Ипполи т федорович богдано вич
Богданович Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), русский поэт. Главное произведение — поэма “Душенька” (1778), стилизованная под русские народные сказки, поразившая современников новизною содержания и легкостью стиха. Другие соч.: пьесы “Радость Душеньки” и “Славяне”, сборник “Русские пословицы”, очерки “Исторические изображения России”.
…Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет.
Амур и Душенька друг другу равны стали,
И боги все тогда их вечно сочетали.
Богданович Ипполит Федорович (1743-1803) - поэт екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. " (Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771 - 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, ј 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. - М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.
Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":
Зачем нам надписьми могилу ту чернить.
Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у современников.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Ипполит Федорович БОГДАНОВИЧ.
Собр. соч. и переводов, Изд. 2-е. Ч. 1—4. М., 1818—19;
Богданович, Ипполит Федорович, - известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к "чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова". На одиннадцатом году он был отправлен в Москву для "приказной службы" и там записан в юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии позволил ему одновременно заниматься в математической школе при сенатской конторе. Хотя Богданович "по успехам в математике считался между первыми отличнейшими учениками", но его более влекло к поэзии и особенно к драматическому искусству. Однажды 15-летний Богданович явился с намерением поступить на сцену в бывшему в то время директором московского театра Хераскову ; по словам Карамзина , Херасков убедил юнкера в "неприличности актерского звания для благородного человека" и записал его слушателем университета, приютив его у себя в доме. Богданович выучился иностранным языкам и прошел "правила языка и стихотворства". В 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале "Полезное увеселение" свои первые пробы пера, которые были, даже по отзывам современников, "далеки от совершенства". В 1761 г., по окончании образования, Богданович был назначен надзирателем при университетских классах, с чином офицера, а через год переведен в комиссию торжественных приготовлений к коронованию Екатерины II , с поручением сочинять надписи для триумфальных ворот. В 1763 г., по ходатайству "благодетельницы", Е.Р. Дашковой , Богданович поступает переводчиком в штат графа П.И. Панина . Тогда же, при личном участии княгини, Богданович издает в течение полугода журнал "Невинное упражнение", где, кроме статей и мелких оригинальных стихотворений, поместил перевод поэмы "На разрушение Лиссабона" Вольтера, воспевал "премудрую" Екатерину за то, что "век златой дала узреть", и "дедиковал" графу Панину перевод (с французского) "Малой войны, описанной майором в службе короля прусского". В 1765 г., в бытность переводчиком иностранной коллегии в Петербурге, Богданович издает свою поэму "Сугубое блаженство", в трех песнях, посвященную наследнику Павлу Петровичу , и переводит трехактную комедию Вольтера "Нанина, или Побежденное предрассуждение". Время с 1766 по 1769 г. Богданович проводит в Дрездене, в качестве секретаря нашего посольства. В Петербурге, в течение наиболее продуктивного периода своего авторства (1769 - 1775), Богданович перевел разные статьи из французской энциклопедии, "Сокращение из проекта о вечном мире" (из Сен-Пьера), "Историю о бывших переменах в Римской республике" аббата Вертота, издал собрание своих оригинальных и переводных стихотворений под общим названием "Лира", "имел главное смотрение" за изданием "СПб. Ведомостей" и, наконец, по выражению Карамзина, "положил на алтарь Граций" свою "Душеньку", задуманную им еще в бытность за границей; некоторые места поэмы, несомненно, навеяны картинами дрезденской галереи. Успех поэмы был огромный. Еще до напечатания она распространилась в многочисленных списках. Сама императрица, по рассказу Карамзина, "читала Душеньку с удовольствием и сказала о том сочинителю". За нею и придворные "старались изъявлять ему знаки своего уважения и твердили наизусть места, замеченные монархинею. Тогдашние стихотворцы писали эпистолы, оды, мадригалы в честь и славу творца Душеньки". После "Душеньки" Богданович не сочинил ничего выдающегося даже по понятиям того времени. Между 1775 и 1790 годами Богданович, уже "с небрежением, как будто бы нехотя, или в дремоте гения", написал I часть "Исторического изображения России" (доведенного лишь до 1015 г.), "Радость Душеньки, лирическую комедию, последуемую балетом", драму "Славяне" небольшое количество мелких стихотворений, напечатанных в "Собеседнике любителей Русского Слова". Во исполнение воли императрицы, Богданович собрал и издал русские пословицы, переложив их в стихи, и сочинил 3 театральные пьески на тему им же придуманных поговорок. "Венок Душеньки", по выражению Карамзина, "остался единственным на голове Богдановича". В 1780 г. Богданович был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. состоял в нем председателем до выхода в 1795 г. отставку. В 1796 г. Богданович поселился в Сумах, где готовился вступить в брак, но вскоре, по невыясненной причине, был вынужден расстаться с своей невестой. В 1798 г. Богданович переехал в Курск, откуда пространной одой, бывшей уже лебединой его песнью, приветствовал вступление на престол Александра I . Умер Богданович 6 января 1803 г. Поставленный на могиле Богдановича в 1834 г. памятник, в виде статуи Психеи ("Душеньки"), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в городской сквер. Смерть Богдановича произвела сильное впечатление на современное ему общество. Редакция "Вестника Европы" (1803, ¦ 3) объявила конкурс на лучшую эпитафию Богдановичу. В посвященных его памяти стихах благодарные современники называли Богдановича любимцем муз и граций и даже "гением", "так мило" воспевшим Душеньку.
Богданович Ипполит Фёдорович (23.XII.1743 (3.I.1744) - 6(18).I.1803) - поэт, журналист (издавал и редактировал журналы "Невинное развлечение", "Собрание новостей", газету "Санкт-Петербургские ведомости"), член Российской академии. Родился в с. Переволочня Полтавского уезда Киевской губ. в дворянской семье обрусевших сербов.
В 10-летнем возрасте был привезён в Москву, определен юнкером в Юстиц-коллегию и отдан учиться в Математическое училище при сенатской конторе. Интерес к поэзии, музыке и театру сблизил Богдановича с М. М. Херасковым, с разрешения которого он слушал лекции в Московском университете.
С 1761 перешел на службу в канцелярию университета.
После Пугачевского восстания социальные мотивы в творчестве Богданович затухают, он отходит от своего вольнодумства и становится на позиции придворного поэта.
В 1780 поэт перешел на службу в Санкт-Петербургский архив.
С 1788 занимал должность председателя архива.
Выйдя в отставку при Павле I, он в 1798 г. поселился в Курске, где жил на небольшую пенсию. Здесь он сразу оказался центром притяжения всех, кто интересовался литературой и искусством, руководил образованием молодого артиста М.С. Щепкина. Когда на престол взошел Александр I, Богданович стал подумывать о возобновлении своей деятельности в Академии, собирался переиздать свои сочинения. Новому царю он послал оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича. ", написанную в Курске 15 сентября 1801 г., в которой славит государя, выражает уверенность, что отныне на троне "правда воцарится и ввеки мудрость водворится", предвещает под скипетром Александра расцвет и блаженство всей России. Император, нуждавшийся в поддержке общественного мнения, милостиво принял оду, автору был подарен перстень.
Ипполит Фёдорович собирался возвратиться в Петербург, но болезнь и последовавшая за ней смерть помешали исполнить это намерение. Похоронен в Курске на Херсонском кладбище. После похорон Богдановича его могила имела небольшой надгробный камень, и долгое время была в запустении. И лишь в 1834 г. на средства любителей словесности и курского губернатора П.Н. Демидова был установлен достойный памяти поэта памятник, изображающий Психею, держащую сосуд со стигийским сном. Статуя Психеи (Душеньки) из белого мрамора представляла собой стройную женщину, фигура которой закутана в пышную тунику, ниспадающую легкими складками к ее ногам. 2 июня 1895 г. по инициативе Т. И. Вержбицкого памятник был реставрирован и установлен на бульваре Косаговского (ныне - территория сада им. 1 Мая). Киевский мастер П.И. Островский изготовил новую фигуру Психеи, в основном повторяющую старую статую. Был изготовлен и новый пьедестал, на котором с трех сторон были выгравированы фрагменты из поэмы "Душенька". В 1930-х по указанию местных властей памятник был снесен, скульптура утеряна, а пьедестал перемещен к фасаду Краеведческого музея. В 1950-е пьедестал возвращен на могилу поэта, где и находится вместе с первоначальным надгробным камнем.
Публикуемая песня - самое популярное в конце XVIII в. малое лирическое произведение поэта.
Пятнадцать мне минуло лет.
Пора теперь мне видеть свет:
В деревне все мои подружки
Разумны стали друг от дружки;
Пора теперь мне видеть свет.
Пригожей все меня зовут.
Мне надобно подумать тут,
Как должно в поле обходиться,
Когда пастух придет любиться;
Мне надобно подумать тут.
Мне случай этот вовсе нов,
Не знаю я любовных слов;
Попросит он любви задаток,
Что дать?-не знаю я ухваток;
Не знаю я любовных слов.
Дала б ему я посох свой -
Мне посох надобен самой;
И, чтоб зверей остерегаться,
С собачкой мне нельзя расстаться;
Мне посох надобен самой.
В пустой и скучной стороне
Свирелки также нужны мне;
Овечку дать ему я рада,
Когда бы не считали стада;
Свирелки также нужны мне.
Я помню, как была мала,
Пастушка поцелуй дала;
Неужли пастуху в награду
За прежнюю ему досаду
Пастушка поцелуй дала?
Какая прибыль от того,
Я в том не вижу ничего:
Не станет верить он обману,
Когда любить его не стану;
Я в том не вижу ничего.
Любовь, владычица сердец,
Как быть - научит нак онец;
Любовь своей наградой платит
И даром стрел своих не тратит;
Как быть - научит наконец.
Пастушка говорит тогда:
Пускай пастух придет сюда;
Чтоб не было убытка стаду,
Я сердце дам ему в награду;
Пускай пастух придет сюда!
Произведения поэта можно найти, пройдя по ссылкам:
— род. 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочне, в Малороссии. В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии. На одиннадцатому году он был отвезен в Москву и записан в Юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии, заметив в нем особенную склонность к наукам, позволил ему учиться в математической школе, бывшей тогда при Сенатской конторе. Но Богданович увлекался поэзией и театром. Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераскову, бывшему тогда директором московского театра, с просьбой принять его в актеры. Автор же "Россияды" уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей московского университета, предлагая у себя помещение. В доме Хераскова и в университете, "учась правилам искусства и языку поэзии" и участвуя в издаваемом Херасковым журнале "Полезные Увеселения", Богданович провел все время до 1761 г. Пользуясь покровительством как Хераскова, так и директора московского университета Мелиссино, Богданович в этом году был определен в университет "к надзиранию за классами", а в следующем — в комиссию о строении ворот, причем сочинял для триумфальных ворот надписи. В доме Хераскова Богданович успел завязать различные знакомства с людьми знатными и высокопоставленными, обратил на себя особенное внимание княгини Е. Р. Дашковой, которая даже принимала участие в журнале "Невинное Упражнение", издававшемся под редакцией Богдановича в течение полугода в 1763 г. По протекции E. P. Дашковой Богданович в том же году получил в штате графа H. И. Панина место переводчика Иностранной коллегии и переехал в Петербург. Известный публике мелкими стихотворениями и довольно удачными переводами из Вольтера, которые печатались в "Невинном Упражнении", Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму "Сугубое блаженство", которая, однако, успеха не имела. В 1766 г., назначенный состоять секретарем нашего посольства при саксонском дворе, Богданович провел там два года. Нет сомнения, что дрезденское общество, живописные окрестности города и сокровища искусства, украшающие знаменитую дрезденскую галерею, имели сильное влияние на развитие его поэтического таланта. По возвращении из Дрездена в 1768 г. в Петербург Богданович всецело посвятил все свои досуги литературе: сочинял стихи, переводил стихами и прозой, пока наконец в 1775 г. не "положил на алтарь Граций свою "Душеньку". "Он жил тогда, — как говорится о нем в статье "Вестника Европы" 1803 г., № 10, — на Васильевском острове, в тихом уединенном домике, занимаясь музыкой и стихами, в счастливой беспечности и свободе; имел приятные знакомства, любил иногда выезжать, но еще более возвращаться домой, где муза ожидала его с новыми идеями и цветами". В год появления в свет "Душеньки" Богданович (с сентября 1775 г.) в течение 6-ти месяцев издавал "Санктпетербургский Вестник" и с этого года до декабря месяца 1782 г. "имел главное смотрение" за изданием "Санктпетербургских ведомостей". "Душенька" поставила Богдановича наравне с первыми поэтами того времени. Эта поэма, сюжет которой заимствован Богдановичем из повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона", в свою очередь заимствованной Лафонтеном у Апулея, имела успех необычайный. Императрица Екатерина II отозвалась о поэме с большой похвалой, сановники и придворные наперерыв спешили заявить автору знаки уважения; поэты прославляли его "в эпистолах, одах, мадригалах и надписях". Современникам, утомленным однообразием ложноклассических произведений, написанных по всем правилам строгой теории, в "Душеньке" понравилась игривость, смешение ложноклассического с русским, народным, понравился также и стих — вольный и разнообразный по количеству стоп и сочетанию рифм. Успех "Душеньки" много способствовал успеху автора и на службе, и в обществе; Богданович начинает писать только из желания угодить своей высокой покровительнице, особенно поощрявшей драматургию. Между 1775 и 1789 г. Богдановичем написаны между прочим лирическая комедия "Радость Душеньки" (1786 г.) и драма "Славяне" (1787 г.), игранные на Эрмитажном театре (последняя во время празднования двадцатипятилетия со дня вступления на престол Екатерины II). Около этого же времени Богданович предпринял написать "Историческое изображение России", о котором современники отзывались как "об опыте легком, несовершенном, но довольно приятном". Вообще же после "Душеньки" ни одно произведение Богдановича успеха не имело. Под конец царствования Екатерины II он сделался одним из ревностнейших придворных поэтов, посвятивших свои досуги прославлению Государыни, и перевел все лучшие стихи, написанные в честь Монархини Вольтером, Мармонтелем и др. За этот период деятельности Богдановича замечателен сборник "Русские пословицы" (1785 г.). Они собраны и переложены в стихи по желанию Императрицы, вообще любившей народные поговорки; пословицы в сборнике сглажены, смягчены и расположены по тем нравственным вопросам, которые положены в основу их (так, отд. I озаглавлен: нужная умеренность в жизни, II — нужное терпение в жизни, ІV — стыд хвастовства, VIII — глупость спеси и т. д.). В 1787 г. Богданович по именному монаршему повелению сочинил из русских пословиц два театральных представления. На этом литературную деятельность автора "Душеньки" можно считать оконченной. Служебная деятельность его с 1780 г. была посвящена государственному санкт-петербургскому архиву, в котором Богданович до 1788 г. состоял членом, затем председателем, до выхода в 1796 г. в отставку с полным окладом жалованья. Вскоре после этого Богданович переселился к своим родственникам в Сумы, а в 1798 г. переехал в Курск, откуда одой приветствовал вступление на престол Александра I. В начале декабря 1802 г. Богданович занемог, а 6 января 1803 г. скончался и погребен на курском городском кладбище.
В числе произведений, изданных до появления "Душеньки", кроме вышеупомянутых, известны: 1) "Ода на новый 1763 г.", М., 2) "Малая война, описанная майором в службе короля прусского", пер. с французского, СПб., 1768 г., 3) "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо", СПб., 1771 г., 4) "История о бывших переменах в Римской республике" Вертота, с франц., 3 ч., СПб., 1771—1775 гг., 5) "Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов некоторых муз любителя", СПб., 1773 г. и 6) "Гимн на бракосочетание В. К. Павла Петровича", СПб., 1776 г. Первое издание "Душеньки", сделанное Ржевским, появилось в 1783 г. в Петербурге под заглавием: "Душенька, древняя повесть в вольных стихах". Затем первая и третья книги этого издания перепечатаны без перемены Сопиковым во 2-м томе "Опыта Российской Библиографии". Второе исправленное издание вышло в 1794 г.; третье — в 1799 г.; четвертое — в "Собрании сочинений и переводов Богдановича", изданном Бекетовым, 1809—1810 гг. в 6-ти частях; пятое — отнесено Сопиковым к 1811 г., но оно сгорело в Москве во время пожара 1812 г.; шестое сделано Смирдиным в 1848 г. в его издании "Полного собрания сочинений русских авторов", куда вошли и остальные сочинения Богдановича. Наконец, "Душенька" выдержала еще два издания в "Дешевой библиотеке", издаваемой А. С. Сувориным.
"Вестник Европы", 1803 г., №№ 3, 9 и 10 (статья Н. М. Карамзина, написанная по сведениям, доставленным братом поэта). — "История русской словесности" А. Д. Галахова, т. II, изд. 2-е. — "История русской литературы" П. И. Полевого, т. II, изд. 5-е. — Словари: Геннади, Старчевского, Плюшара, Березина и Венгерова. — "Русские поэты в биографиях и образцах" Н. В. Гербеля, изд. 3-е. — Характеристики см. у Белинского, т. VIII и у А. И. Незеленова: "Литературные направления в Екатерининскую эпоху".
Богданович, Ипполит Федорович
— поэт Екатерининских времен; род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании Московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в Иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при Саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах — "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в СПб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для Эрмитажного театра "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С.-Петербургский вестник", а с 1775—1782 гг. редактировал "СПб. ведомости". Кроме того, он написал: "Сугубое блаженство" (поэма СПб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (СПб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч." (СПб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось "Историческое изображение России" (СПб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., СПб., 1768);. "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)" (СПб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. СПб., 1771—75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. зап.", 1853, № 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—19 гг., 4 ч.; 3-е — Смирдинское, в 2 ч., в 1848 г.
Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится именно за написание "Душеньки":
"Зачем нам надписьми могилу ту чернить
Где Душенька одна все может заменить?"
— говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.
Богданович, Ипполит Федорович
(1743—1803) — поэт. Многочисленные сочинения Б. малоценны в художественном и историко-литературном отношениях. Известностью Б. обязан своей поэме "Душенька, древняя повесть в вольных стихах" (1775). Образцом для нее послужила "Любовь Психеи" Лафонтена, представляющая искажение греч. мифа. "Душенька", выдержавшая ряд изданий, была в рус. литературе 18 в. одним из первых образцов французской "легкой поэзии"; произведение это, благодаря новизне содержания и формы, пользовалось громадным успехом у читателей, утомленных напыщенностью трагедий, торжественных од, героических поэм.
Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь, т. 4; "Русская поэзия", под ред. С. Венгерова, вып. 3 и доп.; Русский биографический словарь, изд. Русского исторического общества, т. 3.
Богданович, Ипполит Федорович
[1743—1803] — русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством M. M. Хераскова (см.). Редактировал журналы: "Невинное упражнение" [1763], "Санкт-Петербургский вестник" [1775—1776] и "Санкт-Петербургские ведомости" [1775—1782]. Б. написаны: поэмы — "Сугубое блаженство", "На разрушение Лиссабона" [перевод одноименной поэмы Вольтера (см.)], повесть в стихах "Добромысл", драма "Славяне", большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Б. исключительную популярность, была "Душенька" — "Древняя повесть в вольных стихах" [1775], выдержавшая пятнадцать повторных изданий.
"Душенька" написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена (см.) "Les Amours de Psyché", в свою очередь исходившего из "Золотого осла" Апулея (см.). Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма. Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания. Как и все творчество Б., "Душенька" преследовала одну цель — чтобы "в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя". Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Б.: изящество "формы, легкость яз., близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Б. пользовался славой великого "стихотворца". Но уже в 40-х гг. "разночинец" Белинский (см.) отверг малейшую возможность читать Б.: "Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего. достоинств она не имеет никаких".
Библиография: I. Сочин. Б. издавались: М., 1809—1810; М., 1918 и СПб., 1848. Последнее изд. — Смирдина в его "Полных собраниях сочинений русских авторов".
II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПб., 1893 и т. I, вып. 5, СПб., 1895 (там же сводка критических мнений о Б.).
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
Жанры
Авторы
Книги
В продаже
Серии
Форум
Богданович Ипполит Федорович
Книга "Душенька"
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Предисловие от сочинителя
Предисловие от сочинителя
Я же, не будучи из числа учрежденных писателей, чувствую, сколько обязан многих людей благодушию, которым они заменяют могущие встретиться в сочинениях моих погрешности.
Стихи на добродетель Хлои
Красота и добродетель
Из веков имели спор;
Свет нередко был свидетель
Их соперничеств и ссор.
Хлоя! ты в себе являешь
Новый двух вещей союз:
Не манишь, не уловляешь
В плен твоих приятных уз;
Кто же хочет быть свидетель
Хлоиных красот видец
Сам узнает наконец,
Сколь любезна добродетель!
Не Ахиллесов гнев и не осаду Трои,
Где в шуме вечных ссор кончали дни герои
Но Душеньку пою.
Тебя, о Душенька! на помощь призываю
Украсить песнь мою,
Котору в простоте и вольности слагаю.
Не лиры громкий звук – услышишь ты свирель.
Сойди ко мне, сойди от мест, тебе приятных,
Вдохни в меня твой жар и разум мой осмель
Коснуться счастия селений благодатных,
Где вечно ты без бед проводишь сладки дни,
Где царствуют без скук веселости одни.
У хладных берегов обильной льдом Славены,
Где Феб туманится и кроется от глаз,
Яви потоки мне чудесной Иппокрены.
Покрытый снежными буграми здесь Парнас
От взора твоего растаявал не раз.
С тобою нежные присутствуют зефиры,
Бегут от мест, где ты, докучные сатиры,
Хулы и критики, и грусти и беды;
Забавы без тебя приносят лишь труды:
Веселья морщатся, амуры плачут сиры.
О ты, певец богов,
Гомер, отец стихов,
Двойчатых, равных, стройных
И к пению пристойных!
Прости вину мою,
Когда я формой строк себя не беспокою
И мерных песней здесь порядочно не строю
Черты, без равных стоп, по вольному покрою,
На разный образец крою,
И малой меры и большия,
И часто рифмы холостые,
Без сочетания законного в стихах,
Свободно ставлю на концах.
А если от того устану,
Беструдно и отважно стану,
Забыв чернил и перьев страх,
Забыв сатир и критик грозу,
Писать без рифм иль просто прозу
Любя свободу я мою,
Не для похвал себе пою;
Но чтоб в часы прохлад, веселья и покоя
Приятно рассмеялась Хлоя.
Издревле Апулей, потом де ла Фонтен
На вечну память их имен,
Воспели Душеньку и в прозе и стихами
Другим языком с нами.
В сей повести они
Острейших разумов приятности явили;
Пером их, кажется, что грации водили,
Иль сами грации писали то одни.
Но если подражать их слогу невозможно,
Потщусь за ними вслед, хотя в чертах простых,
Тому подобну тень представить осторожно
И в повесть иногда вместить забавный стих.
В старинной Греции, в Юпитерово время,
Когда размножилось властительное племя.
Как в каждом городке бывал особый царь,
И, если пожелал, был бог, имел олтарь.
Меж многими царями
Один отличен был
Числом военных сил,
Умом, лицом, кудрями
И хлеба, и скотов.
Бывали там соседи
И злы и алчны так, как волки иль медведи:
Которого писал историю Назон;
Известно, где и как на самом деле он
За хищные дела и за кривые толки
Из греческих царей разжалован был в волки.
Но тот, о ком хочу рассказывать теперь,
Ни образом своим, ни нравом не был зверь;
Он свету был полезен
И был богам любезен;
И если находил в подсудных зверски души,
Таким ослиные приклеивал он уши,
Иным сурову щеть, с когтями в прибыль ног,
Иным ревучий зев, другим по паре рог.
От едкой древности, котора быль глотает,
Архива многих дел давно истреблена;
Но образ прав его сохранно почитает
И самый поздний свет, по наши времена.
Завистным он велел, как вестно, в том труждаться,
Чтоб счастие других
Скучало взорам их
И не могли б они покоем наслаждаться.
Скупым определил у золота сидеть,
На золото глядеть
И золотом прельщаться;
Но им не насыщаться.
Спесивым предписал с людьми не сообщаться,
И их потомкам в казнь давалась та же спесь,
Какая видима осталась и поднесь.
Велел, чтоб мир ни в чем не верил
Тому, кто льстил и лицемерил.
Клеветникам в удел
И доносителям неправды государю
Везде носить велел
Какая изъявлять клевещущих могла.
Такая видима была
Не в давнем времени, в Москве на маскараде
Когда на масленой, в торжественном параде,
Народ осмеивал позорные дела.
В своем уставе новом
Велел, чтоб обще все злонравны чудаки
Читайте также: