Никола й петро вич красно в
Краснов Николай Петрович - архитектор с большой буквы. Магистр архитектурного факультета, создатель Ливадийского дворца. Также был градостроителем Ялты. Еще что открыл в Крыму Николай Петрович Краснов? Об этом мы и поговорим далее.
Краснов – зодчий, творец, почётный член Академии Художеств. В Ялте являлся главным архитектором (1888-1899 гг.) Николай Петрович эмигрировал в Югославию в 1920 году.
Этот талантливый зодчий был ярким творцом своего времени. В своих роскошных комплексах, в изящных особняках творец сочетал разные виды архитектурного искусства. Более всего ему нравились готика, романский стиль и неоренессанс. Позже он пришёл к модерну.
Детство. Студенчество
Ялтинский градостроитель
В 1887 году он переезжает в Ялту. Всего в 23 года он объявляется главным градостроителем Ялты.
Архитектор Краснов Николай Петрович сразу начинает благоустраивать город. Он расширяет набережную, прокладывает канализацию. Краснов также возводит две гимназии - мужскую и женскую. Возле женского учебного заведения он установил площадку для игр. Во флорентийском направлении Николай Петрович создаёт пансионат, в ренессансном жанре - церковь, а также гимназическую больницу.
Архитектор строит занимательное здание не так далеко от мужской гимназии. Оно принадлежало историку, учёному А. Л. Бертье-Делагарду. Особняк состоит их двух этажей, построен во французском стиле. Особняк выкрашен в классический жёлто - кремовый цвет. Его отличает декор в белом цвете, над окнами можно заметить цветные росписи растительного жанра.
Особняки архитектора
Загородные дома
В 1899 году Краснов стал членом комиссии по реставрации бывшего дворца хана в г. Бахчисарай.
Дворцы и доходные дома
Старинные татарские построения города архитектор фотографировал, рисовал их, делал чертежи. Он приобрёл большой опыт и далее применил его в строительстве многих дворцов: особняк живописца Г. Ярцева, ялтинская усадьба семьи Булгаковых.
Торговые ряды
По центру набережной Краснов установил торговые ряды для купца из столицы Н.Д. Стахеева. Ряды выполнены в архитектурной конфигурации ренессанс. Для этого же купца он также спроектировал сооружения в Алуште, близ речки Демерджи. Отделка внешней поверхности включала в себя в основном мраморовидный известняк. Утончённое здание стоит и по сей день среди гималайских кедров и смотрится очень органично.
Уважаемая личность. Знаковые работы
Еще что сделал Николай Петрович Краснов для Крыма? Архитектор в 1913 году отправил список своих творений в Академию Художеств, чтобы получить звание академика. В списке было более 60 работ.
Николай Краснов восхищался архитектурой Ренессанса. В духе Возрождения сооружён знаменитый Ливадийский дворец по заказу императора. И от облика особняка княгини Барятинской веет эпохой Ренессанса.
В общем, творения архитектора, как и многих зодчих его времени, выполнены в духе эклектики. Она вбирает в себя характеристики многих стилей. Ярким её примером является дом Общества взаимного кредита.
Великий зодчий не останавливался только на светских строениях. Многие ялтинские храмы построены им. Он является главным строителем собора Александра Невского. Проект его принадлежит П. К. Теребеневу. Всё внутреннее убранство храма, иконы, росписи выполнены по эскизам Краснова. Он сам так же стал автором часовни Святого Николая в старорусском стиле, которая находится на набережной Ялты. А в XX в. Николай Петрович руководит, как автор, строительством католического костёла. Костёл построен по всем канонам неоготики.
Этот выдающийся деятель работал в Крыму около тридцати лет. Он добился звания Архитектора Высочайшего Двора Его Величества. Академик академии художеств Петербурга, в 1917 году он стал ещё и действительным статским советником.
Во время революции
Но все эти заслуги не помогли Краснову остаться в стране. После октябрьской революции некоторые русские мигранты проживали на Мальте. В списках 1920 года был найден и сам академик Николай Краснов. В небольшой анкете знаменитого мигранта видится горе талантливого творца. Он вышел из крестьян, много работал, но вынужден был бежать из революционной Родины.
Беженец из революционной России жил и работал в Белграде, с 1922 г. до конца жизни (1939 год). В этом городе он соорудил большое количество дворцов. Многие культовые и общественные сооружения построены под его началом. На Родине архитектор был незаслуженно забыт. Его строения осуждались, ставились под вопрос их художественная и архитектурная ценность. Николай Петрович был похоронен на Новом кладбище Белграда, в русской части. Его могила расположена рядом с памятником императору Николаю II, который часто заказывал у него произведения архитектуры.
Сохранение памяти об архитекторе
В настоящее время работы и личность этого значительного человека стали более обсуждаемыми. Организуется большое количество выставок и конференций в Ялте. Там повествуют о его великом таланте, об особенностях его строений. О Николае Петровиче пишут статьи, публикуют материалы. И даже одна улица Ялты названа его именем. Более того, 2009 год в солнечном городе был объявлен годом этого талантливого зодчего. Он много трудился над тем, чтобы создать курортную, тёплую Ялту такой, какой она является сейчас.
29 ноября 1864 года Николай был крещён в Введенской церкви Новинского монастыря.
В октябре 1885 года закончил училище.
В 1911 году, был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника.
В 1913 году получил звание академика архитектуры.
Похоронен в русском секторе белградского Нового кладбища. Могила архитектора находится возле памятника императору Николаю II, бывшему заказчику его архитектурных произведений.
Работы в Ялте и в Крыму
С 1887 по 1899 годы — главный архитектор Ялты.
В 1887 году переезжает в Ялту, 31 октября 1887 года Городская Дума утвердила прошение Николая Краснова в должности городского архитектора с правами государственной службы, окладом 900 рублей в год.
Назначен на должность в 24 года. В должности он проработал 12 лет, с 1889 по 1911 годы занимался частной практикой.
На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта.
Архитектор Николай Краснов начинает свою работу с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опёкой сооружены — городская канализация, осуществлена прокладка новых улиц, переименование старых. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепили берега р. Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построили два железобетонных моста, реконструировался порт.
В лично составленном Красновым в 1913 году для Санкт-Петербургской Академии художеств списке работ, исполненных по собственным проектам, Краснов указывает свыше 60 значительных построек в Крыму, большая часть которых — дворцы, виллы, особняки.
Будучи главным архитектором Ялты, участвует в постройке:
Ливадийский дворец (начат строительством в 1909 году, окончен в 1911 году) — самое знаменитое сооружение архитектора.
Ансамбль дворца построен по личному заказу императора Николая II.
Строительство знаменитого Ливадийского дворца, освящение закладки фундамента состоялось 23 апреля 1910 года, но работу над проектом Н. П. Краснов вёл с осени 1909 года, несмотря на трудности строительства, непогоду, морозную зима, снегопады — 20 сентября 1911 года в Ливадии праздновали новоселье.
Эмиграция и работы в Югославии
В 1920—1922 годах проживал с семьей на Мальте. С 1922 — в Белграде.
В Белграде Краснов устроился в Министерство строительства Королевства СХС, где стал инспектором Архитектурного отделения, в котором 17 лет, до самой смерти в 1939 году руководил проектной группой в отделе по монументальным строениям. Хотя настоящим его именем было Николай, в знак благодарности новому отечеству на всех проектах он подписывался как Никола. Никола Краснов оставил после себя самый значительный след в архитектуре Белграда.
- оформление резиденций правящей королевской семьи Карагеоргиевичей в Белграде, в частности, дворца Дединье; разработал интерьер Старого Двора на Дединье, созданный в стиле московского Кремля.
- семейная мемориальная церковь династии Карагеоргиевичей на Опленце;
- участие в проектировке и строительстве здания Народной скупщины (парламента) в Белграде — фасад, часть интерьеров (здание заложено в 1907 году, закончено в 1936 году); парк возле здания и ограда;
- нынешнее здание Правительства Сербии (тогда Министерство Финансов), построено в 1926—1928 годах и достроено в 1938 году, также по проекту Краснова;
- здание Министерства Иностранных Дел (в то время — Министерство леса и рудников) — выстроено в 1926—1929 годах и представляло собой одно из самых больших зданий Белграда в первой половине XX века;
- здание Государственного архива в Белграде;
- реконструкция мавзолея Петра II Петровича Негоша (Негошева часовня) на горе Ловчен в Черногории;
- Сербское военное кладбище в Солуни;
- Сербское военное кладбище на острове Вид.
Интересные факты
- Анкета Н. П. Краснова, прибывшего в эмиграцию на о. Мальту из России в 1920 году [3] :
Прибыл из Крыма на пароходе "Бермудиан" в мае 1919 года с женой Анной Михайловной 55 лет, двумя дочерьми - Ольгой и Верой Николаевнами 30 и 24 лет, зятем Хорватом Леонидом Владимировичем 29 лет и внуком Владимиром 6 лет. Постоянное место жительства - г. Ялта Таврической губернии. В России остались бумаги и акции в банке в Москве; материальное положение - средств нет; какой труд желает получить - по специальности; куда хочет ехать и когда - в Крым, когда будет спокойно. Адрес: Мальта, беженский дом. Дата заполнения: 25 июня 1920 г.
Сравнительно мало зодчих, которым выпадает счастье строить в подобных условиях. Но таким счастливцем оказался Н. П. Краснов.
- Николай II, одним из первых посетивший Коккоз по завершении строительства Охотничьего дома, писал матери, императрице Марии Федоровне, 9 ноября1911 года[3] :
Неделю назад Юсуповы пригласили Ольгу, Татьяну и меня в их новое имение Коккоз (по татарски значит синий глаз) по ту сторону Ай-Петри. Дом, только что выстроенный арх. Красновым в старом татарском стиле; очень красиво и оригинально.
Литература
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Краснов, Николай Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай Краснов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Краснов. Николай Петрович Краснов: Краснов, Николай Петрович (1864 1939) академик архитектуры, главный архитектор Ялты.… … Википедия
Краснов Николай Петрович — Николай Петрович Краснов (ноябрь 1864 года, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда 8 декабря 1939 года, Белград) академик архитектуры, главный архитектор города Ялты. 29 ноября 1864 гоа был крещён в Введенской церкви Новинского… … Википедия
Краснов, Николай — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Краснов. Николай Краснов: Краснов, Николай Иванович: Краснов, Николай Иванович (1833 1900) генерал лейтенант, военный историк и писатель. Краснов, Николай Иванович (1919 2001)… … Википедия
Николай Петрович Краснов — (ноябрь 1864 года, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда 8 декабря 1939 года, Белград) академик архитектуры, главный архитектор города Ялты. 29 ноября 1864 гоа был крещён в Введенской церкви Новинского монастыря. В 12 лет стал… … Википедия
Краснов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия
Русские в Сербии — … Википедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы — Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967—1979) — Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия
Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Так уж распорядилась история, что именно в прекрасной Ливадии, у самого берега Черного моря, был построен последний дворец русских царей. Блестящее завершение в императорском имении строительной кампании 1910-12 гг. принесло ялтинскому архитектору Н. П. Краснову [1] всеобщее признание и почести: в октябре 1911 года он был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, а через два года Петербургская Академия художеств единогласно избрала Краснова своим академиком.
[1] Краснов Николай Петрович (1864-1939), выдающийся русский архитектор, посвятивший свое творчество Южному берегу Крыма. Родился в семье крестьянина с. Хонятино Коломенского уезда Московской губернии. Двенадцатилетним мальчиком поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив архитектурное отделение училища, в 1887 году приехал в Ялту, где жил и работал вплоть до эмиграции из России в мае 1919 года. С 1887 по 1899 г. — ялтинский городской архитектор, в обязанности которого входило решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта. Деятельность Н. П. Краснова в этой должности заслужила высокую оценку крымской общественности. С 1899 года он целиком посвятил себя частной практике. Наиболее ярко творческий характер и высокий художественный вкус архитектора проявились в усадебном строительстве и создании великолепных дворцово-парковых ансамблей, в том числе и в южнобережных имениях Романовых.
[2] Дюльбер (тюрк.) — прекрасный, великолепный.
В 1895 году великий князь принял решение начать строительство дворца в восточном стиле, комплекса служебных построек при нем и разбить небольшой парк в принадлежавшем ему крымском имении в Мисхоре.
[4] Эта композиция, описываемая далее в статье Кондакова, состояла из простейших компонентов, взятых в определенной пропорции — гипса, вазелина и красителей. Отливки из этой смеси, покрытые спиртовым лаком, приобретали вид драгоценного восточного фаянса. Здесь, как и в дальнейших работах, проявилась замечательная способность Краснова применять новые материалы, заменяющие ранее используемые дорогостоящие.
[7] Княжна Императорской крови Надежда Петровна (1898-1988). Старшая дочь Петра Николаевича и Милицы Николаевны Марина родилась в 1892 (ск. 1981), сын Роман — в 1896 году (ск. 1978).
Во время возведения всего комплекса дворцовых построек и разбивки парка великий князь вместе с семьей находился в своем южнобережном имении. Он был настолько болен, что даже отказывался от службы в лейб-гвардии саперном полку, шефом которого состоял. К тому же весной 1898 года его супруга, в. кн. Милица Николаевна, ожидала рождения третьего ребенка [7] , и семья приняла решение дождаться этого события в Крыму.
[8] Главноуправляющий имениями в. кн. Петра Николаевича.
[9] В. кн. Николай Николаевич-младший (1856-1929), внук императора Николая I, сын видного государственного и военного деятеля России в. кн. Николая Николаевича-старшего (1831-1891). В 1876 году окончил Николаевскую академию генерального штаба. В русско-турецкую войну 1877-78 гг. состоял при штабе своего отца, который был тогда командующим русской армией на Балканах. Позже служил в гвардейской кавалерии. В 1895-1905 гг. — генерал-инспектор кавалерии. В 1905-1907 гг. Председатель Государственного военного совета обороны, в 1905-14 гг. — командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа. С июля 1914-го (еще до начала мировой войны) и до августа 1915 года — Верховный Главнокомандующий. После смещения с этой высшей военной должности был назначен наместником Кавказа и командующим Кавказским фронтом. В этом качестве пребывал вплоть до Февральской революции.
[10] В 1904-1909 гг. в. кн. Петр Николаевич занимал весьма высокую должность генерал-инспектора по инженерной части, затем был почетным председателем Главного военно-технического управления. В годы первой мировой войны постоянно находился при в. кн. Николае Николаевиче, выполняя его поручения. Вместе с братом эмигрировал в 1919 году из Крыма.
В. кн. Петр Николаевич был полной противоположностью своему старшему брату. Тихий, застенчивый, он стал военным явно только в силу незыблемых традиций мужской половины династии Романовых [10] . Его серьезными увлечениями были искусство и коллекционирование старинных рукописей по истории, коневодство и разведение породистых собак (в основном такс, что, кстати, приносило ему некоторый доход).
Справедливости ради следует сказать, что эти две смуглые балканки, особняком стоявшие в ряду царской родни, вызывали неприязнь очень многих — как в аристократических кругах, так и у высшей интеллигенции. Именно им ставили в вину и появление при Дворе Григория Распутина, и огромные суммы, уходившие из российского бюджета в казну Николая Черногорского, и увлечение модным тогда спиритизмом, охватившим затем все светское общество, и многое другое.
[11] Князь Георгий (Юрий) Романовский, герцог Лейхтенбергский, третий сын в. кн. Марии Николаевны, старшей дочери императора Николая I и герцога Максимилиана Лейхтенберг-ского.
[12] Так звали в. кн. Анастасию Николаевну в царской семье.
Сестры окончили Смольный институт благородных девиц в Петербурге, после чего старшая в 1889 году вышла замуж за в. кн. Петра Николаевича, а младшая — за князя Георгия Лейхтенбергского [11] .
Супружество Анастасии Николаевны оказалось неудачным: князь Георгий Максимилианович, для которого это был второй брак, вел довольно легкомысленный образ жизни за границей, где в основном все время и пребывал.
Взаимная и, видимо, сильная любовь герцогини Станы [12] Лейхтенбергской и в. кн. Николая Николаевича-младшего началась, когда они оба уже были в зрелом возрасте — ему под 50, ей — около 36 лет. Великий князь сразу же порвал многолетнюю связь с актрисой Александрийского театра Марией Потоцкой, а Анастасия Николаевна потребовала от мужа развода.
[13] От герцога Лейхтенбергского у в. кн. Анастасии Николаевны было двое детей — сын Сергей (р. 1890) и дочь Елена (р. 1892).
[15] Великий князь Петр Николаевич.
Вступление в брак в. кн. Николая Николаевича с в. кн. Анастасией Николаевной осложнялось двумя обстоятельствами, которые всегда осуждались православной церковью, а тем более в отношении к столь высокородным лицам: Николай и Петр, родные братья, становились, таким образом, мужьями двух родных сестер и, к тому же, невеста была разведенной женщиной.
[18] Отец великих князей Георгия и Александра, в. кн. Михаил Николаевич (1832-1909), младший брат Александра II, с 1863 по 1881 г. был наместником Кавказа и Главнокомандующим кавказских войск, а в 1881 г император Александр III назначил его Председателем Государственного Совета.
К этому времени архитектору исполнилось уже 40 лет, он находился в расцвете своего таланта. Созданные им дворец и церковь в Хараксе по праву можно считать одними из лучших произведений зодчества России начала XX века: они привлекают своей оригинальностью, цельностью и безукоризненностью исполнения.
Проектом Краснова предусматривалось строительство дворца на 46 комнат, церкви, часовни, свитского дома, кухни, конюшни, оранжереи, дома садовника, устройство парка и сада, водопровода и канализации, а несколько позже гаража, дома для шофера и склада горючего.
Сейчас трудно, конечно, представить, что в начале XX века на месте прелестного маленького дворца и тенистого парка с аллеями из высоких деревьев ценных пород, цветниками и сохранившимися еще кое-где фонтанами и беседками, была каменистая безводная местность с можжевеловым редколесьем.
Поэтому строителям приходилось постоянно применять дорогостоящие взрывные работы, привозить и насыпать сверху землю. Естественно, что эти осложнения, а также дополнительные требования высоких заказчиков более чем в 2 раза превысили запланированные ранее сметные расходы. Однако трений по этому поводу с Кабинетом Его Высочества не возникало — слишком велик был уже авторитет Краснова и известна его исключительная личная честность.
[20] Княжны Императорской крови Нина (1901-1974) и Ксения (1903-1965) — дети в. кн. Георгия Михайловича и в. кн. Марии Георгиевны (1876-1940), урожденной принцессы Греческой, дочери королевы Эллинов в. кн. Ольги Константиновны, любимой сестры поэта К. Р.
[21] Гамбург (Хомбург) — курортный городок недалеко от Дармштадта, Германия.
К возведению же церкви и звонницы приступили в марте 1906 года, когда уже завершалось строительство свитского дома, лестницы от дворца к морю и в сад, подпорных стен и прокладка новой шоссейной дороги через имение.
[25] Авторам пока не удалось выяснить причину, по какой не был принят проект мозаичного убранства, предложенный для храма Преображения Господня и св. Нины архитектором А. В. Щусевым.
По желанию великого князя вход в церковь украсил мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с иконы в домике Петра I в Петербурге. Знаменитая фирма А. Сальвиати получила от в. кн. Георгия Михайловича большой заказ на оформление интерьера церкви [25] , а рисунки орнаментов и картины образов для мозаики выполнил для итальянцев живописец А. Славцов.
К концу 1907 года, в разгар работ по оформлению храма, Краснов заказал известной фабрике И. А. Жевержеева в Петербурге, поставщика Высочайшего Двора золотошвейных изделий, изготовить по сделанным им рисункам плащаницу, хоругви и одеяния священника.
Как и в Дюльбере, каждый фасад, сохраняя единый архитектурный стиль, настолько своеобразен и отличен от других, что полное художественное восприятие здания может быть достигнуто только при обозрении его с разных ракурсов.
Все жилые и хозяйственные постройки в имении, выдержанные в том же стиле, создавали вид современной уютной шотландской деревушки, живописно раскинувшейся на склоне скалистого мыса. В интерьерах комнат такое же впечатление оставляли мебель от английской фирмы Хэмптон, английское серебро и посуда, обивочные ткани и обои, выдержанные в модной цветовой гамме.
Среди подрядчиков, принимавших участие в строительстве Харакса, можно обнаружить фамилии тех, кто затем в 1910-11 гг. столь же успешно проявил себя в царской Ливадии: это каменщик Пасхалиди, плотник Канащенков, мастера кузнечных и слесарных работ Перфильев и Менье, мраморщик Фирис, художник Славцов и др.
При создании парка в великокняжеском имении вновь проявился талант Н. П. Краснова как ландшафтного архитектора. Сообразуясь с условиями местности, расположением композиционного центра усадьбы — дворца или виллы, вкусами заказчика, он каждый раз по-новому подходил к проектированию основных элементов парка. Удивляет его прекрасное знание флоры Средиземноморья. В письмах к Георгию Михайловичу Краснов объясняет, почему он помещает тот или иной вид растения перед фасадами зданий, при оформлении аллей, площадок, подпорных стен и шоссейной дороги, как подобранные им сочетания цветников, кустарников и деревьев будут смотреться через год или 75 лет спустя.
[26] Как уже заметил читатель, о многих работах нашего выдающегося зодчего мы, к сожалению, можем теперь говорить только в прошедшем времени.
Некоторые черты характера и, главное, наклонности Георгия Михайловича напоминали в. кн. Петра Николаевича: те же мягкость, деликатность, увлечение искусством, незаурядные способности к живописи и рисованию. Последнее нашло в конце концов очень удачное применение: в 1896 году Николай II назначил его директором Русского музея Императора Александра III в Петербурге, и великий князь принимал самое горячее участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры.
Его собственное уникальное собрание старинных русских монет не имело себе равных в нумизматике, причем Георгий Михайлович несколько лет упорно работал над многотомным каталогом своей коллекции с полным историческим описанием каждого экспоната.
Предчувствие не обмануло Георгия Михайловича: 28 января 1919 года вместе с тремя другими великими князьями он был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости. Его супруга, в. кн. Мария Георгиевна и две дочери, Нина и Ксения, оказались к началу бурных событий февраля 1917 года в Англии и в Россию больше не возвращались, сохранив тем самым себе жизнь.
Но вернемся к предвоенному Крыму.
Много и с большим творческим подъемом работал Н. П. Краснов и в крымских имениях князя Феликса Феликсовича и княгини Зинаиды Николаевны Юсуповых. 22 февраля 1914 года эта одна из самых знатных и богатейших аристократических семей России породнилась с Романовыми: оставшийся к тому времени единственным сын Юсуповых князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон-младший женился на племяннице Николая II, княжне Императорской крови Ирине Александровне.
[28] В. кн. Александр Михайлович и в. кн. Ксения Александровна, сестра Николая II,-родители княжны Императорской крови Ирины Александровны (1895-1970).
Перечень бесчисленных драгоценных подарков, преподнесенных новобрачным родителями и членами царской семьи, включая самого Николая II и императрицу Александру Федоровну, которые присутствовали на свадьбе, — поражает воображение. Из них выберем для описания те, которые имеют прямое отношение к появлению в Крыму новых прекрасных вилл.
[29] Коккоз (тат.) — голубой глаз.
[33] Дом Юсуповых не сохранился.
[34] Был разрушен землетрясением 1927 года.
[35] Соответствовал воинскому званию генерал-майор.
Затем, как и многие беженцы из России, они переехали с Мальты в Белград, столицу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, которое с января 1929 года стало называться Королевством Югославии. Этой стране, предоставившей ему возможность продолжать творческую работу и приют семье, выдающийся архитектор отдал весь свой талант и знания, не востребованные новой властью на родине.
Умер Н. П. Краснов в Белграде 8 декабря 1939 года и похоронен в русском секторе кладбища близ Иверской часовни. Только спустя 50 лет после его смерти, в Ялте, где прошел самый плодотворный период жизни зодчего, появилась в память о нем скромная табличка на одной из маленьких улочек центра города.
Поделиться "Марина Земляниченко. Крымский архитектор Николай Краснов"
1,767 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
В первые несколько лет работы в Ялте Краснов учился ориентироваться в совершенно непривычной для него обстановке. Сейсмоопасность Южнобережья, сложнейший рельеф местности, частые оползни, каменистый грунт, особенности климата и местных строительных материалов, — всё это заставляло по-новому подходить к решению технических вопросов. Кроме того, пёстрый многонациональный состав населения, ориентированного в основном на обслуживание приезжающей на отдых и лечение публики, накладывал своеобразный отпечаток и на деловые отношения. Первые два года жизни в Ялте Краснов в основном был занят строительством общественных сооружений по благоустройству городского хозяйства, либо же выполнением мелких заказов граждан (торговые ларьки, пристройки к домам, конюшни и т. п.).
Одним из первых поручений Городской Думы архитектору было курирование работ по расширению набережной, прокладки канализации и строительства мола. Эти важнейшие для города-курорта работы были полностью завершены к началу 1890-х годов. В этот же период Николай Петрович возглавил группу врачей и архитекторов для разработки нового плана Ялты, который учитывал специфику складывавшейся в городе строительной ситуации, предусматривал прокладку новых улиц и переименование старых. Именно Краснов предложил лимитировать ширину улиц, что позволило в будущем устранить хаотичность частных застроек. План был утверждён в 1894 году.
Вскоре Краснов создаст ещё одно культовое сооружение — часовню в честь Св. Николая, украсившую набережную вблизи мола. Её постройкой городские власти в сентябре 1894 года решили отметить намечавшееся бракосочетание наследника престола цесаревича Николая Александровича с принцессой Алисой Гессенской. Часовня, выполненная в старорусском стиле из грубо отёсанного местного серого известняка, органично вписалась в площадь перед портом. Она стояла на том месте, откуда лучше всего была видна с причала, где обычно швартовалась императорская яхта.
Популярность Краснова в городе растёт, всё чаще к нему поступают заказы от владельцев земельных участков в Ялте или её окрестностях на проектирование и строительство дач и особняков. Перед талантливым, широко образованным и стоящим на высоте художественных и технических знаний своего времени архитектором открывались широкие возможности. Теперь он в полной мере мог осуществлять свои творческие замыслы и в то же время, оставаясь городским архитектором, органично включать построенные им здания в общий облик города. Первые серьёзные частные заказы Краснову датируются 1889 годом. По сохранившимся чертежам можно судить о том, что уже тогда он начал искать новые подходы к архитектуре южного приморского города.
Успех вдохновил Краснова, дал уверенность в своих силах. Именно в усадебном строительстве и создании дворцово-парковых ансамблей наиболее ярко проявились высокий художественный вкус архитектора и неординарность подходов к проектированию крупных оригинальных зданий в условиях Южнобережья. И чтобы полностью посвятить себя любимому делу, в июне 1899 года Краснов пишет заявление в Ялтинскую Управу с просьбой освободить его от должности городского архитектора.
Удивительно гармонично удалось зодчему соединить в единый ансамбль два рядом стоящих здания разных архитектурных стилей — построенный им дворец и домовую Крестовоздвиженскую церковь, возведённую Монигетти в 1862-1863 годах. С большим тактом он вносит изменения в работу своего знаменитого предшественника: увеличивает притвор церкви примерно вдвое, что даёт возможность устроить новый вход в храм, и соединяет его открытой галереей с аркой ворот внутреннего Итальянского дворика. Галерея выполнена в виде византийской аркады, покоящейся на мраморных колоннах и завершающейся ажурными ручной ковки воротами работы итальянских мастеров конца XVIII века. Блестящее завершение строительной кампании 1910-1912 годов в Императорском имении принесло ялтинскому архитектору Краснову всеобщее признание и почести: в октябре 1911 года он был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, награждён орденом Св. Владимира 4-й степени, а через два года Петербургская Академия художеств единогласно избрала его своим академиком.
В 1912 году Краснов был назначен архитектором Ливадийского имения с широким кругом полномочий. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению многих его замыслов, в том числе по дальнейшему преобразованию Ливадийского парка. Сохранились его эскизы и чертежи, отражающие поиск наиболее выразительных малых форм украшения различных уголков парка — беседок, лестниц, мостков, скульптур и т. п.
Эта молодая страна дала тогда приют большому количеству эмигрантов из России. Ни в одной из западных стран не было столь благоприятного сочетания факторов, облегчавших жизнь русской диаспоры, как в Югославии. Её главным покровителем стал король Александр I Карагеоргиевич, в юности — воспитанник Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, сторонник традиционных исторических и культурных связей России и Сербии. Немалую роль в поддержке беженцев играли и русофильские настроения в обществе, понимание того, что их стране, разорённой мировой войной, жизненно необходимы эти тысячи высококвалифицированных русских специалистов, лояльно настроенных и готовых довольствоваться относительно скромными условиями жизни.
Краснов вошел в число ведущих архитекторов Белграда, оказавших в период между двумя мировыми войнами решающее влияние на формирование нового облика столицы и её пригородов. По его проектам строились монументальные государственные здания, мемориальные соборы и церкви, городской театр и крупные многоэтажные жилые дома, архитектурно оформлялись военные кладбища.
Умер Η. П. Краснов в Белграде 8 декабря 1939 года и похоронен в русском секторе кладбища недалеко от Иверской часовни рядом с женой, Анной Михайловной.
В СССР его имя долгое время сознательно замалчивалось, как и имена многих деятелей науки, искусства и литературы, эмигрировавших из большевистской России. Любимое творение выдающегося зодчего, Императорский дворец в Ливадии, в какой-то мере повторил судьбу своего создателя. Воздвигнутый напряженным трудом талантливых и умелых строителей дворец только из-за того, что был особенно любим последним Романовым, многие десятилетия после Октябрьского переворота не только не признавали памятником архитектуры, но и вообще пытались ставить под сомнение его художественные достоинства. Тщетно было искать в литературе советского периода по истории русского зодчества какое-либо серьёзное описание его архитектурных особенностей. Последнему двор- цу русских царей пришлось выдержать много драматических испытаний: Гражданскую и Великую Отечественную войны, землетрясение 1927 года, ливни, бури, невежество и преступное равнодушие чиновников. Но до сих пор дворец в Ливадии остаётся одним из самых ярких украшений Южного берега Крыма и гордостью нашей отечественной архитектуры.
Архитектор Высочайшего Двора академик Николай Петрович Краснов 1869–1934
Читайте также: