Эпидемия сифилиса в монголии
Несмотря на то, что прошлое бурятского народа то и дело идеализируется, многие ученые, в том числе и из Улан-Удэ, признают, что советская власть фактически спасла народ от демографической катастрофы, грозившей ему в начале XX века.
Главная угроза – туберкулез и половые инфекции
Историк Всеволод Юрьевич Башкуев из Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН в своих работах рассказывает, что в начале XX века на бурятский народ обрушилось множество несчастий: уменьшилось количество фертильных женщин, выросла детская смертность.
Руководитель бурятского национального движения Матвей Иннокентьевич Амагаев после проведения обследования населения указал, что бурятам грозит вымирание. Оказалось, что в 1914 году туберкулезом болели почти 12% бурят, зараженность гонореей достигала 32%, а сифилисом – 52% (на Ольхоне этот показатель достигал 61%).
Во всем виноваты злые духи-тэнгри?
Бедственное положение лидеры бурят объясняли отсутствием медицинской помощи, больниц и амбулаторий и сложными условиями жизни. Винили русского царя и земельные реформы, совершенно при этом не обращая внимания на то, сифилис в основном передавался половым путем из-за распущенности населения. Русские заражались сифилисом в публичных домах, а буряты вступали беспорядочные половые связи.
Распространению сифилиса способствовала антисанитария: в начале XX века буряты вели традиционный кочевой образ жизни, практически не мылись, не знали белья, не мыли руки. У них было представление о болезнях, как о напасти, насылаемой духами-тэнгри, шаманами или богами.
Была распространена тибетская медицина, и буряты по привычке обращались к ней.
Все это плюс неграмотность в отношении болезней могли привести к катастрофическим последствиям для народа. Справедливости ради стоит сказать, что русские медики прививали бурятских детей от оспы, и это позволяло избежать эпидемий.
Гражданское война – время болезней
Во время Гражданской войны ситуация усугубилась, медики Прибайкалья ждали тифа из России и чуму – из Монголии.
Период вхождения бурят в Дальневосточную Республику осложнил ситуацию еще больше – система здравоохранения была полностью децентрализована, а полномочия переданы на места.
В соответствии с докладом Амгаева, в 1922 году в Бурят-Монгольском АО было две больницы и пять амбулаторий. На каждую больницу приходилось по 57 300 бурят, а на одну амбулаторию – 16 300 бурят. При этом больницы принимали только 30 человек в день, отказывая в приёме еще 40 пациентам, амбулатории могли принять только 3 000 человек в месяц.
Надежда на советскую власть и венотряды
Надежда на оздоровление народа появилась после того, как большевики, осознав невозможность продвижения революции в Европу, решили обратить внимание на восток и сделать автохтонные народы Сибири проводниками революционных идей, укрепив их национальное самосознание.
Венотрядам пришлось не только проводить обследование населения, но и вести пропаганду, разъяснять, откуда берутся болезни и как их избежать. Медики наглядно демонстрировали эффективность препаратов на основе висмута, ртути и неосан-версана.
Ударили по сифилису агитацией и наукой
В городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был создан Институт гигиены, который занимался проблемами рождаемости бурятского народа, в республике появились 7 венерологических и 3 туберкулезных диспансера.
Велась активная пропаганда на бурятском языке через газеты, радио, по аймакам ездили с лекциями врачи, объявлялись недели борьбы с вензаболеваниями.
Советскими вузами было выучено целое поколение врачей-бурят, которым местное население больше доверяло. Были внедрены программы социальной адаптации бездомных женщин, для них появились общежития, организовывались трудовые артели.
Лечение сифилиса стало массовым – за 3 года в вендиспансере Верхнеудинска было зарегистрировано около 100 000 посещений.
Однако стоит признать, что такой рациональный подход себя оправдал, и болезнь отступила.
Вот уже несколько десятилетий я внимательно изучаю историю Восточной Сибири, особенно мне интересна хронология событий в Байкальском регионе, а точнее - в Забайкалье.
В последнее время в сети всё чаще и чаще стали появляться нравоучительные статьи, посвященные сифилису среди бурятского населения, которому объявили войну большевики сразу после гражданской войны. Статистика показывает, что бурятский народ был на грани вымирания от этой болезни. Факты реальные.
Мрачный период, осветленный в истории моего народа, советскими и европейскими врачами, а немецкими особенно, остался позади. Вечное спасибо этим врачам!
Но меня интересуют даты этой войны с болезнью, которой почему-то был охвачен только бурятский народ. Почему упоминается только бурятский народ и почему именно сразу после гражданской войны?
Сексуальная связь пришлого и коренного населения естественна. Плоды их – население планеты, где все в какой-то степени родственники.
В истории есть сведения о связи русских казаков-землепроходцев с женщинами разных монгольских племён, а также о том, что они привозили женщин из России. Грубо говоря, они пользовались ими и перепродавали друг другу. Известен случай, когда один казак привез из России 50 гулящих девок и продавал их. Но и в этих сведениях о массовом заражении сифилисом пришлого и аборигенного населения не упоминается.
За триста лет известной, зафиксированной, в источниках истории информации о всенародном заболевании сифилисом нет. Есть факты кровосмешения (инцеста) среди русского и староверческого населения (кстати, Пётр Бекетов умер от разрыва сердца, защищая кровосмесителей), известны случаи массового самосожжения. О птичьем грехе на Руси (сношение отцов семейств с невестками, с дочерьми, свекра со снохой) и говорить не стоит, описаны факты развращения детей и ещё каких-то непотребств. За тысячелетия существования Восток и Азия, несмотря на замеченный цивилизованными людьми уровень гигиены и санитарии, не вымерли от сифилиса и не заразили этой болезнью Европу, от которой исходит большая часть венерических заболеваний.
Большинство сведений о сифилисе в Восточной Сибири появляются только после гражданской войны.
Нет сомнения в том, что русская колонизация, несмотря на все свои отрицательные стороны, а в какой колонизации их нет, подняла народы Сибири и Дальнего Востока на невиданный доселе культурный и образовательный уровень. Но массовое заражение сифилисом бурятского народа отмечено только после гражданской войны. Естественно, до этого периода болезнь существовала, но не массово.
Беда случается со всеми людьми, все люди воюют, болеют и спасают друг друга. Спор о том, кто мылся, а кто нет никогда не затихает. Такое ощущение, что никто так до сих пор и не вымылся по-настоящему.
Эпидемии венерических заболеваний зафиксированы именно в период войн, смешения человеческих сообществ и всеобщего хозяйственного разорения. Все крестовые войны сопровождались вспышками гонореи и сифилиса, уносившей тысячи жизней и целые племена.
Не знаю как сейчас, но Россия 1990-х годов, в эпоху невиданного бардака и бандитизма, была отмечена эпидемиями сифилиса, которые в 20 раз превышали европейские нормы. На Донетчине Украины вспышки венерических заболеваний отмечены с 2015 года. Этому также предшествуют бандитизм и гражданская война, которые в первой четверти ХХ века были на всей территории России, включая и Забайкалье, где отмечено массовое заражение сифилисом бурятского народа. Кстати, Ярослав Гашек, прибыв после гражданской войны из России в Чехию, на вопрос о бурятах ответил со свойственным ему юмором, что это необыкновенные люди - ночью спят, днём работают.
Заметим, хотя может быть и не к месту, что сифилисом болели члены царствующего дома Романовых (чуть ли не с Петра 1, если не раньше) и ярый их противник Владимир Ильич Ленин. О скотоложестве и вообще скотстве известных миру особ неприлично рассуждать, всё-таки 1/6 частью суши правили. Что уж тут говорить о простом народе. И не обязательно бурятском.
Конечно, не во всём виноваты Европа и Запад России, которые всегда, и не без основания, беспокоятся о счастье всех и вся, стремясь, без разбора, нести на Восток передовые идеи и достижения человечества.
Погуглите и пояндексничайте.
Не воюйте, не болейте. И помогайте друг другу.
Это было именно в конце 1920-х и начале 1930-х. Но почему бы этого не было раньше? Никто не оспаривает уровень развития или даже сантнитарно-гигенических условий. Но нельзя оспорить и то, что после так называемой революции через нас прокатилась вся Россия, бегущая на восток.
Все работы проводятся только за счёт поддержки читателей. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! СПАСИБО– кто сколько может. Перечислить через мобильный банк – 8 924 516 81 19, через приложение на карту 4276 7400 1903 8884 или –
Праздник с сифилисом
По материалу, заверенному
Лака-Тыжменским сельсоветом
В день работницы, каковой празднуем каждогодно марта восьмого дня, растворилась дверь избы-читальни, что в деревне Лака-Тыжма, находящейся под благосклонным шефством Казанской дороги, и впустила а избу-читальню местного санитарного фельдшера (назовем его, хотя бы, Иван Иванович),
Если бы не то обстоятельство, что в день 8 марта никакой сознательный гражданин не может появиться пьяным, да еще на доклад, да еще в избу-читальню, если бы не то обстоятельство, что фельдшер Иван Иванович, как хорошо известно, в рот не берет спиртного, - можно было бы побиться об заклад, что фельдшер целиком и полностью был пьян.
Глаза его походили на две сургучные пробки с сороковок русской горькой, и температура у фельдшера была не свыше 30 градусов. И до того ударило в избе спиртом, что председатель собрания курение прекратил и предоставил слово Ивану Ивановичу в таких выражениях:
- Слово для доклада по поводу Международного дня работницы предоставляется Ивану Ивановичу.
Иван Иванович, исполненный алкогольного достоинства, за третьим разом взял приступом эстраду и доложил такое:
Прежде чем говорить о Международном дне, скажем несколько слов о венерических болезнях!
Вступление это имело полный успех: наступило могильное молчание, и в нем лопнула электрическая лампа.
- Да-с. Дорогие мои международные работницы, - продолжал фельдшер, тяжело отдуваясь, - вот я вижу ваши личики передо мной в количестве 80 штук.
- Сорока, - удивленно сказал председатель, глянув в контрольный лист.
- Сорока, Тем хуже. То есть лучше, - продолжал оратор, - жаль мне вас, дорогие мои девушки и дамы. Пардон. Женщины. Ибо чем меньше населения в данной области, как показывает статистика, тем менее заболеваний венерическими болезнями, и наоборот. И в частности сифилисом. Этим ужасным бичом для пролетариата, не щадящим никого. Знаете ли вы, что такое сифилис?
- Иван Иванович! - воскликнул председатель.
- Помолчи минутку. Не перебивай меня. Сифилис, - затяжным образом, икая, говорил оратор, - шутка, которую схватить чрезвычайно легко! Вы тут сидите и думаете, сто, может быть, вы застрахованы? (Тут фельдшер зловеще засмеялся. ) Хм. Шиш с маслом. Вот тут какая-нибудь девушка ходит в красной повязке, радуется, Восьмые, там, марты всякие и тому подобное, а потом женится, и, глядишь, станет умываться в один прекрасный день. сморкнется - и хлоп! Нос в умывальнике, а вместо носа, простите за выражение, дыра!
Гул прошел по всем рядам, и одна из работниц, совершенно белая, вышла за дверь.
- Иван Иванович! - воскликнул председатель.
- Виноват. Мне поручено, я и говорю. Вы думаете, что, может, невинность вас спасет? Го-го-го. Да и много ли среди вас неви.
- Иван Иванович. - воскликнул председатель.
Еще две работницы ушли, оглянувшись в ужасе на эстраду.
- Придете вы, например, сюда; ну, скажем, бак с кипяченой водой. То да се. Жарко, понятное дело, - расстегивая раскисший воротничок, продолжал оратор, - сейчас, понятное дело, к кружке. Над вами "Не пейте сырой воды" и тому подобные плакаты Коминтерна, а перед вами сифилитик пил, со своей губой. Ну, скажем, наш же председатель.
Председатель без слов завыл.
20 работниц с отвращением вытерли губы платками, а кто их не имел - подолами.
- Чего ты воешь? - спросил фельдшер у председателя.
- Я никаким сифилисом не болел!! - закричал председатель и стал совершенно такой, как клюква.
- Чудак. Я к примеру говорю. Ну, скажем, она, - и фельдшер указал трясущимся пальцем куда-то в первый ряд, который весь и опустел, шурша юбками.
- Когда женщина 8-го Марта. достигает половой, извините за выражение, зрелости, - пел с кафедры оратор, которого все больше развозило в духоте, - что она себе думает.
- Похабник! - сказал тонкий голос в задних рядах.
- Единственно, о чем она мечтает в лунные ночи, - это устремиться к своему половому партнеру, - доложил фельдшер, совершенно разъезжаясь по швам.
Тут в избе-читальне начался стон и срежет зубовный. Скамьи загремели и опустели. Вышли поголовно все работницы, многие - с рыданием.
Остались двое: председатель и фельдшер.
- Половой же ее партнер, - бормотал фельдшер, качаясь и глядя на председателя, - дорогая моя работница, предается любви и другим порокам.
- Я не работница! - вскрикнул председатель.
- Извиняюсь, вы мужчина? - спросил фельдшер, тараща глаза сквозь пелену.
- Мужчина! - оскорбленно выкрикнул председатель.
- Непохоже, - икнул фельдшер.
- Знаете, Иван Иванович, вы пьяный, как хам, - дрожа от негодования, воскликнул председатель, - вы мне, извините, праздник сорвали! Я на вас буду жаловаться в центр и даже выше.
- Ну, жалуйся, - сказал фельдшер, сел в кресло и заснул.
РЕСУРСНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Надежда на быстрое обогащение за счет недр и похвалы, которыми западная пресса осыпает Монголию , вызвали у монголов эйфорию и головокружение от мнимых успехов.
- Ресурсный национализм - это глобальный феномен, - с грустью говорит политик от Монгольской народной партии Д. Цоктбаатар. - Вам, русским, он тоже хорошо знаком. И мы этим в данный момент заболели. Людям внушают, что иностранцы - их враги. Что, мол, у нас все есть, но придут хитрые и более развитые иностранцы и все у нас отберут.
- Россия уже выздоравливает от ресурсного национализма, а мы только подошли к нему, - говорит экономист и журналист Д. Жаргалсайхан. - Первым холодным душем оказалось падение цен на уголь. И трудные дни у нас впереди. А ведь была эйфория. Такая бедная страна, а все руководители купили дорогущие машины. Всюду блестят новенькие офисы, а государственный штат непомерно раздут.
КАК НАС КИНУЛИ
Отношения России и Монголии возобновились с приходом к власти Путина . Начались государственные визиты, обмены делегациями, улучшились торговые отношения. В 2003 году Россия простила Монголии долг 11,4 миллиарда долларов за счет российских налогоплательщиков, не получив в обмен НИЧЕГО! (По слухам, российский МИД , предполагавший, что в обмен на списание Россия получит доступ к разработке монгольских месторождений, был просто в ярости. Но в Улан-Батор приехал премьер-министр Касьянов , и неожиданно соглашение было подписано.)
Однако предполагались сказочные перспективы. Как ни крути, русские монголам не чужие. Страна самим фактом своего существования обязана СССР , спасшему ее в ХХ веке и от китайцев, и от японцев.
Но самая гнусь случилась с железными дорогами. Есть старая советская железная дорога (50% принадлежит России), которая идет от Улан-Удэ и требует срочной модернизации. Там средняя скорость 37 километров в час. И дорогу эту еще нужно довести до Китая . Тогда будет реальный транзитный коридор. Сейчас из Китая до Европы груз морем может идти и три месяца, а так транзит сократится до 23 дней. Сказка! Всем хорошо! Договоренности официально подписали Дмитрий Медведев и монгольский премьер-министр Санжийн Баяр - о том, что Россия является стратегическим партнером Монголии в области модернизации старых железных дорог и строительства новых. И что ты думаешь? Кинули! За нашей спиной тут же начались переговоры с южнокорейцами, и весь проект встал. Местная пресса подняла вой, что русские пытаются захватить железнодорожную отрасль, хотя старая дорога и так нами построена.
Монголия приветствует иностранцев с парадного входа (на фото - почетный караул готовится к встрече зарубежной делегации в аэропорту Улан-Батора), а провожает все чаще с заднего крыльца. Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Но мы им тоже можем устроить большую неприятную БЯКУ. И до них это медленно доходит. Если Россия выстроит газо- и нефтепроводы в Китай в обход Монголии, монголам останется только сесть и плакать. Кому будет нужен их уголь, от которого в Китае небо черного цвета? Конечно, китайцы предпочтут экологически чистый и дешевый газ. Монгольская мечта - чтобы через них из России проходили автомобильная и железная модернизированная дороги в Китай, линии электропередачи и стратегические трубопроводы, а они бы ничего не делали и только получали деньги за транзит.
Сказка о новом азиатском тигре в лице Монголии - это миф и блеф. Где этот экономический рывок, скажи мне? У них в изобилии только скот, цена на мясо которого за полгода выросла в три раза, и ресурсы. Всю промышленность им сформировал Советский Союз, остатками которой они питаются до сих пор. Строят здесь в основном китайцы и корейцы (вот у тех экономический рывок налицо). И вообще монголы - сугубо гуманитарный этнос. Очень музыкальны, обожают танцы, сентиментальны (сказываются кочевой образ жизни и привычка к созерцательности, ведь в степи можно бесконечно смотреть на звездное небо). А такая нация, по-моему, в принципе не может быть технократическим тигром. Монголов, в сущности, не коснулись конфуцианские ценности, на которых построен весь азиатский успех, - такие, как порядок, дисциплина, коллективизм, воздержание, превосходство групповых интересов над индивидуальными, мягкий авторитаризм. Они ярко выраженные индивидуалисты и эгоисты. По менталитету Монголия - вторая Украина . Когда им надо, они вспоминают о том, что мы - их друзья. Но если б ты почитала, что пишет о русских местная пресса!
О НЕБЛАГОДАРНОСТИ
- В отношении к России у нас накопился огромный негатив, - говорит националист Очирбат. - Мы зажаты Китаем и Россией с двух сторон и фактически находимся в состоянии холодной войны с русскими. Мы никогда не забудем, что здесь стояли оккупационные войска в лице Забайкальского военного округа.
- Оккупационные войска?! - Я просто задыхаюсь от возмущения. - Да вас бы на свете не было, если б не русские! Кто выбил из Монголии китайцев? Кто сражался на Халхин-Голе? Кто был единственной страной до конца Второй мировой войны, признавшей Монголию как государство? Кто бесплатно обучил и воспитал 60 тысяч ваших студентов? СССР!
- С китайцами мы бы и сами как-нибудь справились, - небрежно бросает Очирбат. - Дали бы нам пять тысяч винтовок, и мы дошли бы до Великой Китайской стены. А японцы. Вы нам просто испортили с ними отношения.
- Испортили отношения?! - Я с трудом обуздываю новый порыв гнева. - Я тебе напомню, как японские империалисты ели в Нанкине печень китайских военнопленных. Неужели ты думаешь, что они побрезговали бы монгольской печенью? Вспомни советских военных, которые сражались рядом с монголами плечом к плечу! Вспомни советских врачей, которые не пожалели своих жизней, чтобы спасти вашу нацию от вымирания! Треть населения болела сифилисом, половина - туберкулезом. У вас даже чума была! Вас, монголов, вытащили с того света! И как же вы за это нас отблагодарили? Оказывается, мы русские оккупанты!
- Цена на нефтепродукты зависит от мировых цен на нефть, - замечаю я. - Может быть, мы должны вам опять все давать забесплатно? Чтобы вы нам потом плюнули в лицо?
- Мы хотим равенства!
- У нас сейчас с Россией общие интересы на нуле. Вот если бы Россия построила трубопроводы в Китай через Монголию, отношение к русским у молодого поколения изменилось бы в лучшую сторону, - замечает Очирбат.
- А вы нам что за это? Дырку от бублика? У нас уже есть шантажист в лице Украины.
Позже, когда я рассказала историю о «русских оккупационных
ПРО НАСТОЯЩИХ КОЧЕВНИКОВ
- Главное, молчи и улыбайся, а говорить сначала буду я. Спрошу, как прошла зимовка, потом - спокойны ли волки, не таскают ли овец. Кочевники - очень церемонные люди. Потом тебе предложат монгольский чай, и его надо выпить до конца, хотя для иностранцев это испытание. Сначала варят плиточный грузинский зеленый чай с молоком, который полюбился монголам еще с советских времен, а потом бросают туда куски жира и соль, а могут и остатки вчерашнего мяса, чтобы не пропадало. А вообще угостят чем бог послал.
- А как мы найдем кочевников? - спрашиваю я молодую красавицу Аню Акулову , пресс-атташе российского посольства.
- Очень просто! Как увидим след грузовика в пыли, сворачивающий с шоссе, значит, нам туда, за ним, прямо в степь.
В юрте нас усаживают на почетные табуретки, хозяйка ставит на стол кувшин домашней жирной простокваши, режет твердый овечий сыр и свежеиспеченный хлеб. Хозяин достает кисет и вынимает драгоценную старинную табакерку. Почетный гость обязательно должен нюхнуть хозяйского табаку с достоинством и без чиха. А теперь можно поговорить. Про будущие скачки. Про то, как четырехлетний сынишка упал с лошади и сломал руку. Про русских, которых теперь редко увидишь. А помнится, как мать и отец ездили в Москву на курсы повышения квалификации, как старшие братья получали бесплатное образование в Ленинграде и Кургане . Хорошие были времена! Хорошие люди! Особенно советские врачи, работавшие в местных больницах. Именно в худонах 70% кочевников до сих пор считают русских своими лучшими друзьями.
История Сифилиса
Что б не загрязнять тему про Грозного -
Всемирная история сифилиса
Сифилис - болезнь, изученная вдоль и поперёк. Но до сегодняшнего дня учёные всего мира не могут придти к единому мнению, откуда взялось это заболевание и как захватило всю планету. Гаити и Африка, Америка и Индия. За право быть родиной сифилиса спорят не меньше мест, чем за право называться городом, где родился Гомер.
Первая версия, конечно - что-то очень далёкое и неподвластное. Эпидемия сифилиса опустошила Европу в последнее десятилетие XV в., когда его прозвали "Большая оспа", в отличие от "Малой". Поскольку эпидемия совпала по времени с возвращением Колумба из Америки (1493 г.), многие авторитетные ученые считают, что сифилис был завезен из Вест-Индии. Примечательно, что, по-видимому, Колумб сам умер от сифилитического аортита.
Согласно другой теории, сифилис уже существовал в Старом Свете, однако более широко он распространился во время войн, начавшихся вскоре после того, как Колумб вернулся в Европу.
В марте 1494 г. могущественный Карл VIII, собрав огромное, по меркам того времени, войско, объявил войну Неаполитанскому государству и двинул свои полки на юг. В числе его воинов были и матросы с кораблей Христофора Колумба, вернувшиеся недавно из Южной Америки. Оккупация итальянских территорий войсками Карла VIII, среди которых оказалось множество сифилитиков, способствовала, по понятным причинам, распространению этого заболевания и среди мирного населения на захваченных землях. Историограф того времени Пьетро Бембо так описывал эту ситуацию: "Вскоре в городе, занятом пришельцами, вследствие контагия и влияния светил началась жесточайшая болезнь, получившая название "галльской".
Попытки записать заболевание в счет грехов иностранцев были весьма характерны для ситуации того времени. Эта тенденция хорошо прослеживается в названиях заболевания, которые давали ему европейцы в конце XV и начале XVI в. В Испании сифилис - los bubas - называли "галльской болезнью". Во Франции, помимо народного la variole сифилис именовали неаполитанской болезнью. Германцы считали ее французской, а греки - сирийской. Сифилис в то время был известен также как итальянская, венецианская, кастильская, португальская, турецкая, польская и даже курляндская болезни.
Слух о новом опасном заболевании быстро докатился и до Москвы. Иван III, посылая в 1499 г. в Литву боярского сына Ивана Мамонова, поручил ему, будучи в Вязьме, разведать, не приезжал ли кто с болезнью, в которой тело покрывается болячками и которая называется французскою.
Эта разноголосица в названии новой болезни идет на спад лишь начиная с 1530 г., когда выходит в свет ставшее позже чрезвычайно широко известным сочинение о сифилисе профессора Падуанского университета, врача, астронома и поэта Джироламо Фракасторо (1483-1553). Он создал поэму Сифилис, или о галльской болезни, по сути, став первым популяризатором медицинских знаний об этом заболевании. Ходившими в рукописях талантливыми строками Джироламо зачитывались не только профессионалы, но и простые горожане, поневоле приобщаясь к медицинским премудростям. Труд Фракасторо был написан в виде мифологической поэмы, в которой простой свинопас по имени Сифил (гр. suv - свинья, jilov - друг) бросает вызов самим богам, утверждая, что земные цари более знатные и богатые скотовладельцы, чем божества Олимпа. Небесные владыки награждают Сифила за дерзость тяжелой болезнью, название которой производится от его имени.
Вернёмся к истории. После окончания неаполитанской кампании Карла VIII его войска разбредаются по домам, разнося по Европе возбудителей опасного заболевания. Если верить некоторым историческим источникам того времени, уже через несколько лет после взятия Карлом VIII Неаполя половина Европы заражена французской болезнью. Даже если эти данные несколько преувеличены, не оставляет сомнения, что заболевание поражает самые различные слои общества. Общеизвестен факт, что папа Павел III специально приглашает Фракасторо из Падуи в Тридент и просит его стать главным врачом города, поскольку заболевание распространилось и среди высоких членов Тридентского собора.
Насколько же новым оказалось заболевание, с эпидемией которого европейцы столкнулись в конце XV в.? Существует как минимум три теории.
Согласно первой, это заболевание завезли в Европу из Южной Америки моряки Колумба. В Америке спирохетоз является эндемичным заболеванием некоторых местных копытных. Например, лам, от которых бактерии могли попасть в тела аборигенов, а от них - к матросам. (Многие учёные усматривают в этом свидетельство скотоложества). Такая точка зрения подтверждается некоторыми историческими хрониками, зафиксировавшими случаи заболевания сифилисом в портовых городах Испании в 1493 г. то есть как раз после триумфального возвращения кораблей Колумба из Нового Света.
Дальнейшему распространению новой напасти по Европе способствовали военные экспедиции Карла VIII, которые послужили своеобразными векторами эпидемии, направленными на центральные и северные части европейского континента из Испании и Италии.
Вряд ли, впрочем, эта гипотеза происхождения сифилиса верна, поскольку врач Вильям Валлас в 1842 г. сообщал, что у ирландцев за несколько столетий до эпидемии 1495 г. была известна болезнь французских пустул, по описаниям чрезвычайно похожая на сифилис. Хорошо известно также, что в доколумбову эпоху сифилисом болели римские папы Александр VI, Юлий II и Лев XI, а также известный французский поэт Франсуа Вийон. Этим заболеванием до путешествия Колумба в течение 23 лет страдал некий Франческо Дельгадо близ Генуи. Следовательно, сифилис скорее мог быть занесен из Европы в Америку, а не наоборот!
Согласно второй точке зрения, бледная спирохета прекрасно себя чувствовала в Европе с доисторических времен. Тому существует множество доказательств. Еще в египетских папирусах Эберса описывается заболевание ухеду, напоминающее по симптоматике сифилис.
На глиняных ассирийских табличках библиотеки царя Ашурбанипала, найденных в окрестностях Ниневии, клинописью была записана легенда о царе Нимроде, который отказался взять в жены сосватанную ему богами Астарту (богиню Иштар) и не колеблясь убил быка, прибывшего с этой вестью на землю. В наказание боги поразили строптивого Нимрода болезнью, от которой по всему телу шла сыпь и появлялись язвы. Один из мифов Древней Греции рассказывает о наказании афинян болезнью половых органов за отсутствие у них должного уважения к культовому изображению фаллоса божественного Диониса.
Создается впечатление, что боги некоторых народов рассматривали распространение венерических заболеваний среди людей как весьма действенное педагогическое средство. Наказывали им порой и своих. Так, чрезмерно увлекавшийся прелестями земных женщин индуистский бог Шива был наказан за свою любвеобильность своими же коллегами по пантеону. Его половые органы были уничтожены небесным огнем , который стал затем передаваться от женщин к мужчинам. Возможно, что и в этом случае речь идет о сифилисе. Любопытно, что лечить это заболевание, описанное в священных Ведах, предлагалось все теми же растворами сулемы, киновари и каломели - то есть ртутными препаратами.
Аналогичные рецепты были обнаружены в древних китайских манускриптах, датированных 2600 г. до н.э. и обнаруженных в 1863 г. французским консулом Дабри в Китае. В них образующийся при сифилисе твердый шанкр назывался кан-ту , а помогающий при заболевании ртутный порошок шун-ин. Столь же древние указания на распространенность сифилиса обнаружили и советские археологи, откопавшие в Забайкалье останки людей с характерными для сифилиса поражениями костей, датированные вторым тысячелетием до н.э.
Классик и основоположник европейской медицины Гиппократ за четыре века до нашей эры достаточно точно описывал симптомы сифилиса. Позже ему вторили Плутарх и Гораций, указывавшие на рубцы и язвы, появлявшиеся на лицах развратных людей. Биограф римских цезарей Гай Светоний Транквилл упоминал о похожих кожных болезнях императоров Октавиана и Тиберия, а римский врач Клавдий Гален описывал некоторые симптомы сифилиса в своих сочинениях. Не обошел вниманием кожные болезни с похожей на сифилис симптоматикой и Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина, более известный европейцам под именем Авиценна.
Таким образом, авторитет всех известных отцов европейской и восточной врачебной науки утверждает, что сифилис является как минимум столь же древней болезнью, как и сама медицина.
Наконец, согласно третьей точке зрения, сифилис является ровесником человечества. Во всяком случае, и род людской, и болезнь имеют единую колыбель центральную Африку. И в настоящее время там можно обнаружить целый букет заболеваний, порождаемых различными трепонемами. Помимо вызывающей классический венерический сифилис бледной спирохеты в Африке обнаружена Treponema carateum, являющаяся причиной болезни, которую на местном наречии называют пинта. Среди бушменов известно заболевание беджель, вызывающееся спирохетой Treponema bejol. Наконец, что особенно любопытно, в Африке открыты возбудители невенерического сифилиса - так называемой фрамбезии , от которой нередко страдают пигмеи. Вызывается этот тропический сифилис еще одной трепонемой - Treponema pertenue.
Можно сказать, что пинта, беджель и фрамбезия являются эндемическими африканскими трепонематозами, то есть они характерны только для тех уголков Африки, где встречаются с незапамятных времен и поныне. Вероятно, наиболее древние виды человеческого сифилиса вызывались бактериями, обитающими исключительно на коже. Они использовали потовые выделения как пищевой субстрат. Затем приспособились к обитанию в ранках и повреждениях кожи, а их передача осуществлялась исключительно за счет бытовых контактов. На этой исторической стадии замерло развитие бактерий, вызывающих невенерический африканский сифилис - фрамбезию.
Наконец, некоторые трепонемы преодолели иммунный барьер организма-хозяина и успешно внедрились в его кровеносную и лимфатическую системы. При этом возбудителям потребовалось найти новый способ заражения своих жертв. В дошприцевую эпоху единственным надежным способом передачи агента, содержащегося в крови и межклеточной жидкости, были половые контакты его хозяина. Такой беспроигрышный вариант был блестяще реализован одной из разновидностей африканских трепонем, в результате чего возникло новое венерическое заболевание человека - сифилис.
Учитывая приведенные выше факты и рассуждения, можно сделать вывод, что сифилис имеет столь же древнюю историю, что и сам род людской. Из Африки он был разнесен по всему свету за счет естественных миграций, крестовых походов, вывоза рабов и развития торговли.
Кстати, многие источники упоминают о Фракасторо, но не рассказывают легенды до конца. Итак: однажды пастух по имени Сифилис своими насмешками прогневал бога Солнца, и тот его наказал недугом, не поддававщимся никакому лечению. Однако нимфа посвятила пастуха в свои таинства и привела его к роще целебных гвайяковых деревьев, серному источнику и ртутному озеру. Точная терапия! А знаете, как звали эту нимфу? Никогда не догадаетесь! Её звали Америка!
Читайте также: