Лишаев эстетика другого это
Сергей Лишаев - Эстетика Другого краткое содержание
Книга предназначена для всех, интересующихся проблемами эстетики, онтологии, философской антропологии.
Эстетика Другого - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
С. А. Лишаев.
Эстетика Другого
Предисловие
Представленную вниманию читателя книгу, в самом общем приближении, можно определить как размышление о границах технической цивилизации. Технизация человеческой жизни, если смотреть на технику изнутри технического отношения к миру, ограничений не имеет. Но это, конечно, не значит, что их нет в принципе. Границы ее "роста" – это или внешние, природные границы (ограниченность природных "ресурсов", угроза экологической катастрофы, порожденная экспансией техники, природный катаклизм космического масштаба), или границы "внутренние", связанные с природой человеческого существа, с тем в способе его существования, что ставит безусловный предел применимости любой технологии, что принципиально не поддается рационализации и технизации, что, одним словом, "просто", а потому не разложимо на составляющие. Техника – явление антропное, порожденное человеческим сообществом, а потому и вопрос о границах техники, поставленный не с технической, а с философской точки зрения – это вопрос о том в человеке, что не поддается техническому воспроизводству. Существует "внутренняя" граница технизации жизни, и сегодня есть все основания быть особенно чуткими к тем феноменам, в которых она себя обнаруживает. Быть может, культивирование вслушивания в то, что само, в само-данное (феноменальное) поможет сделать осознанные шаги к экзистенциальному овладению техникой.
Данное противостоит деятельностному, но данное как только наличное снимается в деятельности, легко трансформируется в объект деятельности. Есть, однако, и данности такого рода, которые могут противостоять любым попыткам их "объективации", рационального "распредмечивания", технологической "разработки" и утилизации. Такого рода "нераспредмечиваемые" данности можно назвать онтологическими данностями (феноменами). Ведь Бытие, поскольку оно понимается как то, что открывает все сущее в его присутствии, есть то самое, во что мы включены изначально, а потому оно в принципе не подвластно объективации и утилизации.
Отсюда ясно, что особое значение в этом контексте приобретают те данности, в которых обнаруживает себя мета-физическое, Другое и которые ускользают от попыток их объективации, от их превращения в предмет познавательной или практической деятельности. К числу таких онтологических данностей по праву можно отнести и эстетические феномены. Эстетические расположения событийны (непроизвольны). Эстетическое или есть или его нет, а потому эстетическое – это граница не поддающегося преобразованию посредством техники мира, оно трансцендентно (перпендикулярно) миру, предположенному наукой и техникой.
Ведя разговор о принципах онтологической эстетики, вникая в эстетические феномены, мы косвенным образом отвечаем на вопрос о границах технического мира, отвечаем хотя бы тем, что тематизируем тот аспект нашего бытия в мире, который о-граничивает сферу техники. Мыслящее углубление в область эстетических данностей, понятых из их онтологического истока, – это углубление в область, которая располагается по ту сторону "мира как объекта технических манипуляций".
Возрождение интереса к онтологии во всем размахе ее проблематики отвечает на вызов технической (информационно-технологической) цивилизации, и имеет общекультурное значение. Сам факт существования метафизики, онтологии – феномен, свидетельствующий (вместе с феноменами веры, искусства, совести, любви), что техническая цивилизация не тотальна, что мир не есть только мастерская и склад сырых материалов, но что он прежде всего – храм, пусть даже мы – в водоворотах текущей повседневности – этого и не замечаем.
Странно, но кому-то и сегодня кажется, что с помощью технологически точного и отлаженного, рационально-выверенного и расчетливого подхода к миру можно решить все жизненные проблемы. Ведь "новейшие технологии" обещают столь многое! Перед нами бесконечный ряд технологий: технологии связи и технологии психологические, технологии политические и образовательные, технологии компьютерные и биологические, технологии планирования и клонирования. Кажется, что с помощью техники можно сделать все, и все будет сделано, если не сегодня, то завтра. Технологии виртуализируются. Виртуальный, сделанный человеком мир порой очень трудно отличить от несделанного, от Богом данного. Технологии становятся все более гибкими, но не перестают быть технологиями. Рациональная, рассчитывающая наперед деятельность теснит со всех сторон данное, сущее, теснит "созерцательную жизнь" и своим всё возрастающим нажимом стимулирует тягу к ней. Именно этой тягой обусловлен не спадающий уже много десятилетий интерес деятельного Запада к бездеятельному Востоку, к его древней созерцательно-медитативной мудрости. Чем глубже в подполье загоняется все непосредственное, все, что может или быть или не быть, но что нельзя сделать на "заказ", что нельзя "иметь", тем с большей энергией человек устремляется к непосредственному, к самоданному, к настоящему. Эти (онтологические по своей направленности) противочувствие и противомыслие (противомыслие, рожденное победным движением технологически-ориентированного разума) поддерживает общественный интерес к метафизике, к онтологии и, что для нас особенно важно, – к "эстетическому" как области непосредственной данности Другого.
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматривается концепция эстетики как феноменологии эстетических расположений , ее основные понятия и исследовательские результаты.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лишаев Сергей Александрович
THE CONTOURS OF NON-CLASSICAL AESTHETICS (AESTHETICS OF THE OTHER AS PHENOMENOLOGY OF AESTHETICAL ARRANGEMENTS)
The article discusses the concept of aesthetics as phenomenology of aesthetical arrangements , its basic concepts and research results.
КОНТУРЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ (ЭСТЕТИКА ДРУГОГО КАК ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ РАСПОЛОЖЕНИЙ)
Самарская гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 22.12.2014
В статье рассматривается концепция эстетики как феноменологии эстетических расположений, ее основные понятия и исследовательские результаты.
Ключевые слова: эстетика, Другое, эстетическое событие, эстетическое расположение, эстетическая деятельность.
Лишаев Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии философского факультета. E-mail: [email protected]
1 Достичь состояния безмыслия, покоя, освободить сознание от предметного содержания совсем не просто. В любом случае, свобода от него - не данность, а результат духовной работы.
2 Как философский проект эстетика Другого разрабатывается с 1999 года, когда предметом анализа стал феномен влечения к ветхому (Лишаев С.А. Влечение к ветхому. Самара: Самар. гуманит. академ., 1999). Однако концептуальный замысел эстетики Другого в целом был
Концептуальный замысел эстетики Другого исходит из необходимости сохранения связи с классической эстетикой и одновременно ее радикального переосмысления. Новая (неклассическая) эстетика позволяет инсталлировать в поле эстетического знания те формы чувственного опыта, которых до настоящего времени философская рефлексия еще не касалась. Возможность расширения тематического горизонта эстетического анализа обусловлена тем, что эстетическое в границах феноменологии эстетических расположений не связывается ни с какой-либо определенной предметностью, ни с какими-то способностями субъекта, ни с какой-то специализированной деятельностью. Феноменология (онтология) эстетических расположений исходит из того, что эстетическое разворачивается событийно и открывается как тот или иной модус чувственной данности особенного, Другого. Эстетическое непроизвольно, автономно. Доступ к нему эстетическая деятельность субъекта созерцания не гаран-
тирует. Свойства предмета восприятия и способности субъекта создают лишь условия для свершения эстетического события, но сами по себе произвести его не могут. Лишь постфактум, после того, как событие свершилось, предмет и субъект, вовлеченные в его силовое поле, обретают эстетическую определенность (эстетическую качественность).
Чувственная данность Другого обнаруживается по-разному в разных эстетических обстоятельствах (оно всегда ситуативно), концептуализируясь в ходе апостериорного эстетического анализа. Если анализ обнаруживает типологическое сходство в разных эстетических событиях (общность ситуации и переживания), оно фиксируется в качестве эстетического расположения. Эстетическое - это выделенная из повседневного среднечувст-вия (благодаря данности Другого) расположенность Dasein (Присутствия)3. Эстетические расположения можно описать как ситуативно-событийную со-расположенность человека и того, что им воспринято, когда вещь (или конфигурация пространства) и воспринимающий ее субъект становятся единым целым.
Апостериорность эстетического ориентирует исследователя не на априорную категоризацию эстетической предметности и эстетического чувства, а на рассмотрение переживаний, выделенных из потока обыденных состояний событием их метафизического углубления. Апостериорный подход к вычленению эстетических феноменов оставляет поле эстетического анализа открытым. Событийность эстетического не позволяет выстроить завершенную систему эстетических понятий. Работа над эстетической теорией мыслится в этом случае не как построение законченного сооружения, а как составление карты эстетических расположений, всегда открытой для уточнений и расширений.
Эстетика Другого - это теория, которая сохраняет ориентацию на метафизическую составляющую как на репер эстетического опыта и тем самым продолжает традицию философской эстетики, рассматривавшей эстетическое как чувственно-сверхчувственное единство опыта. В то же время ее концептуальные основания создают возможность (и предполагают) артикулировать
эстетическую чувствительность человека модерна и постмодерна с его ориентацией на существование (а не на сущность). Перед философской эстетикой (неотделимой в своих началах от философской антропологии, онтологии, философии культуры и др.) открывается возможность дать описание новых (по сравнению с теми, которые были описаны в рамках традиционного общества) эстетических феноменов.
От эстетики сущности к эстетике существования. В человеческом опыте есть переживания, связанные с восприятием не только гармоничности / дисгармоничности телесных форм (красивое, прекрасное, уродливое, безобразное), являющих для созерцания совершенство смысловой формы (эйдоса, чтойности), но и с восприятием количества как величины (большое, маленькое, величественное) и силы (динамически возвышенное), а также различных форм пространства и времени. В таких переживаниях на первый план выходит не чтойность, а возможность, не сущность, а существование. К этому не вписывающемуся в каноны эстетики прекрасного опыту можно отнести, к примеру, переживание старого, ветхого, юного, молодого, мимолетного, простора и выси, дали и пропасти, уютных и торжественных интерьеров и т.д.
время) в том или ином из своих модусов, то тем, что переживается (особенным), будет уже не образ явленного совершенства вещи, а тот или иной модус возможности присутствия, становления, трансцендирования.
Помимо основополагающего деления на утверждающие и отвергающие феномены эстетические расположения отличаются друг от друга по предметности, на которой кристаллизуются особенные переживания. Эстетический опыт получает закрепление в сознании субъекта (а иногда и в сознании культурной традиции) в качестве особой предметности, с одной стороны, и в качестве особенного чувства-состояния - с другой. Предметы, побывавшие в точке эстетического события, становятся преэстетически ценными (значимыми) в индивидуальном и культурном опыте. От встреч с ними ожидают определенных чувств (от краси-
4 Подробнее о расположениях эстетики времени см.: Лишаев С.А Эстетика Другого. - С. 125 - 206.
вого предмета ждут одного, от страшного - другого). Однако такое ожидание возможно в том случае, если предмет и соответствующее переживание уже осмыслены культурой (или отдельным человеком) как имеющие эстетическую ценность (то есть если имеется их опыт и этот опыт закреплен в языке, в искусстве, в теоретическом дискурсе).
Карта эстетических расположений. Если бросить ретроспективный взгляд на карту эстетических расположений в том ее виде, который она имеет к настоящему моменту, следует признать, что хотя нам удалось нанести на нее ряд новых для эстетики феноменов, но многие части карты нуждаются в уточнении, а некоторые ее фрагменты представляют собой белые пятна.
Эстетика формы включает в себя феномены красивого и прекрасного, уродливого и безобразного. В классической эстетике прекрасное и красивое - основной предмет эстетической рефлексии. Это обстоятельство побудило нас отложить их специальный анализ на будущее, ограничившись краткими замечаниями по ходу анализа безобразного, уродливого, старого и др.
Что касается эстетики величины (маленькое, большое, величественное, затерянное), то феномены маленького и затерянного мы в свое время изучили, но их аналитическое описание не полу-
Уже в расположениях эстетики величины и силы (а не только пространства и времени) мы имеем дело не с сущностью и не со способностью/неспособностью схватывать-понимать ее, а с существованием. Восприимчивость к ним предполагает чувствительность неклассического типа. В центре внимания здесь находится переживание ограниченности (условности) существования воспринимающего (ведь и огромное, и маленькое, и мощное акцентируют, делают ощутимыми ограниченность сущего), а последнее связано с актуализацией сверхчувственного, Другого как той инстанции, причастность которой делает возможным осознание человеком собственной ограниченности (такое понимание величины и силы наследует кантовскому пониманию возвышенного).
Эстетическое расположение и деятельность. Одна из особенностей эстетики Другого - концентрация внимания не на искусстве (а в последние два столетия эстетика понималась, преимущественно, как философия искусства), а на эстетическом опыте не связанном с эстетической деятельностью. Понимание эстетического вне искусства - условие понимания искусства как наиболее развитой и сложно дифференцированной области эстетической деятельности. И хотя основное внимание в работе над проектом эстетики Другого было направлено на феноменологическое описание первичного эстетического опыта (эстетических расположений первого порядка, в которых человек оказывается вдруг, внезапно, непроизвольно), это никак не подрывает важности и необходимости исследования тех эстетических расположений, которые специально подготавливаются людьми и случаются с ними в ходе эстетической деятельности. Деятельность, нацеленную на (преэстетическую) подготовку эстетических событий мы называем эстетической (по цели), а подготовленные ей расположения - эстетическими расположениям второго порядка.
Мы различаем три типа эстетической деятельности: 1) эстетическое паломничество, 2) эстетическое действо и 3) художественно-эстетическую деятельность5. Данный подход отличается от принятого в европейской академической эстетике понимания эстетической деятельности, отождествляющей ее с искусством6.
5 Эстетической деятельности посвящена отдельная работа (см.: Лишаев С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. - СПб.: 2012).
6 Художник создает произведение, а реципиент (зритель, читатель, слушатель) общается с произведением и оценивает его эстетическое достоинство. Если люди создают нечто ради эстетического любования (будут ли это произведения живописи, литературы, музыки, декоративно-при-
В качестве примера, укорененного в культурной традиции эстетического паломничества, можно упомянуть о созерцательных практиках в Японии. Ради того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, японцы — и, конечно же, не одни только японцы — готовы проделывать далекие и трудные путешествия. Целью эстетического паломничества могут быть явления природы, и памятники культуры (созерцание цветущей сакуры и сливы, полной луны, падающего снега, природных ландшафтов, сада камней и т.д.), народные празднества (карнавал, фиеста, масленица и т.п.).
Создание и рецепция художественного произведения. Под художественно-эстетической деятельностью мы понимаем деятельность по созданию и восприятию артефакта как эстетически (по терминологии эстетики Другого — преэстетиче-ски) ценной вещи с целью достижения эстетического эффекта. Эстетическое расположение, которое рождается на острие такого рода деятельности, можно определить как художественно-эстетическое расположение. Ему предшествует
кладного искусства или результат дизайнерской разработки), то мы имеем дело с эстетической деятельностью.
ских расположений предлагает концептуальную оптику, позволяющую восполнить наше понимание эстетического, включив в предметное поле эстетического анализа чувственную данность особенного в разнообразных формах данности пространства, времени, величины и силы. Эта теория позволяет также по-новому осмыслить и те эстетические понятия, которые находились в центре внимания классической эстетики.
Концептуальный замысел эстетики Другого -это философский проект, нацеленный на преодоление тенденции к превращению эстетики в специализированную область знания со своим кругом проблем и методов. Эстетика Другого исходит из того, что границы между эстетикой и онтологией, эстетикой и философской антропологией, эстетикой и философией культуры проницаемы. Работы, выполненные в рамках данного проекта, задумывались как философские исследования, материалом для которых служит область особенных расположений человека. Мы исходили из того, что узкая специализация оправдана и плодотворна в рамках научного познания, но философ - не специалист, и чем бы он ни занимался - эпистемологией, онтологией, антропологией, эстетикой, философией языка, etc. - его труд должен оставаться трудом философа, усилием помыслить немыслимое.
7 Подробнее о специфике художественно-эстетического опыта и художественно-эстетической деятельности см.: Лишаев С. А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. - С. 102 - 177; 210 - 247.
THE CONTOURS OF NON-CLASSICAL AESTHETICS (AESTHETICS OF THE OTHER AS PHENOMENOLOGY OF AESTHETICAL ARRANGEMENTS)
Samara Academy of Humanities
The article discusses the concept of aesthetics as phenomenology of aesthetical arrangements, its basic concepts and research results.
Key words: aesthetics, the Other, aesthetic event, aesthetical arrangements, aesthetic activity.
Смысл эстетического анализа состоит в том, чтобы не мой (немой) опыт сделать моим, чтобы предоставить слово тому, что имеет место, но, лишенное имени, немотствует. Исследуя, выявляя, именуя, философ, как и художник, расширяет и углубляет нашу способность видеть, слышать и понимать. Чувство, переживание, настроение, расположение существуют для нас в меру их поименованности. Активное и сознательное отношение к эстетическому опыту возможно только в том случае, если он выделен из потока разнородных ощущений и переживаний и выражен в слове, просветлен смыслом, удержан понятием.
Ситуация в эстетике. Необходимость перемен в эстетике чаще всего связывают с неклассической ситуацией в искусстве. Представители академической эстетики испытывают беспокойство из-за всевозрастающего разрыва между имеющимися категориальными настройками мышления и новыми формами художественной деятельности, или, как принято выражаться сегодня, артпрактиками.
Переосмысление классической эстетики (эстетики прекрасного), мотивированное желанием включить неклассические формы современного искусства в концептуальное пространство эстетической теории, накладывает на методологический поиск исследователей существенные ограничения, поскольку изначально ставит его в зависимость от старой эстетики, для которой характерно увязывание эстетического с художественным произведением как фиксированным результатом высокоспециализированной деятельности [1] .
Традиция, в соответствии с которой в фокусе эстетического познания оказываются феномены, институционализированные как произведения искусства, непродуктивна для эстетики постклассической эпохи. Мы исходим из того, что, с одной стороны, в музее, на выставке, в книжном магазине встречается немало артефактов, не представляющих интереса с эстетической точки зрения, а с другой стороны, имеется немало феноменов, заслуживающих самого пристального внимания, но существующих по ту сторону традиционных форм художественного творчества.
Классическая эстетика и эстетика Другого. В чем же состоит отличие феноменологии эстетических расположений (эстетики Другого) от классической эстетики? Для классической философии эстетическое — это предмет эстетического созерцания (прекрасная данность) и эстетическое чувство: предмет и чувство оказываются связаны друг с другом таким образом, что или субъект наделяет предмет эстетическим значением, или, наоборот, предмет обусловливает эстетический характер чувства. При этом само эстетическое событие, позволяющее нам апостериори определять вещи и чувства как эстетически значимые, в поле зрения классической философии и эстетики не попадет.
На место эстетики, сориентированной на созерцание прекрасных предметов, должна прийти эстетика, в основании которой лежит не прекрасная данность, не чувство красоты, а событие встречи с Другим, особенным, то есть событие, внутренний центр которого — яркое переживание возможности/ невозможности присутствия.
Эстетическое — это чувственная данность, в которой присутствует Другое как особенное нашего чувства. Эстетика, исходящая из событийности эстетического, рассматривающая эстетическое как чувственную данность Другого в таких его модусах, как Бытие, Небытие и Ничто, может быть названа онтологической эстетикой [3] .
Другое — в концептуальных рамках феноменологии эстетических расположений — это онтологический горизонт человеческого присутствия. Другое является предметом эстетической теории постольку, поскольку оно дано нашему чувству. Другое — нечто предельно далекое и в то же время — предельно близкое, имманентное. Эстетическое расположение — это встреча с трансценденцией, которую не описать в рамках категориального анализа, выработанного классической эстетикой. Другое открывается человеку в его влечении-к или отшатывании-от сущего и поддается описанию и истолкованию через анализ эстетических расположений, в которых оно обнаруживает себя в модусах Бытия, Небытия и Ничто.
Сергей Лишаев
Эстетика пространства
Предисловие
Может ли восприятие пространства быть источником особенного переживания? Думаю, что большинство читателей ответят на этот вопрос утвердительно. О волнующих встречах с пространством мы знаем из собственного опыта. Длинная витая нить с нанизанными на нее бусинами воспоминаний… Каждая из разноцветных бусинок напоминает об одной из манифестаций пространства, встреча с которым когда-то (памятным весенним утром или прохладным осенним вечером) поразила нас и вывела из невнятности повседневного среднечувствия. Трудно представить себе человека, который, оказавшись на краю скального выступа, нависшего над глубоким ущельем, или на узкой тропе, вьющейся над обрывом, остался бы равнодушным при виде открывшегося перед ним пространства. Какому горожанину, истомленному скитаниями по каменным лабиринтам, не знакома радость от соприкосновения с простором? И много ли тех, кто хотя бы однажды не поддался очарованию голубоватой дали, не внял ее зову?
Впрочем, тот, кто заинтересован в прояснении собственного опыта, и в такой ситуации в одиночестве не останется. У него будет возможность опереться на описания эстетической действенности пространства, оставленные другими людьми. Имеется множество текстов (в эпистолярном, мемуарном и дневниковом жанрах, а также в художественной прозе и в поэзии), свидетельствующих о впечатлении, которое пространство производит на человека. Однако все эти описания и рефлексии располагаются за пределами дисциплинарной философии, соответственно, не дают философско-эстетической дескрипции таких впечатлений.
Полагаем, что все условия для построения эстетики пространства сегодня имеются, и пришло время наметить ее концептуальные координаты. Наша книга как раз и представляет собой попытку реализовать эту задачу В ней мы, во-первых, приложим усилия к осмыслению причин уклонения европейских мыслителей от анализа эстетического восприятия пространства, во-вторых, произведем концептуальную разметку феноменального поля эстетики пространства и, в-третьих, дадим аналитическое описание некоторых из ее феноменов в методологической перспективе феноменологии эстетических расположений (эстетики Другого).
Замысел эстетики Другого предполагает сохранение связи с классической эстетикой и одновременно радикальное переосмысление ее категорий с новых методологических позиций. Такой подход позволяет инсталлировать в предметное поле эстетического познания те формы чувственного опыта, которые до настоящего времени в нем не рассматривались. Возможность расширения тематического горизонта эстетического анализа объясняется тем, что в границах феноменологии эстетических расположений эстетическое не связывается (на первом шаге) ни с какой-либо определенной предметностью, ни с какими-то особенными способностями субъекта, ни с какой-то его специализированной деятельностью. Феноменология (онтология) эстетических расположений исходит из того, что эстетическое разворачивается в точке события чувственной данности особенного, Другого. Эстетическое событийно, непроизвольно, автономно. Оно не производится специфическими свойствами предмета. Доступ к нему не гарантируется эстетической деятельностью. И предмет с его особенными свойствами, и деятельный субъект с его способностями создают лишь условия для свершения эстетического события, но сами по себе произвести его не могут. Лишь постфактум, уже после того, как событие свершилось, предмет и субъект, вовлеченные в его силовое поле, обретают эстетическую определенность (эстетическую качественность).
Открытие Другого для чувства – это событие, которое концептуализируется апостериори, через типологизацию сходных событий и их фиксацию в качестве эстетических расположений. Нашу расположенность, выделенную из повседневного средне-чувствия данностью Другого, мы определяем как эстетическое (как эстетический опыт) [5] . Эстетические расположения представляют собой ситуативно-событийную со-расположенность человека и того, что им воспринято, когда вещь (или конфигурация пространства) и воспринимающий ее субъект становятся чем-то одним, чем-то единым.
Апостериорность эстетического ориентирует исследователя не на заранее данную (априорную) категоризацию эстетической предметности и эстетического чувства, а на рассмотрение переживаний, выделенных из потока обыденных состояний своей метафизической углубленностью. Апостериорный подход к вычленению эстетических феноменов оставляет поле эстетического усмотрения открытым для неведомых эстетической теории модусов чувственной данности Другого. Совершенствование теории мыслится в этом случае не как построение законченного сооружения, а как составление карты эстетических расположений, всегда открытой для уточнений и расширений.
Помимо этого основополагающего деления эстетические расположения отличаются друг от друга по предметности, с которой мы связываем особенные переживания. Эстетический опыт получает закрепление в сознании субъекта (а иногда и в сознании культурной традиции) в качестве особой предметности, с одной стороны, и в качестве особенного чувства-состояния – с другой стороны. Предметы, побывавшие в точке эстетического события, становятся преэстетически ценными (значимыми) в индивидуальном и культурном опыте. От встреч с ними ожидают определенных чувств (от красивого предмета ждут одного, от страшного – другого). Однако такое ожидание возможно в том случае, если предмет и соответствующее переживание уже осмыслены культурой (или отдельным человеком) как имеющие эстетическую ценность (то есть если имеется их опыт и этот опыт закреплен в языке, в искусстве, в теоретическом дискурсе).
Эстетический опыт – это со-расположенность субъекта и предмета, вовлеченных в событие Другого. Помимо различения утверждающих и отвергающих расположений нами были выделены (в качестве особых областей опыта) расположения эстетики времени [6] (ветхое, старое, юное, молодое, мимолетное и др.) и эстетики пространства (прекрасное, безобразное, большое, возвышенное, маленькое, затерянное, страшное, ужасное, беспричинно радостное и др.). В эстетике пространства мы проводили разграничение между восприятием пространственных форм и восприятием пространства. В эстетику пространства были включены, с одной стороны, феномены, акцентирующие форму вещей (красивое, прекрасное, безобразное, уродливое) и их величину (большое, маленькое), а с другой, расположения, предметным референтом которых пространство не является (страшное, ужасное, беспричинно радостное, тоскливое) или играет в них вспомогательную роль (возвышенное, затерянное).
Задача этой книги состоит в том, чтобы попытаться конституировать эстетику пространства как особую область эстетического опыта и описать некоторые из принадлежащих ей феноменов (расположений).
Представляя собой итог многолетних размышлений над эстетикой пространства, эта книга остается, тем не менее, ее предварительным наброском. И не только потому, что не все ее феномены были нами описаны, а еще и потому, что в зависимости от трансформации опыта и методов, используемых в его истолковании, область дескриптивных усилий феноменолога может и должна (со временем) менять свою конфигурацию. Книгу, которую мы предлагаем вниманию читателя, следует рассматривать как первый этап долговременной программы экзистенциально-эстетического анализа пространства.
Книга представляет собой размышление о границах технической цивилизации и о том, что эту границу обнаруживает. Соглашаясь с тем, что нынешняя эстетика оторвалась от жизни, автор видит выход в создании эстетики как ветви онтологии, как аналитики чувственных данностей, субъективные и объективные моменты которых не изначальны, а обнаруживаются в стадии рефлексии над эстетической ситуацией. Читатель найдет в книге описание таких почти неизученных эстетических феноменов, как "ветхое", "юное", "тоскливое", "затерянное", "ужасное", "безобразное" и др. Книга предназначена для всех, интересующихся проблемами эстетики, онтологии, философской антропологии. Издание исправленное и дополненное.
Издательство: "Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)" (2008)
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Сергей Лишаев | Эстетика другого. Эстетическое расположение и деятельность | Книга представляет собой исследование эстетического опыта возникающего в процессе особой, направленной на его достижение деятельности. Опираясь на концептуальный инструментарий феноменологии… — @Алетейя, @(формат: 60x88/16, 256 стр.) @ Тела мысли @ @ Подробнее. | 2012 | 675 | бумажная книга |
Сергей Лишаев | Эстетика пространства | Эстетическая данность пространства рассматривается в концептуальном горизонте эстетики Другого (феноменологии эстетических расположений). Необходимость конституирования эстетики пространства… — @Алетейя, @(формат: 140x210, 288 стр.) @ Тела мысли @ @ Подробнее. | 2015 | 781 | бумажная книга |
Сергей Лишаев | Эстетика пространства | Эстетическая данность пространства рассматривается в концептуальном горизонте эстетики Другого (феноменологии эстетических расположений). Необходимость конституирования эстетики пространства… — @Алетейя, @ @ Тела мысли @ электронная книга @ Подробнее. | 2015 | 299 | электронная книга |
Сергей Лишаев | Эстетика пространства | Эстетическая данность пространства рассматривается в концептуальном горизонте эстетики Другого (феноменологии эстетических расположений). Необходимость конституирования эстетики пространства… — @Алетейя, @(формат: 60x88/16, 288 стр.) @ Тела мысли @ @ Подробнее. | 2016 | 734 | бумажная книга |
Валицкая А. | Эстетика понимания. Способы созидания миров | Как возможен порядок из хаоса, каким образом осуществляется тотальная манипуляция сознанием людей и возможна ли защита от агрессии символов, кто и как управляет аксиосферными процессами, которые… — @Алетейя, @ @ - @ @ Подробнее. | 2019 | 1144 | бумажная книга |
Валицкая А. | Эстетика понимания. Способы созидания миров | Как возможен порядок из хаоса, каким образом осуществляется тотальная манипуляция сознанием людей и возможна ли защита от агрессии символов, кто и как управляет аксиосферными процессами, которые… — @АЛЕТЕЙЯ, @ @ @ @ Подробнее. | 2019 | 1143 | бумажная книга |
Карл Аймермахер | От единства к многообразию. Разыскания в области "другого" искусства 1950-х-1980-х годов | В сборнике статей, посвященном истории советского искусства после Второй мировой войны, рассматриваются как общие нормативные аспекты официального изобразительного искусства, так и эстетика некоторых… — @РГГУ, @(формат: 69x90/16, 376 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2004 | 189 | бумажная книга |
С. А. Лишаев | Старое и ветхое. Опыт философского истолкования | В книге дается описание и истолкование влечения к старому и ветхому. Восприятие ветхого толкуется как опыт чувственной данности особенного, Другого. Эстетика старого и ветхого конкретизируется на… — @Алетейя, @ @ - @ @ Подробнее. | 2010 | 459 | бумажная книга |
С. А. Лишаев | Старое и ветхое. Опыт философского истолкования | В книге дается описание и истолкование влечения к старому и ветхому. Восприятие ветхого толкуется как опыт чувственной данности особенного, Другого. Эстетика старого и ветхого конкретизируется на… — @Алетейя, @(формат: 60x88/16, 208 стр.) @ Тела мысли @ @ Подробнее. | 2010 | 250 | бумажная книга |
Константин Исупов | Метафизика Достоевского | В книге трактуются вопросы метафизического мировоззрения Достоевского и его героев. На языке почвеннической концепции "непосредственного познания" автор книги идет по всем ярусам… — @Центр гуманитарных инициатив, @(формат: 60x90/16, 208 стр.) @ Humanitas @ @ Подробнее. | 2016 | 278 | бумажная книга |
Константин Исупов | Метафизика Достоевского | В книге трактуются вопросы метафизического мировоззрения Достоевского и его героев. На языке почвеннической концепции "непосредственного познания" автор книги идет по всем ярусам… — @ @(формат: 60х90/16 ( |
ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… … Литературная энциклопедия
Эстетика — ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… … Словарь литературных терминов
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эстетика музыкальная — дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м … Музыкальная энциклопедия
Эстетика мистического — (греч. mystika таинство) совокупность представлений и художественных приемов, посредством которых творческое сознание вводит в создаваемое им произведение искусства образы, свидетельствующие о существовании сверхчувственной, мистической… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Материалистическая эстетика — Содержание 1 Истоки 2 В России 3 Категории … Википедия
Онтологическая эстетика — (греч. ontos сущее, бытие + logos слово, ученние) 1) система художественнообразных средств, направленных на изображение и осмысление связей человека с мирозданием, творения с Творцом; 2) аналитическое направление, в русле которого… … Эстетика. Энциклопедический словарь
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия
Читайте также: