Чем хорошо качество тиф
Приветствую друзья! В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с изображениями, при фотографировании, создании сайта, сканировании, печати. Какой формат изображения лучше спросите Вы.
От формата, в котором сохранен файл зависит качество изображения, удобство его дальнейшего редактирования.
С развитием компьютеров и интернета появлялись новые форматы для записи изображений в файлы. Каждый формат имеет свои преимущества и недостатки.
В этой статье я решил попробовать разобраться какой формат изображения лучше и рассказать о наиболее распространенных форматах графических - JPEG, TIFF, PNG, и GIF.
Какой формат изображения лучше?
Цифровые камеры и веб-страницы обычно используют JPEG файлы — его алгоритм очень хорошо сжимает данные и итоговый файл получается небольшой. Однако JPEG использует алгоритм сжатия с потерями, что может явится сильным недостатком.
Формат JPEG для цифровых камер
Небольшой размер файла JPEG идет в ущерб качеству изображения. Степень сжатия можно устанавливать в настройках графических программ — ниже качество меньше файл изображения и наоборот чем выше качество тем большим размером получается файл.
JPEG почти единственный формат, который использует сжатие с потерями, позволяющий делать небольшие файлы более низкого качества. Есть режим сжатия без потерь — lossless JPEG.
Данный формат используется в случаях когда небольшой размер файла более важен, чем максимальное качество изображения (оптимизированное изображения для сайта, электронная почта, перенос на картах памяти и т.д.). Формат JPEG достаточно хорош для большинства случаев, главное не переусердствовать в сжатии.
Всегда помните что повторное редактирование файла формата JPEG ухудшает качество картинки, появляются артефакты, потому рекомендую всегда сохранять оригиналы изображений, которые в дальнейшем можно сжать.
Формат без потерь используемый для растровых изображений, считается самым лучшим форматом для коммерческой работы. Он применяется при сканировании, в полиграфии для качественной печати, распознавании текста, отправке факсов. Файлы в формате TIFF имеют значительно больший размер чем их аналоги в JPEG, и могут быть записаны без сжатия либо со сжатием без потерь.
Формат TIFF позволяет сохранять несколько слоев, что очень удобно при дальнейшем редактировании, и в отличии от JPEG может иметь разрядность 8 или 16 на канал. TIFF является наиболее универсальным, и как правило используется для хранения оригиналов изображений, которые в дальнейшем можно редактировать. Но имейте в виду что браузеры не отображают TIFF файлы.
Данный формат разработала компания CompuServe в 1987 году для первых 8-битных видеокарт компьютера и предназначался для передачи по dial up (модемному) соединению. В свое время он был самым распространенным форматом в интернете. GIF использует компрессию без потерь LZW, и очень хорошо сжимает изображения, в которых много однородных заливок (баннеры, таблицы, логотипы, схемы).
Глубиной цвета данный формат нас не радует, всего 8 бит (256 цветов максимум) и использовать его для хранения фотографий не рекомендуется (фото имеют 24 битную глубину цвета).
Данный формат поддерживает анимацию изображений, которая выражается в смене статичных картинок через определенный промежуток времени, которой можно задавать. Анимацию можно делать цикличной, что с успехом применяется при изготовлении банеров и аватарок.
Был создан сравнительно недавно для замены устаревшего GIF (браузеры показывают оба формата), и в некоторой степени более сложного TIFF формата. PNG является растровым форматом с использованием сжатия без потерь, не поддерживает анимацию и может иметь 48 битную глубину цвета.
Одно из преимуществ данного формата — можно указать уровень прозрачности для каждой точки, что позволяет делать плавные переходы из четкого изображения в фон. Основным применением является использование в интернет и редактирование графики.
Типов файлов в зависимости от цели использования:
Фотографические изображения | Графика, логотипы | |
Свойства | Фотографии 24-битный цвет и 8-бит ч/б | Графика с множеством сплошных цветов, с небольшим количеством цветов (до 256 цветов), с текстом или линиями |
Лучшее качество | TIFF или PNG (со сжатием без потерь) | PNG или TIFF (со сжатием без потерь) |
Наименьший размер файла | JPEG с высоким коэффициентом качества | TIFF или GIF или PNG (графика / логотипы без градиентов) |
Cовместимость (PC, Mac, Unix) | TIFF или JPEG | TIFF или GIF |
Худший выбор | GIF 256 цветов (очень ограничен цвет, и размер файла больше чем 24 -разрядного JPEG) | Сжатие JPEG добавляет артефакты, смазывается текст и края линий |
Итоги
Какой какой формат изображения лучше и как выбрать тип файла в зависимости от области использования:
- Лучшая компрессия — с потерями для маленьких файлов — JPEG, или без потерь для наилучшего качества изображений — TIFF и PNG
- Полноцветный RGB для фотографий — TIFF, PNG, JPEG
- Прозрачность или анимация для использования в графике — GIF и PNG
- Документы, штриховые рисунки, многостраничные текстовые, факс, и т.д. — TIFF
- Полиграфия где используется цветовая модель CMYK — TIFF
Естественно что в данном списке приведены не все форматы графических изображений, их намного больше, но в повседневной жизни обычно используются только эти.
- 4 элемента первого экрана продающего лендинга
- 3 простые и работающие формулы продающего заголовка
- анатомия конверсионной страницы
JPG (то же что JPEG) — стандарт, используемый плодовитыми фотографами. Он дает хорошее качество и предполагает самую быструю обработку практически во всех случаях. Это — самый популярный и совместимый формат изображений на планете. Он особенно популярен для тех же применений, для которых наиболее подходящи цифровые камеры, в первую очередь для съемки новостей, спортивных состязаний и других событий. В формате JPG Вы можете делать сотни или тысячи снимков за один раз, и при этом Вы получаете уже готовые для публикации файлы, не требующие дальнейшей обработки. Снимки в формате JPG получаются вполне нормальными, если цифровая камера установлена в режим NORMAL или FINE. Результаты получаются замечательными, причем эти результаты Вы можете использовать немедленно, без лишних затрат времени и ресурсов. Иногда снимки в форате RAW будут выглядеть отличными от снимков в формате JPG. Это обусловлено различием алгоритмов повышения резкости в камере (JPG) и в Вашем компьбтере (RAW). Вы можете предпочесть тот или другой. Если Вам не нравятся алгоритмы камеры, отключите режим повышения резкости в камере и делайте это другими средствами.
RAW разработан для людей, которые предпочитают много времени возиться с одним снимком. Для этих целей я использую пленку большого формата (4 x 5 дюйма), она дает гораздо лучшее качество. Вот почему я не пользуюсь форматом RAW. Формат RAW очень популярен у людей, снимающих пейзажи цифровыми камерами, но это — не тот вид съемки, для которого предназначены современные цифровые камеры. К сожалению, это становится популярным среди любителей, но помните, что для любителей вся прелесть — в возне с фотографией, а для возни цифровая технология — просто находка. Лично я сосредотачиваюсь на результате, для которого пленка большого формата предпостительнее. Это объясняет тот накал страстей, который исходит от увлеченных своим хобби людей, предпочитающих, конечно, устанавливать формат RAW на своих цифровых зеркалках, но я так не делаю. Формат RAW — также для людей, которые еще не научились правильно устанавливать экспозицию при съемке, хотя конечно формат JPG также позволяют менять эти параметры.
Формат RAW неоправданно утомителен, если Вы можете при съемке получить изображение с нужными параметрами. Формат RAW всегда требует дополнительных усилий по преобразованию полученных из камеры изображений в годный к употреблению формат. Полученные из камеры файлы в оормате RAW можно открыть только специальными программами, они требуют гораздо большего времени на обработку и, таким образом, замедляют технологический процесс. Фактически RAW не является стандартным форматом: файлы с расширением *.CRW, *.NEF или другим очень отличаются в каждой модели камеры. Вы должны обновить вашу программу конвертации, чтобы иметь возможность открыть файлы, полученные с камеры, которая оказалась у Вас в руках. У неня есть NEF-файлы от моего Nikon D70, которые я до сих пор не могу открыть, так как соответствующая программа до сих пор не выпущена. В профессиональной области эффективность технологического процесса определяется различием между ожидаемой прибавкой качества и потраченными на это усилиями. В любом случае RAW выглядит так же, как и хороший JPG.
Не обращайте слишком много внимания на коммерсантов, показывающих, как Вы можете восстановить детали в светах, которые были потеряны из-за переэкспонинования на полступени. Во-первых, трудно себе представить студийного фотографа, который делает серию снимков с переэкспонированием на полступени и не знает, как это поправить на цифровой камере. Это напоминает мне сериал комика George Carlin, когда он говорит, что самая глупая вещь, которую человек может сделать, это пытаться уехать от запаха бензина на автомобиле с открытым бензобаком. Я имею в виду, что Вы можете увидеть превышение экспозиции на мониторе Вашей цифровой камеры. Да, формат RAW хорош, когда нужно исправить эту ошибку экспозиции на полступени, если Вы ошиблись, но эту ошибку гораздо проще исправить на Вашей камере.
Если Вы собираетесь часами возиться с одним кадром или у Вас достаточно времени, чтобы терять его на чаты, подобные этому, тогда ставьте формат RAW и флаг Вам в руки! Только не забудьте сохранить результат в каком-нибудь стандартном формате, чтобы его можно было использовать впоследствии. Если Вы хотите получать и использовать отличные снимки сразу же, ставьте формат JPG и снимайте.
В реальных фотографиях RAW выглядит не лучше, чем JPG. Он только занимает место, тратит Ваше время и привносит риск, что Вы не сможете его открыть даже сейчас, не говоря уже о будущем. RAW подойдет Вам только если Вы сделали всего несколько дюжин снимков и хотите очень плотно поработать с ними в Photoshop. JPG подойдет Вам лучше всего, если Вы делаете несколько сотен или даже тысяч снимков в день и хотите использовать их прямо с камеры. Последний трюк — получение из одного файла нескольких с разными поправками экспозиции — легко сделать и в формате JPG, просто загрузите файл в Photoshop, а потом отрегулируйте уровни и кривые.
Пример 1: Один мой друг в первый же день после покупки Nikon D1X снимал футбольный матч. Он не подумал, что будет снимать так много, поэтому его единственная карточка на 256 Мб очень быстро заполнилась. Чтобы продолжать съемку, ему пришлось установить низкое разрешение (1312 x 2000) и низкое качество (BASIC JPG, 256 Кб). Потом он продал права на печать постера с одного из этих снимков обувной компании. Снимок после печати выглядел великолепно, и он получил за временное использование этого файла $1200. (Нет, конечно же он не продал права на снимок за такие маленькие деньги!) Конечно, он сог бы снимать в формате RAW, но тогда бы он не сделал бы этого снимка, так как карточка переполнилась бы гораздо раньше. Вместо того, чтобы остаться без снимков вообще, он предпочел получить отличный снимок!
Пример 2: Пока все вчера сидели в чате, я потратил день на консультацию по съемке дома стоимостью $7’000’000. Мы снимали камерой Canon 1Ds в формате RAW+JPG, так что мой клиент должен получить оба файла для последующего изучения. Я потратил полчаса на загрузку изабражений с карточки 1 Гб, и в дальнейшем мы никогда не использовали RAW-файлы. Мы использовали только JPG-файлы, и уже к вечеру мы имели обработанные, отпрофилированные и готовые для публикации в высококачественном издании файлы с разрешением 350 dpi. RAW-файлы ни на что, кроме лишней траты времени, не пригодились. Есть так же некоторая странность в том, как Canon 1Ds пишет файлы в формате RAW+JPG, об этом можно прочитать здесь.
Снимающие много фотографы пользуются форматом JPG, так как для них время — деньги, и они могут делать нормальные снимки с первого раза. Формат JPG, особенно с низким сжатием, предлагает такое же качество, как и RAW или TIFF, требуя гораздо меньше времени и усилий, если Вы можете правильно настроить Вашу камеру.
Формат JPG позволяет сэкономить больше времени, чем любой другой стандарт, при перекачке файлов, архивировании их на CD, обработке для автоматизированных web-галерей, подготовке к печати а лаборатории, при открытии файла, отправке файла клиенту и на самом деле во всем. Таким образом, поскольку в любой профессии время — деньги, JPG — лучший формат для фотографии.
JPG — самый популярный формат для хранения цифровых изображений в мире. Этот формат поддерживается наибольшим количеством технических устройств, фактически, даже DVD-плееры могут читать JPG-файлы с CD.
Способность делать хорошие снимки с первого раза — одно из свойcтв, которые хорошие фотографы приобретают с практикой. Для этого нужна камера, которая позволяла бы мгновенно настраивать чувствительность (ISO), баланс белого (WB), поправку экспозиции и резкость. Вот почему мне не нравятся камеры, у которых для этих настроек нужно залезать в меню. Хорошие камеры, позволяют делать большинство этих настроек мгновенно при помощи соответствующих кнопок, не требуя обращения к меню. Главным отличием профессиональной камеры от игрушки для новичка — нужно ли Вам пользоваться меню для того, чтобы делать настройки между снимками. Делая любой снимок, я всегда подстраиваю все эти регулировки когда свет или объект меняются, поэтому у меня нет времени возиться с меню.
Более любительские камеры, требуют от меня остановиться и поковыряться в меню чтобы настроить камеру перед каждым снимком. С такой камерой гораздо труднее мгновенно сделать превосходный снимок.
Хорошо сделанный снимок в формате JPG — это все, в чем я когда-либо нуждался.
Если бы у меня не было камеры, которая позволяла бы мне достигать требуемого результата с первого раза, тогда, возможно, мне пришлось бы пользоваться утомительным форматом RAW. Как ни странно, более простые камеры, которым формат RAW необходим, его не имеют, а лучшие камеры в нем не нуждаются!
Некоторые обеспокоены якобы низким качеством формата JPG. Это может быть вызвано тем, что в этом формате файлы могут иметь различное качество, высокое или низкое, и чаще всего мы видим файлы именно низкого качества.
Формат JPG предусматривает регулировку качества в противовес размеру файла. Файлы JPG большого размера, которые записывают цифровые камеры, содержат достаточно данных, чтобы артефакты не проявлялись, особенно при умеренном сжатии (как FINE на Nikon и Canon). Файлы JPG при правильных настройках качества не имеют видимых артефактов. Поиграйте с настройками как я: сделайте несколько снимков с разными установками качества (включая RAW) и разместите их на экране при 100%. Вы убедитесь лично.
Итак, при правильной настройке формат JPG не теряет качества, но имеет много неоспоримых преимуществ в использовании.
Формат RAW является совокупгостью нестандартных форматов, служащих только для того, чтобы переносить файлы с камеры на Ваш компьютер перед сохранением или обработкой. Эти файлы всегда требуют специального шага только для того, чтобы открыть их. После этого Вы можете сохранить их в годном к употреблению формате. Каждый изготовитель камеры имеет собственный несовместимый формат RAW.
Если у Вас есть лишнее время и Вас не пугает несовместимость, пользуйтесь форматом RAW. Если Вы за один раз делаете всего несколько снимков, не раздумывайте долго, формат RAW — то что Вам нужно.
Форматы RAW, подобные Nikon NEF или Canon CRW, предназначены для людей, которые имеют достаточно времени на то, чтобы исправлять свои ошибки при съемке. Эти люди обычно так же имеют достаточно времени чтобы просиживать в чатах подобных этому вместо того, чтобы идти и фотографировать.
Самое большое преимущество формата RAW в качестве состоит в том, что можно исправлять ошибки после съемки, поэтому если Вы сразу сняли правильно, большинство преимуществ формата теряются. Остаются только недостатки.
Формат RAW не имеет видимых артефактов, как и формат JPG при малых уровнях компрессии. Он так же имеет несколько лишних бит на канал (12 вместо 8), что не видно, если только Вы не имеете дело с очень плохим качеством света, требующим сильных изменений в кривых. Но и тогда Ваша проблема не в формате, а в освещении.
Но нет! Формат RAW имеет 12 бит на канал, но это линейные 12 бит. Формат JPG имеет только 8 бит, но после преобразований уровней и гаммы, и таким образом в тенях, где это особенно важно, он представляет те же 12 бит!
Файл RAW НЕ ЯВЛЯЕТСЯ цифровым негативом. В отличие от настоящего негатива он имеет ограниченные разрешение и динамический диапазон, и, что еще более важно, его нельзя прочитать или просмотреть без специальной программы. Файл JPG гораздо более универсален и стоит ближе к негативу в том смысле, что его может просмотреть каждый и в любое время.
Недостатки формата RAW:
1). Для людей, которые зарабатывают на фотографии, время — деньги. Как правило, мы не имеем достаточно времени для того, чтобы тратить его на длительную закачку или, что еще хуже, на ождание, пока сотни RAW-файлов мучительно открываются, и мы не только не можем с ними что-нибудь сделать, но даже не видим их.
Формат RAW отнимает слишком много времени при на записи на карточку, особенно ели он с компрессией. Он занимает слишком много места на карточке, так что требуются дополнительные карточки. Он отнимает слишком много времени при скачивании с карточки на компьютер и сохранении на CD, а так же требует большего количества дисков для хранения. И так далее. Но его недостатки не ограничиваются большим размером.
2). Формат не стандартизован. Для Nikon и Canon по крайней мере последняя версия Photoshop CS имеет средства для работы. Но в других случаях Вы должны покупать специальные программы от производителей камер. Это какое-то решение на сегодня, но представьте себе ситуацию, если такой производитель как Sigma, формат RAW которого, насколько я знаю, не поддерживается в Photoshop CS и конечно вряд ли поддерживается в Breeze Browser или iView, вдруг решит не поставлять апгрейды своих программ для компьютерных систем следующих поколений? Ведь Sigma может перестать производить цифровые камеры! Если Вы не сможете запускать сегодняшние программы чтения RAW-файлов в будущем, Вы не сможете работать со своими файлами и они окажутся для Вас потерянными навсегда. Вот почему RAW-файлы не похожи на негативы, воторые Вы сможете использовать и через 50, и через 100 лет.
3). Поскольку RAW-файлы не стандартны, Вы не сможете послать их своим клиентам или кому-нибудь еще. Даже если Вы пошлете и они смогут их прочитать, вы утратите контроль за тем, как они выглядят, так как они могут открыть их с другими настройками. (Конечно, если Ваши клиенты захотят иметь дело с RAW-файлами). Если Вы снимаете в формате RAW, Вы должны открыть каждый файл и конвертировать его в формат JPG или TIFF, прежде чем пошлете его кому-либо. Это потребует от Вас времени, которого у Вас не отнимет формат JPG, если Вы выберете его. Одно дело, если у Вас всего несколько снимков и Вы все равно собираетесь сидеть с ними в Photoshop, и совсем другое, если Вы работаете за деньги и имеете дело с сотнями и сотнями файлов каждый день, и у Вас просто нет на это времени. Лично я предпочитаю создавать сотни JPG-файлов, которые я могу послать прямо клиенту и сразу же перейти к следующему проекту. Я открываю Photoshop только если при съемке я ошибся.
4). Каждый производитедь камер имеет свой несовместимый формат. Никто не может сохранять файлы в формате RAW, слава Богу.
5). Разные программы открывают файлы формата RAW по-разному. Я видел один вариант в плагине Photoshop Camera RAW, другой вариант в плагине Nikon, разные варианты в разных версиях iView, даже на разных экранах! Таким образом формат RAW подобен цифровому негативу: цвет и резкость выглядят по-разному каждый раз при печати! Профессионалы нуждаются в изображениях, которые выглядят всегда правильно. Цвет здесь важнее всего, вот почему у профессионалов слайды гораздо популярнее чем негативная пленка.
6). Я уже говорил, что это занимает много времени? У меня был плагин одного производителя, который тратил 30 секунд только на то, чтобы открыть файл, и это после того, как Вы выставите все необходимые настройки по небольшой превьюшке, поэтому Вам может понадобиться несколько попыток, чтобы получить нужный результат. Умножьте это на 500 снимков, сделанных на свадьбе, и Вы поймете, почему умные люди так не делают.
В конце концов, для различных целей Вы можете, если хотите, использовать формат RAW, но не ожидайте существенного улучшения в качестве и будьте готовы потерять уйму времени, а так же к риску невозможности открыть файл по случаю или в будущем. Я не люблю формат RAW за то, что разные программы открывают его по-разному, даже разные версии одной программы, как iView.
Лично я, если хочу добиться высокого качества и имею достаточно времени, я снимаю на пленку и потом сканирую. В этом случае я имею эталонный цвет на прозрачном ностиеле, с которым потом могу сравнивать цвет в файле или на отпечатке.
Многие камеры позволяют снимать сразу в двух форматах. Это хорошо, поскольку Вы
1). Имеете снимок в формате JPG для немедленного использования.
2). Имеете снимок в формате RAW, если он Вам нужен.
3). И, что более важно, имеете запасной вариант на случай, если один из файлов окажется запорченным.
К недостаткам можно отнести то, что теперь Вам нужно записывать еще больше данных, которые, к тому же, могут Вам и не пригодиться. Передача, хранение, архивирование и резервное копирование занимает много времени, а время — деньги для профессионала или любого другого человека, время пребывания которого на этой планете не бесконечно.
Формат TIFF (так же называемый TIF) представляет файлы очень большого размера для хранения обработанных изображений.
Формат TIFF используется только в студийных работах, и то не всегда. Формат TIFF не имеет ни одного преимущества по сравнению с обработанным RAW и имеtт огромные размеры файла, которые полностью затормозят любой технологический процесс, если Вы будете снимать много и писать на карточку.
Формат TIFF (или PSD, применительно к Photoshop) отлично подходит для архивирования после того, как Вы закончили обработку, или для отправки клиенту на CD. Только не переключайте камеру в этот формат, поскольку запись на карточку идет очень тяжело.
Если Вы снимаете в формате JPG, архивируйте оригинальные файлы JPG.
Если Вы снимаете в формате RAW, Вы должны так же архивировать все снимки в формате JPG или TIFF, чтобы иметь шанс прочитать их в будущем.
Стандартом де-факто для записи статичных изображений в цифровых фотокамерах стал формат JPEG. Однако во многих аппаратах предусмотрена возможность сохранения снимков в форматах RAW и TIFF. Давайте разберемся, можно ли получить какие-либо преимущества при использовании этих форматов.
Рис. 1. Наиболее распространенная схема расположения светофильтров в светочувствительных сенсорах современных цифровых фотокамер
Основные стадии преобразования изображения на пути от объектива камеры до светочувствительного сенсора показаны на рис. 2. Как можно видеть, светочувствительный сенсор камеры фиксирует монохромное изображение: каждый его пиксел имеет лишь одну координату (яркости). Запечатленный сенсором камеры образ кадра (на рис. 2 справа) является неким полуфабрикатом, на основе которого формируется полноцветное изображение. Подобное преобразование (demosaic) представляет собой довольно сложную процедуру: используя замысловатые алгоритмы интерполяции величин яркости большого количества соседних пикселов, процессор камеры рассчитывает значения координат недостающих цветовых каналов для каждого пиксела изображения.
Рис. 2. Проецируемое объективом цифровой камеры исходное изображение (слева) проходит через мозаичную систему светофильтров (результат в центре) и в виде монохромного образа (справа) фиксируется светочувствительным сенсором
1 Существуют и трехслойные сенсоры (их разрабатывает и производит компания Foveon), каждый пиксел которых считывает яркостный сигнал одновременно по трем каналам (RGB). Однако подобные сенсоры еще не получили широкого распространения.
Что происходит внутри камеры
Здесь необходимо отметить важный момент: получение RAW это не какая-то специфическая процедура, а промежуточный этап обработки изображения, который выполняет любая цифровая фотокамера. Другое дело, что далеко не все модели камер позволяют сохранить образ кадра на сменном носителе в виде RAW-файла.
Следующий шаг преобразование полученного образа в полноцветное изображение (demosaic). После этого изображение обрабатывается шумоподавителем и подвергается цветовой коррекции в соответствии с настройкой баланса белого, установленной в момент съемки. В зависимости от использованного режима сюжетной съемки, пользовательских установок и заводских предустановок камеры может выполняться и дополнительная обработка, например фильтрами повышения резкости (либо размытия), а также путем коррекции яркости, контраста и цветовой насыщенности.
После всех этих процедур изображение конвертируется в стандартный 8-битный формат 2 и (в том случае, если в настройках был выбран размер кадра, отличающийся от физического разрешения аппарата) выполняется ресэмплинг. Полученное изображение дополняется заголовком (в формате Exif или P.I.M.), содержащим информацию о камере, ее настройках в момент съемки, дате и времени съемки и т.п. Если сохранить снимок в таком виде, то мы получим на выходе файл формата TIFF. В том случае, когда камера сохраняет снимки в формате JPEG, изображение перед записью подвергается сжатию, степень которого зависит от установленного в настройках уровня качества: чем выше качество, тем меньше сжатие.
2 8 бит на цветовой канал, или 24 бита RGB.
JPEG, TIFF и RAW: объективный взгляд
Рис. 3. Схема операций, выполняемых цифровой камерой при съемке изображения
Рис. 4. Схема выполнения операций по обработке изображения в случае записи полученных кадров в файл формата RAW
Рис. 5. В Photoshop CS имеется штатный модуль (plug-in) универсального RAW-конвертора, позволяющий работать с RAW-файлами различных цифровых фотокамер (на данный момент поддерживается более 80 моделей фотоаппаратов ведущих производителей). В диалоговом окне этого модуля предусмотрена возможность управления огромным количеством настроек, а также предварительного просмотра изображения в произвольном масштабе
Если проводить аналогию с традиционной аналоговой фотографией, то JPEG и TIFF можно сопоставить с готовыми фотокарточками из мини-лаба, а RAW с исходными негативами. Хотя такое сравнение весьма приблизительно, оно позволяет понять принципиальное различие между рассматриваемыми форматами файлов.
Кроме того, запись в RAW позволяет фотографу не думать о многочисленных настройках меню камеры в процессе съемки (а при фотографировании движущихся объектов или быстром изменении условий освещенности манипулировать настройками бывает просто некогда) и целиком сконцентрироваться на творческих задачах. По большому счету при съемке в RAW не важно, какие значения баланса белого, чувствительности, яркости, контраста, четкости и пр. установлены в меню фотоаппарата любой из этих параметров можно будет легко изменить уже после съемки. Пожалуй, единственное, что остается целиком на совести фотографа (или автоматики камеры), это правильный выбор выдержки, диафрагмы и точки фокусировки.
Вполне вероятно, что многие читатели возразят: ведь JPEG и TIFF тоже можно обработать в любом графическом редакторе, скорректировав нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Конечно, это так, но необходимо учитывать, что любое воздействие на изображение, записанное с разрядностью 8 бит на цветовой канал в JPEG или в TIFF, регулировка уровней, тональных кривых, яркости, контраста, насыщенности и пр. неизбежно приводит к уменьшению количества полутонов, то есть к безвозвратной потере части полезной информации. Как следствие, появляется ступенчатость на плавных тональных переходах (более или менее явная в зависимости от степени воздействия) и, что еще хуже, возникают цветовые искажения, наиболее заметные в области нейтрально-серых и телесных оттенков.
В RAW-файл образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован АЦП камеры. Во многих современных моделях цифровых фотокамер используются 10- и 12-битные АЦП, и соответственно образ кадра в RAW записывается с более высокой разрядностью, нежели стандартный JPEG или TIFF. Именно поэтому даже в результате серьезных манипуляций над RAW-файлом можно получить на выходе 8-битный JPEG или TIFF без потери полутонов. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-файла, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей в плавных тональных переходах! Согласитесь, впечатляющая возможность.
Для подтверждения вышесказанного можно привести конкретный пример. Снимок на рис. 6 был сделан при свете лампы накаливания, но по ошибке в настройках камеры была выбрана неверная установка баланса белого (соответствующая дневному свету). При съемке в JPEG получился результат, показанный слева: как и следовало ожидать, на нем наблюдается явный избыток красного и оранжевого. Обработав исходный JPEG в Photoshop (была задействована функция Match Color, а также выполнена ручная регулировка цветового баланса и тональных кривых), удалось достичь некоторых улучшений (результат в центре). Однако из-за потери полезной информации в процессе этих преобразований появились заметная ступенчатость и синеватый ореол на границах теней.
Рис. 6. Снимок, сделанный с неправильной установкой баланса белого. Слева JPEG, записанный камерой; в центре этот же JPEG, обработанный в Photoshop. При съемке в RAW досадную ошибку можно исправить двумя щелчками мыши (выбрав правильную настройку в RAW-конверторе) и без ущерба для качества (результат справа)
Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что работа с RAW-файлами трудоемка и требует значительных затрат времени. Однако это не более чем заблуждение. Вручную контролировать процесс конвертации каждого RAW-файла вовсе не обязательно: большинство современных RAW-конверторов позволяют обрабатывать снимки в пакетном режиме в соответствии с настройками камеры, установленными на момент съемки. Подобным образом можно получить точно такие же файлы (JPEG или TIFF), которые сохранила бы ваша камера в обычном режиме. Времени на это потребуется совсем немного: например, конвертация сотни 4-мегапиксельных RAW в файлы формата TIFF даже на относительно слабом ПК занимает порядка 10 минут.
При правильной установке экспозиции, баланса белого и прочих параметров разница между кадрами, сохраненными непосредственно в JPEG (или в TIFF) и преобразованными в соответствующие форматы из RAW-файлов при помощи программных средств, может быть и вовсе не заметна. Однако при съемке контрастных сцен и окрашенных в яркие цвета объектов допуски к точности подбора параметров съемки становятся значительно более жесткими, и в подобных случаях можно легко ошибиться с выбором правильной экспозиции вот тогда-то возможность записи в RAW окажется как нельзя кстати.
Просмотрев результаты, полученные после пакетной конвертации, можно отобрать те кадры, которые представляют определенную ценность, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поработать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от полученного после обработки этих же снимков, записанных камерой в JPEG или в TIFF.
У многих читателей может сложиться представление о формате RAW как о некоем чудодейственном средстве, позволяющем возвращать к жизни любые загубленные снимки, но это не совсем так. Возможности по обработке RAW-образов тоже ограниченны и зависят от технических характеристик сенсора и АЦП камеры.
Например, при съемке высококонтрастных сюжетов или при ошибочном выборе экспозиции может возникнуть так называемый эффект ограничения (clipping) иначе говоря, некоторые области изображения окажутся слишком темными или чересчур яркими для элементов светочувствительного сенсора. В результате данные области будут восприняты сенсором как однородные черные или белые пятна, лишенные каких-либо деталей. Вполне понятно, что никакие программные средства не помогут проявить те детали, которые были безвозвратно потеряны сенсором камеры (а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра).
Теперь рассмотрим такой фактор, как объем получаемых файлов. Наиболее экономичным из рассматриваемых форматов является JPEG. Типичный размер 4-мегапиксельного JPEG, сохраненного с максимальным качеством, колеблется в пределах 1,8-2,5 Мбайт (конечно, в зависимости от конкретного сюжета разброс может быть гораздо больше рис. 7). Объем изображений, сохраненных в формате TIFF, ужасающе огромен: например, 4-мегапиксельный снимок занимает почти 12 Мбайт, а 8-мегапиксельный целых 24. Даже при установке минимальной степени компрессии (то есть максимального качества) объем файла формата JPEG получается в 5-6 раз меньше аналогичного по разрешению TIFF.
Рис. 7. Объем файла формата JPEG может варьироваться в широких пределах в зависимости
от запечатленного на снимке сюжета. Оба представленных кадра были сделаны на одной камере
с одинаковыми настройками (разрешение 2272Ѕ1704 пиксела, наилучшее качество). При этом файл с одним изображением (слева) занимает всего 1070 Кбайт, а с другим уже 3523 Кбайт (почти столько же, сколько и сохраняемый данной камерой RAW)
Несколько слов о различии качества изображений, сохраненных в TIFF и в JPEG. Широко распространено убеждение, что TIFF однозначно лучше JPEG, и что если есть возможность сохранять в TIFF, то лучше ею воспользоваться ради сохранения качества изображения. Однако, как показывает практика, при сохранении снимков в JPEG с минимальной степенью сжатия качество изображения столь незначительно отличается от несжатого снимка, что целесообразность принесения огромных объемов памяти в жертву малому приросту качества становится весьма сомнительной. Конечно, есть отдельные сюжеты, на которых разница между TIFF и JPEG (даже с минимальным сжатием) будет критичной. Однако в практике фотолюбителя такие снимки составляют единицы (если не десятые доли) процента от общего количества отснятых кадров.
Кроме того, нельзя не учитывать и тот факт, что именно JPEG стал в настоящее время фактическим стандартом хранения статичных изображений в электронном виде. Работу с файлами формата JPEG поддерживают многие бытовые и компьютерные устройства DVD-проигрыватели, фотопринтеры, КПК, медиаплееры и пр. Например, распечатать файл формата JPEG непосредственно с флэш-карты можно на любом современном фотопринтере с функцией автономной печати, а для того, чтобы вывести изображение из TIFF, потребуется задействовать компьютер.
Выводы
- Распространенное среди начинающих пользователей мнение, что при записи как в TIFF, так и в RAW информация о кадре записывается без потерь, является в корне неверным. Как было показано выше, образ кадра без потерь сохраняется только в RAW.
- Возможность сохранения снимков в TIFF с практической точки зрения является бесполезной функцией цифровой фотокамеры по двум причинам. Во-первых, такие файлы имеют значительно больший объем по сравнению с JPEG и даже с RAW. Во-вторых, с точки зрения фотолюбителей файлы формата TIFF по качеству изображения очень незначительно отличаются от JPEG, сохраненных с минимальным сжатием.
- Хотя RAW-файлы имеют больший объем по сравнению с JPEG, меньшее количество RAW-кадров, умещающихся на том же носителе, с лихвой компенсируется поистине огромными возможностями послесъемочной обработки, в том числе по исправлению ошибок, допущенных как самим фотографом, так и автоматикой камеры. В итоге это позволяет получить максимально качественные (с технической точки зрения) снимки при минимальных усилиях. Кроме того, в сложных случаях формат RAW может оказаться даже более экономичным: например, можно сохранить один RAW-файл вместо трех JPEG, сделанных в режиме брэкетинга по экспозиции.
- При работе с RAW-файлами вовсе не обязательно тратить время на выбор настроек для каждого кадра вручную: при правильных установках экспозиции и баланса белого снимки можно преобразовать в JPEG или в TIFF в пакетном режиме, используя настройки по умолчанию (выбранные в меню камеры на момент съемки).
- Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в случае, когда были неверно выбраны настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.
- Возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, в частности реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора и разрядностью АЦП. По этой причине не стоит рассчитывать на то, что всегда, даже путем весьма изощренной программной обработки RAW-образа, можно будет получить изображение удовлетворительного качества, если во время съемки были допущены грубые фотографические ошибки (наиболее типичной из них является установка слишком большой или малой величины экспозиции).
Читайте также: