Бори с петро вич чирко в
Борис Чирков
Борис Петрович Чирков. Родился 31 июля (13 августа) 1901 года в Нолинске Вятской губернии — умер 28 мая 1982 года в Москве. Советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1952). Герой Социалистического Труда (1975).
Борис Чирков родился 31 июля (13 августа по новому стилю) 1901 года в Нолинске Вятской губернии.
Приходился двоюродным племянником Вячеславу Молотову (его мать была дочерью родного брата В. Молотова).
С детства отлично пел, обладал хорошим голосом и слухом, играл на гармошке. Позднее регулярно исполнял песни в кинофильмах.
В возрасте семи лет пошел учиться в местную школу второй ступени.
В старших классах его отец привлек мальчика к театральной самодеятельности, в которой и сам давно играл. Сначала Борис работал в будке суфлера, затем ему стали доверять небольшие эпизодические роли. Он вспоминал: "Когда у себя дома, в Нолинске, я часто и с удовольствием играл в любительских спектаклях, то никогда и в мыслях у меня не было, что смогу стать настоящим, профессиональным актером. Для этого надо ведь иметь и подлинный талант, и выразительную внешность, и много еще всяческих свойств и достоинств, которым у меня и взяться-то было неоткуда".
А осенью 1921 года Борис Чирков вместе с товарищами решили отправиться на учебу в Петроград. Сначала они поступили в политехнический институт. Но Борис быстро понял, что точные науки не для него. И он отправился поступать на артиста.
В 1926 году окончил Ленинградский институт сценического искусства.
Также выступал в Ленинградском мюзик-холле.
В 1940 году — актёр Московского театра Революции.
В 1955-1963 годах преподавал во ВГИКе.
Член ВКП(б) с 1945 года. Депутат ВС СССР 3 созыва (1950-1954).
Борис Чирков в фильме "Чапаев"
За эту работу в 1935 году он получил звание Заслуженный артист РСФСР, а в 1941-м - Сталинскую премию первой степени.
Борис Чирков в фильме "Юность Максима"
Эта песня в исполнении Бориса Чиркова стала широко популярной в народе, поют ее и до сих пор. Поздне, в годы Великой Отечественной войны, ее переписывали на военный лад и она опять звучала в фильмах.
Борис Чирков. Крутится-вертится
"Пожалуй, ни один деятель искусства не выслушивает такого бурного проявления чувств своих поклонников, как актер. Никого, как актера, не окружают такой пылкой любовью и восхищением, никого так восторженно не благодарят за его творчество", - писал он позже в своих мемуарах.
29 ноября 1939 года Чирков вместе с актером Михаилом Жаровым совершил свою первую заграничную поездку - в Польшу. Они ездили на автомобиле. Когда приехали, то очень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии очередь выстраивалась с 12 часов дня, хотя сеансы начинались вечером.
Борис Чирков в фильме "Учитель"
Во время Великой Отечественной войны, как и тысячи других артистов театра, кино, эстрады, Чирков выступает на концертах, встречах с уходящими на фронт.
Борис Чирков в фильме "Верные друзья"
Борис Чирков в фильме "Киевлянка"
Борис Чирков в фильме "Семь стариков и одна девушка"
кадры из фильма-спектакля "Машенька"
У актера была глаукома, которую прооперировали и сделали стеклянный протез в левом глазе. Но зрители об этом даже не подозревали.
Борис Чирков умер 28 мая 1982 года в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля, где ему стало плохо. В Кремле должно было состояться вручение Ленинских премий.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
могила Бориса Чиркова
Личная жизнь Бориса Чиркова:
Жена — актриса Людмила Юрьевна Геника-Чиркова. Женился актер в 48 лет. Его избранницей стала дочь его близкого друга, профессора ВГИКа, известного советского кинорежиссёра Юрия Евгеньевича Геника.
Дочь — актриса и педагог Людмила (Мила) Борисовна Чиркова (род. 1949).
Людмила Геника - жена Бориса Чиркова
Людмила Чиркова - дочь Бориса Чиркова
Фильмография Бориса Чиркова:
1927 — Мой сын — Паташон
1928 — Луна слева — Орский
1929 — Родной брат — Гришка
1931 — Златые горы
1931 — Одна — парень у телефона
1934 — Песня о счастье
1934 — Чапаев — крестьянин
1934 — Юность Максима — Максим
1935 — Подруги — Сенька
1936 — Леночка и виноград — совхозный кучер
1937 — Возвращение Максима — Максим
1937 — Волочаевские дни — Старик
1937 — Великий гражданин — Максим
1938 — Выборгская сторона — Максим
1938 — Человек с ружьём — Евтушенко
1939 — Минин и Пожарский — Роман
1939 — Учитель — Степан Иванович Лаутин
1941 — Боевой киносборник № 1 — Максим
1942 — Александр Пархоменко — Н. И. Махно
1942 — Антоша Рыбкин — Антоша Рыбкин
1943 — Кутузов — Денис Давыдов
1943 — Фронт — Удивительный
1943 — Партизаны в степях Украины
1944 — Иван Никулин — русский матрос — Захар Фомичёв
1946 — Глинка — М. И. Глинка
1948 — Суд чести — Андрей Иванович Верейский, профессор
1948 — Три встречи — Никанор Самосеев
1950 — Кавалер Золотой Звезды — Кондратьев
1951 — Донецкие шахтёры — Степан Недоля
1953 — Нахлебник — Кузовкин бедный дворянин
1954 — Верные друзья — Борис Петрович Чижов
1956 — Димитровградцы — Соболев
1957 — Рядом с нами — Столетов
1958 — Дорогой мой человек — санитар Жилин
1958 — Киевлянка
1960 — Наследники
1960 — Мечты сбываются — Лещук
1960 — Потерянная фотография
1961 — Горизонт — Лихобаба
1962 — Грешный ангел
1962 — Порожний рейс — дед на аэродроме
1963 — Живые и мёртвые — Гаврила Романович Бирюков
1963 — Каин XVIII — Туалетный Работник
1963 — Короткие истории — портной
1963-1964 — Вызываем огонь на себя — староста
1964 — Голубая чашка — папа Валентины
1964 — Музыканты одного полка — Старик-могильщик
1965 — Первый посетитель
1965 — Чрезвычайное поручение — Зубатовский шпик
1967 — Мятежная застава
1968 — Семь стариков и одна девушка — Яковлев
1969 — Сердце Бонивура — Стороженков
1971 — Шутите? — старик
1972 — По собственному желанию — дядя Миша
1972 — Ижорский батальон — Ванечка
1973 — Жили три холостяка — профессор Александр Александрович Синельников
1973 — Разные люди (телеспектакль) — Тёмкин
1975 — Горожане — Петрович
1975 — Роса
1975-1976 — Строговы
1977 — Машенька (фильм-спектакль) — профессор Окаемов
Озвучивание мультфильмов Бориса Чиркова:
1949 — Весенняя сказка — читает текст
1950 — Чудо мельница — Дед
1950 — Сказка о рыбаке и рыбке — Старик
1952 — Каштанка — Столяр
1954 — Царевна-Лягушка — Царь
1956 — Сказка о попе и о работнике его Балде — Дед-гудошник
1956 — Чудесный колодец — читает текст
1982 — Филипок — читает текст
ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ.
Борис Чирков родился 13 августа (31 июля по старому стилю) 1901 года в с. Лозовая – Павловка, Славяносербский уезд, Екатеринославской губернии, Российской Империи (сегодня это г. Брянка, Луганской области, Украина). В 1908 году семья Чирковых возвращается жить в город Нолинск Вятской губернии, так как отец Бориса Петр Петрович Чирков, был родом из Нолинска. А на Павловских рудниках отец отбывал ссылку за участие в студенческих волнениях (изначально был сослан в Сибирь, но когда там заболел туберкулезом и ему был нужен более мягкий климат, то получил от властей снисхождение и был отправлен на Павловские рудники, где в продолжении работал бухгалтером). Там отец Бориса и познакомился с его матерью Марией Игнатьевной Липской, которая работала кассиром в одном из магазинов в то время. Дед Бориса Петровича ( по линии отца) — Петр Григорьевич Чирков — был купцом II Гильдии г. Нолинска, его бабушка Ольга Яковлевна Чиркова (Небогатикова). А его прадедом был знаменитый нолинский купец Яков Евсеевич Небогатиков. По линии матери дед Бориса Игнатий Липский был из поляков, бабушка была из крестьянской семьи родом из-под Царицыно.
Дом в г. Нолинске — ул. К. Маркса, № 17 (на углу улиц К. Маркса и Коммуны), в котором жил Борис Петрович Чирков. Сейчас на доме установлена мемориальная доска артисту.
В семилетнем возрасте Боря пошел учиться в местную школу второй ступени.
Между тем торжественный концерт в честь юбилея комсомола состоялся в точно назначенное время. Выступление Чиркова на нем последовало сразу после выхода на сцену певца Ивана Семеновича Козловского. Борис исполнил под гитару несколько песен, в том числе и песню Максима. Зал бурно аплодировал артисту.
Тем временем Чиркова на улице уже ждала машина, чтобы отвезти на Ленинградский вокзал. Его пребывание в столице заканчивалось. Однако уезжать в Ленинград Борису не хотелось.
Те несколько дней, что он провел со своей новой знакомой, перевернули всю его душу. Балерина уговаривала его остаться, но он не мог этого сделать, пока в Ленинграде его ждала другая женщина — Елизавета Уварова, с которой он прожил бок о бок более десяти лет. Прежде чем навсегда расстаться с ней, он должен был объясниться.
*прим. автора ( бабушка Бориса Чиркова Ольга Яковлевна Чиркова (Небогатикова) и мать Вячеслава Молотова Анна Яковлевна Скрябина (Небогатикова) были родными сестрами).
Это был пятый инфаркт… Чирков так и не оформил персональную пенсию – постеснялся. Мечтал сыграть Льва Толстого – не успел. 28 мая 1982 года, в день своей смерти, Чирков отправился в Кремль на заседание комиссии по присуждению Ленинских премий. Он дружил с отцом Кирилла Лаврова и очень переживал за сына товарища, уже состоявшегося в профессии. Желал, чтобы именно Лавров-младший получил премию. Чирков опаздывал на заседание и, чтобы успеть, почти бежал. Актеру стало плохо прямо в Георгиевском зале. Его увезли на скорой, но спасти не смогли.
– Мы сидели у его тела и ждали 4 дня, пока Брежнев укажет, где похоронить народного артиста, – вспоминают родные. – Без персонального ведома генерального секретаря сделать этого было нельзя. Наконец Брежнев назвал Новодевичье кладбище. Бориса Чиркова похоронили. Через 9 дней от тоски умер его любимый пес Антошка. Спустя 40 дней лопнула струна на его гитаре. Сегодня в семье Чирковых два Максима. Именем легендарного героя, которого сыграл в кино Борис Петрович, назвали сыновей дочь актера Мила и племянник Андрей. В семье шутят, что посидеть между этими двумя молодцами – счастье: все желания мигом сбываются.
Бори́с Петро́вич Чирко́в (1901—1982) — советский актёр театра и кино, педагог и исполнитель песен в кинофильмах. Народный артист СССР (1950). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1952). Герой Социалистического Труда (1975).
Борис Чирков родился 13 августа 1901 года в городе Нолинске в Вятской губернии.
О своем детстве Борис Чирков вспоминал: "Городок наш был маленький, в стороне от железной дороги - глухой уголок. Теперь даже и представить себе трудно, каким захолустным мог быть центр уезда… Даже электричества мы у себя не видели. Только почтовая пара привозила письма и газеты два раза в неделю…".
В семилетнем возрасте Чирков пошел учиться в местную школу, и когда он учился в старших классах, отец решил привлечь его к театральной самодеятельности, поскольку сам играл в театральных постановках общества любителей драматического искусства. Поначалу юный Борис работал в будке суфлера, но затем ему стали доверять небольшие эпизодические роли. Позднее Борис Чирков вспоминал: "Когда у себя дома, в Нолинске, я часто и с удовольствием играл в любительских спектаклях, то никогда и в мыслях у меня не было, что смогу стать настоящим, профессиональным актером. Для этого надо ведь иметь и подлинный талант, и выразительную внешность, и много еще всяческих свойств и достоинств, которым у меня и взяться-то было неоткуда…"
Осенью 1921 года Борис Чирков с несколькими товарищами решил отправиться на учебу в Петроград, где они все вместе поступили в политехнический институт, однако после нескольких месяцев обучения Чирков понял, что точные науки совершенно не для него. Вскоре, благодаря друзьям, Чирков сменил учебное заведение. Сам он вспоминал об этом: "Мою участь решили Сережка Кадесников и Алешка Зонов, сами, безо всякого моего участия. Через некоторое время они мне объявили, что мне предстоит экзамен в только что учрежденный Институт сценических искусств. Я опускаю период выяснения отношений между нами, слабую мою борьбу за собственную эмансипацию, за то, что я сам буду решать свою судьбу. Дело кончилось тем, что я принялся готовиться к испытанию моих театральных возможностей и способностей. Я старательно повторял отрывок из "Мертвых душ", учил басни Крылова и с упоением декламировал зачитанное, истрепанное по концертам и любительским выступлениям весьма драматическое стихотворение Мережковского "Сакья Муни". Через несколько дней подготовка была закончена, но, когда Серега объявил, что завтра он будет сопровождать меня на экзамен, я понял, что ни внутренне, ни внешне не приспособлен к такому роду деятельности, к которому меня решили определить мои товарищи".
Несмотря на страх перед экзаменами, Чирков сумел собраться и достойно выступить. Его приняли, несмотря на то, что конкурс был огромный. Стипендию Борис Чирков начал получать только на третьем курсе, и поэтому по ночам работал грузчиком в порту.
В агитспектаклях театра народной комедии при институте соединялись приемы комедии дель арте, русского народного театра, лубка, балагана, эстрадного дивертисмента, цирковой акробатики, эксцентрики и буффонады. Театр народной комедии просуществовал лишь два года, но за этот срок студенты успели овладеть курсом актерского мастерства, и приобретенный навык и вкус к эстрадной эксцентрике с буффонадой вскоре пригодился Чиркову в его первых профессиональных выступлениях со студентами того же института Н.Черкасовым и П.Березовым в пользовавшемся успехом у зрителей пародийном танце-пантомиме "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", где Чирков изображал Паташона. Эти же навыки пригодились молодому артисту, принятому вместе с другими выпускниками в Лентюз, в его работе над ролями Тиля Уленшпигеля и Санчо Пансы. Профессиональная учеба Чиркова продолжалась рядом с опытными актерами коллектива, созданного и руководимого режиссером А.А.Брянцевым.
В 1931 году Чирков снялся в эпизодической роли в фильме Козинцева и Трауберга "Одна". Козинцев в своей книге "Глубокий экран" описал первые впечатления от встречи с актером: "Вовсе не было обязательным, чтобы в "Одной" на крохотный эпизод (болтливый парень, занявший телефон-автомат) ассистент привел именно этого артиста Театра юных зрителей. Ничего примечательного не было в роли: человек нудно пересказал, пока дожидалась телефона наша героиня, что он ел на обед. И нельзя сказать, чтобы молодой исполнитель проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи (не то простецкий акцент, не то бубнит под нос), - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным. Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная, чудо какая задушевность".
В январе 1934 года Чиркову пришли две телеграммы: от Козинцева и Трауберга о том, что он будет сниматься в их фильме "Юность большевика", и от братьев Васильевых - что он утвержден на одну из ролей в фильме "Чапаев".
Сначала Борис Чирков снялся в небольшом эпизоде у братьев Васильевых. Он сыграл старика крестьянина, который жаловался Чапаеву: "Белые пришли - грабют, красные пришли - тоже грабют, куда бедному крестьянину податься?" После этого он пришел на съемочную площадку, где снимался фильм "Юность большевика". Позже в прокате картина получила название "Юность Максима".
Сам Чирков в одной из своих статей вспоминал о том, что когда он работал над ролью Максима, то ему казалось, что "ты все еще закладываешь фундамент будущего дома своего искусства, а на самом деле в это время уже крыл крышу своего лучшего здания". Последствия славы Чирков осознал быстро. Он писал в своей книге "Азорские острова": "Пожалуй, ни один деятель искусства не выслушивает такого бурного проявления чувств своих поклонников, как актер. Никого, как актера, не окружают такой пылкой любовью и восхищением, никого так восторженно не благодарят за его творчество. Но ни к кому так быстро и не охладевают". Актера часто останавливали на улицах и спрашивали у "Максима" житейского совета. Чиркову шли письма с адресом "Ленфильм". Максиму" – и доходили. Младшая сестра Галя спрашивала: "Боречка, и как же ты стал таким знаменитым?" Он отвечал: "Сам не знаю, просто повезло".
После с триумфальным успехом прошедшей трилогии последовали новые фильмы с участием Чиркова. Он сыграл роль Степана Лаутина в фильме "Учитель", роль Махно в фильме "Александр Пархоменко", роль Антоши Рыбкина, Михаила Глинки, матроса Фомичева в фильме "Иван Никулин - русский матрос", роль Дениса Давыдова в фильме "Кутузов" и роль академика Верейского в фильме "Суд чести".
В конце 1930-х годов Чирков вместе с актером Михаилом Жаровым отправился в свою первую заграничную поездку в Польшу. Причем, поехали они туда на автомобиле. А когда приехали, то очень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии о Максиме очередь выстраивалась с 12 часов дня, хотя сеансы начинались вечером. При этом барышники активно скупали билеты и спекулировали ими возле кинотеатра.
Во время Великой Отечественной войны, как и тысячи других артистов театра, кино, эстрады, Чирков выступал на концертах и встречах с уходящими на фронт. Когда на "Мосфильме" приступили к выпуску посвященных войне "Боевых киносборников", состоящих из нескольких коротких игровых новелл, то первый такой сборник открывал Максим. После последних кадров из "Выборгской стороны", когда Максим уходил на гражданскую войну, вместо того, чтобы сказать известное всем "До свиданья!", Максим обращался к зрителям - к тем, кто уходил воевать с фашистами, и звал их на борьбу.
После победы Чирков снова много работал в театре. Он играл в Москве в Театре-студии киноактера, в Театре имени А.С.Пушкина и Театре имени Н.В.Гоголя. Им были сыграны удивительно разные роли, характеры и люди. Он сыграл Миколу Задорожного в спектакле "Украденное счастье" Ивана Франко, Лебедева в "Иванове" Антона Чехова, Кузовкина в "Нахлебнике" Ивана Тургенева. О его Кузовкине много говорили и спорили. Работа Чиркова по-новому открыла драматургию Тургенева для театра и кино.
В 1954 году Чирков снялся в комедии Калатозова "Верные друзья".
Три товарища, сыгранные Василием Меркурьевым, Александром Борисовым и Борисом Чирковым, вспомнив былую мальчишескую дружбу, проводили свой отпуск на реке. В фильме были комические эпизоды на плоту, лирические песенки, и ссоры, и любовь. Чирков играл роль хирурга Чижова, и наполнил этот образ душевностью, превратив хирурга в лукавого, наивного и мудрого простака.
На радио Чирков записывал стихи и прозу Тютчева, Чехова, Твардовского и Симонова. Он выступил в качестве режиссера, поставив "Машеньку" А.Афиногенова, и сыграл в ней профессора Окаемова.
О последнем дне жизни Бориса Петровича рассказывала Лариса Чиркова: "В маленькой передней, прямо против входа, висит чеканка. На ней изображен русский воин, витязь. Внимательные глаза на красивом, обрамленном бородой лице смотрят прямо на вас, а в руках чаша, на которой написано: "Во славу русского искусства. Борису Чиркову" - и автограф автора. 27 мая 1982 года эту чеканку после спектакля "Птички", где Борис Петрович играл главную роль, ему вручил Юрий Петрович Машин, который был тогда директором завода "Хромотрон". Он рассказал, с какой любовью делал эту чеканку ее автор, неизлечимо больной рабочий завода, воспринимавший Бориса Петровича как витязя и богатыря искусства. Чирков был очень растроган подарком и на следующий день, утром, вооружившись инструментом, стал искать место, куда бы его повесить. И нашел. Светлый лик витязя должен был встречать входящих в дом. Повесив чеканку, он стал собираться в Кремль, где должно было состояться вручение Ленинских премий. Было это 28 мая в 14 часов 30 минут. Выходя из квартиры, Борис Петрович оглянулся на витязя и сказал: "Хорошо будет встречать!". Но витязь его не встретил. Борис Петрович в дом больше не вернулся. Он умер в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля, где ему стало плохо".
Борис Чирков был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Народный артист СССР (1950)
Лауреат Государственных премий СССР (1941, за участие в кинотрилогии о Максиме)
Лауреат Государственных премий СССР (1947, за участие в фильме "Глинка")
Лауреат Государственных премий СССР (1949, за участие в фильме "Суд чести")
Лауреат Государственных премий СССР (1952, за участие в фильме "Донецкие шахтеры")
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за мужскую роль" за 1960 год
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1968 год
Герой Социалистического Труда (1975)
Борис Чирков родился 13 августа 1901 года в городке Нолинске Вятской губернии.
"Городок наш был маленький, в стороне от железной дороги - глухой уголок. Теперь даже и представить себе трудно, каким захолустным мог быть центр уезда… Даже электричества мы у себя не видели. Только почтовая пара привозила письма и газеты два раза в неделю…" - вспоминал Борис Чирков.
В семилетнем возрасте Чирков пошел учиться в местную школу второй ступени. Когда он учился в старших классах, отец решил привлечь его к театральной самодеятельности, поскольку сам давно играл в театральных постановках общества любителей драматического искусства. Поначалу юный Борис работал в будке суфлера, но затем ему стали доверять небольшие эпизодические роли. Позднее Борис Чирков вспоминал: "Когда у себя дома, в Нолинске, я часто и с удовольствием играл в любительских спектаклях, то никогда и в мыслях у меня не было, что смогу стать настоящим, профессиональным актером. Для этого надо ведь иметь и подлинный талант, и выразительную внешность, и много еще всяческих свойств и достоинств, которым у меня и взяться-то было неоткуда…"
Осенью 1921 года Борис Чирков с несколькими товарищами решает отправиться на учебу в Петроград. Шесть суток они ехали до "колыбели революции" и все вместе поступили в политехнический институт. Однако после нескольких месяцев обучения Чирков понял, что точные науки совершенно не для него. Советами помогли его друзья. Сам он так вспоминал об этом: "Мою участь решили Сережка Кадесников и Алешка Зонов, сами, безо всякого моего участия. Через некоторое время они мне объявили, что мне предстоит экзамен в только что учрежденный Институт сценических искусств. Я опускаю период выяснения отношений между нами, слабую мою борьбу за собственную эмансипацию, за то, что я сам буду решать свою судьбу. Дело кончилось тем, что я принялся готовиться к испытанию моих театральных возможностей и способностей. Я старательно повторял отрывок из "Мертвых душ", учил басни Крылова и с упоением декламировал зачитанное, истрепанное по концертам и любительским выступлениям весьма драматическое стихотворение Мережковского "Сакья Муни". Через несколько дней подготовка была закончена, но, когда Серега объявил, что завтра он будет сопровождать меня на экзамен, я понял, что ни внутренне, ни внешне не приспособлен к такому роду деятельности, к которому меня решили определить мои товарищи".
Несмотря на страх перед экзаменами, он все-таки сумел собраться и достойно выступить. Его приняли, несмотря на то, что конкурс в это заведение был огромный. Стипендию Борис Чирков начал получать только на третьем курсе, по ночам работал грузчиком в порту. Он был молод и полон сил.
В агитспектаклях театра народной комедии при институте соединялись приемы комедии дель арте, русского народного театра, лубка, балагана, эстрадного дивертисмента, цирковой акробатики, эксцентрики, буффонады. Театр народной комедии просуществовал лишь два года. Студенты овладели курсом актерского мастерства, и приобретенный навык и вкус к эстрадной эксцентрике и буффонаде, вскоре пригодился Чиркову в его первых профессиональных выступлениях с Н. Черкасовым и П. Березовым, студентами того же института, в пользовавшемся успехом у многих зрителей пародийном танце-пантомиме "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", где Чирков изображал Паташона. Эти же навыки пригодились молодому артисту, принятому вместе с другими выпускниками в Лентюз, в его работе над ролями Тиля Уленшпигеля и Санчо Пансы. Профессиональная учеба Чиркова продолжается рядом с опытными актерами коллектива, созданного и руководимого режиссером А. А. Брянцевым.
Чирков играл в классике (Самозванец в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина, Семен в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого) и во многих современных пьесах. В его репертуаре были комедийные и драматические роли, гротескные и психологические образы, созданные с острым чувством формы, психологические. Обаяние, правдивость на сцене, внешняя непретенциозность, простота расположили к Чиркову зрителей и привлекли внимание кинематографистов.
В театре Борис Чирков познакомился с актрисой Елизаветой Уваровой, с которой позже жил в гражданском браке. От Уваровой Чирков перенял безумную страсть к книгам. Все ленинградские букинисты знали Чиркова, который, не жалея денег, приобретал редкие книги.
В 1931 году Чирков снялся в эпизодической роли в фильме Козинцева и Трауберга "Одна". Козинцев в своей книге "Глубокий экран" описал первые впечатления от встречи с актером: "Вовсе не было обязательным, чтобы в "Одной" на крохотный эпизод (болтливый парень, занявший телефон-автомат) ассистент привел именно этого артиста Театра юных зрителей. Ничего примечательного не было в роли: человек нудно пересказал, пока дожидалась телефона наша героиня, что он ел на обед. И нельзя сказать, чтобы молодой исполнитель проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи (не то простецкий акцент, не то бубнит под нос), - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным. Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная, чудо какая задушевность".
В январе 1934 года из Ленинграда Чиркову пришли две телеграммы: от Козинцева и Трауберга о том, что он будет сниматься в их фильме "Юность большевика", от братьев Васильевых - что он утвержден на одну из ролей в фильме "Чапаев".
Сначала Борис Чирков снялся в небольшом эпизоде у братьев Васильевых. Он сыграл старика крестьянина, который жаловался Чапаеву: "Белые пришли - грабют, красные пришли - тоже грабют, куда бедному крестьянину податься?" После этого он пришел на съемочную площадку, где снимался фильм "Юность большевика" (в прокате картина будет носить название "Юность Максима").
Козинцев и Трауберг пригласили Чиркова принять участие и в следующем фильме, который они задумали: "Путешествие в СССР" (по сценарию Н. Погодина). Здесь Чиркову предложили не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу "Дети капитана Гранта". Фильм этот так и не был снят режиссерами, но дружба их с Чирковым не прервалась. И когда они написали сценарий звукового фильма "Большевик" (1934), то пригласили Чиркова исполнить роль рабочего парня Демы.
Главную роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий "Большевик". Но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима должен играть Борис Чирков и никто, кроме него.
Максим - создание Козинцева, Трауберга и Чиркова - тоже стремился скорее зажить собственной жизнью. В сценарии, например, был один персонаж: матрос-большевик. Попав в царскую тюрьму, он дерзко и остроумно отвечал на вопросы тюремщиков. Однако на репетиции стало ясно: этот текст надо отдать Максиму. И так на протяжении всех съемок - Максим отнимал у всех героев фильма их лучшие реплики. По этому поводу Г. М. Козинцев замечает: "Борис Петрович - один из самых благородных и скромных артистов - никогда не позволил бы себе обидеть товарища. Нет, это нахальничал сам Максим. В нем было сердце фильма".
Фильм "Юность Максима" (так в ходе работы изменилось название сценария "Большевик") кончался словами: "До свидания, Максим!" В этих словах как бы содержался намек на возможность будущего "свидания" Максима со зрителями. Действительно, Максим не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. И в 1937 году появился фильм под названием "Возвращение Максима". Название имело двойной смысл: возвращение революционера Максима из ссылки и возвращение киногероя Максима к публике.
А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии - "Выборгская сторона", где действие происходило уже после Октябрьской революции. Максим учился управлять государством.
Сам Чирков в одной из своих статей вспоминал о том, что когда он работал над ролью Максима, то ему казалось, что "ты все еще закладываешь фундамент будущего дома своего искусства, а на самом деле в это время уже крыл крышу своего лучшего здания. "
В жизни Чирков действовал на людей умиротворяюще.
После с триумфальным успехом прошедшей трилогии - новые фильмы, новые роли. Степан Лаутин ("Учитель"), Махно ("Александр Пархоменко"), Антоша Рыбкин, Михаил Глинка, матрос Фомичев ("Иван Никулин - русский матрос"), Денис Давыдов ("Кутузов"), академик Верейский ("Суд чести").
3 апреля 1938 года опубликован в "Ленинградской правде" публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Б. Чиркова орденом Ленина. Через несколько недель он навсегда покидает Ленинград и становится москвичом.
В 1938 году Чирков выступал в Большом театре на торжественном концерте, посвященном очередному съезду ЦК ВЛКСМ. Чирков исполнил под гитару несколько песен, в том числе и песню Максима. Приехав на вокзал, Чирков нашел свой вагон и хотел войти в него, но заметил трех незнакомых мужчин, которые быстро приближались к нему. Их не предвещали ничего хорошего. "Вы - товарищ Чирков?" - спросил артиста один из подошедших. "Да, я" - ответил он. "Вам придется проехать с нами". - "Но у меня поезд уходит через несколько минут". - "Не беспокойтесь, это не последний поезд в вашей жизни".
Машина въехала в Спасские ворота Кремля, и Чиркова проводили в один из подъездов Дома правительства. Через несколько минут Чирков оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова. Хозяин кабинета при виде гостя шагнул ему навстречу и произнес: "Нехорошо, Борис Петрович. Были в Москве и даже не попытались встретиться со своим родственником". Чирков не сразу понял, что имеет в виду Молотов. Лишь потом вспомнил, что он приходится ему троюродным внучатым племянником (мать Чиркова была дочерью родного брата В. Молотова)".
29 ноября 1939 года Чирков вместе с актером Михаилом Жаровым совершает свою первую заграничную поездку - в Польшу. Причем, едут они туда на автомобиле. Когда приехали, то очень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии (кинотрилогия о Максиме, в которой Чирков сыграл главного героя - В. К.) очередь становилась с 12 часов дня, хотя сеансы начинались вечером. При этом барышники активно скупали билеты и спекулировали ими возле кинотеатра.
Во время Великой Отечественной войны, как и тысячи других артистов театра, кино, эстрады, Чирков выступает на концертах, встречах с уходящими на фронт. Когда на "Мосфильме" приступают к выпуску посвященных войне "Боевых киносборников", состоящих из нескольких коротких игровых новелл, и первый такой сборник открывает Максим. После последних кадров из "Выборгской стороны", когда Максим уходит на гражданскую войну, вместо того, чтобы сказать известное всем "До свиданья!", Максим вдруг обращается к зрителям, тем, кто уходит воевать с фашистами, зовет их на борьбу.
Советские кинематографисты интенсивно работали в эвакуации. Борис Чирков - в их числе. Антоша Рыбкин, веселый, неунывающий и храбрый армейский повар, стал одним из любимых киногероев военной поры.
После победы Чирков снова в театре. На этот раз - в Москве. Театр-студия киноактера, Театр имени А. С. Пушкина, Театр имени Н. В. Гоголя. И снова - удивительно разные роли, характеры, люди. Микола Задорожный в "Украденном счастье" Ив. Франко, Лебедев в "Иванове" А. П. Чехова, Кузовкин в "Нахлебнике" И. С. Тургенева. О его Кузовкине говорили много, спорили. Работа Чиркова как бы вновь открыла драматургию Тургенева для театра и кино.
– Он долго морально готовился к операции. От семьи держал свои планы в тайне, – рассказыва племянник. – После того как гомеопаты с аллопатами не помогли, Чирков решился на хирургическое вмешательство. Отправил жену и дочь на юг, а сам лег в больницу. Он и не подозревал, что дочка Мила тоже в больнице. Она сломала ногу и находилась все время в здании, располагавшемся напротив того, где лежал отец. Помню, моя мама носила им друг от друга письма. Они до последнего скрывали свои болезни – не хотели расстраивать – и интенсивно обменивались бодрыми сообщениями.
Чиркову успешно прооперировали глаукому, и артист еще долго жил со стеклянным протезом в левом глазе. Зрители об этом не подозревали.
В быту актер, по рассказам родных, был очень покладистым. Он и болел за ту же футбольную команду, что и его супруга – из солидарности. Уступчивость его исчезала, когда дело касалось работы над ролью. Близкие знали: когда Чирков репетирует, к нему лучше не подходить.
Чирков обладал хорошим чувством юмора. Он рассказывал о посещении Франции с группой советских кинематографистов, как на улице в Париже он увидел красивую женщину, которая, торопливо двигаясь в его сторону, кричала: "Максим! Максим!" Чирков радостно подумал про себя, что вот она, слава! После фильма о Максиме его узнают даже французские дамы. Но женщина пробежала мимо и села в подъехавшее такси. И тут актер понял, что на самом деле она кричала "такси".
В 1954 году Чирков снялся в комедии Калатозова "Верные друзья". В этом фильме был интерес к человеческой индивидуальности, юмор, душевное тепло.
Три товарища (В. Меркурьев, А. Борисов и Б. Чирков), вспомнив былую мальчишескую дружбу, проводят свой отпуск на реке. В фильме есть комические эпизоды на плоту, лирические песенки, и ссоры, и любовь. Чирков играет роль хирурга Чижова. Чирков наполнил этот образ душевностью, его Чижов превратился в лукавого, наивного и мудрого простака.
На радио Чирков записывал стихи и прозу Тютчева, Чехова, Твардовского, Симонова. Выступает как режиссер, поставив "Машеньку" А. Афиногенова и сыграв в ней профессора Окаемова.
Чирков был избиран депутатом Верховного Совета СССР, вошел в Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР; в качестве первого заместителя председателя правления ВТО и председателя Центрального совета ВТО по работе театров на селе Чирков отдавал много времени и сил сближению театра с сельским зрителем.
Его Агабо, герой спектакля "Пока арба не перевернулась" О. Иоселиани, воплотил типический и неповторимо индивидуальный характер крестьянина, любящего землю, свой труд на ней, своих детей, на ней рожденных, и ценящего людей по их отношению к земле, родному очагу, друг к другу. В "Последней жертве" А. Н. Островского он играет Флора Федулыча Прибыткова. Муромский в "Деле" А. В. Сухово-Кобылина у Чиркова - не жертва, а высокая чистая душа.
Чирков отмечен в 1979 году за эти три работы Государственной премии РСФСР имени Станиславского. Так же Чиркову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
О последнем дне его жизни рассказывала Лариса Чиркова: "В маленькой передней, прямо против входа, висит чеканка. На ней изображен русский воин, витязь. Внимательные глаза на красивом, обрамленном бородой лице смотрят прямо на вас, а в руках чаша, на которой написано: "Во славу русского искусства. Борису Чиркову" - и автограф автора. 27 мая 1982 года эту чеканку после спектакля "Птички", где Борис Петрович играл главную роль, ему вручил Юрий Петрович Машин, который был тогда директором завода "Хромотрон". Он рассказал, с какой любовью делал эту чеканку ее автор, неизлечимо больной рабочий завода, воспринимавший Бориса Петровича как витязя и богатыря искусства. Чирков был очень растроган подарком и на следующий день, утром, вооружившись инструментом, стал искать место, куда бы его повесить. И нашел. Светлый лик витязя должен был встречать входящих в дом. Повесив чеканку, он стал собираться в Кремль, где должно было состояться вручение Ленинских премий. Было это 28 мая в 14 часов 30 минут. Выходя из квартиры, Борис Петрович оглянулся на витязя и сказал: "Хорошо будет встречать!" Но витязь его не встретил. Борис Петрович в дом больше не вернулся. Он умер в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля, где ему стало плохо. "
Борис Чирков похоронен на Новодевичьем кладбище.
Читайте также: