Студенты из африки вич
Уже в начале 80-х годов ученые не сомневались, что наиболее острые проблемы нового заболевания удастся скорее всего разрешить при изучении особенностей СПИДа в Африке. К этой мысли подводили удивительные черты сходства возбудителей человеческого СПИДа, с вирусом, выделенным у зеленых африканских мартышек, чрезвычайно высокая заболеваемость и зараженность в странах Центральной Африки, новые разновидности ВИЧ у населения Западной Африки, наличие в этих областях большого числа молодых людей с саркомой Капоши.
Кроме того, анализ случаев СПИДа в Западной Европе показал, как уже отмечалось, что часть больных или заразилась в Африке, или имела сексуальный контакт с жителями этого континента.
Из бесед с врачами, практиковавшими в Африке в 60-х и 70-х годах, стало ясно, что и в те годы здесь наблюдались СПИД-подобные заболевания. В 1986 году диагноз СПИДа был подтвержден в Киншасе (Заир) более чем у 80 процентов лиц, у которых ранее регистрировался СПИД-подобный синдром. У африканцев, леченных в Бельгии и Франции, начало заболевания можно датировать 1980 годом. С того времени число выявляемых больных стало нарастать эпидемически.
По мнению некоторых ученых, СПИД в течение многих лет распространялся среди представителей бедного сельского населения Центральной Африки, которые не выезжали в Европу, и, следовательно, у них не мог быть своевременно поставлен диагноз. Обоснованность такого предположения подкрепляется следующим фактом. В мае 1984 года в одном из госпиталей Восточного Заира обследовали 250 больных без признаков СПИДа. У 12 процентов из них обнаружилось высокое содержание в крови антител к ВИЧ, у 12,5 — низкое. Вполне вероятно, что в этой области издавна были многочисленные случаи СПИДа или родственных заболеваний.
Гипотеза о месте происхождения СПИДа подверглась критике со стороны правительства и ученых ряда стран Африки. В обращении 50 ученых к участникам Международного симпозиума по африканскому СПИДу, проходившего в Брюсселе, говорилось, что СПИД — глобальная проблема и неправомерно делать упор именно на Африку; к тому же это может неблагоприятно отразиться на развитии туризма и иностранных инвестициях в странах континента. Подчеркивалась необходимость осторожности при оценке результатов тестирования сывороток, длительно хранившихся в замороженном состоянии, так как ложно положительные реакции наблюдаются тем чаще, чем больше возраст сывороток (антитела к ВИЧ содержались даже в сыворотках, собранных в 1959 году в Заире)…
Вместе с тем сообщения из Африки становятся все более тревожными. Только в университетской клинике в Киншасе с октября 1983 по декабрь 1984 года было 93 случая СПИДа, а в начале 1985 года в той же клинике антитела к ВИЧ нашли у 60 из 117 больных. Указывается на связь эпидемиологии СПИДа с эпидемиологией саркомы Капоши: в 1983 году в Лусаке (Замбия) выявлена новая агрессивная эпидемическая форма саркомы Капоши: 18 таких больных оказалось в 1983 году, 22 — в 1984-м и 19 — в течение первых четырех месяцев 1985 года, причем у 91 процента больных были антитела к ВИЧ.
Сейчас многие ученые считают, что изучение СПИДа в Африке очень важно для выяснения его природы и происхождения. Так, в США у 53 процентов лиц, в организме которых есть антитела к ВИЧ, отмечалась и реакция с белками вируса обезьяньего СПИДа, тогда как с ними взаимодействовали почти все сыворотки инфицированных СПИДом африканцев. Это может свидетельствовать о том, что варианты ВИЧ, свойственные этому континенту, более родственны вирусам обезьян, чем варианты, циркулирующие в США. О возможном африканском происхождении СПИДа говорят также приведенные нами ранее данные о родстве ВИЧ с вирусами различных видов обезьян и о выделении у людей новых разновидностей ВИЧ, близко родственных вирусам приматов.
Вирус, сходный с ВИЧ, получен также в некоторых стадах африканских овец, у которых выявлено СПИД-подобное заболевание с прогрессирующим течением.
В Африке, по материалам ученых, ВИЧ распространяется преимущественно через гетеросексуальные контакты (заболевание здесь одинаково часто у мужчин и женщин).
Существенная особенность — высокий процент заражения детей от матерей. В Замбии и Заире ВИЧ находят у 6—15 процентов детей в возрасте до двух лет. В целом на континенте до 2/3 детей заражены ВИЧ, очевидно, через молоко инфицированных матерей или через родовые пути.
Развитие инфекций и злокачественных опухолей
Заметим, в Африке болеют СПИДом две основные возрастные категории: до 5 и после 14 лет, то есть с момента полового созревания. Меньшую заболеваемость в период от 5 до 14 лет можно объяснить тем, что многие инфицированные дети погибают в течение первых двух лет жизни от СПИДа. Кроме того, в этот период они наиболее чувствительны к другим распространенным там инфекциям (малярии, туберкулезу и пр.). При анемии, вызванной малярией, малышам делают переливание крови, с которой нередко заносят ВИЧ.
Как известно, СПИД в Африке распространяется и путем проституции.
Распространенность СПИДа у детей отчасти связана с тем, что они подвержены малярии. Это приводит к малокровию и необходимости переливания крови, которая, как говорилось, в Африке нередко инфицирована ВИЧ.
Способствуют развитию СПИДа и нарушения целостности кожи, когда используют нестерильные инструменты при медицинских вмешательствах или с косметической целью. Отметим, что медицинские работники, как и наркоманы, нередко пользуются здесь нестерильными шприцами.
Переносчиками вируса могут быть постельные клопы, несмотря на то что ВИЧ в их организме сохраняется не более часа. Чрезвычайная скученность и антисанитария позволяют предположить, что такой способ заражения — через клопиные укусы — не исключен (педиатрический СПИД наблюдается в АФРике в 15—22 процентах случаев заболевания, тогда как в СШАм— 1—1,5 процента).
Благоприятный для СПИДа фактор — плохое питание населения, что опять-таки чревато развитием иммунодефицита и повышением чувствительности к ВИЧ.
Определенную негативную роль играет нежелание правительств ряда стран континента информировать людей о СПИДе.
Итак, изучение механизмов разрастания эпидемии в Африке подводит к выводу, что главный ее канал — сексуальные связи между гетеросексуалистами. На втором месте стоит применение нестерильных шприцев и других инструментов. Следовательно, в странах Центральной Африки СПИД стал преимущественно венерической болезнью.
Это дает основание считать, что по мере увеличения числа вирусоносителей в мире зараженность гетеросексуа-листов будет неуклонно увеличиваться.
Эксперты предсказывают, что в ряде городов Африки в ближайшие 5 лет заболеют СПИДом до 7 процентов женщин и 5 — детей в возрасте до двух лет, а в последующие 5 лет СПИД следует ожидать у каждого четвертого родившегося ребенка.
По выкладкам ВОЗ, сейчас 2—5 миллионов африканцев инфицированы ВИЧ, а в ближайшие 10 лет около полутора миллионов жителей континента могут погибнуть от СПИДа. Министр здравоохранения Уганды И. С. Окварре предполагает, что к 2000 году 50 процентов сексуально активных взрослых африканцев станут носителями ВИЧ.
По данным Дж. Манна и сотрудников (В мире науки. 1988. № 12), во многих городах Конго, Руанды, Танзании, Уганды, Замбии и Заира в сексуально активных возрастных группах от 5 до 20 процентов населения уже инфицировано ВИЧ. Степень заражения среди проституток колеблется: 27 процентов в Киншасе (Заир) , 66 — в Найроби (Кения), 88 — в Бутаре (Руанда). В настоящее время ВИЧ выявлен почти у половины всех обитателей больничных палат в этих городах. Зараженными оказываются от 10 до 25 процентов женщин детородного возраста, то есть не меньше чём на 25 процентов прибавится детская смертность. Ожидается, что к началу 90-х годов гибель взрослого населения от СПИДа в тех же городах вырастет в 2—3 раза.
По официальным цифрам ВОЗ, на 30 апреля 1989 года в Африке зарегистрировано 23 262 больных СПИДом. Однако истинное их количество значительно выше, ибо много больных не обнаружено, да и ряд стран заинтересованы в заведомо заниженных показателях. Так, эксперты подсчитали, что уже в середине 1988 года в Африке было свыше 100 тысяч больных и что в ближайшие 5 лет заболеют еще 400 тысяч человек.
По мнению специалистов Гарвардского университета, в 1995 году убытки Заира от СПИДа составят 350 миллионов долларов, или 8 процентов валового национального дохода этого государства в 1984 году. Экономические потери всех стран Центральной Африки оцениваются к 1995 году в 980 миллионов долларов, что может привести там к политической дестабилизации.
Ежегодные расходы Уганды на охрану здоровья каждого человека равны стоимости одного обследования крови на СПИД. Вместе с тем стоимость лечения 10 больных СПИДом в США равняется примерно 450 тысячам долларов в год — это больше, чем весь бюджет главного госпиталя в Заире, где около 25 процентов детей и взрослых, поступающих на лечение, заражены ВИЧ.
Как россиянин очутился в самом опасном месте планеты и смог выжить
Фото: Mike Hutchings / Reuters
Сегодня я хочу показать вам негатив Южной Африки. Я бывалый путешественник и за свою жизнь посетил уже больше 50 стран, а в рамках этого кругосветного путешествия на велосипеде ЮАР — пятнадцатая страна.
Энергия несовместимости
Когда-нибудь появится виртуальная реальность такого уровня, что посмотреть мир можно будет не выходя из дома. Если же вы хотите сейчас поглубже прочувствовать данную статью, предлагаю вам перед прочтением выпить стакан молока и закусить солеными огурцами или съесть что-нибудь еще абсолютно несовместимое друг с другом. Так вы сможете на своем личном опыте ощутить энергию несовместимости, которую таит в себе Южная Африка.
Фото: Константин Колотов
Здесь мне встретились самые добрые отзывчивые и прекрасные люди и те, кто меня грабил на ходу и практически на моих глазах убивал людей. Это столкновение и сосуществование двух противоположных энергий и стихий. И вы должны знать об этом, чтобы иметь более четкие представления о мире.
Вы уже выпили свой стакан молока и закусили его огурцами? Тогда открываем двери в ЮАР. В прошлой статье я рассказал вам, как в первый же день моего пребывания в ЮАР на подъезде к городу Кейптаун на меня было совершено дерзкое нападение — прямо на ходу меня повалили на землю и ограбили. Местные полицейские подоспели вовремя, в противном случае у меня бы отняли не только телефон, но и все, что есть, включая мою жизнь.
Гетто
Думаете, байки? Попробуйте прогуляться по пригородам Йоханнесбурга, Дурбана или Кейптауна — самым большим и красивым городам ЮАР. По официальной статистике, эти города признаны самыми опасными городами планеты, наряду с такими местами, как колумбийский город Кали, пакистанский Карачи и сомалийский Мадоши. В Кейптауне, где я сейчас нахожусь, на 100 тысяч жителей совершается 8 тысяч 428 преступлений. Это просто безумный разгул преступности, если учесть тот факт, что в городе проживает всего 3,75 миллиона жителей. Почти 300 тысяч преступлений в год!
Фото: Константин Колотов
Пока я ехал на велосипеде, мне вслед свистели и что-то выкрикивали. А я ехал и думал, что у меня, черт побери, еще и сумочка поясная с документами висит, а значит, в любой момент все может начаться опять. Но на меня никто не нападал. Через пару минут я понял, что все дело в том, что с тыла меня прикрывал коп на полицейской машине. Через десять минут мы въехали в полицейский участок. Он был похож на крепость: высокие стены, электрические провода, гарантирующие смерть или увечья любому желающему коснуться стены.
В участке я окончательно убедился, что полицейские здесь — это не столько стражи порядка, сколько философы, мотивационные тренеры и мыслители.
— Вы будете составлять протокол? Будете искать преступников и мой телефон?
— Нет. Но не переживай. Вещи — это не самое главное, главное, что ты живой.
Впоследствии мои местные друзья (они появились у меня позже, уже после нападения) рассказали, что в некоторые районы и в том числе в тот, куда я въехал тогда, белые люди не заезжают даже на машинах. Потому что выехать оттуда уже не получится. Каждый раз, когда я рассказывал свою историю прибытия в Кейптаун, я слышал подобные слова. И все мои новые друзья так смеялись, говоря о том, что оттуда живыми белые люди не возвращаются, что я понял: японские самураи, презиравшие смерть, просто трусишки по сравнению с белыми жителями ЮАР.
Фото: Константин Колотов
Dura lex
По сути в ЮАР работа полиции имеет скорее номинальный характер. Более того, законодательство в стране выстроено таким образом, что прав у грабителей едва ли не больше, чем у жертв. Например, если вас грабит какой-нибудь наркоман, а вы ненароком убили или ранили его, защищая свою жизнь или имущество, то судить будут не его, а вас. Потому что он при ограблении был голоден или находился в состоянии аффекта, а вы жадный белый скряга. Что-то в этом есть, не находите?
Другой пример абсурдного закона: если в ЮАР на вашей приусадебной территории, на газоне у дома какие-то бездомные поставят палатку и начнут жить, разбрасывать бутылки и ходить в туалет под вашу дверь, то вы самостоятельно не можете их прогнать. Более того, не прогонит их и полиция. Вы обязаны пойти в суд, выиграть дело и только после этого с ордером идти в полицию с просьбой выгнать захвативших ваш двор временных землевладельцев. Да что там захват двора. Если вы уехали в отпуск на длительный срок, то по приезде можете обнаружить, что в вашем доме живет какой-нибудь бывший наркоман, организовавший в нем притон. И выгнать его снова можно лишь через суд. И жить с ним не получится: обычно такие ребята имеют скверный характер и пистолет в придачу. В общем, пока не выиграете суд, бомжом будете вы. Такой вот круговорот домов в ЮАР.
Дети апартеида
Как же они до такого дожили? Все началось после Второй мировой войны, когда страна стала окончательно независимой от Британской империи, и в ней был установлен режим апартеида. Все жители страны делились по цвету кожи и должны были жить отдельно друг от друга в специально отведенных для этого местах. Первая категория — это белые люди, которых в стране насчитывалось около пятнадцати процентов. Они жили хорошо, я бы даже сказал, богато. А вот черное большинство жило очень тяжело, люди влачили нищенское существование.
Легендарный борец за свободу Нельсон Мандела и еще десяток его сторонников при этом режиме считались террористами, в какой-то момент были пойманы и посажены в тюрьмы. Мандела отсидел 27 лет в тюрьме строго режима. Я видел тот остров, где он прожил половину жизни. Это действительно испытание не из легких. Режим держался почти 50 лет. Но ничто не вечно под луной. Без кровопролития, войны и революции режим апартеида был свергнут, а на его место пришла система всеобщего свободного голосования.
Все поменяли. Причем поменяли с точностью до наоборот. Начался расизм уже в отношении белых. Их начали ущемлять в правах, унижать, принижать, грабить. Например, сейчас белому в ЮАР достаточно сложно устроиться на официальную работу, потому что в штате компании по закону, черных должно быть не менее 70 процентов вне зависимости от профессионализма и опыта работы. В итоге качество производства и услуг в стране падает катастрофически.
Даже при том что 70 процентов работников на любом предприятии должны быть черными, количество чернокожих безработных огромно. Чернокожим безработным государство выплачивает пособия, строит для них дома бесплатного проживания. Эти законы привлекают в ЮАР людей со всей Африки: нигерийцы, сенегальцы, гвинейцы, замбийцы и другие жители менее развитых стран континента едут сюда в поисках лучшей доли.
Они нелегально переходят границы и селятся в этих бесплатных гетто-трущобах. Поскольку работать они не могут, а часто не особо и хотят, то начинают формировать банды, которые держат в ужасе как белое, так и черное население.
Фото: Константин Колотов
Та же девушка рассказывала мне, что социальная служба периодически забирает из этих гетто детей. Один из мальчишек, живущий сейчас в интернате при соцслужбе, без сопровождения не может подниматься на второй этаж — боится. Также он категорически отказывается выходить во двор — тоже от страха. То, что он видел во дворах своего родного гетто, навсегда останется с ним.
В общем, с отменой апартеида белые стали жить хуже, но и черные не стали жить лучше. Некоторые их них наконец узнали, что такое поликлиника и больница, школа. Но цена этого, на мой взгляд, непомерно высока.
Кара небесная
Местные рассказали мне о том, что на сегодняшний день несколько миллионов детей остались сиротами, потому что их родители умерли от СПИДа. Все, что связано с проблемой ВИЧ и СПИД в ЮАР, подвержено социальной стигматизации. Чернокожее население верит, что ВИЧ — яд, который привезли с собой колонизаторы из Европы. Они полагают, что их заразили с целью уничтожить популяцию чернокожих. ВИЧ для них что-то вроде древнего проклятия, а значит, можно пойти к шаману, колдуну или святому человеку и излечиться.
В ЮАР более 15 процентов населения заражены ВИЧ. Мандела, став президентом в 1994 году, не уделял особого внимания проблеме ВИЧ в ЮАР. Более того, он утверждал, что у него нет времени на эту ерунду, поскольку в стране было множество других проблем. Но в 2005 году от пневмонии, вызванной СПИДом, умер его старший сын, после чего Мандела изменил свое мнение.
Бремя белого человека
Кстати, эти города из трущоб зачастую возникают спонтанно. Например, две недели я прожил в элитном поселке под Кейптауном под названием Комики. Его можно сравнить с рублевскими поселками в Московской области или с застройкой на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Живут здесь белые богатые люди. В поселке можно найти дома стоимостью 10 миллионов долларов и больше. Находится поселок на берегу океана в окружении гор и прочей неземной красоты.
В один из прекрасных солнечных дней мы гуляли по пляжу в Комики и увидели похоронную процессию. Оказалось, хоронят местного серфингиста. За пару дней до этого вечером парень ехал на машине из одной деревни в другую. Те самые пять километров. Остановился на перекрестке на красный свет и был застрелен с целью ограбления. Между двумя элитными поселками, вдали от большого города. Во избежание подобных случаев существуют официальные рекомендации: после 18:00 (после заката) не останавливаться на красный свет, а продолжать ехать. За это вы не будете оштрафованы, ведь если вы этого не сделаете, то можете быть убиты.
Фото: Константин Колотов
Прилетая в любой международный аэропорт ЮАР, вы можете увидеть табличку-памятку о том, как действовать в случае ограбления. И если вы все же прилетите в ЮАР, то я вам от души рекомендую отнестись к этой информации серьезно и тщательно ее изучить. Из нее вы можете узнать: что нельзя сопротивляться, если вас грабят, что необходимо покорно все отдать, что нужно стараться запомнить, как выглядит грабитель (не понимаю, правда, зачем). Есть и еще более удивительные памятки. Например, как вести себя, если у вас угоняют машину, в которой сидит ваш ребенок.
Жизнь белого населения в городах протекает исключительно за колючей проволокой. По улицам здесь никто не ходит пешком, все передвигаются на машинах. Даже 100 метров тоже проезжают на машине. При этом никто не садится в машину не спеша. Сев в автомобиль, у тебя есть несколько мгновений, чтобы заблокировать двери, завести двигатель и тронуться с места. В Кейптауне это распространено в меньшей степени, но в Йоханнесбурге угон машин с выкидыванием хозяев из нее на ходу — это что-то вроде национального вида спорта.
Вероятность, что это произойдет, если вы припарковались вне охраняемой территории, 50 на 50. Поэтому с закрытой территории, где живут белые люди, они приезжают на свою работу, где также есть охраняемая стоянка, после работы едут в большой магазин, где есть паркинг с охраной, а потом обратно — за решетку любимого дома. Дома, кстати, охраняются не только решетками и заборами, но и 50-60 процентов домов обнесены проводами высокого напряжения.
Есть, конечно, на окраинах большие жилые зоны, где можно гулять по набережной и любоваться океаном. Есть также маленькие города, где жить и передвигаться гораздо безопаснее. Например, тот же Виллингтон, где я прожил первые две недели по приезде в ЮАР. Но и здесь после комендантского часа я не чувствовал себя спокойно. После 18:00 на улицу лучше не выходить без сопровождения вооруженной охраны.
В ЮАР очень плохо развит общественный транспорт — можно сказать, его нет вообще. Исключение составляют микроавтобусы, которые в большом количестве ездят по городу, но передвигаться в них белому человеку опасно для жизни. Я лично столкнулся с тем, что не смог переехать из города Веллингтон в Кейптаун. Расстояние всего 70 километров, есть даже электричка, но ехать в ней опасно.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Фото: Константин Колотов
Это нисколько не смутило грабителя и, чтобы продемонстрировав свою честность и серьезность намерений, он отстрелил сомневающемуся два пальца на руке. Пистолет оказался настоящим. Других желающих спорить не нашлось. Наш друг, как и все остальные, отдал все, что было в его карманах, и живой и радостный приехал к нам в гости. Тоже, наверное, когда-то обращался в полицию и узнал, что вещи — не главное, а надо радоваться, что живой.
Вы спросите, почему белые не уезжают оттуда? Они и уезжают. Очень много людей с 2000 года бросили свои дома, бизнес, прежнюю жизнь в ЮАР, собрали вещи и отправились в поисках лучшей доли в Австралию, Новую Зеландию, Великобританию и США. И поток уезжающих не прекращается.
По моему ощущению, ЮАР стремительно движется в пропасть, так же как когда-то Сенегал и другие бывшие колонии. Получив свободу и независимость, в ЮАР тут же начали рыть себе могилу. В диком животном желании, в глупости и ненависти они решили разрушить до основания прежний мир и на руинах построить новый. Для русских это желание знакомое. Но опыт других африканских стран (да и России) говорит о том, что, разрушив до основания, построить нечто лучшее не обязательно получится. Разрушив что-то, люди обычно остаются жить на руинах. Печально.
Впрочем, я уже устал нагонять жуть. Это лишь негативная сторона ЮАР, с которой я столкнулся. Об этом вам не расскажут в рекламных туристических проспектах. Там обычно говорят о чудесах Южной Африки. И я подтверждаю, что несмотря на все ужасы, описанные мной выше, я считаю ЮАР самой красивой, самой яркой, самой передовой страной Африки. А Кейптаун и его окрестности для меня на сегодня — самые красивые места, которые я видел в жизни.
Мэттью Уилман — Matthew Willman (MW), Артем Кравченко — Artem Kravchenko (AK).
AK: Интересно узнать, как обстоят дела с ВИЧ в ЮАР. Я знаю, ты много занимался этим, расскажи о своей деятельности на этом поприще.
MW: Я начну с самого начала. Все, что связано с проблемой ВИЧ и СПИД в ЮАР, подвержено социальной стигматизации. Чернокожее население верит что ВИЧ — яд, который привезли с собой колонизаторы из Европы. Они полагают, что их заразили с целью уничтожить популяцию чернокожих. Это первая большая ложь, вторая — ВИЧ наподобие древнего проклятия, а значит, можно пойти к шаману или колдуну, святому человеку, и излечиться. В африканских сообществах эта проблема трактуется абсолютно неверно.
В начале и середине 90-х в ЮАР и других странах на юге континента ВИЧ был связан исключительно с гомосексуальными отношениями и с употреблением [инъекционных] наркотиков.
Я живу в провинции, которая называется Квазу́лу-Ната́ль (KwaZulu-Natal). В этой провинции самый высокий процент инфицированных во всей Африке.
AK: Какой?
MW: 26 %. И он постепенно рос до этих цифр на протяжении 90-х и в начале двухтысячных.
АК: Насколько я знаю, проблема ВИЧ не очень широко обсуждалась вплоть до конца 90-х. Несмотря на то, что количество инфицированных ВИЧ выросло с 13 % (1993 год) до 20 % уже к концу десятилетия. Когда Нельсон Мандела стал президентом в 1994 году, он не уделял никакого внимания проблеме ВИЧ, более того, он утверждал, что у него нет времени на это, поскольку в стране было множество других проблем.
MW: Тогда не было никаких государственных программ, никакой политики относительно ВИЧ, а правительство, возглавляемое президентом Табо Мбеки (Thabo Mbeki), только препятствовало борьбе с заболеванием, не признавало, что ВИЧ является причиной СПИДа. Они говорили, что следует принимать витамин C и идти домой, мол, все будет хорошо. Тысячи людей умирали спустя буквально месяц.
Это сейчас на территории от Эфиопии вниз до Кейптауна существует около 52 организаций, борющихся с проблемой ВИЧ и СПИДа. Мы лоббируем правительство занять более решительную позицию и признать, что ВИЧ вызывает СПИД. Потому что у нас уже был министр здравоохранения, который уверял, что излечат лук и свекла. А президент утверждал, что если принять душ сразу после секса, то вы не заразитесь.
АК: Но в 2005 году от пневмонии, вызванной СПИДом, умер старший сын Манделы Магкахо (Makgatho). Общество обратилось к проблеме ВИЧ после этого события?
MW: Только после смерти сына Мандела признал, что одной из самых больших ошибок на посту президента было не обращать внимания на эту проблему раньше. В том числе правительство не хотело признавать проблему из-за финансовой составляющей. Нужно было потратить миллиарды на борьбу с болезнью, которых не было. Поэтому наилучшим решением проблемы стало ее игнорирование.
Если мы посмотрим на распространенность ВИЧ и СПИДа в ЮАР, то подавляющее большинство, 95 % случаев, приходится на беднейшие сообщества, на людей из сельской местности, которые распространяют вирус по незнанию, из-за отсутствия образования. Поэтому в ЮАР двигателем ВИЧ и СПИДа являются бедность и низкий уровень образования.
AK: Как именно бедность способствует такому быстрому распространению вируса?
— Ммм. у тебя хорошая машина, — говорит он.
— Ну да, она неплохая.
— Одежда-то у тебя тоже ничего.
— Ну да, нормальная одежда. Не дорогая, но вполне нормальная.
— У тебя, наверное, и денег немного есть?
— Ну да, у меня есть работа, я играю с ценными бумагами и все в таком духе.
— Что ты имеешь в виду?
— В нашем сообществе, в бедном сообществе, у меня нет машины, у меня нет денег, у меня нет одежды. Поэтому я использую свой пенис, чтобы получить то, что хочу.
И если ты не поймешь этой психологии, тебе никогда не понять ситуации с ВИЧ в ЮАР. Мужчина доминирует, используя свой пенис. У него не одна любящая жена, а множество партнеров. Вот где корень проблемы.
Ты живешь в обществе, построенном по западной модели: ты получил образование, ты не можешь просто идти по улице, размахивая своим членом. Мы живем в другом обществе. Вы используете мозг и интеллект, хорошо одеваетесь, чтобы привлечь внимание женщины или мужчины. Но в большинстве африканских сообществ правит пенис. Мужчина думает, что он лучше женщины, и должен заняться сексом со всеми: c этой женщиной, с той женщиной. Это способствует распространению вируса.
AK: Это такое мужское доминирование?
MW: Тотальное мужское доминирование, да, именно.
И последняя вещь, которую лидеры хотят устранить в ЮАР, — это мужское доминирование. Потому что в том числе за счет этого им удается удержаться во власти. Вот почему правительство говорит: нет, мы не хотим касаться этой проблемы, потому что большинство людей в сельской местности, особенно если мы говорим о выборах в Африканский национальный конгресс (African National Congress), — это их избирательная база, они не хотят раскачивать лодку. Кроме того, в начале 2000-х неправительственные, общественные и религиозные организации начали разрастаться и громогласно заявили о себе. Говоря о ВИЧ и СПИДе в ЮАР, нельзя подходить к лечению, точно копируя стратегию, словно идешь лечить от простуды или гриппа.
В большинстве африканских сообществ правит пенис. Мужчина думает, что он лучше женщины, и должен заняться сексом со всеми. Это способствует распространению вируса.
Кроме того, СПИД — еще и социальная проблема. Ты не можешь принимать АРВТ, если нет надлежащего питания или доступа к хорошей воде. Поэтому НКО очень быстро поняли, что к проблеме ВИЧ надо подходить комплексно, принимая во внимание полную картину в обществе: питание, обеспечение питьевой водой, проблемы взаимоотношения полов, наркоманию, все вместе.
AK: А как ты вообще попал в эти организации, что привело тебя туда?
MW: Когда мне было около 20, со мной связались ребята из НКО, маленькой благотворительной организации, как я тогда думал, предложили поснимать. Я никогда о них раньше не слышал, на тот момент хотел быть фэшн-фотографом, и не было никакого желания ввязываться в благотворительность — там никогда не бывает много денег. К тому же еще и тема ВИЧ. В 21 год это последнее, к чему я хотел иметь отношение.
Я наблюдал за их жизнью и фотографировал ее. И в первый раз за свои 21 год жизни я столкнулся с таким человеколюбием. Влюбился в это.
Организация, в которой я работал, называлась Oxfam — глобальная международная организация, третий по величине фонд в мире.
Автор фото: Matthew Willman
AK: Существует еще один путь распространения инфекции — инъекционные наркотики. Насколько серьезна эта проблема в ЮАР?
MW: Я не хочу сказать, что в ЮАР этой проблемы нет, но ВИЧ и СПИД в ЮАР — не проблема наркотиков. Думаю, менее чем в 20 % случаев это связано с инъекционным наркопотреблением. Как я уже сказал ранее, основная проблема в том, что мужчины насилуют женщин, что у некоторых из них по двадцать жен, что они изменяют им, ведут беспорядочную половую жизнь, и в мелких сообществах нет достаточного понимания, к чему это приводит и что с этим делать. А когда ты пытаешься обратиться к ним с разъяснениями, они начинают бросать в тебя камни, выгоняют из деревни, становятся довольно агрессивными, потому что все это связано также с деньгами и властью.
AK: В ЮАР есть программы сексуального воспитания? Рассказывают про барьерную контрацепцию как средство предотвращения распространения ВИЧ?
MW: Существует проект департамента здравоохранения, я не знаю, как он называется, но до сих пор они не особо преуспевают. Стоящую работу делают НКО и благотворительные организации.
Я работаю с НКО, которая занимается вопросами женской контрацепции, фемидомами, есть проект по гелям, которые нужно помещать во влагалище, — они убивают сперматозоиды и вирус в случае изнасилования. У нас один из самых высоких процентов изнасилований в мире. И это опять же проблема мужского доминирования.
Читайте также: