положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна
человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма
ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава.
Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические
характеристики пространства движения, не изменяя его топологических
свойств, выворотность же меняет топологические характеристики
пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть
ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при
правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей
внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая
«выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный
сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической
активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в
тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности
напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно-
двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью,
выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не
является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не
физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии
выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила,
быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не
развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности
(хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.)
выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее
воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе
общей и специальной физической подготовки.
Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза,
выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости:
выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном
соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще
одну степень свободы в поясе нижних конечностей.
Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в
хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью
которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех
основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения –
производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец.
Более того, выворотность как способ расширения спектра движений
человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже
отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное
отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть
выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла
наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что
термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в
партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке
включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и
т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и
боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно
было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры
знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при
выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не
снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется
костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды.
Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения
вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина
неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если
вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой
вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя
сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают
чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет
роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного
суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса
свободы движения в тазобедренном суставе.
Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует
лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические
предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом
бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться,
если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не
обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как
известно, не обладала.
Упражнения для улучшения выворотности:
Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к
груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз,
распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также
медленно вернуться в исходное положение.
Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол,
согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко
подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в
боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра
первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая
поясницу к полу.
Упражнение 3( активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на
животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть,
стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть
стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает
удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на
Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности,
которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности
определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц,
которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины
супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий
вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда
вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка
назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают
«закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости.
Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в
коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг
продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой
берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс
приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность
супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и
выворотность «в колене» отсутствует.
В-третьих, выворотность зависит от развития мышц -супинаторов бедра и
способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы,
супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при
сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают
держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра,
одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность.
Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого
не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел
бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава;
таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой
движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся
вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и
усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы,
словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра
«раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6
внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь
стабилизируют и поддерживают положение.
Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за
выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из
6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на
большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза.
Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую
бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы
разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие
мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают,
что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают,
подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут
перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны
сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при
Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно
держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу
подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так
постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями
во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно,
как часто вы их тянете!
Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно:
Ложитесь на живот, ноги вместе
(прямые, невыворотные), голова повернута в сторону.
Положите кончики пальцев на ягодицы.
Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите
Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно
заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца
включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить
работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять
нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и
продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего
страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только
немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе
и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это
Читайте также: