Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 01.11.2024

Существуют различные виды укорочения твердого и мягкого неба. Может быть короткое твердое небо и нормальное мягкое, нормальное твердое небо и короткое мягкое, а также одновременное укорочение твердого и мягкого неба. Эти изменения могут сочетаться с расщелиной язычка.

Паралич небной занавески

При нормальном строении и размерах мягкого неба может возникать частичный или полный его паралич, приводящий к полной неподвижности или недостаточности функции [Kaplan et al., 1969; Messengill, 1972]. При изолированном парезе мягкого неба Schweiger, Netsel и Sommerfeld (1970) рекомендуют протез, который поднимает мягкое небо вверх и полностью перекрывает глотку в переднезаднем направлении. По бокам оста­ются просветы, благодаря которым осуществляется нормальное дыхание и воспроизведение носовых звуков м, н, нь. Kerrnan и соавт. (1973) описали успешное применение протеза у двух неврологических больных с тяжелой дизартрией.

Подслизистая расщелина неба

Подслизистая расщелина неба является врожденным дефектом, характеризующимся нарушением строения мышц небной занавески [Calnan, 1954J. При этом возникают такие же нарушения резонанса и артикуляции, как и при открытой расщелине небаПри этом язычок может быть нормальным или расщепленным, в задней части твердого неба может быть тре­угольный дефект, покрытый нормальной на первый взгляд сли­зистой. На самом деле слизистая истончена из-за отсутствия под ней мышечных волокон. Во время фонации она растягивается, и становится видимым костный дефект.

Аденоидэктомия

После удаления аденоидов могут возникнуть нарушения речи, сходные с теми, которые имеют место при расщелине не­ба, поскольку до удаления аденоиды принимают участие в нормальной функции небно-глоточного клапана.

Goode и Ross (1972) рекомендовали не производить аденоидэктомию при наличии признаков возможного развития гиперназальности и удалять только боковые участки аденоидов, не трогая срединную часть. Beeden (1972) считает, что ребенку с расщелиной язычка и дефектом твердого неба аденоидэктомия противопоказана.

У всех пациентов до удаления миндалин и аденоидов был нормальный или очень хороший голос. После операции речь стала гиперназальной и часто недостаточно разборчивой (в том числе и у 3 больных, которым была проведена только аденоидэктомия). После операции возникла слышимая носовая эмиссия голоса. При рентгенологическом исследовании была установлена нормальная подвижность мягкого неба, однако во время произ­несения звука и между мягким небом и стенкой глотки оставал­ся зазор от 2 до 10 мм.

Гипоназальность может появиться у ребенка сразу после удаления аденоидов и миндалин вследствие послеоперационного отека тканей и сохраняться до 3 нед. В этот период необходимо особенно тщательно следить за состоянием голоса.

После спадения отека может возникнуть гиперназальность. Massengill (1972) считает, что если гиперназальность не уменьшается в течение 6—12 мес после удаления аденоидов, то ребенку показаны физиотерапевтическое лечение и логопедическая коррекция.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, РАССТРОЙСТВА СЛУХА И ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Darley, Aronson и Brown (1975) следующим образом описа­ли нарушения речи при миастении: «Во время разговора или чтения вслух становится очевидным нарастание усталости рече­вой мускулатуры, которая проявляется усилением гиперназаль-ности, ухудшением артикуляции, появлением и усилением дис-фонии, снижением громкости. В конце концов речь превращает­ся в неразборчивое бормотанье. После некоторого отдыха речь восстанавливается: фонация, резонанс и артикуляция становятся более четкими. Однако постепенно вновь проявляется мышечное утомление».

Изменения голоса могут быть первым и единственным признаком ранней стадии неврологического заболевания [Aronson, 19711.

Рассеянный склероз

Darley, Brown и Goldstein (1972) наблюдали 168 больных — 65 мужчин и 103 женщины — с рассеянным склерозом в возрас­те 17—73 лет. Более чем у 70% больных отмечены нарушение громкости голоса (слишком громкий или слишком тихий), не­устойчивость громкости, охриплость. Артикуляция была нарушена приблизительно у половины больных. У 20—40% отмечены нарушения ударения, высоты тона, частоты основного тона, при­дыхание. У 14% было неправильное ударение (скандированная речь). Изменения речи у больных с рассеянным склерозом ста­новятся более выраженными по мере вовлечения в процесс новых групп мышц.

Сколиоз

Skelly, Donaldson, Scheer и Cuzzardo (1971) сообщили о гиперназальности у лиц со сколиозом. Сколиоз — это боковое искривление позвоночника и стойкое смещение позвонков от нормальной оси. Сколиоз — не заболевание, а деформация и выявляется обычно у детей в возрасте 11—12 лет. Skelly и соавт. обследовали 101 ребенка со сколиозом в возрасте 6—15 лет. У 92 из них была гиперназальность. В то же время из 471 здо­рового ребенка гиперназальность была только у 69. Таким образом, гиперназальность встретилась у 92% больных сколиозом и у 14% здоровых детей. Из 92 детей, у которых был сколиоз, У 62 отмечена выраженная гиперназальность, у 27 — умерен­ная и у 4 — легкая. У детей с легкой гиперназальностью высота основного тона была слишком низкой, а у детей с умеренной и сильной гиперназальностью — слишком высокой.

Церебральный паралич

У больных с церебральным параличом могут быть самые различные нарушения голоса. Mysak (1971) сделал обзор лите­ратуры, касающийся нарушений голоса у больных с церебраль­ным параличом. Он отметил следующие типичные изменения голоса у этих больных: форсированная или прерывистая речь с фонацией на вдохе (реверсивная фонация). Каждая попытка фонации бывает слишком короткой из-за трудности перехода от вегетативного дыхания к фонационному. У ребенка с церебраль­ным параличом может быть нарушена стабильность высоты тона. Высота основного тона часто снижена, а ларингеальный тон имеет придыхательный оттенок. При спастическом типе паралича голос напряжен, а при атетоидном — расслаблен. McDonald и Chance описали следующие типичные нарушения дыхания и речи при церебральном параличе: произнесение на одном выдохе только одного или двух слогов; возрастание напряжения при попытке продлить вокализацию; заметная утечка воздуха перед началом вокализации; колебания громкости голоса; перерывы в вокализации.

Robertson, Meek и Smith (1980) наблюдали 5 женщин и 5 мужчин в возрасте 10—33 лет с различной степенью выраженности спастического и/или атетоидного паралича. У 6 больных были гиперназальность и чрезмерное придыхание, у 2 — монотонность голоса, у 2 — чрезмерная изменчивость высоты тона, у 1 больного голос отсутствовал. После 2 мес электростимуляции головного мозга у 2 больных качество голоса улучшилось, у больного с отсутствием голоса появились достаточная фонация и голос с чрезмерным придыханием и гиперназальностью. У 1 больного после 6 мес стимуляции уменьшилось придыха­ние, речь стала громче и менее аритмичной. Еще через 6 мес стимуляции мозга у 7 больных значительно возросло максимальное время фонации (МВФ)—в среднем до 2 с на звуках а, и, у. Нарушения голоса у детей с церебральным параличом настолько индивидуальны, что для эффективного лечения каж­дого ребенка необходимо обследовать самым тщательным обра­зом.

Умственная отсталость

Гиперназальность наиболее выражена у больных синдромом Дауна. Fisichelli, Haber, Davis и Karelitz (1966) сравнивали крик здорового новорожденного и новорожденного с синдромом Дауна; они отметили, что у первого крик был более активный, дольше длился и содержал большее число звуков. Novak (1972) при субъективном анализе голоса детей с синдромом Дауна описал его как грубый, резкий и напряженный, а у некоторых такой же, как при вентрикулярной фонации.. Montague и Hollien (1973) с помощью экспертов оценили голоса 10 мальчиков и 10 девочек с синдромом Дауна и 20 здоровых детей. У больных с синдромом Дауна были более выражены гиперназальность, грубость голоса и придыхание, причем грубость голоса и придыхание сильнее проявлялись у девочек. У этих детей был также снижен слух, приблизительно на 35 дБ в диапазоне 500—1000— 2000 Гц, что могло отрицательно сказаться на самоконтроле голоса. Rolfe и соавт. (1979) отметили наличие проводящего компонента слуха у 5 из 6 больных с синдромом Дауна (5 мужчин и 1 женщина в возрасте 26—30 лет).

Montague (1976) установил, что голоса детей с синдромом Дауна звучат так, как будто эти дети на 2,25 года моложе, чем есть на самом деле. Экспертам дали прослушать запись 18 слов, произнесенных детьми с синдромом Дауна (средний возраст 10,4 лет) и здоровыми (средний возраст 10,4 лет). Эксперты пришли к заключению, что средний возраст первых равен 8,1 лет, вторых —10,4. При исследовании высоты основного тона у умственно отсталых детей получают неоднозначные результаты. Weinberg и Zlatin (1970) сравнили группу детей с синдромом Дауна в возрасте 5—6 лет и группу здоровых детей. Средняя высота основного тона была значительно выше у больных с синдромом Дауна.

Novak (1972) обследовал 32 лиц с синдромом Дауна в возрасте 7—19 лет и обнаружил, что высота основного тона у мальчиков была 196 Гц, а у девочек — 230 Гц. В группе умственно отсталых детей без синдрома Дауна этот показатель был равен 230 Гц как у мальчиков, так и у девочек. При ларингоскопии у детей с синдромом Дауна было выявлено легкое утолщение слизистой голосовых складок, слизистая глотки была атрофична и суховата. При отоларингологическом обследовании 20 умственно отсталых лиц в возрасте 7—20 лет без синдрома Дауна патология выявлена только у 1 ребенка, у которого были утолщены голосовые складки. Novak пришел к выводу, что нарушения голоса у детей с синдромом Дауна нельзя объяснить эндокринными нарушениями или патологией голосовых складок. По его мнению, умственная отсталость у этих детей также не явля­ется основной причиной нарушений голоса, иначе у умственно отсталых детей без синдрома Дауна также был бы резкий, грубый, гортанный голос. Montague и соавт. (1974) считают, что изменения голоса у детей с синдромом Дауна связаны не с вы­сотой основного тона, а с какими-то иными, параметрами речи,, которые еще предстоит установить. Montague, Hollien, Hollien и Wold (1978) сравнили воспринимаемую на слух высоту тона и измерили основную частоту голоса у 20 детей с синдромом Дауна и у 20 здоровых детей. Средний возраст детей в обеих группах был одинаков (10,4 года). Авторы сделали запись про­износимых детьми слов, которую дали прослушать 16 студентам последнего курса. Часть студентов пришла к заключению, что у детей с синдромом Дауна основной тон был значительно ниже, другие же отметили, что высота тона была как слишком низкой, так и слишком высокой. Основная частота в группе здоровых детей равнялась в среднем 233 Гц (стандартное отклонение 2,7 Гц), а у детей с синдромом Дауна — 243 Гц (стандартное отклонение 4,8 Гц), т. е. этот показатель был практически оди­наковым в двух группах. Вариабельность основной частоты и высоты тона была более выражена у детей с синдромом Дауна. Полученные данные позволяют предположить, что причиной воспринимаемого на слух отличия высоты тона у детей с син­дромом Дауна является вариабельность высоты тона, а не основ­ной частоты. Pentz и Gilbert (1983) изучили голоса 14 детей с синдромом Дауна и 14 здоровых детей в плане их восприятия на слух, а также провели акустический анализ. У детей с син­дромом Дауна были значительно более тяжелые нарушения голоса. Основная частота гласных у, и, а не отличалась в обеих группах. Гласный а был значительно ниже, чем у и и, в обеих группах. Спектральные соотношения шума и гармонических компонентов, пертурбации частоты и амплитуды были значи­тельно более выражены у детей с синдромом Дауна.

Потеря слуха

Нарушения голоса, связанные с потерей слуха, значительно варьируются в зависимости от типа и степени потери, а также от программы восстановления голоса, по которой занимается ребенок. Во многих случаях нарушения голоса так переплетают­ся с нарушениями артикуляции и речи, что невозможно описать нарушения голоса как таковые. Нарушения голоса и речи связа­ны с несовершенным и часто искаженным восприятием речи и голоса других людей, а также собственной речи. Miller и Madi­son (1984b) показали, что у 37 (14,9%) из 249 детей с наруше­ниями речи были различные заболевания ушей. У детей с функ­циональной потерей слуха, за небольшим исключением, речь и голос не были нарушены. У детей с расщелиной неба или небно-глоточной недостаточностью, не связанной с явной расщелиной неба, чаще, чем у здоровых детей, встречается потеря слуха. Это значительно затрудняет общение с ними, так как нарушению голоса и речи, вызванному небно-глоточной недостаточностью, сопутствует и потеря слуха. Например, Potsic, Cohen, Winchester и Whitaker (1979) сообщили, что у большого числа больных, которым была показана хирургическая коррекция черепно-лице в ых и челюстно-лицевых аномалий, при предоперационном аудиологическом и отологическом обследовании были выявлены нарушение проводящего компонента слуха и изменения среднего Уха. Из 70 больных в возрасте 1—40 лет (в основном 2—21 год) У 36 отмечено нарушение проводящего компонента слуха, а у 34 слух был нормальным. Ни у кого не было сенсорно-нервных нарушений слуха. У 37 больных была выявлена различная пато­логия уха: у 19 — секреторный средний отит, у 4 — тимпаноскле-роз, у 3 — деформация ушной раковины без микротии. Calvert и Silverman (1983) установили, что изменения голо­са и нерегулярность ритма представляют собой меньшую про­блему, чем это считали ранее. Они относят это за счет обращения слишком большого внимания на максимальное использование остаточного слуха на всех стадиях развития. Ling (1975) считал, что нарушения голоса возникают в результате того, что слишком рано начинают придавать особое значение обучению артикуляции и уделяют недостаточно внимания управлению дыханием и ранней вокализации.

Более совершенные методы обучения могут уменьшить нарушения голоса, но не могут полностью устранить их. У детей с тяжелой потерей слуха обычно встречаются следующие нару­шения голоса: придыхание, гиперназальность, гипоназальность, слишком высокий голос (иногда фальцет), монотонность высоты, неправильное использование громкости голоса (иногда голос слишком громкий, иногда слишком тихий), слишком медленный темп речи, монотонность ритма и темпа речи, а также резкость, глухота голоса, изменения резонанса. Логопед должен помнить о том, что у ребенка с плохим слухом из-за возможных перегрузок голоса могут возникать узелки на голосовых складках [Arnold, 1965]. Привычка говорить высоким голосом может также привести к появлению узелков [Ling, 1976].

Некоторые из этих нарушений могут встречаться и у детей. с умеренной потерей слуха. Обычно они не столь выражены. Silverman и Davis (1970) указали на нарушения голоса у детей с потерей слуха в 56 дБ и выше. Fuller (1970) показал, что у детей с плоской аудиограммой и пороговым уровнем выше 50 дБ, а также у детей с потерей слуха в 40 дБ и выше на низ­ких частотах и еще большими потерями слуха на высоких час­тотах нарушается качество голоса. Irwin (1965) сообщил, что у 22% из 284 детей с нарушением слуха отмечалось и нарушение качества голоса.

Subtenly, Whitehead и Orlando (1980) выявили типичные нарушения голоса у студентов Национального технического института для глухих: неразборчивость речи, изменения частоты основного тона и управления высотой тона, нарушения скорости воспроизведения слогов, нарушение контроля расходования воз­духа, изменение просодии, напряженность голоса, придыхание,, ослабление голоса, нарушения глоточного и носового резонанса. Последние достижения в терапевтическом и хирургическом лечении потери проводящего компонента слуха и успешное ис­пользование слуховых аппаратов позволили уменьшить частоту нарушений голоса и речи у больных с патологией слуха. Логопед должен быть осведомлен о том, что у больных с нарушени­ем проводящего компонента слуха может быть слишком тихий голос. Это связано с тем, что его собственный голос достигает уха путем костной проводимости и кажется ему громким, в то время как фоновый шум кажется тихим.

Карта «Голос»

В карте «Голос» используются пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, тон может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения.

Замечание относительно пункта 11 — разборчивости речи: цифра 1 означает полную (100%) разборчивость речи. Цифра 2 — речь разборчива на 75%, и только немногие слова или фразы непонятны. Цифра 3 — понятно 50% речи, но с большим трудом, сущность короткой фразы можно понять только на основании 2—3 разборчивых слов. Цифра 4 — понятно 25% речи за счет отдельных разборчивых слов и фраз. Цифра 5 — речь совершенно неразборчива, понять ее невозможно (0%).

Фамилия и имя ребенка_____

Оценка тяжести нарушения

Слишком быстрый Слишком медленный

Общая оценка голоса

Параметры требующие улучшения

Карта «Перенапряжение голоса»

Перенапряжение голоса оценивают с помощью специальной карты у тех детей, у которых в карте «Голос» перенапряжение было оценено в 2 балла или выше. В карте «Перенапряжение голоса» содержатся перечень 11 часто встречающихся форм перенапряжения, общая оценка степени перенапряжения и список из 3 форм перенапряжения, которые необходимо устранять. Ребенка необходимо наблюдать в различных ситуациях, чтобы всесторонне оценить перенапряжение голоса. Сюда входит наблюдение в классе, в группе детей, в спортивном зале, на игровой площадке и беседа с логопедом. Можно научить родителей пользоваться этой картой, с тем, чтобы они могли оценивать голос ребенка в домашних условиях, во время игры на улице и в других ситуациях вне школы. Особое внимание следует обращать на разговор в шумной обстановке. Детей старшего возраста и подростков можно научить оценивать свой голос с помощью этой карты. Каждую форму перенапряжения оценивают по пятибалльной шкале. Если данная форма перенапряжения отсутствует, обводят цифру 1. При оценке конкретных форм перенапряжения учитывают их частоту и интенсивность. После оценки всех 11 форм выводят суммарную оценку перенапряжения голоса. Затем логопед указывает три основные формы перенапряжения, которые необходимо устранить. Ниже даны определения, которые логопед может использовать в процессе оценки перенапряжения голоса по системе Баффало III.

КАРТА «ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГОЛОСА»

Фамилия и имя ребенка_______________ Дата рождения____________

Возраст ____________________ Пол ____________

Эксперт __________________Дата ____________Время дня__________

Оценка тяжести нарушения

Крик, вопль, визг, приветственное восклицание

Твердая голосовая атака

Разговор в шумной обстановке

Общая оценка перенапряжения голоса

Три основные формы перенапряжения голоса

Крик, вопль, визг, громкие возгласы

Громкий крик иногда достигает 90—100 дБ. Визг — это резкий громкий крик на высоких тонах. Приветственные восклица­ния можно услышать на спортивных мероприятиях, игровой пло­щадке, в спортивном зале.

При измерении громкости речи на расстоянии примерно в 45 см ее определяют следующим образом: тихая — 70 дБ, средней громкости —80 дБ, громкая—100 дБ [Black, 1961].

Чрезмерная разговорчивость означает, что человек просто много говорит. Некоторые дети говорят без умолку весь день. Такая разговорчивость особенно вредна в случае ее сочетания с другими формами перенапряжения голоса. Дети с узелками на голосовых складках говорят примерно в три раза больше, чем их сверстники [F. В. Wilson, 1971].

Громкий шепот сопровождается большими усилиями, высоким давлением и большой скоростью воздушного потока. При этом бывает видно напряжение мышц лица и шеи.

Напряженная вокализация заключается в голосовой имитации звуков, издаваемых машинами, грузовиками, самолетами и т. п. Это происходит во время игры или когда ребенок рассказы­вает об источниках шума.

Взрывное образование звуков чаще происходит во время игры, но иногда и при спокойном разговоре. Оно заключается в создании высокого давления воздуха в подскладочном пространстве при плотно сомкнутых голосовых складках и последующем внезапном их открытии во время грубой вокализации. У многих детей такое повышение давления в подскладочном пространстве проявляется отрывистой речью типа стаккато.

Твердая голосовая атака

Твердая голосовая атака — наиболее часто встречающееся нарушение голосообразования [Flower, 1959]. Механические аспекты твердой голосовой атаки практически не отличаются от таковых при взрывной вокализации. Иными словами, во время атаки происходит повышение давления и затем внезапное высвобождение звука, но здесь это не так резко выражено, как при взрывной вокализации.

Erickson (1974) предложил анализировать твердую голосовую атаку, исхода из частоты ее возникновения в течение 1 мин чтения вслух, 1 мин непринужденного естественного разговора и при произнесении отдельных репрезентативных гласных.

Реверсивная фонация состоит в том, что звуки произносятся на вдохе. Она редко возникает во время обычного разговора или чтения и, как правило, появляется во время игры или какой-либо напряженной деятельности. У детей она возникает во время игры или имитации звуков поезда или грузовика [D. К. Wilson, 1968].

Откашливание и кашель

Первый чрезмерный и сильный кашель, а также энергичное и слишком частое откашливание — весьма распространенные формы перенапряжения голоса [Greene, 1972; Peacher, 1952; D. К. Wilson, 1966].

Разговор в шумной обстановке

Известно, что разговор в шумной обстановке приводит к перенапряжению голоса. Это происходит при прослушивании рок-музыки, во время езды в автомобиле, спортивных машинах, работы на тракторах и комбайнах.

Карта «Речевое напряжение»

При изучении нарушения голоса необходимо оценивать речевое напряжение. Эту карту заполняют на тех детей, у которых речевое возбуждение в карте «Голос» было оценено в 2 балла и выше. Применение карты «Речевое напряжение» может быть полезным для установления задач терапии при различных нарушениях голоса, включая узелки голосовых складок, дисфонию вследствие напряжения мышц и истерическую дисфонию. Наша шкала базируется на работе Mulac и Sherman (1974), которые провели факторный анализ характеристик речевого напряжения. Они рассмотрели 18 факторов и показали, что 4 из них имеют важное значение для описания речевого возбуждения. Фактор фригидность, включает гипертензию мышц различных частей тела, например лица, кистей и предплечий, гримасы и подергивания, а также отсутствие мимики и соответствующей жестикуляции. Фактор II, ингибиция, проявляется монотонным бесцветным голосом, бесстрастным выражением лица и слишком тихим голосом. Фактор III, нарушение плавности, проявляется поиском слов, остановками речи, дрожащим или напряженным голосом, отсутствием слитности, заиканием, перерывами, тяжелым дыханием, паузами вокализации. Фактор I—V, возбуждение, включает ерзанье, покачивание, хождение из угла в угол, шарканье ногами, бегающие движения глаз.

По нашей пятибалльной шкале 1 означает норму, 2 — легкое, 3 — умеренное, 4 — тяжелое, 5 — очень тяжелое речевое напряжение. Четыре упомянутых фактора являются первыми четырьмя пунктами нашей карты, в пятом пункте дается общая оценка речевого напряжения. При оценке в 3 балла наблюдается умеренное нарушение речи, при 4 баллах — тяжелое, при 5 баллах — речь нарушена настолько, что затрудняет общение с другими людьми.

Карта «Речевое напряжение»

Фамилия и имя ребенка____________________

Оценка тяжести нарушения

Общее речевое напряжение

Параметры требующие улучшения

Карта «Резонанс» состоит из 12 пунктов. Ее используют в качестве дополнения к карте «Голос», если в карте «Голос» ротовой или носовой резонанс оценены в 2 балла и выше. Каждый пункт карту «Резонанс» оценивают по пятибалльной шкале, а в заключение указывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, которые требуют улучшения. Вначале логопед определяет, является ли голос гиперназальным (пункт 1) или гипоназальным (пункт 2). Следует помнить, что у одного человека может быть и то, и другое одновременно. Если это так, то оценивают оба параметра. Перечисляют дефектные звуки, вызванные нарушением резонанса. При гиперназальности в качестве резонатора используется полость носа из-за небно-глоточной недостаточности. При гипоназальности из-за обструкции задних отделов носовых ходов носовой резонанс отсутствует, особенно при произнесении звуков мин. Ротовой резонанс (пункт 3) оценивают при явном смещении фокуса тона из передних отделов за корень языка. При этом возникает глоточный или фарингеальный резонанс. Тупиковый резонанс (пункт 4) представляет собой глухой звук «как из бочки», появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых ходов свободны, а передние отделы непроходимы). Этот звук можно получить, зажимая ноздри частично или полностью. Оценивают по пятибалльной шкале выраженностью носовой эмиссии звуков (пункт 5), особенно тех фонем, для которых необходимо создание давления, перечисляют эти звуки. Отмечают слышимый шум и назальную турбулентность [Philips, 1980]. В пункте 6 отмечают мимические движения и сужение ноздрей, которые возникают при произнесении звуков, требующих высокого давления в полости рта [Rise, 1966]. В пункте 7 отмечают уровень развития речи. В пункте 8 оценивают нарушения артикуляции и отмечают основные дефектные звуки, помимо тех, которые указаны в других пунктах. В пункте 9 оценивают разборчивость речи. Этот пункт включен в карту, так как Subtelny и соавт. (1972) установили, что разборчивость речи является независимым параметром оценки речевого общения детей с расщелиной неба. Приемлемость речи, пункт 10, — очень важный параметр, который базируется на изучении речи больных с расщелиной неба [Riski, 1979; Sinko, Hedrick, 1982; Moller, Starr, 1984]. Пункт 11 базируется на исследованиях Morris и van Demark (1983), Cochran, Kurtz, Ewanowski и Dibel (1983), Philips (1980) и предусматривает оценку небно-глоточной функции — от полного закрытия небно-глоточного клапана до тяжелой его недостаточности. В пункте 12 дают общую оценку резонанса. Записывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, требующих улучшения, и определяют цели лечения.

Фамилия и имя ребенка_____

Оценка тяжести нарушения

Гримасы (включая сужение ноздрей)

Уровень развития речи

Функция небно-глоточного клапана

Общая оценка резонанса

Параметры требующие улучшения

Карта «Голос при нарушении слуха»

Эту карту применяют при обследовании детей с нарушением слуха. Если при заполнении карты «Голос» речевое напряжение, резонанс, перенапряжение голоса оценены в 2 балла и выше, то их следует более подробно описать с помощью соответствующих карт.

В карте «Голос при нарушении слуха» имеется 13 пунктов. Тщательно оценивают пункты 1, 2 и 3, обозначающие ларингеальный тон, высоту тона и громкость. В 4 пункте указывают тип резонанса: гиперназальный или гипоназальный, глоточной локализации, тупиковый. В пункте 5 оценивают состояние мышц гортани и шеи (гипертензия или гипотензия). Пункт 6 касается воздушной струи. Больного просят произнести эхе несколько раз подряд, и логопед на слух старается уловить утечку воздуха [Metz et al., 1984]. В пункте 7 отмечают просодические характеристики: выразительность, ударение, ритм и интонацию. Пункт 8 — правильность озвучивания или неозвучивания фонем. Наличие постоянного озвучивания фонем, или по-другому — продолжительность фонации, должно быть отмечена особо. В пункте 9 описывают перенапряжение голоса, так как оно может быть связано с изменением ларингеального тона у людей с нарушением слуха. В пункте 10 отмечают темп речи, который измеряют по числу слов в минуту. В пункте 11 тщательно оценивают разборчивость речи. Пункт 12 касается приемлемости речи, которую определяют на основании общего впечатления от прослушивания голоса и речи. В пункте 13 дают общую оценку голоса при нарушении слуха. В заключение перечисляют три адекватных параметра голоса и три параметра, требующих улучшения.

Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс

а) Вокализация. Речь создается не только дыхательной системой, но и:

(1) специфическими нервными контрольными центрами в коре головного мозга;

(2) дыхательными центрами в головном мозге;

(3) структурами артикуляции и резонанса в ротовой и носовой полостях.

Речь основывается на:

(1) фонации, производимой гортанью;

(2) артикуляции, достигаемой с помощью структур рта.

Вокализация и фонация. Артикуляция и резонанс

А. Анатомия гортани
Б. Функция гортани в фонации, показаны положения голосовых связок во время разных типов фонации

б) Фонация (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок выше). Гортань специально адаптирована для вибрации. Вибрирующим элементом являются голосовые складки, которые обычно называют голосовыми связками. Голосовые связки выпячиваются из боковых стенок гортани в направлении центра глотки; они натягиваются и меняют положение при помощи нескольких специфических мышц самой гортани.

На рисунке Б выше изображены голосовые связки так, как их можно видеть во время исследования глотки при помощи ларингоскопа. Во время нормального дыхания связки широко открыты, чтобы воздух мог легко их обойти. Во время фонации связки примыкают друг к другу так, чтобы прохождение воздуха между ними вызывало вибрацию. Интенсивность вибрации предопределяется главным образом степенью растяжения связок, а также насколько тесно они сдвинуты и какова масса их краев.

На рисунке А выше показан срез голосовых складок после удаления эпителия слизистой оболочки. Сразу под ней в каждой складке находится сильная эластичная связка, которую называют голосовой связкой. Она прикреплена спереди к широкому щитовидному хрящу. Именно этот хрящ выступает вперед на передней поверхности шеи, его называют адамовым яблоком. Сзади связка прикреплена к вокальным отросткам двух черпаловидных хрящей. Щитовидный и черпаловидные хрящи сочленяются снизу с еще одним, не показанным на рисунке выше, хрящом — перстневидным.

Голосовые связки могут растягиваться передней ротацией щитовидного хряща или задней ротацией черпаловидных хрящей, активированной мышцами, расположенными между щитовидным и черпаловидным хрящами с одной стороны и перстневидным хрящом — с другой. Щитовидно-черпаловидные мышцы, которые располагаются латеральнее в голосовых связках, могут притянуть черпаловидные хрящи к щитовидному хрящу и таким образом расслаблять голосовые связки. Вкрапленные в состав голосовых связок полоски этих мышц могут изменить форму и массу краев голосовых связок, делая их острыми при воспроизведении высоких тонов и закругляя для воспроизведения более низких тонов.

Между черпаловидными и перстневидным хрящами имеются еще несколько комплектов маленьких мышц гортани, которые могут поворачивать эти хрящи внутрь или наружу, а также стягивать их основания вместе или расставлять их, придавая голосовым связкам различные конфигурации (рисунок Б выше).

в) Артикуляция и резонанс. Губы, язык и мягкое нёбо являются тремя главными органами артикуляции. Нет необходимости обсуждать их подробно, т.к. всем хорошо известны их движения во время речи и других вокализаций.

К резонаторам относят рот, нос с носовыми пазухами, глотку и даже грудную полость. Резонирующие свойства этих структур также известны. Функция резонаторов носа демонстрируется изменением голоса у сильно простуженного человека, у которого из-за простуды закрыт проход воздуха к этим резонаторам.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

МКФ Функции организма. Раздел 3. Функции голоса и речи

В этом разделе перечислены функции воспроизведения звуков и речи.

  • b 310 Функции голоса
    b 3100 Голосообразование
    Функции образования звука путем координации движений гортани и ее окружающих мышц с дыхательной системой.
    Включены: функции фонации, громкость; нарушение афонии
    b 3101 Качество голоса
    Функции создания голосовых характеристик, включая высоту звука, резонанс и другие признаки.
    Включены: функции высокого или низкого тона; нарушения, такие как гиперназальная, гипоназальная, дисфония, охриплость или огрубение
    b 3108 Функции голоса, другие уточненные
    b 3109 Функции голоса не уточненные

Функции образования различных звуков при прохождении воздуха через гортань.

Включено: функции голосообразования и качества голоса; функции фонации, произношения, громкости и других качеств голоса; нарушения, такие как афония, дисфония, хрипота, гиперназальность, гипоназальность

Исключено: умственные функции речи(b167); функции артикуляции (b320)

Функции образования звуков речи.

Включено: функции произношения, артикуляции фонем; спастическая, атаксическая и вялая дизартрия; анартрия

Исключено: умственные функции речи (b167); функции голоса (b310)

  • b 330 Функции беглости и ритма речи
    b 3300 Плавность языка
    Функции образования плавности и непрерывности потока речи.
    Включено: функции плавной связи речи, нарушения, такие как заикание, запинание, неразборчивость речи, нарушение скорости речи, повторение звуков, слов или частей слов и неправильные остановки в речи
    b 3301 Ритм речи
    Функции модуляции, темпа и ударного стиля речи.
    Включено: нарушения, такие как стереотипный или повторяющийся языковой ритм
    b 3302 Скорость речи
    Функции темпа речи.
    Включено: нарушения, такие как бридилиалия и тахилалия
    b 3303 Мелодичность языка
    Функции модуляции паттернов высоты в речи.
    Включено: просодие речи, интонации, мелодичность речи; нарушения, такие как монотонная речь
    b 3308 Функции плавности и ритма языка, другие уточненные
    b 3309 Функции плавности и ритма речи, не уточненные

Функции создания непрерывности и темпа речи.

Включено: функции непрерывности, ритма, беглости и мелодии речи; ударения и интонации; нарушения, такие как заикание, запинка, загромождение, брадилалия и тахилалия

Исключено: умственные функции речи(b167); функции голоса (b310); функции артикуляции (b320)

  • b 340 Альтернативные голосовые функции
    b 3400 Воспроизведение нот
    Вокальные функции воспроизведения голосовых звуков.
    Включено: длительное содержание; модулирование и начало воспроизведения одиночных и связанных вокализаций с вариациями по высоте таких, как пение, гудение и монотонное пение
    b 3401 Составление звукового ряда
    Функции воспроизведения голосовых звуков.
    Включено: функции лепета у детей
    b 3408 Альтернативные голосовые функции, другие уточненные
    b 3409 Альтернативные голосовые функции не уточнены

Функции воспроизведения других способов вокализации.

Включено: функции воспроизведения определенной тональности нот, диапазона звуков, например, при пении, бормотании и напеве; громкого крика и визга

Исключено: умственные функции речи(b167); функции голоса (b310); функции артикуляции (b320); функции беглости и ритма речи (b330);

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП


Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства. Нарушения голоса, особенно в детском возрасте оказывают неоспоримое влияние на всё дальнейшее развитие личности ребенка и его уровень социализации в структуре общественных институтов.

Изучение нарушений голосовой функции представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему, привлекающую внимание специалистов разного профиля. Исследователи, работающие в области голосовых нарушений, преследуют разные цели, используют различные аппараты и различные системы исходных представлений о речевом процессе в зависимости от стоящих перед ними задач. Таким образом, полное, разностороннее представление о состоянии голосовой функции еще не сформировано, не разрешен до настоящего времени ряд вопросов.

Основной процент распространенности нарушений голоса намного выше среди детей с различными видами речевой патологии (Филимонова В. И., Лаврова Е. В., Чиркина Г. В.). Они варьируют от незначительных изменений отдельных акустических характеристик до сложных голосовых расстройств. В то же время, исследованию особенностей голоса детей в структуре речевых дефектов уделяется крайне мало внимания. Сведения о состоянии, характере, распространенности нарушений голоса при таких сложных речевых нарушениях, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание разрозненны и немногочисленны. В настоящей работе мы коснемся вопроса нарушения голосовой функции при ДЦП.

Для того, чтобы определить общую структуру дефекта при дизартрии, синдромом которой является ДЦП, в настоящей работе были поставлены следующие задачи:

1. Описать общую клиническую картину ДЦП;

2. Описать клиническую картину возможных голосовых нарушений при ДЦП;

3. Соотнести характерные черты голосовых нарушений с отдельными клиническими формами дизартрии;

4. Представить комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП;

Для решения поставленных задач необходимо использовать различные методы, среди которых:

- анализ литературных источников по проблеме исследования;

- изучение медико-клинической документации;

- комплексное логопедическое обследование;

- статистическая обработка и сравнительный анализ всех полученных данных.

Объект исследования данной работы: нарушение голоса у детей с ДЦП.

Предмет исследования: коррекционно-фонопедическая работа по преодолению нарушений голосовых характеристик у детей с ДЦП

Нарушения голоса при ДЦП, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при аномальном развитии возвратного нерва (нижний гортанный нерв подходит к левой и правой половинам гортани.) Иногда их причины выяснить не удается. Это так называемые идиопатические парезы. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Снижение двигательной функции гортани ведет к нейрогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в таких случаях рассматриваются как органические. Голос отсутствует или становится резко охрипшим, пациенты жалуются на большое утомление при речи, поперхивание, кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Такое сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особенно тяжелым [2].

Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т. е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе.

Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого — сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса [5].

При этом дизартрия, как основное речевое нарушение при ДЦП, может проявляться в различной степени — от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики. Общий характер расстройства речи зависит от условий формирования артикуляционного праксиса и фонематической системы. При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля. В связи с этим моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений. Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля, — ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих [8].

Анартрия — полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. Анартрия встречается значительно реже, чем дизартрия. При анартрии двигательные расстройства в оральной области так велики, что ребенок может долгое время есть лишь с посторонней помощью, а в дальнейшем процесс еды носит специфический характер.

И. И. Панченко разграничила детей с анартрией на три группы:

- дети с полным отсутствием голоса и речи;

- дети с наличием голосовых реакций;

- дети со слабовыраженной звукослоговой активностью.

И. И. Панченко отмечала, что дети с анартрией имеют в основном смешанную неврологическую симптоматику, демонстрировавшую грубую патологию как центральных двигательных отделов, так и стволово-подкорковых отделов мозга. Наблюдалась выраженная асинхронность дыхательной, фонаторной и артикуляционной моторики у детей с анартрией было затруднено не только произношение, но и жевание, глотание, мимика. По анамнестическим данным, у детей в онтогенезе отсутствовал лепет.

При всем при этом органические нарушения голоса у детей при детском церебральном параличе делятся на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).

Картина нарушения как самой гортани, так и голосообразования в случае с дизартрией бывает различной. Как уже было сказано, парезы и параличи одной половины гортани могут сочетаться с парезом другой. Положение парализованной половины, а следовательно, и голосовой складки может быть срединным (медиальным), близким к срединному (парамедиальным), боковым (латеральным), а также средним между медиальным и латерным (интермедиальным). При медиальном положении голосовых складок больше страдает физиологическое дыхание, а чем значительнее складка отведена в сторону, тем больше нарушается голос. Однако следует отметить, что прямая зависимость наблюдается не всегда. Часто наступает атрофия, провисание голосовой складки, и тогда даже при срединном ее положении голос страдает весьма значительно.

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [7].

Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Нарушения ритмоинтонационной стороны речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка-дизартрика, страдающего ДЦП.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины дизартрии, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции у этих детей. Причина эфферентного нарушения в паретичности, ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксии, нарушениях тонуса, гиперкинезах. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания, а также голосообразования.

Дифференцированный подход к анализу форм дизартрии на фоне ДЦП дает возможность выявить характерные особенности нарушения голосовой функции при данном речевом расстройстве. Выделяются следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики [1]:

В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы. Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком. Поражение пирамидной системы на любом уровне приводит к нарушению произвольных движений, в том числе и артикуляционной моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней пирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным [1].

При спастико-паретической форме дизартрии грубо снижена сила, амплитуда произвольных артикуляционных движений. Причем чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы, ритма, мелодики и тембра голоса.

Наиболее характерным для данной формы дизартрии является: 1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц, 2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Характеристика дыхания и голоса при спастико-паретической форме дизартрии [1].

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, ключичное. Возможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Губной и глоточный выдох свободные

Преобладает ключичный тип дыхания выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи

Неречевая фонация

Речевая фонация

Крик громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны. Фонация быстро истощается

Голос слабый, тихий, иссякающий по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый

При спастико-паретической форме дизартрии наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, что, приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, а соответственно грубо страдает ритмико-мелодико-интонационная сторона речи, ее разборчивость и внятность, а также — грубое изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках к произвольной речи резко нарастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

Спастико-ригидная форма. Наиболее характерными признаками являются: 1) напряженность дыхательных мышц, 2) гиперкинезия гортани, 3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назализации голоса [1].

Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное учащенное. Выдох непродолжительный. Воздушная струя слабая, рассеянная, толчкообазная

Дыхание поверхностное, учащенное. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе

Hеречевая фонация

Речевая фонация

Голос громкий, звонкий при крике, плаче, смехе. Голосовые модуляции по высоте недоступны, по силе есть, но быстро истощаются

Голос слабый, тихий, иссякающий, по силе голос постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос глухой, назализованный, хриплый, монотонный, немодулированный, сдавленный, зажатый, гортанный, форсированный, прерывистый, напряженный. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Голос быстро утомляется. Темп речи быстрый. Постоянного ритма нет

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами. Артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованны, аритмичны, затруднены [1].

Голосовые расстройства при экстрапирамидных нарушениях описал М.Зееман, назвав их «экстрапирамидным фонаторным синдромом». Он отмечает характерное нарушение дыхания, голоса и всей мелодической окраски речи при указанном синдроме. Так, дыхание обычно укороченное, при аффективном состоянии больного ускоряется, появляется асинхронность между грудными и брюшными дыхательными движениями (напоминает дыхание при заикании). Голос изменяется по силе и длительности звучания в связи с гиперкинезией или гипокинезией гортани, нарушением дыхания. Наблюдается заметное сокращение фонаторного периода — голос замирает через 3–5 секунд, больной делает частые вдохи. Тембр голоса приобретает носовое звучание в связи с отодвиганием поднятого мягкого нёба от задней стенки глотки. Ринофония при этом не носит постоянного характера, увеличивается к концу фразы или к концу фонации. Для такой речи характерна монотония, монодинамия и нарушения темпа — его ускорение или замедление, поэтому необходима дифференциальная диагностика с заиканием (часто бывают диагностические ошибки). Кроме того, голос может быть афоничным или дисфоничным с ларингеальной гиперфункцией, глухим, чрезмерно громким, трудно управляемым. Певческим голосом эти дети обычно не владеют, петь не могут. Наиболее характерными признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются:

1) гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают её напряжение или, наоборот, слабость, вялость. Поэтому голос не только слабый, тихий, но постоянно истощающийся;

2) дискинезия гортани, поэтому голос, с одной стороны, сдавленный, а с другой —вибрирующий;

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами придает голосу монотонный оттенок с выкриками и повышением голоса. Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, неравномерное. Выдох слабый, воздушная струя рассеянная. Нет координации вдоха и выдоха

Дыхание поверхностное, хаотичное, неравномерное, ключичное. Выдох слабый, короткий. Добор воздуха на каждом слове, часто речь на высоте задержанного вдоха. Нет синхронности вдоха и выдоха

Голос: Неречевая фонация

Речевая фонация

При крике, плаче, смехе голос громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе доступны в смехе

Голос слабый, быстро истощающийся, отрывистый, толчкообразный. Произвольные голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Звонкость непостоянная — в начале фонации голос звонкий, к концу — глухой. Голос монотонный, назализованный, сдавленный, тремолирующий, вибрирующий, визгливый. Темп речи быстрый, но непостоянный, определенного ритма нет

Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями [4]. Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.

Компенсация дефекта у ребенка с ДЦП происходит при условии перехода здоровой голосовой складки за среднюю линию и смыкания ее с парализованной. Это достигается только при включении значительного числа физиологических компонентов, расположенных в разных зонах нервной системы и рабочей периферии.

Комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП:

Приемы постановки голоса при дизартрии, как правило, используют упражнения, заимствованные из вокальных техник и рекомендуемые для преодоления дисфонии и афонии.

При первых попытках получения звучного голоса для тренировок рекомендуется кратко, на твердой атаке произносить фонему [м]. Выбор этой фонемы определяется ее наилучшей физиологической основой — незначительной напряженностью и довольно большим импедансом. Если при ее произнесении корень языка опускается и подача звука подбирается так, чтобы он «ударился» в какую-либо точку по средней линии твердого нёба, легко достигается звучание, именуемое в фониатрической практике «в маске». В описанной позиции увеличивается объем ротовой полости, а звук, ударяясь в твердое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Резонаторные явления возбуждают лицевой и тройничные нервы, которые рефлекторно связаны с голосовыми складками. Импеданс и резонанс, возникающие в придаточных пазухах, активизируют работу голосового аппарата.

Произносить [м] предлагается следующим образом: губы спокойны сомкнуты, между резцами расстояние приблизительно 1 мм, мягкое нёбо слегка напряжено. Звук произносится кратко, при этом должна возникнуть легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб и ошибок, достигается оптимально возможное звучание голоса, продолжительность фонации увеличивается.

Далее следует переходить к тренировкам в произнесении слогов — [м] сочетается с гласными, которые добавляются в определенной последовательности [а, о, у, э, и], т. е. по мере увеличения импеданса — ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее простым, при его образовании расширяется объем ротовой полости. Он самый громкий и при фонации не требует очень плотного смыкания голосовых складок, поэтому для людей с патологией голосового аппарата более доступен. Фонация [и] должна вызывать плотное замыкание голосовой щели. В процессе тренировок достигается полноценная фонация всех слогов, однако предпочтение в длительности звучания отдается фонеме [м].

Закрепление голосовых кинестезии достигается упражнениями с использованием всех звонких согласных — сонорных и щелевых:

Читайте также: